Научная статья на тему 'Проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования'

Проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / COMPLEX INTEGRATION / REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION / REGIONAL COMPLEX OF PRIMARY AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / RESOURCE CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землянский Валентин Валентинович

Рассматривается проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования. Раскрываются содержательные и организационные аспекты создания региональных комплексов начального и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования»

В.В. ЗЕМЛЯНСКИЙ (Пенза)

проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования

Рассматривается проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования. Раскрываются содержательные и организационные аспекты создания региональных комплексов начального и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: комплексная интеграция, региональная система профессионального образования, региональный комплекс начального и среднего профессионального образования, ресурсный центр.

Векторы обновления системы профессионального образования, в том числе и на региональном уровне, определяются приоритетами технологической модернизации и инновационного развития России. Это актуализирует проблему научного обоснования содержательных и организационных аспектов многоуровневой профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов, отвечающей потребностям развития экономики и социальной сферы конкретного региона. Важнейшей качественной характеристикой современного этапа развития отечественной системы непрерывного профессионального образования выступают интеграционные процессы, которые отражают, с одной стороны, содержательноструктурные изменения внутри самой системы образования, а с другой - процессы взаимодействия учреждений профессионального образования и рынка труда. При этом главное состоит в стратегии, показавшей на деле возможность, необходимость и неизбежность интеграционных процессов в многоуровневом непрерывном профессиональном образовании [8].

Анализ исследований А.П. Беляевой [2], Г.В. Мухаметзяновой [4], А.М. Новикова [5],

Н.К. Сергеева [6] и др. показывает, что интеграция стала одной из доминирующих тенденций развития образования в современном мире. Ученые подчеркивают мысль об опережающем характере интеграции в образовании по сравнению с другими областями жизни. это

дает основание говорить о принципиально новом этапе развития интеграции как комплексной социально-педагогической проблемы.

В трактовке В.С. Безруковой интеграция - одна из форм взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений в теории и практике, восстановление их природной целостности [1]. При этом интеграция выступает как процесс, средство и результат взаимосвязи объектов одновременно. Ее результатом выступает целостность, которая обладает новыми качественными характеристиками, не содержащимися в интегрируемых подсистемах. Иначе говоря, продукт интеграции больше простой суммы продуктов интегрируемых элементов. Педагогическая сущность интеграции раскрыта в трудах Н.К.Чапаева, который рассматривает ее как процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности [10].

Комплексный характер интеграции в профессиональном образовании определяется интенсивным развитием взаимопроникающих процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни. Сегодня особенно важно исследование тех аспектов интеграции, которые, с одной стороны, характеризуют объединительные процессы внутри системы профессионального образования (внутренний аспект), а с другой - выводят на осмысление роли и места образования в сложной системе социальных взаимосвязей, включая интеграцию образования и производства (внешний аспект). Именно такой комплексный многомерный подход позволит обеспечить становление системной целостности профессиональной подготовки специалистов различных уровней квалификации, востребованных на региональном рынке труда.

региональная система профессионального образования представляет собой совокупность учреждений профессионального образования; органов управления образованием, государственной и муниципальной власти, определяющих образовательную политику в регионе; научных институтов, средств массовой коммуникации и общественных организаций, ориентированных на профессиональное образование; предприятий и бизнес-структур, заинтересованных в подготовке высококвали-

© Землянский В.В., 2011

фицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда [4].

В данной статье в соответствии с законодательством РФ региональная система профессионального образования рассматривается преимущественно относительно уровней начального и среднего профессионального образования (далее - НПО и СПО) и профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, не включая уровень высшего профессионального образования, относящийся к компетенции федеральных органов управления образованием. Особенность региональных систем профессионального образования заключается в том, что они характеризуются открытостью и целенаправленностью. Им присущи процессы не только равновесного обмена со средой, но и развития, организующие и упорядочивающие среду обитания, вовлекающие ее в коэволюцию. Важнейшими факторами, определяющими развитие региональной системы непрерывного профессионального образования, являются, с одной стороны, новые социально-экономические запросы общества, тенденции и перспективы развития национальной и региональной экономики, технологическое обновление производства, а с другой -профессиональные и социально-культурнообразовательные потребности личности.

С позиций открытости образования наиболее перспективными представляются системно-интегративные модели развития профессионального образования в регионе, основанные на горизонтальной координации совместной деятельности субъектов экономического и социального партнерства в сфере нПО и СПО и вертикальных связях ступеней многоуровневой подготовки квалифицированных кадров. При этом горизонтальный вектор интеграции в региональной системе профессионального образования, по нашему мнению, является приоритетным, поскольку именно на основе планомерного взаимодействия образовательных учреждений, предприятий, организаций обеспечиваются конкретизация социального заказа образовательным учреждениям нПО и СПО в качественном и количественном аспектах; проектирование целей, содержания, результатов обучения; определение оптимальных способов их достижения в условиях вертикальной преемственной структуры многоуровневой подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с запросами личности, общества и требования-

ми высокотехнологичного наукоемкого производства к развитию кадрового потенциала отрасли [3].

Таким образом, комплексная интеграция в профессиональном образовании региона понимается нами как процесс и результат становления единого образовательнопроизводственного пространства, целостность которого определяется совокупностью горизонтальных (многомерное ассоциативное взаимодействие учебных заведений и предприятий - заказчиков кадров на основе социального партнерства) и вертикальных (преемственность содержания программ нПО, СПО и дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), а также форм, методов, средств осуществления непрерывного образовательного процесса) структурнофункциональных связей, обеспечивающих опережающую профессиональную подготовку кадров для ведущих отраслей региональной экономики. Комплексная интеграция является одним из средств повышения качества многоуровневой подготовки будущих рабочих и специалистов в современных социальноэкономических условиях. Ее институциональной формой становятся региональные образовательные комплексы нПО и СПО как подсистемы региональных систем профессионального образования. Это обеспечивает построение индивидуальных образовательных траекторий в условиях целостного образовательного пространства, подготовку будущих работников к социальной и профессиональной мобильности с учетом потребностей регионального рынка труда, взаимодействия образования и производства.

региональный комплекс нПО и СПО представляет собой многоуровневую открытую образовательную систему, ориентированную на удовлетворение как кадровых потребностей региональной экономики, так и профессионально-образовательных запросов населения региона; реализующую совокупность преемственных образовательных программ нПО, СПО и ДПО, включающую сеть многоуровневых образовательных учреждений (колледжей, ресурсных центров), а также связанные с ними отношениями социального партнерства предприятия и организации, являющиеся заказчиками кадров и основными потребителями результатов образовательной деятельности комплекса.

Выделим наиболее значимые содержательные и организационно-структурные аспекты де-

ятельности региональных комплексов нПО и СПО. Так, в содержательном плане важное место занимает интеграция образовательных программ нПО и СПО. Интегрированное содержание многоуровневого профессионального образования - профессиональнопедагогическая категория, раскрывающая взаимообусловленность формирования личности профессионала, развития науки, техники и производства, социальных и экономических сфер деятельности, отражающая существенные связи, свойства, отношения между ними. Предлагается два варианта интеграции программ НПО и СПО в колледжах (О.Б. Читае-ва). Первая модель - сопряжение (преемственность), т.е. реализация образовательной программы СПО на базе НПО в сокращенные сроки. Схема реализации этой модели интеграции последовательная. Вторая модель - целостная интеграция, предполагающая содержательное объединение двух профессиональных образовательных уровней и последовательнопараллельную реализацию образовательных программ НПО и СПО по единому интегрированному учебному плану. Как показал наш анализ, наиболее оптимальным вариантом интеграции является вторая модель. Интегрированные и сопряженные образовательные программы в сочетании с программами дополнительной подготовки позволяют реализовать идею непрерывного профессионального образования в условиях отдельно взятого образовательного учреждения. При этом выпускник многоуровневого учебного заведения оказывается социально более защищенным и востребованным на рынке труда, имея квалификации рабочего и специалиста среднего звена. Очевидно, что задачи интеграции уровней НПО и СПО способствуют формированию принципов непрерывного образования на основе профессионализации квалифицированного работника в течение всей жизни, а не сокращения сроков подготовки. это лишь один из утилитарных аспектов непрерывного образования [7], доминирующий во времена дефицита кадров и средств.

В организационно-структурном плане важным аспектом является создание ресурсных центров как инновационной формы комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования. Сегодня предпринимается все больше усилий по реорганизации действующих учреждений НПО и СПО в отраслевые ресурсные центры, хорошо оснащенные необходимым оборудовани-

ем и современными производственными технологиями. Так ставится задача превратить ресурсные центры в инновационные учреждения профессионального образования. Анализ деятельности ресурсных центров [9] показал, что благодаря современной технической базе они могут инициировать и распространять инновации в области профессионального образования, ведущие к осуществлению основной цели - обеспечению общедоступного, качественного и эффективного производства образовательных услуг, развития кадрового потенциала ведущих отраслей региональной экономики.

ресурсный центр профессионального образования представляет собой новую структурную единицу региональной сети НПО и СПО, в которой концентрируются ресурсы (учебно-методические, информационные, кадровые, материально-технические), необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов, востребованных региональным рынком труда. В нашем понимании, ресурсные центры - это инновационная форма организации непрерывной профессиональной подготовки кадров для предприятий определенной отрасли, обеспечивающая интеграцию ресурсов образования и производства. Деятельность ресурсных центров направлена на решение таких задач, как повышение эффективности взаимодействия с предприятиями, работодателями и их ассоциациями (объединениями), общественными организациями, ведомствами; увеличение финансовых потоков со стороны экономических структур в создание современной учебно-материальной базы учреждений профобразования; развитие механизмов многоканального финансирования; разработка и апробирование инновационных моделей и технологий внешней (независимой) экспертизы качества профессионального образования и др.

резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что многоуровневое непрерывное профессиональное образование в условиях региональных образовательных комплексов оптимально обеспечивает реализацию интересов личности и кадровые потребности экономики. В связи с этим повышается конкурентоспособность выпускников учебных заведений, как правило, владеющих несколькими профессиями, расширяются их возможности сделать карьеру, обеспечивается стабильность в профессиональной деятельности за счет наличия нескольких вариантов трудоустройства на различных этапах жизненного пути человека. Тем самым создаются благоприятные условия для

поэтапного изменения социальной ситуации развития личности обучающегося, его успешной социализации и профессионализации.

литература

1. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1992.

2. Беляева А.П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика. 2003. № 6.

С. 21 - 26.

3. Землянский В.В., Воронков А.Г. Векторы интеграции в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 7. С. 44 - 46.

4. Мухаметзянова Г.В. Основные тенденции развития системы профессионального образования // Специалист. 2009. №11. С. 2 - 9.

5. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М. : Эгвес, 2000.

6. Сергеев Н.К. Условия интеграции образовательных учреждений в единый учебно-научнопедагогический комплекс // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования / под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград : ВГИПКРО, 2002. С. 5 - 8.

7. Силайчев П.А., Шишлов А.Н. Интегрирование нПО/СПО при подготовке квалифицированных кадров // Профессиональное образование. Столица. 2008. №6. С. 14 - 16.

8. Ткаченко Е.В. О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования россии // Образование и наука. 2007. №1. С. 51 - 63.

9. Формирование организационно-экономического механизма развития автономных учреждений довузовского профессионального образования / под ред. М.В. никитина. М. : ФирО, 2008.

10. Чапаев Н.К., Вайнштейн М.Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. Екатеринбург - челябинск, 2007.

The problem of complex integration in the regional system of professional education

There is considered the issue of complex integration in the regional system of professional education.

There are revealed the substantial and organizational aspects of making regional complexes ofprimary and secondary professional education.

Key words: complex integration, regional system of professional education, regional complex of primary and secondary professional education, resource centre.

н.с. Бирюкова

(сургут)

роль элитарного университетского образования в развитии и становлении современного общества

Обосновывается тезис о том, что в развитии и становлении современного общества особая роль принадлежит элитному университетскому образованию. В рамках модернизации образования автор предлагает переход к такому содержанию образования, которое представляло бы собой своеобразную методологическую инженерию. Освоение методологии познания и открытия знания может способствовать ориентации личности в современном мире.

Ключевые слова: образование, постиндустриальное общество, теоретические знания, фундаментальные знания, класс интеллектуалов, «новые люди», «элита знания», гносеологическая функция, социальная роль, элитное университетское образование, модернизация образования.

На современном этапе становления общества развитие образовательных и интеллектуальных институтов является его главной целью. Формируется элита, признаками которой являются квалификация и получаемое образование. Социальные пропорции информационного общества претерпевают трансформацию: на смену «родовой элите» приходит «элита знания», что делает социальную структуру чрезвычайно мобильной. Знание и техническая компетентность - непременные условия входа в элиту, где основой мобильности является образование. В постиндустриальном социуме возникает сообщество знающих людей, которое обладает властью, реализуемой, главным образом, в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью - в исследовательских организациях, университетах и др. По мнению социологов, «элита знания» может стать новой элитой политической власти, которая в мире большой политики обладает влиянием: ставит проблемы, инициирует новые вопросы и предлагает технические решения для всевозможных ответов. Власть знания и истины, приобретая в дополнение к гносеологической социокультурную функцию, требует особого внимания к тем структу-

© Бирюкова Н.С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.