Научная статья на тему 'Влияние творческой деятельности на самореализацию личности'

Влияние творческой деятельности на самореализацию личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6232
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / CREATIVE ACTIVITY / SELF-ASSERTION / EDUCATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балан Светлана Ивановна

Проведен краткий анализ влияния творческой деятельности на самореализацию личности, социокультурной адаптации студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CREATIVITY ON PERSONAL SELF-ACTUALIZATION

The paper presents the results of a brief analysis of artistic and creative activity influence on self-actualization, as well as social and cultural adaptation of students in the education system.

Текст научной работы на тему «Влияние творческой деятельности на самореализацию личности»

УДК 1:159.923:37.026.9 С.И. Балан

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Модернизация общественно-политического процесса нашего общества обусловливает необходимость содержательной и творческой деятельности личности квалифицированного специалиста, способного масштабно мыслить и конструктивно действовать в новой социокультурной ситуации, в связи с этим требования к повышению творческого уровня личности стали общемировой тенденцией.

Сегодня только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс. Именно творческая деятельность лежит в основе прогресса материального и духовного производства, а также в основе развития и становления личности, ее индивидуальности и самореализации.

Психолого-педагогическая литература определяет творческую, или креативную (лат. сгеаО — сотворение, создание) деятельность как самодеятельность, охватывающую изменение действительности и раздвигающую пределы человеческих возможностей, как способ самоутверждения, самовыражения, самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Н.И. Дружинин и др.).

Творчество выражается в различных видах деятельности, художественной, научной, технической, производственной и др. При этом А. Маслоу [1] подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, выступает в качестве показателя и способа самовыражения и самореализации. Креативность дополнительно включает продуктивное поведение в любых жизненных ситуациях, где присутствует новизна, необходимость в разностороннем мышлении и создании необычных идей.

Творческая активность как одна из наиболее важных и развитых форм человеческой деятельности влияет на развитие личности, выявляя наиболее полно индивидуальное, особенное. Согласно принципам, описанным С.Л. Рубинштейном [2], человек, осуществляя творческую деятельность, формирует свою личность, самоутверждается и самореализовывается. По Маслоу [3], творчество — это потребность в самоактуализации, полной и свобод-

ной реализации своих способностей и жизненных возможностей. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию и самовоспитанию. Расширение границ и возможностей своего сознания в творческой деятельности открывает перед человеком наиболее перспективные формы самоутверждения и самореализации, так как в процессе творческой деятельности основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности, что и является результатом самореализации.

Таким образом, творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Творчество есть высший уровень самовыражения человека, в рамках которого формируются новые формы осознания себя и взаимосвязей с другими людьми. Поэтому между процессом творчества и самореализацией человека в общественно значимой деятельности существует прямая связь. Чтобы глубже рассмотреть эту связь, надо обратиться к определению понятия самореализации.

Понятие самореализации связано с наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Впервые понятие самореализации (self-realization) употребил в 1962 г. Ф.Г. Бред-ли. В середине XX в. самореализация вновь оказывается в центре внимания исследователей, благодаря работам американских психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).

Потребность в самореализации — одна из ведущих потребностей личности. Она является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на творческое преобразование мира. Самореализоваться, по А. Маслоу [3], значит стать тем человеком, которым в принципе он может стать, достигнув вершины своего потенциала. Самореализация не единичный акт, а процесс постоянного преодоления внутренних противоречий личности с целью полного раскрытия ее сил и способностей.

Общие проблемы профессионального образования

Ф. Бэкон [4] высказывался о реальной роли самореализации как средстве формирования человеком собственной личности, полагая, что человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти такой способ, с помощью которого он сможет разумно и умело показать и проявить себя, изменить и сформировать. Процесс развития личности неразрывно связан с самоутверждением, самопознанием, самовыражением, самоактуализацией, самореализацией, что является сверхцелью движения личности в сторону самосовершенствования.

В основе самореалиации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира. Развитие таких важных качеств возможно в пересечении учебного процесса с творческой деятельностью личности. Самоидентификация и самореализация студенческой молодежи осуществляются при динамизации ее личностного потенциала и воплощаются непосредственно в учебно-образовательном процессе, так как этот возраст является стартовым этапом формирования осознанного осмысления и самоутверждения личности. В студенческие годы идет становление творческой личности, саморазвитие и профессиональное становление, формирование целостного «Я». Творческий потенциал заложен в человеке генетически, биологически. Развитие и реализация этого потенциала является одной из основных и актуальных задач образовательного процесса.

Практическое исполнение современных тенденций развития системы высшего профессионального образования в России самым непосредственным образом должно быть связано с идеей творческой самореализации личности студента, стремлением к самопознанию, самопроявлению, самоудовлетворению и реализации собственного потенциала в творческой деятельности. Главной целью образования является формирование профессионально- и социально-компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию и самосовершенству.

Согласно концепции, выдвинутой А. Маслоу [5], образование есть процесс становления самореализующейся личности, происходящий целостно, в единстве разума и чувств, духа и тела. Способность личности к самореализации выступает главным условием, при котором непосредственно творческая деятельность проявляется в качестве главного фактора гармонического развития личности. В процессе творческой деятельности происходит преобразование личности, ее обогащение и саморазвитие, резко повышается уровень самоуваже-

ния и самооценки. Творческий человек становится более интересным для самого себя, что является субъективной основой для самоутверждения. Это особенно актуально в случае нелинейных систем, когда крайне незначительное воздействие может вызвать радикальные изменения.

Но, несмотря на изначально присущую потребность в самореализации, без специальных педагогических условий она не достигнет своего апогея. Поэтому первоочередная задача вузов — создать условия для свободного, ответственного самоопределения и творческой самореализации студентов. Для этого необходимо следующее:

1. Организация учебного процесса должна основываться на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание; процесс взаимодействия преподавателя со студентами происходит в диалоговом общении, в творческой атмосфере.

2. Студенты должны владеть знаниями о процессе творческой самореализации.

3. Обучающихся следует включать в учебно-и научно-исследовательскую деятельность, что предполагает выработку мотивированной потребности исследования учебного процесса и умения влиять на развитие личности, основываясь на результатах собственных исследований.

4. Дополнительное профессиональное образование ввести в процесс обучения, поскольку только свободная, самостоятельно осуществляемая студентом художественная деятельность может развивать его творчество, интеллектуальную и практически действенную инициативу, личностную активность и самоорганизацию.

На современном этапе развития общества решающую роль в формировании нового стандарта личности (более чем в другие времена) играет художественное творчество. Именно механизм воздействия художественно-творческой деятельности является средством творческой самореализации личности.

«Использование возможностей искусства и художественно-творческой деятельности содействует обучению жизненным навыкам и развитию качеств личности, необходимых для ее дальнейшей социокультурной адаптации: креативности, успешности, развития свободы, ответственности и толерантности личности, честного самопроявления, способности к новизне, личностной идентичности, пространственному пониманию собственного тела и др. Результатом такого процесса социокультурной адаптации является целостная личность» [6].

Участвуя в художественной деятельности, в литературном, музыкальном или изобразительном творчестве, студент получает неограниченные возможности для самовыражения и самопознания через творческую деятельность. Удовлетворяя базо-

вую потребность в самореализации в различных видах творческой деятельности, в ее единичных актах, например, в написании картины, в создании художественного произведения, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений, таким образом самоутверждаясь. Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира человека, его креативных, когнитивных, организацион-но-деятельностных и методологических качеств.

Поэтому образование должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека. Образовательная среда обретает инновационный характер, что является необходимым условием динамичного развития нашего общества.

Проблема самореализации человека как личности поднималась на всех этапах развития общества, сегодня она достигла наибольшей акту-

альности, так как мировой прогресс возвысил человека над его индивидуальным опытом, открыл перед ним новые перспективы и горизонты развития творческого потенциала, его природных задатков, что является одним из важнейших условий, способствующих осуществлению самореализации личности.

Список литературы

1. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Мас-лоу. — СПб.: Питер, 2005. — 352 с.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2005. — 552 с.

3. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1997. — 432 с.

4. Бэкон Ф. История философии в кратком изложении: пер. с чеш. И.И. Богута / Ф. Бэкон. — М.: Мысль, 1995. — 592 с.

5. Маслоу, А.Г. Психология бытия / А.Г. Маслоу. — М.: Рефл-Бук, 1997. — 304 с.

6. Бережная, М.С. Творческая самореализация студентов вузов в художественно-творческой деятельности / М.С. Бережная // Педагогика искусства. — 2008. — № 1. — С. 5-6.

УДК 377.5

В.В. Землянский, канд. пед. наук

Пензенская государственная технологическая академия

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ МНОГОУРОВНЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Многоуровневость и непрерывность в современной системе российского образования рассматриваются не только как перспективные тенденции, но и как важные условия достижения нового качества образования в его личностном, социальном и профессиональном измерениях.

Укрепление взаимосвязей системы профессионального образования с общественными институтами, экономикой, необходимость обеспечения многофункциональности и адаптивности учреждений профессионального образования к требованиям рынка труда выдвигают на передний план задачи перехода к открытой системе образования, опережающего развития начального и среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства [1].

Построение открытой системы начального и среднего профессионального образования позволяет преодолеть социальную замкнутость и исторически обусловленный консерватизм образования, обеспечить гармонизацию целей и ценностей основных носителей образовательных потребностей: человека, общества, экономики (производства), го-

сударства. С позиций открытости образования наиболее перспективными представляются системно-интегративные модели его развития, основанные на горизонтальном взаимодействии субъектов экономического и социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования и вертикальных связях ступеней разноуровневой подготовки квалифицированных кадров.

При этом горизонтальный вектор интеграции в системе довузовского профессионального образования, по мнению автора, является приоритетным, поскольку именно на основе планомерного и многостороннего взаимодействия образовательных учреждений и предприятий-заказчиков кадров обеспечивается: конкретизация социального заказа системе профессионального образования в качественном и количественном аспектах; проектирование целей, содержания, результатов обучения; нахождение оптимальных способов их достижения в условиях вертикальной преемственной структуры многоуровневой подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с запросами личности, общества и требованиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.