Научная статья на тему 'Калмыцкий Научный центр Южного отделения Российской академии образования'

Калмыцкий Научный центр Южного отделения Российской академии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Калмыцкий Научный центр Южного отделения Российской академии образования»

социализации-индивидуализации, и о многостадийности, полифазности каждой ступени онтогенеза. Четко проведя грань между определением сущности личности и разными формами, способами ее развития, Д.И. Фельдштейн разработал типологию направленности личности, по-новому интерпретировав ведущие мотивы растущего человека, раскрыв механизмы и характер их перестройки.

Выявленные, обоснованные, апробированные Д.И. Фельдштейном принципы, условия, взаимосвязи интеллектуального, аффективного, нравственного развития детей, установленные им критерии, меры измерения и парадигмы их социального взросления реально открывают новые направления в области психолого-педагогической науки и активно используются в практике образования. Разработанные Д.И. Фельдштейном теория поуровневого социального развития личности и социально-нормативная периодизация детства, внедренные в виде специальных авторских разработок в педагогическую практику, в 1998 году удостоены премии Президента Российской Федерации в области образования, а теория психологии взросления удостоена в 2006 г. премии Правительства Российской Федерации в области образования. Показательно, что аналитическая монография «Психологическая наука в России ХХ столетия», изданная Российской академией наук, специально подчеркивая особую ценность работ Д.И. Фельдштейна, определила их как «наиболее современное и полное, основанное на эмпирических исследованиях, воссоздание личности».

Д.И. Фельдштейн - автор более 300 научных работ, в том числе 43 монографий. В их числе за последние годы: «Социальное развитие в пространстве-времени детства», «Психология взросления», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология развития человека как личности» в 2-х тт., «Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства», «Человек как созидатель и носитель социального», «Трудный подросток».

Под его руководством и при консультировании подготовлено и защищено 73 кандидатских и 12 докторских диссертаций.

Ученый неоднократно удостаивался высоких правительственных наград - орден Трудового Красного Знамени (1960 г.), медаль «За доблестный труд» (1970 г.), медаль К.Д.Ушинского (1989 г.), Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2000 г.), Орден Почета (2005 г.).

Редакция журнала и коллеги от всей души поздравляют Давида Иосифовича с юбилеем и желают доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в многоплановой деятельности на благо процветания российской науки и образования!

Опыт работы научных центров Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования»

Борликов Г.М.

Калмыцкий научный центр Южного отделения Российской академии образования

Сохранение и развитие этнокультурных ценностей, этнокультурного разнообразия в эпоху глобализации полностью ложится на региональные университеты, призванные быть не только научными и образовательными учреждениями, но и

выполнять миссию центра культурного развития своего региона и этноса. Важнейшей проблемой является разработка научных основ проектирования и развития системы образования, ориентированной на воспроизводство этнокультурного потенциала, интеграцию в мировое образовательно-культурное пространство.

В Калмыцком государственном университете разрабатываются концептуальные основы сущности университета в современном образовательном пространстве, модель университета, функционирующего в условиях полиэтнической среды. Непрерывная система образования, работающая в контексте образовательной парадигмы, ориентирующей личность на общечеловеческие ценности посредством этнокультурной коннотации, позволит сформировать единую систему с гибкой системой планирования, подготовки и выпуска специалистов с учётом требований рынка труда, образовательных и этнокультурных особенностей, обновить содержание образования с учётом личностной ориентации и интересов государства, а также осуществить преемственность всех ступеней общего и профессионального образования, повысить качество подготовки, активизировать научные исследования и методические разработки в Республики Калмыкия.

Последовательно решаются такие задачи: преемственность уровней образования; прогнозирование образовательной стратегии в регионе; развитие сети новых типов образовательных учреждений; разработка нового поколения региональных учебно-методических комплексов; интеграция научно-методической, редакционно-издательской деятельности; совершенствование системы профессиональной ориентации молодёжи; отработка и систематизация национально-региональных ГОСов; формирование единого регионального информационного пространства. Научные проблемы интеграции учреждений образования в единую непрерывную образовательную систему дополняются и обогащаются принципами технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева.

Исследование проводится по нескольким направлениям:

1. «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научный руководитель - Борликов Г.М., д.п.н., профессор, ректор КГУ.

Экспериментальная база - Калмыцкий государственный университет, система образования Республики Калмыкия.

Исследование и разработка региональной модели Евразийского университета, функционирующего в условиях полиэтнической системы непрерывного многоуровневого образования. Калмыцкий университет формируется как федеральный и региональный центр системы непрерывного образования, объединяющий учебные заведения различного уровня.

Организованы и проведены на базе Калмыцкого университета совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации, при активном участии ректоров региональных университетов РФ общественные слушания на тему «Миссия образования в становлении гражданского общества в поликультурной среде» (12-14.10.07). Материалы слушаний опубликованы в журнале РАО (Гегярлт (Просвещение). - 2009.- №.1).

КГУ совместно с Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия организованы и проведены научно-практические конференции: «Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски и находки», «Научно-

методическая деятельность учителя в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»», «Языки (государственные и родные) в системе образования в условиях нового образовательного законодательства РФ», «Молодёжь и наука: традиции и инновации в исследованиях молодых учёных Калмыкии», «Сангаджиев И.Ц.: гуманистическая педагогика в образовании». Материалы публикуются в научно-методическом журнале Гегярлт (Просвещение).

При Министерстве образования, культуры и науки Республики Калмыкия создан Республиканский Совет молодых учёных и специалистов.

Издано учебное пособие: Борликов Г.М., Панькин А.Б. Управление педагогическими системами: учебное пособие. - Элиста: Калм. гос. ун-т, 2009. - 317 с.

Опубликованы статьи:

• Борликов Г.М. Высшая школа в условиях обновляющегося поликультурного общества // Педагогика любви: материалы Всероссийских этнопедагогических чтений, посвящённых педагогическому наследию действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Волкова (19-21 июня 2008 г., г. Горно-Алтайск). - Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 2008. - Ч. II. - С. 4-7.

• Борликов Г. М. Об инновационных приоритетах развития системы профессионального образования Республики Калмыкия в современных условиях // Инновационные приоритеты развития бизнеса: региональный аспект. - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2008. - С. 7-16.

• Борликов Г.М. О конкурентоспособности региональной системы профессионального образования // Сб. материалов 2-й межвузовской науч. конф. «Евразийский университет в сохранении и развитии этнокультурных ценностей в условиях глобализации», 4 июля 2008 г. / Редкол.: Г.М. Борликов (и др.). - Элиста: Изд-во КГУ, 2008.- С. 4-9.

• Борликов Г. М. Миссия классического университета в полиэтническом регионе // Гегярлт (Просвещение). - 2009. - №.1. - С. 8-17.

• Борликов Г.М., Сериков В.В., Панькин А.Б. Этнокультурный опыт в структуре содержания непрерывного образования // Гегярлт (Просвещение). - 2009. - №.1. - С. 35-43.

• Сериков В.В. Компетентностная модель содержания высшего образования - путь к новому качеству // Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование. Ч.1. Сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. - Волгоград, «Перемена», 2008. - С. 342-349 (на рус. яз.).

• Сериков В.В. О природе компетентностного образования// Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии. - М.: Изд-во НОУ ВПО «СФГА», 2008 (на рус. яз.).

• Сериков В.В. Личностная и компетентностная стратегии образования: к новой модели урока // Урок в современном образовательном учреждении: теоретические модели, инновационный опыт, факторы и условия эффективности. Материалы международных педагогических чтений. - Волгоград, 2008. - С. 3-13 (на рус. яз.).

По тестам, разработанным академиком Г. Н. Волковым (определение этнокультурной направленности личности), систематически проводятся тестирования студенческих учебных групп КГУ. По результатам тестирования подготовлены и изданы статьи:

• Шагаева Н. А., Бадмаева Ц. А. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций

студентов КГУ // Гегярлт (Просвещение). - 2008. - №.1. - С. 88-96.

• Бадмаева Ц.А., Манджиева Е.В., Шагаева Н.А. Динамика развития этнокультурной направленности ценностных ориентаций студентов КГУ // Гегярлт (Просвещение). - 2009. - №.1. - С. 44-53.

Защищены диссертации:

• Мутырова А.С. «Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях

непрерывного образования» (Научный руководитель - Г.М. Борликов).

• Самтонов С.Н. «Патриотическое воспитание студентов ВУЗа на основе этнокультурного опыта» (Научный руководитель - Г.М. Борликов).

2. «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ»

Научный руководитель - Волков Г.Н., действительный член РАО, д.п.н., профессор.

Экспериментальная база - Калмыцкий государственный университет, Педагогический колледж, Этнокультурная гимназия № 8, общеобразовательная школа № 2 г. Элисты, Оргакинская школа РК.

Этнопедагогизация целостного личностно-ориентированного процесса учебно-воспитательной работы образовательного учреждения (этнический, полиэтнический аспекты). Внедрение в учебно-воспитательный процесс элементов этнопедагогики и этнопсихологии, обеспечивающих формирование этнокультурной личности.

Основу научно-исследовательской деятельности в области педагогики составляет лаборатория этнопедагогических инноваций (зав. лаб. Г.Н. Волков), исследующая проблемы этнопедагогизации системы непрерывного образования.

Заседания лаборатории проходят на кафедре регулярно, два раза в месяц, в условиях большой посещаемости и активности участников. В работе лаборатории принимают участие преподаватели КГУ, системы СПО, учителя школ РК, экспериментальной школы (Этнокультурной гимназии № 8 им. Н. Очирова), представители общественных организаций, аспиранты и соискатели.

На заседаниях лаборатории заслушиваются отчеты о проводимых и завершённых исследованиях аспирантов и соискателей, обсуждаются подготовленные к печати монографии, учебные пособия и учебно-методические комплексы. Защищено 26 диссертаций, в том числе 3 докторских. Обсуждены 21 монография, 16 учебных пособий, учебные программы и Программа развития и исследовательской деятельности образовательных учреждений.

Ежегодно кафедра методики начального образования, педагогики и психологии КалмГУ совместно с Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия на базе МОУ «Этнокультурная гимназия № 8 имени Н. Очирова» г. Элисты проводит региональную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы современного образования», научную конференцию учащихся гимназии и студентов КалмГУ.

Также проведены: Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России» (Абакан, 1416.05.2008); Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика любви» (Горно-Алтайск, 19-21.06.2008); Всероссийская научно-практическая конференция

«Формирование толерантного сознания и поведения у учащейся молодежи» (Чебоксары).

Издана монография: Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: монография / Под научной редакцией Г.М. Борликова. - Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2009. - 576 с.

3. «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ»

Научный руководитель - Панькин А.Б., д.п.н., профессор.

Экспериментальная база - Калмыцкий государственный университет, Этнокультурная гимназия № 8, общеобразовательная школа № 2 г. Элисты, Оргакинская школа РК.

Формирование системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на основе этнокультурной коннотации. Разработка содержания образования, этнокультурных преемственных образовательных стандартов и образовательных программ различных уровней.

Регулярно, с 1997 года, издаётся научно-методический журнал РАО «Гегярлт» (Просвещение), награждённый Знаком отличия «Золотой фонд прессы - 2008» и «Золотой фонд прессы - 2009».

Издана монография: Манджиева Е.В., Панькин А.Б. Скрытое управление в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов / Под науч. ред. Г.М. Борликова. - Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2009. - 128 с.

Опубликованы статьи:

• Панькин А.Б. Формирование национально-региональных образовательных систем на основе этнокультурной коннотации ведущих функций единой этнической картины мира // Народы Калмыкии: проблемы национального самосознания и толерантности. - Элиста: КТИ ФПГТУ, 2008. - С. 101-12.

• Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация содержания системы непрерывного образования региона // Педагогика любви: материалы Всероссийских этнопедагогических чтений, посвящённых педагогическому наследию действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Волкова (19-21 июня 2008 г., г. Горно-Алтайск). - Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 2008. - Ч. II. - С. 7-12.

• Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона: сб. науч. статей междунар. науч.-практ. конф. 2325 мая 2008 г. В 2 т. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - Т. 2. - С. 8-17.

Защищены диссертации:

• Манджиева Е.В. «Скрытое управление» в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов» (Научный руководитель - А.Б. Панькин).

• Тюменова С.И. «Развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения» (Научный руководитель - А.Б. Панькин).

• Цурюмова С.В. «Воспитание эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования» (руководитель А.Б. Панькин).

4. «УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (УДЕ) В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научный руководитель - Эрдниев П.М., действительный член РАО, д.п.н., профессор.

Экспериментальная база - Калмыцкий государственный университет, общеобразовательная школа № 23 г. Элисты.

Исследование проблемы «Комплексное использование технологии УДЕ» в системе непрерывного образования. Разработка системы методических пособий для студентов вузов. Разработка пособия «УДЕ как культурно-историческая перспектива математического образования».

Издано учебное пособие: Мантусов А.Б. Образовательные технологии в оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе. Электронное учебное пособие. -Москва, 2008.

Опубликованы статьи:

• Мучкаева С. С. Развитие интереса учащихся к математике через эстетический потенциал исторических задач и теорем с чертежом / С.С. Мучкаева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 1 - С. 102-104.

• Мучкаева С.С. Реализация дидактического потенциала исторических задач и теорем // Современные технологии повышения качества профессионального образования: сборник статей научно-практической конференции. - Элиста, 2008. - С. 75-77.

• Мантусов А.Б., Доржинова З.Б. Некоторые аспекты УДЕ // Современные технологии повышения качества профессионального образования: сб. статей научно-практической конференции. - Элиста, 2008.

• Мантусов А.Б., Джахнаева Е.Н. О принципе интегративности в преподавании курса математики в вузе // Современные технологии повышения качества профессионального образования: сб. статей научно-практической конференции. -Элиста, 2008.

• Мантусов А.Б, Васькин Б.П. Контроль усвоения знаний как компонент технологии УДЕ // Современные технологии повышения качества профессионального образования: сб. статей научно-практической конференции. - Элиста, 2008.

• Мантусов А. Б., Дорджиева А.Г. Технология обучения, компетентностный подход // Современные технологии повышения качества профессионального образования: сб. статей научно-практической конференции. - Элиста, 2008.

• Горяев В.М., Эрдниев Б.П. Топология пифагоровых триад // Современные технологии обучения в учебном процессе. - Элиста: Калм. госуниверситет, 2008.

• Васильева П. Д. О применение технологии УДЕ в курсе неорганической химии // М-лы межд. науч.-практ. конф. - Липецк, 2008.

Защищена диссертация:

• Мучкаева С. С. «Развитие интереса учащихся к математике через эстетический потенциал исторических задачи теорем с чертежом» (Научный руководитель -Эрдниев Б.П.).

5. «ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ЭПОСА «ДЖАНГАР»

Научный руководитель - Биткеев Н.Ц., д.ф.н., профессор. Экспериментальная база - общеобразовательная школа № 12 г. Элисты, Малодербетовская гимназия Республики Калмыкия.

Системная реализация образовательно-воспитательного потенциала фольклора, эпоса «Джангар» в учебно-воспитательном процессе школы. Определение содержания образования учебного курса «Эпос «Джангар»» в системе непрерывного образования.

Издана монография. Биткеев Н.Ц. «Джангар» в системе образования»». Монография. На калмыцком и русском языках / Министерство образования и науки РФ, Калмгосуниверситет, Малодербетовская гимназия. - 512 с. Опубликованы статьи.

• Биткеев Н.Ц. Epic «Djanggar» in Eurasian Spase // Proceeding as of the 8- th Seol International Altaistic Conference / Korea, 17-20 july, 2008. - Р. 25 - 262.

• Биткеев Н.Ц. Творчество учителя, как востребованность, в системе современного образования // Гегярлт. - 1 (35). - Элиста, 2008. - С. 71 - 77.

• Биткеев Н.Ц. Калмыцкий фольклор // Гегярлт, 2009. - № 2 (37). - С. 75 - 95.

• Биткеев Н.Ц. Epic "Djangar" / РАО // Гегярлт. - № 36. - 2009. - С. 137 -144.

Синельников Б.М., Ветров Ю.П.

Северо-Кавказский научный центр Южного отделения Российской академии образования

Северо-Кавказский научный центр Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» открыт на базе Северо-Кавказского государственного технического университета.

Членами Северо-Кавказского научного центра Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» (СКНЦ ЮО РАО) являются ученые, занимающиеся научными исследованиями по проблемам образования, педагогики, психологии и смежных с ними наук.

В структуре СКНЦ ЮО РАО функционируют лаборатории:

• лаборатория практической психологии;

• лаборатория педагогики и психологии высшей школы;

• научно-исследовательская лаборатория психологии профессионализма;

• лаборатория организации и технологии социальной работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• многопрофильный сервис-центр социального образования и социально-реабилитационных услуг.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

• разработка инновационных технологий профессионального образования в условиях социокультурной динамики;

• создание системы менеджмента качества профессионального образования на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.