вую потребность в самореализации в различных видах творческой деятельности, в ее единичных актах, например, в написании картины, в создании художественного произведения, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений, таким образом самоутверждаясь. Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира человека, его креативных, когнитивных, организационно-деятельностных и методологических качеств.
Поэтому образование должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека. Образовательная среда обретает инновационный характер, что является необходимым условием динамичного развития нашего общества.
Проблема самореализации человека как личности поднималась на всех этапах развития общества, сегодня она достигла наибольшей акту-
альности, так как мировой прогресс возвысил человека над его индивидуальным опытом, открыл перед ним новые перспективы и горизонты развития творческого потенциала, его природных задатков, что является одним из важнейших условий, способствующих осуществлению самореализации личности.
Список литературы
1. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Мас-лоу. — СПб.: Питер, 2005. — 352 с.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2005. — 552 с.
3. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1997. — 432 с.
4. Бэкон Ф. История философии в кратком изложении: пер. с чеш. И.И. Богута / Ф. Бэкон. — М.: Мысль, 1995. — 592 с.
5. Маслоу, А.Г. Психология бытия / А.Г. Маслоу. — М.: Рефл-Бук, 1997. — 304 с.
6. Бережная, М.С. Творческая самореализация студентов вузов в художественно-творческой деятельности / М.С. Бережная // Педагогика искусства. — 2008. — № 1. — С. 5-6.
УДК 377.5
В.В. Землянский, канд. пед. наук
Пензенская государственная технологическая академия
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ МНОГОУРОВНЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Многоуровневость и непрерывность в современной системе российского образования рассматриваются не только как перспективные тенденции, но и как важные условия достижения нового качества образования в его личностном, социальном и профессиональном измерениях.
Укрепление взаимосвязей системы профессионального образования с общественными институтами, экономикой, необходимость обеспечения многофункциональности и адаптивности учреждений профессионального образования к требованиям рынка труда выдвигают на передний план задачи перехода к открытой системе образования, опережающего развития начального и среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства [1].
Построение открытой системы начального и среднего профессионального образования позволяет преодолеть социальную замкнутость и исторически обусловленный консерватизм образования, обеспечить гармонизацию целей и ценностей основных носителей образовательных потребностей: человека, общества, экономики (производства), го-
28
сударства. С позиций открытости образования наиболее перспективными представляются системноинтегративные модели его развития, основанные на горизонтальном взаимодействии субъектов экономического и социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования и вертикальных связях ступеней разноуровневой подготовки квалифицированных кадров.
При этом горизонтальный вектор интеграции в системе довузовского профессионального образования, по мнению автора, является приоритетным, поскольку именно на основе планомерного и многостороннего взаимодействия образовательных учреждений и предприятий-заказчиков кадров обеспечивается: конкретизация социального заказа системе профессионального образования в качественном и количественном аспектах; проектирование целей, содержания, результатов обучения; нахождение оптимальных способов их достижения в условиях вертикальной преемственной структуры многоуровневой подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с запросами личности, общества и требованиями
высокотехнологичного наукоемкого производства к развитию кадрового потенциала отрасли [2].
Одним из путей повышения качества непрерывной подготовки рабочих и специалистов в современных социально-экономических условиях является создание региональных комплексов многоуровневого профессионального образования. Это обеспечивает построение индивидуальных образовательных траекторий в условиях целостного образовательного пространства, подготовку будущих работников к социальной и профессиональной мобильности с учетом потребностей регионального рынка труда, процессов интеграции образования и производства.
1. Региональный комплекс многоуровневого профессионального образования рассматривается автором преимущественно относительно уровней начального и среднего профессионального образования и профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, не включая уровень высшего профессионального образования, относящийся к компетенции федеральных органов управления образованием.
Следует отметить, что в нормативных документах, регламентирующих деятельность многоуровневых комплексов, речь идет о создании образовательных комплексов на базе вузов. Что касается формирования региональных образовательных комплексов на базе колледжей, то нормативно-правовые основы такой деятельности еще не сформированы, хотя в реальных условиях интеграции начального и среднего профессионального образования подобные комплексы возникают повсеместно.
Анализ работ исследователей показывает, что идея интеграции образовательных учреждений, относящихся к различным ступеням образования, не является новой. В то же время она не получила должного и относительно завершенного в содержательном, организационном и правовом отношениях решения. Становится все очевиднее, что низкий уровень содержательной, организационной, технологической и правовой преемственности учреждений начального и среднего профессионального образования негативно сказывается на качестве образования, его социальной и экономической эффективности (А.А. Танцев). Ученые и практики полагают, что решение этой задачи может осуществляться через повышение уровня преемственности образовательных программ; создание вертикально интегрированных объединений учреждений профессионального образования (образовательных комплексов); институциализацию многофункциональных, многоуровневых образовательных учреждений, интегрирующих образовательные программы разного уровня и направленности.
Поэтому разработка концептуальных положений и организационно-педагогических условий содержательной и структурной интеграции образова-
тельных учреждений на основе единства принципов открытости, непрерывности, опережающего характера содержания образования и индивидуальной ориентированности образовательного процесса является актуальным направлением научной и практической деятельности.
По мнению Е.В. Ткаченко, этот путь «заключается в том, чтобы создавать образовательные учреждения нового типа — типа социально-образовательных комплексов или учреждений непрерывного образования, где реализуется начальное, среднее (возможно, высшее) профессиональное образование, но с сохранением вертикали многоуровневой подготовки. В такой вертикали качество подготовки рабочих повысится неизбежно» [3].
В системе непрерывного профессионального образования образовательные комплексы выполняют функции активной профессиональной адаптации личности, формирования профессиональной мобильности в условиях наукоемкого высокотехнологического производства, наиболее полного развития способностей, склонностей, интересов обучающихся, осуществления завершенной дифференцированной, поэтапной подготовки.
Общими направлениями развития образовательных комплексов в современных условиях являются:
• единство, взаимосвязь и преемственность всех ступеней и звеньев профессионального образования;
• адаптивность к общественным потребностям и личным интересам обучающихся;
• равные для каждого возможности включения в систему непрерывного профессионального образования;
• завершенность образования на каждом уровне профессиональной подготовки;
• возможность в любое время прекратить и продолжить образование на более высоком уровне профессиональной подготовки. Разрушение отраслевого принципа построения
системы начального и среднего профессионального образования повлекло за собой усиление ориентации образовательных учреждений на потребности регионального рынка труда. В этой связи И.П. Смирнов справедливо отмечает, что региональная модель профессионального образования должна ориентировать участников образовательного процесса на взаимозависимость и взаимообусловленность развития образования и региона в целом — всех его экономических и социальных характеристик. Более того, она должна обосновывать планируемые изменения в системе образования, строго соотнося их с изменениями внешней среды, и прежде всего рынка труда. При этом, считает ученый, если вузы будут по-прежнему обслуживать потребности многих регионов одновремен-
но, то проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров будет решаться в рамках региональных систем профессионального образования [1].
Особая характеристика региональных систем профессионального образования состоит в том, что они являются открытыми целеустремленными системами, которым присущи не только процессы равновесного обмена со средой, но и процессы развития, организующие и упорядочивающие среду обитания, «вовлекающие» ее в совместную эволюцию (коэволюцию).
При этом нельзя не согласиться с Г.В. Мухамет-зяновой в том, что регионализация образования представляет собой один из инструментов его демократизации и гуманизации. Регионализация образования способствует постепенному формированию региональных образовательных систем, которые ориентируются не только на подготовку профессиональных кадров (технократический подход), но и максимальное развитие образовательного потенциала личности (гуманистический подход). Это наиболее оптимальный способ подготовки молодежи к профессиональной деятельности в условиях быстро и непредсказуемо меняющейся ситуации на рынке труда [4].
Именно процессы регионализации образования, обусловленные социально-экономическими изменениями последних двух десятилетий, создали необходимые предпосылки для формирования и развития региональных многоуровневых комплексов на базе учреждений начального и среднего профессионального образования.
В качестве базового учреждения при создании регионального образовательного комплекса профессионального образования, как правило, выступает крупный региональный колледж.
Большой научно-практический интерес вызывают выделенные А.М. Новиковым направления образовательной деятельности, которые могут осуществляться региональными колледжами как многоуровневыми учреждениями непрерывного профессионального образования. Среди них ученый называет общеобразовательную подготовку школьников старших классов, многоступенчатое начальное и среднее профессиональное образование молодежи на уровне училища или техникума со сроками обучения от одного до четырех лет по очной, вечерней и заочной формам с присвоением различных уровней квалификации; консультационные курсы и индивидуальные консультации для различных возрастных категорий населения; организацию курсов повышения квалификации специалистов; обучение инвалидов как функция их социальной защиты; реализацию программ «образования для третьего возраста» и т. д. [5].
Все это позволяет рассматривать региональный колледж в качестве системообразующего компонента для построения образовательного комплек-
30
са, обеспечивающего удовлетворение как кадровых, так и личностных потребностей в дифференцированных образовательных услугах.
Региональный комплекс многоуровневого профессионального образования представляет собой открытую образовательную систему, ориентированную на удовлетворение как кадровых потребностей региональной экономики в рабочих и специалистах, так и профессионально-образовательных запросов населения региона; реализующую совокупность преемственных образовательных программ допрофессионального (профильного), начального, среднего и дополнительного профессионального образования; включающую в себя образовательные учреждения различных уровней (общеобразовательные школы, профессиональные лицеи, колледжи), а также связанные с ними отношениями социального партнерства предприятия и организации, являющиеся заказчиками кадров и основными потребителями результатов образовательной деятельности комплекса.
Следует выделить наиболее значимые содержательные и организационно-структурные аспекты деятельности региональных комплексов многоуровневого профессионального образования. Так, в содержательном плане важное место занимает интеграция образовательных программ НПО и СПО. Интегрированное содержание многоуровневого профессионального образования — профессионально-педагогическая категория, раскрывающая сущность взаимообусловленности формирования личности профессионала, развития науки, техники и производства, социальных и экономических сфер деятельности, отражающая существенные связи, свойства, отношения между ними.
Предлагается два варианта интеграции программ начального и среднего профессионального образования в колледжах (О.Б. Читаева). Первая модель интеграции — сопряжение (преемственность), т. е. реализация образовательной программы СПО на базе НПО в сокращенные сроки. Схема реализации этой модели интеграции — последовательная. Вторая модель — целостная интеграция, предполагающая содержательное объединение двух профессиональных образовательных уровней и последовательно-параллельную реализацию образовательных программ НПО и СПО по единому интегрированному учебному плану.
Наиболее оптимальным вариантом интеграции является вторая модель. Интегрированные и сопряженные образовательные программы в сочетании с программами дополнительной подготовки позволяют реализовать идею непрерывного профессионального образования в условиях отдельно взятого образовательного учреждения. При этом выпускник многоуровневого учебного заведения оказывается социально более защищенным и вос-
требованным на рынке труда, имея квалификации рабочего и специалиста среднего звена.
Задачи интеграции уровней начального и среднего профессионального образования способствуют формированию взгляда на принципы непрерывного образования с позиции профессионализации квалифицированного работника в течение всей жизни, а не с позиции сокращения сроков подготовки (П.А. Силайчев, А.Н. Шишлов). Это лишь один из утилитарных аспектов непрерывного образования, доминирующий во времена дефицита кадров и средств.
В организационно-структурном плане важным аспектом является создание ресурсных центров как инновационной формы комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования. Сегодня предпринимается все больше усилий по реорганизации действующих учреждений начального и среднего профессионального образования в отраслевые ресурсные центры, хорошо оснащенные необходимым оборудованием и современными производственными технологиями. Тем самым ставится задача превратить ресурсные центры в инновационные учреждения профессионального образования.
Ресурсный центр профессионального образования представляет собой новую структурную единицу регионального комплекса многоуровневого профессионального образования, в которой концентрируются ресурсы (учебно-методические, информационные, кадровые, материально-технические), необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов, востребованных региональным рынком труда. Ресурсные центры — это инновационная форма организации непрерывной профессиональной подготовки кадров для предприятий определенной отрасли, обеспечивающая интеграцию ресурсов образования и производства.
Деятельность ресурсных центров направлена на решение таких задач, как повышение эффектив-
ности взаимодействия с предприятиями, работодателями и их ассоциациями (объединениями), общественными организациями, ведомствами; увеличение финансовых потоков со стороны экономических структур в создание современной учебно-материальной базы учреждений профобразования; развитие механизмов многоканального финансирования; разработка и апробирование инновационных моделей и технологий внешней (независимой) экспертизы качества профессионального образования и др.
Таким образом, результатом структурно-содержательной интеграции начального и среднего профессионального образования становится создание многоуровневых региональных образовательных комплексов, оптимально обеспечивающих реализацию интересов личности и кадровые потребности экономики. В связи с этим повышается конкурентоспособность выпускников колледжей, как правило, владеющих несколькими профессиями, расширяются их возможности сделать карьеру, обеспечивается стабильность в профессиональной деятельности, в частности, за счет наличия нескольких вариантов трудоустройства на различных этапах жизненного пути человека.
Список литературы
1. Смирнов, И.П. Теория профессионального образования: монография / И.П. Смирнов. — М., 2006. — 320 с.
2. Воронков, А.Г. Векторы интеграции в профессиональном образовании / А.Г. Воронков, В.В. Землянский // Профессиональное образование. Столица. — 2010. — № 7. — С. 44-46.
3. Ткаченко, Е.В. Интеграционные процессы в профессиональном образовании / Е.В. Ткаченко // Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования. — М.: ВЛАДОС, 2007. — С. 303-311.
4. Мухаметзянова, Г.В. Основные тенденции развития системы профессионального образования / Г.В. Мухаметзянова // Специалист. — 2009. — № 11. — С. 2-9.
5. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
УДК 378.14.032
Е.Н. Остроумова, канд. пед. наук
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Основной целью профессионального образова- квалифицированного работника соответствующего
ния в соответствии с Концепцией модерниза- уровня и профиля, конкурентоспособного на рын-
ции российского образования является «подготовка ке труда, компетентного, ответственного, свобод--------------------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 3'2011 ----- 31