ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
АКАДЕМИИ № 4 2018_
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378.095:631.145(476.4)
ВКЛАД БЕЛОРУССКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АПК СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
П. А. САСКЕВИЧ, А. С. ЧЕЧЕТКИН, А. А. ГЕРАСИМОВИЧ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407
(Поступила в редакцию 13.09.2018)
В статье рассматриваются состояние, проблемы и пути подготовки и переподготовки кадров сферы АПК. Отмечается, что для развития потенциала руководителей и специалистов АПК Республики Беларусь необходимо совершенствовать образовательный процесс повышения квалификации и переподготовки кадров (внедрение программ модульного типа, применение дистанционных технологий и эффективных коммуникаций, онлайн-обучения, разделение программ, способных развивать индивидуальность и мобильность обучения и т. д. по потребителям).
Ключевые слова: кадровая политика, переподготовка кадров, образовательные центры, технопарк, инновационное развитие, Союзное государство.
The article discusses the state, problems and ways of training and retraining ofpersonnel in the sphere of agro-industrial complex. We have noted thatfor the development ofpotential of managers and specialists of the agro-industrial complex of the Republic of Belarus, it is necessary to improve the educational process of advanced training and retraining ofpersonnel (introduction of modular programs, the use of distance technologies and effective communications, online training, and provision of each consumer with a specific program capable of developing individuality and mobility of training, etc.).
Key words: personnel policy, personnel retraining, educational centers, techno-park, innovative development, Union State.
Введение
Сельскохозяйственное производство и прежде всего земледелие - особая и даже в чем-то уникальная область материальной культуры человеческого общества. Ее основа - многовековой опыт земледельческой практики, который предстает перед каждым поколением земледельцев, конкретным крестьянином в императивной форме традиции и обычая как главного агрономического авторитета. Этот господствующий традиционализм (и даже консерватизм) в области сельскохозяйственного производства характерен для всех аграрных обществ в большей части их истории.
Долгое время медленный процесс агрокультуры на территории Беларуси протекал практически без вмешательства власти, государства и носил народный характер. Но этот народный земледельческий опыт не был синонимом усилий общества, выступающего в целом или своими составными частями как самостоятельная сила, способная аккумулировать народный опыт, привести его в систему теоретических обобщений. На Беларуси это положение в формировании земледельческой культуры сохранялось вплоть до середины XIX века.
Начало активной деятельности государства в области сельскохозяйственного производства и распространении аграрнонаучных знаний на территории современной Беларуси было положено открытием в 1840 г. в казенном имении Горы-Горки первого сельскохозяйственного высшего учебного заведения в Российской империи. Школа состояла из двух разрядов, причем каждый из них имел трехгодичный курс. Низшее отделение - первый разряд - готовило приказчиков и смотрителей для помещичьих имений, высшее отделение - второй разряд - готовило агрономов, обладающих теоретическими знаниями и способных управлять значительными имениями. На второе отделение школы принимались лица свободных сословий, окончившие средние учебные заведения и выдержавшие вступительные экзамены. В 1848 г. высший разряд Горы-Горецкой школы был преобразован в земледельческий институт с четырехлетним сроком обучения для подготовки ученых агрономов, низший разряд -в земледельческое училище с задачей подготовки сельских управителей, бухгалтеров и приказчиков. Окончившие институт получали звание агронома, приравненное к званию университетского кандидата, и на одинаковых с ними началах допускались к экзамену в университете на степень магистра по сельскому хозяйству, лесоводству или технологии.
В связи с восстанием 1863 г., охватившим и Могилевскую губернию, правительство перевело Го-ры-Горецкий институт в Петербург. В 1919 г. институт в Горы-Горках был восстановлен под названием Горецкого сельскохозяйственного института, а в 1948 г. он был преобразован в Белорусскую сельскохозяйственную академию.
К своему почти 180-летию академия, имея солидный возраст, даже с точки зрения мировой истории, обладает престижным статусом.
Основная часть
БГСХА сегодня - это солидная научная школа, где проводятся инновационные исследования и осуществляются широкие международные связи. Но главное достояние вуза - люди, которые здесь работают.
В штате академии 28 профессоров и докторов наук, 232 кандидата наук и 212 доцента, а всего более 500 преподавателей. В их числе заслуженные работники сельского хозяйства, науки. Ученые академии ведут научные исследования по 18 госбюджетным и 50 хоздоговорным темам. Экономический эффект по завершенным хоздоговорным разработкам в 2017 г. составил свыше 1308,9 тыс. рублей. За 2017 г. учеными БГСХА было создано 9 сортов сельскохозяйственных культур, 4 новых узла и агрегатов машин, 3 технологии, одно техническое условие, 14 рекомендаций производству, 8 патентов на полезную модель и изобретения. Внедрено в производство около 30 завершенных разработок. Ежегодный объем издания научной и учебной литературы составляет 625 единиц, что составило 2634 печатных листа.
Таблица 1. Количественный и качественный состав преподавателей
Наименование Количество, чел.
Всего ППС 529
в т.ч. докторов наук, профессоров 28
кандидатов наук 232
Всего докторов и кандидатов наук 260
Распределение ППС по возрасту 529
До 29 лет 33
30-40 лет 180
41-50 лет 110
51-60 лет 107
61-65 лет 42
65 и старше 57
в т.ч. кандидатов наук 239
До 29 лет 1
30-40 лет 58
41-50 лет 57
51-60 лет 60
61-65 лет 26
65 и старше 37
докторов наук 28
До 29 лет -
30-40 лет -
41-50 лет 2
51-60 лет 4
61-65 лет 5
Свыше 65 лет 17
Однако, как видно из табл. 1, имеет место тенденция преобладания среди профессоров и докторов наук, людей старше 60 лет (около 80 %).
В последние годы проводится огромная работа по сохранению контингента студентов в условиях сложной демографической ситуации.
В 2017 г. в БГСХА был принято на первый курс 971 студент, из них 916 человек бюджетного контингента, а в 2018 г. - 970, из них 913 бюджетников. Таким образом, академия выполняет из года в год госзаказ по приему студентов на первый курс Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, хотя по некоторым специальностям: технические обеспечение процессов сельскохозяйственного производства, сельское строительство и обустройство территорий, правоведение и некоторым другим специальностям можно было принять на внебюджетную форму получения образования значительно больше студентов. По нашему мнению, учитывая специфическое географическое расположение вуза, (маленький городок, удален от столицы, областных центров) он должен иметь некоторые преференции по сравнению со столичными вузами, а именно нужно снять контрольные цифры принимаемых студентов на внебюджет. Академия оказывает образовательные платные услуги гражданам из 12 стран (335 студентов).
Неотъемлемой частью работы коллектива академии являются профориентационные мероприятия, проводимые среди выпускников учреждений образования, обеспечивающих получение общего среднего и среднеспециального образования по формированию контингента абитуриентов. Эта работа в УО БГСХА ведется по следующим направлениям:
- информирование школьников и учащихся колледжей о деятельности академии, об имеющихся специальностях и направлениях подготовки специалистов, об ее главных преимуществах путем непосредственного посещения учреждения образования, встреч со школьниками, их родителями, участия в районных и республиканских слетах, через сайты www.baa.by,www.abiturient.by, www.kudapostupat.by, средства массовой информации, телевидение и радиовещание;
- издание газет, буклетов, журналов, плакатов, афиш и другой рекламной продукции с условиями приема в академию;
- организация и проведение Дней открытых дверей в академии, экскурсий для выпускников средних школ, гимназий, колледжей с целью знакомства их с учебным процессом, материальной базой и достопримечательностями академии;
- проведение репетиционного и централизованного тестирований, олимпиад и конкурсов по учебным общеобразовательным и специальным дисциплинам;
- организация очных краткосрочных подготовительных курсов для абитуриентов, поступающих на сокращенную форму получения образования, проведение анкетирования школьников с целью создания базы потенциальных абитуриентов УО БГСХА в разрезе специальностей (всего проанкетировано 10 097 учащихся (в 2017 г. - 11933); в базе данных находится 4646 абитуриентов, из них 812 -для поступления в БГСХА (в 2017 г. - 1101).
Кроме этого, академия осуществляет тесное сотрудничество с отделами образования рай(гор)исполкомов, комитетами и управлениями по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов и райисполкомов с целью организации и проведения выездных профориентационных мероприятий по выполнению контрольных цифр приема, в том числе по целевому набору.
Анализ результативности по вышеперечисленным мероприятиям показывает эффективность их проведения. Итоги приема студентов в 2018 г. приведены в табл. 2.
Таблица 2. Итоги приема в УО БГСХА на очную форму получения образования в 2018 г.
Наименование специальностей и специализаций Итоги приема
план (бюджет) факт в т.ч. по договору
Агрохимия и почвоведение 25 25
Защита растений и карантин 25 26 1
Плодоовощеводство 25 25
Агрономия 87 88 1
Агрономия (ССО) 45 45
Селекция и семеноводство 25 26 1
Зоотехния 85 86 1
Зоотехния (ССО) 30 30
Промышленное рыбоводство 21 23 2
Птицеводство 23 24 1
Техническое обеспечение процессов с.-х. производства 105 110 5
Техническое обеспечение процессов с.-х. пр-ва (ССО) 75 75
Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ 24 24
Землеустройство 25 25
Земельный кадастр 25 25
Мелиорация и водное хозяйство 21 23 2
Мелиорация и водное хозяйство (ССО) 20 20
Сельское строительство и обустройство территорий 25 30 5
Сельское строительство и обустройство территорий (ССО) 25 25
Экономика и организация производства в отраслях АПК 57 62 5
Экономика и организация производства в отраслях АПК (ССО) 20 20
Управление внешнеэкономической деятельностью - 10 10
Правоведение 20 32 12
Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК 43 43
Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК (ССО) 27 27
Финансы в АПК 10 21 11
ИТОГО: 913 970 57
В результате всей проводимой работы обеспечен конкурс на бюджетную и внебюджетную формы получения образования по всем специальностям.
В целях повышения эффективности проводимой профориентационной работы, а также создания условий для повышения мотивации молодежи в дальнейшей трудовой деятельности в сельском хо-
зяйстве, престижа сельскохозяйственных специальностей и во исполнение Постановления совместных коллегий Министерства образования и Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 20.12. 2017 г. № 17.9/39 академия активно включилась в работу по созданию агроклассов.
В настоящее время в школах республики создано более 170 агроклассов. Подготовлена учебная программа «Основы сельскохозяйственного производства» для 10-11 классов. Она включает изучение основ агрономии, зоотехнии, ветеринарной медицины и агроинженерии.
Сегодня в БГСХА ведется подготовка по 21 специальности и 8 специализациям. Прежде всего это, конечно, основные, традиционные для аграрного комплекса страны специальности, но немало и новых, продиктованных запросами времени. Среди них такие специальности, как маркетинг в АПК, коммерческая деятельность, финансы и кредит, сельское строительство и обустройство территорий и другие.
В последние годы отлаженной является организация производственного обучения студентов академии. Она ведется на основании практико-ориентированных образовательных стандартов и типовых учебных планов по специальностям. Ими определено прохождение студентами практик в количестве 30-40 недель, а практическая составляющая (учебные и производственные практики, лабораторно-практические занятия) занимает по таким специальностям как «зоотехния» - 79,9 %, «агрономия» -75,1, «техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» - 70,7 % от общего количества часов.
Благодаря поддержке Президента Республики Беларусь и руководства Минсельхозпрода для организации практико-ориентированной подготовки в академии созданы и функционируют уникальные учебно-научно-производственные объекты: учебно-научно-производственная молочно-товарная ферма РУП «Учхоз БГСХА», рыбоводный индустриальный комплекс по интегрированному выращиванию молоди лососевых рыб, диагностическая станция и другие.
Все объекты, на которых в академии проводятся учебные и производственные практики, а также
русь (базовые предприятия), в том числе 18 в Брестской области, 90 - Витебской, 70 - Гомельской, 62 - Гродненской, 73 - Минской, 69 - в Могилевской области.
Кроме этого, на базе академии создано 15 учебно-научно-производственных центров в состав которых, в соответствии с заключенными договорами, входят РУП «Учебно-опытное хозяйство БГСХА», СЧУП «АСЕ Городец» Шкловского района, РУП «Совхоз-комбинат «Заря»» Мозырьского района, ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский»», СПК «Агрокомбинат «Снов»», МРУП «Агрокомби-нат «Ждановичи»» Минской области, а также НПЦ ПАН Беларуси по земледелию, Институт защиты растений, Институт плодоводства, Институт овощеводства, Институт почвоведения и агрохимии, Институт льна, НПЦ НАН Беларуси по животноводству, Институт рыбного хозяйства, РУП «Проектный институт Белгипрозем».
В рамках центров, созданных на базе ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский»», СПК «Агрокомбинат «Снов»» и МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи»», обязательным разделом производственной практики является обучение студентов управлению основными отраслями аграрного производства.
Ежегодно порядка 40,0 % студентов проходят производственную практику на оплачиваемых должностях, что делает ее более эффективной, способствует приобретению более глубоких практических навыков и более раннему формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.
Одной из важнейших задач, стоящих перед Белорусской государственной сельскохозяйственной академией, является постоянная деятельность по разработке и внедрению механизмов обеспечения развития качества образовательного процесса. Качество образования выступает как критерий результативной образовательной деятельности. Миссия, стратегические цели и политика академии ориентированы на постоянное совершенствование деятельности и улучшение имиджа, удовлетворение требований и ожиданий потребителей, партнеров, персонала.
Работа в данном направлении привела к тому, что в академии разработана, внедрена и успешно сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ISO 9001-2015. Международная организация по сертификации «IQNet» и Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» провели сертификационной аудит академии на соответствие требованиям международного стандарта ISO 90.01:2015 и СТБ ISO 9001-2015. По результатам проверки академии был выдан Сертификат о соответствии требованиям стандарта единого международного образца.
Задачи, поставленные Главой государства и Правительством Республики Беларусь перед аграрным сектором страны по увеличению производства, снижению себестоимости сельскохозяйственной продукции, наращиванию ее экспорта, невозможно решить без модернизации экономики на основе новейших достижений науки и техники, внедрении современных технологий. В связи с этим современное сельскохозяйственное производство нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных к активной производственной созидательной деятельности.
В этой связи возрастает роль и значение Института повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для качественного проведения занятий в ИПК и ПК имеется хорошая материально-техническая база: аудиторный фонд, оснащенный современным оборудованием, (позволяет одновременно проводить занятия с более чем 500 слушателями.
В состав Института входят бизнес-лаборатория, лаборатория товароведения и организации коммерческой деятельности, а также филиал Республиканского Центра трансфера технологий (РЦТТ), основной задачей которого является проведение исследований рынка потребителей инновационных разработок и внедрение уже апробированных технологий в БГСХА и организациях АПК Республики Беларусь. В компьютерном классе и бизнес-лаборатории проводится тестирование знаний слушателей ИПК и ПК (входной и выходной контроль знаний). В учебно-методическом кабинете находится современная литература, издаваемая как в Республике Беларусь, так и в зарубежных странах.
Таким образом, ИПК и ПК соединил теоретическую подготовку слушателей с практическим освоением и приобретением профессиональных навыков с формированием социально-личностных, управленческих компетенций.
Таблица 3. Количество слушателей, прошедших обучение за 2013-2017 гг. на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
Годы I полугодие 2018 г. ИТОГО
2013 2014 2015 2016 2017
Количество слушателей, чел. в т. ч. иностранные граждане: 1890 1764 1889 1940 2044 1372 10899
Республика Туркменистан 7 7 33 23 21 5 96
Российская Федерация - 86 13 -/5 -/9 3/5 102/19
Российская Федерация
2014 год
Категория слушателей Количество слушателей
Главные зоотехники АПК Брянской области 25
Руководители и специалисты зооинженерной службы районов Брянской области 25
Руководящие работники и специалисты зооинженерной службы районов Брянской области, начальники ГКУ райсельхозуправлений 25
Руководители и специалисты зооветеринарных служб Амурской области 10
Специалист по искусственному осеменению (госуд. автономное учреждение Калужской области «Агентство развития АПК Калужской области») 1
ИТОГО: 86
2015 год
Категория слушателей Количество слушателей
Делегация Томской области 10
ФГБУ «Тульская межобластная ветеринарная лаборатория» 3
ИТОГО: 13
2016 год
Дистанционное обучение: /вебинар/
ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» Липецкий филиал 5 чел. По тематике «Проблемные аспекты применения методик на основе биохимических и молекуляр-но-генетических маркеров в области сортового контроля и семеноводства».
2017 год
Дистанционное обучение:
ФГБУ «Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория» 5 чел.
По тематике «Проблемные аспекты применения методик на основе биохимических и молекуляр-но-генетических маркеров в области сортового контроля и семеноводства».
Дистанционное обучение:
ФГБУ «Тульская межобластная ветеринарная лаборатория» 4 чел.
По тематике «Интерпретация результатов по спектру пластины при определении уровня гибрид-ности семян кукурузы первого поколения».
2018 год
Категория слушателей Количество слушателей
ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» по тематике: «Практическое изучение применения метода белковых маркеров семян для целей сортового контроля» 3
ИТОГО: 3
Ежегодно около 300 преподавателей и сотрудников академии повышают свой профессиональный уровень, реализуя различные формы: курсы повышения квалификации, стажировки, академический обмен и др.
Таблица 4. Повышение квалификации и стажировки преподавателями академии в 2017 г.
Структурные подразделения НПЦ НАН Беларуси, НИИ Стажировка, учеба за границей РИВШ Передовые с.х. организации ИПК и ПК УО БГСХА ВУЗы (БНТУ, БГАТУ, ВГАВМ, БГУФК) Другие организации (прокуратура, элеватор, ПМК) Всего
Агрономический 1 4 24 8 37
Агроэкологический 1 3 2 8 7 21
Биотехнологии и аквакультуры 1 4 39 1 3 48
Экономический 1 6 33 1 2 43
Бухгалтерского учета 2 6 1 4 3 3 19
Механизации сельского хозяйства 8 3 9 2 1 1 24
Мелиоративно - строительный 1 13 4 18
Землеустроительный 2 3 1 6
Бизнеса и права 1 6 1 5 13
Факультет международных связей и довузовской подготовки 2 2
Уч. вспомогательный персонал, библиотекари, отдел кадров, Институт ПК и ПК 6 12 3 2 2 25
Административный аппарат 3 1 1 5
2 34 56 118 30 9 12 261
Важным направлением современного развития Института повышения квалификации и переподготовки кадров является расширение международного сотрудничества.
ИПК и ПК совместно с вузами Российской Федерации участвовал в международном проекте «Темпус Эко БРУ» (Ростовский государственный строительный университет; Магнитогорский государственный технический университет; Новосибирский химико-технологический колледж имени Д. И. Менделеева; Новгородский институт развития образования; Липецкий государственный технический университет, Сибирская государственная академия; Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I и 8 вузов Украины). Результатами работы вузов консорциума проекта Эко БРУ «Экологическое образование в Беларуси, России и Украине» являются разработанные методологические рекомендации курсов повышения экологической компетентности педагогических работников, учащихся и студентов.
ИПК и ПК разработал дистанционные курсы повышения квалификации для преподавателей ссузов и вузов, входящих в ассоциацию аграрного образования, науки и производства «Агроэкология и радиационная безопасность» содержащие следующие темы:
Природная среда и закономерности действия экологических факторов. Экология популяций и сообществ. Биогеоценоз.
Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства.
Принципы регуляции и оптимизации агробиоценозов.
Экологические аспекты ведения сельскохозяйственного производства.
Сельскохозяйственная радиоэкология.
Оптимизация агроландшафтов и организация устойчивого развития агроэкосистем.
В настоящее время участвуем в проекте ERASMUS + Совершенствование непрерывного образования в Республике Беларусь. В проекте задействованы вузы Латвии, Испании, Англии, Италии, Республики Беларусь.
Таким образом, ключевые направления развития кадрового обеспечения АПК должны включать совершенствование образовательного процесса повышения квалификации и переподготовки кадров идет в направлении внедрения программ модульного типа, применения дистанционных технологий и эффективных коммуникаций, создающих новые возможности онлайн-обучения, разделения программ по потребителям, развивающих индивидуальность и мобильность обучения.
Продолжается работа по привлечению руководителей и квалифицированных специалистов органов государственного управления, НАН, коммерческих организаций к организации образовательного процесса, формирующего необходимые навыки, компетенции специалиста.
Полагаем, что создание образовательных центров повышения квалификации и переподготовки кадров Союзного государства будет способствовать системному повышению качества подготовки кадров, внедрению практикоориентированных методов и технологий обучения, расширению международного сотрудничества, а также внести существенный вклад в инновационное развитие агропромышленного комплекса нашей страны и Союзного государства в целом.
Академия первая среди высших учебных заведений Минсельхозпрода создала площадку для организации инновационных и высокотехнологичных производств, основанных на технологиях V и VI технологических укладов. В 2017 г. на базе академии и организаций Горецкого района начата работа по созданию инновационно-промышленного кластера в области аграрных биотехнологий и «зеленой» экономики. С этой целью в 2017 г. был зарегистрирован первый научно-технологический парк в системе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь - ООО «Технопарк «Горки»». Технопарк представляет собой уникальную площадку для коммерциализации аграрных наукоемких разработок через взаимодействие стартапов, крупного бизнеса, ученых и венчурных инвесторов.
В настоящее время в технопарке уже приступили к созданию научно-технологических центров коллективного пользования уникальным оборудованием, использование которого будет направлена на решение прикладных задач в области робототехники, геоинформационных, цифровых и сенсорных технологий мониторинга животных, растений и почв, с целью раннего распознавания неблагоприятных факторов и разработки отраслевых агропромышленных систем прогнозирования и моделирования на основе нейронных сетей, машинного обучения, искусственного интеллекта.
Созданный технопарк «Горки» призван обеспечить комплексную поддержку коммерциализации научно-технических разработок в сельском хозяйстве и станет уникальной для Беларуси площадкой по созданию и апробации эффективных схем и моделей агробизнеса.
Заключение
Сегодня проблема формирования единого научно-образовательного пространства Союзного государства (Беларуси и России) является одной из приоритетных, она стоит уже на уровне глав государств - глав правительств.
Государственные органы, ученые, преподаватели, общественность осуществляют реальные шаги в данной области, в вузах активизируется работа международных отделов, возобновляется научно-информационная деятельность, восстанавливаются совместные исследования.
В настоящее время осуществляются меры:
по созданию единой системы образования, переподготовки и аттестации кадров для различных отраслей экономики, науки, культуры, образования и т. д. путем сближения национальных систем образования;
по предоставлению прав и возможностей молодежи Беларуси и России для свободного обучения в учебных заведениях разного уровня;
по согласованию государственных образовательных стандартов всех уровней, правовому обеспечению признания эквивалентности дипломов;
по обновлению и расширению межгосударственного обмена информацией по вопросам образования и науки, созданию совместных учебных и научно-исследовательских учреждений и организаций и т. д.
Все это, безусловно, способствует решению не только стратегических вопросов социально-экономического характера, но и сохранению исторически сложившейся духовной общности народов Беларуси и России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрович, Э. А. Сельское население Могилевщины: региональные особенности и эффективность использования трудовых ресурсов / Э. А. Петрович, А. С. Чечеткин, Т. Э. Титарева // Проблемы устойчивого развития сельского хозяйства Европы: материалы общ. науч. исслед. - Щецин, 2015. - С. 23-28.
2. Петрович, Э. А. Состояние и проблемы развития личных подсобных хозяйств населения Беларуси в контексте их места в экономике // Э. А. Петрович, А. С. Чечеткин, М. З. Фрейдин // Организационно-правовые аспекты инновационного развития агробизнеса: сб. науч. труд. / Белорус. с.-х. акад., Западнопоморский технол. ун-т в Щецине; ред. кол.: А. С. Чечеткин (гл. ред.) [и др.]. - Щецин-Горки, 2016. - С. 12-24.
3. Спринчак, А. Практико-ориентированное обучение управленческих кадров АПК / А. Спринчак, О. Носкова // Организационно-правовые аспекты инновационного развития АПК: сб. науч. труд. / Белорус. с.-х. акад., Западнопоморский технол. ун-т в Щецине; ред. кол.: В. С. Обухович (гл. ред.) [и др.]. - Щецин-Горки, 2012. - С. 65-68.
4. Чечеткин, А. С. Кадровому обеспечению села - приоритетное внимание / А. С. Чечеткин, Э. А. Петрович, М. З. Фрейдин // Проблемы устойчивого развития сельского хозяйства Европы: материалы общ. науч. исслед. - Щецин, 2017. - С. 7-13.
5. Чечеткин, А. С. Проблемы формирования кадрового потенциала для инновационного развития АПК Беларуси / А. С. Чечеткин, Э. А. Петрович // Вестник БГСХА. - 2013. - №4. - С. 34-40.
6. Чечеткин, А. С. Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса в Республике Беларусь / А. С. Чечеткин, А. Зекова // Организационно-правовые аспекты инновационного развития агробизнеса: сб. науч. труд. / Белорус. с.-х. акад., Западнопоморский технол. ун-т в Щецине; ред. кол.: А. С. Чечеткин (гл. ред.) [и др.]. - Щецин-Горки, 2017. - С. 437-440.
7. Академия: история и современность. - Минск, 2015.