Научная статья на тему 'Наука, образование и культура Юга России в лицах: Ю. А. Жданов (1919-2019 гг. )'

Наука, образование и культура Юга России в лицах: Ю. А. Жданов (1919-2019 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЛМЫКИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / КУЛЬТУРА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / СОТРУДНИЧЕСТВО / SCIENCE / HIGHER EDUCATION / KALMYKIA / UNIVERSITY / CULTURE / NORTH CAUCASUS / COOPERATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Очирова Нина Гаряевна

Статья посвящена выдающемуся ученому, блестящему организатору науки и высшего образования в России, члену корреспонденту РАН Ю.А.Жданову. Освещается его многогранная деятельность по формированию и развитию высшей школы и науки в южно российском регионе, отмечается неоценимый вклад в укрепление научного содружества между университетами и исследовательскими академическими центрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SCIENCE, EDUCATION AND CULTURE IN THE SOUTH OF RUSSIA IN FACES: Yu. A. ZhDANOV (1919-2019)

The article is devoted to the prominent scientist, brilliant organizer of science and higher education in Russia, corresponding member of RAS Yu.A.Zhdanov. It highlights his multifaceted activities on the formation and development of higher education and science in the South of Russia. The author appreciateshis great contribution to the strengthening of scientific collaboration between universities and research academic centers.

Текст научной работы на тему «Наука, образование и культура Юга России в лицах: Ю. А. Жданов (1919-2019 гг. )»

УДК 93/94 ББК 63.3

Н.Г. Очирова

Южный научный центр РАН

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ В ЛИЦАХ: Ю.А.ЖДАНОВ (1919-2019 гг.)

Публикация подготовлена в рамках реализации Государственного задания ЮНЦ РАН, № гос. проекта АААА-А 19-119011190182-8

Статья посвящена выдающемуся ученому, блестящему организатору науки и высшего образования в России, члену-корреспонденту РАН Ю.А.Жданову. Освещается его многогранная деятельность по формированию и развитию высшей школы и науки в южно-российском регионе, отмечается неоценимый вклад в укрепление научного содружества между университетами и исследовательскими академическими центрами.

Ключевые слова: наука, высшее образование, Калмыкия, университет, культура, Северный Кавказ, сотрудничество.

N.G. Ochirova

Southern Scientific Center of the Russian Academy of Science

THE DEVELOPMENT OF SCIENCE, EDUCATION AND CULTURE IN THE SOUTH OF RUSSIA IN FACES: Yu. A. ZhDANOV (1919-2019)

The article is devoted to the prominent scientist, brilliant organizer of science and higher education in Russia, corresponding member of RAS Yu.A.Zhdanov. It highlights his multifaceted activities on the formation and development of higher education and science in the South of Russia. The author appreciateshis great contribution to the strengthening of scientific collaboration between universities and research academic centers.

Key words: science, higher education, Kalmykia, university, culture, North Caucasus, cooperation.

В XX-начале XXI вв. значительным этапом в развитии науки и высшей школы на Юге России и Северном Кавказе является подвижническая деятельность Ю.А.Жданова, выдающегося естествоиспытателя и теоретика науки, государственного и общественного деятеля на протяжении всей своей жизни последовательно воплощавшего свои идеи в практическую плоскость, человека необычайной судьбы, яркой, неординарной, масштабной личности. Он родился 20 августа 1919 года в г. Твери в семье крупного советского государственного и политического деятеля А.А. Жданова. Научная карьера его начиналась в Московском государственном университете. В Ростов он приехал в 1953 году, несмотря на молодость, уже состоявшимся исследователем, имея за плечами службу в Главном политическом РККА и опыт работы на высоких должностях в ЦК партии.

Многогранному и созидательному труду, динамичному и эффективному деятелю науки и высшей школы, создателю ряда региональных научных изданий, тонкому исследователю культур российских народов Ю.А.Жданову посвящено значительное количество публикаций. Однако, несмотря на это, изучение творческого наследия ученого, его неординарная личность по-прежнему вызывают большой интерес и остаются актуальными [1]. В ряду наиболее важных и надежных источников изучения

деятельности ученого являются материалы «Из личного архива Ю.А.Жданова», которые опубликованы в издании «Гуманитарный ежегодник» [2]. В них содержатся редкие данные из жизни и творчества ученого, проливающие свет на многотрудную и сложную судьбу его и его семьи. Ценной книгой являются воспоминания самого Ю.А.Жданова [3]. Созданию научной биографии выдающегося ученого-современника посвящены работы Н.Е.Ерохина [4], С.А.Кислицына, [5], Ю.Г.Волкова [6], А.В.Белоконя [7], Н.С.Авдулова [8], О. А.Глотовой [9] и др.

Ю.А.Жданов с детских лет вращался в кругу соратников отца, видных партийных функционеров Советского государства. Позже, работая в среде политработников высшего ранга и став одним из них, он получил колоссальный опыт на многие годы, который пригодился ему и в решении непростых задач, стоявших перед молодым ректором Ростовского госуниверситета. Свыше тридцати лет длилась его бессменная и неутомимая деятельность на этом посту, отмеченная расцветом творческого потенциала, целеустремленностью и подвижническим трудом в избранном деле, умением объединять людей, сплачивать коллектив на решение важнейших задач. Несмотря на многие сложности и испытания послевоенного времени, это были поистине звездные годы в жизни Ю.А.Жданова. Он спокойно и неуклонно следовал программе развития вуза. Со временем менялся облик возглавляемого им образовательного учреждения, Ростовский университет (ныне ЮФУ) стал ведущим учебным и научным центром, обрел статус одного из самых престижных вузов страны, средоточием философской мысли. Здесь впервые был введен курс «Теория культуры», ныне ставший обязательным предметом в программе обучения студентов. Внутри РГУ возникли новые научные направления, были созданы и стали работать научно-исследовательские институты и лаборатории по различным отраслям науки. Расширился диапазон исследований и разработок. Таковы были ответы на вызовы и изменения требований времени. Повседневное внимание Ю.А.Жданов уделял строительству новых помещений для университета, оснащению его современным оборудованием. Особое значение придавал подбору перспективных молодых сотрудников и привлечению известных ученых для руководства отдельными исследованиями, предпочитая работать именно с такими людьми. Нетерпимо относился ко всем проявлениям неуважительного отношения к сотрудникам, справедливо считая, что это всегда приводит к разрушению творческой атмосферы в коллективе и неминуемому падению уровня научной и образовательной деятельности учреждения. Удивительно развитое у Ю.А.Жданова умение расценивать перспективность новых открытий и их практическое использование наилучшим образом сказывалось на развитии не только вверенного ему вуза, но и всего научно-образовательного комплекса региона.

Одним из ярких результатов творчества исследователя была ацилотропная таутомерия - новый тип таутомерии, разработанный ученым вместе со своими сподвижниками и признанный уникальным научным открытием. Исключительной заслугой Ю.А. Жданова и крупным вкладом в отечественную науку является создание им в соавторстве с сотрудниками математической имитационной модели Азовского моря. Он был одним из тех, кто заложил основы экологической парадигмы современного мышления. Широко известны работы Ю.А.Жданова в области теории культуры, истории отечественной науки и образования. Важную роль в творческих достижениях Жданова играли принципы его научно-организаторской деятельности. Он неизменно вовлекал в круг решаемых проблем молодых специалистов, поддерживая постоянную связь с практикой.

В течение многих лет, руководя научными исследованиями, занимаясь преподавательской работой и заведуя кафедрой, Юрий Андреевич создал уникальную школу, щедро передавая своим последователям замыслы, сложившиеся традиции, которые ныне переходят от его учеников - профессоров, докторов и кандидатов наук - новым поколениям [10]. Школа Жданова широко известна в научных кругах нашей страны и за ее пределами. Она представляет собой чрезвычайно емкое понятие, поскольку к ней принадлежат не только те, чье становление происходило под непосредственным руководством Юрия Андреевича, но и сотни других, кому посчастливилось приобщиться к уникальному диапазону его научных интересов, энциклопедичности знаний, способности к целостному восприятию мира. Как педагог и воспитатель Жданов Ю.А. был Учителем с большой буквы. Конечно же, он понимал, что много знает, и хотел поделиться хотя бы частью своей эрудиции с молодежью и всеми, кто был рядом.

Перу Ю.А.Жданова принадлежит более 900 работ, среди них монографии «Очерки методологии органической химии» [11], «Теория строения органических соединений» [12], «Сущность культуры» [13]. «Нерасторжимые звенья: культура и наука. Традиции и современность» [14], «Диалоги с природой» [15], которые и сегодня не утратили своей ценности.

Одним из любимых детищ, в котором Жданов играл ключевую роль, был созданный им, будучи еще ректором РГУ, Северо-Кавказский научный центр ВШ. Сочетание двух должностей - председателя Совета и ректора - помогало проводить в жизнь решения Совета и существенно влиять на развитие и инновационную деятельность как ростовского, так и других вузов и научных учреждений в регионе. Основу деятельности СКНЦ ВШ составляла сформулированная самим Юрием Андреевичем стратегия «включения вузовской науки в социально-экономическое пространство региона». При Жданове Совет очень активно действовал как коллегиальный орган, который рассматривал актуальные проблемы перспективных направлений в академических институтах, в вузах и в отраслевых научно-исследовательских институтах. Совет принимал порою радикальные решения, и Юрий Андреевич проявлял себя достаточно авторитарным руководителем, но вместе с тем всегда старался выслушать мнение широкого круга специалистов, пытаясь найти наиболее оптимальное решение. Он в этом смысле придерживался государственной точки зрения, ему были чужды личные и местнические интересы.

Жданов Ю.А. был беспредельно предан науке, отличался высочайшей внутренней организованностью, имел глубокий и проницательный ум. Каждый, кто присутствовал на его выступлениях, не мог не восхищаться оригинальностью и четкостью мыслей, глубиной анализа, немногословностью убедительной речи, широтой знаний и научных интересов. Авторитет его был очень высок. К советам Жданова и помощи прибегали самые разные люди, включая руководителей регионов Юга России. Представляется, что ученый с его государственным мышлением и научной масштабностью, колоссальным опытом работы, умел учитывать взаимодействие науки и производства, предвидеть последствия принимаемых решений и дать разумный совет.

Организованный и талантливо взращенный Ю.А.Ждановым СКНЦ ВШ, в котором он трудился до последних дней жизни, объединил и скоординировал деятельность научного сообщества, направил усилия исследователей на решение важнейших задач, стоящих перед отечественной наукой и производством. Спустя десятилетия можно судить, насколько удачен был выбор Ю.А.Жданова, который смог создать один из наиболее творчески активных центров в системе высшей школы. Значительным был вклад СКНЦ ВШ в перестройку и обновление всей общественно-политической жизни,

построение гражданского общества, разработку инновационных программ. Будучи председателем совета, Юрий Андреевич всячески содействовал развитию Дагестанского и Кабардино-Балкарского университетов, способствовал открытию университетов в восстановленных в правах Чечено-Ингушской АССР и Калмыцкой АССР.

В Калмыкии рубеж 60-70-х годов прошлого столетия был ознаменован поворотом в сторону решительных мер преодоления последствий депортации и возрождения республики. Вместе с действенными экономическими мерами по восстановлению народного хозяйства, увеличению поголовья скота, повышению урожайности в полеводстве, укреплению строительной базы в жизни республики начали зримо воплощаться многолетние чаяния народа об открытии Калмыцкого государственного университета.

Руководство республики во главе с первым секретарем Калмыцкого обкома КПСС Городовиковым Басаном Бадьминовичем - человеком с глубоким государственным мышлением, волевого и мужественного характера, горячо преданным своему народу, патриотом - сумело в сложнейших условиях сопротивления ряда министерств и ведомств добиться положительного рассмотрения вопроса в федеральных и союзных органах страны решения о мерах подъема экономики и культуры Калмыкии. В этом многоплановом, масштабном решении было предусмотрено открытие на основе существовавшего пединститута Калмыцкого государственного университета и строительство для него учебно-лабораторного корпуса и студенческих общежитий.

Открытие университета было прорывным решением для республики, имевшим непреходящее значение для калмыцкого народа, поэтому остановимся подробнее на истории этого события. Вопрос об открытии Калмыцкого университета правительственными органами страны решался трудно, с прохождением множества согласований, преодолением всевозможных препятствий. Когда дело дошло до Ю.А.Жданова, поскольку властные структуры Москвы интересовались мнением по этому вопросу ректора крупнейшего университета на Юге России, то идея открытия университета в Калмыкии была им всецело поддержана.

Создание университета приобщало высшее образование в республике к самой высокой, рожденной и отшлифованной мировым опытом, форме образования. В 1969-1970 учебном году пятьдесят шестым университетом в нашей стране стал Калмыцкий государственный университет. Калмыкия и ее столица Элиста обрели университетский статус, который был существенным, едва ли не самым главным признаком общественного и культурного уровня и значимости города, государства. Создание университета явилось важнейшей вехой на пути возрождения республики. Университет, значительно усиливая фундаментальную, общенаучную подготовку специалистов, связывая ее с конкретными условиями их последующей деятельности в регионе, обеспечивал значительное улучшение их подготовки. Появилась реальная возможность научно-обоснованного влияния на процессы подготовки кадров в приоритетных и дефицитных для республики отраслях, подготовки учителей, особенно по калмыцкой филологии, истории и гибкое регулирование в соответствии с потребностями республики. Университет существенно расширил возможности получения высшего образования для местного населения, сведя до минимума неблагоприятные процессы его оттока из трудного, полупустынного климата степного региона.

Общеизвестна роль университетов в развитии науки. Стало реальным создание здесь самостоятельного, важного не только для республики, но и для страны, центра калмыковедения и монголоведения - с широкими международными связями. Общенаучные кафедры и лаборатории университета явились проводниками и связующим

звеном между главными научными центрами страны и региональными структурами экономики, культуры - во многих областях точных, естественных и гуманитарных наук. В период становления молодого университета широким многообразным и действенным был неофициальный канал научных, творческих и организационных связей ректората, факультетов и многих кафедр с вузами России и республик (подготовка и повышение квалификации кадров, приглашение видных ученых для чтения курсов, использование опыта, помощь передачей, порой безвозмездно, оборудования и др.). Активными центрами содружества молодого Калмыцкого университета стали многие вузы республик, краев и областей России. Ростовский университет практически с самого начала принял на себя шефство над вновь созданным вузом.

Знакомство Ю.А.Жданова с калмыками произошло гораздо раньше, чем решался вопрос об университете. Оно совпало по времени с началом его работы ректором РГУ и восстановлением автономии калмыцкого народа. В период, когда одной из основных задач, стоявших перед республикой, была подготовка высококвалифицированных специалистов. Ю.А.Жданов оказал всемерную поддержку и помощь в решении этой проблемы, выделяя целевые места для калмыцкой молодежи. На факультетах Ростовского госуниверситета обучались сотни посланцев из Калмыкии, многие из которых и поныне трудятся в республике. Около половины ученых и преподавателей Калмыцкого госуниверситета прошли подготовку по различным специальностям в Ростовском госуниверситете, защитили и получили ученые степени, успешно занимаются обучением и воспитанием студенчества. Ректор Калмыцкого госуниверситета Г.М.Борликов говорил о Ю.А.Жданове: «...широк диапазон его научной деятельности, велика роль в создании и укреплении высшей школы...» [16].

Одно из ведущих мест в Калмыцком университете всегда занимал химико-биологический факультет, в создании которого Жданов Ю.А. принимал заинтересованное участие. Здесь в основном работали выпускники Ростовского госуниверситета. При его поддержке укрепилась материально-техническая база факультета, пополнилась новой учебно-методической литературой научная библиотека. Благодаря творческому усердию и энтузиазму коллектива, всесторонней поддержке государственных органов и помощи многих вузов страны в сравнительно короткий срок Калмыцкий университет успешно прошел все стадии своего становления. В постсоветское время в период возрождения буддизма в республике Жданов Ю.А. приезжал в КГУ для участия в Международном форуме «Буддизм в системе мировой цивилизации», на котором выступил с интересным докладом. В Элисте проводились выездные заседания Совета СКНЦ ВШ. Личная дружба связывала ученого с народным поэтом Калмыкии Д.Н.Кугультиновым, профессором Г.М.Борликовым, историком-фронтовиком М.П.Ивановым, подход которого к изучению истории считал «чуждой коньюктуре и модным шатаниям» [17]. Выдающийся ученый-философ Ю.А.Жданов с любовью называл Калмыкию «страной тюльпанов». Современный университетский период, у истоков которого стоял и он, отмечен существенными достижениями в подготовке специалистов высшей квалификации, формированием интеллигенции, развитием научного и духовного потенциала республики. Калмыцкий государственный университет, носящий имя одного из своих создателей - Басана Бадьминовича Городовикова, за прошедшие почти полвека вырос и окреп, воплотив в своем облике все черты современного университета России, став одним из центров востоковедения, упрочив свои позиции в международных рейтингах. Закономерным было решение Ученого совета Калмыцкого госуниверситета им. Б.Б. Городовикова о присвоении Ю.А.Жданову звания «Почетный профессор Калмыцкого госуниверситета».

Эта статья о Ю.А.Жданове, подвижнике и просветителе, о крупном ученом с поразительно разносторонней эрудицией, человеке большого и яркого дарования, отражает лишь малую долю его многогранной деятельности во благо Отечества. Имя Ю.А.Жданова навсегда останется в истории России как одного из самоотверженных созидателей, достойного гражданина и удивительно обаятельной личности.

Список литературы

1. Минкин В.И., Олехнович Л.П., Жданов Ю. А. Молекулярный дизайн таутомерных систем. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1977. - 272 с.

2. Из личного архива Ю.А.Жданова. Вып. 1. Государство. Наука. Гуманизм. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ 2009. 52 с.; вып. 2. Материалы дискуссии по проблемам физиологии. - Ростов н/Д: Изд-во: СКНЦ ВШ ЮФУ. 2010. -124 с.

3. Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. - Ростов н/Д. «Феникс». 2004. - 448 с.

4. Ерохин Н.Е. Инновационный потенциал культурного феномена Ю.А. Жданова // Философская инноватика и междисциплинарные проблемы государственного управления в современной России. - Ростов н/Д.: СКАГС. 2010. - С. 183

5. Кислицын С.А., Степаненко Н.А. Актуальные аспекты политической философии Ю.А.Жданова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2014. № 3. - С. 25-30.

6. Волков Ю.Г. Ю.А.Жданов, наука, образование и культура//Жданов Ю. А. Проблемы теории и истории культуры. - Ростов н/Д.: Наука-пресс. 2005. - 432 с.

7. Белоконь А.В. Созидатель: у истоков Южного научного центра РАН// Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. - С. 3-11.

8. Авдулов Н.С. Ю. А. Жданов о проблемах научного творчества// Ю. А. Жданов: вклад в разработку методологических проблем научного творчества и развитие инновационной деятельности в Южно-российском регионе. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ. 2010. - С. 3-10.

9. Глотова О.А. Андрей Александрович Жданов (Идеологическая деятельность в 1920-1940-е гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.

10. Акаев В.Х., Дьяченко А.Н. На пути к научной биографии Юрия Андреевича Жданова // Гуманитарий Юга России: журнал. - 2014. - № 3. С. 183-193.

11. Жданов Ю.А. Очерки методологии органической химии. - М.: Высшая школа, 1960. - 304 с.

12. Жданов Ю.А Теория строения органических соединений - М.: Высшая школа, 1971. - 288 с.

13. Давидович В.Е, Жданов Ю.А. Сущность культуры. Издательство Ростовского университета, 1979 г. - 264 с.

14. Жданов Ю.А. Нерасторжимые звенья: Культура и наука. Традиции и современность. - Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во, 1984. - 239 с.

15. Жданов Ю.А. Диалоги с природой. Ростов н/Д.: Антей, 2009. - 264 с.

16. Борликов Г.М. Почетный профессор Калмыцкого университета// Известия вузов. Северо-Кавказский регион. - 1999. - № 3. С. 14-15.

17. Жданов Ю.А. Историк страны тюльпанов // М.П. Иванов. Судьба народа -его судьба. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. - С.34-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.