Научная статья на тему 'Развитие студенческого самоуправления в Калмыкии в начале ХХI в'

Развитие студенческого самоуправления в Калмыкии в начале ХХI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марзаева М.Б.

В статье рассматривается процесс развития студенческого самоуправления в Калмыкии в начале ХХI в., анализируются проблемы становления и основные направления деятельности студенческих советов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марзаева М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие студенческого самоуправления в Калмыкии в начале ХХI в»

Марзаева М. Б.

Развитие студенческого самоуправления в Калмыкии в начале ХХ1 в.

Аннотация: В статье рассматривается процесс развития студенческого самоуправления в Калмыкии в начале XXI в., анализируются проблемы становления и основные направления деятельности студенческих советов.

The article discusses the development of student government in Kalmykia in the early twenty-first century., Analyzes the problems of formation and the main activities of student councils.

Ключевые слова: студенческие органы самоуправления, самодеятельность студентов, студенческие советы.

Keywords: student self-government bodies, the initiative of students, student councils.

Студенчество является одной из самой активной части молодежи, которой уделяется большое внимание как со стороны государства, так и ученых. Актуальность изучения студенчества как особой молодежной группы определяется не только значимостью его роли в социальной структуре общества как источника воспроизводства интеллигенции, но и как активного субъекта в общественной сфере жизнедеятельности.

За последние десятилетия численность студентов значительно возросла. В связи с этим изучение студенческого движения приобретает особую значимость. Анализ деятельности студенческих общественных организаций важен также при рассмотрении проблем развития гражданского общества в нашей стране.

В Российской Федерации одной из насущных проблем гражданского общества является низкий уровень общественной активности населения. Активизация процесса гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных направлений молодежной политики.

Организация системы самоуправления учащихся в образовательных учреждениях способствует формированию у подрастающего поколения демократических ценностей. Проблемам развития студенческого самоуправления стало уделяться большое внимание также в связи с учетом данного фактора в общей оценке деятельности образовательных учреждений при государственной аккредитации.

Одним из пунктов соглашения присоединения России к Болонской декларации является активизация студенческого самоуправления в стране. Правовой базой для развития самодеятельности студентов являются «Стратегия государственной молодежной политики до 2025 г.», «Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации».

В 2002 г. Министерством образования РФ были разработаны рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, где было определено, что «в целом студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив» [1].

В данной статье рассмотрим развитие студенческого самоуправления в Республике Калмыкия на основе информации средств массовых коммуникаций и полевых материалов автора.

Современное студенчество Калмыкии представлено как учащимися высших учебных заведений (ФГБОУ ВО «КалмГУ» им. Б. Б. Городовикова, КФ НОУ ВПО МАЭП, НЧОУ ВПО «Синергия»), так и учреждений среднего профессионального образования (Калмыцкий государственный колледж нефти и газа, Элистинский политехнический колледж, Калмыцкий

государственный торгово-технологический колледж, Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой, Элистинский педагогический колледж им. Х. Б. Канукова, Элистинский колледж искусств им. П. О. Чонкушова). Во всех вышеперечисленных учреждениях действуют студенческие советы.

Систему органов самоуправления студентов республики можно охарактеризовать как многоуровневую структуру, организованную по вертикали. На региональном уровне деятельность студенческих объединений координируется студенческим Советом при Главе республики, который состоит из студентов-представителей от каждого учебного заведения. В рамках учреждений структурные подразделения студенческих советов варьируются в зависимости от типа учебного заведения и численности студентов. Наиболее распространенным является двухуровневое подразделение органов самоуправления студентов на коллегиальный орган учреждения и групповые советы.

Среди студенческих советов Калмыкии своей разветвленной структурой отличается система самоорганизации студентов Калмыцкого государственного университета, которая включает в себя следующие формы:

1. Профсоюзная организация студентов КалмГУ;

2. Совет старост КалмГУ;

3. Студенческий совет при ректоре КалмГУ.

Студенческий совет при ректоре Калмыцкого государственного университета координирует деятельность студенческих советов всех уровней Калмыцкого государственного университета, в структуру которого входят:

•навигаторы студенческого самоуправления учебной группы;

•9 студенческих советов института/факультета;

•7 студенческих советов общежитий [2].

Студенческое самоуправление университета основывается на принципе выборности и представительности, на основе которых реализуется право каждого студента на участие в управлении вузом. Процесс выборов председателя студенческого совета включает несколько этапов. Во время подготовительного этапа формируются участковые и территориальная избирательные комиссии КалмГУ, проводятся семинарские занятия с орггруппой, готовятся видеоролики и аудиоматериалы по организации выборов. Во время РЯ-компании «Я голосую за будущее» распространяются афиши, организовываются встречи участковых комиссий с избирателями, проводится регистрация кандидатов. В ходе агитационной компании организовываются студенческие акции по презентации кандидатов, проводятся дебаты и конференции с участием кандидатов. Работа участковых и территориальной комиссий университета включает утверждение списков избирателей, регистрацию кандидатов, изготовление бюллетеней проведение семинарских занятий с членами УИК и ТИК, оформление избирательного участка. Проведение выборов председателей студсоветов утверждается в определенное время для каждого факультета/института. Заключительным и самым торжественным мероприятием является инаугурация студсовета и факультетов [3].

В других образовательных учреждениях выборы в органы студенческого самоуправления проводятся менее масштабно. В учреждениях среднего профессионального образования существует практика организации выборов председателя студенческого совета при поддержке Молодежной избирательной комиссии при Избирательной комиссии Республики Калмыкия [4]. Избрание председателя Студенческого совета при Главе Республики Калмыкии (ССПГРК) традиционно проводится в конце учебного года во время проведения весеннего лагеря для студенческого актива республики [5].

Анализ комплекса мероприятий, проводимых студенческими советами, позволяет сделать вывод, что основными направлениями деятельности являются: информационное, спортивное, культурно-массовые, волонтерское. Однако необходимо отметить, что деятельность студсовета КалмГУ отличается не только своей масштабной работой, но и более широкими направлениями в своей деятельности. Так, например, лагерь для студактива КалмГУ «Навигатор ССУ», тренинг-марафон «Студент 21 века», образовательная программа

«Академия личностного роста» направлены на формирование конкурентоспособных качеств лидеров.

Конкурс студенческих инициатив и идей «Университет глазами студентов», проектный конвейер на факультетах и в общежитиях, конкурс социальных проектов «Успех начинается сегодня» способствуют формированию деловых качеств у студентов, которые учатся находить нестандартные пути решения проблем. Например, конкурс студенческих инициатив и идей «Университет глазами студентов» рассматривает предложения студентов по трем номинациям: «Мои предложения ректору КалмГУ», куда представляются работы, направленные на совершенствование организационной и управленческой структуры университета, системы стимулирования работников и студентов. Инициативные проекты по совершенствованию учебного процесса направляются на номинацию «Мои предложения по повышению качества образовательного процесса и уровня знаний студентов». В номинации «Моя программа социального действия» рассматриваются работы, направленные на решение социальных проблем студентов [2].

Инновационным в деятельности студсовета КалмГУ является реализация проекта по профориентации «Студенческий ПрофНавигатор», в рамках которого проводятся фестиваль «КалмГУ собирает друзей» и ярмарки студенческих инициатив, работает Студенческая приемная комиссия; студенческие агитбригады выезжают на профориентационную работу среди выпускников общеобразовательных школ республики [6].

Отмечая плодотворную работу студенческого совета Калмыцкого государственного университета, необходимо обратить внимание, что коллектив студентов вуза по численности намного превосходит студенческие организации других учреждений, а также более развитая материальная база КалмГУ предоставляет гораздо более широкие возможности для развития самодеятельности студентов. Немаловажная роль в успехах студсовета университета принадлежит сотрудникам отдела молодежной политики и внеучебной деятельности вуза. Данный факт подтверждает важность поддержки студенческих инициатив как в форме финансового обеспечения, так и в методическом сопровождении.

Несмотря на свою малочисленность, успешно работает и студенческий совет Калмыцкого филиала Московской академии экономики и права. Студенты-представители филиала принимают активное участие в работе студенческого совета при Главе Республики Калмыкия. Так, в 2012 г. расширенное заседание ССПГРК состоялось на базе филиала. В рамках заседания состоялась работа четырех секций: «Информационный поток», «Имею право», «Выбор за тобою», «Арт Парад», а также проведены тематические мастер-классы, тренинги [7]. Студенты-активисты филиала участвуют также в межрегиональных и международных мероприятиях. Так, в 2013 г. делегация Калмыцкого филиала МАЭП выступила на международном молодежном образовательном форуме «СелиАс», где заняла первое место в ролевых играх и получила грант [8].

На базе Калмыцкого госуниверситета также часто проводятся республиканские, межрегиональные и всероссийские студенческие мероприятия, что и является безусловным признанием успешной деятельности студенческого совета вуза. Так, в 2014 г. состоялся Форум органов студенческого самоуправления Юга России «Качество - гарантия успеха»

[9].

Подводя итоги, необходимо отметить, что деятельность всех органов студенческого самоуправления координирует Студенческий Совет при Главе Республики Калмыкия. Студенческий Совет (ССПГРК) состоит из постоянно действующего «Координационного совета» и «Расширенного собрания», которое созывается на сессию 2 раза в год.

В задачи Координационного совета входит разработка документов, проектов для сессий Собрания, согласование и отслеживание работы принятых решений Собрания, доведение до студентов информации о предстоящих мероприятиях.

Координационный совет состоит из:

1. Председатель ССПГРК

2. Заместитель председателя

3. Представитель совета ВУЗов

4. Представитель совета ССУЗов

5. Представитель совета НССУЗов

6. Представитель «Штаба студенческих отрядов».

Основная работа ведётся в течение всего учебного года с сентября по май, собрание проводится один раз в две недели на базе Бюджетного учреждения «Республиканский центр молодежи».

В состав Расширенного собрания входят председатели студенческих самоуправлений, представители от всех учебных заведений, также представители «Штаба студенческих отрядов». Расширенное собрание созывается на сессию в октябре и апреле учебного года. Задачи расширенного собрания - это принятие проектов, положений, выработка стратегии, принятие плана работы путём голосования и отчет о проделанной работе за прошедший учебный год.

Итак, можно отметить, что развитие регионального студенческого самоуправления происходит в русле общероссийских тенденций. Весьма интересен опыт развития студенческого самоуправления в КалмГУ.

Однако деятельность студенческих советов ссузов республики менее инициативная и ограничивается участием в республиканских мероприятиях. На наш взгляд, данный факт связан с отсутствием должного методического сопровождения работы студсоветов ссузов, что можно заметить при сравнительном анализе программных документов студсоветов разных образовательных учреждений. Проблема может быть решена при заинтересованном отношении к деятельности студенческих организаций со стороны руководства учреждений. Упущения в этой сфере также можно исправить систематическим кураторством со стороны ведомственных органов по делам молодежи - городского отдела молодежи, Республиканского центра молодежи, Министерства по делам молодежи, спорта и туризма; постоянным сотрудничеством с молодежными общественными организациями, такими как Российский союз молодежи, Молодая гвардия Единой России.

Важно подчеркнуть воспитательную функцию самодеятельности студенческих советов, в рамках которой молодые люди получают практический опыт участия в общественной жизни. Так, многие направления деятельности студенческих организаций ориентированы на формирование навыков сотрудничества, развитие лидерских качеств. Для успешного развития студенческого самоуправления необходима помощь как со стороны образовательных учреждений, так и грантовая поддержка студенческих инициатив на государственном уровне.

1. Письмо Минобразования России от 02. 10. 2002 № 15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации» [электронный ресурс]. // www.consultant.ru. Дата обращения: 10 февраля 2016 г.

2. Аналитический отчет по деятельности студенческого совета при ректоре КалмГУ [электронный ресурс]. // www.kalm.su//files/Raznoe/otchet_o_deyat_za_12_13g . Дата обращения: 10 февраля 2016 г.

3. План мероприятий по организации выборов председателей студсоветов [электронный ресурс]. // www.kalm.su/. Дата обращения: 10 февраля 2016 г.

4. Выборы председателя студенческого совета в Элистинском политехническом колледже [электронный ресурс]. // [электронный ресурс] //http://kalmyk.izbirkom.ru/way/968277/sx/art/968358/cp1/br/968

272.html. Дата обращения: 13 марта 2016 г.

5. Эняева Д., Очиров С. Студсовет Калмыкии подвел итоги работы за 2011 год [электронный ресурс]. // http://vesti-kalmykia.ru/society/1838-ctudsovet- kalmykii-podvel-itogi-raboty-za-2011-god.html. Дата обращения: 12 марта 2016 г.

6. Отчет о деятельности студенческого совета при ректоре КалмГУ [электронный ресурс]. // www.kalm.su/. Дата обращения: 13 марта 2016 г.

7. Расширенное заседание Студенческого совета при Главе Республики Калмыкия [электронный ресурс]. // http://www.maep,ru/sovytia. Дата обращения: 12 марта 2016 г.

8. Студенты Калмыцкого филиала НОУ ВПО Московская академия экономики и права приняли участие в работе Международного молодежного образовательного форума «Селиас-2013» [электронный ресурс]. // http://www.maep,ru/sovytia. Дата обращения: 13 марта 2016 г.

9. Глава Калмыкии Алексей Орлов направил приветственный адрес участникам Форума органов студенческого самоуправления Юга России [электронный ресурс]. // http://glava.region08.ru/ru/soobshenia-dlya-pressy/6622-pa-stud-samoupr.html. Дата обращения: 13 марта 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.