Типы «руководитель» и «ответственный исполнитель» в определенной степени противоположны по своим качествам «интуитивному» и «эмотивно-му» типам. Два последних личностных типа, в частности, характеризуются ориентацией не на разум и логику, а на внечувственный опыт, эмоции. Выявленное различие в свойствах темперамента только одно из многих.
Таким образом, исследование позволило выявить те индивидуально-типологические особенности, которые, возможно, повлияли на направление профессионального самоопределения. Среди представителей данного типа профессий преобладают лица с высоким темпом деятельности, малой эмоциональностью и сниженной способностью к взаимодействию с другими людьми. Для них характерны такие черты, как организованность, ответственность, ориентация на профессионализм, высокий уровень нормативности поведения.
Менее наглядны результаты анализа различий между свойствами темперамента у представителей различных личностных типов. Трудно объяснить,
почему замедленность действий и низкая скорость моторно-двигательных операций становятся основой для формирования эмотивного типа личности, а трудности с перестройкой программ деятельности — интуитивного. Возможно, такой результат обусловлен недостаточным объемом выборки испытуемых или несовершенством использованных способов анализа данных.
Таким образом, исследование показало целесообразность использования представленных диагностических методик в практике психологического профессионального консультирования.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
2. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 400 с.
3. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. — СПб.: Речь, 2002. — 72 с.
4. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учеб. пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова. — М.: Пер Сэ, 2003. — 768 с.
УДК 372.853.(075.8)
Е.С. Симбирских, доктор пед. наук Г.Н. Шеманаева О.П. Илларионова
Мичуринский государственный аграрный университет
ТЕХНОЛОГИИ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ АПК
Современная российская и международная практика аграрного образования показывает, что одним из основных условий удовлетворения потребностей агропромышленного комплекса в конкурентоспособных квалифицированных специалистах, призванных обеспечить эффективное развитие компании, является построение системы непрерывного агробизнес-образования как единого многоуровневого преемственного процесса формирования агробизнес-культуры обучающегося на всех этапах дошкольного, школьного и профессионального образования.
Анализ научных работ по проблеме бизнес-образования (С. Брю, М. Вудкок, А.Г. Грязновой, Ф. Котлер, К. Кембелл, Л.И. Евенко, А.М. Зобо-ва, Д. Линдсей, К. Леви-Строс, А. Маслоу, К. Мак-конелл, С.Р. Филоновича, М.А. Эскиндарова, С.А. Щенникова и др.) подтвердил значительный вклад исследований в сфере образования взрослых, в частности дополнительного профессионального образования (Н.В. Кузьмина, Э.М. Ники-
тин, А.М. Новиков, А.П. Ситник, В.А. Сластенин, И.Д. Чечель, Ю.И. Турчанинова и др.), и практически полное отсутствие данных исследований на этапе довузовского и дошкольного образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение технологии агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров АПК «детский сад-школа—колледж—вуз».
Объект исследования: система непрерывной подготовки кадров АПК.
Предмет исследования: технология агробизнес-образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что реализация технологии агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров будет эффективной, если:
♦ образовательные услуги разрабатываются на основе изучения и удовлетворения потребностей аграрного бизнеса в конкурентоспособных специалистах, что обеспечивает учет ин-
тересов бизнеса и образования и дальнейшую их консолидацию;
• образовательный процесс строится в соответствии с принципами преемственности и последовательности в формировании агробизнес-культуры в соответствии с возрастными особенностями и потребностями обучающегося;
♦ выстроена комплексная система мотивации обучающегося на успешную самореализацию;
• разработан механизм реализации технологии агробизнес-образования на всех уровнях и этапах образовательного процесса в системе «детский сад—школа—колледж—вуз».
Задачи исследования:
1. Определить теоретические аспекты агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров АПК.
2. Спроектировать технологию реализации агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров АПК «детский сад-школа—колледж—вуз».
3. Разработать методику реализации агробизнес-образования в структуре программ общего и дополнительного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
♦ положения системного подхода как совокупности методов исследования и проектирования сложных систем, в т. ч. применительно к исследованию педагогических явлений и систем (Л. Берталанфи, В.П. Беспалько, В.С. Ильин, Дж. О Коннор, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, и др.);
• развитие образовательных систем, их моделирование и математическое описание (И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, Е.Н. Князева, Г.Г. Маленецкий, П.С. Писарский, С.Д. Пожарский, и др.);
• непрерывность образовательного процесса (И.В. Бестужев-Лада, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Р. Дейв, М.В. Кларин, В.Г. Онушкин и др.);
• феномен культуры и процесс деятельност-ного социокультурного развития человека (А.И. Арнольдов, В.Е. Давыдович, Н.С. Зло-бин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В.А. Малахов, и др.);
♦ акмеологический характер образовательного процесса (А.А. Деркач, Е.Н. Богданов, К.А. Альбуханова-Славская и др.);
♦ компетентностный подход в бизнес-образовании (А.А. Вербицкий, А. Гусейнов, М.А. Данилов, В.В. Ильин, А.Т. Калинкин, М. Ка-стельс, A.M. Новиков, И. Нонака, X. Таксучи, П. Сендж, П. Сперроу и др.).
♦ технологии проектного обучения (В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш), коучинга
и наставничества (R. Blackwell, D. Clutterbuck,
G. Dryden and J. Voss, A. Forrest, T. Gallwey и др.) в агробизнес-образовании;
• теоретические аспекты оценки качества образовательных услуг и системы бизнес-образования (Г.Е. Володина, А.Г. Грязнова, О.В. Голосов, А.Л. Денисова, А.П. Егоршин, Л.И. Евен-ко, В.Н. Козлов, Н.П. Пучков, Т.И. Руднева,
H.Я. Селезнева, С.А. Щенников, М.А. Эскин-даров и др.).
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила сельская образовательная система Тамбовской области, включающая воспитательно-образовательные учреждения различных типов и уровней, Мичуринский государственный аграрный университет. Выборочную совокупность составили 1250 респондентов.
Базовой площадкой для отработки механизма агробизнес-образования в общих образовательных учреждениях стала инновационная Школа Агро-бизнеса-Тамбов в с. Татаново, имеющая специализированную инфраструктуру: специализированные классы с лабораторными комплексами, кабинет информационных технологий в агробизнесе; школьный агробизнес-инкубатор-деловой центр; актовый зал-лекционная студия; центр «Флористика и дизайн»; информационно-консультационный пункт по вопросам АПК для населения; мини-агро-комплекс на пришкольном участке (школьный сад, мини-питомник, мини-маточник, две поликарбонатные теплицы, одна стеклянная теплица с обогревом, опытно-экспериментальный участок (отдел полевых культур, отдел овощных культур, отдел цветочно-декоративных растений, отдел ландшафтного дизайна, ягодник, отдел начальных классов).
Методы исследования: теоретические (анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; историографический, сравнительно-сопоставительный, системный и ретроспективный методы, моделирование); эмпирические (анализ передового педагогического опыта работы дошкольных, школьных и высших образовательных учреждений); диагностические методы (анкетирование, беседы, интервьюирование, проективных методик).
В рамках решения поставленных задач нами проведено исследование феномена «агробизнес-культура». Феномен агробизнес-культуры, рассматриваемый нами как элемент общей культуры сельского жителя, представляет собой и систему деятельности огромного числа людей, и социальный институт, занимающийся решением проблемы эффективного управления использованием ограниченных природных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей. Результаты ретроспективного анализа позволили нам сформулировать рабочее определение агробизнес-культуры лично-149
сти: это совокупность духовных ценностей и определяемых ими способов ведения дел в агробизнесе. Агробизнес-культура представляет собой сложную и многообразную систему развития духовных, материальных, творческих способностей личности и отражает взаимосвязь между людьми и сельской окружающей средой, созданием и сохранением культурных ценностей в процессе решения определенных бизнес-задач и достижения успеха. Агробизнес-культура является результатом ее непрерывного формирования в целостном педагогическом процессе [3, 4].
В ходе исследования выработаны основные критерии сформированности агробизнес-культуры личности: агробизнес-компетенция, самоорганизация, успешность, природосообразное стратегическое мышление, кретивность, стремление к самореализации в условиях села. Региональная специфика к этим критериям добавляет оценку потенциальных возможностей и ресурсов своего края, учет местных обычаев и традиций [2]. Дано определение агробизнес-компетенции как совокупности личных и деловых качеств, навыков, знаний, определенного рода модели поведения, владение которыми помогает успешно решать различные бизнес-задачи в условиях села и достигать высоких результатов деятельности. Определены категории агробизнес-культуры личности: «агробизнес-образование», «агробизнес-воспитание», «агробизнес-мышление», «агробизнес-деятельность», «агробизнес-поведение», «агробизнес-интересы», «природосообразное сознание», «экономико-правовая культура», «духовно-нравственная культура».
Основными категориями являются: агробизнес-мышление, агробизнес-деятельность и агробизнес-поведение. Наличие этих критериев свидетельствует об уровне сформированности агробизнес-культуры. Учитывая социально-педагогическое значение агробизнес-культуры как средства профессионального становления личности, полагаем, что в структурно-психолого-педагогическом плане агробизнес-культура — это интегративное личностное образование, представленное мотиваци-онно-ценностным, когнитивным, деятельностным и акмеологическим компонентами. Их функционирование обусловлено ценностными ориентация-ми, мотивами, жизнедеятельностью в сельском социально-экономическом пространстве, базовыми личностными и профессионально-важными качествами агробизнесмена, которые формируются на всех уровнях образовательной системы.
Анализ зарубежного и российского опыта позволяет выделить следующие этапы формирования агробизнес-культуры личности: экономическое образование ^ аграрное образование ^ предпринимательское образование ^ бизнес-образование ^ агробизнес-образование [4].
В ходе констатирующего эксперимента в 2009 г. нами были выявлены следующие недостатки сельского образования в Тамбовской области: в воспитательных и учебных планах сельских дошкольных организаций не предусматривается экономическая и полностью отсутствует агробизнес-учеба детей; не во всех сельских школах ведется экономическая и полностью отсутствует агробизнес-подготовка детей; не разработан механизм формирования агробизнес-культуры учащихся, родителей, воспитателей, учителей, преподавателей, производственных мастеров и наставников; в учебных программах вузов, техникумов, колледжей и других учебно-производственных организаций не предусмотрены специальные курсы по подготовке педагогических кадров по агробизнесу, не разработана система подготовки учителей и воспитателей дошкольных учреждений и школ; не разработана система функционирования единого центра по формированию агробизнес-культуры молодежи и общественности с учетом регионального аспекта. Констатирующий эксперимент отразил недостаточную сформированность личностных и деловых качеств агробизнесмена у респондентов.
С учетом анализа зарубежного и отечественного опыта в исследовании разработана модель и технология непрерывного формирования агробизнес-культуры личности с учетом регионального аспекта Тамбовской области и сельских национальных традиций для базовых образовательных структур (детский сад, общая средняя школа, колледж, вуз). Модель рассчитана на непрерывный процесс формирования агробизнес-культуры и предусматривает: формирование агробизнес-знаний, закономерностей, категорий, осуществление межпредметной связи, создание подсистем агробизнес-образования в Мичуринском районе Тамбовской области, включающих несколько взаимосвязанных курсов в рамках разноуровневой модульной программы агробизнес-образования.
Модель формирования агробизнес-культуры сконструирована как открытая, динамическая система, включающая ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевого, мотиваци-онного, содержательного, организационно-процессуального, оценочно-результативного. Целевой компонент модели включает в себя цель — формирование агробизнес-культуры личности, на достижение которой направлен комплекс определенных нами задач. Мотивационный компонент модели отражает комплекс нравственных потребностей, познавательных интересов, социальных и познавательных мотивов, которые обеспечивают мотивацию формирования агробизнес-культуры личности. Содержательный компонент модели представлен модульной многоуровневой программой агробизнес-образования. Организационно-процессуальный
компонент включает в себя педагогические технологии, методы и методические приемы, направленные на формировании агробизнес-культуры и мотивирующие их на самообразование, а также комплекс условий, обеспечивающий эффективность формирования агробизнес-культуры.
Оценочно-результативный компонент направлен на осуществление контроля за процессом формирования компонентов агробизнес-культуры, а также соотнесение диагностики с результатом сформиро-ванности у студентовагробизнес-культуры.
Методологические принципы моделирования, качественные и количественные показатели, организационно-педагогические условия функционирования предложенной модели легли в основу конструирования и описания регионально-ориентированной технологии формирования агробизнес-культуры личности в системе «детский сад-школа-колледж—вуз».
Обучение реализуется:
• в детских садах — посредством дополнительных занятий по формированию элементарных представлений о сельском хозяйстве, грамотном и экологически безопасном природопользовании; бизнес-мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т. д.
♦ в школах — посредством последовательного интегрирования тем по агробизнесу в учебные предметы, преподаваемые в начальной и средней школе (обществознание, историческое краеведение, географическое краеведение, геоэкология Тамбовской области, экология растений Тамбовской области, экология животных Тамбовской области, биология, химия, экология человека, технология, основы безопасности жизнедеятельности); введения в качестве учебного модуля учебного предмета «Технология» разделы «Основы агробизнеса», «Первые шаги к лидерству», «Основы организации производства в АПК»;
♦ в колледжах — введением курсов «Организация производства и предпринимательство в АПК», «Основы организации агробизнеса», «Основы бизнес-проектирования», «Основы финансов для предпринимательства», «Развитие лидерского потенциала»;
♦ последовательной агробизнес-проектной образовательной деятельностью в дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах;
• организацией летней лагерной смены «Агробизнес-Академия»;
• проведением областного Агробизнес-марафона, включающего ряд мероприятий (конкурс бизнес-идей «Агробизнес-Перспектива»,
бизнес-олимпиада, тренинг «Карьера на селе», деловая игра «Бизнес-старт», круглый стол «Бизнес в АПК: мифы и реальность», бизнес-турнир, конкурс агробизнес-проектов, научно-практическая конференция молодых ученых, экскурсии на предприятия АПК). Вовлечение родителей, бизнесменов и предпринимателей в сфере АПК в процесс формирования агробизнес-культуры молодежи; привлечение молодежи к ведению приусадебного хозяйства; составление бизнес-планов и бизнес-проектов; реализация проектов на пришкольных и приусадебных участках; представление и презентация проектов на конкурсах; привлечение специалистов-консультантов из различных областей агробизнес-деятельности (экономистов, бухгалтеров, юристов, бизнесменов, работников торговли, ученых-исследователей, педагогов средних специальных и высших учебных заведений и др.) для обеспечения полного и всестороннего раскрытия изучаемых тем в процессе агробизнес-обучения и адекватного восприятия учащимися учебного материала; проведение экскурсий на производственные и перерабатывающие сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, объекты социального, сервисного и бытового обслуживания, логистические центры, туристические фирмы и т. д.; включение в образовательный процесс интерактивных форм обучения (агробизнес-образовательная проектная деятельность, экономические практикумы, практические занятия по специально разработанным программам, деловые и ролевые игры, занимательные упражнения, кейсы, рассмотрение экономических ситуаций и др.); формирование инициативности, самостоятельности, креативности, профессиональной мобильности, ответственности и рациональности в природопользовании.
Разработанная в ходе исследования технология агробизнес-образования направлена на реализацию адаптивной, акмеологической и компенсаторной функций и связывается с высоким профессионализмом педагога, учителя, воспитателя, которые гармонично развивают личность с учетом воспитательного воздействия семьи, возрастных особенностей при переходе от одного образовательного уровня к другому вплоть до профессионального становления личности. В иерархии названных функций на центральное место ставится ак-меологическая, предполагающая прогрессивное интеллектуально-личностное профессиональное саморазвитие. Адаптивная функция способствует быстрому и адекватному приспособлению к изменяющимся внешним социально-экономическим условиям. Компенсаторную функцию мы рассматриваем как позитивную перестройку психики учащегося, выработку мотивации, мобилизацию внутренних ресурсов личности.
Принципы формирования агробизнес-культуры: 1) интегративности и модульности содержания, проявляющийся в системном и последовательном расширении агробизнес-знаний и умений, способствующий становлению агробизнес-навыков личности; 2) взаимосвязи экономического, экологического, духовно-нравственного и агрономического образования; 3) региональный, предполагающий построение содержания образования на основе регионального материла; 4) культурно-исторический, включающий в себя изучение традиций и исторического опыта ведения сельского хозяйства в России, традиционного ремесла, народных промыслов, прикладного искусства.
В технологии предусматриваются следующие методы:
♦ организации и формирования агробизнес-культуры в учебно-познавательной деятельности;
♦ стимулирования и мотивации;
♦ контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, самоконтроля. Общие выводы:
1. Установлено, что ведущим методологическим основанием проектирования модели формирования агробизнес-культуры личности является интегративная целостность психологических, педагогических и организационно-управленческих подходов, а ведущим условием — интеграция разноуровневых образовательных учреждений в сельской образовательной системе.
2. В психолого-педагогическом толковании «агробизнес-культура» — это интегративное личностное образование, представленное мотиваци-онно-ценностным, когнитивным, деятельностным и акмеологическим компонентами. Их функционирование обусловлено ценностными ориентация-ми, мотивами, жизнедеятельностью в сельском со-
циально-экономическом пространстве, базовыми личностными и профессионально-важными качествами агробизнесмена, которые формируются на всех уровнях образовательной системы. Особенностью формирования агробизнес-культуры является ее соотнесение с региональной сельской образовательной системой.
3. Модель формирования агробизнес-культуры личности в условиях региональной сельской образовательной системы представляет собой непрерывный многоступенчатый (детский сад—школа— колледж—вуз) педагогический процесс, в рамках которого осуществляется агробизнес-воспитание и агробизнес-образование с учетом системного, культурологического, деятельностного и акмео-логического подходов. В фокусе модели: организация непрерывного агробизнес-образовательного процесса, критерии агробизнес-подготовки личности, управление сельской агробизнес-образовательной системой.
Список литературы
1. Азаров А.И. В реализации Концепции «Образование в течение всей жизни» для граждан, проживающих в сельской местности сельская школа: проблемы организации образовательного процесса // Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. — С. 6—12.
2. Арсланова Ф.М., Янгирова В.М. Инновационная воспитательная система в сельской школе. — М.: Изд-во МГОПУ, 2003. — С. 160.
3. Джагаева Т. Е. Педагогические основы развития экономического мышления школьников и студентов в условиях региона (на примере РЮО). — Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. — 104 с.
4. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Предпринимательство: учебник. — СПб.: Лань, 2001. — 696 с.