Научная статья на тему 'Вклад Ю. А. Жданова в развитие системы высшего образования и науки республики Калмыкия'

Вклад Ю. А. Жданова в развитие системы высшего образования и науки республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗВЕСТНЫЙ УЧЕНЫЙ / РЕКТОР РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА / ОРГАНИЗАТОР НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / FAMOUS SCIENTIST / RECTOR OF THE ROSTOV STATE UNIVERSITY / ORGANIZER OF SCIENCE AND EDUCATION / THE KALMYK STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салаев Бадма Катинович, Бадмаев Санал Батыевич

Дана характеристика Ю.А. Жданова известного ученого-химика, философа и культуролога, организатора науки и образования на Юге России. Раскрыта его роль как эксперта ЦК КПСС, ректора одного из ведущих в стране Ростовского государственного университета, в открытии Калмыцкого государственного университета. Отмечен вклад Ю.А. Жданова в развитие высшего образования и науки Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of Yu.A. Zhdanov into the Development of Higher Education and Science of the Republic of Kalmykia

There is a characteristic of Yu. A. Zhdanov a famous scientist, chemist, philosopher and culturologist, organizer of science and education in the South of Russia. His role as an expert of the CPSU Central Committee, the rector of one of the leading institutions of the country the Rostov State University, in the opening of the Kalmyk State University is revealed. The contribution of Yu. A. Zhdanov in the development of higher education and science of the Republic of Kalmykia is noted.

Текст научной работы на тему «Вклад Ю. А. Жданова в развитие системы высшего образования и науки республики Калмыкия»

УДК 355.233.23

ВКЛАД Ю.А. ЖДАНОВА В РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Б.К. Салаев, С.Б. Бадмаев

DOI 10.18522/2072-0181-2019-98-2-6-10

Вся научная общественность Юга России готовится отметить 100-летие со дня рождения Юрия Андреевича Жданова - известного ученого, философа и культуролога, организатора науки, инициатора создания научно-образовательных комплексов, доказавших жизнеспособность этой идеи. Он -неординарная личность, стремившаяся к синтезу естественно-научного и гуманитарного знаний.

В 1957 г. Ю.А. Жданов был назначен ректором Ростовского государственного университета. В начале 60-х годов он формирует доктрину развития университета, в основу которой легла его позиция: «Университет - это научное учреждение, в котором также обучаются студенты». По инициативе Ю.А. Жданова были созданы учеб-но-научноые комплексы в связи - факультет -НИИ - химии, физики, биологии, экономики, механики, математики и социологии. Большое место в его творчестве занимали проблемы культурологии, мировоззренческие вопросы развития науки.

В 1983 г. коллективом авторов - А.Б. Гор-стко, Ф.А. Сурковым, Ю.А. Домбровским во главе с академиком И.И. Воровичем и членом-корреспондентом АН СССР Ю.А. Ждановым была создана имитационная эколого-математическая модель Азовского моря, отмеченная Государственной премией СССР в области Науки о Земле.

Ю.А. Жданов вел большую работу в области философии, естествознания, гносеологии, теории исторического процесса. Его философский поиск шел по трем научным направлениям: человек и природа, человек и культура, методологические и мировоззренческие вопросы в развитии науки.

Салаев Бадма Катинович - кандидат педагогических наук, ректор Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, Пушкина, 11, корп. 1А, e-mail: [email protected];

Бадмаев Санал Батыевич - доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления и права Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, Пушкина, 11, корп. 1А.

Уже с 70-х годов Ростовский университет стал ведущим, базовым университетом по подготовке научно-педагогических кадров по всему спектру университетских научных дисциплин для вузов Юга России, особенно для организованных в этот период университетов республик Северного Кавказа и Калмыкии.

Открытие университета в Калмыкии было далеко непростым вопросом. В республике, еще не оправившейся от депортации, с ее небольшим населением и неразвитой социально-экономической структурой народного хозяйства, многого не хватало для полноценного становления нового вуза - университета.

Легче было выделить республике целевые места в вузах других городов - Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Волгограда и др., - что, кстати, и делалось. Руководителю республики Б.Б. Городовикову доказывали нецелесообразность открытия вуза, обещали выделить дополнительные целевые места для калмыцких абитуриентов. Ряд министерств, ведомств, ректоров вузов не поддержали открытие университета в Калмыкии.

Свое весомое слово в открытии университета сказал Юрий Андреевич Жданов. Он, как эксперт ЦК КПСС, организатор науки и образования, ректор известного в стране вуза энергично поддержал предложение Б. Б. Городовикова заявив: «Пусть это и чревато сегодня массой проблем, но надо смотреть в будущее». Именно поддержка Ю.А. Жданова, его авторитет позволили обосновать и получить Б. Б. Городовикову окончательное положительное решение об от-

Badma Salayev - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11/1A, Pushkin Street, Elista, Republic of Kalmykia, 358000, e-mail: [email protected];

Sanal Badmaev - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11/1A, Pushkin Street, Elista, Republic of Kalmykia, 358000.

крытии университета. В 1970 г. Калмыцкий государственный университет был открыт*.

Ю.А. Жданов понимал глубину проблем, стоявших перед калмыцким народом. Он был серьезно обеспокоен его судьбой и осознавал последствия депортации калмыков. Он, убежденный сторонник знаний, разума, образования, смотрел далеко вперед и точно знал, что народу нужен свой университет и ему надо помочь встать на ноги.

Как отмечал калмыцкий профессор-историк М.П. Иванов: «Особые отношения - братские и доброжелательные - сложились у Юрия Андреевича, непреклонного интернационалиста, с интеллигенцией и научной общественностью республики. Они своими корнями уходят к суровым годам Великой Отечественной войны, когда в конце 1942 г. - в начале 1943 г. Молодой офицер-политработник политотдела 28-й армии Ю.А. Жданов прошел от берегов Волги до Маныча по территории Калмыкии и принял активное участие в освобождении ее временно оккупированных районов от фашистских захватчиков» [1, с. 66].

Повторная встреча Юрия Андреевича с калмыками и Калмыкией произошла в не менее трудный период жизни народа, когда республика, восстановив свою национальную автономию, взялась за возрождение разрушенного в войну народного хозяйства и национальной культуры. В этот период на одно из первых мест встала задача подготовки квалифицированных специалистов. «Как ректор РГУ, - вспоминает М.П. Иванов, - Ю.А. Жданов оказал в решении этой сложной задачи всестороннюю помощь и поддержку. Через факультеты Ростовского университета прошли десятки и сотни абитуриентов из Калмыкии, которые ныне успешно трудятся на различных участках хозяйственного и культурного строительства республики» [1, с. 67].

Заслуга Ю.А. Жданова и в том, что его неиссякаемая энергия и уважительное отношение к Калмыкии позволили мобилизовать весь коллектив Ростовского университета для работы в республике. Именно Юрий Андреевич инициировал «вахтовый метод», когда на длительные сроки командировал многих ведущих препода-

* Учитывая огромную роль Басана Бадьминовича Городовикова в этом судьбоносном для всего калмыцкого и других народов республики событии, коллектив КалмГУ выступил с ходатайством о присвоении университету его имени. И сейчас Калмыцкий государственный университет носит имя этого крупного партийного деятеля.

вателей РГУ, сначала на вновь организованный педагогический институт (1964-1969), а затем в Калмыцкий университет (1970) для чтения лекций, оказания помощи в учебной и научно-методической работе. И до сих пор ряд кафедр КалмГУ использует ту базу ростовской научной школы, которую заложили ведущие профессора РГУ ПИ. Проценко, АН. Симонов, С.А. Кри-чевская и др.

Большая помощь была оказана Ростовским университетом Калмыцкому пединституту, а затем университету в укреплении их учебно-материальной базы и пополнении библиотеки учебной и научной литературой.

Студенты и аспиранты 70-х годов из Калмыкии благодарны Юрию Андреевичу. Он многим помогал в учебе в аспирантуре. Наши профессора и доценты В.А. Бананова, Л.Х. Сангад-жиева, Л.А. Хулхачиева, С.С. Горяев, Б.П. Эрд-ниев, А.М. Буринов и другие сначала на студенческой скамье, а затем в аспирантуре получили благословение ректора Ю.А. Жданова.

Ростовский университет помог в формировании профессионального ядра в Калмыкии, в подготовке специалистов разного профиля [2, с. 23].

Все 60-е годы, практически целое десятилетие, ректор РГУ Ю.А. Жданов доказывал необходимость создания отделения Академии наук на Юге страны. В одном из писем Ю.А. Жданов, вновь возвращаясь к идее создания Северо-Кавказского отделения РАН, убеждает: «Российская Академия наук практически будет иметь три внешних фасада: первый (Северо-Западный) обращен к Европе, второй - к Дальнему Востоку, а третий - он наш. Северный Кавказ лежит на стыке Запада и Востока, Европы и Азии. Здесь представлены многообразные народы и этнические группы; тут сошлись культура и религии: христианства и ислама, иудаизма и буддизма» [3, с. 8].

В реализации своей идеи Ю.А. Жданов всегда учитывал своеобразие края, его историческую, этническую, культурную роль в развитии экономики и социальной сферы России. Вот почему он настаивал на расширении исследований в области социологии, политологии, социальной психологии, востоковедения, языкознания, взаимодействия культур России и Кавказа, Запада и Востока.

Встретившись с трудностями создания отделения Академии наук на Юге страны, Ю.А. Жданов первым выдвигает идею об интеграции и кооперации вузовской науки в южном

регионе страны, что находит реализацию в Постановлении СССР №724 от 28 августа 1969 г. «О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР», в соответствии с которым в 1969 г. в системе Министерства высшего и профессионального образования РСФСР был создан Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), объединивший более 40 вузов и научных учреждений Юга России. Огромную поддержку в создании Центра, развертывании сети научно-исследовательских институтов при ведущих университетах Юга России, Северного Кавказа и Поволжья оказал Министр образования РСФСР И. Столетов.

В октябре 1998 г. Ученый Совет Калмыцкого государственного университета за большие заслуги в подготовке научных кадров Калмыкии, личное участие в организации и становлении Калмыцкого государственного университета присвоил звание Ю.А. Жданову звание «Почетный профессор Калмыцкого государственного университета».

Рассказывая молодежи о первых и сложных годах становления науки и университетского образования, Ю.А. Жданов благословил студентов и университет буддийской молитвой: «Ом-ма-ни-падме-хум», что в свое время выдающийся востоковед академик Б.Я. Владимирцев перевел как «Да будет благословенен рожденный в Лотосе!» [2, с. 21].

С этим благословением патриарха науки и образования Ю.А. Жданова Калмыцкий государственный университет вступил в XXI век. Сегодня Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова вошел в число 33 опорных вузов России.

Геополитическое, геокультурное значение региона Юга России в истории российского государства, исторически сложившиеся и культурно-обусловленные связи Калмыкии с восточным миром формируют основу международного научного сотрудничества, способствуют продвижению позитивного имиджа университета, экспорта российских образовательных услуг в эти зарубежные государства. Вузами-партнерами в этой научной деятельности выступают 22 высших учебных заведений и академических институтов Китая и Монголии.

Международное сотрудничество реализуется в рамках межвузовских договоров и соглашений. В период с 2011 по 2018 гг. заключено более 100 договоров о сотрудничестве с иностранными вузами, увеличилось количество иностранных студентов.

Особое место в международном сотрудничестве занимает взаимодействие с вузами и научными центрами Монголии и Китая по развитию востоковедения. Исторически сложившаяся миссия и уникальное географическое положение позволяют Калмыцкому государственному университету служить научно-образовательным мостом, объединяя европейские и азиатские достижения в области науки и образования, и перспективы их развития.

Большой шаг в расширении международного научно-образовательного сотрудничества был сделан в ходе проведения Международного форума «Университеты Евразии», в рамках которого было учреждено Евразийское научно-образовательное Содружество (1-4 ноября 2015 г.). Оно объединило 20 российских и зарубежных вузов и организаций, заинтересованных в формировании и развитии евразийского научно-образовательного пространства, консолидации усилий сторон в осуществлении научных и образовательных партнерских связей в области комплексного изучения культурного наследия народов Евразии.

Основные направления научного сотрудничества, поддержанные участниками форума «Университеты Евразии», были определены еще Ю.А. Ждановым: исследование культурного наследия тюрко-монгольского народов, изучение проблем евроазиатских миграций, изучение археологического наследия кочевых народов Евразии, исследование проблем алтаистики, тюркологии и монголоведения, исследование проблем русского языка в иноязычном окружении, экологический мониторинг и рациональное природопользование.

В ноябре 2017 г. на базе КалмГУ прошёл I Международный форум «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура». В работе форума приняли участие ученые из Китая, Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, а также из регионов Российской Федерации. По результатам работы форума были подписано Соглашение с ведущими академическими и образовательными востоковедными центрами РФ и зарубежья о создании на площадке КалмГУ Международного научного центра «Комплексные полевые исследования». Международный центр организует работу в области комплексного изучения общеевразийского наследия и создания временных научных коллективов для объединения исследователей языка, литературы, фольклора, истории, письменных памятников и культуры монгольских народов.

Эта деятельность была успешно продолжена на II международном научном форуме «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура» (ноябрь 2018 г.), во время которого были подписаны пять соглашений о реализации научных проектов, направленных на развитие сетевого востоковедения.

Востоковедческие исследования сегодня формируют научно-образовательную повестку сотрудничества КалмГУ в рамках Ассоциации государственных университетов Прикаспийских стран, объединяющей более 50 университетов и НИИ России, ближнего и дальнего зарубежья.

На практический уровень сегодня выходит сотрудничество с Российской академией образования. В центре внимания - проблемы русского языка, экономика образования, подготовка педагогических кадров. Приказом президента РАО Л.А. Вербицкой на базе Калмыцкого государственного университета в 2016 г. создан Калмыцкий научный центр РАО.

В КалмГУ создана региональная система выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и молодежи. Инициатива реализуется в рамках стратегического проекта «Предунивер-сарий».

Ю.А. Жданов в своей неустанной, кипучей и многогранной деятельности с большим интересом и глубоким уважением относился к истории и культуре народов Северного Кавказа. По его инициативе, начиная с середины 70-х годов, выпускались книги в сериях: «Актуальные проблемы науки», «СКНЦ ВШ - народному хозяйству», «Природные ресурсы производительные силы Северного Кавказа». Они проходили тщательную научную экспертизу и отражали достижения в области фундаментальной и прикладной науки. Постоянный обмен мнений, дискуссий с национальными представителями гуманитарных наук подготовили почву для разработки крупных коллективных трудов. По инициативе и при участии Юрия Андреевича осуществлялось работа по созданию «Истории литератур народов Северного Кавказа», «История журналистики Северного Кавказа», «История христианства и другие». Ю.А. Жданов - главный редактор «Энциклопедии культур Юга России», изданной в 2005 г.

Но все-таки самой важной сферой деятельности Ю.А. Жданова как профессора, педагога высшей школы и культуролога всегда являлись образование, университеты и их культурные функции, содержательная и организационная связь учебного процесса и науч-

ного поиска, академическая свобода. Он исходил из тезиса - «Мыслящий человек есть мера всему» [4]. Поэтому забота и внимание Ю.А. Жданова о развитии университетов Северного Кавказа и Юга России в целом - это проявление государственного ума, понимание того, что именно вокруг университетов формируется живая, динамичная, научная и культурная среда, что оказывает благотворное влияние на социальную и духовную жизнь общества. «Есть университет - есть город, республика, страна» - любил повторять Ю.А. Жданов.

Главной особенностью Ю.А. Жданова как ученого являлась его способность к целостному восприятию всех граней анализируемых задач. Подобный подход к проблемам современной науки требовал энциклопедичности знаний, проникновения в сферу понятий и идей пограничных дисциплин, чем Юрий Андреевич обладал сполна.

Калмыцкий государственный университет, научная общественность Калмыкии, все, кто окончил Ростовский государственный университет, его аспирантуру и докторантуру и долгие годы находился под его благотворным влиянием, помнят и чтят Ю.А. Жданова не только как выдающегося ученого, организатора науки и высшей школы, известного общественного деятеля, но и как простого, скромного и доступного человека, который был готов прийти на помощь каждому, кто в ней нуждался.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Иванов М.П. Видный ученый. Организатор науки и высшей школы // О личностях с именами громкими и скромными. Элиста: Джангар, 1995. С. 64-70.

2. Борликов Г.М. Ом-ма-ни-падме-хум! // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 20-23.

3. Белоконь А.В. Созидатель: у истоков Южного научного центра РАН // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 3-11.

4. Жданов Ю.А. Мыслящий человек есть мера всему // Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского / Под ред. А.Л. Яшина. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. С. 219-226.

REFERENCES 1. Ivanov M.P. Vidnyy uchenyy. Organizator nauki i vysshey shkoly [Prominent scientist. Organizer of science and higher education]. In: O lichnostyakh s imenami gromkimi i skromnymi [About personalities with names loud and modest]. Elista, Dzhangar, 1995, pp. 64-70.

2. Borlikov G.M. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2004, no. 3, pp. 20-23.

3. Belokon' A.V. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2004, no. 3, pp. 3-11.

4. Zhdanov Yu.A. Myslyashchiy chelovek est' mera vsemu [Thinking person is a measure of everything].

In: Nauchnoe i sotsial'noe znachenie deyatel'nosti V.I. Vernadskogo [Scientific and social significance of V. I. Vernadsky's activity]. Ed. by A.L. Yashin. Leningrad, Nauka. Leningrad branch, 1989, pp. 219226.

27 мая 2019 г.

ЧЕЛОВЕК-СОЗИДАТЕЛЬ

Говорить о Юрии Андреевиче, не повторяясь и избегая превосходных степеней, чрезвычайно трудно. Учёный с душой поэта, ему удавалось то, что не удавалось другим: так сконцентрировать свои усилия, довести уровень знаний до такой степени, чтобы дать наиболее точную оценку явлений. Человек-созидатель, чуждый профессиональной замкнутости, творец и организатор, оставивший свой яркий след в истории отечественной науки и культуры.

Химик по образованию, он стоял у истоков ростовской философско-культурологической школы. При всем масштабе личности, Юрию Андреевичу были присущи подлинный демократизм, такт и чуткость к коллегам. Заслуги Юрия Андреевича можно перечислять долго. Но, на мой взгляд, главная заслуга - его ученики, научная школа, которую он создал, научные направления, которые он разработал, его подход к науке, его дух.

Огромного уважения заслуживает преданность Жданова своим мировоззренческим прин-

ципам. Именно по его инициативе в начале 70-х годов Ростов-на-Дону стал притягательным центром для теоретиков, ориентированных на построение философии культуры и культурологии (теории культуры).

На Северном Кавказе под его патронажем и идейно-теоретическим руководством сконцентрировался научный потенциал Юга России. Обладатель уникального дара научного прогноза, он еще сорок лет назад говорил о необходимости интеграции науки и образования, к чему сейчас мы и приходим. Понимая роль и значение университетов, Юрий Андреевич поддерживал становление и развитие Ингушского госуниверситета, образованного в 1994 г., за что мы ему особенно благодарны.

Мартазанов А.М. - доктор филологических наук, профессор, ректор Ингушского государственного

университета

25 апреля 2019 г.

УЧЕНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ, ВЕЛИКИЙ ГУМАНИСТ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

Знание истории и особенно отношение человека к историческим событиям бывает двоякое. Когда история становится доступна для интересующегося через архивные документы, воспоминания очевидцев, фильмы и прессу того периода, человек может иметь о том или ином периоде или событиях более или менее объективные знания. Но совсем иное знание и восприятие событий, эпохи или людей, когда человек включен в них, общался с участниками событий напрямую, мог наблюдать события непосредственно или познавать их из первых уст. Например, для меня знание о событиях революции 1917 г. и Гражданской войны на Северном Кавказе, или о периоде депортации целых народов, восстановления Чечено-Ингушской автономной республики и о кризисных со-

бытиях начала 90-х годов насыщены многими персоналиями, деталями, красками, которых не найти ни в каких глубоких научных исследованиях. А если говорить об истории развития высшего образования и науки на Северном Кавказе, то огромный пласт знаний получен мной из бесед с Юрием Андреевичем Ждановым. И это неоценимые знания, ибо получены они из воспоминаний очевидца и одного из творцов современной научно-образовательной сети на Юге России. Или, например, история борьбы с «реакционной наукой генетикой», история трагедии великого ученого Н.И. Вавилова, или драмы самого Юрия Андреевича, пострадавшего за отстаивание истины в противоборстве науки и воинствующего идеологического мракобесия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.