Научная статья на тему 'Проблема воспитания культуры безопасности личности в воспроизводстве народных традиций калмыков'

Проблема воспитания культуры безопасности личности в воспроизводстве народных традиций калмыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / НАРОД / ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИИ / ЦЕН НОСТИ / КУЛЬТУРА / ИНДЕКС / ЛИЧНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИУМ / SAFETY / TRADITIONS / PEOPLE / ENVIRONMENT / INNOVATIONS / VALUES / CULTURE / INDEX / PERSON / BEHAVIOR / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна

В статье рассматриваются проблемы воспитания культуры безопасности личности в условиях инновационного развития общества. Рассмотрена роль народных традиций в формировании роста индекса безопасности личности в пространстве. Обоснован процесс познания ценностей народных традиций в воспитании общечеловеческой культуры как общего и особенного в безопасном становлении поведения личности в современном мире. Раскрыты содержание народных традиций калмыков способствующие формированию безопасного поведения личности в социуме и воспроизводству народных традиций калмыков в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TRAINING PERSONAL SAFETY CULTURE IN THE PROCESS OF REPRODUCTION NATIVE KALMYK TRADITIONS

The article deals with the problem of training personal safety culture under the circumstances of innovative social development. It discusses the signi fi cance of native traditions in the process of forming an indicator of personal safety in the environment. The article considers the process of understanding values of native traditions in cultivating human culture as a common and peculiar process in forming personal behavior in modern world. It reveals the content of native Kalmyk traditions promoting forming safe personal behavior in society and reproduction of native Kalmyk traditions in modern world.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания культуры безопасности личности в воспроизводстве народных традиций калмыков»

УДК 37.013.42(470.47)

ББК Ч465(2Рос.Калм)

З.О. Кекеева

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ КАЛМЫКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы воспитания культуры безопасности личности в условиях инновационного развития общества. Рассмотрена роль народных традиций в формировании роста индекса безопасности личности в пространстве. Обоснован процесс познания ценностей народных традиций в воспитании общечеловеческой культуры как общего и особенного в безопасном становлении поведения личности в современном мире. Раскрыты содержание народных традиций калмыков способствующие формированию безопасного поведения личности в социуме и воспроизводству народных традиций калмыков в современном мире.

Ключевые слова: безопасность, традиции, народ, пространство, инновации, ценности, культура, индекс, личность, поведение, социум.

Z.O. Kekeeva

THE PROBLEM OF TRAINING PERSONAL SAFETY CULTURE IN THE PROCESS OF REPRODUCTION NATIVE KALMYK TRADITIONS

Summary: The article deals with the problem of training personal safety culture under the circumstances of innovative social development. It discusses the significance of native traditions in the process offorming an indicator of personal safety in the environment. The article considers the process of understanding values of native traditions in cultivating human culture as a common and peculiar process in forming personal behavior in modern world. It reveals the content of native Kalmyk traditions promoting forming safe personal behavior in society and reproduction of native Kalmyk traditions in modern world.

Key words: safety, traditions, people, environment, innovations, values, culture, index, person, behavior, society

Актуальными становятся проблемы снижения безопасности личности в условиях инновационного развития общества. И это связано, прежде всего, с тем, что многие факторы: средства массовой информации, телевидение и Интернет, депрофессионализация педагогических кадров, физические угрозы, асоциальные явления, ксенофобия и межнациональные конфликты, экологические угрозы и другие негативно влияют на обеспечение безопасности и развитие личности в обществе.

Проблема формирования этнокультурной безопасной жизнедеятельности личности в период развития социальных, национальных отношений, формирования гражданского общества в многонациональной России является одной из приоритетных задач в сохранении и развитии государства. Воспроизводство народных традиций воспитания культуры безопасности личности - это непрерывный педагогический процесс приобщения молодежи к познанию ценностей традиций безопасной жизнедеятельности этноса и формирования потребности в сохранении и возобновлении самобытной культуры этноса как общего и особенного в системе общечеловеческих ценностей.

В условиях глобализации и информатизации современного мира в этнокультурнообразовательном пространстве происходит осмысление уклада жизни и деятельности людей в условиях дальнейшего существования и развития человечества в целом.

Сегодня для многих регионов мира одним из серьезных недостатков в формировании мирового образовательного пространства как регулируемой среды является решение проблемы на национальном уровне. Исследователи В.И.Гинецинский, Ю.С. Давыдов, А.П.Лиферов и другие отмечают, что стратегия интеграции мирового образования должна строиться на выборе для каждой части мирового образовательного пространства наиболее доступных на данный момент форм участия, на признании необходимости разноуровневости этого процесса [4; 5; 7 ].

Международная интеграция в образовании - это результат развития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем, которые будут способствовать снижению социальной напряженности, конфликтности в обществе, государстве и обеспечению безопасности личности в стране, умению проявлять толерантность, поликультурную компетентность, уважение к культуре народов.

Активное взаимодействие личностей в образовательных системах качественно изменяют целевое назначение образования и способствуют сохранению, созданию, развитию единого культурно-образовательного пространства. Изучение педагогических инноваций, обмен педагогической информацией о достижениях в области образования и передового опыта, сопоставление и обобщение инновационных процессов, педагогических явлений, моделей организации образования, их адаптация является основой для интеграции и координации совместной деятельности и развития интересов каждого суверенного государства.

Наиболее актуальным является проблема роста индекса безопасности личности в культурно-образовательном пространстве социума. Идея данной новации заключается в том, что каждый человек на протяжении всей своей жизни должен иметь возможность участвовать в образовательном процессе, получить качественную профессиональную подготовку, общекультурное развитие и гражданское воспитание в той или иной форме непрерывного образования с учетом традиций и культуры этноса, региона как показателей общего и особенного.

Обращение к процессу познания ценностей общечеловеческой культуры как общего и особенного содержательно обеспечит безопасное становление личности в современном мире. Рассмотрим на примере ценностей национальной культуры калмыков как общего и особенного общечеловеческой культуры в формировании у личности индекса безопасности. Калмыкам, как и всем народам, присуща общечеловеческая мечта: желание видеть своих детей физически здоровыми, красивыми, счастливыми, образованными, морально устойчивыми, трудолюбивыми в безопасном мире.

Суровые климатические условия, тяжелые постоянные кочевья по степи, круглогодичное пребывание в полевых условиях, особенности организации трудовой деятельности, своеобразие бытовой жизни требовали от калмыков проявлять умения, обеспечивающие собственную безопасность. Для этого с раннего детства ребенка воспитывали привычку иметь хорошее физическое развитие и сноровку. От степня-ка-кочевника требовались умения противостоять жизненным невзгодам, продолжать свой семейный род, быть готовым к любым опасностям, воспринимать и беречь человеческую жизнь как ценность.

С малых лет воспитывалось у ребенка умение радоваться всем сердцем красоте жизни. Дети вырастали на просторе и приволье степи, знания об окружающем мире получали из непосредственного контакта с взрослыми и с природой. Дети никогда не чувствовали себя гостями в природе, а жили в гармонии с ней.

У детей воспитывали острый слух, зоркий глаз, наблюдательность, твердость духа, ловкость, выносливость, смелость. С детства воспитывали у ребенка самостоятельность. С семи - восьми лет отец обучал сына умению ориентироваться в степи по различным народным приметам.

В исследованиях Г. Прозрителев отмечается, что «... мальчик у калмыков к семи годам умел ездить верхом, к девяти - становился способным смотреть за табуном, стадом овец, к двенадцати - свободно ловил арканом лошадь, а при необходимости мог и объездить её в седле» [10. С. 30].

В народных традициях калмыков придавалось большое значение сохранению здорового поколения, физически полноценного человека как фактора обеспечения его безопасности в развитии рода. В период беременности женщины калмыки, руководствуясь народными традициями, создавали благоприятный безопасный психологический микроклимат в семье. Социальный статус женщины в этот период изменялся, народные традиции способствовали формированию у членов семьи понимания того, что женщина в период своей беременности несет ответственность за две человеческие жизни [1].

Идея гармонии человека основывалась на эмпирических, религиозных, магических представлениях и имела природоохранительный характер. Ориентация этноса на гармонию с природой, прежде всего, способствовала стремлению сохранить природу, обеспечить ей безопасность и осознанию зависимости человеческой жизни от природных сил.

В народных традициях калмыков одним из немаловажных факторов в развитии мировоззрения является связь человека с неживой природой, со сферой космических стихий, которые воспитывают и обеспечивают ему безопасное сущестовование во Вселенной.

Природа служила для него неиссякаемым источником и гарантом безопасной жизни. Именно в единстве с природой калмыки осознавали себя частью мирового космического пространства. Народные традиции калмыков воспитывали у человека умение разумно относиться к природе, ее ресурсам для удовлетворения своих потребностей, беречь, охранять и преумножать её богатства, исходя не только из религиозных и мировоззренческих установок, но и из своей жизненной практики, внутренней культуры личности.

В национальном самосознании каждого этноса ориентация на сохранение безопасности и мира на Земле, прекращение войн, достижение согласия между народами составляли основу патриотических традиций как общего в общечеловеческой культуре. В исследованиях Б.Я. Владимирцова отмечается, что «... у представителей монголоязычных народов к области международных отношений принадлежит институт побратимства. Два лица, обычно принадлежащие к разным родам, хотя бы и близким, заключают между собой союз дружбы и непременно обмениваются подарками, после этого они становятся «анга» - названными братьями». В народных традициях много-лоязычных народов принятие подарка от врага являлось символом заключения мира и создания безопасного пространства [3]. Общечеловеческая ценность «Отечество: Калмыкия - субъект Российской Федерации» в народных традициях калмыков ориентирована на обеспечение идеи безопасного мира и согласия между народами.

Идея безопасности реализовывалась в народных традициях калмыков как выполнение своего воинского долга являлось святой обязанностью для каждого мужчины. В исследованиях О. Д. Мукаевой отмечается, что по монгольским законам все мужчины от двадцати до сорока пяти лет находились на воинской службе. И только по достижении

сорока пяти лет имели право отпускать косу и снять пояс, что означало освобождение от воинской службы. По калмыцким традициям мужчины - калмыки принимали присягу на верность и преданность своему Отечеству. Мир и согласие как условия безопасного сосуществования и исключения конфликтов обязывали как мужчину, так и женщину оказывать искреннее почтение и внимание старшим по возрасту и положению. В народных традициях калмыков существовали строгие правила использования жестов и мимики. Молодому человеку не разрешалось держать руки перед грудью и за спиной - это считалось высшей степенью неуважения к старшим и их возрасту и эти народные традиции формировали безопасное поведение человека в межличностном взаимодействии. Исключение составляли те молодые люди, у которых умерли родители и они являлись главой своего рода. Это являлось показателем их социальной зрелости [8].

С детства калмыки знакомились с правилами приема гостей, с традициями и обычаями гостеприимства. По калмыцким традициям и обычаям любой посторонний в кибитке считался гостем. Гость в калмыцкой семье считался важной персоной, и обязанностью хозяина было не только угощать, почитать, но и нести ответственность за сохранность его вещей, предметов и безопасность его жизни. В исследованиях И.А. Житецкого отмечается следующее: «... кроме неординарных случаев, как болезнь, роды и т. д., кибитка всегда открыта для посторонних и каждый знакомый, незнакомый, заходит в любую кибитку, принимает участие в разговоре, как у себя в кибитке. При этом он должен принимать все угощения. Иное поведение считалось предосудительным и обидным. По калмыцкому традиционному этикету хозяин обязан предложить, а гость не должен отказываться» [ 6. С. 25]. Правилами плохого тона считалось вести разговор на пороге дома, передавать вещи через порог, сидеть на пороге.

Характерная черта народных традиций калмыков - почтительное и уважительное отношение к женщине. У калмыков права женщины были уравновешены с правами мужчины. Женщина не скрывает свое лицо, может в хуруле (церкви) вместе с мужем и сыновьями молиться. В исследованиях П. Небольсона отмечается, что у калмыков «... женщина имеет человеческое ... значение. Более того, женщины у калмыков имели свои преимущества. Она была полная хозяйка дома. В калмыцкой семье женщина сама угощает почетных гостей» [9. С. 118]. Именно эта особенность является ценностью в распределении обязанностей между супругами в калмыцкой семье. Все, что выходит за пределы домашних забот, и все, что необходимо для дома, должен приготовить, доставить мужчина, это его святые обязанности.

Знаток калмыцких традиций Г. Прозрителев пишет о калмыцкой женщине, калмычке - жене, калмычке - матери следующее: «Страстная любовь к детям, преданность своей семье, своему очагу, привязанность к мужу и полное отсутствие преступности среди них - характерные особенности степной обывательницы, живущей в самых тяжелых экономических и общественных условиях» [10. С. 8].

Следовательно, ценности семейного воспитания и стиль воспитания детей в калмыцкой семье способствовали формированию у них национального самосознания калмыка, уважения к старшим.

Таким образом, раскрытие общего и особенного в воспроизводстве народных традициях калмыков как источника обеспечения безопасности позволили нам сделать следующие выводы: во-первых, народные традиции калмыков отражают идеи безопасности в жизнедеятельности человека. Приобщение молодого поколения способствует формированию безопасного мира и сохранению этнической общности народов Республики Калмыкия. Во-вторых, в народных традициях калмыков заключен

нравственный идеал, нравственный образец, который способствует обеспечению безопасности человека в культуре межэтнического общения как общечеловеческой ценности. Совокупность народных традиций калмыков как средства воспитания, составляет социальную и психолого-педагогическую систему, которая органически взаимосвязана с национальной культурой и общей культурой человечества. В-третьих, раскрытие особенного в народных традициях калмыков как источника обеспечения безопасности личности позволило определить их уникальность и всеобщность в общечеловеческой культуре. Познание особенного в народных традициях позволяет личности безопасно адаптироваться в этнической среде, проявляя толерантность и уважение, быть своим в этом социуме. Единство уникальности и всеобщности в функционирующих ценностях культуры человека и создают условия для развития безопасного мира. Общечеловеческие ценности олицетворяют интересы всего человечества, в которых выражено представление о добре, мире, прекрасном, истинном. Общечеловеческие ценности являются специфическими объектами познания, благодаря чему повышается эффективность процесса их освоения личностью.

В современном мире происходит процесс осмысления образования как особой формы существования человека в безопасном мире и позволяет рационально осмысливать и разумно управлять процессом индивидуального развития личности с учетом особенного и общего ценностей общечеловеческой культуры. Осуществлять воспроизводство народных традиций в воспитании культуры безопасности личности.

Следовательно, создание безопасного образовательного пространства на основе народных традиций в развитии личности призвано:

- возвысить и приумножить человеческий потенциал;

- сформировать у каждого активного носителя человеческого капитала систему общеобразовательных знаний, трудовых умений, приемов творческой деятельности на основе народных традиций;

- обеспечить толерантное взаимодействие людей в формировании системы профессиональных, конкретных знаний и умений;

- создать условия для открытого периодического воспроизводства, обновления, углубления, пополнения и расширения знаний;

- повысить производительность труда в соответствии с современными технологиями и востребованностью рынка труда;

- создать условия для реализации многообразных интеллектуальных потребностей человека и его всестороннего развития.

Список литературы

1. Биткеев, Н.Ц. Калмыцкий фольклор. Элиста.: Джангар, 1985. - 127 с.

2. Борликов, Г.М., Волков, Г.Н. Степь как этнопедагогическое пространство // Гегэрлт. - № 1 - 4. - С. 50-68.

3. Владимирцова, Б.Я. Монгольский сборник рассказов из «Панчатантры» // Сборник музея антропологии и этнографии. - Ленинград, 1925. - Т.2. Вып. 2.

4. Гинецинский, В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика, 1997., № 3 . - С. 10-15.

5. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования // Педагогика. 2005. № 7. С. 3-11.

6. Житецкий, И. А. Очерки быта калмыков Астраханского улуса. - СПб, 1859.

7. Лиферов, А.П. Глобальное образование - путь к интеграции мирового образовательного пространства. - М.: Изд-во «Педагогический поиск», 1997.

8. Мукаева, О. Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста.: Джангар, 1995. - 246 с.

9. Небольсон, П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. - СПб, 1852.

10. Прозрителев, Г. Военное прошлое наших калмыков. - Элиста, 1990. - 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.