воздействие на зрителя. Недосказанность, не доведённое до конца психо-физи-ческое действие исполнителя - героя, его обрыв производит интересный художественный эффект» [5].
- «Всё вторичное - лишено индивидуального, а значит антихудожественно» [4].
- «Определение зоны артистической заразительности - путь к расширению творческого диапазона будущего артиста. Обнаружив «октаву» выразительного индивидуального звучания, то, чем активно воздействует на зрительный зал - даёт возможность направлять художественное дарование в нужном направлении, совершенствовать творческую индивидуальность, её рост» [5].
- «Подлинно художественное произведение всегда целостно. Не объединённые в едином, связующем целом - события, фрагменты, эпизоды - это всё ни кому ненужные «обрывки» (5).
- «Личная ранимость - главный показатель актёрской одарённости» [1].
- «Профессии актёра и режиссёра - штучные, рождаться на потоке они не могут. Нужно дифференцированное, пристальное внимание к каждому отдельно» [5].
- «Не закрывайтесь, старайтесь прорваться к самой сути, открывать себя в себе - только это обогащает индивидуальность. Плюс умение «черпать» из жизни, духовно заряжаться ею» (4).
- «Быть другим, оставаясь самим собой в каждом новом спектакле, новой роли - совмещать с собой и присваивать себе чужое - высший пилотаж для актёра» [1].
- «Необходимо мужество сопротивления от эксплуатации одних и тех же качеств одарённости, одной и той же, раз найденной «маски»» [1].
- «От степени личных ассоциаций возникает и мера соотношения с образом, который пытаешься сыграть» [5].
- «От степени гражданского участия в теме спектакля, личной и полной самоотдачи рождается и способ существования» [1].
- «Иллюстрация - враг образности!» [1].
И это не всё. Существует еще много положений в методике Мастера, которые требуют подробного анализа, научного осмысления и пристального педагогического внимания.
А. А. Гончаров в театре и в вузе развивал и обогащал творческие и педагогические традиции своих великих учителей: А. М. Лобанова (о подробности
Библиографический список
сценического существования, о глубинности сценической правды, о творческой и личной обеспокоенности и постоянной готовности к творческому процессу, о поисках образного осмысления пьесы), Н. М. Горчакова (о режиссёрской разработке партитуры сценических действий, об особенностях рождения режиссёрского замысла, о соотношении личности автора, личности актёра и личности режиссёра), А. Д. Попова (о художественной целостности спектакля, о зоне сценического молчания и актов восприятия в них) и т. д.
Театрально-педагогическое творчество А. А. Гончарова - особое, неповторимое, определяемое 50-летним творческим опытом глубинного поиска, художественных открытий, экспериментов. Спустя время, становится очевидным, Андрей Александрович Гончаров имел свою, самобытную школу воспитания молодых дарований. Он - Художник и подлинный Мастер! Он имел призвание и особый дар распознавать таланты. Его ученики с успехом работали или работают педагогами в театральных вузах, актёрами и режиссёрами в профессиональных театрах России: Пётр Фоменко, Эймунтас Некрошюс, Наталья Зверева, Глеб Дроздов, Владимир Андреев, Владимир Марин, Андрей Борисов, Татьяна Ахрамкова, Анатолий Лобоцкий, Михаил Фейгин, Елена Хорькова, Ольга Прокофьева, Денис Карасёв, Елена Мольченко, Юлия Силаева, Иван Агапов, Сергей Зуев, Евгений Каменькович, Нателла Бритаева, Вячеслав Шалимов, Геннадий Косюков, Владимир Боголепов, Борис Земцов, Пётр Слюсарев, Алексей Говору-хо, Сергей Миронов, Сергей Голомазов, Владимир Чертков, Евгений Радкевич, Вадим Кондратьев, Сергей Яшин, Наталья Силантьева, Мария Ардова, Даниил Спиваковский, Александр Демидов и др., Польши: Ежи Яроцкий, Вольдемар и Мария Крыгер, Марек Кмецинский, Ивона Тудай, Кубы: Мария Елена Ортега Ло-пес, Вьетнама: Нгуен Суан Дам, Греции: Стафис Ливофенос, Китая: Син-Чан-Чю, Гэ-Жуй-У, Германии: Герхард Нойбауэр, Хорст Хавеман, Эстонии: Кренст Юхан, Виталий Черемнёв, Литвы: Витаутас Чибирас, Аугустис Балтрушайтис, Цезарь Гружинис, Монголии: Харлоо Нацагдорж, Дорджулам, Ичинхорлоогийн, Бирваагийн, Болгарии: Иванка Цветанова, Кипра: Маркос Шапанис, Алжира: Бугермух Абдельмалек и многие другие.
Фигура А.А. Гончарова в театральной педагогике страны - духовно и художественно многогранна, авторитетна, высоко профессиональна. Он много писал, выступал, режиссировал, заведовал кафедрой режиссуры драмы ГИТИСа, руководил театром им. Маяковского. Он думал, искал, мечтал и надеялся. Он верил и любил. Он и сегодня - впереди.
1. Авторские стенограммы занятий А.А. Гончарова со студентами ГИТИСа 1981-1986, 1987, 1991-1992 гг.
2. Шангина Е.Ф. Запись интервью с педагогами ГИТИСа (1980-1992 гг.)
3. Шангина Е.Ф. Запись интервью с выпускниками мастерской А.А. Гончарова (1992 г.)
4. Шангина Е.Ф. Стенограммы заседаний кафедры режиссуры драмы (1981-1992 гг.).
5. Шангина Е.Ф. Запись интервью со студентами и педагогами мастерской А.А. Гончарова (1980-1985 гг.)
6. Шангина Е.Ф. Запись интервью с педагогами ГИТИСа (1980-1992 гг.)
References
1. Avtorskie stenogrammy zanyatij A.A. Goncharova so studentami GITISa 1981-1986, 1987, 1991-1992 gg.
2. Shangina E.F. Zapis' interv'yu s pedagogami GITISa (1980-1992 gg.)
3. Shangina E.F. Zapis'interv'yu s vypusknikamimasterskojA.A. Goncharova (1992 g.)
4. Shangina E.F. Stenogrammyzasedanijkafedryrezhissury dramy (1981-1992 gg.).
5. Shangina E.F. Zapis' interv'yu so studentami i pedagogami masterskoj A.A. Goncharova (1980-1985 gg.)
6. Shangina E.F. Zapis' interv'yu s pedagogami GITISa (1980-1992 gg.)
Статья поступила в редакцию 24.06.19
УДК 378
Yurova Yu.V., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute; teacher of additional education of Municipal budget institution of additional education "Center of Additional Education" in Ipatovsky District (Stavropol Region, Russia), E-mail: [email protected]
Filimonuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University; pedagogue of additional education, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
PROJECT-METHODICAL ACTIVITY OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION. The article deals with project-based and methodological activities of a teacher of additional education. The project-methodical activity of the teacher consists of the following components: planning, organization and coordination of work. The authors of the work give their own definition of this concept and suggest a program of development project-methodical activities for teachers in children's associations of environmental orientation, "The Little Ecologist" and "The Brook", in the basis of the work which are eco-quests. The researchers conclude that in all periods of professional development the teacher of additional education should have his own individual route of professional development and the route of development of project and methodological activities, consisting of the development of professional competencies, solving pedagogical problems, obtaining best practices, obtaining quality qualification education and self-education.
Key words: project-methodical activity, levels of qualification of teacher, gaming technology, pedagogical diagnostics, additional education, environmental activities, teacher of additional education.
Ю.В. Юрова, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск; педагог дополнительного образования МБУДО «Центр дополнительного образования» Ипатовского района Ставропольского края, E-mail: [email protected]
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск; E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проектно-методическая деятельность педагогадополнительногообразования. Проектно-методическаядеятельность педагога дополнительного образования состоит из следующих компонентов: доонидоопния,тргаиозеоиио кооодингщоиработы. .дто^мырьто^тооа вдо°скод определение данного понятия и предлагается авторская программа оогвидтя пвооктно-методической деятельности педагогов в детских объединениях экологической направленности «Маленький эколог» и «Ручеек», в основе работы которых лежат эко-квесты. Авторы делают вывод о том, что во все периоды профессионального становления педагог дополнительного образования должениметь свойиндивидуапьныхма ршрут профессионального развития и маршрут развития проектно-методической деятельности, состоящий из нарабoттипpoфооокoнaдечдн кнокеденцеа, еоLмeьиядодaгoриидcкивзaтPо, полт-чения передового опыта, получения качественного квалификационного образования и самообразования.
Ключевые слова: проектно-методическая деятельность, уровни ооалифиеацииоедеиого, иафове1еоехнологит,педагмгиооккая фимддтптокм, дополнительное образование, экологическая деятельность, педагогдопадкаттльотнотбравован ко.
Введение
Одним из важнейших средств повышения уровня педагогического мастерства работников образования, объединяющим в структурное целое сисотмр деятельности дополнительного образования, является проектно-методичеккао направление. Существующую проектно-методическую деятельность можно отнести к индикатору профессионализма педагога в см ременномобразовательном мире. Следует отметить, что в педагогической науке нет единого подхода и четео сформулиропанногоооаеделенимдантого понотдя.Рекоторые предполагало, что методическая деятельность связана с самообразованием педагога, повышением квалификацианноВнедеотовкьннап ревлрнвргeдргoгечаокрЙoPзaаии по дисциплинам, работой с дидактическими средствами. Другие считают, что к методичесноПрдядерьоасньдербмрдиро олнопнтвдадраеленее, свяганноносб-учением конкретной дисциплине. Есть и третья точка зрения, рассматривающая методичоекдю дeятпльоocть«екачecтвреoаoкпплoнтиoодoниoслвно семозтая-тельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности» [1; 4].
Аншани^е кжвышрдкезлнвоe.Pтмотим, что для нас в опрэдоллниингрр-ектно-методическая» деятельность объединены профессиональная деятельность педагога ¡г мееорикеабрчемня м^^де дик максимально результативного усвоения материала учащимися, с выходом на долгосрочные отношения, подразумевающи обучение с детского сада до возможности поступления в ВУЗы своих обучающихся.
Основное содержан иестатьи
Большинство педагогов-практиков осознают специфическою важность проектно-методической деятельнасти.кстарая вапючает в себя три взаимосвя-
Вид проектно-методической деятельности
I
I <
Анализ учебно-программной документации
Методический анализ учебного материала
( I
Планирование системы занятий теоретического и практического обучения
Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на занятии
Конструирование деятельности учащихся по формированиютехнических понятий и практических умений
Разработка методики обучения по предмету
Разработку видов и форм контроля ЗУН
Управление и оценка деятельности учащихся на занятии
Проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов
Долгосрочное проектирование обучения учащихся
занных компонента: преподавание дисциплины, воспитание учащихся и проек-тно-методическая деятельность.
Основная цель проектно-методической деятельности педагога предполагает систематизированное применение в практике обучения моделей методических разработок, в том числе в системе дополнительного образо-таноя.
Проектно-методическая деятельность выполняет ряд функций, которые представлены на рисунке 1.
— А Аналитическая
ЛЕЗЯ ■аи.г.тьыЛШИа И ссл едо нтел ндс ика.я
методической деятельности
педа гога ополнительного образования Проектировочная
Нормативная
Рча. 1. Фкнкциа проектна методической даятеаанасти падагога Деятельность педагога дополнительного образования в МБУ ДО ЦДО Ипатовского района Ставропольского края
Рис. 2. Виды проектно-методической деятельности педагога дополнительного образования
И.А. Нестерова считает, «что проектировочная деятельность связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности. А нормативная деятельность способствует выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения» [4].
К объекту проектно-методической деятельности относят процессы интеграции получаемых знаний, умений, навыков педагога дополнительного образования. Предмет проектно-методической деятельности - применение различных приемов и методов, способов реализации и регуляции процессов, связанных с формированием новых знаний и умений с учетом специфических особенностей в содержанииконкретнойди сциплины.Субъектомвыступаетсам педагогический работник или коллектив педагогов в системе дополнительного образования.
Выдд. яявиоы пиоектйо-методрческуДоеерельности,выполняемыурддаго-гамддопыоедтрлпнкгаывбразквании,дожмоытжыоивь,члооуй вдаи модопедчооыы,
глт^ст^нМ oблоыпивооlом, иигонсфв^сп в МБУДЫЦзлтр дупeлнитлмптoгедУpa-зования Ипатовского района Ставропольского края представлены на рисунке 2.
Cйртвпиптйакрн0-м eтсдччокlгoй длптeльчлотииoдaгоc допсшии—рнооо о0слзoиуйтофoтннpyeтсаи ceвтвшeнптптeвoв в падотрcлпpаутичоcкoйтлбоаы втепжиуoбъeдcнeнизл.
Р^ботaйеотelыoмобъоcчнecии«Mсленький эколоникМБр ДО ЦДО Ипр-товского района позволила начать работу по разработке авторской программы развития твoекрне-ммтдыичлткун депоeликуитн тодогога еУпoойитеетиoгoлеЕ paуаваптаоPйeствoннoтоминoуу наеpaвлcтйя.Haми былоо™ечтно,чту«фои-мы организации деятельности учащихся, методы и приемы ознакомления их с чапpoaoеcомыoиaддcо0вaзныe,йыЛориx завр cивемвonчитaоeлтнO)Oбpaзcдe-тельных задач, программного материала и возраста, а также от местных условий и крнрeейoыаoуpaжeния»[6]. В ходлирсоодовтнтвнaшлo пeетвлрыыоoпeто. чио иаыоыйзoкоииelTУToдипоокoгo иoчeмоуно-увeс■гoвleымcувмашeнньвования знаний об экологии, эффективно, и может быть включенным в основную про-гнамл у тдллoгыиуcкогo чoапчаoнчяЫокиoceтиoтйедоннoгдвкcиoвч ыокта (и016и ооыо уг),|деприьяы иоыдмттт1 ЯВууащчкая, paЛдoc нод тpoлгрнO(|тeродсие-cжoи дeя■гтыдтлcтью пeло-oгoдoяoвуутoыкнлгу eЛтaзcиончякоoдуыдтлaрь М !Н ^С^Л^ДД 9 увебаиы гc^дoД^и I л а тотлчoов апоксз роО^'^и^но^^ п р опоиома воо риго года обучения для детей дошкольного возраста. На сентябрь 2018 года в дет-вкoсоболдинeнчи<(Mыыeнькитaкдлoци нacйтвыйaлoвь 80 уытщипсо ^^^твчгог^^a oЛyчупйP,yмнeшнси^с^ш^ч^ших обтоеиие попрограм меаионого года оТдесия. Работа по программе проводится в двух дошкольных организациях г. Ипатово -МБДОУ ДС № 5 «Ручеек» и МБДОУ ДС № 28 «Радуга» (рисунок 3).
Рис.З.Количествовоспитанников, обучающихся по программевторого года обучения «Маленький эколог» в 2018-2019 учебном году
В то же время были организованы группы первого года обучения, куда были включены 86 учащихся одной дошкольной организации - МБДОУ ДС № 28 «Радуга» (рисунок 4).
30 25 20 15 10 5
■ группа 1
■ группа 2 группа 3
■ группа 4
Д/с "Радуга"
Проводимая работа в дошкольных организациях позволила в дальнейшем развивать проектно-методическую деятельность педагога путем привлечения учащихся для участия во всевозможных акциях, конкурсах, форумах, разрабатывая методическое обеспечение этой деятельности и, добиться результатов деятельности на всероссийском и региональном уровнях. Участие в экологических акциях формируют те знания, которые позволяют в дальнейшем не оставаться равнодушными к природе и окружающему миру. Акции и конкурсы, в том числе, «Каждой пичужке - кормушка», «Покормите птиц зимой», «Первоцветы», «Сохраним природу Ставрополья», «Зеркало природы», «Река моя - источник красоты», «Базовые национальные ценности» позволяют учащимся реализовать творческие возможности и проникнуться заботой о живой природе, окружающей нас.
В таблицах 1 и 2 приведены итоги педагогической диагностики за годовой период обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленький эколог».
Таблица 1
Анализ результативности педагогической диагностики за 2017-2018 учебный год в детском объединении «Маленький эколог» МБУ ДО ЦДО Ипатовского района [5]
№ Наименование объединения Год обучения Кол-во детей Результативность (человек в %)
низкий средний высокий
1. «Маленький эколог» 1 20 - 8/40 12/60
2. «Маленький эколог» 1 19 - 8/42,1 11/57,9
3. «Маленький эколог» 1 21 - 8/38,1 13/61,9
4. «Маленький эколог» 1 20 - 11/55 9/45
5. «Маленький эколог» 1 21 - 12/57,1 9/42,9
6. «Маленький эколог» 1 23 - 16/69,6 7/30,4
7. «Маленький эколог» 1 14 - 8/57,1 6/42,9
8. «Маленький эколог» 1 12 - 8/66,7 4/33,3
Итого: 150 - 79/52,7 71/47,3
Таблица 2
Анализ результативности педагогической диагностики за 2018-2019 учебный год в детском объединении «Маленький эколог» МБУ ДО ЦДО Ипатовского района [5]
№ Наименование объединения Год обучения Кол-во детей Результативность (человек в %)
низкий средний высокий
1. «Маленький эколог» 1 17 - 7/41,2 10/58,8
2. «Маленький эколог» 1 18 - 6/33,3 12/66,7
3. «Маленький эколог» 1 24 - 11/45,8 13/54,2
4. «Маленький эколог» 1 27 - 11/40,7 16/59,3
5. «Маленький эколог» 2 24 - 8/33,3 16/66,7
6. «Маленький эколог» 2 20 - 8/40 12/60
7. «Маленький эколог» 2 22 - 12/54,5 10/45,5
8. «Маленький эколог» 2 14 - 5/35,7 9/64,3
Итого: 166 68/40,9 98/59,1
Рис.4.Количествовоспитанников, обучающихся по программепервого года обучения «Маленький эколог» в 2018-2019 учебном году
Можно отметить, что процент высокой результативности в 2018-2019 учебном году превышает аналогичные показатели за 2017-2018 учебный год более чем на десять процентов (11,8%). Это свидетельствует об эффективном применении в проектно-методической деятельности педагога дополнительного образования игровой технологии - эко-квестов.
В 2018-2019 учебном году планируется разработка программы для учащихся третьего года обучения, где все занятия будут реализованы в форме эко-кве-ста, и приближены к исследовательской деятельности: применение микроскопа, лабораторные опыты, составление экологического проекта.
Немаловажным аспектом является факт, что проектно-методическая деятельность, включающая взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, приведут и к более отдаленному результату - развитию личности учащегося [4].
Проектно-методическая деятельность педагога дополнительного образования состоит из следующих компонентов: планирования, организации и координации работы.
0
Уровень Характеристика
Начинающий специалист — Готов к выполнению трудовых функций в рамках своей профессии, но еще недостаточно способен реапизовывать их на практике
Неспециалист Поступил в образовательную организацию в силу определенных обстоятельств, владеет теорией предметной области, но не имеет психолого-педагогических знаний
Педагог-профессионал Присутствуют глубокие системные теоретические знания учебного предмета, практические умения, закрепленные в опыте, и профессионально значимые личностные качества
Педагог-мастер Обеспечивает стабильно высокие результаты своего труда без перегрузки учащихся
Педагог-исследователь ш Умело использует педагогические знания для выполнения подготовки учащихся, сам проводит исследовательскую работу
Рис.5.Уровни квалификации педагогадополнительногообразования
В процессе планирования выделяют два направления, это перспективное (долгосрочное) и оперативное (краткосрочное). Перспективное планирование включает в себя проектн°-методическую разработку планов на год и более, которые включают в себя дополнительные общеобразовательные общераз-вивающие программы, планы воспитательно й работыидругое.Оперативные планы необходимы на разных этапах реализации перспективных, и включают в себя побготонппнатредстолщенмеиопсияеир.конфеиенлткп тонку-осами-нар, слет, занятие.
Ещеоднимаппеатемв проектоо-методикесиоо деятелрносиннедаа гога является работа с информацией. Педагогам, которые занимаются инновтци онооб оеяоелтносиью,мржио леоко потеря1тетя внотсаеинфор-мации. Для стабильной работы им необходимы ориентиры. Что касается объёмо, иолродосвавляемоюинф0рмоциокнынатрные еоыжныДытапол-ными и достаточными, для эффективного управления процессом проек-тно-мртооинecкoИ оояполаторти . Специализированная литература и опыт педагогов в системе дополнительного образования помогут в выборе ме-
тодов и методик для качественной реализации педагогической деятельности.
Готовность педагога дополнительного образования напрямую влияет на восприятие образовательных программ, и их продуктивное использование. Нестерова И.А. считает, что содержание таких программ должно быть дифференцированным в соответствии с уровнем квалификации педагога дополнительного образования [4](рисунок 5).
Выводы
Во все периоды профессионального становления педагог дополнительного образования должен иметь свой индивидуальных маршрут профессионального развития и соответственной свой маршрут развития проектно-методической деятельности, состоящий из наработки профессиональных компетенций, решения педагогических задач, получения передового опыта, получения качественного квалификационного образования и самообразования.
Рационально организованная система непрерывного образования способна открыть путь к мастерству любому педагогу дополнительного образования.
Библиографический список
1. Дуда Н.Н. Методическая работа как средство повышения профессионального роста педагога. Available at: Нйр://открытыйурок.рф/статьи/576515/
2. Закиева Л.Р, Хадиева Ф.И. Проектная деятельность педагога. Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г Челябинск, апрель 2013 г). Челябинск: Два комсомольца, 2013; 6-7. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3674/
3. МихалеваЛ.П.,ЯковлеваН.Ф. Проектная деятельностьвобразовательномучреждении: учебноепособие.Москва, 2014.
4. Нестерова И.А. Методическая деятельность педагога. Образовательная энциклопедия. Available at: http://odiplom.ru/lab/metodicheskaya-deyatelnost-pedagoga.html
5. Официальный сайт МБУ ДО Центра дополнительного образования Ипатовского района Ставропольского края. Available at: http://www.ip-cdod.ru
6. Юрова Ю.В., Филимонюк Л.А. Педагогика: семья - школа - вуз - общество (инновации и технологии): монография. В.П. Андронов, А.М. Афлетонова, М.В. Гулакова и др. Под общей ред. проф. И.А. Винтина; (Отв. ред. проф. О.И. Кириков). Книги 45-46. Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: 2018.
7. Юрова Ю.С., Филимонюк Л.А. Экологическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования детей. Проблемы современного педагогического образования. 2018; Вып. 59 (1): 429 - 432.
Refеrences
1. Duda N.N. Metodicheskaya rabota kaksredstvopovysheniya professional'nogorosta pedagoga. Available at: http://otkrytyjurok.rf/stafi/576515/
2. Zakieva L.R., Hadieva F.I. Proektnaya deyatel'nost' pedagoga. Pedagogika: tradiciiiinnovacii: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, aprel' 2013 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2013; 6-7. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3674/
3. Mihaleva L.P., Yakovleva N.F. Proektnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii: uchebnoe posobie. Moskva, 2014.
4. Nesterova I.A. Metodicheskaya deyatel'nost' pedagoga. Obrazovatel'naya 'enciklopediya. Available at: http://odiplom.ru/lab/metodicheskaya-deyatelnost-pedagoga.html
5. Oficial'nyj sajt MBU DO Centra dopolnitel'nogo obrazovaniya Ipatovskogo rajona Stavropol'skogo kraya. Available at: http://www.ip-cdod.ru
6. Yurova Yu.V., Filimonyuk L.A. Pedagogika: sem'ya - shkola - vuz - obschestvo (innovacii i tehnologii): monografiya. V.P. Andronov, A.M. Afletonova, M.V. Gulakova i dr. Pod obschej red. prof. I.A. Vintina; (Otv. red. prof. O.I. Kirikov). Knigi 45-46. Voronezh: VGPU; Moskva: Nauka: 2018.
7. Yurova Yu.S., Filimonyuk L.A. 'Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Problemysovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2018; Vyp. 59 (1): 429 - 432.
Статья поступила в редакцию 26.06.19
УДК 371
Abdusalamov M.M., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Lnaguages for Humanitaries Specialities,
Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ON OPTIMIZING A SOCIAL ASPECT OF HIGHER EDUCATION IN THE COUNTRIES OF EUROPEAN UNION. The leading European countries in fact are the first to start the process of adapting their national higher educational systems to workforce requirements of the neoliberal knowledge-based pattern of modern economy. Their experience clearly shows that availability of a required multitude of national workforce, armed with innovative knowledge and competencies, corresponding to ever-changing labor market requrements are an imperative precondition of a successful process. This means that an access to higher education for all social categories of the total population has to become an unquestionable fact, that in its turn would necessitate an essential reinforcement of social component of national higher education policy. This undertaking has proved to be extremely complicated due to the fact that unequal access opportunities to higher education laid in the traditional educational system has its centuries-long history. The aim of this paper is to outline an experience accumulated by the leading European countries in strengthening of social aspects of their educational systems. The European national higher education systems had to solve a variety of intricate and contradictory problems and tasks on this way. Their abundant experience is worth careful analysis and introduction by nations faced with this process or are at its start.
Key words: diversification of ways to higher education, positive discrimination, targeted recruitment, grants, educational credits, subsidized educational services, family allowances.
М.М. Абдусаламов, канд. филол. наук, проф. каф. иностранного языка для гуманитарных факультетов, Дагестанский государственный
университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА
Ведущие страны ЕС практически первыми запустили процесс адаптации национальных систем высшего профессионального образования (ВПО) к кадровым требованиям неолиберальной экономической модели, основанной на знаниях (knowledge-based economy). Их опыт наглядно демонстрирует, что определяющей предпосылкой успешного функционирования принципиально новой модели глобальной экономики является наличие в стране потребной массы кадров самых разных профилей, обладающих инновационными знаниями и профессиональными компетенциями, соответствующими постоянно меняющимся требованиям на рынке труда. Это означает, что профессиональное образование соответствующих уровней должно стать реально доступным для широких слоев населения, что невозможно без существенного усиления социального аспекта ВПО в государственной образовательной политике. На практике это оказалось весьма сложной задачей, так как неравные возможности в получении высшего образования для разных социальных классов складывались веками. Целью статьи является в общих чертах ознакомить читателя с опытом, наработанным ведущими странами ЕС в этом направлении, заслуживающим, на взгляд автора внимательного изучения со стороны тех стран, которые на данный момент находятся на менее продвинутом этапе внедрения экономической модели, основанной на знаниях.
Ключевые слова: диверсификация маршрутов получения ВО, положительная дискриминация, целевой приём, гранты, образовательные кредиты, субсидируемые образовательные услуги, семейные пособия.
Введение
В начале 3-го тысячелетия, как уже хорошо известно, ни одна страна, стремящаяся построить у себя современную конкурентоспособную экономику, не способна достичь этой цели без решения первой приоритетной задачи - поэтапное трансформирование традиционной (сырьевой) экономики в модель, основанную на знаниях (knowledge-based economy). В самых высокоразвитых западноевропейских странах одними из первых в мире осознали эту истину и уже на стыке двух последних столетий запустили механизм трансформации своих экономик в новом направлении. Здесь не потребовалось много времени, чтобы осознать, что для практического решения этой сверхзадачи безальтернативно необходимо наличие критической массы профессиональных кадров самых разных отраслей и направлений, вооруженных инновационными знаниями (knowledge workers), без которых невозможно создать в общенациональных масштабах «умную» экономику, основанную на знаниях.
Основное содержание статьи
Исходя из опыта лидирующих держав ЕС совершенно очевидно, что темпы перехода национальной экономики на новую модель находятся в прямой зависимости от доли населения, обладающей инновационными знаниями, а также профессиональными компетенциями, необходимыми для создания и постоянного развития экономики, основанной на знаниях.
В течение прошедших десятилетий в ведущих странах Евросоюза был выполнен весьма значительный объём разнообразной работы по подготовке университетов для выполнения этой миссии. В процессе этой работы был накоплен и положительный, и отрицательный опыт, полезный и поучительный для следующих за ними стран восточной Европы и других континентов [1 - 9].
Определённый этап пройденного пути продемонстрировал, что система высшего профессионального образования сможет в дальнейшем успешно выполнять возложенные на нее новые задачи лишь при условии осуществления со стороны общества, государственных органов и крупного бизнеса постоянного мониторинга состояния социального измерения высшего образования. Стало также ясно, что, одной из приоритетных задач является необходимость постоянного учёта текущих реальностей, когда неуклонно сужаются возможности национальных бюджетов финансировать свои системы высшего профессионального образования. Обостряющийся бюджетный дефицит приводит к тому, что государство всё активнее и масштабнее перекладывает часть финансового бремени в сфере высшего профессионального образования на плечи самих граждан. Это обстоятельство в свою очередь приводит к пропорциональному сокращению доступа представителей низших ярусов социальной иерархии к качественному высшему образованию. Данная демографическая категория, как известно, составляет немалую долю населения многих стран.
Довольно серьёзной помехой на пути существенного укрепления социального аспекта высшего профессионального образования в странах этого континента, впрочем, как и других, стала постоянно расширяющаяся коммерциализация высшего образования, когда бизнес стал рассматривать эту критически важную общественную сферу исключительно как перспективный доходный проект, особо не заботясь о его социальной составляющей. По большому счёту этот фактор становится серьёзным тормозом при обеспечении экономики, основанной на знаниях, соответствующими кадрами в потребном количестве. Отмеченное не означает, что руководства стран-членов Евросоюза, а также наднациональные органы управления профессиональным образованием и различные негосударственные сообщества не осознают последствия такого положения вещей и никак не реагируют на это. На самом деле, как на национальном, так и на наднациональном уровнях принимались и принимаются различные меры для смягчения последствий таких негативных факторов. В настоящее время в этой сфере обозначились две концепции, первая из которых основана на необходимости устранения дискриминационных факторов и иных помех, которые стоят на пути к высшему профессиональному образованию у социально ущемленных категорий населения, что должно обеспечить равные образовательные возможности для каждого гражданина [1, с. 421].
Ахиллесова пята данной концепции находится, что называется, на поверхности, поскольку фактически не принимается во внимание реально существующее неравенство детей в гарантиях получения ими качественного школьного образования вследствие социального и имущественного неравенства их родителей. Отсюда и очевидный факт, заключающийся в том, что выпускникам элитных частных школ с высокой платой за обучение несравненно легче поступить в университеты и успешно учиться в них, чем детям из неимущих семей, получившим школьное образование в неблагоприятных условиях по упрощенным программам.
Суть второй концепции заключается в обеспечении для студентов равенства условий учёбы после их поступления в профессиональное образовательное учреждение, для чего предлагается ввести в колледжах и университетах так называемую «положительную дискриминацию» студентов, в соответствии с которой бюджетные расходы вуза осуществлялись бы в пользу социально и имущественно обделённых членов общества [2, с. 631]. По сути, это означает, что авторы концепции предлагают предоставлять студентам из низших социальных слоев определённую форму компенсации того объёма и разнообразия знаний, умений и навыков, которых они вследствие своего неблагоприятного социального статуса недополучили по минимальным образовательным программам на школьном этапе их учебы [1, с. 422].