Научная статья на тему 'Молодые специалисты в агропромышленном комплексе республики Калмыкия'

Молодые специалисты в агропромышленном комплексе республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КАДРЫ / АГРАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / БЕЗРАБОТИЦА / НИЗКИЙ ДОХОД / AGRICULTURE / PERSONNEL / AGRICULTURAL DEPARTMENT / UNEMPLOYMENT / LOW INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Намруева Людмила Васильевна

В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с кадровым потенциалом аграрного сектора республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG SPECIALISTSIN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA

This article describes the main problems related to human resources potential of the agrarian sector of the Republic.

Текст научной работы на тему «Молодые специалисты в агропромышленном комплексе республики Калмыкия»

2014 г. №2(22)

УДК 316.354:351/354 ББК 60.54

Л. В. Намруева

МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ*

В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с кадровым потенциалом аграрного сектора республики.

Ключевые слова: сельское хозяйство, кадры, аграрный факультет, безработица, низкий доход

L.V. Namrueva

YOUNG SPECIALISTS

IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA*

This article describes the main problems related to human resources potential of the agrarian sector of the Republic.

Keywords: agriculture, personnel, agricultural Department, unemployment, low income

^Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Модернизационные процессы в аграрном регионе РФ (на примере Республики Калмыкия)» (№ 13-13-00801 а (р).

Продовольственная безопасность и независимость страны и региона находятся в зависимости от уровня образовательной и профессиональной подготовки, общего культурного развития и здоровья работников, способных к выполнению сложных видов работ, освоению инновационной техники и современных технологий. Современное сельскохозяйственное и агропромышленное производство Республики Калмыкия нуждается в высококвалифицированных, эрудированных, творчески мыслящих, деловых и инициативных специалистах (зоотехниках, агрономах, технологах сельскохозяйственного производства). Значимым фактором функционирования агропромышленного производства, его эффективного и устойчивого развития, является кадровый потенциал, где особое место занимают молодые специалисты. Исследователи отмечают, что современное село испытывает дефицит кадров, который сформировался в ходе длительного кризиса аграрного сектора, существенного отставания села по уровню развития производства и социальной сферы [Саитова 2006].

Развитие страны невозможно без модернизации аграрной отрасли, которая является одной из приоритетных для государства. В связи с этим отметим, что модернизационные процессы в развитых субъектах страны исследованы в достаточной мере, однако вовлеченность в эти процессы дотационных, слабо развитых в индустриальном отношении регионов не изучается столь же всесторонне и глубоко [Намруева 2013: 134]. Разделяем мнение исследователей о том, что в настоящее время в условиях вступления нашей страны в ВТО назрела настоятельная необходимость максимального использования хозяйствами внутренних резервов и реального проведения системной модернизации предприятия, отрасли [Муев, Эвиева 2013: 129]. Одним из ее внутренних резервов является кадровое обеспечение. Известно, что наибольшим модернизационным

21

ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА

потенциалом обладает молодежь, владеющая современными знаниями, нацеленная на поиск новых способов технологии производства сельскохозяйственной продукции. Именно с молодежью связаны перспективы развития региона, сельскохозяйственной отрасли Калмыкии. Поэтому исследования молодежи как ресурсного слоя общества весьма актуальны и востребованы. В данной статье проанализируем основные проблемы, связанные с кадровым потенциалом аграрного сектора республики.

Учитывая специфику социально-экономического развития республики, создание специальных классов, в которых школьники получали бы основы необходимых экономических знаний, является актуальным и важным вопросом. С внедрением проекта «Агроклассы» в большинстве сельских школ региона стали уделять большое внимание аграрному направлению, вследствие этого сельскохозяйственный сектор республики, безусловно, получит молодых квалифицированных специалистов, которые обеспечат новый импульс развития. Руководители общеобразовательных учреждений, представители Минобразования, РИПКРО, Калмгосуниверситета, а также ассоциация агроклассов республики активно включились в решение проблем и развития перспектив инновационного проекта «Агроклассы как инновационный проект профильного обучения».

Первые агроклассы были открыты в целях реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения 1 сентября 2011 года в шести общеобразовательных учреждениях пяти районов республики: МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»; МКОУ «Адыковская средняя общеобразовательная школа»; МБОУ «Ачинеровская средняя общеобразовательная школа»; МКОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»; МКОУ «Оватинская средняя общеобразовательная школа»; МОУ «Привольненская средняя общеобразовательная школа». Старшеклассники в этих школах ориентированы на получение сельскохозяйственных специальностей, на профессиональную деятельность на селе. В рамках проекта материально-техническая база вышеназванных шести школ пополнилась необходимой сельскохозяйственной техникой (трактор «Беларусь», прицеп тракторный самосваль -ный, сеялка, культиватор и плуг). Кроме того, в связи с реализацией Комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования в 2012 г. приобретено учебно-лабораторное (ноутбук для педагога, интерактивная доска, видеопроектор, визуализатор, МФУ, компьютеры для учеников, интерактивный курс по биологии для 10-11 классов) и учебно-производственное оборудование, куда входят минитеплица, бытовой инкубатор на 70 яиц с механическим переворачиванием, комплект мелкого почвообрабатывающего инструмента, мотокоса, система автоматического капельного полива и садово-огородный инвентарь.

Городовиковский район, являющийся житницей республики, имеет хороший опыт подготовки кадров для агропромышленного комплекса. К примеру, Кировская средняя школа успешно реализует проект «Агрошкола - звено многоуровневого образования», здесь сформирована многоуровневая образовательная система: детский сад - школа -колледж - ВУЗ - предприятия АПК. Обучение аграрным специальностям осуществляется по трем направлениям: основы животноводства, агрономии и сельскохозяйственной техники. В 10-11 профильных классах обучаются 22 ученика, они осваивают вождение трактора и автомобиля, занимаются выращиванием овощей и фруктов. По признанию самих учащихся в родной школе учат не только любить землю, но и работать на ней. Для этого созданы все условия: в школе есть инкубатор и своя минитеплица, работающая на биотопливе, которое обеспечивает природный обогрев, предохраняющий семена от заморозков. Собранный урожай овощей и зелени поступает в школьную столовую. Из первых 13 выпускников агрокласса 2013 г. многие продол-

22

2014 г. №2(22)

жили профильное обучение. О высоком уровне обучения свидетельствует тот факт, что учащиеся школы в 2013 г. заняли второе место на всероссийском конкурсе агроклассов [В школах Калмыкии].

Старейшей кузницей кадров в республике является Башантинский колледж им. Ф.Г. Попова, основанный в 1920 г. За время своего существования колледж выпустил более 30 тысяч дипломированных специалистов, которые работают во всех отраслях сельского хозяйства. В данном учебном заведении ведется подготовка по пяти образовательным программам среднего профессионального образования: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Земельно-имущественные отношения», «Ветеринария», «Механизации сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». За большой вклад и подготовку высококвалифицированных специалистов в агропромышленном комплексе колледж был отмечен в 2010 г. Почетной грамотой министерства сельского хозяйства РФ [Башантинский колледж].

Специалистов с высшим образованием для агропромышленного комплекса республики готовят на аграрном факультете Калмыцкого государственного университета. Прочные знания студентам дают 11 профессоров, 26 доцентов, кандидатов наук трех кафедр - агрономии, зоотехнии, аграрных технологий и переработки сельскохозяйственной продукции. Об успехах и высоком уровне обучения, подготовки специалистов говорят следующие факты. Так, список 25 лучших студентов Калмыцкого государственного университета, который составлен по итогам реализации проекта «Портфолио как компонент образовательного рейтинга выпускника ФГБОУ ВПО «КалмГУ» (2013 г.) возглавляет студент аграрного факультета, обучающийся по специальности «зоотехния», набравший 238 баллов, опережая следующего на сто баллов. В данный рейтинг вошли еще два студента аграрного факультета, один занимает пятое место, другой - двенадцатое [Лучшие выпускники КалмГУ].

Таблица 1

Трудоустройство выпускников аграрного факультета в 2013 г.

№ Код Название специальности Выпуск-в, напрвл-х на работу % Выпуск-в, состоящих на учете в СЗ % Выпуск-в, работающих в регионе %

1 110200.62 Агрономия 60,0 - 60,0

2 110201.65 Агрономия 69,2 - 69,2

3 110304.65 ТОРМ в АПК 69,2 7,6 69,2

4 110305.65 ТП и ПСП 75,7 3,0 78,7

5 110400.62 Зоотехния 72,7 - 81,8

6 110401.65 Зоотехния 85,0 - 85,0

Из анализируемой таблицы видим, что все выпускники 2013 г. по специальности «Агрономия», «ТОРМ в АПК», «ТП и ПСП», «Зоотехния», направленные на работу, трудятся в регионе. Лишь единицы состоят на учете в Службе занятости [Общая информация]. Это свидетельствует о конкурентоспособности студентов аграрного факультета, их востребованности в народном хозяйстве республики.

Студенты аграрного факультета ежегодно участвуют в различных научных конкурсах, показывая не только отличные знания, но и достаточно высокий уровень научной подготовки, профессиональных навыков. За время проведения в Калмыкии всероссийского молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК» с 2010 г. его лауреатами стали более 80 молодых ученых и специалистов, из них 31 обучаются на аграрном факультете. Проекты победителей поддержаны Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Несколько победителей возглавили малые инновационные предприятия при Калмыцком государственном университете,

23

ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА

в 2013 г. были награждены по программе «Старт», получив для реализации своих проектов по миллиону рублей [Халгинова 2013]. Об актуальности, научной и практической значимости студенческих работ свидетельствует их тематика: «Разработка новых методов биотехнологии в получении эмбрионов скота калмыцкой породы», «Разработка фитомелиоративной технологии возделывания ярового рапса в рисовом севообороте», «Разработка нового сорта томата», «Исследование применения иммуногенетических методов в повышении продуктивности скота калмыцкой породы», «Исследования и разработка методики ведения селекционно-племенной работы в мясном скотоводстве, путем внедрения ISSR-фингерпринтинга», «Разработка технологии АВЗ (антистрессового высокоурожайного земледелия) на основе иммуностимулирующих и биофунгицидных препаратов при выращивании бобово-злаковых травосмесей на светло-каштановых почвах» и др.

Студенты ежегодно выезжают на 6-ти месячную практику в Германию по международной программе LOGO e.V В рамках договора сотрудничества организовываются научные экспедиции преподавателей кафедр в Монголию, Казахстан, Исламскую республику Иран по изучению системы ведения сельского хозяйства.

Образованная вузовская молодежь представляет собой главный фактор и потенциал развития аграрного сектора. Молодежь - наиболее активная часть населения, которая обладает значительным трудовым и репродуктивным потенциалом. Она может образовывать социальную опору нововведений, ударную силу в деле построения нового общества. Территория с высокой долей в структуре ее населения молодых людей в трудоспособном возрасте имеет, как минимум, лучшие перспективы развития, чем территория, в населении которой удельный вес молодых невелик [Новикова 2011: 71]. Это особенно актуализирует необходимость закрепления всех проживающих в селе молодых людей, в особенности молодых специалистов. В связи с этим в Калмыкии в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства в РК на 2013-2017 гг.» будет оказана государственная поддержка отдельным категориям граждан республики - молодым семьям, молодым специалистам на селе, детям-сиротам и прочим льготным категориям. По данным Калмыкиястата, в январе-апреле 2013 года в Калмыкии построено и введено в эксплуатацию 26,4 тыс.кв.м. жилья, или 105,5% к соответствующему периоду 2012 г. [Единая Россия заботится]. В регионе проводится определенная работа по закреплению молодежи на местах, помощи в получении жилья молодым семьям.

Одна из проблем, связанных с кадровым потенциалом аграрного сектора республики, заключается в сокращении численности сельского населения моложе трудоспособного возраста. По данным статистики в республике в 2010 г. 70813 молодых людей, что составляет почти четверть населения, из них 27781 человек проживает в городе, 43032 человек - в селе [Республика Калмыкия 2010: 25]. Длительный период снижения рождаемости на селе и миграция сельского населения в города из сел по причинам низкой мотивации к сельскохозяйственному труду способствует истощению кадрового потенциала села.

Следующая проблема состоит в недостаточной обеспеченности сельскохозяйственных предприятий и организаций квалифицированными специалистами с высшим образованием, что не способствует их эффективной производственной деятельности, общему подъему сельского хозяйства. Аналитики отмечают, что ежегодно в сельское хозяйство - важнейшее стратегическое направление жизнедеятельности российского общества - идут работать не более 30% выпускников сельскохозяйственных вузов, которые обучались по бюджетной форме, из них 14% не проработав и года, уходят из

24

2014 г. №2(22)

этой сферы, как правило, на менее квалифицированную, но более оплачиваемую работу [Цит. по Селиванов Федеральная программа развития сельского хозяйства, 2007]. Данная тенденция имеет место и в калмыцком регионе.

Сельские жители имеют более низкий уровень доходов по сравнению с городскими. Работники сельского хозяйства получают низкие заработные платы по республике. В 2001 г. среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве составляла 943 рубля, а в целом по республике - 1759 рублей. В 2009 г. сельские работники получали в среднем 6487 рублей, а в республике средний уровень зарплаты составил 10849 рублей [Республика Калмыкия 2010: 64]. В этой связи О.Б. Дорджиева отмечает, что заработная плата в сельском хозяйстве остается на последнем месте среди всех отраслей, при этом значительна доля работников, у которых оплата труда ниже законодательно установленного минимального размера. Продолжает увеличиваться разрыв между селом и городом по объему среднедушевых располагаемых ресурсов домохозяйств» [Дорджиева 2013: 118]. Эти обстоятельство, безусловно, отрицательно сказываются на желании молодого специалиста работать в сельскохозяйственной сфере.

Следует отметить, что сельское хозяйство республики зависит от природно-кли-магических условий, так как большая ее территория относится к зоне рискованного земледелия. Калмыкия располагается в полупустынной зоне, природные факторы обуславливают во многом жизнь сельских жителей, поэтому решающее воздействие на величину прибыли от сельскохозяйственной продукции, следовательно, и на размер заработной платы, оказывают не усилия, затраченные человеком, а сложившиеся погодные условия. Засуха последних лет оставила сельчан без прибыли, многие хозяйства становятся убыточными, вследствие этого происходит их банкротство.

Молодые специалисты, в том числе и уроженцы сельской местности, за время учебы в городе привыкают к удобствам городской среды обитания (горячая вода, канализация, водопровод), которые отсутствуют в большинстве сел республики. Поэтому особого стремления возвращаться к прежней жизни у выпускников вузов, к сожалению, нет. Отсутствует также желание самим заниматься сельскохозяйственным трудом: доить корову, убирать животноводческие помещения, заготавливать корма и т.д. Трудовая деятельность сельского производителя предполагает не только нахождение основной части времени на открытом воздухе под действием палящего солнца, ветра, осадков и т.д., но и высокий удельный вес ручного труда. На селе до сих пор остается множество видов работ, требующих обязательного применения изнурительного ручного труда (например, уход за домашними животными, их кормление, стрижка овец, посадка рассады, и т.д.), к которому в большинстве случаев, молодые специалисты оказываются не готовы. За время обучения они приобщаются к творческому, умственному труду, стремятся к глубокому духовному и профессиональному совершенствованию личности. Это одна из причин того, что большинство выпускников стремятся найти работу в городском офисе, пополняя ряды «белых воротничков».

Одна из проблем кадрового потенциала для аграрного сектора республики заключается в финансовой неустойчивости сельского хозяйства. Поскольку цена на многие виды сельскохозяйственной продукции не постоянна и зависит от множества внутренних (например, стоимости ГСМ, общего валового сбора урожая и т. д.) и внешних факторов (изменение конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта), ожидания прибыли не могут быть устойчивыми, причем в большинстве случаев закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию (мясо, зерно) оказывается значительно ниже ожидаемой, что обусловлено, во-первых, преднамеренным искусственным занижением цены со стороны перекупщиков, а во-вторых, отсутствием

25

ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА

возможности большинства сельских производителей самостоятельно выбирать рынок сбыта [Селиванов Там же]. В этих условиях планировать свой жизненный уровень молодому специалисту, не укоренившемуся в селе (наличие дома, умение вести подсобное хозяйство и т. д.), крайне затруднительно, если возможно вообще.

Создана ситуация постоянного отставания кадрового обеспечения сельского хозяйства, оттока специалистов в несельскохозяйственные отрасли. Более половины выпускников сельскохозяйственных вузов, аграрных факультетов, получив диплом специалиста, выбирают специальности, далекие от профиля по диплому. К тому же выпускники-аграрии, выходцы из сельской местности, не возвращаются на село, тем самым делают неэффективными затраты государства на подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля. В большинстве своем, они заочно получают второе высшее образование (юридическое, экономическое), которое позволяет им трудоустроиться и строить свою профессиональную карьеру в городе, где гораздо шире рынок вакансий в различных отраслях (частный бизнес, торговля, строительство и т. д.) и всегда есть возможность сменить работу [Намруева 2014].

Разделяем мнение Р.З. Саитовой о том, что приоритетными направлениями регулирования мотивации молодых специалистов к труду на селе должны являться: 1) подъем сельского хозяйства, достижение устойчивого и стабильного развития всего агропромышленного производства; 2) совершенствование содержания сельскохозяйственного труда, превращение его в высоко технологичный труд, с использованием достижений науки и техники; 3) обеспечение опережающего развития социальной инфраструктуры села и на этой основе создание благоприятных условий жизни, повышение уровня и качества жизни; 4) повышение уровня оплаты труда работников, занятых в сельскохозяйственной отрасли и совершенствование ее системы, на этой основе достижение повышения уровня жизни, престижности и почетности сельскохозяйственного труда; 5) формирование общественного мнения, адекватного роли аграрного сектора в экономике и жизни страны, подъем престижа села, сельского образа жизни и труда; 6) разработка и внедрение на федеральном, региональном и местном уровнях целостной системы государственных социальноэкономических мер привлечения на село и поддержки молодых специалистов, совершенствование действующих мер [Саитова 2006].

Органы власти в регионах, субъекты управления трудовой деятельностью, сельскохозяйственные организации различных форм собственности для привлечения, закрепления и повышения трудовой мотивации молодых специалистов на селе должны стремиться к тому, чтобы создать для выпускников возможности и гарантии трудоустройства по специальности после получения образования; создать системы социально-экономической поддержки выпускников в период пребывания в статусе молодого специалиста («подъемные» денежные средства на первоначальное обустройство после получения образования, льготы по налогам и кредитам на период становления молодого специалиста, целевые кредиты на жилье и образование и т.д.); вводить инновационные, используемые в других отраслях, системы материального и морального стимулирования труда и профессионального развития персонала (стипендиальные программы, программы обучения и повышения квалификации, профессиональные стажировки, включая зарубежные, стимулирование свободным временем, организация систем профессиональных конкурсов и премий и др.).

Таким образом, можно построить классификацию значимых факторов, оказывающих влияние на кадровый потенциал АПК из выпускников высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля и молодых специалистов сельскохозяйственных пред-

26

2014 г. №2(22)

приятий: увеличение заработной платы сельских тружеников, повышение благосостояния сельских жителей, развитие объектов сельской социальной инфраструктуры, расширение возможностей для жизненных перспектив на селе для будущего детей, служебного и карьерного продвижения, дальнейшего духовного развития, улучшение условий для полноценной комфортной жизни.

Список литературы

1. Дорджиева О.Б. Устойчивое развитие сельских территорий как системная проблема // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 1. С. 117-120.

2. Муев Б.Б. , Эвиева Б.Э. , Муев Б. Д. Резервы роста производства в отрасли животноводства (на примере ОАО «Сарпа» Республки Калмыкия) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 1. С. 126-130.

3. Намруева Л.В. Социокультурное измерение модернизации в России // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. №1. С. 131-135.

4. Намруева Л.В. Кадровый потенциал агропромышленного комплекса

5. (на примере Республики Калмыкия) // Интеллигенция: естественнонаучные, социальные и гуманитарные знания на пути интеграции. Мат-лы XV междунар. теоретико-методолог. конф-ции (г. Москва РГГУ 1 апреля 2014 г.). М.: РГГУ, 2014.

6. Новикова И. Молодежь Амурской области: конец или начало пути? // В поисках России: Серия публикаций к дискуссии об идентичности. Т. 3. Восточная Россия -Дальний Восток / Сост., отв. Ред. Панарин С., ред. Михайлова С. СПб.: Интерсоцис, 2011. С. 71- 82.

7. Раднаева Е. А. Сельская интеллигенция на современном этапе развития российского общества (на материалах республики Бурятия): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2012.- 25 с.

8. Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./ Калмыкиястат. Элиста, 2010. 323 с.

9. Саитова Р.З. Проблемы регулирования мотивации молодых специалистов к труду на селе : Дис. ... канд. социол. Наук. Уфа, 2006 160 с.

10. Селиванов Д.Ю. Особенности профессиональной адаптации выпускников аграрных вузов http://agro-ru.lrvejoumal.com/233426.html (дата обращения 06.01.2014).

11. Халгинова Н. Большинство победителей всероссийской программы «Умник -2013» - молодые ученые КалмГУ //http://www.kalmsu.ru (дата обращения 01.11.2013).

12. В школах Калмыкии растет популярность агроклассов http://vesti-kalmykia.ru/ society/11878 (дата обращения 17.04.2014).

13. Единая Россия заботится о молодых специалистах http://kalmyk.er.ru/ news/2013/6/20/ (дата обращения 28.01.2014)

14. Лучшие выпускники КалмГУ //http://www. kalmsu.ru (дата обращения 01.11.2013).

15. Общая информация о Калмыцком государственном университете. Трудоустройство выпускников. //http://www. kalmsu.ru (дата обращения 03.05.2014).

16. Башантинский колледж //http://www. kalmsu.ru (дата обращения 03.05.2014).

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.