Научная статья на тему 'Актуальные проблемы монголоведения в исследованиях ученых калмыковедов «КалмГУ»'

Актуальные проблемы монголоведения в исследованиях ученых калмыковедов «КалмГУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЫКОВЕДЕНИЕ / МОНГОЛОВЕДЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / KALMYKOVEDENIE / MONGOLIAN / TEACHING METHODS / CONTINUOUS TRAINING SYSTEM / EXPOSURE / RESEARCH / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL DEVELOPMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мушаев Владимир Наранович

В статье рассматриваются три основные научные направления исследований калмыковедов «КалмГУ» в области истории, теории и методики преподавания. В работе дается подробный и обоснованный анализ выполняемых проектов, цели, задачи и ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF MONGOLIAN STUDIES SCHOLARS KALMYKOVEDOV “KALMGU”

The article deals with three main research areas of research kalmykovedov “KalmGU” in the field of history, theory and methodology of teaching. The paper gives a detailed and reasoned analysis of ongoing projects, goals, objectives and expected results.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы монголоведения в исследованиях ученых калмыковедов «КалмГУ»»

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

УДК 378:811.512.3:001.89(470.47)

ББК Ч448.046(2Рос.Калм)+Ш0(2Рос.Калм)

В.Н. Мушаев

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОНГОЛОВЕДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ КАЛМЫКОВЕДОВ «КАЛМГУ»

Аннотация. В статье рассматриваются три основные научные направления исследований калмыковедов «КалмГУ» в области истории, теории и методики преподавания. В работе дается подробный и обоснованный анализ выполняемых проектов, цели, задачи и ожидаемые результаты.

Ключевые слова: Калмыковедение, монголоведение, методика преподавания, непрерывная система обучения, экспозиция, научно-исследовательские, научнометодические разработки.

V.N. Mushaev

ACTUAL PROBLEMS OF MONGOLIAN STUDIES SCHOLARS KALMYKOVEDOV “KALMGU”

Annotation.The article deals with three main research areas of research kalmykovedov “KalmGU” in the field of history, theory and methodology of teaching. The paper gives a detailed and reasoned analysis of ongoing projects, goals, objectives and expected results.

Keywords: Kalmykovedenie, Mongolian, teaching methods, continuous training system, exposure, research, scientific and methodological developments.

Кроме того, что «КалмГУ» выпускает специалистов и бакалавров направления «Филология» профили: «Калмыцкий язык и литература»; «Калмыцкий язык и литература, русский язык и литература»; «Калмыцкий язык и литература, иностранный язык», осуществляет подготовку по программам специалитета, бакалавриата, магистратуры (магистрские программы: «Языки народов РФ», «Грамматическое своеобразие монгольских языков»), аспирантуры 10.02.22 «Языки народов зарубежной Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (монгольские языки)», докторантуры 10.02.22 «Языки народов зарубежной Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (монгольские языки)», является в данной отрасли ведущим научным подразделением «КалмГУ».

Научно-исследовательский аспект ученых университета усилился за последние годы. Все это позволило создать и развивать диссертационный совет по монгольским языкам. Тематика исследовательской работы значительно расширилась за счет тем диссертационных работ. Дифференцируются темы курсовых и дипломных работ с учетом тем диссертаций, появились первые темы выпускных квалификационных работ по заявке потенциальных работодателей.

Сегодня научно-исследовательские, научно-методические разработки калмыковедов «КалмГУ», можно разделить на три основные направления:

Исходя из учебного плана, опытные преподаватели читая курсы по фонологии, лексикологии, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике, теории письма,

14

2014 г. №3(23)

общему языкознанию; формулируя тематику курсовых и дипломных работ, должны быть в курсе современных теорий и разрабатывать эту тематику на материале калмыцкого языка. Кроме серии сравнительно-исторических и типологических исследований В.И. Рассадина, это монографические работы профессора Монраева

М.У «Топонимика Калмыкии» (объемом 10 печатных листов), профессора Биткеева П.Ц. «Фономорфологическая мутация в монгольских языках» (объемом 10 печатных листов). Учебные пособия по теоретическим и практическим вопросам морфологии (профессор Харчевникова Р.П„ доцент Лиджиева Л.А.), сопоставительной грамматике, фразеологии и синтаксиса (профессор Мушаев В.Н.), культуры речи и стилистике (доцент Артаев С.Н.), язык фольклора (доцент Салыкова В.В., доцент Убушиева Б.Э., доцент Шурунгова Б.А.). Только за прошедший год преподаватели кафедры опубликовали более 10 статей в журналах, рецензируемой ВАК.

О грантовой деятельности в 2013 году:

1. В.И.Рассадин «Язык дербетов России и МНР»

2. «Создание калмыцко-русско-английского словаря разговорной речи» Научный руководитель - проф. Мушаев В.Н.

3. Хоздоговорные работы по научному отделу доцента Бадмаева Б.В.

4. В 2013 году членами кафедры был выигран экспедиционный грант РГНФ по теме «Топонимическое пространство Республики Калмыкия». Проект предполагал выявление как калмыцких, так и русских топонимов и микротопонимов республики. С этой целью была проведена экспедиция по всем районам республики. Научный руководитель доцент Гедеева Д.Б. В данный момент уже дописывается «Топонимический словарь Республики Калмыкия», который планируется к изданию в 2015-2016 гг. Всего по этому разделу грантов поддержано на сумму 759 тыс. руб.

5. Гранты в области изучения теории языка в 2014 году.

6. Грант РГНФ: Программа «Живой язык» научный руководитель: Биткеев П.Ц.

7. « Калмыцкий речевой этикет» научный руководитель : Артаев С.Н.

По данному направлению планируется защита 3 кандидатских диссертаций по флористической, зоонимической лексике и семантике глаголов движения калмыцкого языка и одной докторской диссертации по калмыцкой культуре речи.

II. Следующее научное направление кафедры связано с дисциплинами по сравнительной монголистике и алтаистике, истории калмыцкого народа, диалектологии, монголоязычным письменным системам, старописьменным монгольским, ойратским письменным языком и др.

Сбор, обработка научный анализ и включение в словарный фонд языка исконно калмыцкого историко-этнографического, фольклорного и языкового материала -является еще одним из важнейших направлений для развития калмыцкого языка. Кафедры «КалмГУ» в этом плане работают по двум направлениям:

1. Фольклорные экспедиции по всем населенным пунктам нашей республики и г. Элиста. Все экспедиции организуются на средства внутренних грантов «КалмГУ».

2. Диалектологические и фольклорно-этнографические экспедиции в районы компактно проживающих наших сородичей - ойратов в Монголии и Китае. В связи с этим следует заметить, что на сегодня все серьезные научные Центры монголоязычных народов (по всему миру) занимаются вопросами типологического и сравнительно- исторического изучения, обобщения и унификации языковых картин мира монгольских народов.

Об этом направлении по проектам поддержание РГНФ:

1. С 2011 по 2013 год проводилась научная работа по теме «Грамматический строй языка памятников калмыцкой письменности XVII-XIX вв.». Данный проект был поддержан Российским гуманитарным научным фондом. Научный руководитель:

15

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

доцент Гедеева Д.Б. Были изучены ряд письменных памятников, в большей части памятники деловой письменности, в число которых входили законодательные памятники и деловые документы, хранящиеся в Национальном Архиве Республики Калмыкия. Были исследованы грамматические категории глагольных и именных форм. Результаты исследований были отражены в ряде научных статей. В частности, проводилось описание грамматического строя языка калмыцких письменных памятников XVII-XIX вв. Выделены части речи и анализ грамматических категорий с позиций не только системно- структурного, но и семантико-функционального подхода. Выявлены средства выражения множественности, принадлежности, причины, условия и т.п. Исследованы морфологические явления письменного языка в диахронии. Сопоставлялись выявленные в языке памятников грамматические формы с данными современного калмыцкого языка и других монгольских языков. По данному направлению кроме кандидатских диссертаций выполняются 2 докторские диссертации: Гедеева Д.Б. «Язык законодательных памятников XVII-XIX вв.», Бембеев Е.В. «Язык письменных памятников XIX в.»

2. Этнолингвистическая карта монголов северо-западного Китая: язык и традиционная культура кукунорских ойратов. РГНФ. Руководитель: доцент Бадмаев Барлык Васильевич. Цели и задачи проекта: Данный проект имеет своей целью фиксацию и изучение в свете новых информационных технологий современное состояние языка, фольклора и этнокультуры одной из наиболее малоисследованной ойратской этнической группы-кукунорских хошутов. Реализация проекта позволит выявить жанровую и этнолокальную специфику языка фольклора, этногенеза кукунорских хошутов в аспекте их исторической связи с другими ойратскими этническими группами, в том числе и с калмыками, судить об эволюции фольклорного репертуара, сделать выводы, касающиеся генеза и эволюции ойратской эпической традиции. До настоящего времени не найдено ни одного письменного памятника кукунорских хошутов на ойратской («ясное письмо») письменности, в отличие от калмыков и ойратов, проживающих в России, Монголии и Синьцзяне (КНР). Следует предположить, что среди кукунорских хошутов данная письменность не получила распространение, что также отражает специфику данной ойратской этнической группы. Результаты проведенного исследования будут иметь важное практическое значение для решения прикладных задач, создания базы данных по фольклору, языку и культуре ойратов.

3. В рамках международного сотрудничества кафедра калмыцкого языка и монголистики подала заявку и выиграла грант РГНФ на три года с 2014 по 2016 г. по российско-монгольскому проекту «Словарь языка старописьменных ойратских памятников». Научный руководитель Гедеева Д.Б. С российской стороны 4 исследователя и 4 с монгольской. Партнерами с монгольской стороны являются преподаватели Ховдского университета. Актуальность такой работы не вызывает сомнений, поскольку ойратские памятники остаются недостаточно изученными как российскими так и монгольскими исследователями. И одной из причин является отсутствие словаря, в котором с полнотой был бы представлен лексический материал ойратской письменности XVII-XIX вв. Количество охваченных памятников будет достаточно большим и будет представлено жанровое разнообразие сочинений. Это и буддийские философские сочинения, джатаки, медицинские трактаты, правовые уложения, деловые письма и т.д. Наличие словаря облегчит работу лингвистам, литературоведам, историкам, этнографам - всем тем, кто использует письменные памятники в качестве материала для своих исследований.

III. Третье направление НИС деятельности кафедры.

16

2014 г. №3(23)

За последние годы в республике проводится работа по созданию целостной системы национально-регионального образования на всех ступенях воспитания и обучения.

Министерством образования и науки Республики Калмыкия в настоящее время проводится обсуждение законопроекта «О государственных языках РК и иных языках народов РК» и проект Государственной программы «Сохранение и развитие калмыцкого языка на 2015-2017 годы». В программе отмечается, что «несмотря на ряд важных нормативных актов, принятых в последние годы языковая ситуация остается сложной. Статус калмыцкого языка как одного из государственных языков РК в сфере использования остается декларативным».

В связи с вышесказанным также одним из главных направлений деятельности кафедр являются вопросы научно-методической поддержки обучения языку и вопросы содержания преподавания.

Во-первых, не обращаясь к вопросам, связанным с функционированием калмыцкого языка, считаем не менее важным на сегодня, является адаптация существующих, создание новых образовательных программ для уровней, различающихся по возрастам, степени знания языка, сферам употребления, социальным статусом обучаемого, индивидуальной и массовой формой обучения, с использованием современных методик и технологий.

С целью развития сотрудничества и установления партнерских отношений со всеми учреждениями образования республики в декабре 2011 года при кафедре калмыцкого языка и монголистики ФГБОУ ВПО «КалмГУ» созданы 2 Центра: 1) «Центр методики преподавания и развития калмыцкого языка»; 2) Центр «Фольклор: Наука. Образование. Культура». Научные руководители: профессор Биткеев П.Ц., профессор Мушаев В.Н.

Деятельность Центров координирует Ученый Совет Калмыцкого государственного университета. Центры совместную деятельность реализуют со всеми образовательными учреждениями МОиН РК и Управлением Образования Администрации г. Элисты. О работе кафедры и Центра методики преподавания и развития калмыцкого языка. Преподаватели кафедры КЯиМ, сотрудники Центра по результатам встречи с главой Правительства и министрами внесли заявку-обоснование проекта на тему: «Непрерывная система обучения и преподавания калмыцкого языка».

В соответствии с основной целевой установкой определяется содержание и основные требования проекта:

1. Обеспечить коммуникативную направленность в обучении калмыцкому языку: все виды ориентиров, содержащихся в УМК (теория, орфографические и пунктуационные правила, примеры и образцы к заданиям), нацелить на развитие речевой деятельности (устной и письменной);

2. Исходя из сетки распределения часов, начиная с дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) до высшего профессионального образования (ВПО), определить для каждой ступени оптимальный объем и степень сложности материала;

3. В тексте УМК соблюсти единство 3-х его основных функций в обучении учащихся: познавательной, развивающей и воспитывающей;

4. Ввести принцип новизны учебного материала: осознание всех уровней языка и их основных единиц как явлений единой системы и закономерностей их функционирования как языковых средств (ко всем видам иллюстративнотренировочных упражнений давать не распознавательные: найдите, подчеркните, выпишите и т.д., а поисковые: дополните, рассмотрите, постройте, расскажите,

17

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

напишите, подберите, замените, образуйте и т.д. - задания на развитие мыслительной деятельности учащихся);

5. В специальном учебном пособии «Развитие речи» уделить внимание всем видам речевой деятельности;

6. Новая концепция непрерывного образования должна опираться на лучшие достижения традиционной системы образования, современного общего, русского и калмыцкого языкознания, педагогики, лингводидактики и психологии.

Предметом разработки являются новые усовершенствованные УМК.

УМК будут составлены на основе обновленной программы по калмыцкому языку, в которой определены цели и задачи, содержание и методы обучения в соответствии с каждой ступенью, практическая направленность на развитие речи. Постановка цели обучения - «достигнуть практического овладения языком» на данном этапе развития общества и сложившейся в республике языковой ситуации - на наш взгляд, является недостаточно мотивированной, т.к. не обеспечена методическим комплексом и техническим оснащением.

В основе обучения находятся учебники, и это требует разработки УМК, практической направленности на речевую деятельность.

Осенью 2014 года (точнее 23.09. №1040) приказом Министра образования и науки РК в качестве экспериментальных площадок для апробации, внедрения и мониторинга утверждены:

1. ДОУ №16 (дошкольное образовательное учреждение) г.Элисты;

2. КНГ им.профессора Кичикова А.Ш. (калмыцкая национальная гимназия) г.Элисты;

3. ЭКГ (Элистинская классическая гимназия);

4. КГТЭК (Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж).

В соответствии с планами методические разработки ведутся по следующим направлениям:

A) Уровень дошкольных образовательных учреждений: согласно утвержденной программы обучения калмыцкому языку в ДОУ две творческие группы в составе 14 и 12 человек учителей калмыцкого языка г.Элисты подготовили:

1) Учебное пособие для учителей калмыцкого языка и родителей детей ДОУ в

4-х частях, по четырем годам обучения (для массовых групп). Пособие прошло все процедуры рецензирования (3 рецензента), редакционно-экспертный Совет Минобразования и науки РК, редактирования и готово к изданию.

2) Материалы по содержанию образования комплексно-тематического планирования для калмыцких национальных групп дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с учетом новых требований - стандартов. Рабочая группа в соответствии с планом на базе ЦМПиРКЯ и кафедры КЯиМ в полгода один раз проводит недельные рабочие семинары с отрывом от производства.

Б) Уровень начальной школы:

1) Подготовленный языковой материал для изучения в национальных классах апробируется на базе «Калмыцкой национальной гимназии им. проф. А.Ш.Кичикова».

2) В настоящее время группа преподавателей КНГ готовит программу по калмыцкому языку для начинающих. Программа по системе и объему материала должна быть продолжением уровня ДОУ (в рамках непрерывного подхода).

B) Уровень средних и старших классов:

1) Подготовленный языковой и фольклорно-литературный материал в электронной форме для этого уровня апробируется на базе СОШ №15 г. Элисты.

18

2014 г. №3(23)

2) В настоящее время группа учителей-методистов Элистинской классической гимназии с сотрудниками Центра готовит программу по калмыцкому языку для начинающих групп обучения - 5-х классов. Выстраивается система и методика. В плане семинар по сопряжению объема лексических единиц с уровнем начальных классов.

Г) Уровень начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО):

Преподавателями Калмыцкого государственного технолого-экономического колледжа, Профессионального лицея №6, Автодорожного колледжа подготовлена программа СПО, которая прошла первое обсуждение. Данная программа также ориентирована для начинающих в рамках непрерывной системы преподавания калмыцкого языка с учетом профессиональной направленности в средних специальных учебных заведениях.

Д) Уровень высшего профессионального образования.

Творческая группа во главе с доцентом Имеевым В.О. в состав группы входят: проф. Харчевникова Р.П., доцент Гедеева Д.Б., доцент Лиджиева Л.А. разрабатывает 2-ую часть учебника «Практический курс калмыцкого языка» для вузов.

Е) Уровень всеобуча:

Сотрудник Центра доцент Артаев С.Н. представил и внедряет через управление дополнительного образования «Калмыцкого Государственного Университета» программу курса калмыцкого языка в объеме 72 часов для желающих. Слушатели, прошедшие обучение по данной программе, получают соответствующий сертификат. По данному направлению: готовится докторская диссертация - докторанта кафедры калмыцкого языка и монголистики.

В связи с выше изложенным, считаем необходимым, кроме принятия нового закона и государственной программы развития калмыцкого языка, важнейшим является внесение изменения в соответствующие программы обучения калмыцкому языку, которые обеспечивают коммуникативную направленность и ориентирует на развитие речевой деятельности.

Список литературы

1. Администратор образования. Элиста 2008. №19. 13 с.

2. Асира Н.Д., Дарван П.А., Павла Д.А., Убушан Н.Н., Челбана Е.И., Бурла С.Б. Куукдин садт хальмг кел дасхлкна программ. Элст, 1989. 85 с.

3. Закон РК от 27 октября 1999 года №30 II-З «О языках народов Республики Калмыкия», принятый Народным Хуралом (Парламентом) РК [электронный ресурс] // URL:http://docs.cntd.ru/ document/804910292 (дата обращения: 02.02.2014)

4. Нарн. БаИ наста бичкоддт нерэдгдщэнэ. Элст: АПП «Джангар», 2004. 189 с.

5. Очирова О.Ш. Дидактические игры на калмыцком языке для занятий в детском саду и начальной школе. Элиста: АПП «Джангар», 2009. 21 с.

6. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация содержания образования: проект и принципы реализации // Вестник калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. №1. С. 81-86.

7. Сборник нормативно - правовых документов МОКиН РК. Элиста, 2013. 65 с.

8. Эрендженова В.К., Бальджикова Л.И. и др. Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении (от трех до семи лет). На калм. яз. Элиста: Издат.дом «Герел», 2010. 127 с.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.