Научная статья на тему 'Особенности развития вузов педагогического профиля в нижнем Поволжье в 1930-е гг'

Особенности развития вузов педагогического профиля в нижнем Поволжье в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE EDUCATIONAL POLICY / ИНСТИТУТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / STAFF TRAINING / НИЖНЕВОЛЖСКИЙ КРАЙ / LOWER VOLGA REGION / TEACHER TRAINING INSTITUTES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотов Николай Александрович, Белицкая Маргарита Александровна

Рассматриваются вопросы формирования педагогических вузов Нижнего Поволжья в 1930-е гг. Анализируются особенности организации работы институтов, выделяются характерные черты их развития, прослеживается влияние государственной образовательной политики на реформирование системы управления вузами педагогического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the establishment of pedagogical universities of the Lower Volga region in the 1930s. The author analyzes the features of the organization of institute work, highlights the characteristic features of their development, traces the impact of the state educational policy on the reform of the system of management of teacher training universities.

Текст научной работы на тему «Особенности развития вузов педагогического профиля в нижнем Поволжье в 1930-е гг»

Н.А. БОЛОТОВ, М.А. БЕЛИЦКАЯ (Волгоград)

особенности развития вузов педагогического профиля в нижнем Поволжье в 1930-е гг.

Освещаются вопросы формирования педагогических вузов Нижнего Поволжья в 1930-е гг. Анализируются особенности организации работы институтов, выделяются характерные черты их развития, прослеживается влияние государственной образовательной политики на реформирование системы управления вузами педагогического профиля.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, институты педагогического профиля, высшее образование, подготовка кадров, Нижневолжский край.

На современном этапе развития образовательной системы нашей страны особое внимание уделяется развитию высшего образования, являющегося основой системы подготовки высококвалифицированных кадров для развития отечественной экономики. Происходят и изменения в структуре управления вузами. В соответствии с указом президента от 15 мая 2018 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [16] начат процесс разделения Министерства образования и науки Российской Федерации на Министерство просвещения российской федерации и министерство науки и высшего образования российской Федерации. Из-за особого положения вузов педагогического профиля - их тесной взаимосвязи как со школой, так и с наукой - особенное внимание уделяется их будущему развитию.

В сложившейся ситуации особо ценным представляется обращение к историческому опыту формирования педагогических вузов. В данной статье мы обратимся к истокам открытия вузов педагогического профиля и рассмотрим особенности их развития в 1930-е гг. на примере Нижнего Поволжья.

В 1928-1929 гг. проблема подготовки высококвалифицированных кадров для растущего народного хозяйства СССР была поставлена довольно остро, руководство страны считало вопрос о высшей школе крупнейшей политической задачей. По итогам работы XV съезда ВКП(б) вышло постановление «Об улучшении подготовки новых специалистов»,

О Болотов Н.А., Белицкая М.А., 2018

в котором была фактически сформулирована программа развития высшей школы в стране [8, с. 35]. Согласно его положениям, в целях совершенствования учебного процесса давалась установка органически связать учебную работу с производством, улучшить материальное оборудование вузов, расширить кадры преподавателей и профессоров, усилить подготовку молодых научных работников через аспирантуру, довести прием в вузы рабочих до 65% общего приема.

Открытию педагогических институтов по всей стране дало начало постановление ЦИК ВКП(б) «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей» от 8 марта 1929 г., которое стало мощным стимулом к расширению сети педагогических вузов в регионах [14, с. 418419]. В постановлении говорилось, что агро-и индустриально-педагогические институты смогут стать орудием политехнизации школы, позволят решить проблему укомплектованности образовательных учреждений высококвалифицированным преподавательским составом. Особое внимание было уделено улучшению постановки педагогических дисциплин и педагогической практики, разработке методов воспитательной работы, внеклассного воспитания, связи вузов и школы. Одновременно было запланировано и завершение всеобщего обязательного обучения детей и подростков в объеме школы-семилетки.

Государственная образовательная политика в конце 1920-х - 1930-е гг. была направлена на подготовку качественно новых специалистов, способных продвигать советскую идеологию в массы. С этим обстоятельством связано огромное значение, которое придавалось педагогическому образованию, подготовке учителей. Задача создания «советского» человека потребовала ликвидации неграмотности среди населения, осуществления всеобщего обязательного обучения, создания новой интеллигенции, исповедующей коммунистические идеалы. Поэтому и акцентировалась необходимость коренного преобразования системы народного образования, поиска новых форм подготовки специалистов. Вместе с тем в обществе существовала постоянная потребность в углублении знаний, научном обосновании утверждавшейся идеологии. Высшее педагогическое образование открывало доступ в мир науки и культуры. Эта потребность стимулировала совершенствование высшей педагогической школы.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

К середине 1920-х гг. школьное образование являло собой следующую систему: начальная 4-летняя школа крестьянской молодежи, школа фабрично-заводского ученичества на базе начальной школы, школа 2-й ступени (5-9-е классы) с профессионализированными 8-ми и 9-ми классами в ряде школ. Массовой формой подготовки кадров рабочих стали школы ФЗУ, в которых учащиеся на три четверти были детьми рабочих. Кадры среднего технического и административного персонала готовились в техникумах, специальных профессиональных школах, на краткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведения были индустриально-технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, художественные техникумы с трехлетним сроком обучения. Несмотря на значительные масштабы деятельности, система профтехобразования отставала от потребностей страны. В эти же годы возникла особая форма образования рабочих - рабочие факультеты (рабфаки), которые готовили первое поколение советской интеллигенции. вся эта система учебных заведений нуждалась в высококвалифицированных кадрах преподавателей [8].

Необходимо отметить, что в Нижневолжском крае* в период первых пятилеток экономического развития СССР формировалась мощная инфраструктура городского хозяйства, строились заводы, разворачивалась культурная революция и проводилась коллективизация, налаживались транспортные связи между городами и осваивались новые отрасли экономики. Такой подъем народного хозяйства не мог произойти без высококвалифицированных кадров. Их подготовку обеспечивали открывавшиеся в 1930-е гг. институты высшего профессионального образования. В целях обеспечения потребности региона педагогическими кадрами в мае 1931 г. был открыт индустриально-педагогический институт в Сталинграде [15. Л. 198-203], в сентябре того же года в составе Саратовского университета был образован педагогический факультет, который позже стал самостоятельным институ-

* Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 мая 1928 г. была образована Нижневолжская область. В состав Нижневолжской области вошли Калмыцкая автономная область, Астраханская, Саратовская и Сталинградская губернии и часть Пугачевского уезда Самарской губернии с переходом от губернского, уездного и волостного деления в окружное и районное. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 11 июня 1928 г. Нижневолжская область была переименована в Нижневолжский край [5, с. 6].

том, а в Астрахани педагогический институт открылся с 1 октября 1932 г. [18. Л. 14].

Учебный план Сталинградского индустриально-педагогического института предусматривал подготовку инженеров-педагогов для работы в школах ФЗУ, техникумах школах-девятилетках. В Государственном архиве Российской Федерации фонда материалов СНК РСФСР имеются следующие сведения об организации Сталинградского индустриально-педагогического института: «п. 5... Открыть с осени 1931 года в пределах установленных контингентов нижеследующие учебные заведения с финансированием их по государственному бюджету РСФСР: а) педагогические институты в. Сталинграде (Нижневолжский Край...)» [15. Л.198-203]. 18 июля 1931 г. заседание бюро Сталинградского горкома ВКП(б) «О начале работы пединститута» постановило: «Считать необходимым обеспечить в институте рабочую прослойку в количестве 80%, предлагая для подготовки абитуриентов открыть курсы на 60 человек, а также мобилизовать на учебу не менее 60 человек ВЛКСМ, производственной базой института закрепить СТЗ и Красный Октябрь» [13. Л. 218]. Первым официальным директором Сталинградского индустриально-педагогического института был назначен и утвержден на эту должность в Москве 25 июля 1931 г. С.С. Ахапкин [2, с. 7]. Он преподавал педагогические дисциплины до 1934 г.

С момента открытия института в нем работали 4 отделения: историко-экономическое, политехническое, химико-биологическое, физико-техническое, а с 1932 г. - филологическое и географическое. На дневное отделение было принято 100 чел. в 1931 г., но в сводном статистическом отчете вуза говорится, что требуемая цифра количества поступающих составляла 120 чел. [7. Л. 1]. Соответственно, была обозначена проблема формирования студенческих контингентов. Частично требуемые показатели решались за счет наличия разных форм обучения.

При институте с первых лет существовал рабочий факультет. Обучение осуществлялось по трем формам: очное, заочное, вечернее. Кроме того, была организована переподготовка учителей образцовых школ, методических кадров, начинающих работу молодых учителей и учительства с низшим образованием [12. Л. 2]. Одновременно на заседании СНК ВКП(б) было предложено гороно в декадный срок дополнительно проработать вопрос о подготовке кадров для обучения умственно отсталых и трудновоспитуемых

школьников, подготовить план их обучения. С 1932 г. при Сталинградском пединституте был открыт учительский институт для подготовки учителей с правом преподавания в 5-7-х классах и всеобуча с сокращенным сроком обучения до года. В высшем образовании период обучения увеличился с 2,5 до 4 лет [3, с. 17]. В 1934 г. был произведен первый выпуск специалистов историков, математиков, физиков, химиков, составивший 83 чел. И в этом же учебном году количество принятых в институт студентов возросло до 450 чел. [11. Л. 98].

Стоит отметить, что до 1934 г. организаторская работа в Сталинградском педагогическом вузе только налаживалась: вводились новые учебные планы, формировалась материальная база института, происходил подбор профессорско-преподавательского состава. В отчете исполняющего обязанности директора по учебной части СГПИ М.М. Гафинови-ча говорится: «... к 1934 году институт достиг значительных успехов в отношении борьбы за поднятие общекультурного уровня студентов и за улучшение их быта. Систематически проводятся научно-популярные лекции, вечера классической музыки, концерты и спортивные праздники. Институт оборудован всем необходимым инвентарем <...> значительно улучшилась обстановка в общежитиях <...> основные общежития радиофицированы и снабжены всем необходимым инвентарем» [4, с. 17]. Но партийные документы, хранящиеся в Центре документации новейшей истории Волгоградской области, свидетельствуют о том, что вопросы формирования материальной базы института приводили к срыву утвержденных сроков развития института. Так, из постановления бюро Сталинградского горкома ВКП(б) «О мероприятиях по Сталинградскому Пединституту» о 25 мая 1934 г. следует, что институт не был в состоянии обеспечить очередной набор студентов учебными помещениями и общежитиями [10. Л. 96 об.]. В связи с данными обстоятельствами к работе по организации работы вуза привлекались местные партийные органы, которые помогали обеспечивать работу по формированию материально-технической базы вуза.

Педагогический институт в Астрахани (АГПИ) был открыт постановлением СНК РСФСР № 298 от 25 марта 1932 г. и, как и Сталинградский, находился в ведении Народного комиссариата просвещения РСФСР. При открытии института работали четыре дневных отделения: экономическое, биологическое, математическое, литературное. Были также организованы и вечерние отделения: истори-

ческое, биологическое, химическое, физическое, литературное. Планировалось и открытие дошкольного отделения, однако оно не было утверждено. Всего на дневном и вечернем отделениях обучалось 322 студента [21. Л. 36]. При институте с момента его основания был организован и рабочий факультет. Примечательно, что для поступающих в вуз абитуриентов организовывались и краткосрочные подготовительные курсы.

В 1934 г. согласно приказу Наркомпро-са № 7 от 31 января 1934 г. была произведена первая реорганизация факультетов, определялся и контингент приема на каждый из них: физико-математический, естествознания, русского языка и литературы, при котором было организованно специальное калмыцкое отделение с набором в 30 чел. Всего обучалось 150 чел. [20. Л. 66]. Студенты экономического отделения, которое было закрыто в 1934 г., передавались в Сталинградский педагогический институт. Историческое отделение в АГПИ существовало только при вечернем институте.

С 1934/35 учебного года при институте открылся учительский институт [Там же. Л. 70]. При учительском институте функционировало историческое отделение с двумя кафедрами социально-экономических наук и истории. Первый год работы учительского института было принято 107 чел. и организованно три группы. На одной из них велось обучение без отрыва от производства [19. Л. 29]. В 1935 г. при педагогическом институте в Астрахани была организована кафедра калмыцкого языка и литературы. При вечернем институте в 1935/36 г. функционировали 3 факультета, на которых обучались 121 чел. В 1936 г. был осуществлен первый выпуск учителей математики, русского языка и литературы, естествознания. 23 чел. были направлены на работу в Сталинградскую область, 13 - в Калмыкию [1, с. 42].

Как и в Сталинграде, к моменту первого выпуска специалистов проблема по формированию материально-технической базы вуза еще не было решена, что оставалось главной задачей его руководства. Это было связано с быстрыми темпами развития института. В 1937 г. при учительском институте было открыто вечернее отделение и двухгодичные курсы подготовки преподавателей иностранных языков (немецкого и английского). При институте были организованы кафедры зоологии, химии, ботаники, математического анализа, геометрии, русского языка, литературы. Выпуск 1937 г. составил 199 чел. [Там же, с. 150]. В целом за 1930-е гг., самые сложные в организационном отношении, институт зарекомен-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

довал себя как крупное высшее учебное заведение, готовившее кадры специалистов-преподавателей для Нижневолжского региона. В сферу его обслуживания входили Черно-ярский, Владимировский, Янотаевский, Хара-блиский, Красноярский, Володарский, Камы-зякский, Икрянинский и Наримановский районы [1, с. 28]. Выпускники также направлялись в Сталинградскую область и Калмыкию.

Саратовский педагогический институт был образован в 1931 г. и выделен из состава Саратовского государственного университета. В 1933 г. при нем уже действовали следующие отделения: историческое, экономическое, литературное, математическое, физическое, химическое, биологическое, педагогическое, дошкольное, политпросветительское, химико-технологическое. При данном вузе были организованы еще и отделения по обучению национальных кадров: мордовское, калмыцкое, украинское [9, с. 393]. Однако уже в 1936 г. произошла структурная реорганизация, и институт стал осуществлять подготовку специалистов на следующих факультетах: химико-биологическом (в составе 4 кафедр: химии, зоологии, ботаники, анатомии человека и животных), физико-математическом (включал кафедры физики и математики), историческом, литературном, педагогическом [17. Л. 15-17]. Контингент студентов на 1936 г. составил 771 чел. При этом самым крупным был литературный факультет, на нем обучалось 190 чел., а меньше всего студентов обучалось на факультете иностранных языков - 54 чел., на историческом -123, на физико-математическом - 147, химико-биологическом - 142, педагогическом - 115 [Там же. Л. 2]. Кроме того, в институте к 1936 г. -уже обучалось 8 аспирантов - 7 по литературному направлению и 1 по педагогике [Там же. Л. 32].

Необходимо отметить, что обучению национальных кадров в эти годы руководство страны уделяло пристальное внимание, поэтому при саратовском и астраханском пединститутах существовало еще и специальное калмыцкое отделение. В Сталинграде студенты из Калмыкии тоже обучались при педагогическом и учительском институтах по тем направлениям, которых не было в Астрахани и Саратове: экономическом, а также дополнительно набирались студенты на факультет русского языка и литературы, однако самостоятельного отделения для подготовки национальных кадров не было.

В Калмыкии с 1935 г. действовал Институт повышения квалификации учителей, а с 1938 г. постановлением Совнаркома Кал-

мыцкой АССР № 493 в Астрахани был открыт и учительский институт [6, с. 59]. При институте были организованы два факультета: историко-географический и физико-математический, в 1939 г. начали работу еще два - химико-биологический и русского языка и литературы. Открытие Калмыцкого учительского института лишь частично решало проблему подготовки преподавателей, однако не могло решить проблему подготовки специалистов для народного хозяйства. Руководство Калмыцкой АССР прилагало огромные усилия для развития высшего образования в Калмыкии. В 1939 г. этой важной цели практически удалось достичь. Постановлением Совнаркома РСФСР от 20 августа 1939 г. «Об открытии в городе Элисте четырехгодичного педагогического института» было решено открыть пединститут непосредственно в КАССР [Там же, с. 60]. Однако из-за отсутствия материально-технической базы и необходимого профессорско-преподавательского состава и учительский, и педагогический институты, готовившие педагогические кадры для Калмыкии, было решено оставить в Астрахани.

Характерными чертами развития всех новообразованных институтов педагогического профиля Нижнего Поволжья стало их плановое целенаправленное открытие. За каждым из них закреплялись определенные территориальные единицы, а цифры приема соответствовали потребностям региона в подготовке педагогических кадров. Особенностью педагогических вузов Нижнего Поволжья стало то, что направленность их первых факультетов была практически одинаковой: химия, биология, физика, техника, экономика, история, русский язык и литература. За деятельностью гуманитарных факультетов осуществлялся строгий политический контроль. Контингенты приема в Астрахн-ском и Сталинградском педагогических институтах составляли в среднем по 120-150 чел. на дневное отделение. Саратовский институт изначально представлял собой более крупное высшее профессиональное учебное заведение из-за того, что был образован из состава Саратовского государственного университета и вопросы организации его материальной базы и подбора профессорско-преподавательского состава не стояли так остро, как в других городах Нижнего Поволжья, что позволило реали-зовывать подготовку большего числа студентов. При всех педагогических вузах края действовали различные формы обучения: дневное, заочное, вечернее, обеспечивавшее подготовку специалистов без отрыва от производства, а также рабочие факультеты и учительские ин-

ституты. В вопросах организации материально-технической базы значительную помощь оказывали местные органы власти. Однако все перечисленные институты находились в ведении Народного комиссариата просвещения, который осуществлял непосредственное руководство педагогическими вузами и отвечал за программное и методическое руководство организации в них учебного процесса.

Учитывая экономические и политические условия развития педагогических вузов Нижнего Поволжья в 1930-е гг., можно сделать вывод, что в самые первые и трудные в организационном плане годы для исследуемых институтов были заложены продуктивные основы руководства и функционирования вузов педагогического профиля на долгие последующие десятилетия работы. Их деятельность позволила обеспечить потребности региона необходимыми педагогическими кадрами высшей квалификации, способными реализовывать цели государственной образовательной политики.

список литературы

1. Астраханскому государственному педагогическому университету - 70 лет / отв. ред. А.П. Лунев. Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ун-та, 2002.

2. Болотов Н.А. Ректоры Волгоградского государственного педагогического университета. 1931— 2007 гг.: очерки. Волгоград: Перемена, 2007.

3. Волгоградский государственный социально-педагогический университет (1931-2011 гг.). Волгоград: Перемена, 2011.

4. Гафинович М.М. Первый выпуск // Педагогический журнал Сталинградского края. 1935. № 1. С. 17-20.

5. История административно-территориального деления Сталинградского (Нижневолжского) края. 1928-1936 гг.: справочник / сост. Д.В. Буянов, Н.С. Лобчук, С.А. Норицына. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012.

6. Кирилова И.М. Становление и развитие высшего образования в Калмыкии (1920-2005 гг.). Элиста: ОАО АПП «Джангар», 2005.

7. Материалы о начале работы Сталинградского педагогического института // Архив музея истории ВГСПУ. Ф. А1. Оп. 1. Д. 1.

8. На пути становления, в ногу с эпохой (19241940) // Ярославский педагогический вестник. Специальный выпуск (к 90-летию ЯГПУ). 1998. № 4. С. 28-40.

9. Нижнее Поволжье. Социально-экономическая справочная книга. Сталинград. 1934.

10. О мероприятиях по Сталинградскому пединституту: протокол заседания бюро Сталинградского горкома ВКП(б) // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 165.

11. О нагрузках ВУЗов: постановление бюро Сталинградского крайкома ВКП(б): протокол № 195

от 23 февр. 1936 г. // Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). ф. 113. Оп. 1. Д. 42.

12. О нагрузках Сталинградского педагогического института // Архив музея истории ВГСПУ. ф. А1. Оп. 1. Д. 14.

13. О начале работы пединститута: протокол заседания бюро Сталинградского горкома ВКП(б) № 69,71 от 18 июля 1931 г. // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 57б.

14. О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей: постановление ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. // Народное образование в СССР. Сб.документов (19171973 гг.). М.: Педагогика, 1974.

15. О сети и контингентах приема в профессионально-технические учебные учреждения в 1931 году и о состоянии подготовки кадров специалистов: постановление Совета Народных Комиссаров № 588 от 22 мая 1931 г. // ГАРФ. Ф. А 259. Оп. 24. Д. 5.

16. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Рф от 15 мая 2018 г. // Президент России: [сайт]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/57475 (дата обращения: 18.05.2018).

17. Отчет о работе Саратовского педагогического института за 1936-1937 учебный год // Государственный архив Саратовской области. ф. Р 255. Оп. 1. Д. 9.

18. Переписка НКП РСфСР об организации Астраханского педагогического института и рабфака // Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. Р 2364. Оп. 1. Д. 1.

19. Переписка с Наркомпросом РСФСР об открытии курсов по подготовке в пединститут // ГААО. Ф. Р 2364. Оп. 1. Д. 51.

20. Переписка с Наркомпросом РСФСР по учебной части Астраханского пединститута // ГААО. Ф. Р 2364. Оп. 1. Д. 15.

21. Планы и отчеты по учебной части Астраханского пединститута // ГААО. Ф. Р 2364. Оп. 1. Д. 22.

* * *

1. Astrahanskomu gosudarstvennomu pedago-gicheskomu universitetu - 70 let / otv. red. A.P. Lunev. Astrahan': Izd-vo Astrah. ped. un-ta, 2002.

2. Bolotov N.A. Rektory Volgogradskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 19312007 gg.: ocherki. Volgograd: Peremena, 2007.

3. Volgogradskij gosudarstvennyj social'no-pe-dagogicheskij universitet (1931-2011 gg.). Volgograd: Peremena, 2011.

4. Gafinovich M.M. Pervyj vypusk // Peda-gogicheskij zhurnal Stalingradskogo kraja. 1935. № 1. S. 17-20.

5. Istorija administrativno-territorial'nogo dele-nija Stalingradskogo (Nizhnevolzhskogo) kraja. 19281936 gg.: spravochnik / sost. D.V. Bujanov, N.S. Lob-

chuk, S.A. Noricyna. Volgograd: Volgogr. nauch. izd-vo, 2012.

6. Kirilova I.M. Stanovlenie i razvitie vysshego obrazovanija v Kalmykii (1920-2005 gg.). Jelista: OAO APP «Dzhangar», 2005.

7. Materialy o nachale raboty Stalingradskogo pedagogicheskogo instituta // Arhiv muzeja istorii VGSPU. F. A1. Op. 1. D. 1.

8. Na puti stanovlenija, v nogu s jepohoj (19241940) // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Spe-cial'nyj vypusk (k 90-letiju JaGPU). 1998. № 4. S. 28-40.

9. Nizhnee Povolzh'e. Social'no-jekonomicheskaja spravochnaja kniga. Stalingrad. 1934.

10. O meroprijatijah po Stalingradskomu ped-institutu: protokol zasedanija bjuro Stalingradskogo gorkoma VKP(b) // CDNIVO. F. 71. Op. 1. D. 165.

11. O nagruzkah VUZov: postanovlenie bjuro Stalingradskogo krajkoma VKP(b): protokol № 195 ot 23 fevr. 1936 g. // Centr dokumentacii novejshej istorii Volgogradskoj oblasti (CDNIVO). F. 113. Op. 1. D. 42.

12. O nagruzkah Stalingradskogo pedagogiche-skogo instituta // Arhiv muzeja istorii VGSPU. F. A1. Op. 1. D. 14.

13. O nachale raboty pedinstituta: protokol zase-danija bjuro Stalingradskogo gorkoma VKP(b) № 69,71 ot 18 ijulja 1931 g. // CDNIVO. F. 71. Op. 1. D. 57b.

14. O podgotovke prepodavatelej v pedvuzah i pedtehnikumah i perepodgotovke uchitelej: postanovlenie CIK KPSS SSSR ot 8 marta 1929 g. // Narodnoe obrazovanie v SSSR. Sb.dokumentov (19171973 gg.). M.: Pedagogika, 1974.

15. O seti i kontingentah priema v professional'-no-tehnicheskie uchebnye uchrezhdenija v 1931 go-du i o sostojanii podgotovki kadrov specialistov: postanovlenie Soveta Narodnyh Komissarov № 588 ot 22 maja 1931 g. // GARF. F. A 259. Op. 24. D. 5.

16. O strukture federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti: Ukaz Prezidenta RF ot 15 maja 2018 g. // Prezident Rossii: [sajt]. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/57475 (data obrashhenija: 18.05.2018).

17. Otchet o rabote Saratovskogo pedagogicheskogo instituta za 1936-1937 uchebnyj god // Go-sudarstvennyj arhiv Saratovskoj oblasti. F. R 255. Op. 1. D. 9.

18. Perepiska NKP RSFSR ob organizacii Ast-rahanskogo pedagogicheskogo instituta i rabfaka // Gosudarstvennyj arhiv Astrahanskoj oblasti (GAAO). F. R 2364. Op. 1. D. 1.

19. Perepiska s Narkomprosom RSFSR ob otkry-tii kursov po podgotovke v pedinstitut // GAAO. F. R 2364. Op. 1. D. 51.

20. Perepiska s Narkomprosom RSFSR po uchebnoj chasti Astrahanskogo pedinstituta // GAAO. F. R 2364. Op. 1. D. 15.

21. Plany i otchety po uchebnoj chasti Astrahan-skogo pedinstituta // GAAO. F. R 2364. Op. 1. D. 22.

Features of the establishment of teacher training universities in the Lower Volga region in the 1930s

The article deals with the establishment of pedagogical universities of the Lower Volga region in the 1930s. The author analyzes the features of the organization of institute work, highlights the characteristic features of their development, traces the impact of the state educational policy on the reform of the system of management of teacher training universities.

Key words: state educational policy, teacher training institutes, higher education, staff training, Lower Volga region.

(Статья поступила в редакцию 25.07.2018)

А.о. ТЮриН

(Астрахань)

контроль над политическими

настроениями

военнопленных

(на материалах лагеря № 204 для военнопленных при умвд по Астраханской области)

На основе отчетов, оперативных донесений и переписки, хранящихся в архивах, проводится анализ политических настроений военнопленных. Рассмотрено, как посредством агентурной работы и цензуры корреспонденции осуществлялся контроль над политическими настроениями военнопленных.

Ключевые слова: Вторая мировая война, лагерь военнопленных, политический контроль, агентурная работа, цензура корреспонденции.

Лагерь для военнопленных № 204 при УМВД по Астраханской области существовал с 1944 по 1949 г. На протяжении всего этого времени осуществлялась работа по охране, медицинскому обслуживанию и материально-бытовому обеспечению военнопленных, а также их трудовому использованию. Подавляющее большинство военнопленных понимали, а часто и ощущали, что отношение к ним сотрудников лагеря и местного населения будет в основном негативное - как к врагу, с ко-

О Тюрин А.О., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.