Научная статья на тему 'Донесение министра внутренних дел А. А. Закревского «о недостатках губернского правления» 1831 г'

Донесение министра внутренних дел А. А. Закревского «о недостатках губернского правления» 1831 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОМИТЕТ МИНИСТРОВ / ГУБЕРНАТОР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова Н. Л.

В статье на основе неопубликованных архивных источников рассматривается обсуждение вопросов реформирования местного управления в высших правительственных кругах Российской империи в начале 30-х гг. XIXв. Автор проанализировала предложения министра внутренних дел А.А. Закревского, представленные на рассмотрение императора Николая I в 1831г., и реакцию на них правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Донесение министра внутренних дел А. А. Закревского «о недостатках губернского правления» 1831 г»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

сравнительный анализ. Элиста, 2012 г.; Олчанова Ц.В. Калмыцкая национальная интеллигенция: формирование и развитие в конце XIX - начале XX вв. Элиста, 2016 г.

© Олчанова Ц.В., 2017

УДК 949(47) 072

Н.Л. Семенова

к.и.н., доцент Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета г. Стерлитамак, Российская Федерация

ДОНЕСЕНИЕ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ А.А. ЗАКРЕВСКОГО «О НЕДОСТАТКАХ

ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ» 1831 Г.

Аннотация

В статье на основе неопубликованных архивных источников рассматривается обсуждение вопросов реформирования местного управления в высших правительственных кругах Российской империи в начале 30-х гг. Х1Хв. Автор проанализировала предложения министра внутренних дел А.А. Закревского, представленные на рассмотрение императора Николая I в 1831г., и реакцию на них правительства.

Ключевые слова

Местное управление, министр внутренних дел, Комитет министров, губернатор.

Проблемы в области местного управления неоднократно становились предметом обсуждения российского правительства в первой половине XIX в. По мнению исследователей, законодатели видели свою задачу в дополнении действующей организации управления структурами, способными, с одной стороны, установить законность и порядок на местах, с другой, — выступить в роли противовеса министерствам, наделенным слишком большой властью [1]. Министр внутренних дел А.А. Закревский в феврале 1831 г. представил императору Николаю I свое донесение «О недостатках губернского правления», представлявшее его видение реформировании системы местного управления, которое стало результатом «обозрения присутственных мест, подведомственных МВД», предпринятого во время поездки по губерниям, охваченным чумой в 1830-1831 гг. [3].

Проанализировав степень влияния губернатора на органы местной власти, А.А. Закревский пришел к выводу, что наиболее значительна власть главного начальника по губернскому правлению, городским полициям и земским судам. Но губернатор не всегда может воспользоваться этой властью из-за «...недостатка способов и средств...», определенных законом [3, л. 3-5]. Следующая проблема -«рассеянность» органов управления в губернии и отсутствие единства в их действиях. В результате, все дела в местном управлении решаются очень медленно [3, л. 3-5]. Министр внутренних дел в очередной раз констатировал, что губернское правление не может привлечь на службу деятельных и грамотных чиновников из-за крайне низкого жалованья [3, л. 8-10]. Так, жалованье делопроизводителей губернского правления составляет чаще всего 30 рублей в год. Поэтому грамотные делопроизводители предпочитают поступать на службу в казенную палату, удельную и почтовую контору, где жалованье выше. А.А. Закревский с возмущением писал императору: «Нельзя без соболезнования смотреть на сих людей, сидящих в присутственных местах в рубищах с печатью нищеты на лицах, а ведь многие из них - мужья и отцы семейств. Какое же усердие? Кто может льститься надеждой удержать руку, готовую принять предлагаемые

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

подношения, пропустить даже и небольшие деньги. В этом - корень лихоимства» [3, л.11-14 об.].

Для исправления положения А.А. Закревский предлагал восстановить в каждой губернии «единство наблюдательной власти в лице гражданского губернатора, по крайней мере над теми частями, которые непосредственно входят в состав губернского управления, как то над всеми палатами» [3, л. 11-14 об.]. Контроль над местными органами со стороны гражданского губернатора должен состоять в ежегодной ревизии им всех палат [3, л. 8-10]. Следующая мера, предложенная министром внутренних дел - увеличить состав канцелярии гражданского губернатора, назначив двух столоначальников: одного по части гражданской, другого - по уголовной, журналиста, который одновременно выполнял бы обязанности архивариуса и, по крайней мере - 6 писцов [3, л. 11-14]. Расширение штата приведет к увеличению расходов на канцелярию губернатора до 7500 рублей, но по мнению А.А. Закревского - это вполне оправданный и разумный шаг. Предложения А.А. Закревского включали в себя усиление власти губернатора за счет расширения его «наблюдательных» функций как главного начальника местного управления, и укрепление органов управления на местах за счет увеличения количества чиновников и получаемого ими жалованья.

Император Николай I, познакомившись с докладной запиской министра внутренних дел А.А. Закревского, наложил следующую резолюцию: «записку показать министру финансов» [3, л. 11-14]. Позиция министр финансов Е.Ф. Канкрина была такова: возложение на губернатора обязанности ревизии всех палат в губернии не принесет пользы, а «.. .обременит его новым формалитетом», поскольку основательная ревизия потребует очень много времени, а «поверхностная» абсолютна бесполезна [2, л. 1-4]. По поводу увеличения жалованья чиновников Е.Ф. Канкрин полагал, что предложения министра внутренних дел потребуют в год израсходовать по всем губерниям Российской империи 3 058 088 рублей, в том числе на увеличение содержания канцелярии губернатора и губернского правления потребуется 815 000 рублей. Он соглашался, что этот шаг - своевременный и необходимый, и он сам в 1830 г. представил на рассмотрение императора Николая I проект «улучшения губернских штатов вообще, на что исчислено было около 4,5 миллионов рублей» [2, л.1 -4]. Но из-за увеличения других государственных расходов его проект не был принят. Поэтому в 1831 г. министр финансов заключал, что «... не может принять на себя каких-либо новых расходов», но на будущий, 1832 г., при благоприятных обстоятельствах, возможно будет выделить 500 000 рублей на увеличение содержания губернского правления и губернской канцелярии [2, л.1-4]. Министр финансов высказал мысль, что для серьезного решения проблемы улучшения системы местного управления необходим комплекс мер: во-первых, следует уменьшить и упростить делопроизводство, упразднив излишние регистрации, двойные донесения; во-вторых, установить более четкое разделение дел по экспедициям правлений, и принять порядок, по которому с согласия губернатора маловажные дела будут решаться в экспедиции губернского правления и не рассматриваться в общем присутствии.

Мнение министра финансов совпало с решением Комитета министров, который рассмотрел на заседаниях 16 мая и 2 июня 1831 г. доклад А.А. Закревского, замечания, высказанные по нему императором Николаем I и Е.Ф. Канкриным. В журнале Комитета было записано, что следует соединить в лице губернатора наблюдательную власть над всеми частями управления в губернии, сохранить рассмотрение жалоб по тяжебным делам в губернском правлении, а не в палатах, поскольку «. губернское правление -есть такое место, которое наблюдая дабы законы были везде исполняемы». Комитет министров признал их вполне справедливыми замечания о низком жалованье чиновников, заметив, при этом, что правительство озабочено поисками средств для повышения, учреждены разные комитеты для разработки общих штатов. Комитет также поручил министру финансов при составлении бюджета на 1832 г. найти хотя бы незначительную сумму для увеличения жалованья чиновникам [2, л.27-30].

Таким образом, обсуждение предложений А.А. Закревского в правительстве еще раз доказывает, что важнейшей целью административных преобразований правительства являлось создание такого аппарата управления, который бы был прежде всего недорогим, эффективным и обеспечивал оптимальное соотношение властных полномочий местных и центральных органов.

Список использованной литературы: 1. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России в первой четверти XIX в.: Замыслы, проекты,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

воплощение. М.: «Новый хронограф», 2012. 448 с.

2. Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 660. Оп. 1. Д. 63. Л.1-4.

3. РГИА. Ф. 1286. Оп. 5. Д. 903.

© Семенова Н.Л., 2017

УДК 93/94

Д.И.Шарипова

Студентка 4-го курса ФТИ,БашГУ г.Уфа, Российская Федерация

ВКЛАД БАШКИРСКОЙ АССР В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Аннотация

От Уфы до государственной границы - тысячи километров. Век назад вестник проскакал бы это расстояние за три недели. Но 22 июня 1941 года все сократилось до судьбоносного мига. Не громыхала артиллерийская канонада, не рвались бомбы на просторах Башкортостана. Но война сразу переменила и нашу жизнь. Не по принуждению, а по убеждению защищали башкортостанцы нашу общую Отчизну. Высокое понятие долга и чести объединило воинов и тружеников тыла.

Ключевые слова История, война, Башкирия.

К началу войны Башкирия имела крепкую промышленную базу, хорошо подготовленные кадры, богатые природные ресурсы. Особое значение приобрели нефтяные промыслы, нефтеперерабатывающие заводы, металлургические предприятия. Исключительное значение имело обеспечение фронта горючесмазочными материалами. При этом республика была и важнейшим сельскохозяйственным регионом. Все население встало на трудовую вахту во имя Победы, во имя обеспечения фронта всем необходимым. К выпуску боеприпасов перешли заводы в Уфе, Белорецке, Стерлитамаке. Перестроили работу предприятия местной, легкой, пищевой промышленности. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» стал нормой жизни для каждого трудового коллектива.

Республика готовила достойное и квалифицированное пополнение для фронта. В первые месяцы войны у нас были сформированы 361-я стрелковая, 74-я и 76-я кавалерийские дивизии. В ноябре 1941 года республика сформировала две башкирские кавалерийские дивизии. Их оснастили военным снаряжением, транспортом и другими средствами за счет ресурсов республики. 1 мая 1942 года 112-я кавдивизия под командованием полковника М. М. Шаймуратова прибыла на фронт. 2 июля она начала боевые действия, покрывшие ее знамена неувядаемой славой и принесшие ей почетные звания «Гвардейская» и «Черниговская». В 1942-1943 годах в республике была сформирована 219-я и доукомплектованная 300-я стрелковая дивизии, созданы более десяти минометных и артиллерийских полков, в том числе 1292-й истребительно-противотанковой артиллерийский полк имени Салавата Юлаева. Большие группы мобилизованных из Башкирии вошли в состав 284, 363, 371, 377, 381-й стрелковых дивизий. Значительное количество наших земляков воевало в экипажах боевых кораблей Балтийского, Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов, ряда речных флотилий. Всего Башкортостан отправил на битву с фашистами более 700 тысяч своих лучших сынов и дочерей.

В Великой Отечественной войне наряду с мужчинами участвовали славные дочери нашей Родины. Из Башкортостана ушли на фронт сотни и тысячи героических женщин-добровольцев: радисток, медсестер, врачей. Летчица Магуба Сыртланова из г. Белебея в составе полка ночных бомбардировщиков совершила

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.