Научная статья на тему 'Поликультурная миссия университетов в образовательном пространстве России'

Поликультурная миссия университетов в образовательном пространстве России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / INNOVATIVE SYSTEM / MISSION OF A UNIVERSITY / LIFE-LONG EDUCATION / MULTICULTURAL VALUES / SHAPING OF A PERSONALITY / KALMYK STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борликов Герман Манджиевич

В глобальной инновационной системе особая роль отводится вузам как центрам образования, генерирующим, наряду с научными исследованиями, новые практические технологии внедрения. В статье раскрывается особая миссия университетов в строительстве стабильной национальной практики в полиэтническом государстве. На примере деятельности национально-регионального Калмыцкого государственного университета рассматриваются механизмы социализации студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural Mission of Universities in the Educational Area of Russia

In today’s global innovative system the universities as centres of education will play a key role generating along with cutting-edge research results new implementing technologies. The article focuses on universities special mission to set stable national policy in a multiethnic state. Referring to the National-regional Kalmyk State University the author explores mechanisms of socialisation of the student community.

Текст научной работы на тему «Поликультурная миссия университетов в образовательном пространстве России»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.4:130.2

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

Г. М. Борликов (Калмыцкий государственный университет)

В глобальной инновационной системе особая роль отводится вузам как центрам образования, генерирующим, наряду с научными исследованиями, новые практические технологии внедрения. В статье раскрывается особая миссия университетов в строительстве стабильной национальной практики в полиэтническом государстве. На примере деятельности национально-регионального Калмыцкого государственного университета рассматриваются механизмы социализации студенчества.

Ключевые слова: инновационная система; миссия университета; непрерывное образование; поли-культурные ценности; формирование личности; Калмыцкий государственный университет.

На протяжении последних трех веков образование играет основополагающую роль в консолидации российского общества — разноязыкого, составленного из представителей различных культур и верований. Оно расширяет и укрепляет связи между народами, способствует мирному и гармоничному сосуществованию различных культур. Актуальные задачи образования заключаются в том, чтобы сопровождать, вооружать, поддерживать, ориентировать человека на всех этапах его жизнедеятельности. В условиях стирания экономических, политических и культурных границ между регионами особое внимание сегодня обращается на миссию университетов, их место в обществе. В многонациональном, поликон-фессиональном обществе университеты играют роль федеральных и региональных центров науки и образования и должны способствовать сохранению и развитию национальной культуры, закреплению новых цивилизованных механизмов социализации человека.

Следует отметить, что национальнорегиональный вуз, с одной стороны, является основным собирателем, хранителем и пропагандистом национально-культурного достояния этноса, а с другой — главным инструментом строительства стабильной национальной политики в полиэтническом государстве. Развитие идей толерантности и взаимодействия культур в молодежной среде, сохранение гражданского мира в регионе также яв-

ляются сегодня одними из главных составляющих миссии такого вуза.

Национально-региональный университет формируется как высшее учебное учреждение многопрофильного типа, системно сочетающее подготовку кадров по гуманитарным, естественным и техническим специальностям. Важнейшим условием такого рода развития, ведущим фактором его успешности выступает непрерывное образование — идея, принятая в мире в качестве ключевой во всех осуществляющихся реформах образования. В полной мере она относится к подготовке специалиста, предполагающей непрерывное обогащение его профессиональных возможностей и личностных качеств в соответствии с идеалами культуры, нравственности, профессионализма.

Одним из таких вузов является Калмыцкий государственный университет, открытый 40 лет назад. К настоящему времени он сформировался как центр образования, науки и культуры Республики Калмыкия, сосредоточивший в себе основной интеллектуальный потенциал и играющий ведущую роль в развитии всей научной базы республики. Два института и 6 факультетов университета обеспечивают более 70 % всей потребности в высококвалифицированных специалистах различных отраслей хозяйства и социальной сферы республики. КалмГУ — это разветвленная социальная, учебно-производственная и

© Борликов Г. М., 2012 3

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

научно-исследовательская инфраструктура с филиалами в районах республики, учебными комплексами в г. Элисте, с системой переквалификации и переподготовки кадров, центром информационных услуг и т. д.

В Калмыцком университете эффективно функционирует система непрерывного профессионального образования, обеспечивающая повышение уровня качества жизни населения путем представления все более широкого и разнообразного круга профессионально-образовательных услуг. Началом успешной организации системы непрерывного профессионального образования стало включение в состав университета в качестве филиала Башантинского аграрного колледжа в Городовиковском районе с подготовкой по педагогическим, аграрным и инженерным направлениям СПО, согласованным с учебными планами соответствующих специальностей ВПО институтов и факультетов университета. В настоящее время в структуре вуза организован факультет среднего профессионального образования с подготовкой по 17 специальностям.

Кооперация с образовательными учреждениями республики позволила сформировать университетский «зонтик» — образовательную базу, включающую детские сады, школы, лицеи, гимназии, училища и колледжи. Созданная система непрерывного профессионального образования позволяет иметь информацию об успехах выпускников различных уровней обучения, прослеживать траекторию их движения по системе. Такая информация дает возможность вузу эффективно управлять качеством образовательного процесса с учетом особенностей региона и отдельно взятого студента, положительно влиять на процесс формирования личности, адаптации в обществе.

Ученые университета, а это 80 докторов и более 300 кандидатов наук, ведут активную научную работу по многим направлениям естественных, гуманитарных, педагогических, технических и аграрных наук в рамках федеральных программ, грантов и региональных заказов.

Будущее России теснейшим образом связано с выбором конкретного инновационного пути развития, повышения конкурентоспособности отраслей народного хозяйства и совершенствования всех институтов гражданского общества во всех ее регионах. При этом одной из определяющих особенностей нашей страны является полиэтничность ее населения.

Российская Федерация входит в число самых многонациональных государств мира. По данным переписи населения 2002 г., здесь проживает свыше 160 национальностей. Калмыкия, одна из двух десятков республик Российской Федерации, также является полиэтническим регионом. В ней проживают представители 97 национальностей и народностей. 53,3 % населения республики составляют калмыки, 33,6 — русские, остальные 13,0 % — это даргинцы, чеченцы, казахи, украинцы, белорусы, немцы, эстонцы, корейцы и др.

Прикаспийский регион, к которому относится республика, по праву принадлежит к наиболее поликультурным образованиям в мире. Многие проблемы При-каспия столь масштабны, что их невозможно решить усилиями ученых одного вуза и даже одного региона. Поэтому в 1996 г. возникла и была реализована идея создания Ассоциации университетов Прикаспийских государств, в которую наряду с вузами субъектов Российской Федерации (Астраханской области, Калмыкии, Дагестана) вошли университеты Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана. В рамках Ассоциации ежегодно проводятся международные научные конференции, издаются научные труды и сборники, осуществляется культурный и спортивный обмен студенческими делегациями. Регулярно проводятся Генеральные ассамблеи Ассоциации, активным участником которых стала делегация Калмыцкого государственного университета.

Нет сомнений, что такое объединение, как Ассоциация университетов Прикаспийских государств, в какой-то степени компенсирует негативные последствия дезинтеграции, произошедшие в бассейне Каспия после распада СССР,

111!111Й1И1!Ш № 1,

и будет способствовать решению общих экологических, экономических и национально-культурных проблем этой уникальной территории.

Республика Калмыкия входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации, который до недавнего времени объединял 8 республик Северного Кавказа и несколько краев и областей. Уникальное положение Северного Кавказа на этнополитической карте мира общеизвестно. Интерес к миниатюрной «стране гор» и гигантской «горе языков» продиктован прежде всего тем, что на этой небольшой территории говорят более чем на 40 языках, причем некоторые из них все еще являются бесписьменными. Современный Северный Кавказ — это не только полиэтнический, многоконфессиональный, но и потенциально конфликтогенный регион, где этно-политическая и языковая ситуации часто выступают в роли существенных факторов национальной политики.

Калмыцкий государственный университет — один из динамично развивающихся государственных университетов Юга России, ориентированный на инновационное развитие с учетом полиэтнической среды. Не случайно он стал местом проведения нескольких международных конференций, в том числе международных семинаров под эгидой Совета Европы, и проводником идей толерантности и гармоничного взаимодействия народов Северного Кавказа. Для создания мирных добрососедских отношений между народами Северного Кавказа необходимо отметить важность ежегодно проводимого Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» и роль Пятигорского государственного лингвистического университета как реализатора федерально-региональной целевой миротворческой программы.

Географическое положение Республики Калмыкия (на стыке Европы и Азии), культурно-исторические корни калмыцкого этноса способствовали тому, что Калмыцкий университет вошел в число российских центров изучения и развития евразийской культуры, духовной и интел-

лектуальной связи культур Востока и Запада.

КГУ активно осуществляет многолетнее международное сотрудничество с различными вузами и научными центрами Азии, Америки и Европы. Особое значение приобретают широкие дружеские и партнерские взаимоотношения нашего университета как связующего образовательного и культурного моста между Востоком и Россией с ведущими высшими учебными заведениями Китая: Пекинским лингвистическим университетом, Пекинским университетом языка и культуры, Пекинским институтом иностранных языков, Синьцзянским университетом, Техническим университетом Синьцзяна, Университетом Внутренней Монголии, Чанчунским университетом, университетами г. Тайбэя, г. Харбина и г. Хайнаня.

В университете постоянно проводятся международные научные конференции с участием ученых из КНР, организованы ежегодные двусторонние стажировки преподавателей, годовые и семестровые обмены студентами, изучающими китайский язык в нашем университете и обучающимися по специальности «Русский язык и литература» в Китае, установлен обмен научно-образовательной и методической литературой. В рамках данных совместных программ каждый год более 15 калмыцких студентов имеют возможность повысить уровень знания китайского языка в ведущих образовательных центрах КНР, узнать больше об истории и культуре древней китайской цивилизации, что способствует укреплению дружеских связей между молодыми поколениями наших стран. Выпускники КГУ со знанием китайского языка получили широкое признание в республике и востребованы на рынке труда крупнейших городов России.

В результате многолетней плодотворной деятельности наш вуз вышел на новый, более высокий, уровень взаимовыгодного сотрудничества и получил предложение со стороны Университета Внутренней Монголии об открытии Института Конфуция на территории Республики Калмыкия на базе КГУ. Безуслов-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

но, создание данного научно-образовательного учреждения стало еще одним шагом на пути развития партнерских отношений между дружественными народами двух государств в рамках реализации межправительственных договоров о многостороннем сотрудничестве и обменах между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Оно способствует улучшению уровня знаний студентов-синологов, повышению квалификации преподавателей китайского языка республики. Немаловажен тот факт, что идея открытия этого образовательно-культурного центра возникла в период проведения Года Китая в России и гармонично сочетается с многочисленными мероприятиями по укреплению связей с КНР в различных областях образования, науки и культуры.

В целях развития культуры, объединения усилий университетов монголоязычных народов России, Монголии и Китая в условиях глобализации подготовлены совместные научные и образовательные программы, начал работу совместный центр по изучению русского языка в г. Урумчи, осуществляется подготовка к открытию представительств КГУ в Монголии на базе университетов-партнеров.

Калмыцкий университет активно сотрудничает также с вузами Европы и Америки. Среди партнеров КГУ — Университет г. Малага (Испания), Похъейс-Саво Политекник (г. Куопио, Финляндия), Ньюман колледж (г. Бирмингем, Великобритания), Йенский университет (г. Йена, Германия), Университет г. Бохум (Германия), Центр холистических исследований (г. Альбукерк, США).

В магистратуре и докторантуре вузов Германии и США продолжают обучение выпускники университета. Лучшие студенты аграрных специальностей по соглашению с Союзом немецких производителей экологически чистых продуктов (ЛОГО) ежегодно проходят 6-месячную производственную практику на фермах Германии. КГУ успешно сотрудничает с Институтом «Лингвапакс» по широкому спектру проблем сохранения родного языка и культуры.

В настоящее время идет подготовительная работа по открытию на базе вуза кафедры ЮНЕСКО.

Перед нами — далеко не полный перечень направлений международной активности университета, в которой самым непосредственным образом участвуют студенты. Значение Калмыцкого университета как связующего образовательного и культурного моста между Востоком и Россией становится все более заметным, а ориентация образовательного процесса и воспитания молодежи на этнокультурные и общечеловеческие ценности приносит свои плоды: республика живет в мире и согласии.

Следует отметить, что деятельность КГУ в полной мере соответствует политической программе развития нашей республики. Общеизвестно, что руководство Калмыкии придает особое значение и ведет большую работу по воспитанию толерантного отношения к другим народам и культурам. Проблема взаимосвязей народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу, к людям иной конфессиональной принадлежности является одной из самых актуальных в политике республики.

Поступила 10.01.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.