Научная статья на тему 'Система среднего профессионального образования в республике Калмыкия: основные социально-экономические характеристики и направления реформирования на современном этапе'

Система среднего профессионального образования в республике Калмыкия: основные социально-экономические характеристики и направления реформирования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / КОЛЛЕДЖ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гунаев Е. А.

В статье дана общая характеристика системы среднего профессионального образования в Республике Калмыкия (типы, виды учреждений), включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и направления ее реформирования в контексте реализации госпрограмм региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система среднего профессионального образования в республике Калмыкия: основные социально-экономические характеристики и направления реформирования на современном этапе»

ГУНАЕВ Е.А.

СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ: ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье дана общая характеристика системы среднего профессионального образования в Республике Калмыкия (типы, виды учреждений), включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и направления ее реформирования в контексте реализации госпрограмм региона.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; Республика Калмыкия; колледж; образовательные организации; госпрограммы.

Среднее профессиональное образование, являясь важной составной частью российского образования, продолжает занимать значительное место в формировании человека, гражданина, специалиста [1]. Проблемы становления и развития среднего профессионального образования в Калмыкии в 1920-2005 гг. исследованы в работе И. М. Нармаевой [1], в условиях вуза - Э. К. Нюденовой [2], социально-трудовые стратегии выпускников профессиональных учебных заведений республики - С. Э. Лиджи-Горяевой, Э. А. Чурюмовой [3], в рамках образовательных стратегий молодежи - Л. В. Намруевой [4] и др. В настоящей статье исследуется система среднего профессионального образования Республики Калмыкия на современном этапе с учетом процессов реформирования в контексте социальной политики региона.

Система среднего профессионального образования в Республике Калмыкия представлена федеральными (вузы) и региональными (колледжи, техникум) образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов в данной области. На начало 2016 г. в республике имеется 11 образовательных организаций, включая филиалы, реализующих программы среднего профессионального образования. Среди них главный государственный вуз республики - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (далее - ФГБОУ ВО) «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова» (факультет среднего профессионального образования), а также филиал университета - Башантинский колледж им. Ф. Г. Попова [5,6].

В республике функционирует еще одно образовательное учреждение среднего профессионального образования федерального подчинения - Калмыцкий филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» [7].

Большинство организаций среднего профессионального образования представлены учреждениями республиканского подчинения. Это следующие бюджетные профессиональные образовательные учреждения Республики Калмыкия (далее - БПОУ РК):

- «Калмыцкий государственный колледж нефти и газа»;

- «Колледж искусств имени П. О. Чонкушова»;

- «Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой»;

- «Многопрофильный колледж»;

- «Элистинский педагогический колледж им. Х. Б. Канукова»;

- «Элистинский политехнический колледж»;

- «Политехнический техникум»;

- «Торгово-технологический колледж» [8].

Как видим, система среднего профессионального образования в Республике Калмыкия включает в себя федеральный (вузовский, включая филиалы) и региональный уровень (субъекта РФ). Почти все колледжи находятся в столице республики г. Элисте, два в г. Городовиковске - Башантинский колледж им. Ф. Г. Попова и Многопрофильный колледж, один - Политехнический техникум — в г. Лагань.

В Государственной программе Республики Калмыкия «Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы» данные об учреждениях среднего профессионального образования представлены исходя из подведомственности Министерству образования и науки республики (см. табл. 1) [9]. Также в соответствии с подведомственностью они указаны на официальном сайте Министерства образования и науки республики [10]. Это, на наш взгляд, несколько искажает общее представление о системе СПО республики.

Таблица 1.

Информация о сети образовательных организаций Республики Калмыкия по состоянию на 01.01.2014 г. [9].

Образовательные организации Количество организаций Количество обучающихся

среднего профессионального образования 7 2 837

В Программе отмечается, что за последние годы в системе среднего профессионального образования республики произошли значительные изменения. Из ранее функционировавших (в 2014 г.) 7 учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Республики Калмыкия, в настоящее время функционирует 6 учреждений с филиальной сетью в 4 единицы (на 2016 г. - 3 единицы - Е.Г.). В соответствии с распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 23 октября 2014 г. № 338-р БПОУ «Технолого-строительный колледж» и БПОУ «Элистинский автомобильно-дорожный колледж» реорганизованы в форме слияния в БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж» [9].

Обратим внимание, что «Колледж искусств имени П. О. Чонкушова» находится в ведении Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия, а «Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой» соответственно в ведении Министерства здравоохранения Республики Калмыкия [11,12].

Функции учредителя от лица республики наряду с министерствами образования и науки; культуры и туризма; здравоохранения в отношении БПОУ РК осуществляет также Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия [8].

В 2015 г. БПОУ РК «Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж» был переименован в «Калмыцкий государственный колледж нефти и газа» [13]. Учреждение имело филиалы в п. Малые Дербеты и п. Большой Царын Республики Калмыкия. Ныне только в п. Малые Дербеты [14]. Политехнический техникум располагает Юстинским филиалом в п. Цаган-Аман (бывшее Профессиональное училище № 11) [15].

Приведем основные сведения о системе среднего профессионального образования Республики Калмыкия, содержащиеся в указанной выше Госпрограмме. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в организациях среднего профессионального образования (далее - СПО) ведется по 11 направлениям укрупненных групп специальностей: образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, сельское и рыбное хозяйство, сфера обслуживания, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, транспортные средства, информатика и вычислительная техника, воспроизводство и переработка, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, архитектура и строительство. Спектр профессий составляет более 50 наименований [9].

Организации профессионального образования, ориентируясь на потребности рыночной экономики и образовательные потребности населения, вводят такие востребованные профессии, как: электромонтер по ремонту электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, младший ветеринарный фельдшер, автомеханик,

мастер по обработке цифровой информации, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, мастер отделочных строительных работ, программирование в компьютерных системах, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, конструирование, моделирование и технология швейных изделий [9].

По состоянию на 1 января 2015 г. образовательную деятельность в организациях СПО осуществляют 249 преподавателей и мастеров производственного обучения, из которых:

- 93,8% преподавателей и 51% мастеров производственного обучения имеют высшее образование;

- высшую квалификационную категорию - 53% преподавателей и 28% мастеров;

- 57% преподавателей и мастеров производственного обучения почетные звания [9].

В целях развития социального партнерства налажено взаимодействие со 146

предприятиями и объединениями, разработаны мероприятия по организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций и незанятой молодежью.

Основные направления этого взаимодействия:

- заключение договоров о прохождении производственной практики;

- заключение договоров о трудоустройстве выпускников;

- привлечение работодателей к участию в разработке образовательных программ и аттестации выпускников;

- создание общественных Советов образовательных организаций с участием работодателей.

Организациями СПО накоплен положительный опыт по подготовке и переподготовке безработных граждан. Система профессионального образования оперативно реагирует на законы рыночной экономики, вносит оперативные корректировки профессий с учетом меняющейся ситуации на рынке труда.

Учебно-лабораторная база образовательных программ, реализуемых в организациях профессионального образования, представлена лекционными аудиториями (212), учебными лабораториями и производственными мастерскими (174), полигонами и автодромами (8), компьютерными классами (28).

В образовательных организациях реализуются все направления воспитательной работы, обучающиеся активно привлекаются к общественной жизни, действуют органы ученического (студенческого) самоуправления. Созданы условия для развития творческого потенциала обучающихся, функционируют 82 кружка дополнительного образования, 76 спортивных секций.

Организации СПО республики выполняют важнейшую социальную задачу. По состоянию на 1 января 2015 г. 20% от всего контингента обучающихся составляют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды. В 2014-2015 учебном году в организациях профессионального образования получают образование 36 обучающихся с установленным статусом «инвалид» [9].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» ежегодно на базе организаций СПО проходят профессиональную подготовку более 350 человек по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда республики.

С 2010 г. в образовательных организациях СПО ведется работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. Педагогическими коллективами организаций СПО разработаны учебные планы и рабочие программы в соответствии с ФГОС. Проведены республиканские семинары - совещания для руководителей и заместителей директоров с приглашением научных сотрудников ресурсного центра ФГБОУ ВО «Ставропольский аграрный университет» по проблемам внедрения ФГОС профессионального образования. Проводятся мероприятия по укреплению учебно-

материальной базы образовательных организаций СПО в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Отмечается, что статистика государственной итоговой аттестации в организациях СПО свидетельствует о том, что увеличивается количество выпускников, получивших в ходе государственных экзаменов повышенные разряды. Указанный факт свидетельствует о повышении интереса студентов к своей будущей профессии, их стремлении иметь достаточно высокую квалификацию по выбранной специальности [9].

Ситуация в сфере профессионального образования характеризуется широкой вариативностью форм и направлений профессиональной подготовки на фоне выраженного дисбаланса рынка образовательных услуг и рынка труда. Однако современная ситуация в сфере занятости предъявляет повышенные требования к качеству обучения, эффективности образовательных технологий. Основными потребителями данной образовательной услуги являются безработные граждане, граждане, работающие по избранной профессии, но не имеющие профессионального образования, молодежь и др.

Основными направлениями профессионального обучения являются:

- профессиональная подготовка (первоначальное обучение);

- переподготовка(переобучение);

- освоение второй (смежной, совмещенной) профессии;

- повышение квалификации по имеющейся профессии, специальности, роду трудовой деятельности.

С целью упорядочения реализации программ профессионального обучения и расширения возможностей профессионального обучения различных возрастных групп населения с января 2014 г. в БПОУ РК «Многопрофильный колледж» работает Многофункциональный учебный центр профессиональной квалификации по подготовке рабочих по программам профессиональной подготовки и переподготовки.

В 2013-2014 учебном году было обучено 293 слушателя, из них по договорам с центром занятости населения 33 чел., за счет собственных средств - 252 чел., за счет средств республиканского бюджета (в соответствии государственным заданием на 2014 год) - 8 чел. В 2015 г. многофункциональный учебный центр профессиональной квалификации создан и функционирует также на базе БПОУ РК «Политехнический техникум» г. Лагань [9].

Сложившаяся сеть учебных заведений среднего профессионального образования на сегодня удовлетворяет потребности населения в образовательных услугах и социума в квалифицированных рабочих кадрах. В целях оказания содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, а также обеспечения индивидуального учета и разработки перспективного плана профессионального развития республики на базе БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж» создан Центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 02.03.2015 г. № 204) [9].

Основными направлениями Центра содействия трудоустройству выпускников организаций профессионального образования являются:

- координация и методическая поддержка деятельности профессиональных образовательных организаций Республики Калмыкия по содействию трудоустройству выпускников;

- мониторинг деятельности профессиональных образовательных организаций республики по трудоустройству выпускников;

- взаимодействие Центра со службой занятости республики;

- распространение методических материалов и лучших практик по трудоустройству выпускников среди профессиональных образовательных организаций.

К основным проблемам системы среднего профессионального образования в Республике Калмыкия относятся следующие:

- несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда. Республиканский рынок образовательных услуг характеризуется структурными диспропорциями по отношению к реальному экономическому спросу на специалистов и квалификационно-профессиональным требованиям работодателей;

- физический и моральный износ материально-технической базы учебных заведений не позволяет внедрять инновационные образовательные технологии в соответствии с запросами работодателей;

- практически ликвидирован социальный институт базовых предприятий, за счет которых традиционно осуществлялись строительство, обеспечение оборудованием, инструментами и материалами, производственное обучение и производственная практика обучающихся [8].

В этой связи, в рамках Госпрограммы Республики Калмыкия «Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы» действует Подпрограмма «Развитие профессионального и дополнительного профессионального образования», которая направлена на повышение эффективности среднего профессионального образования в обеспечении отраслей экономики востребованными кадрами и поддержку профессиональной мобильности населения Республики Калмыкия.

В рамках подпрограммы будут реализованы основные мероприятия:

- предоставление среднего профессионального образования;

- выплата стипендий обучающимся и иных расходов на социальную поддержку обучающихся за счет средств стипендиального фонда;

- социальное обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных профессиональных организациях;

- предоставление государственных услуг по повышению квалификации работников образовательных организаций.

Общий объем финансирования подпрограммы из республиканского бюджета составляет 1 059 249,3 тыс. руб., в том числе по годам:

2013 г. - 270 029,2 тыс. руб.;

2014 г. - 243 602,7 тыс. руб.;

2015 г. - 195 275,0 тыс. руб.;

2016 г. - 166 357,3 тыс. руб.;

2017 г. - 183 985,1 тыс. руб. [9].

Подпрограмма «Развитие системы профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее - подпрограмма) разработана на основе положений, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 г. Подпрограмма будет реализована в два этапа. Как утверждается, «на первом этапе (2013 - 2014 гг.) будут сформированы стратегические проекты инновационного развития среднего профессионального образования. Эти проекты будут реализованы образовательными организациями, предприятиями, работодателями при поддержке социальных партнеров и бизнес - структур. На втором этапе (2015 - 2017 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в системе среднего профессионального образования» [9].

В результате реализации подпрограммы к 2017 г. должно быть обеспечено достижение следующих результатов:

- доля выпускников общеобразовательных организаций, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования в общей численности выпускников общеобразовательных организаций, будет увеличена до 20%;

- доля обучающихся в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся в организациях среднего профессионального образования, достигнет 100%;

- доля педагогов, прошедших повышение квалификации по федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования и адресным моделям повышения квалификации, в общей численности педагогов, достигнет 70% [9].

В рамках Государственной программы Республики Калмыкия «Развитие культуры Республики Калмыкия на 2013-2017 годы» реализуется Подпрограмма 1 «Развитие системы художественного образования и совершенствование кадровой политики в сфере культуры в Республике Калмыкия», которая направлена на укрепление материально-технической базы образовательного учреждения в сфере культуры — Колледж искусств им. П. О. Чонкушова и создание на его базе республиканского учебно-методического центра по повышению квалификации и подготовке национальных кадров по остродефицитным специальностям.

Объемы бюджетных ассигнований с 2013 по 2017 годы составят 141381,4 тыс. руб. Расходы на реализацию подпрограммы по годам:

2013 г. - 26568,6 тыс. руб.;

2014 г. - 25461,1 тыс. руб.;

2015 г. - 25827,7 тыс. руб.;

2016 г. - 30266,5 тыс. руб.;

2017 г. - 33257,5 тыс. руб. [16].

В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 25.04.2013 № 132-р (ред. от 19.06.2015) запланированы изменения (мероприятия) в сфере среднего профессионального образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к «эффективному контракту» (см. табл. 2 и 3) [17].

Таблица 2.

Основные количественные характеристики системы

среднего профессионального ^ образования [14].___

Единица измерения 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Численность молодежи в возрасте 15 - 21 года тыс. человек 27,5 24,4 19,5 20,9 22,7 23,1 23,6

(позиция в ред. распоряжения Правительства РК от 20.05.2015 № 142-р)

Численность обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования --- 3,5 2,9 3,1 3,3 3,4 3,6 3,6

(позиция в ред. распоряжения Правительства РК от 20.05.2015 № 142)

Численность обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования в расчете на 1 педагогического работника, относящегося к категориям преподавателей или мастеров производственного обучения <*> человек 7 8,5 7,1 7,2 7,3 7,3 7,4

(позиция в ред. распоряжения Правительства РК от 20.05.2015 № 142-р)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля работников проценты 32,3 27,1 32,0 30,0 30,0 30,0 30,0

административно -управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций среднего профессионального образования

Доля педагогических работников программ среднего профессионального образования, которым при прохождении аттестации присвоена первая и высшая категория проценты 8,3 10,8 10,0 9,0 9,0 9,0 9,0

<*> - Низкое значение показателя «Численность обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования в расчете на 1 педагогического работника, относящегося к категориям преподавателей или мастеров производственного обучения» объясняется высокой долей сельских учреждений профессионального образования (50% от общего числа), расположенных в значительном территориальном отдалении друг от друга

[17].

Согласно табл. 2, основные количественные показатели системы среднего профессионального образования в республике предлагается сохранить на уровне 2012 г., накануне принятия указанной госпрограммы. Представляется, что показатель численности обучающихся по программам СПО будет труднее обеспечить на том же уровне из-за резкого падения общей численности молодежи республики к 2018 г. Объяснение низкого показателя численности обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования в расчете на 1 педагогического работника высокой долей сельских учреждений профессионального образования является, на наш взгляд, необоснованным, т. к. большинство учреждений СПО находится в столице республике - г. Элисте. Для сравнения по Российской Федерации показатель численности обучающихся в расчете на 1 педагогического работника к 2018 г. должно составить 14,8, а доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций СПО соответственно - 44,2 % [18].

Таблица 3.

Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере среднего профессионального образования, соотнесенные с этапами перехода к «эффективному контракту» [14].

№ Единица 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Результаты

измерения год год год год год год

Число

многофункциональных создание многофункционального центра прикладных квалификаций

1. центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования единиц - 1 2 1 1 -

(позиция 1 в ред. распоряжения Правительства РК от 20.05.2015 № 142-р)

2. Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения проценты 42,1 44,7 46,0 49,3 50,9 53 не менее 53 процентов выпускников организаций начального профессионального и среднего профессионального образования будут трудоустраиваться в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии)

3. (по Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, к среднемесячной заработной плате в Республике Калмыкия зиция 3 в ред. распоряжения проценты Правительст 83,7 ва РК о 84,8 т 20.05 84,0 5.2015 90 142- 100 р) 100 Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования к среднемесячной заработной плате в Республике Калмыкия составит 100 процентов

4 Охват населения программами дополнительного профессионального образования проценты 15,7 21,3 37 37 37 37 Не менее 37% занятого населения от 25 до 65 лет, прошедшие повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в экономике населения

Показатели таблиц 2 и 3 по Республике Калмыкия в общем исходят из Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденных Распоряжением

Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р [18]. По отдельным направлениям показатели по республике ниже общефедеральных. Например, доля педагогических работников (включая мастеров производственного обучения), которым по итогам аттестации в текущем году присвоена первая или высшая квалификационная категория соответственно - 60 и 9% (2018 г.). По охвату населения программами дополнительного профессионального образования удельный вес численности занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения указанной возрастной группы - 49 и 37%. По удельному весу выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, показатели примерно равны: по Российской Федерации - не менее 55%, в Республике Калмыкия - 53%.

В заключение, для обеспечения комплексного управления предлагаем объединить в рамках одной Госпрограммы Республики Калмыкия, например «Развитие образования Республики Калмыкия», все показатели развития сферы среднего профессионального образования, включив в нее показатели из Госпрограмм развития сферы культуры («Колледж искусств имени П. О. Чонкушова») и здравоохранения («Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой»).

1. Нармаева, И. М. Становление и развитие среднего профессионального образования в Калмыкии: 1920-2005 гг. Автореф. дис. канд. ...пед. наук. Волгоград. 2006. 20 с.

2. Нюденова, Э. К. Тенденции развития среднего профессионального образования в условиях вуза (на примере Калмыцкого госуниверситета) // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 28-30.

3. Лиджи-Горяева, С. Э. Социально-трудовые стратегии выпускников профессиональных учебных заведений Калмыкии / С. Э. Лиджи-Горяева, Э. А. Чурюмова // Вестник института / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий. 2010. № 2 (21). С. 109-121.

4. Намруева, Л. В. Молодежь Калмыкии: социальный статус, социальная стратификация // Современные социокультурные процессы в молодежной среде Республики Калмыкия: монография / Л. В. Намруева, М. Б. Марзаева, Е. А.Гунаев, Б. В.Иджаева, Н. В.Бадмаева, Д. А. Шарманджиев. Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 11-70.

5. Факультет среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kalmsu.ru /index. php?option=com content&view=article&id=342&Itemid=32 (дата обращения: 20.01.2016).

6. Башантинский колледж им. Ф. Г. Попова (филиал) ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет» [Электронный ресурс]. URL: http: //www. kalmsu.ru /index.php ?id=251&Itemid=110&option=com_content (дата обращения: 20.01.2016).

7. Калмыцкий филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rea.ru/ru/org/branches/Pages/kalmikiya.aspx (дата обращения: 20.01.2016).

8. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. URL: http://bus.gov.ru/

9. «О Государственной программе «Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы»: постановление Правительства Респ. Калмыкия от 07.05.2013 г., № 214 (ред. от 29.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2016).

10. Учреждения среднего профессионального образования Республики Калмыкия [Электронный ресурс]. URL: http://monrk.ru/index.php/education/sredne-professionalnoe-obrazovanie/uchrezhdeniya-spo. (дата обращения: 20.01.2016).

11. Подведомственные учреждения Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия [электронный ресурс]. URL: http://minkult08.ru/o-misterstve/podvedomstvennye-organizatsii/ (дата обращения: 20.01.2016).

12. Подведомственные учреждения Министерства здравоохранения Республики Калмыкия [электронный ресурс] // URL: http://minzdrav.kalmregion.ru/o-ministerstve/podvedomstvennye-organizatsii/ (дата обращения: 20.01.2016).

13. «О переименовании бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Калмыкия «Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж» в бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Калмыцкий государственный колледж нефти и газа»»: распоряжение Правительства Респ. Калмыкия от 25.06.2015 г., № 196-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2016).

14. Положение о филиалах БПОУ РК «Калмыцкий государственный колледж нефти и газа» [Электронный ресурс] // URL: http://kgkng.ru/filialy/58.PDF (дата обращения: 20.01.2016).

15. БПОУ РК «Политехнический техникум». Основные сведения об образовательной организации [Электронный ресурс] // URL: http://pl1-rk.ru/svedeniya/osnovnye-svedeniya/ (дата обращения: 20.01.2016).

16. О Государственной программе Республики Калмыкия «Развитие культуры Республики Калмыкия на 2013-2017 годы»: постановление Правительства Респ. Калмыкия от 28.06.2013г., № 327 // Хальмг унн. 2013. 6 нояб. (№ 197).

17. «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Республики Калмыкия»: распоряжение Правительства Респ. Калмыкия от 25.04.2013 г., № 132-р (ред. от 19.06.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2016).

18. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30.04.2014 г., № 722-р // Собрание законодательства РФ. 2014. 12 мая (№ 19). Ст. 2469.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.