Научная статья на тему 'Модель непрерывного агробизнес образования'

Модель непрерывного агробизнес образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RURAL SCHOOL / AGRIBUSINESS EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / RURAL SOCIO-CULTURAL COMPLEX / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / АГРОБИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворончихина Н. А., Филимонюк Л. А.

В статье рассматривается модель непрерывного агробизнес образования, которая реализуется на базе сельского социокультурного центра, созданного в МБОУ СОШ № 16 с. Казьминское Ставропольского края. Авторы делают вывод о том, что в результате внедрения системы агробизнес-образования планируется повышение: конкурентоспособности выпускников школы; качества будущих молодых специалистов и руководителей способных эффективно работать в современных рыночных условиях; обеспечение устойчивого развития сельской территории за счет кадрового притока в производственную и социальную сферу села; бизнес-грамотности и агрокультуры населения, расширение возможности организации малых предприятий, частного агробизнеса; вхождение в кластерные образования ведущих вузов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTINUOUS MODEL OF THE AGRIBUSINESS EDUCATION

The article deals with a model of continuous agribusiness education, which is implemented on the basis of the rural socio-cultural center, created in the MBEW school № 16, Kazminskoye Village, Stavropol Krai. The authors conclude that as a result of the introduction of the system of agribusiness education it is planned to improve: the competitiveness of school graduates; the quality of future young professionals and managers able to work effectively in modern market conditions; ensuring sustainable development of rural areas due to the influx of personnel in the production and social sphere of the village; business literacy and agro-culture of the population, the expansion of the organization of small businesses, private agribusiness; joining the cluster education leading universities in the region, the formation of a complete model of continuous agribusiness education.

Текст научной работы на тему «Модель непрерывного агробизнес образования»

ших педагогических технологий и возможностей использования информационных телекоммуникационных технологий. Использование стратегии непрерывного образования с использованием новейших информационных технологий позволяет преодолеть противоречия между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития педагога и создать реальную перспективу для профессионально-личностного развития будущего специалиста в области образования.

Формирование информационной культуры будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в высшей школе предусматривает знание компонентов данного сложного личностного качества. Полифункциональное личностное и профессионально значимое качество педагога - информационная культура - включает такие взаимосвязанные компоненты, как:

- когнитивно-операциональный;

- инструментально-деятельностный;

- прикладной;

- коммуникативный;

- мировоззренческий [5].

Решение проблемы формирования информационной культуры будущих педагогов возможно путем реализации следующих рекомендаций:

Библиографический список

- повышения общего образовательного уровня студентов;

- развития логического мышления и умений аналитической деятельности;

- применения интегрированных занятий и задания, требующих применения информации из различных предметных областей;

- сочетания теоретических заданий и практических работ с использованием интерактивных методов и средств обработки информации;

- формирования навыков работы с информацией;

- применения в учебно-воспитательном процессе новейших педагогических информационных технологий.

Резюмируя вышеизложенное, заключим, что в современных условиях становления информационного общества в рамках реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе ее важным направлением и обязательным компонентом является формирование информационной культуры студентов. Формирование компонентов информационной культуры базируется на идеях непрерывного личностно-ориен-тированного образования, использовании инновационных педагогических технологий, новейших средств работы с информацией.

1. Кременко М.З. К проблеме информатизации общества в XXI веке. Вестник Адыгейского государственного университета. 2006; 1: 235 - 237.

2. Раецкая О.В. Социальные последствия информатизации. Перспективы науки и образования. 2013; 1: 68 - 72.

3. Ходанович А.И. Информатизация образования как научно-методическая проблема. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003; 3 (6): 259 - 268.

4. Данильчук Е.В. Модернизация образования в информационном обществе и информационная культура педагога. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002; № 2 (4): 153 - 161.

5. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: монография. Москва; Волгоград, 2002.

References

1. Kremenko M.Z. K probleme informatizacii obschestva v XXI veke. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006; 1: 235 - 237.

2. Raeckaya O.V. Social'nye posledstviya informatizacii. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; 1: 68 - 72.

3. Hodanovich A.I. Informatizaciya obrazovaniya kak nauchno-metodicheskaya problema. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2003; 3 (6): 259 - 268.

4. Danil'chuk E.V. Modernizaciya obrazovaniya v informacionnom obschestve i informacionnaya kul'tura pedagoga. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2002; № 2 (4): 153 - 161.

5. Danil'chuk E.V. Teoriya ipraktika formirovaniya informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga: monografiya. Moskva; Volgograd, 2002.

Статья поступила в редакцию 26.08.18

уДК 378

Voronchihina N.A., Head of the Education and Youth Affairs of Administration of Kochubeevsky Municipal District of Stavropol Krai, postgraduate, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Filimanuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

THE CONTINUOUS MODEL OF THE AGRIBUSINESS EDUCATION. The article deals with a model of continuous agribusiness education, which is implemented on the basis of the rural socio-cultural center, created in the MBEW school № 16, Kazminskoye Village, Stavropol Krai. The authors conclude that as a result of the introduction of the system of agribusiness education it is planned to improve: the competitiveness of school graduates; the quality of future young professionals and managers able to work effectively in modern market conditions; ensuring sustainable development of rural areas due to the influx of personnel in the production and social sphere of the village; business literacy and agro-culture of the population, the expansion of the organization of small businesses, private agribusiness; joining the cluster education leading universities in the region, the formation of a complete model of continuous agribusiness education.

Key words: rural school, agribusiness education, continuing education, rural socio-cultural complex.

Н.А. Ворончихина, руководитель отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, аспирант ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Е-mail: [email protected]

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф. каф. профессионального обучения ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Е-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО АГРОБИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается модель непрерывного агробизнес образования, которая реализуется на базе сельского социокультурного центра, созданного в МБОУ СОШ № 16 с. Казьминское Ставропольского края. Авторы делают вывод о том, что в результате внедрения системы агробизнес-образования планируется повышение: конкурентоспособности выпускников школы; качества будущих молодых специалистов и руководителей способных эффективно работать в современных рыночных условиях; обеспечение устойчивого развития сельской территории за счет кадрового притока в производственную

и социальную сферу села; бизнес-грамотности и агрокультуры населения, расширение возможности организации малых предприятий, частного агробизнеса; вхождение в кластерные образования ведущих вузов региона.

Ключевые слова: сельская школа, агробизнес образование, непрерывное образование, сельский социокультурный комплекс.

В последние десятилетия во многих странах мира образовательные реформы объединяет общая цель: ориентация образовательного учреждения на более эффективную подготовку молодежи к жизнедеятельности в современном высокотехнологическом обществе. Изменения касаются и содержания программ, которые специалисты в области образования максимально пытаются приблизить к реалиям современной экономики и производства. Огромное значение в данном аспекте имеет ориентация на производственную сферу региона.

Современная политика руководства Ставропольского края направлена на устойчивое развитие сельских территорий, создание в крае центра продовольственной безопасности страны. Это объясняется исторически обусловленным сельскохозяйственным профилем края, национальным приоритетом развитию агропромышленного комплекса России, природными возможностями региона в развитии АПК. Комплекс социально-экономических мер, предпринятых в отношении развития села в последние годы, дал определенные результаты. Однако, эффективность проектов зависит, прежде всего, от их качественного кадрового обеспечения. Поэтому, проблема подготовки кадров для села остается наиболее острой и трудно решаемой. Здесь явно высвечиваются две взаимосвязанные стороны проблемы: низкая мотивация современной молодежи к труду на селе вследствие сложившейся в социуме непрестижности профессий АПК и статуса сельского образа жизни в целом; несоответствие качества подготовки специалистов требованию инновационного развития АПК. Особую значимость в современных условиях инновационного развития экономики АПК необходимо уделить бизнес-образованию специалистов АПК, раннему формированию у обучающихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села. Решение проблемы - создание системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий через создание сельского социокультурного комплекса добровольного объединения образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных организаций и органов власти, субъектов предпринимательства, использующее конвенциональные инструменты социального партнерства и сетевого взаимодействия для решения насущных задач по развитию образования в рамках определенной территории или в отдельно взятом образовательном учреждении, которая основывается на принципах образовательной политики, определенных в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», на положениях Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года [1; 2].

Созданный на базе МБОУ СОШ № 16 (с. Казьминское, Ставропольский край) сельский социокультурный центр (далее -ССКК) имеет своей целью непрерывное агробизнес образование учащихся данной территории [3; 4].

Стратегической целью агробизнес-образования является устойчивое экономическое развитие территории за счёт повышения конкурентоспособности выпускников школы, подготовка и вовлечение в агробизнес, в социальную сферу сельской территории молодых квалифицированных кадров.

Основными направлениями и задачами развития системы непрерывного агробизнес-образования являются: развитие единой агробизнес-образовательной среды в рамках сельского социокультурного комплекса; обеспечение доступности и качества агробизнес-образования; модернизация образования с позиции инновационного развития экономики АПК, улучшения качества жизни в сельских территориях; внедрение в систему образования эффективных механизмов реализации системы непрерывного агробизнес-образования. Структурными компонентами системы непрерывного агробизнес-образования являются: Нормативно-правовая подсистема обеспечивает законодательную базу функционирования субъектов агробизнес-образования, в первую очередь, образовательных структур; Образовательная подсистема: в образовательной подсистеме создаются образовательные продукты, осуществляется предоставление образовательных услуг при активном взаимодействии с потребителями; Регулирующая подсистема обеспечивает функционирование образовательных структур в соответствии с существующими требованиями и стандартами, обеспечивая тем самым качество

образовательных услуг; Коммуникационная подсистема обеспечивает взаимодействие производителей и потребителей образовательных услуг, облегчает ориентацию в образовательном пространстве.

Подробнее остановимся на образовательной подсистеме, включающей программы по следующим уровням:

Уровень «Дошкольное агробизнес образование»: обучение реализуется посредством дополнительных занятий по формированию элементарных представлений о сельском хозяйстве, грамотном и экологически безопасном природопользовании; экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т. д.

Уровень «Школьное агробизнес образование»: обучение реализуется в школах посредством последовательного интегрирования тем по агробизнесу в учебные предметы, преподаваемые в начальной и средней школе (обществознание, историческое краеведение, географическое краеведение, геоэкология, экология растений и животных, биология, химия, экология человека, технология, основы безопасности жизнедеятельности); введения в качестве учебного модуля учебного предмета «Технология» разделы «Основы агробизнеса» и «Первые шаги к лидерству»;

- в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения - введением курсов по основам предпринимательской деятельности, по изучению предметов на профильном уровне.

- последовательной бизнес-проектной образовательной деятельностью в школе.

С учащимися младших классов (4, 5 классы) проводятся занятия, целью которых является развитие познавательной активности и логического мышления школьников, раскрытие экономических знаний, воспитание лидерских качеств, предпринимательской психологии. В процессе обучения используются: мастер-классы; ситуативно-ролевое обучение и деловые игры; тренинги; проектная деятельность, информационные технологии: использование средств сетевой коммуникации: форумов, чатов, электронной почты; учебно-методические материалы на электронном носителе.

На следующих ступенях обучения (6-7 классы) учащиеся знакомятся с основами экономики и ведения бизнеса.

Ступени (8-9 классы) и (10-11 классы) - это предпрофес-сиональная экономическая подготовка школьников в условиях профильного и дополнительного агробизнес-образования, обязательное знание элементарных основ ведения предпринимательской деятельности и составления бизнес-проектов. На данном уровне идет отбор наиболее творчески одаренных детей, разрабатываются молодёжные бизнес-проекты, проводятся олимпиады.

В основной школе основными методами и формами обучения являются: тренинги, тестирование, решение расчетных и графических задач экономического содержания, проведение практикумов, составление бизнес- планов, ролевые, ситуационные и деловые игры. В ходе такой подготовки ученики основной школы смогут определить свое место в экономическом пространстве региона, осознать моральную и правовую ответственность за собственную судьбу с позиции её профессионального становления. В старших классах школьники должны познакомиться с профессиями социально-экономической сферы АПК, с формированием спроса и предложения на сельском рынке труда, с конкуренцией. При этом целесообразно использовать компьютерное и математическое моделирование, ситуационные и деловые игры, тестирование, пресс-конференции, проектную деятельность. Дополнительное образование включает в себя:

- Семинары и тренинги по агробизнесу и развитию лидерских качеств - это направления дополнительного образования, которые проводятся высококвалифицированными преподавателями и приглашенными специалистами-практиками лидирующих компаний.

- Мастер-классы проводят эксперты, которые являются специалистами в сфере агробизнеса, которые делятся своим опытом и своей методикой, указывают на ошибки и подсказывают пути их решения.

- Формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционная. Занятия проводятся в форме лекций, практических занятий, видео-уроков, экскурсий, мастер-классов, семинаров, тренингов, конференций и др. с использованием методов активного и интерактивного обучения.

Таким образом, подготовка в школе - это первый этап агробизнес-образования, задачи которого заключаются не только в выработке набора жизненно необходимых в современной рыночной среде навыков, но и в эффективной профориентационной работе по подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессий АПК, ведению собственного бизнеса.

Для реализации образовательного процесса МОУ СОШ № 16 располагает соответствующей материально-технической базой. В обозримой перспективе предполагается развернуть на базе ОУ коучинг - центр прогнозирования рынка труда и содействия трудоустройству «Карьера на селе», школьный агробизнес-инкубатор-деловой центр, центр «Флористика и дизайн»; информационно-консультационный пункт по вопросам АПК для насе-

Библиографический список

ления; мини-агрокомплекс на пришкольном участке (школьный сад, мини-питомник, мини-маточник, поликарбонатная теплица, 1 стеклянная теплица с обогревом, опытно-экспериментальный участок (отдел полевых культур, отдел овощных культур, отдел цветочно-декоративных растений, отдел ландшафтного дизайна, ягодник, отдел начальных классов).

В результате внедрения системы агробизнес-образования планируется повышение: конкурентоспособности выпускников школы; качества будущих молодых специалистов и руководителей способных эффективно работать в современных рыночных условиях; обеспечение устойчивого развития сельской территории за счет кадрового притока в производственную и социальную сферу села; бизнес-грамотности и агро-культуры населения, расширение возможности организации малых предприятий, частного агробизнеса; возможность трансляции модели ССКК на другие территории; вхождение а кластерные образования ведущих вузов региона, формирование завершённой модели непрерывного агробизнес образования.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Available at: static.government.ru/media/ files/mlorxfXbbCk.pdf

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Available at: //www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 29 декабря 2012 года N 273

3. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования Кочубеевского муниципального района Ставропольского края» в новой редакции. Постановление администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края № 1243 от 28.12.2016 года. Available at: //http://www.kochubrono.edusite.ru/p3aa1.html

4. Стратегия развития системы образования Ставропольского края. Available at: http://www.stavminobr.ru/.../strategiya-r...020-goda.html

References

1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Available at: static.government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf

2. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon. Available at: //www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 29 dekabrya 2012 goda N 273

3. Ob utverzhdenii municipal'noj programmy "Razvitie obrazovaniya Kochubeevskogo municipal'nogo rajona Stavropol'skogo kraya" v novoj redakcii. Postanovlenie administracii Kochubeevskogo municipal'nogo rajona Stavropol'skogo kraya № 1243 ot 28.12.2016 goda. Available at: //http://www.kochubrono.edusite.ru/p3aa1.html

4. Strategiya razvitiya sistemy obrazovaniya Stavropol'skogo kraya. Available at: http://www.stavminobr.ru/.../strategiya-r...020-goda.html

Статья поступила в редакцию 13.08.18

УДК 371

Gasharov N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected], contact phone number

Omarova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected], contact phone number

ON THE DEVELOPMENT OF THE ABILITY TO PROVE STATEMENTS IN THE PRIMARY COURSE OF MATHEMATICS. The

article substantiates the necessity of conducting in the process of teaching mathematics work on the formation of younger schoolchildren such logical skill as reasoning and proving simple mathematical statements in the framework of programs in mathematics. The authors offer a number of key examples of exercises and tasks in mathematics, which show their didactic effectiveness in practice, which demonstrate the methodological techniques that contribute to the development of students' ability to conduct deductive reasoning at math lessons.

Key words: logical skills, judgment, proof, full induction, deductive reasoning.

Н.Г. Гашаров, канд. ф.-м. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

А.А. Омарова, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

О РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

В статье обосновывается необходимость проведения в процессе обучения математике работы по формированию у младших школьников такого логического УУД как умения рассуждать и доказывать не сложные математические суждения в рамках действующих программ по математике. Предлагаем ряд ключевых примеров упражнений и задач по математике, показавшие на практике свою дидактическую эффективность, на которых демонстрируем методические приёмы, способствующие развитию у учащихся умения проводить на уроках математики дедуктивные рассуждения (доказательства). Ключевые слова: логические УУД, суждение, доказательство, полная индукция, дедуктивное рассуждение.

В настоящее время в российском обществе происходят значительные перемены в образовании, науке и технике. В связи с этим образование, в том числе и математическое, должно быть

направлено, прежде всего, на развитие у учащихся основ современного мышления, которое позволило бы им не только успешно использовать приобретенные предметные и метапредметные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.