Научная статья на тему 'Подготовка учителя в национальном педагогическом колледже как инновационном образовательном учреждении'

Подготовка учителя в национальном педагогическом колледже как инновационном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя в национальном педагогическом колледже как инновационном образовательном учреждении»

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ КАК ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

ЦОХОРОВА Т.С.

Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, так и в духовную культуру общества, служит мостом между ними. Преемственная связь между двумя сферами человеческой культуры обеспечивается именно педагогической культурой.

Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила. Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием [1].

Население Калмыкии до 1917 г. насчитывало около 200000 жителей, среди которых калмыки составляли примерно 75%. Грамотность среди калмыков составляла 0,5%. В связи с этим встал вопрос о подготовке учительских кадров, особенно коренной национальности: в существующих калмыцких школах обучение велось исключительно русскими учителями.

Первой русской учительницей, хорошо знающей быт, нравы и язык калмыков, была Татьяна Дмитриевна Юркова, выпускница Астраханской гимназии, которая начинала свою педагогическую деятельность в калмыцкой степи с 1893 года.

Татьяна Дмитриевна провела огромную работу по подготовке к переводу обучения детей-калмыков на родной язык, приняла активное участие в подготовке учебников и учебных пособий на калмыцком языке. Под ее руководством были разработаны программа и букварь, подготовлены к изданию книги по русскому языку для 1 и 2 классов калмыцкой начальной школы.

Школьная система образования в силу отсутствия материально-технической базы, нежелания населения обучать своих детей и, особенно, малочисленность и слабая подготовка преподавательского состава не могла обеспечить учительскими кадрами профессиональную школу. Огромной трудностью для развития образования была нехватка профессионально подготовленных и компетентных преподавателей.

В 1923 году был открыт Калмыцкий педтехникум, впоследствии педучилище и педколлледж, с 4-х годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных учителей начальных школ, владеющих калмыцким языком. При педтехникуме функционировала опытная школа типа четырехлетки в составе первых двух возрастных групп. В первой группе числилось 26 человек, во второй - 22 человека. Руководила школой Юркова Татьяна Дмитриевна, она же учительница первой группы.

«Приступая к организации опытной школы, - писала Т.Д. Юркова в Совет педтехникума в 1922 году, - я сознаю трудность создания названной школы в связи с нынешними условиями... Но думаю, что дело опытной школы -дело общее и трудное для педтехникума, я надеюсь, что работники педтехникума своими советами и делами помогут создать новую школу и поставить ее на надлежащий путь» [2].

В Элистинском педагогическом колледже им. Х.Б. Канукова и сегодня реализуются педагогические идеи Юрковой Т.Д.: междисциплинарные связи, профильное обучение, взаимодействие дуальных позиций «студент - преподаватель колледжа», «базовая школа - педколледж».

В период с 1923 г. по 2007г. было подготовлено около 13 тысяч квалифицированных специалистов, которые работают в городе Элисте, в других городах и селах Республики Калмыкии и Российской Федерации.

Среди выпускников - первый профессор Б.Б. Бадмаев, первый академик П.М. Эрдниев, первая женщина -профессор, доктор наук калмычка Мукаева О.Д., министр образования Республики Калмыкия Чиряев М.М. и другие, которые принимали активное участие в создании и развитии национальной системы образования республики.

В наши дни общество и государство предъявляют новые требования к уровню профессиональной готовности молодого специалиста. В современных условиях приоритетными целями образования являются:

• развитие личностной зрелости обучающегося, основанной на ценностно-этической ориентации;

• развитие общекультурных компонентов в содержании образования.

В качестве приоритетных целей подготовки будущих учителей выступают деятельность и профессиональноличностная компетенция, определяющие образ жизни, культуру и интеллектуальное развитие, совершенствование качества профессиональной подготовки специалистов.

Элистинский педагогический колледж является инновационным образовательным учреждением в системе подготовки специалистов сферы образования, что требует оценки его деятельности не только с позиции сегодняшнего дня, но и с точки зрения истории становления и развития всей системы среднего педагогического образования в отечественной и мировой практике [3].

Сегодня отделение идет по пути сохранения накопленного опыта, обеспечивая более высокий уровень качества подготовки специалиста за счет обновления содержания и технологии обучения.

Основные принципы, используемые преподавателями Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б. Канукова в своей деятельности - это принципы гуманизации, системности, развития личности студента.

Задачи, решаемые в учебном процессе - это подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетенции, формирование прочных глубоких знаний, коммуникативных навыков, создание системы разноуровневого дифференцированного обучения, повышения мотивации обучения через активную познавательную деятельность.

Преподаватели школьного отделения колледжа используют современные педагогические технологии, формы и методы обучения, которые решают многие дидактические задачи.

Механизм передачи и развития профессиональной культуры основывается, главным образом, на интеграции педагогической теории и практики, опытно-экспериментальном внедрении новейших методик, организации на базе общеобразовательных школ экспериментальной работы по подготовке к освоению умений и навыков дополнительных профессий будущими учителями (школы № 4, 17, 25 г. Элисты, базовая школа при педколледже, Алцын-Хутинская СШ РК), сотрудничестве учителей-практиков и учащихся педколледжа, создании преподавателями предметных комиссий программ, методических разработок, рекомендаций и пособий. Некоторые принципы прогнозирования и моделирования деятельности будущих учителей лежат в основе содержания и организации учебных дисциплин, изучаемых в области дополнительной подготовки по отдельным предметам.

Введение широкого спектра дополнительной подготовки в области отдельных предметов соответствует социальному запросу современного рынка труда.

Так, параллельно с профессией учителя начальных классов, учащиеся Элистинского педагогического колледжа овладевают специализацией учителя музыки, географии, технологии, ИЗО, английского языка, социальной психологии.

Сегодня этническое воспитание, этнокультурная направленность становятся ведущими принципами российского образования, и поэтому с целью сохранения и передачи нравственных ценностей и идеалов, развития и поддержки национальных традиций, возрождения калмыцкого языка литературы в 1993 году была открыта дополнительная подготовка в области родного языка.

Основная образовательная профессиональная программа подготовки специалистов состоит из следующих разделов: Государственный образовательный стандарт по специальности 050709; программные требования для абитуриентов колледжа; учебные планы; рабочие программы учебных дисциплин, в т.ч. дисциплин по выбору; рабочие программы по практике; рабочие программы факультативных дисциплин; экзаменационные материалы промежуточной аттестации; рабочие программы учебных дисциплин в области дополнительной подготовки по отдельным предметам; календарно - тематическое планирование учебного материала; комплект локальных нормативных актов; программа итоговой аттестации выпускников; положение о выпускной квалификационной работе в колледже и др.

На отделении разработаны два вида рабочих учебных планов по специальности 050709: квалификация учитель начальных классов с дополнительной подготовкой на базе среднего полного общего образования; квалификация учитель начальных классов с дополнительной подготовкой на базе основного общего образования.

Распределение бюджета времени по элементам учебного процесса соответствует требованиям ГОС СПО. Учебный план для специальности 050709 на базе основного общего образования предусматривает увеличение срока обучения до 3 лет 10 месяцев, с целью реализации Базисного учебного плана ОУ в блоке полного среднего образования.

Общая продолжительность реализации образовательной программы составляет 147 недель (на базе среднего полного общего образования) и 199 недель (на базе основного общего образования). Практика «внеучебная воспитательная работа в начальной школе», «практика пробных уроков» проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическим обучением, и внесена в раздел теоретического обучения в объеме 7 недель. Таким образом, период теоретического обучения увеличился до 100 недель (до 139 недель), что соответствует максимальной нагрузке студента - 5897 (7312) часов при объеме факультативных занятий - 396 (552) часов, что на 8,7 % больше требований стандарта, но не превышает положенных 10 %. Общий объем времени, отведенный на все виды практики, составляет 17 недель.

Резерв времени использован следующим образом: увеличено время на промежуточную аттестацию - 1 неделя; на теоретическое обучение - 2 недели; на различные виды практики - 1 неделя.

Педагогическая практика студентов проводится в базовой школе при колледже и школах г. Элисты. Базовые школьные учреждения подбираются с учетом профессионального уровня учителей, возможностей обеспечения образовательного процесса, особенно дополнительной подготовки, и закрепляются договорами. Руководители школ обеспечивают условия для проведения педагогической практики, выполнения программ практики, предоставляют оборудование для организации занятий.

Следует отметить, что из числа преподавателей-методистов колледжа, ведущих педагогическую практику, 23 человека имеют высшую квалификационную категорию.

Система научно-методической работы на школьном отделении строится на основе анализа содержания научнометодической работы, программного и методического обеспечения учебного процесса по основной специальности с дополнительной подготовкой в области отдельных предметов, обобщения опыта работы преподавателей, введения в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Формами отчетности научно-методической работы преподавателей являются руководство научноисследовательской работой студентов, участие в научно-практических конференциях и семинарах различных уровней, мастер-классах, лекторская деятельность, творческие отчеты.

Методическая тема, над которой работает коллектив преподавателей отделения: «Личностно-ориентированная подготовка учителя начальных классов».

В течение 2002-2007гг. преподавателями Джамбиновой Т.Н., Цереевой ГА, Хулхачиевой Г.Ш. защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Учебно-исследовательская работа студентов на отделении строится в соответствии с Положением об УИРС, утвержденным на Совете колледжа.

На отделении работает студенческое общество по 13 направлениям: «Токуг», «Оруни цовлнг», «Булг», «Медрл», «Дун-гра» - при кафедре калмыцкого языка и литературы, «Проба пера» и «Лингвист» - при кафедре русского языка и литературы, «Камертон» при ПЦК школьной музыки, «Палитра» и «Конструирование» при ПЦК ИЗО и технологии, «Квант» при кафедре физики и математики, «Диалог культур» при кафедре общественных дисциплин, «Цецн булг» при ПЦК школьной педагогики и др.

Структура отделения представлена на рис. 1.

Рис. 1.

За последние пять лет на отделении подготовлено 249 специалистов, из них 30 человек имеют дипломы с отличием. По специальности «Учитель начальных классов» работают 149 человек (59,8%), продолжают обучение в вузах страны 61 человек (24,5%).

Государственная аттестационная комиссия (председатель (2003-2007гг.) Манджиева З.Д., главный специалист МО и Науки РК) отмечает достаточно высокие результаты итоговой аттестации и уровень качества подготовки специалистов.

Результаты итоговой государственной аттестации выпускников школьного отделения за последние

пять лет

120

100

80

60

40

20

0

и ш,

2003 2004 2005 2006 2007

□ Прошли ИГА

□ Качество ИГА

□ Кол-во обучающихся в ВУЗе

□ Т рудоустройство

Рис.2.

Таким образом, уровень знаний выпускников по дисциплинам предметной и дополнительной подготовки соответствует ГОС СПО в части требований к знаниям студентов по содержанию учебных дисциплин и практическим умениям и навыкам.

Подготовка учителя в колледже по специальности 050709 обеспечена содержанием образовательной профессиональной программы, отвечающей требованиям ГОС СПО, программно-методической документации, кадровым потенциалом, основной и дополнительной учебной литературой, соответствующей базой и средствами обучения.

На отделении соблюдаются принципы моделирования содержания непрерывной профессиональной подготовки учителя начальных классов:

• научная обоснованность и высокое качество предметной, психолого-педагогической, социо-гуманитарной и общекультурной подготовки;

• полнота набора дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку;

• интегративность;

• гибкое сочетание обязательных и дополнительных дисциплин, дисциплин по выбору и дополнительной подготовки;

• прогностический характер проектирования региональной составляющей и национально-регионального компонента содержания образования.

Современный выпускник педагогического колледжа видится как творческая личность, обладающая опытом субъектности и профессионально-личностной компетентностью, способная работать в условиях современной школы.

Список литературы

1. Этнопедагогика. Г.Н. Волков. Москва. Издательство «ACADEMIA», 1999. - 167 с.

2. Развитие личности в образовательных системах Южно - Российского региона: Тезисы докладов V годичного собрания Южного отделения РАО и XVII региональных психолого - педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 1998. ч. I. - 236 с.

3. Развитие личности в образовательных системах Южно - Российского региона: Тезисы докладов XIII годичного собрания Южного отделения РАО и XXV психолого - педагогических чтений Юга России.- Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2006. ч. III. - 180 с.

4. Ташнинов Н. Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР/ Н.Ш. Ташнинов. - Элиста, 1969г.

5. Педагогический колледж им. Х. Б. Канукова: история, факты, воспоминания. - Элиста, 1995.

6. Национальный архив Республики Калмыкия. Ф. Р-25.- Министерство просвещения Калмыцкой АССР (1918 -1923, 1940-1944, 1956-1997гг.) Оп.1 Д.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.