Научная статья на тему 'Экспедиционная деятельность Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук'

Экспедиционная деятельность Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспедиционная деятельность Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ / SCHOLARLY MATTERS

Куканова В. В. Экспедиционная деятельность Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской Академии наук. Научные мероприятия

Kukanova V. Fieldwork Activity of the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences. Scientific Events.

ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экспедиционная деятельность занимает важную часть в работе Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук (КИГИ РАН). В 2014 году состоялось свыше 5 экспедиционных поездок сотрудников в различные регионы Монголии, Китайской Народной Республики и Российской Федерации при финансовой поддержке РГНФ, Программы фундаментальных исследований Президиума РАН, Правительства Республики Калмыкия, а также в рамках реализации совместных международных проектов изучался широкий круг проблем. В процессе полевых исследований большое внимание было уделено выявлению, сбору и изучению лингвистического, фольклорно-этнографического, археологического материала, а также изучению традиционной культуры, природопользования и экологической ситуации.

В целом в полевой сезон 2014 года были собраны оригинальные этнографические, антропологические, лингвистические, фольклорные и археологические материалы, которые легли в основу ряда публикаций, докладов на конференции и пополнили базу данных КИГИ РАН.

Международная научная экспедиция «Их Нуудэл» («Великое кочевье»)

состоялась в рамках сотрудничества Монголии и Калмыкии (рук. экспедиции к.п.н. Н. Г. Очирова, к.ф.н. Е. В. Бембеев (Россия), г-н Мигмерсурен и г-н Батсух (Монголия).

Организаторами экспедиции выступили Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН и Общественная организация «Ойратский народ» при поддержке Правительства Республики Калмыкия и Министерства культуры, спорта и туризма Монголии и других государственных и общественных организаций Монголии и Калмыкии.

С 15 сентября по 15 октября 2014 г. состоялась международная научная экспеди-

ция «Их Нуудэл» («Великое кочевье») по территории Монголии и России. 15 сентября участники экспедиции, в состав которой вошли 12 человек — представителей Монголии, Китая и России, на автомобилях стартовали с площади Чингисхана в г. Улан-Баторе. Экспедиция была посвящена откочевке предков калмыков - ойра-тов в пределы Российского государства. Участники экспедиции ставили перед собой цель совершить экспедицию по маршруту «Великого кочевья» на автомобилях, создать документальный фильм о Калмыкии, собрать материалы по фольклору, языку, жизни и быту калмыцкого народа. В составе экспедиции работали три телевизионные группы — Национального общественного телевидения Монголии, Телевидение Монголии МБС, а также телевизионная группа Баянгол-Монгольской автономной области Синьзцян-Уйгурского автономного района Китая.

Участники экспедиции проехали по древнему пути миграций наших предков - через Алтай, по Чуйскому тракту, далее через Ишим и Тобольск, Южный Урал, до Самары, Саратова и вниз по Волге. Первой остановкой по программе экспедиции был Хошеутовский хурул (храм), что расположен в селе Речное Харабалинского района Астраханской области, где их радушно встретили жители и школьники. В Калмыкии первым пунктом посещения явился пос. Цаган-Аман, здесь к основной группе, выехавшей из Монголии присоединилась вторая часть экспедиции, представленная учеными Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, аспирантами и студентами. Всего в полевых исследованиях приняли участие 30 человек. Во время поездки по территории республики участники экспедиции побывали в Юстинском, Лаган-ском, Черноземельском, Яшкульском, Кет-ченеровском, Малодербетовском районах и г. Элисте. Участники экспедиции записали

множество старинных песен, познакомились с культурой и искусством калмыцкого народа. Всюду проводились встречи в школах, записи информаторов - знатоков устного народного творчества, участников художественной самодеятельности, посещения исторических мест, буддийских и православных храмов и др.

В г. Волгограде участники экспедиции посетили памятные места города - героя, побывали на Мамаевом кургане, в Государственном музее «Старая Сарепта», встретились с членами калмыцкого землячества. Международная научная экспедиция завершилась на пл. Чингисхана в г. Улан-Баторе. В ходе экспедиции было отснято более 100 часов уникальных видео- и аудиозаписей, показ которых с большим интересом встречен жителями Монголии, Китая и Калмыкии.

В целях реализации проекта Российского научного фонда «Трансграничная культура: сравнительно-сопоставительное исследование традиций западных монголов и калмыков» (рук. д.и.н. Э.П.Бакаева) в июле 2014 г. осуществлена научная экспедиция в Кобдоский аймак Монголии, где основное население составляют торгуты и хошуты — родственные в этногенетическом отношении калмыкам группы. Полевые исследования велись по двум направлениям — этнографическом и филологическом.

В данном аймаке собран богатейший полевой материал у информаторов, принадлежащих к основным группам торгу-тов Монголии: вангийн, бэйлэн, тайджин, ховгсарин, хошуд-торгут. Зафиксированы сведения о топонимах сомона Булган и их происхождении, песни о родной земле (ну-туке), в том числе гимническая песня «Тор-гууд нутаг», версии которой известны и калмыкам. Учеными осуществлена запись образцов устного народного творчества, устных рассказов, которые будут использованы для изучения особенностей языка и др. В городах и сельских населенных пунктах Монголии проводился сбор полевого материала по современным традициям и обрядам ойратов, на видеокамеру отсняты танцы торгутов, которые будут сопоставлены с ранними образцами с целью выявления сохранности традиций.

В частных коллекциях выявлены и описаны письменные памятники, среди кото-

рых — ценные источники разной жанровой природы, в том числе «Воскурение дербет-скому нутуку (кочевью)» и др. Рукописные тексты будут исследованы в аспекте особенностей литературно-книжной традиции, а также в сравнительно-сопоставительном плане языка ойратов и калмыков, более 400-х лет назад откочевавших в пределы России. Исполнители проекта подготовили БУБ-диск, который включает полевые материалы, собранные во время экспедиции.

Проект «Западномонгольский и калмыцкий песенно-танцевальный фольклор во времени и пространстве: взгляд через столетие» осуществлялся при гран-товой поддержке РГНФ и Министерства образования, культуры и науки Монголии (рук. к.ф.н. Омакаева Э.У.)

В июле-августе 2014 г. исследовательской группой состоялась экспедиционная поездка в Кобдоский и Убсунурский аймаки Монголии, где собран уникальный песенно-танцевальный материал. В рамках экспедиции произведена видеозапись свадебного обряда дербетов в сомоне Дерген (монг. Дерген) Кобдоского аймака, на которой зафиксировано более 10 свадебных песен. Учеными изучены и выявлены локальные особенности проведения дербетской свадьбы.

5 августа 2014 г. в монастыре Зуун хYрээ «Дашчойлинг» (г. Улан-Батор) зафиксирована на цифровые носители буддийская танцевальная мистерия Цам. По словам настоятеля монастыря хамба-ламы Ч. Дамба-жава и тамга-ламы Ц. Алтанхуу, мистерия восстановлена в результате исследовательской работы по ее реконструкции с 2003 г. На протяжении последних одиннадцати лет 9-го числа последнего летнего месяца по монгольскому календарю в монастыре проводится Цам.

В Улан-Баторе на собрании землячества дербетов, в котором участвовало около 500 человек, исполнители проекта записали на видео- и аудионосители песенно-танцеваль-ный фольклор убсунурских дербетов, уроженцев сомона Сагил, Здесь особенно популярны такие танцы, как «Жудар», «ХYрэн торгон», «Эрээн хавирга», «Ховог биелгээ», «Их бага Агсал», «Елхэндэг», «Цацал», «Жороо морь» и др. Исполнителями проекта зафиксировано значительное количество образцов протяжных песен 'уртын дуу' («Саяг саяг саарал» («Буланый-буланый

Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

№ 4 2014

иноходец»), «Цагаан саарал морь» («Светло-буланый конь») и др.) и коротких песен 'богиноо дуу' («Шаарын ендер модонд» («На высокой сосне), «Тоокуу нэгэн госон» («Сапоги тооку») и др.).

Одной из основных целей экспедиции являлось исследование степени сохранности западномонгольской и калмыцкой песенно-танцевальной традиции, зафиксированной в ходе фольклорных экспедиций Г. Рамстед-том, А. Рудневым и А. Бурдуковым. Выявление особенностей песенно-танцевальной традиции ойратоязычного мира на уровне родственных субэтнических групп Монголии и Калмыкии с учетом разновременных записей дало возможность определить не только этнотерриториальную и локальную специфику, но и проследить ее развитие, этногенетические связи и межкультурные взаимовлияния. Ученые отметили, что каждая этническая группа вносит в танец свои элементы, сохраняя при этом общие черты. В настоящее время большинство носителей традиции - люди пожилого возраста, число которых с каждым днем сокращается. Под угрозой оказывается и присущее ойратской традиции «Биелгээ» хореографическое разнообразие, поскольку все меньше остается исполнителей этого танца в разных этнических группах.

Проект «Этнолингвистическая карта монголов северо-западного Китая: язык и традиционная культура кукунорских ойратов», поддержанный Российским гуманитарным научным фондом (рук. к.ф.н. Бадмаев Б. В.) был реализован учеными Калмыцкого государственного университета и Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук.

В июле-августе 2014 года состоялась экспедиция в Китай, где было проведено исследование языка и традиционной культуры кукунорских ойратов, в ходе которого удалось собрать значительный научный материал, позволяющий под новым углом зрения взглянуть на язык, фольклор, культуру и историю современных ойратских групп, проживающих в провинциях Цинхай и Ганьсу. В результате опрошено более 60 информаторов среди кукунорских хошутов (провинции Цинхай и Ганьсу), 11 — среди торгутов (СУАР), 6 информаторов записано среди шара-югуров (провинция Ганьсу). Общий массив аудио- и видеозаписей со-

ставил более 80 часов, общий объем полевого материала — более 500 Гб.

В ходе исследования ученые пришли к выводу, что несмотря на процессы глобализации и малочисленность населения до настоящего времени сохраняется самобытность этнической группы кукунорских ой-ратов. Представители данной группы ойра-тов, около трех веков назад перекочевав в район озера Кукунор и оказавшись в иноязычной среде, все же сумели сохранить свой язык, который весьма близок ойратскому диалекту Синьцзяна КНР и языку калмыков России. В силу сложившейся социолингвистической ситуации язык хошутов стал языком старшего поколения. Среднее и молодое поколение говорит на монгольском языке, который является языком обучения монголов в школе и в высших учебных заведениях Китая.

Собранный полевой материал позволяет говорить об ойратской основе языка ку-кунорских хошутов и утверждать, что среди них не получило распространение «зая-пандитское письмо», поскольку ученым не удалось выявить здесь старописьменные ойратские памятники. Большой интерес исследователей вызвало песенное творчество: до настоящего времени у кукунорских хошутов сохранились и активно бытуют протяжные песни, состав которых богат и разнообразен как в содержательном, так и в мелодическом отношении. Вместе с тем установлен факт утраты в данной ой-ратской среде героического эпоса «Джан-гар», который замещен тибетским эпосом «Гесер». О тибетском влиянии свидетельствуют и данные материальной культуры: в частности, национальная одежда хошу-тов претерпела значительные изменения и вобрала в себя элементы верхней одежды тибетцев. Кукунорские хошуты-скотово-ды сохранили до настоящего времени свой традиционный уклад жизни, кочевое скотоводство. Основным жилищем для них является юрта, так как она рациональна в плане транспортировки во время перекочевки каждые три месяца при смене пастбища для скота. Исследование этнического самосознания ойратов Куку-Нора в сравнении с калмыками России и ойратами Синьцзяна свидетельствует о том, что они идентифицируют себя как «дээд монголы» и, шире, «монголы КНР», в большинстве своем они утратили свои родовые этнонимы, т. н. ар-ваны, или десятки.

НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1 октября 2014 г. КИГИ РАН совместно с Министерством образования и науки Республики Калмыкия, Калмыцким государственным университетом провел республиканскую научно-практическую конференцию «Ока Городовиков — видный военный, государственный и общественный деятель: к 135-летию со дня рождения О. И. Горо-довикова». Конференция была посвящена жизни и деятельности легендарного военачальника, Героя Советского Союза генерал-полковника О. И. Городовикова. В работе научного форума приняли участие ученые КИГИ РАН, профессорско-преподавательский состав Калмыцкого государственного университета, преподаватели других высших учебных заведений республики, учителя школ, представители государственных органов власти РК. сотрудники музеев и научно-исследовательских Институтов.

6 ноября 2014 г. в Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН состоялась республиканская научно-практическая конференция «Современная молодежь Республики Калмыкия: тенденции и перспективы развития». Конференция проведена в рамках реализации проекта «Современная молодежь и традиционная культура (на примере Республики Калмыкия)». Данный Проект получил поддержку Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории

и культуре» (рук. к. социол. н. Л. В. На-мруева,). В научном мероприятии приняли участие свыше 30 ученых, исследователей-практиков, представителей органов власти, СМИ, а также преподавателей и аспирантов Калмыцкого государственного университета. Выступления участников конференции были восприняты с большим вниманием и вызвали активную дискуссию.

10 ноября 2014 г. состоялась встреча ученых Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН с делегацией Хобуксар-Монгольского уезда Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики (рук. делегации, губернатор уезда г-н Цевегджав), прибывшей по приглашению КИГИ РАН. Гости ознакомились с деятельностью Института, побывали в научной библиотеке, Рукописном фонде, Музее калмыцкой традиционной культуры им. Зая-пандиты. За три дня пребывания в республике они посетили школы, детские сады, художественную школу, ознакомились с работой фермерского хозяйства в Целинном районе. В эти же дни состоялись встречи руководителя делегации г-на Цевегджава и директора КИГИ РАН Н. Г. Очировой с Председателем правительства РК И. А. Зотовым, заместителем Председателя правительства РК Б. В. Бадмаевым и другими официальными лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.