Научная статья на тему 'Финансово-экономические ведомства России в первой половине XIX века'

Финансово-экономические ведомства России в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1444
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ / КАЗНАЧЕЙСТВО / КОНТРОЛЕР / КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / УНИВЕРСИТЕТ / ЧИНОВНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муравьева Л.А.

Статья освещает административные реформы в России в первой половине XIX в. В царствование императора Александра I была проведена министерская реформа. Одним из ключевых ведомств в империи стало Министерство финансов. Начали появляться первые коммерческие училища как в столице, так и в других городах страны. В университетах финансовые науки изучали на юридических факультетах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономические ведомства России в первой половине XIX века»

Страницы истории

Удк 336: 93/94 (045)

финансово-экономические

ведомства россии в первой половине xix века

Л. А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Е-mail: lam1812@mail.ru. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья освещает административные реформы в России в первой половине XIXв. В царствование императора Александра I была проведена министерская реформа. Одним из ключевых ведомств в империи стало Министерство финансов. Начали появляться первые коммерческие училища как в столице, так и в других городах страны. В университетах финансовые науки изучали на юридических факультетах.

Ключевые слова: административная реформа, министерство финансов, казначейство, контролер, коммерческое училище, юридический факультет, университет, чиновник.

Преобразование системы управления. Россия, вступая в XIX в., не только сохранила в неприкосновенности абсолютную монархию, но и всю систему властных органов, не отвечающую уровню требований своего времени. Системе управления не хватало четкости и определенности. У государственных учреждений отсутствовало ясное представление о сферах деятельности и пределах компетенции. В начале царствования Александра I доходы от успешной внешней торговли дали возможность осуществить первые реформаторские шаги нового правительства:

— сделать довольно значительные ассигнования в просвещение (появилось пять новых университетов и других учебных заведений);

— вложить деньги в достройку водных путей сообщения, начатых при Екатерине II и Павле I.

Одним из самых значимых преобразований стала министерская реформа. Главными органами исполнительной власти вместо коллегий становились министерства. В сентябре 1802 г. был обнародован манифест «Об учреждении министерств». В России появились первые восемь министерств. Реформа начиналась неудачно. Один из советников императора Д. П. Трощинский видел в ней не упразднение, а дальнейшее развитие коллежской формы управления, более предпочтительной, чем канцелярская или единоличная. Министры рассматривались им как посредники между императором и частями управления, ускоряющие движение дел и сохраняющие коллежские обряды. Запутанность отношений между министрами и коллегиями привела к упразднению и превращению коллегий в департаменты министерств. Новая форма центрального управления утвердилась в 1803 г. Основанием для этого стала записка министра внутренних дел В. П. Кочубея. Теперь однородные дела подчинялись одному центральному ведомству, а не разделялись между различными коллегиями.

Существенные коррективы в начатую реформу были внесены в 1810—1811 гг. Накопленный опыт проведения министерской реформы в России и образцы наполеоновской Франции были обобще-

ны М. М. Сперанским. На свет появился закон от 25.06.1811 «Общее учреждение министерств», в котором были унифицированы их структура и задачи, отношения с высшими и низшими учреждениями, порядок прохождения дел и формы составления бумаг, права и обязанности всех служащих. Количество министерств увеличилось до двенадцати. Министерства, возглавившие крупные отрасли управления, имели единообразную структуру и базировались на принципе единоначалия. Во главе стояли министр и его товарищ. При министре имелись канцелярия и совет, состоящий из руководителей структурных подразделений, на правах совещательного органа. Министерский аппарат включал:

— департаменты во главе с директором;

— отделения, возглавляемые начальниками;

— столы — во главе со столоначальниками.

В организации министерства выдерживалась вертикаль власти, базирующаяся на принципе единоначалия и подчинении младших старшим. Централизация и бюрократизация административной власти позволяли монарху руководить всеми делами через министров.

С появлением министерств в 1802 г. образовали Комитет министров, значение которого как высшего административного органа было определено соответствующим документом только в 1812 г. и закрепило за ним статус высшего административного органа. Но даже тогда он не стал органом, объединяющим и направляющим деятельность министерств, а превратился в место совещания императора с доверенными министрами. Такое положение дел было возможно потому, что министры назначались непосредственно императором и только перед ним были ответственны, с ним связаны личными докладами и распоряжениями, что давало им неограниченные полномочия во вверенной отрасли управления. Реформы Александра I подверг резкой критике Н. М. Карамзин. Находящийся в ссылке М. М. Сперанский склонен был согласиться с критиками в том, что «Россией управляют министры», так как проведенная в жизнь реформа составляла лишь часть разработанного им большого и сложного проекта.

Инновации XIX в. прочно соединялись с традиционными чертами. К устоявшейся традиции можно отнести принцип коллегиальности в управлении финансами. В новых условиях этот принцип проводился через Государственный совет, созданный в 1810 г. под председательством императора. Проект М. М. Сперанского «Введение к Уложению

государственных законов» (1809 г.) содержал план преобразований России на основе модернизации и европеизации всей государственной машины. В основу проекта был положен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом, призванным координировать и объединять деятельность императора и всех ветвей власти, а также играть роль верхней палаты парламента, должен был стать Государственный совет. План Сперанского как чрезмерно радикальный не был поддержан сенаторами. Учрежденный Государственный совет превратился в законосовещательный орган при императоре. При нем была создана Государственная канцелярия, а М. М. Сперанский назначен первым государственным секретарем с широкими полномочиями, так как все законопроекты, предназначенные для обсуждения в Совете, первоначально поступали в канцелярию, где проходили предварительную доработку. Государственный совет состоял из четырех департаментов, одним из которых был департамент государственной экономики, занимающийся вопросами финансов, промышленности, торговли и науки. На заседаниях совета рассматривались отчеты министров, основные направления финансовой политики, разрабатывались чрезвычайные меры. Окончательное обсуждение законов проходило на Общем собрании Государственного совета. Закон вступал в силу после утверждения императором. В состав Государственного совета входили все министры и пожизненно назначаемые императором высшие сановники. Председатель Государственного совета одновременно являлся председателем Комитета министров. Первоначально в Государственный совет входили 25, в 1836 г. — 36, а в конце века — более 70 человек. Изменения в статусе Государственного совета произошли в 1906 г., когда с выбором Государственной думы ему был придан статус верхней палаты законодательного собрания.

Другим центральным органом коллегиального характера выступал учрежденный в 1806 г. Особый комитет по части финансов (Комитет финансов). Входившие в его состав некоторые министры и высшие сановники, назначенные императором, принимали решения по текущим чрезвычайным вопросам. В 1812 г. рассматривался вопрос о дополнительных источниках дохода с необходимостью организации отпора французскому вторжению. С 1822 г. Комитет финансов начинает действовать постоянно. Особую значимость приобрела его деятельность во время проведения министром

финансов Е. Ф. Канкриным денежной реформы 1839—1843 гг. и изыскания средств покрытия дефицита в начале 1850-х гг.

Среди учрежденных министерств центральное место принадлежало министерству финансов. Оно делилось на четыре департамента, каждое из которых занималось определенной финансовой отраслью. На правах самостоятельных структур в министерство входили канцелярия, занимающаяся вопросами делопроизводства, а также подразделение, управлявшее казенными банками. По мере развития реформы и ее корректировки в составе финансового ведомства появились новые департаменты. Министерство коммерции, созданное на базе Коммерц-коллегии, ликвидировали в 1810 г. Его функции перешли к департаменту внешней торговли министерства финансов. Камер-коллегия также была преобразована в один из его департаментов. Как высший исполнительный финансовый орган министерство финансов проверяло финансовые отчеты других государственных учреждений и обладало правом эмиссии. В 1811 г. были созданы приравненное к министерству Государственное казначейство и Главное казначейство, которое вело учет денежных средств и выдавало наличные суммы центральным государственным органам и на содержание императорского двора. В 1821 г. Государственное казначейство включили в состав министерства финансов на правах департамента. Так произошла централизация кассового дела, а распоряжение наличностью превратилось в компетенцию Министерства финансов.

Увеличение в стране числа казенных банков требовало совершенствования управления ими. Для этого в Министерстве финансов в 1824 г. была создана особая канцелярия по кредитной части. В связи с оживлением промышленного развития департамент мануфактур из Министерства внутренних дел (МВД) перевели в финансовое ведомство, реорганизовав его в мануфактурный совет с целью осуществления контроля за всеми мануфактурами. Для активизации внутренней и внешней торговли и увеличения от нее бюджетных поступлений был создан коммерческий совет. По мере усиления влияния торгово-промышленных кругов оба совета были слиты в департамент торговли и мануфактур, превратившийся во влиятельную структуру всей финансово-экономической политики. Реформы аграрного сектора П. Д. Киселева вызвали к жизни образование в 1838 г. самостоятельного Министерства государственных имуществ. При этом министерство финансов продолжало контролировать оте-

чественную промышленность путем установления таможенных пошлин и ставок налогообложения. Так в первой половине XIX в. состоялось создание стройной и отвечающей задачам момента структуры министерства финансов.

Административная реформа коснулась и органов контроля. В 1811 г. было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов, созданное в целях контроля за соблюдением ведомствами финансовой дисциплины. Оно ревизовало счета по военной и гражданской части, рассматривало финансовые отчеты некоторых центральных учреждений. Неэффективность работы названного органа привела к тому, что в 1836 г. его переименовали в Государственный контроль, придав ранг министерства. Первым государственным контролером стал Б. Б. Кампенгаузен. В первой половине XIX в. контроль носил формальный характер и ограничивался проверкой отчетов учреждений, прежде всего столицы. Многие высшие и центральные учреждения контролю не подлежали совсем, так как в военных ведомствах, МВД, Синоде, банках действовал внутриведомственный контроль. Положение начало меняться во второй половине века.

В царствование Николая I продолжилась реорганизация административного управления, но серьезных изменений оно не претерпело. Действуя под девизом «долг и порядок», главное внимание император уделял не улучшению, а упорядочению государственного управления. Секретный Комитет для разработки программы преобразований был учрежден 06.12.1826. Его главой был назначен председатель Государственного совета В. П. Кочубей, но реально всеми делами руководил возвращенный из ссылки М. М. Сперанский. Поначалу новый император относился к нему настороженно, но честная и самоотверженная служба Сперанского рассеяла все сомнения. «Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу с огромными сведениями, с огромной опытностью, с неустававшею никогда деятельностью», — признавался Николай I. Реальных результатов работа Комитета не имела и в 1832 г. он прекратил свою деятельность, хотя официально закрыт не был. Наиболее важные дела подлежали личному контролю императора через Собственную Его Императорского Величества Канцелярию, которую коснулись самые заметные преобразования. Созданная Павлом I, и при Александре I она была личной канцелярией императора. В первый же год своего правления Николай I придал ей особое значение, существенно расширил ее состав, размеры и функции, разделив на шесть отделений. Второе

отделение занималось кодификацией законов — одной из первоочередных задач, так как империя продолжала жить по Соборному Уложению 1649 г. Основную работу выполнял М. М. Сперанский. В результате в 1828—1830 гг. в типографии второго отделения было издано 45 томов Полного собрания законов Российской империи, а в 1832 г. — 15 томов Свода законов Российской империи. В свод вошли все изданные ранее акты по финансовой политике.

Организация управления финансами на местах, в основном сложившаяся в царствование Екатерины II, дальнейшее развитие получила при Николае I. Идея бюрократизации местного управления была выражена в законах 1837, 1842 и 1845 гг. и действовала до 1864 г. В губерниях управление финансами сосредоточилось в казенных палатах, подчиненных Министерству финансов. Они контролировали своевременное поступление налогов в казну, имея в своем составе шесть отделений по основным направлениям деятельности:

— хозяйственной;

— лесной;

— питейных сборов;

— казначейства;

— соляной;

— контрольной.

Компетенция казенных палат включала финансирование торгов и подрядов, а также проведение ревизий местных ведомств с целью проверки выполнения ими финансовой дисциплины. Руководил действиями казенных палат вице-губернатор, напрямую подчинявшийся Министерству финансов. Всесторонне многообразные функции местных финансовых органов оказались прописанными в инструкции 1831 г. «О порядке ведения дел в казенных палатах». С 1837 г. казенные палаты были переподчинены специально введенным должностным лицам — председателям казенных палат, несшим персональную ответственность за их деятельность, что усиливало централизацию управления местными финансовыми органами.

Созданные Екатериной II губернские и уездные казначейства (1775 г.) вновь оживили свою деятельность с 1802 г. Обладая денежной наличностью, они не только контролировали правильное движение денежных потоков на местах, но и сами проводили операции с наличностью, выполняя указания Министерства финансов. Инструкция 1837 г. более четко определяла функции губернских казначейств по составлению доходно-расходных смет, контролю за взиманием окладных сборов,

движению денежных сумм, проведению ревизий уездных казначейств. Казначейства также продавали бланки и гербовую бумагу и до 1838 г. следили за сбором поступлений от винных откупов, что позднее сосредоточилось в департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов.

Однако в первой половине XIX в. ключевой фигурой в системе местных исполнительных органов власти оставался губернатор, обладающий широкими полномочиями, зафиксированными в «Общем наказе гражданским губернаторам» 1837 г. В руках губернатора сосредоточились нити управления всей, в том числе и финансово-экономической жизнью губернии. Как представитель верховной власти и хозяин губернатор призван был заботиться о благе жителей губернии, следить за соблюдением законов, заниматься полицейской деятельностью и быть охранителем казенного интереса, контролируя сбор налогов и исполнение повинностей. Его помощником являлся вице-губернатор. Право надзора губернатора за всеми учреждениями не только усилило его власть, но превратило губернское правление из коллегиально-совещательного в исполнительное учреждение. Все дела губернского правления сосредоточились в канцелярии, разделенной на четыре отделения, последнее из которых осуществляло связи губернатора с финансово-хозяйственными органами. Губернское правление находилось в ведении министра внутренних дел, а не Сената. Возросшая власть увеличила и обязанности губернатора. Он являлся председателем 17 учреждений и подписывал до 100 тыс. бумаг в год или до 270 бумаг в день. Губернатор к середине XIX в. обладал всей полнотой власти, был высшим должностным лицом местной администрации, управлял от имени высшей власти, но играл роль исполнителя распоряжений и предписаний, не имеющего права действовать самостоятельно, под свою ответственность.

К полномочиям губернатора относилось право заниматься ценообразованием продовольственных товаров. На совещания по этим вопросам приглашались городской голова, предводители дворянских собраний и торгующие продовольствием купцы. В зависимости от обеспечения продовольствием, достатка местных жителей определялся высший и низший предел колебания цен на продукты. Возложенная на губернатора функция охраны интересов казны давала ему право проводить внеплановые ревизии государственных учреждений губернии, проверять сведения о недоимках, преследовать фальшивомонетчиков. Контроль за заключением

казенных подрядов также входил в круг обязанностей губернатора. Проведение казенных работ местными органами власти на сумму до 10 тыс. руб. утверждались им единолично. Поставки и подряды выше указанной суммы рассматривались отраслевыми министерствами. Доходно-расходные городские сметы до 30 тыс. руб. также утверждались губернатором. Сметы выше этой суммы находились в компетенции Министерства внутренних дел, которое было не только полицейским, но и хозяйственным органом.

Широкие финансовые полномочия губернаторов порождали казнокрадство и безнаказанность чиновников губернского и уездного уровней, что наносило заметный урон интересам и доходам государства. Вместе с тем такое асоциальное явление, как взяточничество, подогревалось не столько пороками и низкими человеческими качествами чиновников, сколько мелочной регламентацией и усиленной бюрократизацией всей системы управления. Жесткая централизация аппарата управления требовала решения многих местных вопросов в столице. В Санкт-Петербурге нередко принимались решения без учета местных условий. Пристальное внимание центральных органов к заведению новых фабрик и заводов сдерживало развитие промышленного предпринимательства. Условия детальной регламентации, жесткой централизации и наличие большого числа нормативных актов, противоречивших друг другу, составляли питательную среду для роста бюрократического произвола, ущемления интересов людей и зависимости принятия решений от личного расположения чиновников.

Главными тенденциями системы государственного управления стали предельная централизация, бюрократизация и военизация государственного аппарата. Идеалом и образцом для устройства общества, по мнению императора Николая I, была стройная и дисциплинированная армия. Реализация подобной идеи привела к резкому расширению штата чиновников всех ведомств и излишнему канцелярскому формализму, что мешало быстрому исполнению распоряжений высшей власти. Николай I сетовал на то, что Россией правят столоначальники. Если в 1842 г. в стране насчитывалось 75 тыс. чиновников и канцеляристов, то в 1857 г. их было уже 122 тыс. В стране преобладали мелкие чиновники или канцеляристы без чинов. Самым привлекательным местом службы чиновникам виделся Санкт-Петербург. Многие в ожидании вакансий служили «сверх штата», т. е. без жалованья. Таких

было в начале века более 7 %, а в 1832 г. — около 4 %. Строгая централизация привела к появлению нового типа служащего — министерского чиновника, решавшего «заглазно все местные потребности России путем канцелярского порядка».

Переписка и бумаготворчество стали отличительной чертой деятельности государственного аппарата. Параллельно с разбуханием аппарата управления росло количество должностных преступлений. Главным среди них было взяточничество. Помимо многочисленных субъективных причин, обусловливающих это явление, была серьезная экономическая причина — низкое жалованье чиновников, особенно мелких. Если губернатор в начале века получал 300 тыс. руб. в год, то чиновники 10—14 классов — от 200 до 250 руб. Жалованье канцелярских служащих колебалось от 60 до 120 руб. в год и было не фиксированным, а зависело от стажа работы и расположения начальства. Дальнейшее увеличение оклада на фоне инфляции и роста цен было относительным. Невозможность прожить на одно жалованье толкало чиновников на получение должностной ренты в виде взяток от дел или регулярных пособий от промышленников и купцов. Величина взяток зависела от статуса учреждений и могла достигать 50 тыс. руб. Разложению чиновничества способствовала откупная система. Многие чиновники финансового ведомства, администрация большинства губерний находились на содержании откупщиков. Взяточничество пронизало все звенья государственного аппарата. Бесконтрольность и безнравственность должностных лиц дискредитировали власть, порождали неуважение к закону и развращающе действовали на общество. Невозможность увеличить чиновничье содержание вынуждало правительство достаточно снисходительно относиться к должностным преступлениям. Тем не менее до 8 % чиновников только 9—14 классов ежегодно подвергались судимости. Действенные меры по пресечению злоупотреблений начали проводиться Александром II.

Проведение министерской реформы привело к появлению новых должностных лиц — министров, несших персональную ответственность за вверенное ведомство и регулярно отчитывающихся перед императором за его деятельность. От Министерства финансов в первой половине XIX в. требовалось главное внимание уделять поддержанию стабильного курса рубля и составлению бездефицитного бюджета. Состояние и развитие кредитно-бан-ковской системы рассматривалось как подспорье для решения главных указанных проблем. Фор-

мирование финансово-экономической политики во многом зависело от общественно-политических взглядов, образовательного уровня, глубины познания экономической теории и практических навыков министра финансов. Но как бы ни была важна личность министра, объективность подхода требовала учета совокупности всех имеющихся конкретно-исторических условий: от степени подготовленности сотрудников, способных выработать и реализовать принятые решения, до компетенции и заинтересованности правительства, доверия императора, общего направления внутренней и внешней политики.

Первым министром финансов в 1802 г. стал барон, получивший титул графа, А. И. Васильев (1742—1807), назначенный еще императором Павлом I Государственным казначеем. Его финансовая политика была традиционной и сводилась к займам в казенных банках и выпуску ассигнаций. В 1807 г. его сменил Ф. А. Голубцов. Сформировавшиеся по своим взглядам, убеждениям и понятиям в екатерининскую эпоху эти министры не смогли ответить на вызов времени и найти правильное решение финансовых проблем в период их серьезного обострения. В условиях нарастания кризисных явлений в денежно-кредитной сфере найти подходящую кандидатуру на пост министра финансов оказалось трудным делом. За неимением лучшего преемника им стал в 1810 г. Д. А. Гурьев (1751—1825), занимавший до этого должность товарища министра, получивший образование в Страсбургском университете, но больше известный своими кулинарными пристрастиями, чем финансовыми успехами. М. М. Сперанский, будучи в этот период вторым человеком в империи, всячески поддерживал кандидатуру Гурьева, видя в нем своего единомышленника. Разрабатывая «План финансов», Сперанский надеялся занять ведущее место в осуществлении финансовой политики, а в Гурьеве видел исполнителя разработанных решений. Ошибка государственного секретаря состояла в том, что Гурьев нисколько не сочувствовал планам и деятельности Сперанского, а оказался на стороне его противников. С отправкой Сперанского в отставку, а затем в ссылку, Д. А. Гурьев получил большую самостоятельность в проведении финансовой политики. Его беда состояла в том, что для этого он не имел ни достаточного кругозора, ни профессиональных навыков. В отличие от плана Сперанского он на заседание Государственного совета представил свой, в котором высказывался за продолжение эмиссии. Бороться с избытком денежной массы предлагал за

счет расширения ареала распространения бумажных денег в западных и прибалтийских губерниях. В последующие годы Гурьев с таким же рвением выступал за изъятие бумажных денег из обращения. Опытный царедворец был настолько гибок, что с легкостью отказывался от принятых решений, не заботясь о последовательности действий. Весьма изменчивой была его таможенная и налоговая политика. Тринадцатилетняя деятельность Гурьева на посту министра финансов явно отразила наметившийся переход от либерализма к консервативному курсу и не способствовала оздоровлению денежного обращения в стране.

В 1823 г. министром финансов стал Е. Ф. Кан-крин (1774—1845), удачно сочетавший в себе черты ученого-экономиста и практика. Фискальные цели заставили его вернуться к системе винных откупов. Политика резкого сокращения государственных расходов, а также проведение реформы денежного обращения и введение серебряного монометаллизма позволили сводить бюджет с наименьшим дефицитом. Но три неурожайных года конца 1830-х — начала 1840-х гг. и затяжная Кавказская война заставили Е. Ф. Канкрина уйти в отставку. Его преемником на посту министра финансов в 1844 г. стал Ф. П. Вронченко (1780-1852) - сын священника Могилевской губернии, который после окончания Московского университета стал чиновником. Он был помощником Сперанского, а с 1819 г. служил в Министерстве финансов. Врон-ченко пользовался расположением Канкрина и нередко управлял финансовым ведомством в его отсутствие. Он продолжил некоторые начинания своего предшественника: откупную систему заменил акцизно-откупным комиссионерством. Однако это не уменьшило злоупотреблений. Одной исполнительности при отсутствии необходимых знаний (новый министр знал арифметику только до дробей и этим хвастался) было недостаточно для успешного управления финансами. При Врон-ченко внешняя задолженность увеличилась на 100 млн руб. В 1852 г. во главе финансового ведомства встал П. Ф. Брок, с первых дней столкнувшийся с серьезными проблемами. В годы Крымской войны он стремился к бюджетной экономии, после войны - к оздоровлению финансов и активизации экономической жизни. Недовольство действиями министра росло в обществе и бюрократических кругах. Брока обвиняли в некомпетентности, неспособности преодолеть бюджетный дефицит и расстройство денежного обращения, акционерный и биржевой ажиотаж. Бюджетный дефицит

покрывался усиленным выпуском бумажных денег, количество которых возросло в два с лишним раза. В 1858-1861 гг. финансовое ведомство возглавлял 66-летний А. М. Княжевич (1792-1872), ближайший сотрудник Канкрина, прослуживший в министерстве почти полвека. В конце 1850-х гг. был разработан подробный план перестройки всей финансовой и налоговой системы, бюджетного и таможенного дела. Для его воплощения были образованы две постоянно действующие комиссии при Министерстве финансов и при Государственном контроле. Проект реформы провозглашал бюджетное и кассовое единство, принцип гласности государственного бюджета. Был разработан проект замены подушной подати поземельным налогом. Многие влиятельные чиновники эти начинания сочли «чрезмерными», не подлежащими реализации.

Реформы Александра II открыли путь наверх, молодым профессионально подготовленным людям с широким государственным кругозором. При них стали возможны смелые начинания и проекты.

Подготовка профессиональных кадров для финансовых ведомств. Российская модернизация потребовала резкого увеличения количества образованных и подготовленных к выполнению обязанностей в той или иной сфере людей. При Петре I стало обязательным получение образования для дворянства. Правительство поощряло выезд молодых людей с этой целью за границу. Резкий подъем числа учащихся за границей студентов пришелся на середину XVIII в. Студентов из России можно было встретить во Франции, Шотландии, Голландии, но предпочтение отдавалось учебным заведениям более близкой Германии. Отправка студентов в зарубежные вузы за государственный счет с некоторыми перерывами продолжалась и в первой половине XIX в. Как правило, там готовились кадры для преподавания и занятия кафедр в отечественных учебных заведениях.

Финансовой основой для развития промышленности в России выступала торговля. Для активизации внутренней и внешней торговли правительство считало необходимым обучать русских купцов или их детей за границей у опытных коммерсантов. С начала XVIII в. обучаться коммерческой практике в Голландии, Испании и Италии эпизодически отправляли молодых купцов. Расширить эту практику намеревались в 1720-х гг., но полностью выполнить намеченную программу не удалось по разным причинам.

Во-первых, непросто было найти желающих оторваться от родных мест для поездки на чужбину в московской купеческой среде.

Вторым препятствием стал денежный вопрос. Только отправка и проживание в течение первого года учащихся в Риге и Ревеле требовали 6,5 тыс. руб. Финансовые вопросы государство предпочло решить за счет самого купечества путем их дополнительного обложения. Деньги собирались плохо. Купцы рассматривали обучение детей как очередную государственную повинность. На протяжении XVIII в. ситуация не улучшилась. Лишь отдельные купеческие фамилии сочли возможным вложить собственные деньги в обучение детей коммерческим наукам за границей.

Наконец, третья причина сдерживания коммерческого обучения россиян состояла в поведении европейских купцов. Не желая уступать своих позиций в российской внешней торговле, иностранные торговцы отказывались обучать русских купцов премудростям европейской коммерции, видя в них своих конкурентов на международных рынках.

Необходимость подготовки чиновников по «счетной части» заставила подойти к проблеме с другой стороны и задуматься о создании собственных учебных заведений финансового профиля. Проект создания первой коммерческой школы в России был разработан Комиссией о коммерции. Образцом послужили Коммерческая академия Германии, созданная немецким финансистом И. -Г. Бюшем, и венская Реально-коммерческая академия, появившаяся по распоряжению императрицы Марии-Терезии. Российская императрица поддержала частную инициативу по созданию первого коммерческого училища. Щедрый благотворитель промышленник П. А. Демидов пожертвовал московскому Воспитательному дому сумму в 1 млн 107 тыс. руб. серебром (3 млн 874 тыс. ассигнациями), часть из которых предназначалась на устройство при доме Коммерческого училища для купеческих детей. Дополнительный к этому дар Коммерческому училищу составил 250 тыс. руб. ассигнациями. Императрица высоко оценила поступок дарителя. После учреждения в 1772 г. Коммерческого училища П. А. Демидов, не имевший ранее чинов, был произведен в ранг статского советника, а позднее - действительного статского советника. Разместившееся в Москве Демидовское коммерческое училище первые 25 лет возглавлял В. С. Подшивалов - воспитанник Московского университета. В его бытность инспектором преподаватели для училища приглашались из Европы за

высокое жалованье. Первый выпуск училища 1786 г. состоял из 8 воспитанников. Обучались в училище не купеческие отпрыски, а дети мещан и чиновников. Весь учебный настрой училища, отвечающий интересам государства, а не купеческого сословия, не вызывал у его представителей большого интереса и не оказал заметного влияние на состояния и развитие российской торговли. Переведенное из Москвы в Санкт-Петербург в 1799 г. училище было передано в ведомство императрицы Марии Федоровны. При Александре I Петербургское коммерческое училище получило статус императорского, сохранявшийся до 1918 г. Теперь училище готовило чиновников для финансового ведомства. Его структура была дополнена бухгалтерским отделением. Среди изучаемых дисциплин — статистика, арифметика, коммерческая география, политическая экономия, история торговли, вексельное и морское право. Попечителями училища были многие министры финансов и придворный банкир А. Л. Штиглиц. Столичные купцы жертвовали на стипендии и пособия учащимся. Окончившие полный курс училища выпускались с чином 14-го класса, что открывало доступ к чиновничьей карьере разночинцам. В 1840-е гг. выпускников училища начали принимать на службу в министерства и главные управления по финансовой части, а в 1850-е гг. — в Коммерческий и Заемный банки, а также преподавателями специальных дисциплин. Выпускник, получивший звание кандидата коммерции, расставался с податным и даже купеческим сословием.

Купечество Москвы проявило инициативу по созданию коммерческого училища. Купцы ассигновали 150 тыс. руб. на постройку здания, а на содержание училища было решено выделять ежегодно 15 тыс. руб. Пожертвования Московскому коммерческому училищу, открытому в 1803 г., делали купцы многих городов России. Серьезные коррективы в устав нового училища внес Александр I, придав ему со временем статус императорского, но сохранив финансирование за Купеческим обществом. Такое положение создавало напряжение между властью и купечеством по вопросам хозяйственно-управленческой деятельности училища. Новый порядок управления училищем, как и сословный принцип обучения, были прописаны в уставе 1851 г. В училище преподавались как общеобразовательные, так и специальные предметы. Успешно закончившие курс выпускники получали звание кандидата коммерции. Они трудились не только в частных торговых и промышленных фир-

мах, но и в государственных финансовых органах, а также в столичных и провинциальных учебных заведениях преподавателями финансово-экономических дисциплин. Принцип сословности и корпоративности был выдержан при создании в 1817 г. Греческого коммерческого училища в Одессе для детей греческой купеческой общины.

Примерно в то же время прусский коммерсант К. И. Арнольди основал в Москве немецкую школу-училище с коммерческим уклоном, куда охотно отдавали своих детей старообрядческие торгово-промышленные семейства. В 1810 г. при утверждении устава императором училище получило название «Практическая коммерческая академия», переименованная в 1851 г. в Московскую Практическую академию коммерческих наук. Она оставалась общественным учебным заведением под контролем государства и находилась в ведении Министерства финансов. Все уставы подчеркивали сословность академии, учиться в которой могли только дети российских и иностранных купцов и мещан.

Коммерческая академия была первым и продолжительное время единственным экономическим учебным заведением, существование которого обходилось без государственного финансирования. Это обеспечивало ей определенную независимость, но создавало материальные сложности. Для финансирования академии московское купечество создало Общество любителей коммерческих знаний. Академия существовала за счет взносов за обучение учащихся и поддержки Общества, которое только единовременно выделило 11,5 тыс. руб. В первой половине XIX в. в академии учились пансионеры из многих городов России. Во второй половине века многие города обзавелись своими коммерческими училищами, и количество иногородних пансионеров академии уменьшилось. В конце века от пансиона отказались и обучали только москвичей. На постройку и реконструкцию зданий академии при содействии министра финансов выделялись деньги из казны. Вопросы финансирования в 1860-х гг. решались через созданный Академический общественный банк, учредителями которого выступили члены Общества любителей коммерческих знаний и сама академия. Упрочению материального положения академии активно способствовало созданное по инициативе московского купечества Общества взаимного кредита. Начиная с 1872 г., 5 % от чистой прибыли Общество стали отчислять Практической академии.

В управлении Практической академии утвердился приоритет общественности торгово-промыш-

ленного мира. Общество любителей коммерческих знаний управляло через Совет с ежегодно выбираемым председателем. Администрацию академии возглавлял главный смотритель, которого в 1848 г. заменил инспектор, в самом конце века - директор. Престиж академии поднимали ее преподаватели, знакомившие учащихся с последними достижениями финансово-экономических наук, трудами А. Смита. Восьмилетний курс обучения пришел на смену четырехлетнему, что позволило расширить рамки преподаваемых дисциплин курса средней ступени и приблизиться к высшей, изменить методику преподавания в старших классах. Регулярно пополнялась новыми книгами библиотека, шло формирование предметных кабинетов. Выпускники академии работали в финансовых учреждениях всей России. Многие из них стали ведущими служащими и руководителями фирм, директорами банков. К своему столетнему юбилею Практическая академия подготовила 1 251 специалиста. По образцу академии еще в 1839 г. был открыт Коммерческий пансион в Петербурге. Ее опыт учитывали, создавая коммерческие училища в других городах России. Многие воспитанники Московской Практической академии коммерческих наук продолжили обучение в высших учебных заведениях.

Когда П. Г. Демидов узнал, что в Ярославле планируется открытие гимназии, то пожертвовал на нее вотчину с 1 300 крепостных душ и готов был пожертвовать еще свыше 2 тыс. душ и 100 тыс. руб. в случае открытия университета. В 1805 г. было открыто Демидовское частных наук училище. В 1833 г. училище преобразовали в лицей для подготовки чиновников Министерства финансов, а затем и Министерства государственных имуществ. Именно в Демидовском лицее началась педагогическая деятельность известного педагога К. Д. Ушинс-кого после окончания юридического факультета Московского университета. В лицее Ушинский преподавал законоведение, государственное право и науки финансов. Первая публикация профессора была посвящена камеральной науке, которая определяла профиль лицея. Камеральным Демидовский лицей оставался до 1870 г., а потом был преобразован в юридический. Демидовский лицей был крупнейшим учебным заведением губернского центра, ставший уже после смерти Демидова университетом, получившим его имя.

Несмотря на потребность страны в хорошо образованных специалистах и чиновниках по финансовой части, высших учебных заведений финансового профиля в России долго не было. Это происходило

из-за неразвитости экономической теории, отсутствия нужного количества подготовленных кадров и недоверия правительства к политической экономии. Преподавание финансово-экономических дисциплин началось в Московском университете. На юридическом факультете была открыта кафедра политической экономии и статистики, на которой профессор естественного права Х. А. Шлецер начал читать финансовые дисциплины. Несколько позже подобные кафедры появились в Казанском, Харьковском и Киевском университетах. Ректор Петербургского университета М. А. Болугьянский стал основателем российской школы политической экономии. Для подготовки образованных чиновников государственного аппарата из дворян в 1811 г. в Петербурге открыли Царскосельский (Александровский) лицей. Политическую экономию в Лицее преподавал воспитанник немецкого университета А. П. Куницын. Лицей воспитал нескольких будущих министров финансов и управляющих Государственного банка.

В первой половине XIX в. российских подготовленных профессоров не хватало, и ученых для чтения финансово-экономических дисциплин приглашали из Германии. В немецких университетах преподавали камеральную науку или камералистику - науку об общественном хозяйстве, совокупность знаний, имевших значение для ведения государственного хозяйства. Если в коммерческих училищах преподавались отдельные ее дисциплины, то в университетах камералистика читалась в полном объеме, нередко немецкими носителями камеральных знаний. Наибольшее внимание камералистике и политической экономии уделялось в столичных вузах. Постепенно в преподавание входили и усиленно разрабатывались такие дисцип -лины, как финансовая статистика, финансовое и вексельное право, товароведение. Дальнейшему углубленному преподаванию финансовых дисциплин в высшей школе активно содействовали министры финансов Е. Ф. Канкрин и П. Ф. Вронченко. В 1835 г. в Казанском университете было создано первое в России камеральное отделение. Затем они появились в большинстве российских университетов. Наиболее сильным было камеральное отделение Санкт-Петербургского университета. Московский университет так и не открыл камерального отделения, а ограничился наличием кафедры политической экономии. Но именно в нем будущим государственным служащим читался курс «Финансия», послуживший основой дальнейшей разработки российской науки о финансах.

Итак, в первой половине XIX в. завершилась реорганизация органов центрального управления, которые с незначительными изменениями просуществовали вплоть до 1917 г. Реальным проводником финансовой политики выступало Министерство финансов, ведавшее государственными доходами и расходами, составлением смет, вопросами взимания и погашения недоимок, разработкой инструкций для нижестоящих органов. Финансовое ведомство руководило торговлей и промышленностью, определяло порядок ведения финансовой документации и отчетности, разрабатывало должностные инструкции служащих финансовых органов. В компетенцию министерства финансов входили вопросы кредитной деятельности и денежного обращения, контроль за казенными и частными кредитными учреждениями. Столь многогранная компетенция министерства финансов неизбежно превращала его в ключевого проводника всей финансово-экономической политики государства.

Усложнение хозяйственных отношений укрепило правительство в намерении поднять образовательный ценз чиновников всех уровней, в том числе и финансовых ведомств. В крупных городах страны открываются коммерческие училища, а в университетский курс добавляются финансово-экономические дисциплины. Чтение самостоятельных финансовых курсов привлекало в университетские аудитории молодых ученых и подстегивало зарождение и развитие отечественных финансово-экономических научных школ. Нововведения в финансовой сфере, востребованные

правительством и обществом, укрепляли интеллектуальный потенциал страны и готовили кадры для деятельности в новых условиях бурного развития капиталистических отношений. Обновлению экономической мысли и финансовых отношений способствовала эпоха великих реформ.

Список литературы

1. Административно-территориальное устройство России. История и современность. М. 2003.

2. Вернадский Г. В. Очерк истории права Русского Государства XVIII—XIX вв. (Период империи). М. 1998.

3. История России XIX — начала XX в. / под ред. В. А. Федорова. М. 1998.

4. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. СПб. 1914.

5. Козлова Н. В. Организация коммерческого образования в России в XVIII в. // Исторические записки. 1989. № 117.

6. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи. Т. 1. СПб. 2000.

7. Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX-XX вв. М. 2008.

8. Разманова Н. А. Финансовая политика Российской империи. XVIII — первая половина XIX века. М. 2008.

9. Разманова Н. А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России. М. 2002.

10. Юркин И. Н. Демидовы. М. 2001.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.