_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_
удалось этого сделать и болгарским националистически ориентированным интеллектуалам. Несмотря на изучение македонской проблематики в НР Болгарии и наличие в Софии специализированных исследовательских институтов, болгарские интеллектуалы окончательно утратили инициативу в деле национального воображения Македонии. Инициатива перешла македонским интеллектуалам, усилиями которых в СР Македонии был реализован принципиально отличный от болгарского проект развития македонской идентичности.
Список использованной литературы
1. Апостолски, Михайло (1906 - 1987) // Серафимов Ц. Енциклопедичен речник за Македония и македонските работи / Ц. Серафимов. - София, 2004. - С. 24 - 26.
2. Кирчанов М.В. От балканских крестьян к македонцам: интеллектуальная история македонского национализм / М.В. Кирчанов. - М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. - 304 с.
3. Когут З.С. Коршня щентичность Студи в ранньомодерно! та модерно! ютори Украши. - Кшв, 2004.
4. Църнушанов К. Македонизмът и съпратива на Македония срещу него / К. Църнушанов. - София, 1992.
5. Шнирельман В.А. Войны памяти. Мифы, идентичность и полтика в Закавказье / В.А. Шнирельман. - М., 2003.- С. 15.
6. Hrytsak Y. On Sails and Gales, and Ships sailing in various Directions: Post-Soviet Ukraine / Y. Hrytsak // Ab Imperio. - 2004. - No 1. - P. 229 - 254.
© Кирчанов М.В., 2017
УДК 908+93
А.Е. Крайнова
аспирант кафедры права ИУБП, БашГУ, г. Уфа, Российская Федерация
К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ
РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
Аннотация
Статья посвящена вопросу сохранения национальной идентичности в полиэтничном регионе. Особое внимание уделено нормативно-правовым актам в области межэтнического взаимодействия, реализующимся на территории Российской Федерации в целом и в Республике Башкортостан в частности.
Ключевые слова
глобализация, межэтническое взаимодействие, этническая идентичность.
Исторически, в процессе своего формирования, Россия складывалась как полиэтническое государство. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. на территории 85 субъектов нашей страны проживают представители более 190 народов [1].
Республика Башкортостан - один из самых крупных регионов Российской Федерации по численности населения, которое отличается мозаичностью этнического состава. Являясь поликультурным регионом, Башкортостан отличается высоким уровнем межэтнических контактов. Проблема межэтнического взаимодействия имеет здесь, как и во всей стране в целом, большое значение, так как все сферы жизни общества (экономическая, политическая, духовная и социальная) так или иначе связаны с этническим фактором [2, с.104-109].
Для обеспечения условий для полноправного развития многонационального народа Российской
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_
Федерации на всей ее территории в области межнациональных взаимоотношений действуют ряд нормативно-правовых актов. Среди них: Указы Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия» (№ 602 от 7 мая 2012 г.), «О Федеральном агентстве по делам национальностей» (№ 168 от 31 марта
2015 г.), «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» (№ 1666 от 19 декабря 2012 г.), «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации (№ 683 от
31 декабря 2015 г.); федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России»
(2014-2020 гг.) (постановление Правительства Российской Федерации
№ 718 от 20 августа 2013 г.).
С января 2017 г. в Башкортостане начинает реализовываться государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов в Республике Башкортостан» (2017-2022 гг.) (постановление Правительства Республики Башкортостан
№ 379 от 7 сентября 2016 г.). Основными задачами которой являются сохранение многообразия культуры и языка народов, населяющих нашу республику, обеспечение гармонизации межнациональных отношений.
Следует, отметить, что в предыдущие годы в Республике Башкортостан проблеме межэтнического взаимодействия со стороны органов государственной власти также уделялось пристальное внимание. Реализовывался целый ряд нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы культуры народов, проживающих на территории Башкортостана. Среди них: Конституция Республики Башкортостан, государственная программа «Народы Башкортостана» (2003-2012 гг.), законы «О культуре», «О языках», «О народных художественных промыслах», «Об образовании», «О национально-культурных автономиях» и др.
В целях реализации государственной национальной политики, направленной на сохранение и развитие национальных культур и родных языков народов Башкортостана в 1994 г. было создано государственное бюджетное учреждение Дом дружбы народов Республики Башкортостан. Сегодня в его структуре 16 филиалов - историко-культурных центров (постановление Правительства Республик Башкортостан № 85 от 13 апреля 2006 г.). Историко-культурные центры республики, призванные сохранять культурное наследие народов, все больше становятся эпицентрами возрождения традиционной национальной культуры и исторической памяти народов [3, С. 48-66].
Также с 2000 г. в республике действует Ассамблея народов Республики Башкортостан, куда входят представители наиболее крупных национальных общественных объединений. Среди основных задач Ассамблеи народов Республики Башкортостан - создание условий по сохранению культурно-исторического наследия народов республики.
Кроме того, для мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в 2016 г. было создано государственное автономное учреждение Центр гуманитарных исследований Министерства культуры Республики Башкортостан (распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 109-р от 15 февраля 2016 г.).
Как видно из вышеизложенного, для обеспечения и преумножения культурного и духовного потенциалов многонационального народа Российской Федерации сегодня в Республике Башкортостан усилиями органов государственной власти оказывается всесторонняя поддержка всем нациям, проживающим на ее территории. В связи с мощным влиянием глобализации на все формы жизни проблема сохранения национальной идентичности в Башкортостане, как в полиэтническом регионе, сегодня особенно актуальна. Для воспитания гармонично развитой личности, удовлетворения национальных потребностей народам, проживающим в Республике Башкортостан, важно иметь возможность изучать родную историю и язык, а также принимать активное участие в возрождении национальных ценностей, приобщаясь к идее взаимного уважения между представителями разных народов.
Список использованной литературы: 1. Национальный состав и владение языками, гражданство // Всероссийская перепись населения 2010 года. -Т.4 / [Электронный ресурс] - Режим доступа:иЯЬ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_
/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 15.04.2016).
2. Хабибуллина А.Р. Историко-культурные центры Республики Башкортостан: история создания и правовое положение // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 41 (179). - История. Вып. 38. - С.104-109.
3. Хабибуллина А.Р. Славянские историко-культурные центры // Ватандаш. - 2011. - №11. - С. 48-66.
© Крайнова А.Е., 2017
УДК 93/94
Ц.В. Олчанова
К.и.н.
ФГБОУ ВО «КалмГУ», г.Элиста, Республика Калмыкия, Российская Федерация
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАЛМЫКИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА:
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы российской и региональной историографии по вопросам изучения национальной интеллигенции Калмыкии в первой половине XX века.
Ключевые слова
интеллигенция, национальная, историография, традиции, сфера, методология.
Проблема изучения интеллигенции, определение ее значимости в социокультурных и общественно-политических процессах страны традиционно составляет одно из приоритетных направлений в исторической науке.
Оценивая новейшую отечественную литературу по национальным проблемам России, исследователи отметили недооценку роли интеллигенции в жизни наций и тот факт, что лишь недавно стал преодолеваться сугубо классовый подход в освещении культуры народов.
Новые исторические условия сближения народов южнороссийских окраин с капитализирующейся Россией поставили традиционные общества перед необходимостью модернизации, обновления экономики, социальных отношений, повседневного быта населения. В частности, формирующаяся благодаря русско-калмыцким отношениям и европейскому просвещению, национальная интеллигенция Калмыкии, осознав требования эпохи, выдвинула общенациональную задачу становления новой культуры, которая восприняла все лучшее из европейской и русской культуры и в то же время сохранила национальные достижения.
Проведенный современный анализ региональной историографии по вопросам изучения национальной интеллигенции Калмыкии в первой половине XX века, позволяет прийти к выводу, что существует довольно немногочисленная и разноплановая литература. Большая ее часть создана в советский период и, несмотря на наличие идеологической заданности, вносит определенный научный вклад в изучение поставленной тематики.
Для данного периода характерно не только возрастание интереса к теме, но и появление оригинальных подходов, в том числе к освещению проблем в отдельных районах региона. Это и общие работы, в которых затрагиваются вопросы исследования по интересующей нас проблеме.
Исследуя в целом российскую историографию по интеллигенции, необходимо назвать работы В.Р. Лейкиной-Свирской, Л.К. Ермана, О.Н. Знаменского, А.С. Федюкина, А.В. Ушакова и других, которые составили «классическое» наследие интеллигентоведения[1].
Начало комплексному подходу к исследованию методологических основ проблем формирования