Научная статья на тему 'Национальная интеллигенция Калмыкии в первой половине XX века: историографический аспект'

Национальная интеллигенция Калмыкии в первой половине XX века: историографический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ТРАДИЦИИ / СФЕРА / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олчанова Ц. В.

В данной статье рассматриваются вопросы российской и региональной историографии по вопросам изучения национальной интеллигенции Калмыкии в первой половине XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная интеллигенция Калмыкии в первой половине XX века: историографический аспект»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 15.04.2016).

2. Хабибуллина А.Р. Историко-культурные центры Республики Башкортостан: история создания и правовое положение // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 41 (179). - История. Вып. 38. - С.104-109.

3. Хабибуллина А.Р. Славянские историко-культурные центры // Ватандаш. - 2011. - №11. - С. 48-66.

© Крайнова А.Е., 2017

УДК 93/94

Ц.В. Олчанова

К.и.н.

ФГБОУ ВО «КалмГУ», г.Элиста, Республика Калмыкия, Российская Федерация

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАЛМЫКИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА:

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы российской и региональной историографии по вопросам изучения национальной интеллигенции Калмыкии в первой половине XX века.

Ключевые слова

интеллигенция, национальная, историография, традиции, сфера, методология.

Проблема изучения интеллигенции, определение ее значимости в социокультурных и общественно-политических процессах страны традиционно составляет одно из приоритетных направлений в исторической науке.

Оценивая новейшую отечественную литературу по национальным проблемам России, исследователи отметили недооценку роли интеллигенции в жизни наций и тот факт, что лишь недавно стал преодолеваться сугубо классовый подход в освещении культуры народов.

Новые исторические условия сближения народов южнороссийских окраин с капитализирующейся Россией поставили традиционные общества перед необходимостью модернизации, обновления экономики, социальных отношений, повседневного быта населения. В частности, формирующаяся благодаря русско-калмыцким отношениям и европейскому просвещению, национальная интеллигенция Калмыкии, осознав требования эпохи, выдвинула общенациональную задачу становления новой культуры, которая восприняла все лучшее из европейской и русской культуры и в то же время сохранила национальные достижения.

Проведенный современный анализ региональной историографии по вопросам изучения национальной интеллигенции Калмыкии в первой половине XX века, позволяет прийти к выводу, что существует довольно немногочисленная и разноплановая литература. Большая ее часть создана в советский период и, несмотря на наличие идеологической заданности, вносит определенный научный вклад в изучение поставленной тематики.

Для данного периода характерно не только возрастание интереса к теме, но и появление оригинальных подходов, в том числе к освещению проблем в отдельных районах региона. Это и общие работы, в которых затрагиваются вопросы исследования по интересующей нас проблеме.

Исследуя в целом российскую историографию по интеллигенции, необходимо назвать работы В.Р. Лейкиной-Свирской, Л.К. Ермана, О.Н. Знаменского, А.С. Федюкина, А.В. Ушакова и других, которые составили «классическое» наследие интеллигентоведения[1].

Начало комплексному подходу к исследованию методологических основ проблем формирования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

социальной структуры советского общества, в том числе интеллигенции, было положено рядом специальных работ по проблемам формирования и развития интеллигенции, ее места и роли в процессе советского строительства, динамики ее внутреннего состава, создания и развития ее отдельных отрядов, в работах Руткевича М.Н., Дяновой Л.Г., Ивановой Л.В., Тастанова Ш.Ю., Ульяновской В.А., Андренюк Г.П., Катунцевой М.Н., Галкиной. Помимо этого внимание историков привлекали проблемы культурного строительства (Зак Л.М. Соскин В.Л. Главацкий М.Е.), развития науки, образования, в том числе проблема интеллигенции отразилась в работах Красовицкой Т.Ю.[2]

Крупным исследователем истории интеллигенции является Сибирь, где появляются работы В.Л. Соскина и С.А. Красильникова, Н.Н. Дьяконовой[3] и др., которые существенно продвинули развитие интеллигентоведения в целом. Работы посвящены теоретическим и конкретным проблемам, изучению истории интеллигенции, выявлению региональной специфики и социокультурных процессов. Такой подход был оправдан, ибо отражал назревшую потребность в переходе к углубленному исследованию проблемы. Этим создавались предпосылки для подготовки на следующем этапе историографии обобщающих работ по истории интеллигенции.

Первые исследования калмыцких ученых по истории развития народного образования республики появились в начале 1960-х годов [4], явившиеся первыми обобщающими трудами в изучении истории просвещения и науки как составной части культурной революции в Калмыкии. Работы советских историков на первых порах были подчинены задаче освещения положительных результатов новых преобразований в жизни малочисленных народов Калмыкии.

В последующих исследованиях 1960-70-х гг. представил собой фундаментальный коллективный труд «Очерки истории Калмыцкой АССР» в 2-х томах, где в одной из глав освещалось развитие культуры в довоенный период[5]. Вполне понятно, что многие положения этого коллективного труда концептуально устарели. Истории интеллигенции на этом этапе уделялось незаслуженно мало внимания, основной акцент историков был сделан на проблему образования, ликвидации неграмотности. В последующие годы опыт комплексного анализа истории калмыцкой интеллигенции не получил должного развития. Следует иметь в виду, что работы, написанные в период господства марксистско-ленинской методологии, страдали определенной узостью, и их авторы рассматривали национальную интеллигенции только с классовых позиций. Кроме того, характерным для них было абстрагирование от общероссийских социокультурных, политических явлений.

В 1980-е гг. региональная историография пополнилась исследованиями по истории советской интеллигенции и рядом статей, касавшихся вопросов деятельности национальной интеллигенции[6]. Определенное значение имели вышедшие в 1980-х гг. две статьи Кудайбергеновой Н.И., посвященные истории формирования социалистической калмыцкой интеллигенции в довоенный период[7, 63].

Таким образом, приходится констатировать, что научное изучение истории данного исследования в Калмыкии даже в традиционном ключе находится в зачаточном состоянии.

Однако в конце 1990-х - начале 2000 года ситуация изменилась, и этот период был отмечен всплеском интереса и к региональной истории в целом, и к интеллигенции южнороссийского региона, в частности. Появился ряд работ, авторы которых предпринимают попытки расширить круг изучаемых вопросов, дать более объективную оценку, актуализировать историческую проблематику.

К числу отрадных явлений последних десятилетий следует отнести появление исследовательской работы по калмыцкой интеллигенции на рубеже Х1Х-нач.ХХ вв. Антоновой Е.А., где рассмотрена калмыцкая интеллигенция в контексте этносоциального развития. Разработке этой проблемы она посвятила ряд своих статей и диссертацию[8]. Ею были выявлены первые упоминания о калмыках, процесс зарождения представителей первого поколения национальной интеллигенции, а также был представлен профессиональный состав калмыцких специалистов дореволюционного периода - это учителя, медицинские работники, специалисты народного хозяйства, местное управление, буддийско-ламаистское духовенство.

Особый интерес представляют статьи Бурчиновой Л.С., Алексеевой П.Э., работы Джалаевой А.М., Михайловой С.М. посвященные дореволюционной калмыцкой национальной интеллигенции[9].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

Имеющиеся по теме работы носят узкий характер, и с этой точки зрения не хватает широких обобщающих сравнительно-аналитических исследований. Это потребовало дальнейшего изучения дореволюционной интеллигенции.

В 2000-х г. выходят монографии Е.В.Сартиковой, Ю.О.Оглаева, И.М Корниловой, Лиджеевой К.Ф., Олчановой Ц.В.[10], в которых расширен круг изучаемых вопросов, актуализирована изучаемая проблематика.

Таким образом, вместе с тем, оценивая то, что было сделано в последние годы, в процессе изучения темы, необходимо подчеркнуть его плодотворный характер исследования:

во-первых, появились специальные работы по истории калмыцкой национальной интеллигенции в дореволюционный период, обоснована необходимость ее изучения;

во-вторых, существенно расширилась источниковая база исследований, началось освоение достижений современного интеллигентоведения;

в-третьих, успешно начата разработка персонификации на уровне отдельных личностей истории калмыцкой интеллигенции.

Список использованной литературы:

1. Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М., 1966; Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972; Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971; Ушаков А.В. Демократическая интеллигенция периода трех революций в России. М., 1985.

2. Красовицкая Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации государственного руководства национально-культурным строительством в РСФСР. 1917-1925 гг. М.: Наука, 1992.

3. Дьяконова Н.Н. Якутская интеллигенция: генезис, формирование, деятельность: II пол. XIX в.- 30е гг. XX в. Дисс. на соиск. д.и.н. С-Петербург. 2004.

4. Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста, 1969; Килганов В.У. Становление народного образования в Калмыкии. Элиста, 1968; Номинханов Д.Ц-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста, 1968; Намсинов И.Е. Культура Советской Калмыкии на подъеме. Элиста, 1972; Илишкин И.К. Просвещение, наука, культура // Элиста - 100 лет. Прошлое, настоящее, будущее. Элиста, 1965.

5. Очерки истории Калмыцкой АССР. Т.1. Дооктябрьский период. М., 1967; Очерки истории Калмыкии. Т.2. Эпоха социализма. М., 1970.

6. Сенглеева С.З. Деятельность калмыцкой областной партийной организации по осуществлению задач культурной революции (1928-1937 гг.). Автореф. дисс. на соиск. к.и.н. Ростов-на-Дону, 1986; Джалаева А.М. Культурное строительство в Калмыкии в период борьбы за победу социализма. Автореф. дисс. на соиск. к.и.н. М., 1988; Годаев П.О. Роль передового учительства в становлении советской школы в Калмыкии // Проблемы социалистического строительства в Калмыкии. Элиста, 1980. С.25 и др.;

7. Кудайбергенова Н.И. Основные пути и особенности процесса формирования социалистической интеллигенции в Калмыкии // Проблемы социалистического строительства в Калмыкии. Элиста, 1980.

8. Антонова Е.А. Интеллигенция Калмыкии на рубеже XIX - начало XX вв. (1892-1917гг.). Дисс. на соиск.к.и.н. М.,1996 г.

9. Алексеева П.Э. Питомцы Казанской учительской семинарии из Калмыкии // Бюллетень. Вып.4. Материалы. Казань.18-22 окт.1999; Джалаева А.М. Социальный и духовный облик калмыцкого учительства первой трети XX века. // Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе России (К 360-летию со дня рождения Хана Аюки). Ч.2. Элиста, 2002. С.21; Бурчинова Л.С. На рубеже веков // Теегин герл. Элиста.1990,№4.С.84; Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (19 век). Казань. 1991.

10.Сартикова Е.В. Образование Калмыкии: истоки и становление / Под ред. Ю.С. Борисова. Элиста, 2000; Оглаев Ю.О. Первые шаги высшего образования в Калмыкии (1920-1943гг.). Элиста, 2005; Корнилова И.М. Становление и развитие высшего образования в Калмыкии (1920-2005 гг.). Элиста, 2005; Лиджеева К.Ф. Развитие системы образования в национальных республиках юга России в конце XIX в. - 1941 г.: историко-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

сравнительный анализ. Элиста, 2012 г.; Олчанова Ц.В. Калмыцкая национальная интеллигенция: формирование и развитие в конце XIX - начале XX вв. Элиста, 2016 г.

© Олчанова Ц.В., 2017

УДК 949(47) 072

Н.Л. Семенова

к.и.н., доцент Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета г. Стерлитамак, Российская Федерация

ДОНЕСЕНИЕ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ А.А. ЗАКРЕВСКОГО «О НЕДОСТАТКАХ

ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ» 1831 Г.

Аннотация

В статье на основе неопубликованных архивных источников рассматривается обсуждение вопросов реформирования местного управления в высших правительственных кругах Российской империи в начале 30-х гг. Х1Хв. Автор проанализировала предложения министра внутренних дел А.А. Закревского, представленные на рассмотрение императора Николая I в 1831г., и реакцию на них правительства.

Ключевые слова

Местное управление, министр внутренних дел, Комитет министров, губернатор.

Проблемы в области местного управления неоднократно становились предметом обсуждения российского правительства в первой половине XIX в. По мнению исследователей, законодатели видели свою задачу в дополнении действующей организации управления структурами, способными, с одной стороны, установить законность и порядок на местах, с другой, — выступить в роли противовеса министерствам, наделенным слишком большой властью [1]. Министр внутренних дел А.А. Закревский в феврале 1831 г. представил императору Николаю I свое донесение «О недостатках губернского правления», представлявшее его видение реформировании системы местного управления, которое стало результатом «обозрения присутственных мест, подведомственных МВД», предпринятого во время поездки по губерниям, охваченным чумой в 1830-1831 гг. [3].

Проанализировав степень влияния губернатора на органы местной власти, А.А. Закревский пришел к выводу, что наиболее значительна власть главного начальника по губернскому правлению, городским полициям и земским судам. Но губернатор не всегда может воспользоваться этой властью из-за «...недостатка способов и средств...», определенных законом [3, л. 3-5]. Следующая проблема -«рассеянность» органов управления в губернии и отсутствие единства в их действиях. В результате, все дела в местном управлении решаются очень медленно [3, л. 3-5]. Министр внутренних дел в очередной раз констатировал, что губернское правление не может привлечь на службу деятельных и грамотных чиновников из-за крайне низкого жалованья [3, л. 8-10]. Так, жалованье делопроизводителей губернского правления составляет чаще всего 30 рублей в год. Поэтому грамотные делопроизводители предпочитают поступать на службу в казенную палату, удельную и почтовую контору, где жалованье выше. А.А. Закревский с возмущением писал императору: «Нельзя без соболезнования смотреть на сих людей, сидящих в присутственных местах в рубищах с печатью нищеты на лицах, а ведь многие из них - мужья и отцы семейств. Какое же усердие? Кто может льститься надеждой удержать руку, готовую принять предлагаемые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.