Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в образовательной системе «Колледж университет»'

Интеграционные процессы в образовательной системе «Колледж университет» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1133
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / КОЛЛЕДЖ / INTEGRATION / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / UNIVERSITY COMPLEX / COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Землянский Валентин Валентинович

В статье рассматриваются основные направления и механизмы интеграции среднего и высшего профессионального образования в условиях университетского комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в образовательной системе «Колледж университет»»

УДК 377.5 + 378.4

А. С. Мещеряков, В. В. Землянский

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ - УНИВЕРСИТЕТ»

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления и механизмы интеграции среднего и высшего профессионального образования в условиях университетского комплекса.

Ключевые слова: интеграция, непрерывное профессиональное образование, университетский комплекс, колледж.

Abstract. The main directions and mechanisms of intégration of secondary and higher professional education in conditions of university complex are examined in this article.

Keywords: integration, continuous professional education, university complex, college.

Развитие системы профессионального образования в России характеризуется усилением интеграционных процессов, отражающих глобальные тенденции формирования единого мирового образовательного пространства [1]. В исследованиях последних лет подчеркивается мысль об опережающем характере развития интеграции в образовании по отношению к этому процессу в других областях жизни. При этом в самом общем виде интеграция рассматривается как целостный процесс взаимной адаптации и объединения образовательных систем и составляющих их структур.

Как известно, интеграция (в переводе с лат. integratio - восстановление, восполнение) - понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, укрепление корреляционных связей, а также процесс, ведущий к этому состоянию.

По мнению Е. О. Галицких, три основных направления интеграции в науке (межнаучный синтез, методологический синтез, социально-проблемный синтез) создали теоретико-методологические предпосылки интеграции в образовании. Интеграция как явление межнаучного масштаба имеет свою эволюцию, историю развития, накопленный научный опыт 80-х и 90-х гг. ХХ в., когда понятие «межпредметные связи» уступило место понятию «интеграция» и приобрело значение междисциплинарного термина, отражающего общенаучную закономерность [2].

Развитие идеи интеграции в образовательном пространстве может быть представлено в нескольких направлениях:

- образование как форма отражения интегративных тенденций развития науки и культуры в целом, единой картины мира, которая становится основой мировоззрения человека;

- образование как интегрированная область человеческой деятельности, предметом которой является профессионально-личностное становление человека в системе профессионального образования;

- образование как часть мегапроизводства (мегадеятельности), включающего в себя два глобальных производства - производство человека (воспитание, образование, обучение) и производство средств его существования (производство как таковое) как взаимосвязанные и взаимообусловленные ка-

тегории, обладающие определенной степенью автономности и самодостаточности. При осуществлении мегапроизводства человек, с одной стороны, создает средства и условия своего существования; с другой стороны, преобразуя в процессе производства мир, он преобразует, развивает себя [3].

Методологической основой интеграции образования служат философские идеи целостного человека, синергетической картины мира, диалога культур и цивилизаций, опираясь на которые, можно говорить о принципиально новом этапе развития интеграции как педагогической проблемы. Интеграция в образовании - это не механическое соединение частей, не сумма их, а органическое взаимопроникновение, которое дает новый качественный результат.

Интеграция нашла воплощение в целом ряде педагогических концепций (А. П. Беляева, В. С. Безрукова, А. Я. Данилюк, Г. В. Мухаметзянова, Ю. Н. Петров, Е. В. Ткаченко, Н. К. Чапаев и др.). Интеграция является важным фактором целостного профессионально-личностного развития будущего специалиста. Педагогическая интеграция в самом широком значении слова -это «процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративнопедагогической деятельности» [13].

Идея интеграции реализуется через всю совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления, где функционируют специфические связи между образовательными системами, направленные на всемерное расширение возможностей развития личности школьника, студента, специалиста. В этой связи образование рассматривается как «источник социальной компетентности личности, условие достижения личного и профессионального успеха» [4, с. 9], своеобразный «социальный лифт», позволяющий повысить социальную статусность субъекта.

«Образование через всю жизнь» - такова концептуальная основа развития многоуровневого интегрированного образования, ориентированного на удовлетворение актуальных и перспективных потребностей личности, запросов экономической, научной и духовной сфер общества. В этом смысле профессиональное образование выступает как непрерывный процесс, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования профессионализма рабочих и специалистов, когда человек открывается новому опыту, проявляет способность свободно ориентироваться в сложном комплексе социальных и профессиональных проблем и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Содержание и технологии профессионального образования направлены не только на формирование конкретных профессиональных знаний и умений, но и на развитие ключевых компетенций специалиста. Их выделяется как минимум четыре:

- инструментальные, включающие в основном базовые общекультурные знания и общие знания по профессии;

- межличностные, описывающие готовность личности к социальному взаимодействию, умение работать в группе (команде), приверженность этическим ценностям, толерантность;

- системные, отражающие способность человека системно применять полученные знания на практике, осуществлять исследования, генерировать новые идеи, адаптироваться к новым ситуациям;

- специальные, характеризующие владение предметной областью на определенном уровне [5].

Современный конкурентоспособный специалист - это не простой исполнитель определенной социальной роли, детерминированной совокупностью внешних обстоятельств, а творческая, интеллектуальная личность, носитель духовного начала, свободный в выборе сфер познания, образовательных траекторий и созидательной деятельности, нацеленный на непрерывное саморазвитие, полноценную жизненную самореализацию (Б. С. Гершунский).

Действующее законодательство Российской Федерации в области образования создало предпосылки для формирования и развития системы непрерывного профессионального образования в различных моделях взаимодействия начального, среднего и высшего профессионального образования:

- университетские комплексы, включающие в свою структуру образовательные учреждения среднего профессионального образования;

- многопрофильные учебно-научно-производственные комплексы, включающие в свою структуру не только образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, но и научноисследовательские институты, производственные структуры;

- региональные университетские комплексы, включающие в структуру несколько вузов и несколько колледжей;

- региональные центры непрерывного образования и др.

В исследованиях Г. В Мухаметзяновой подчеркивается, что создание образовательных комплексов обусловлено всем ходом социального, экономического, научно-технического развития общества на современном этапе. В системе непрерывного профессионального образования образовательные комплексы выполняют функции активной профессиональной адаптации личности, формирования профессиональной мобильности в условиях наукоемкого высокотехнологического производства, наиболее полного развития способностей, склонностей, интересов учащихся, осуществления завершенной дифференцированной, поэтапной подготовки [6, с. 50].

В основе организации образовательных комплексов, образовательных округов лежит использование возможностей горизонтальных и вертикальных связей, возникающих в процессе интеграции. Объединение профессиональных образовательных учреждений по вертикали основано на углублении общего и специального образования, повышении профессиональной компетентности будущего выпускника. Такая подготовка направлена на формирование у специалиста самостоятельности в решении организационных и управленческих задач. Ее результатом является постепенное повышение уровня квалификации будущего специалиста в процессе обучения.

Объединение образовательных учреждений по горизонтали основано на расширении профиля специалиста, на получении им более серьезной общепрофессиональной и общеобразовательной подготовки, обеспечивающей мобильность в профессиональной деятельности.

С этих позиций становится очевидной необходимость расширения интеграционных процессов в профессиональной школе как в содержательном, так и в организационном аспектах. Первый из них проявляется в развитии преемственности образовательных программ различных уровней на основе координации содержания всех этапов профессиональной подготовки, второй -в расширении взаимодействия образовательных учреждений различных ти-

пов и профилей. Рассмотрим подробнее названные аспекты интеграции на примере взаимодействия среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).

Научная основа интеграции образовательных структур СПО и ВПО заложена в работах академика РАО А. М. Новикова, который в качестве организационных предпосылок содержательного и структурного сближения подсистем профессионального образования называет создание университетских образовательных комплексов и развитие колледжей как интегративных учебных заведений при сохранении завершенности, самоценности каждой ступени образования [7].

В настоящее время в нашей стране насчитывается более 1200 колледжей. Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями. Сегодня колледжи занимают значительное место в образовательных системах практически всех регионов России. Многофункциональность колледжей характеризуется более широким спектром их деятельности по сравнению с техникумами как по реализации образовательных программ, так и по выполнению других функций. Колледжи реализуют программы СПО базового и повышенного уровней, а также дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров, содействие местным органам службы занятости и трудоустройства населения в виде организации курсов, семинаров и т.д.). Колледжи осуществляют методическую, научно-методическую, научно-исследовательскую и опытноконструкторскую деятельность, проводят профориентационную работу среди школьников.

Колледжи активно участвуют в интеграционных процессах как внутри уровня СПО («горизонтальная» интеграция), так и между уровнями профессионального образования («вертикальная» интеграция средних специальных учебных заведений с высшими учебными заведениями и учреждениями начального профессионального образования).

Вертикальная интеграция наиболее развита между средними специальными и высшими учебными заведениями. В настоящее время функционируют более 160 подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. В последние годы в структуру вузов включено более 100 средних специальных учебных заведений.

Разработанные многими высшими учебными заведениями модели учебных планов позволяют выпускникам колледжей при безусловном выполнении государственных образовательных стандартов СПО и ВПО освоить специальные дисциплины вузовского цикла за 2-3 года. Альянс «колледж -вуз» несет в себе неоспоримые плюсы. Он позволяет интегрировать, а значит, эффективнее использовать имеющуюся учебно-материальную базу, интеллектуальный, педагогический потенциал, объединить и обогатить стратегические идеи развития образовательных учреждений, создать общие традиции и т.д. У педагогических коллективов колледжей появляются мощные стимулы для профессионального роста, в том числе и научного. Примером может служить Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина.

Тесное взаимодействие колледжа и университета представляет особую значимость, т.к. дает возможность пополнять контингент студентов высшего учебного заведения молодежью, которая по сравнению с выпускниками школ имеет более высокий уровень мотивации профессионального выбора, лучше ориентирована в отношении будущей специальности. Выпускники колледжей получают среднее профессиональное образование, изучив при этом часть дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, а также общепрофессионального циклов, которые входят в число изучаемых на младших курсах вуза.

При всех неоспоримых достоинствах рассмотренной схемы взаимодействия учебных заведений СПО и ВПО все же наиболее оптимальной моделью интеграции представляется создание в условиях вуза интегрированного образовательного пространства, в котором объединены различные уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Это открывает возможность полноценной реализации в условиях одного образовательного учреждения идеи непрерывного профессионального образования. Перспективы подобной интеграции могут быть связаны с созданием на базе Пензенского государственного университета регионального многоуровневого территориально распределенного образовательного комплекса как инновационной модели профессионального образования в Пензенском регионе.

Профессиональная подготовка, основанная на синтезе начального, среднего и высшего профессионального образования и осуществляемая в одном образовательном учреждении, позволяет получить принципиально новый эффект в плане личностного становления специалиста. Тем самым обеспечивается социальная защищенность личности посредством освоения рабочих профессий, квалификаций техника, инженера, экономиста и т.д. Это достигается за счет более раннего профессионального самоопределения студента, ориентации образовательных программ на формирование интегральных структур личности, ее ключевых компетенций.

Юношеский возраст, в котором находятся студенты, сензитивен для интенсивного развития самосознания, целенаправленного самоопределения в различных социально-профессиональных ролях. В связи с этим в процессе непрерывного образования происходит не просто «надстраивание» нового знания и социального опыта, а личностное и профессиональное становление специалиста. Для реализации жизненной перспективы студент сознательно выбирает и выстраивает собственный мир ценностей, овладевая творческими способами решения научных, производственных и жизненных проблем, используя при этом возможности университетской образовательной среды [8].

В процессе профессиональной подготовки особое внимание уделяется развитию не только когнитивной сферы личности будущего специалиста, формированию у него интегральных характеристик мышления и деятельности (аналитико-синтетические, рефлексивные умения, креативность, системный подход к профессиональной деятельности, владение современными информационными технологиями и др.), но и опыта эмоционально-ценностного отношения студента к избранной профессии как особой области культуры, к окружающему миру в целом.

Непрерывное профессиональное образование осуществляется с единых концептуальных позиций, и соответственно этому организуется образовательный процесс. Продвижение студентов по уровням образования (верти-

кальная мобильность) рассматривается как поэтапное изменение социальной ситуации развития личности, ее непрерывные социализация и профессионализация. Это дает основание полагать, что интегрированное образование в условиях высшего учебного заведения формирует качественно новый тип практико-ориентированного специалиста [9].

Важно отметить, что центр тяжести в многоуровневой образовательной системе переносится с организационных аспектов на содержательную сторону образования, когда появляется возможность поиска и реализации различных путей и способов интегрирования образовательных программ на основе личностно ориентированного подхода.

Наиболее развитыми и эффективными видами учебной деятельности, в которых используются личностно ориентированные методы обучения и обеспечивается взаимопроникновение различных организационных форм обучения, являются комплексное курсовое и дипломное проектирование, лабораторный практикум, студенческие научно-исследовательские работы, студенческие конструкторские и проектные бюро.

Образовательная среда вуза не исчерпывается системой факторов и условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Безусловно, важна та сфера академической среды, к которой относят морально-психологический климат, атмосферу доброжелательности и взаимной ответственности, общие дела, благоприятный имидж образовательного учреждения. Важна и та вне-учебная деятельность (участие в работе творческих центров, творческих коллективов), которая может служить неким стержнем личностного и профессионального развития специалиста.

Таким образом, развитие многоуровневых профессиональных образовательных учреждений представляет собой перспективную модель реализации основных положений Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года. Опыт убеждает, что в условиях складывающейся демографической ситуации и, соответственно, сокращения спроса на образовательные услуги возникает объективная необходимость в оптимизации сети профессиональных учебных заведений путем их укрупнения, создания интегрированных образовательных структур, ориентированных на личностные запросы обучающихся и постоянное изменение конъюнктуры рынка труда. Это позволит сохранить существующий потенциал системы профессионального образования и создать основу для ее дальнейшего развития.

Список литературы

1. Лиферов, А. П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании : автореф. дис. ... доктора пед. наук / А. П. Лиферов. - М., 1997.

2. Галицких, Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально личностного становления будущего педагога в университете : автореф. дис. ... доктора пед. наук / Е. О. Галицких. - СПб., 2002.

3. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. - Челябинск ; Екатеринбург, 2007.

4. Асмолов, А. Г. Образование России: от «культуры полезности» - к «культуре достоинства» / А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков // Педагогика. - 2004. - № 7. -С. 3-11.

5. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

6. Мухаметзянова, Г. В. Колледж - инновационный тип среднего профессионального учебного заведения / Г. В. Мухаметзянова, В. А. Ермоленко. -Казань : ИСПО РАО, 2002.

7. Новиков, А. М. Построение системы непрерывного образования / А. М. Новиков. - М., 2000.

8. Маклецова, О. В. Становление и развитие субъектности студента в образовательной среде университета / О. В. Маклецова // Философия и история образования: проблемы гуманизации : межвузовский сборник научных трудов. - Пенза, 2002. - С. 166-172.

9. Худолий, Н. Г. Интегрированное многоуровневое профессиональное образование / Н. Г. Худолий // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 6. - С. 13-17.

Мещеряков Анатолий Семенович доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики и психологии, Пензенский государственный университет

e-mail:PPiP@pnzgu.ru

Землянский Валентин Валентинович

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе, Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина

E-mail: zvv-penza@mail.ru

Meshcheryakov Anatoly Semenovich Doctor of pedagogic sciences, professor, head of sub-department of vocational pedagogy and psychology,

Penza State University

Zemlyansky Valentin Valentinovich Candidate of pedagogic sciences, associate professor, deputy director of methodology, Penza College of Management and Industrial Technologies named after E. D. Basulin

УДК 377.5 + 378.4 Мещеряков, А. С.

Интеграционные процессы в образовательной системе «колледж -университет» / А. С. Мещеряков, В. В. Землянский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 2 (10). -С. 115-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.