Научная статья на тему 'Проблема интеграции высшего и среднего профессионального образования в условиях регионального вуза'

Проблема интеграции высшего и среднего профессионального образования в условиях регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННО-ЦЕЛОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ОТНОШЕНИЯ / СВЯЗИ / INTERNAL AND EXTERNAL ATTITUDES(RELATIONS) / COMMUNICATION(CONNECTION) / INSTITUTIONAL PROCESSES / INTEGRATION IN SPHERE OF EDUCATION / NATIONAL-REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION / INSTITUTIONAL INTEGRATION UNIFORM EDUCATIONAL SPACE / INTEGRATIVE-PEDAGOGICAL PRACTICE / LEVELS OF TRAINING / INTEGRATIVE -COMPLETE QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюденова Э. К.

В работе описаны интеграционные процессы в высшем образовании, выделены организационно-технологические и институциональные направления. Идея институциональной интеграции, особенно в части интеграции разных уровней образования выступает в регионах одним из возможных направлений перспективного развития высшей школы. Рассматриваются предпосылки и причины, обусловливающие процесс реализации подобной интеграции, которые выступают как основания и факторы, образующие в свою очередь достаточно сложную структуру внутренних и внешних отношений и связей их компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF INTEGRATION OF MAXIMUM AND AVERAGE VOCATIONAL TRAINING IN CONDITIONS REGIONAL HIGH SCHOOL

In job are described integrative processes in maximum education, are selected organizing-technological and institutional of a direction. The idea institutional of integration, is especial in a part of integration of different educational levels acts in regions by one of possible(probable) directions of perspective development of a higher school. The preconditions and reasons causing process of realization of similar integration are considered(examined) which act as the basis and factors forming in turn complex enough(difficult enough) structure of the internal and external attitudes(relations) and communica-tions(connections) of their components.

Текст научной работы на тему «Проблема интеграции высшего и среднего профессионального образования в условиях регионального вуза»

плектования иностранными научными журналами в СО РАН, в целом, глубоко функциональна и максимально нацелена на удовлетворение информационных потребностей ученых и специалистов.

При этом современные тенденции обусловливают возникновение у ученых и специалистов потребностей и другого плана, требующих нашего внимания не в меньшей степени. Пройдя по любой улице, мы обнаружим сигналы для автомобилей, многочисленные вывески, указатели и прочие знаки. Без сомнения, все они играют важную роль в нашей жизни, потому что оказывают воздействие на большинство событий и поступков. Современное информационное пространство без грамотного справочного аппарата можно образно сравнить с улицей, пустой от каких-либо символов, на которой мгновенно воцарился бы хаос. Поэтому актуальнейшей задачей библиотек мы считаем формирование справочно-поисковых инструментов, ориентирующих ученых в «хаосе» доступных научных журналов.

Сейчас указатели различных ресурсов и навигаторы по их необъятному количеству нередко начинают разрастаться до размеров, в результате не облегчающих (если не затрудняющих) работу с ними, а нуждающихся в собственной систематизации. Кроме того, как выясняется на практике, широко распространенная ныне форма предоставления сведений -списки издающих организаций (в нашем случае более 1S) - не является исчерпывающим вариантом справочной информации. Такие списки больше предназначены для работников обслуживающей сферы, чем научной. Ведь зачастую ученые не имеют возможности «отвлекаться» от профессиональной деятельности на изучение продукции этих организаций. Как показывает наша многолетняя практика, ученые внимательно следят за издательской деятельностью не более, чем 5 зарубежных издательств, куда они направляют или хотели бы направлять результаты своих исследований для опубликования (Elsevier, APS, IEEE, SPIE).

Одним из удачных решений проблемы можно назвать предоставление полного алфавитного перечня названий журналов (в дополнение к спискам издающих организаций), соединенных гиперссылкой с сайтами учреждений, непосредственно предоставляющих полнотекстовый доступ (после сверки IP-адреса пользователя) (http://www.spsl.nsc.ru/joumals/All-Itog.html; http://lib.isp.nsc.ru/library/zhur.php). Такие указатели способны облегчить выход на выявленное в процессе поиска информации необходимое издание.

Безусловно, ученые нуждаются также в регулярных индивидуальных сигнальных оповещениях о доступных информационных ресурсах и предоставляемых сервисах и в кон-

Библиографический список

сультациях по методике их использования. Такая форма работы успешно ведется в СО РАН. ОКИЛ, ОНИМР, СбО и др. отделы ГПНТБ СО РАН выполняют эту функцию во взаимодействии с заведующими библиотеками НИИ.

В заключение сформулируем основные перспективы развития системы комплектования организаций СО РАН зарубежными периодическими изданиями и связанные с ними задачи.

1. Львиная доля средств, выделяемых на приобретение иностранных журналов для ЦБС СО РАН, продолжает тратиться на организацию подписки на журналы на бумажном носителе (или на носителе, способном служить архивом). Потребность в выделении средств на подписку иностранных журналов на бумажном носителе будет сохраняться в ближайшем будущем, и объемы этих средств должны расти темпами, не ниже роста цен на иностранные журналы (не менее 10 % в год).

2. Основной задачей в области приобретения доступа к зарубежным ресурсам остается необходимость поддерживать стабильное и пропорциональное росту цен финансирование подписки на иностранные ресурсы, а также увеличение средств на приобретение новых ресурсов.

3. Благодаря усилиям консорциумов и ЦБС СО РАН достигнут беспрецедентный уровень обеспечения зарубежной научной информацией ученых и специалистов СО РАН. Система насыщена огромными научными ресурсами, каждый из ее участников имеет эффективный доступ к ним. Для постижения реального размаха имеющегося богатства и полноценного его использования необходим специальный технологический инструмент. Поэтому не менее актуальной задачей мы считаем совершенствование справочно-поискового аппарата к имеющемуся обширному информационному пространству СО РАН.

4. В разных потоках иностранных журналов сохранится разная потребность и разная возможность их использования. Кроме изучения реального положения дел с зарубежными периодическими изданиями, возникает настойчивая потребность в теоретической разработке проблемы управления доступом к иностранным журналам в любом формате в рамках ЦБС. Также перед нами все более остро встает задача интеграции бесплатных научных ресурсов в систему информационного обеспечения ученых СО РАН, и первым этапом такой интеграции может стать, по нашему мнению, разработка навигатора зарубежных научных ресурсов открытого доступа в Интернете, как составной части системы комплектования иностранными научными журналами.

1. Лебедева, О. Ф. Из опыта формирования фондов иностранной литературы в библиотеке института физики полупроводников СО АН СССР // Библиотеки Академии наук СССР и академий наук союзных республик: сб. науч. тр. Книжные фонды и их использование / БЕН [и др.]. - М., 1978. Вып. 4.

2. Лаврик, О.Л. Сравнительный анализ использования электронных и традиционных периодических изданий и формирование новой структуры документной базы в академическом НИИ / О.Л. Лаврик, Н.Н. Шабурова // Научно-техническая информация. Организация и методика информ. работы. - 2006. - № 11. - Сер. 1.

3. Босина, Л.В. Роль библиотеки научно-исследовательского института СО РАН в обеспечении доступа ученых и специалистов к электронным ресурсам / Л.В. Босина, Н.Н. Шабурова // Библиотечный фонд: вопросы формирования, использования и сохранности: сб. науч. ст. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2009.

4. Босина, Л.В. Поток иностранных электронных журналов: качественные и количественные характеристики // Библиосфера. - 2009. - № 3.

Статья поступила в редакцию 25. 03.10

УДК 378.6 - 027.541

Э.К. Нюденова, канд. пед. наук, доц. Калмыцкого государственного университета, г. Элиста, E-mail: fspo@kalmsu.ru

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

В работе описаны интеграционные процессы в высшем образовании, выделены организационно-технологические и институциональные направления. Идея институциональной интеграции, особенно в части интеграции разных уровней образования выступает в регионах одним из возможных направлений перспективного развития высшей школы. Рассматриваются предпосылки и причины, обусловливающие процесс реа-

лизации подобной интеграции, которые выступают как основания и факторы, образующие в свою очередь достаточно сложную структуру внутренних и внешних отношений и связей их компонентов.

Ключевые слова: интеграционные процессы, интеграция в сфере образования, национально-региональная система образования, институциональная интеграция, единое образовательное пространство, интегративно-педагогическая практика, уровни обучения, интеграционно-целостные качества, внутренние и внешние отношения, связи.

Тенденции социально-экономического развития страны инициируют процессы превращения интеграции в ведущую закономерность устойчивого развития общества. Интеграционные тенденции современной жизни неизбежно проецируются и на сферу образования, которое своей основной задачей ставит формирование человека-профессионала, способного реализовать свои потенциальные способности и в то же время являющегося носителем национальной культуры. Углубляются процессы глобализации образования, проявляющиеся на уровне педагогической практики в построении интегрированных учебных заведений. Соответствующим образом данный факт отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа на усиление внимания к проблемам педагогической интеграции. Особую значимость приобретают интеграционные процессы в высшем образовании, являющемся важнейшим социальным институтом, способным реагировать на все общественные изменения, имеющим перспективные ресурсов (человеческих, социальных, экономических, управленческих и др.)

В отечественной и мировой педагогике имеется достаточно богатый опыт исследования проблем интеграции в сфере образования. Начиная с 80-х гг. в нашей стране наблюдался процесс перехода от "штучных" интегративно-педагогических исследований в области интеграции содержания образования к осмыслению проблемы в целом. Вопросы интеграции на методологическим, теоретическом и практическом уровнях рассмотрены в работах М.Н. Берулавы, Ю.А. Кустова, Ю.С. Тюнникова, В.Д. Семенова, В.С. Безрукова, Л.Д. Федотовой, Н.К. Чапаева и др. "Интеграция в педагогике и образовании" (ред. Ю.А. Кустов).

Наиболее исследованным в настоящее время является направление содержательной интеграции (межпредметная интеграция, создание интегрированных проектов, курсов, программ; интеграция содержательных составляющих различных образовательных сфер, интеграция общего и профессионального образования, технического и гуманитарного образования и т.д.). Организационно-технологическое направление интеграции (интегрированные формы обучения, интегративные формы образования, интегративные технологии) и институциональное направление (внутриобразовательные связи и взаимоотношения, внешние связи образовательных систем, интеграция науки и образования) можно отнести к менее исследованным. Институциональная интеграция в последнее время находится в центре внимания не только ученых-педаго-гов, но и организаторов науки и образования

Исследуя проблемы теории и практики институциональной интеграции, З.Ш.Каримов как одно из направлений в научной и практической реализации интеграции на идеях инсти-туциональности выделяет интеграционные процессы на региональных, межрегиональных уровнях. По мнению

З.Ш.Каримова, исследования в этом направлении в основном «охватили проблемы управленческого, нормативно-правового и экономического характера», которые широко представлены в литературе руководителями университетов и университетских комплексов (В.В. Арнаутов, Г.М. Борликов, В.П. Безду-хов, А. Л. Гаврилов, В.А. Голенков, В.Н. Журавский, В.П. Ковалевский, Ю. Н. Кулюткин и др.

Создание университетских комплексов выступает частью региональной интеграции образования, что является закономерной потребностью регионов, где высшая школа является фактически центром науки, культуры, социальной работы.

К данному времени сложились наиболее типичные формы институциональной интеграции в высшем образовании: университетские комплексы, ассоциации, корпоративные университеты, научно-производственные комплексы. Боль-

шинство форм институциональной интеграции имеет региональную основу, т.е. создавались вокруг и на базе ведущих региональных вузов и университетов. Надо отметить, что подобные формы интеграции осуществлялись в регионах с широкой инфраструктурой при непосредственном содействии региональных властей и характерны для регионов, развитых в научном и экономическом плане. В конце 90-х годов наиболее интенсивно происходила интеграция вузов и научных организаций. Подобный синтез науки и образования стала «одним и способов выживания и самосохранения» для вузовских и научных организаций (В. А. Журавлев).

Опыт показывает, что институциональная интеграция вузов в регионах, не имеющих подобных условий, интеграционные процессы возникали по инициативе вузов. Последнее десятилетие характеризуется разработкой и созданием институциональных моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней на основе взаимодействия с работодателями в интересах кадрового обеспечения инновационно-ориентированной экономики.

Идея институциональной интеграции, особенно в части интеграции разных уровней образования выступает в регионах одним из возможных направлений перспективного развития высшей школы. Региональный университет становится «многофункциональным центром по подготовке кадров разного уровня (включая уровень среднего специального образования) для региона» (Борликов «Ректор вуза» №11 2009 с.48). В настоящее время, когда активно обсуждаются идеи строительства новой структуры высшей школы, региональные вузы, к которым относится и Калмыцкий государственный университет, находят свою особую миссию в обществе по развитию национально-региональной части общей системы образования.

Стратегия развития национально-региональной системы образования является составной частью общей стратегии реформирования системы образования Российской Федерации, системой мер по сохранению и укреплению единого образовательного пространства России с учетом этнокультурных интересов всех ее народов.

Несмотря на большую работу, проводимую в области интегративно-педагогической практики и теории, в образовательной сфере до сих пор остаются недостаточно изученными интегративные тенденции институционального характера в исследовании и экспериментальной проверке локальной модели институциональной интеграции разных уровней обучения ВПО и СПО.

Исходными предпосылками и причинами, обусловливающими процесс реализации подобной интеграции, выступают основания и факторы, образующие в свою очередь достаточно сложную структуру внутренних и внешних отношений и связей, а также формирующих их компонентов, играющих определенную роль в инициировании названного процесса.

В качестве основополагающего существенного признака педагогической интеграции институционального характера выступает человеконаправленность: на каком бы уровне -методологическом, теоретическом или практическом не осуществлялась педагогическая интеграция,- все равно ее конечным "продуктом" станут качественные преобразования в человеке, связанные с развитием, становлением и формированием у него интеграционно-целостных качеств, таких, например, как симультанность - способность к синхронному использованию в один временной промежуток разнообразных, порой разнокачественных знаний, умений, действий, операций.

Модель институциональной интеграции разных уровней обучения (ВПО и СПО) структурно и содержательно представляет собой целостную совокупность эвристико-методоло-гических, сущностно-категориальных, общетеоретических (в том числе структурно-морфологических), инструментальнометодологических и технолого-методологических составляющих, между которыми существуют отношения взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимодополняемости. Построение институциональных моделей интегрированного образовательного учреждения рассматривается нами с позиций системного подхода, где интегрированное образовательное учреждение рассматривается как образовательная сеть, характеризующаяся составом, структурой, целями, функциями.

При создании модели интегрированного образовательного учреждения основной упор делается на получение эффекта от интеграции различных процессов. В нашем случае -это подготовка конкурентоспособных кадров более высокой квалификации, практической направленности, с меньшими затратами, в сокращенные сроки, для обеспечения инновационно-ориентированной экономики.

Интеграция разных уровней обучения в рамках вуза рассматривается с нескольких позиций - организационной, программной (вертикальной и горизонтальной)

Организационная интеграция - степень юридической самостоятельности как самого образовательного учреждения, так и его образовательных структурных элементов. Интегрированное профессиональное учебное заведение как юридически самостоятельная образовательная единица может объединять образовательные структуры различной степени юридической и организационной обособленности. Процессы вертикальной интеграции образовательных программ вызывают потребность адаптации программ различных уровней, выстраивание строгой системы возможностей последовательного изучения дисциплин для получения определенного уровня образования.

Особая роль при моделировании интегрированных образовательных учреждений отводится обеспечению вертикальной и горизонтальной программной интеграции. Это и созда-нипе систем уровневой подготовки, и адаптация образовательных программ различных уровней и обеспечение непрерывности и последовательности получения образования различных ступеней, а также создание системы дополнгитель-ного профессионального образования и параллельного образования, позволяющих с одной стороны реализовать программную интеграцию, а с другой, расширить спектр получаемых знаний.

В Калмыцком университете имеется определенный опыт организационной интеграции и программной институциональной интеграции разных уровней обучения (ВПО и СПО). С 1999 года произошла интеграция КалмГУ и Башантинского аграрного колледжа. В 2005 году на базе Калмыцкого государственного университета был создан факультет среднего профессионального образования. В настоящее время по программам СПО в КалмГУ обучается более двух тысяч студентов. Опыт работы вуза в данном направлении выявляет необходимость в корректировке нормативно-законодательной базы образовательной системы РК, порядка и особенностей финансирования его деятельности и адаптации составляющей образовательных программ, управления деятельностью и контроля за качеством. Модель институциональной интеграции разных уровней обучения (ВПО и СПО) требует отработки механизмов подчиненности, управления финансирования и все это должно происходить с учетом обязательного сохранения закрепленных законом социальных гарантий и льгот для обучающихся по программам СПО и ВПО. В связи с интеграционными процессами, происходящими в рамках вуза, происходит его модернизация по типу многофункционального центра по подготовке кадров разного уровня для региона.

Статья поступила в редакцию 26.02.10

УДК 159.95З + З78.147

Т. А. Аронова, доц., Е-mail: tamara.aronova@yandex.ru; Г.Б. Тодер, доц. Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск, E-mail: georgyt@mail.ru.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОДИКИ ПОЭЛЕМЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТА ЗЕЙГАРНИК

Использование методики поэлементного обучения решению задач по физике позволяет преодолеть психологические трудности, возникающие из-за отсутствия базовой подготовки студентов. Анализируя условия обучения, можно предположить, что возросший интерес отражает рост уровня мотивации студентов и связан с эффектом Зейгарник.

Ключевые слова: поэлементное обучение, решение задач по физике, эффект Зейгарник, преодоление психологических трудностей.

Эффективность технологии обучения зависит от множества факторов: степени взаимного соответствия целей, содержания, средств педагогического взаимодействия, а также организации учебного процесса и состояния его участников (субъектов) [1]. Л.С. Выготский [2] доказал исключительную важность уровня готовности учащихся, на который ориентировано обучение. Этот уровень должен быть достаточно высоким, чтобы побуждать ученика к интеллектуальным достижениям, но не должен опережать уровень созревания и развития, чтобы не требовать от него непомерных усилий.

Углубившееся в последнее десятилетие противоречие между требованиями, предъявляемыми системой высшего образования, ориентированной на самостоятельную работу студентов, и готовностью выпускника средней школы к выполнению этих требований на основе своего предшествующего опыта отмечалось во многих работах [3]. Большой вклад в разрешение этого противоречия могла бы внести система довузовской подготовки школьников, но она, к сожалению, охватывает лишь небольшой контингент старшеклассников.

Низкий уровень образовательной компетентности выпускников школ характерен для дисциплин, относящихся к различным областям знания, и приводит к несоответствию со-

держания обучения (особенно, на младших курсах) возможностям учащихся, а, следовательно, к резкому снижению эффективности образовательного процесса во многих вузах. В такой ситуации, согласно Л.С. Выготскому [2; 4], нужно вводить так называемые вспомогательные конструкции - различные виды поддержки, которую преподаватели для повышения эффективности обучения оказывают учащимся. Такими вспомогательными конструкциями могут служить специальные, адаптированные к ситуации методики обучения. В работах [5; 6] на примере проведения практических занятий по физике была описана одна из таких методик: методика поэлементного обучения решению задач.

Уровень сложности [7] задач по физике, изучаемых студентами технических специальностей, соответствует программе курса физики для технических специальностей, которая, в свою очередь, отражает профессиональные и общекультурные требования, предъявляемые государством и мировым сообществом к выпускнику высшего учебного заведения в рамках реализации существующей модели современного специалиста [8]. Этот уровень сложности, естественно, предполагает наличие у студентов соответствующих образовательных компетентностей, отсутствовавших у большинства перво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.