Научная статья на тему 'Духовно-нравственные аспекты семейного воспитания в современных условиях'

Духовно-нравственные аспекты семейного воспитания в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2043
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / КАЛМЫЦКАЯ СЕМЬЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONS OF FAMILY EDUCATION / KALMYK FAMILY / MORAL VALUES / NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукаева Очир Джогаевна, Боваева Байр Владимировна

Рассматривается духовно-нравственное воспитание в современных условиях. Раскрыты основные подходы к изучению семьи как института становления личности на основе ценностей народного воспитания. Анализируются сущность и содержание некоторых аспектов семейного воспитания калмыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the moral education in modern conditions. There are revealed the main approaches to studying a family as the institution of personality establishment on the basis of the values of national education. There is analyzed the essence and contents of some aspects of family education of the Kalmyk.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные аспекты семейного воспитания в современных условиях»

ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О.Д. МУКАЕВА,

Б.В. БОВАЕВА (Элиста)

духовно-нрАвствЕнныЕ аспекты семейного воспитания в современных условиях

Рассматривается духовно-нравственное воспитание в современных условиях. Раскрыты основные подходы к изучению семьи как института становления личности на основе ценностей народного воспитания. Анализируются сущность и содержание некоторых аспектов семейного воспитания калмыков.

Ключевые слова: традиции семейного воспитания, калмыцкая семья, духовно-нравственные ценности, национальная культура.

В современном мире процесс перехода к рыночной экономике и построение нового общества значительно изменили условия жизни населения. Произошла дифференциация доходов семьи, наблюдаются ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социальной напряженности, духовно-нравственный кризис у молодежи, утрата семейных традиций, дезорганизация семьи, что в целом ослабляет культуру как отдельной личности, так и семьи.

Эти негативные тенденции общественного развития становятся, к сожалению, все более устойчивыми и оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Во всеобщей Декларации прав человека (1984) и в Конвенции ООН о правах ребенка (1989) признается первостепенная роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. Эти правовые акты, имеющие фундаментальное значение для развития, кодификации и гармонизации правовых суверенных пространств личности, семьи, общества, являются системообразующими в семейном воспитании.

Актуальными можно назвать основные положения послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2006), в котором подчеркивается то, что самое главное для каждого человека - семья, ее жизнедеятельность, необходимость восстановления ценностей семьи, бережного отношения к родному очагу. В связи с этим необходимы создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, принятие эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

Семья, являясь первичным институтом социализации растущего человека, передает из поколения в поколение этносоциокультур-ные ценности и традиции народного воспитания. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям трудовых навыков, обеспечивает преемственность культуры. Роль современной семьи заключается в возрождении и развитии морально-этических и духовных ценностей этноса. В связи с этим на первый план сегодня выдвигается проблема роли семьи в формировании у детей и молодежи морально-этических и духовных ценностей этноса. Традиционно семейное воспитание веками сохраняло наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования у детей традиционных духовных ценностей. Его изучение и использование в современных условиях может в значительной степени помочь родителям и общественности в воспитании подрастающего поколения. Рассмотрим эти педагогические ценности семейного воспитания в народной педагогике калмыков.

В формировании духовно-нравственных ценностей личности семья является составляющим компетентностным ядром процесса воспитания. При этом важно учитывать не столько специфический набор ценностей, сколько их иерархию. Например, старость как общечеловеческая ценность имеет первостепенное значение в семейном воспитании. В народной педагогике калмыков почитание и уважение стариков обладает большим воспитательным потенциалом в семье и прививает детям такие нравственные качества, как любовь и уважение к старшим, заботливость, доброту, скромность и др., обеспечивая преемственность поколений [1]. Народная педагогика калмыков ори© Мукаева О.Д., Боваева Б.В., 2012

ентирована на то, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека -в его дружбе с матерью и отцом, в его способности искренне воспринимать и понимать их наставления, заботы, тревоги и строгость. так, педагогически ценна мудрость этноса, отраженная в калмыцких пословицах: Человек в беде спешит к родителям, птица - к гнезду; По матери выбирай невесту; По чистоте чашки -суди о пище [2]. Приобщение детей наряду со взрослыми по старой доброй традиции к заботе о больных дедушке и бабушке служит нравственной школой укрепления связи между старым и новым поколениями, стимулом утверждения человечности.

Культура и история калмыцкого народа неразрывно связаны с культурой Востока, в том числе с буддийской культурой. В связи с этим буддийское учение является частью духовного наследия народа. Религия как общечеловеческая ценность выступает одним из факторов формирования духовности личности. Необходимо обратить внимание на то, что духовнонравственная основа жизни, этические нормы поведения калмыков сформированы в основном под влиянием буддизма. Путь к сохранению благодати и счастья - праведная жизнь. Не грешить ни мыслью, ни словом, ни телом -эти заповеди усваивались детьми и взрослыми и становились неотъемлемой частью этнического кодекса семейной педагогики калмыков. Дети с раннего возраста начинают ощущать необходимость следить за собой, сдерживать эмоции, анализировать действия.

Следует отметить, что кодекс нравственной самодисциплины в калмыцкой семье прививался, как только ребенок начинал говорить. Известный ученый-педагог У.У. Очиров отмечает, что «... в то время маленькие дети в первую очередь усваивали слова "нельзя" ("запрет"): нельзя убивать, нельзя бить, драться, нельзя хвастать, лгать, грубить, нельзя завидовать, красть, нельзя выражаться нецензурными словами, нельзя обманывать, обижать. Это дети усваивали с молоком матери» [3, с. 136]. Следовательно, семейные ценности воспитания, тесно переплетаясь с религиозными заповедями буддизма, становились правилами и нормами народного этикета.

В педагогической культуре калмыков, как и у других народов, центральное место занимает система ценностных ориентаций в воспитательной деятельности, где важным является отношение к детям как к величайшей общечеловеческой ценности. Общеизвестно, что фундамент формирования нравственной личности закладывается в семье на основе бережно-

го, уважительного отношения родителей друг к другу, к окружающим людям, к самому ребенку. Нравственность отца и матери, их поведение являются главными воспитательными методами и средствами: Сын берет пример с отца, дочь - с матери; Птенец, оперившись, повторяет то, чему в гнезде научился [4]. Более того, в семье вырабатывались устои общества, хранительницей которых являлась женщина-мать. Она не должна «брать оружие в руки», «равняться силой с мужчиной», «показывать посторонним свою печаль», ей следовало демонстрировать окружающим добро, мягкость, уважение и нежность. Нет ничего в мире, что могло бы в полной мере возместить матери ее любовь, нежность, бессонные ночи, тревоги любящего сердца. Величие матери в этнопедагогике калмыцкой семьи подчеркивается и посредством культивирования в детях чувства благодарности, об этом свидетельствует калмыцкая пословица Если на ладони приготовить пищу для матери, то и тогда ты останешься перед ней в долгу.

Следует заметить, что смысл и цель воспитания детей в калмыцкой семье заключались в том, что каждое последующее поколение должно было превосходить предыдущее. Образ жизни, педагогический арсенал семьи определяются ее тысячелетней историей. Демократизация общества открыла новые горизонты для творческого развития и совершенствования воспитательного потенциала семьи на основе выкристаллизовавшегося историкопедагогического опыта народа. В народной педагогике калмыков формирование у детей знания своей родословной до седьмого колена -народная традиция этноса. Знать историю своей семьи, своего рода, племени, народа, собственное место в этой цепи, стараться, чтобы она не прерывалась, чтобы не нарушились обычаи и традиции, сберечь в чистоте имя своих прародителей, прославлять его добрыми делами - вот одна из главных ценностей семейного воспитания у калмыков.

таким образом, история возникновения, становления и развития калмыцкой семьи рассматривается как неотъемлемая часть общей проблемы генезиса традиционной культуры воспитания народов России. Общим для всех условий бытия были и остаются продолжение рода и те социальные явления, которые призваны служить этому, - брак, семья, воспитание детей. Через ценностные ориентиры, существующие в семье, происходит компе-тентностное освоение культурных традиций, воспроизводятся национально-культурные и национально-исторические корни личности,

формируются национальное самосознание и социальная безопасность.

литература

1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Хабаровск, 1989.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997.

3. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность : в 2 ч. Элиста : АПП «Джангар», 1999. Ч. 1.

4. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика о традиционных ценностях семейного воспитания // Воспитание школьников. 2009. №6. С. 56 - 61.

Moral aspects of family education in modern conditions

There is considered the moral education in modern conditions. There are revealed the main approaches to studying a family as the institution ofpersonality establishment on the basis of the values of national education. There is analyzed the essence and contents of some aspects offamily education of the Kalmyk.

Key words: traditions of family education, Kalmykfam-ily, moral values, national culture.

о.н. ридигер

(Москва)

моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся

Доказано, что взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании школьников проходит более успешно при реализации структурносодержательной модели данного процесса, состоящей из четырех блоков: концептуально-целевого, структурно-содержательного, технологического и результативного. Модель успешно внедряется в школах Московского региона.

Ключевые слова: моделирование, экологическое воспитание, взаимодействие школы и семьи, экологическая культура.

Экологический кризис обусловил смену приоритетов в системе образования. Проблемы экологии очень скоро станут частью того мира, в котором будут жить молодые люди и

в некоторых регионах будут оказывать самое непосредственное влияние на инфраструктуру образования. [4] Образование для устойчивого развития детей и молодежи, способствующее формированию экологической культуры личности, провозглашено приоритетным направлением на всех уровнях: государственном, региональном и локальном. Усиливается прикладной характер его содержания, что отразилось, в частности, в переходе к компетентност-ному образованию во многих европейских странах, включая Россию. Актуализируется проблема внедрения деятельностного подхода в экологическое воспитание школьников, поиска новых форм и содержания учебновоспитательной деятельности, отвечающих уровню современных научных знаний.

Проведенные нами исследования указывают на то, что уровень экологической культуры детей и подростков на 70% определяется семьей. Именно в семье закладывается воспитание чувства бережного отношения ко всему живому, поэтому проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса -двух наиболее значимых для детей и подростков социальных институтов - школы и семьи -в экологическом воспитании приобретают в современных социокультурных условиях особую актуальность и значимость. В этой связи поиск организационных форм, использование научных методов - проектирования и моделирования, разработки инновационного содержания процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся является своевременным и актуальным.

В нашем исследовании моделирование экологического воспитания является одним из основных научных методов для нахождения оптимального решения проблем формирования экологической культуры детей и подростков при взаимодействии школы и семьи, поскольку моделирование - это эффективный метод научного познания. Раскрытию особенностей и возможностей моделирования посвящены научные исследования таких ученых, как А.Ф. Афанасьев, В.С. Безрукова, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, М.П. Кузьмино-ва, И.Я. Лернер, И.Б. Новик, И.П. Подласый, В.И. Слободчиков, П.И. третьяков и др.

Моделирование основано на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Как специфический метод познания оно основывается на принципе материального единства мира и наличия в живой и неживой при-

© Ридигер О.Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.