5. «ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЭПОСА «ДЖАНГАР»
Научный руководитель - Биткеев Н.Ц., д.ф.н., профессор. Экспериментальная база - общеобразовательная школа № 12 г. Элисты, Малодербетовская гимназия Республики Калмыкия.
Системная реализация образовательно-воспитательного потенциала фольклора, эпоса «Джангар» в учебно-воспитательном процессе школы. Определение содержания образования учебного курса «Эпос «Джангар»» в системе непрерывного образования.
Издана монография. Биткеев Н.Ц. «Джангар» в системе образования»». Монография. На калмыцком и русском языках / Министерство образования и науки РФ, Калмгосуниверситет, Малодербетовская гимназия. - 512 с. Опубликованы статьи.
• Биткеев Н.Ц. Epic «Djanggar» in Eurasian Spase // Proceeding as of the 8- th Seol International Altaistic Conference / Korea, 17-20 july, 2008. - Р. 25 - 262.
• Биткеев Н.Ц. Творчество учителя, как востребованность, в системе современного образования // Гегярлт. - 1 (35). - Элиста, 2008. - С. 71 - 77.
• Биткеев Н.Ц. Калмыцкий фольклор // Гегярлт, 2009. - № 2 (37). - С. 75 - 95.
• Биткеев Н.Ц. Epic "Djangar" / РАО // Гегярлт. - № 36. - 2009. - С. 137 -144.
Синельников Б.М., Ветров Ю.П.
Северо-Кавказский научный центр Южного отделения Российской академии образования
Северо-Кавказский научный центр Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» открыт на базе Северо-Кавказского государственного технического университета.
Членами Северо-Кавказского научного центра Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» (СКНЦ ЮО РАО) являются ученые, занимающиеся научными исследованиями по проблемам образования, педагогики, психологии и смежных с ними наук.
В структуре СКНЦ ЮО РАО функционируют лаборатории:
• лаборатория практической психологии;
• лаборатория педагогики и психологии высшей школы;
• научно-исследовательская лаборатория психологии профессионализма;
• лаборатория организации и технологии социальной работы;
• многопрофильный сервис-центр социального образования и социально-реабилитационных услуг.
Основными направлениями деятельности Центра являются:
• разработка инновационных технологий профессионального образования в условиях социокультурной динамики;
• создание системы менеджмента качества профессионального образования на основе
требований рынка труда и партнерства вузов с бизнес-сообществом;
• разработка системы профессиональных компетенций для инновационного развития наукоемких отраслей экономики.
• организация научно-исследовательских работ и проведение полевых исследований, направленных на изучение психологического содержания различных видов профессиональной деятельности;
• выявление условий и факторов профессионального развития специалистов;
• создание базы данных для развития научных школ и направлений в области инженерной психологии и психологии труда;
• развитие научного и социального партнерства с предприятиями, образовательными учреждениями и научными организациями.
В рамках направлений научной деятельности Центр ведет плодотворное сотрудничество с Липецким государственным педагогическим университетом, Таганрогским технологическим институтом Южного федерального университета, Пятигорским государственным лингвистическим университетом, Карачаево-Черкесским государственным университетом, с другими образовательными учреждениями СевероКавказского региона.
В русле тематики основных направлений деятельности СКНЦ сотрудниками принято участие в качестве экспертов в консультативной встрече с ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО (представительствами ООН, Санкт-Петребург - июль 2007 г., Москва - ноябрь 2007 г.) по разработке критериев эффективности и реализации образовательной программы по принципу «равный - равному», а также участие в качестве членов жюри Всероссийского конкурса «Воспитать человека».
Ученые Центра принимают участие в конкурсах фундаментальных научных исследований, организуемых и финансируемых Российским фондом фундаментальных исследований (получен 1 грант), Российским гуманитарным научным фондом (получен 1 грант), Программой грантов президента РФ по поддержке молодых ученых (получены 3 гранта), Министерством образования и науки РФ (получен 1 грант), Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края (получен 1 грант).
Члены Центра выступили с докладами на Международном семинаре «Управленческий и воспитательный потенциал организации» в Чехии; Североевропейской конференции «Психологическое здоровье 2008» в Норвегии; Международной конференции «Актуальные проблемы экологии и медицины» в Болгарии; активно участвовали в работе научных конференций, проводимых в России.
За период с 2007 по 2009 гг. были реализованы следующие проекты:
• «Проведение процедур испытаний, апробации и статистического анализа данных в рамках разработки программно-методического комплекса диагностики, оценки и развития персонала: стандартизация заданий для тестового блока комплекса; статистическая обработка данных; анализ результатов, подсчет тестовых норм; апробация и исследование надежности и валидности тестовых блоков» (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Старт - 2007).
• «Исследование личностных ресурсов субъекта труда в информационном обществе» (НИР Министерство образования и науки РФ, 2007 - 2008 гг.).
• «Личностный ресурс субъекта в изменяющейся России» (грант РГНФ на проведение 1 Международной конференции по психологии труда, 2007 г.).
• «Учебно-методическое обеспечение акмеологического сопровождения
профессиональной подготовки студентов технических вузов для инновационной деятельности в системе промышленного производства» по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2007).
• В рамках договора о социальном партнерстве с Федеральным государственным научным учреждением «Центр проблем воспитания и социально-педагогической поддержки детей и молодежи» (г. Москва) принято участие в качестве соисполнителя:
а) в реализации проекта «Разработка модели формирования толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей» по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие потенциала высшей школы» (2007 - 2008 годы);
б) в реализации проекта «Разработка экспресс-методов и средств диагностики, прогноза и текущей коррекции отклонений в состоянии физического здоровья, использования собственных резервов организма для компенсации возникающих отклонений» по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие потенциала высшей школы» (2007 - 2008 годы).
• В рамках договора о социальном партнерстве с Межрегиональной общественной организацией содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» (г. Москва) принято участие в организации и проведении социологического исследования, целью которого являлся анализ деятельности общественно-патриотических центров по реализации основных направлений работы государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан в регионах РФ (2007 г.).
• «Изучение факторов социально-профессиональной среды и индивидуально-психологических характеристик, обуславливающих рост агрессивности педагогов в условиях трансформации российского общества» (грант РГНФ, 2008 г.).
• «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (грант РГНФ на проведение 2 международной конференции по психологии труда, 2009 г.).
• В рамках договора о социальном партнерстве с Российской академией государственной службы при Президенте РФ осуществляется организация и проведение мероприятий по проекту «Уроки профориентации для студентов и школьников в Южном федеральном округе» (2009 г.).
• Совместно с факультетом информационных систем и технологий СевКавГТУ и научно-производственной фирмой ООО «Арт Диалог» в СКНЦ активно разрабатываются и реализуются:
■ технология диагностики и развития личностного ресурса субъекта труда; комплекс диагностики и развития представлен в виде программного продукта; получено Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ;
■ программный продукт по оценке выраженности компетенций, наличия знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области с использованием сконструированных «кейс-тестов» («проблемных ситуаций»), используемых в контексте ассесмента -неформализованной оценки персонала с привлечением экспертов.
В СКНЦ создана база для реализации научно-исследовательских проектов студентов и молодых ученых, так в 2009 году в краевом конкурсе среди молодых ученых на разработку инновационных проектов в области реализации молодежной политики в Ставропольском крае «Молодые о молодых» проект «Разработка эффективных
технологий предупреждения агрессивности в полиэтнической среде» занял призовое (первое) место. Сотрудники лабораторий СКНЦ приняли участие в ежегодном форуме Молодежного союза экономистов и финансистов России с проектом «Информационно-мониторинговая система оценки и ротации кадровых ресурсов региона», занявшим первое место в номинации «Проекты и идеи, направленные на развитие трудовых ресурсов региона».
По результатам научной работы было издано 14 монографий (авторы: д-р пед. наук, профессор Ю.П. Ветров, д-р пед. наук, профессор В.К. Шаповалов, д-р пед. наук, профессор Н.П. Клушина, д -р полит. наук Г.В. Косов, д-р соц. наук В. С. Ткаченко, канд. психол. наук, доцент Т.Н. Банщикова, канд. пед. наук, доцент О.В. Бондаренко, канд. пед. наук, доцент Е.Т. Булгакова, канд. соц. наук, доцент А.Э. Гапич, канд. соц. наук, доцент В.А. Ивашова, канд. психол. наук, доцент М.В. Кондратьева, канд. психол. наук, доцент М.И. Плугина, канд. пед. наук, доцент В.А. Яшуткин). Опубликованы статьи в таких реферируемых изданиях, как «Высшее образование в России», «Вестник УРАО», «Альманах современной науки и образования», «Педагогика», «Гуманизация образования», «Омский научный вестник», «Вестник университета Российской академии образования», «Вестник государственного университета управления». Учебно-методическое пособие «Профессиональная деятельность психолога в работе с педколлективом» (авторы д-р пед. наук Ветров Ю.П., д-р пед. наук Клушина Н.П., канд. психол. наук Банщикова Т.Н.) стало лауреатом конкурса Фонда развития отечественного образования «На лучшую научную книгу 2008 года».
Лабораториями СКНЦ были подготовлены и поданы на конкурсы проекты «Разработка модели социального партнерства в области профилактики табакокурения детей и подростков» (совместно с кафедрой психологии и педагогики СевКавГТУ на соискание гранта Министерства образования и науки Федерального агентства по образованию), «Модель мониторинга, профилактики и восстановления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды в учреждениях системы образования края» (совместно с МОУ «Психологический центр диагностики и консультирования» г. Михайловска на соискание гранта Министерства здравоохранения РФ), «Человек в ситуации экономического кризиса: как сохранить и поддержать психическое здоровье» (совместно с АНО «ПроПси» на соискание гранта посольства Королевства Нидерландов).
В настоящее время лабораториями СКНЦ подготовлены и предоставлены на рассмотрение проекты «Разработка методики диагностики креативности старшеклассников с сенсорной депривацией (инвалидов по слуху и зрению)» (совместно с СГООИ «Диалог-Актив» на соискание гранта Президента РФ для молодых кандидатов наук до 35 лет), «Информационно-мониторинговая система оценки и ротации кадровых ресурсов региона» (совместно с ООО НПФ «Арт Диалог» на соискание гранта во Всероссийском конкурсе «Ползуновские гранты»), «Различия агрессивных форм поведения представителей моно- и полинациональных регионов, беженцев и вынужденных переселенцев Северного Кавказа» (совместно с Южно-Российским гуманитарным институтом на соискание гранта фонда Дж. и К. МакАртуров), «Особенности взаимосвязи семантического пространства значения «агрессия» с мотивами и внешне проявляемыми формами агрессивного поведения у субъектов, проживающих в мононациональных и полинациональных регионах» (на соискание гранта РГНФ).
В перспективе Северо-Кавказский научный центр Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» планирует
продолжение научной работы по выбранным направлениям, проведение фундаментальных исследований и осуществление мониторинга, направленного на изучение рынка образовательных услуг, создание условий для закрепления талантливой молодежи в сфере науки и наукоемкого производства.
Стефанова Г.П.
Астраханский научный центр Южного отделения Российской академии образования
Формирование у обучаемых обобщенных приемов познавательной деятельности
Научный руководитель - Стефанова Г.П., профессор
В Астраханском государственном университете коллективом ученых под руководством профессора Г.П. Стефановой проводились исследования по направлению «Формирование у обучаемых обобщенных приемов познавательной деятельности». Данная проблема остается до конца неизученной и крайне актуальной на современном этапе. Проведенный анализ состояния практики подготовки школьников и студентов к применению полученных физических знаний для решения практически значимых задач показал бесперспективность сложившихся способов обучения. Физические знания не становятся основой деятельности при разработке методов решения бытовых и профессиональных задач. В ходе проведения исследования установлено, что инновационное обучение обеспечивается не применением отдельных способов обучения, а связано с пересмотром процессов приобретения и применения знаний, формированием нового стиля мышления обучаемых. Чтобы перевести обучение на новый качественный уровень необходимо создавать условия для включения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности.
В 2009 году по направлению «Формирование у обучаемых обобщенных приемов познавательной деятельности» получены следующие результаты:
• выделены типы практически значимых задач, решаемых с применением физических знаний, и методы их решения в обобщенном виде;
• подготовлен материал для сборника практически значимых задач по физике;
• разработан и апробирован спецкурс для студентов - будущих учителей физики и магистрантов «Реализация принципа практической направленности обучения физике»;
• разработана концепция формирования исследовательских умений школьников при организации познавательной деятельности по созданию физических знаний и дидактические средства для её реализации;
• подготовлена монография «Подготовка студентов университетов к самостоятельному проведению экспериментальных физических исследований», включающая в себя типовые задачи, решаемые на основе эксперимента, методы их решения в обобщенном виде и концепцию обучения студентов методам проведения экспериментальных исследований по физике;
• разработан практикум по решению физических задач-проблем и задач-оценок, который прошел апробацию в лицейских классах, работающих и на занятиях со студентами физических и инженерных специальностей.