Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения молодежи, в том числе с ОВЗ и инвалидностью в современных социально-экономических условиях'

Особенности профессионального самоопределения молодежи, в том числе с ОВЗ и инвалидностью в современных социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CHOICE OF SPECIALTY / PERSONS WITH DISABILITIES / TOP 60 / TOP REGION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ЛИЦА С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ТОП 60 / ТОП РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилько А. А., Филимонюк Л. А.

В статье рассматриваются факторы, влияющие на выбор будущей специальности абитуриентами учреждений среднего профессионального образования, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, представлена статистика наиболее востребованных специальностей, а также уровень удовлетворенности выбранной специальностью. Авторы делают вывод о том, что формированию готовности к успешной профессиональной деятельности будущего специалиста, будет способствовать правильный выбор специальности, исходя из всех факторов, на него влияющих, а также получение качественного профессионального образования в условиях его модернизации, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF THE YOUTH AND STUDENTS WITH HEALTH DISABILITIES IN MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

The article deals with factors that influence the choice of a future specialty by students of secondary vocational education institutions, among whom there are students with health disabilities. The work presents the statistics of the most popular specializations, as well as the level of satisfaction with the educational direction that is chosen by the students. The authors conclude that the formation of readiness for successful professional activity of the future specialist will contribute to the correct choice of specialty, based on all factors affecting it, as well as obtaining quality professional education in the conditions of its modernization, which is the basis of dynamic economic growth and social development of society.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения молодежи, в том числе с ОВЗ и инвалидностью в современных социально-экономических условиях»

В 2006 году в рамках эксперимента на факультете искусств Алтайского университета разработан специальный курс «Основа копийного дела» (преподаватель Н.Е. Киселева) для студентов-искусствоведов. Целью курса являлось приобщение студентов к традициям художественной культуры и повышению их профессиональных качеств. Выбор произведений искусства для копирования, изучение истории замысла, идеи произведения, материала, анализ творческой манеры автора и точное следование обусловили более глубокое освоение теоретических дисциплин по истории искусства. Историко-культурный контекст курса, смена педагогической парадигмы позволяют рассматривать его как не механическое воспроизведение образца, а осмысленное следование традиции, диалог культур. Таким образом, по выражению Ф.Т. Михайлова автора фундаментальных исследований в области философии культуры, теории образования и психологии личности: «Образование - встреча обращающихся к друг другу поколений, в которой культура оживает, обновляется, длится от века к веку» [5, с. 268].

Включение курса «Основа копийного дела» наряду с изучением истории искусства, архитектуры и дизайна в программу подготовки студентов прикладных направлений способствовало формированию не только технических умений и навыков но, прежде всего, культурного багажа. Его наличие - необходимое условие подготовки современного специалиста, умеющего творчески осмысливать художественные явления прошлого и настоящего, свободно оперировать художественными образами в процессе творческой деятельности, иметь контекстуальное мышление. С последним качеством связан вектор дальнейшего развития художественной культуры и научных исследований: «Искусствоведческим дисциплинам принадлежит важная роль в формировании контекстуального мышления у студентов творческих специальностей. Контекстуальное мышление - понятие относительно новое. В 1980-1990-х гг контекст становится базовым понятием в научном и творческом языках, имеет устойчивый расширительный характер, критерий актуальности, качества архитектурного и дизайнерского проекта, то есть приобретает признаки проектного мышления. Контекстуальное мышление пре-

Библиографический список

образовало искусство из украшения жизни в способ её переконструирования» [6, с. 148].

Закономерным результатом совместного обучения студентов теоретических и прикладных направлений, универсальности ряда преподаваемых дисциплин на факультете явилось создание смешанных творческих групп (искусствовед и дизайнер, культуролог и стилист) и совместных проектов, впоследствии осознанный выбор смежных магистерских программ. В рамках студенческих форумов и научно-практических конференций в галереи «UNIVERSUM» происходят презентации и публичные защиты проектов. Ряд из них реализуется при поддержке администрации АлтГУ дизайн - проект интерьера Центра студенческого творчества и досуга университета, УНИВЕР-кафе, коллекции сценических костюмов для творческих коллективов, учебно-производственный центр «Ремесленная мастерская».

Таким образом, традиции отечественного художественно-промышленного образования, заложенные Строгановской школой почти два столетия назад, оказываясь в условиях новых образовательных процессов, не только не теряют актуальности, но возрождаются, приобретая новый контекст [7, с. 98]. А педагогические принципы культуросообразности, политехнизма, целостности и упорядоченности педагогического процесса, заложенные основателями художественных вузов, активно применяются в настоящее время [8, с. 33-96]. Знания, умения, навыки, полученные в процессе освоения теоретических и практических дисциплин, реализуются не только в предметной среде (презентации костюмов, создание макетов с расчетами и спецификациями), но и в виде научно-исследовательской деятельности - статьях, публикуемых в специализированных журналах, магистерских диссертациях. Данный вид деятельности позволяет молодому ученому войти в современную науку и практику и базируется на осмысленном применении научных теорий и подходов [9, с. 61]. При этом необходимым компонентом научного исследования является педагогический аспект, направленный на обоснование методики обучения и создания дизайнерских программ, в сфере народных промыслов, этнографических проектов.

1. Степанская Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания. Успехи современного естествознания. 2007; Вып. 10.

2. Лаврентьев А.Н. Строгановское училище и художественно-промышленное образование. История дизайна. Москва, 2007.

3. Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2002.

4. Лаврентьев А.Н. Строгановское училище и художественно-промышленное образование. История дизайна. Москва, 2007.

5. Михайлов Ф.Т. Избранное. Москва, 2001.

6. Степанская Т.М. Универсальность гуманитарного знания - российская университетская традиция. Культурное наследие Сибири: сборник статей. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2005; Вып. 7.

7. Усанова А.Л. Искусствоведение в формировании художественно- образного мышления у студентов творческих специальностей. Строгановская школа: фундамент традиций и новаторский поиск. Учителя и ученики. Межвузовская научная конф. к 190-летию МГХПА им. С.Г Строганова. Москва: МГХПА, 2015: 97 - 99.

8. Budkeev S.M., Kiryushina J.V., Shokorova L.V. Students-Designers' Professional Competencies Formation by Means of Folk Arts and Crafts. International Journal of Environmental &science Education. 2016; vol. 11, №10: 3394 - 3405.

9. Будкеев С.М., Будкеев Д.С. Системный подход в научном исследовании по искусствоведению. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017; Часть 1; № 12: 60 - 63.

References

1. Stepanskaya T.M. Iskusstvovedenie v sisteme gumanitarnogo znaniya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2007; Vyp. 10.

2. Lavrent'ev A.N. Stroganovskoe uchilische i hudozhestvenno-promyshlennoe obrazovanie. Istoriya dizajna. Moskva, 2007.

3. Stepanskaya T.M. Opisanie ianalizpamyatnikoviskusstva. Barnaul: Altajskij gos. un-t, 2002.

4. Lavrent'ev A.N. Stroganovskoe uchilische i hudozhestvenno-promyshlennoe obrazovanie. Istoriya dizajna. Moskva, 2007.

5. Mihajlov F.T. Izbrannoe. Moskva, 2001.

6. Stepanskaya T.M. Universal'nost' gumanitarnogo znaniya - rossijskaya universitetskaya tradiciya. Kul'turnoe nasledie Sibiri: sbornik statej. Barnaul: Altajskij gos. un-t, 2005; Vyp. 7.

7. Usanova A.L. Iskusstvovedenie v formirovanii hudozhestvenno- obraznogo myshleniya u studentov tvorcheskih special'nostej. Stroganovskaya shkola: fundament tradicij i novatorskij poisk. Uchitelya i ucheniki. Mezhvuzovskaya nauchnaya konf. k 190-letiyu MGHPA im. S.G. Stroganova. Moskva: MGHPA, 2015: 97 - 99.

8. Budkeev S.M., Kiryushina J.V., Shokorova L.V. Students-Designers' Professional Competencies Formation by Means of Folk Arts and Crafts. International Journal of Environmental &science Education. 2016; vol. 11, №10: 3394 - 3405.

9. Budkeev S.M., Budkeev D.S. Sistemnyj podhod v nauchnom issledovanii po iskusstvovedeniyu. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2017; Chast' 1; № 12: 60 - 63.

Статья поступила в редакцию 12.11.18

УДК 371

Khilko A.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute, Stavropol Construction College (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Filimanuk L.A., Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: Filimonuk.l@ramblerru

FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF THE YOUTH AND STUDENTS WITH HEALTH DISABILITIES IN MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS.

The article deals with factors that influence the choice of a future specialty by students of secondary vocational education institutions, among whom there are students with health disabilities. The work presents the statistics of the most popular specializations, as well as the level of satisfaction with the educational direction that is chosen by the students. The authors conclude that the formation of readiness for successful professional activity of the future specialist will contribute to the correct choice of specialty, based on all factors affecting it, as well as obtaining quality professional education in the conditions of its modernization, which is the basis of dynamic economic growth and social development of society.

Key words: secondary vocational education, professional self-determination, choice of specialty, persons with disabilities, TOP 60, TOP Region.

А.А. Хилько, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; преподаватель ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются факторы, влияющие на выбор будущей специальности абитуриентами учреждений среднего профессионального образования, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, представлена статистика наиболее востребованных специальностей, а также уровень удовлетворенности выбранной специальностью. Авторы делают вывод о том, что формированию готовности к успешной профессиональной деятельности будущего специалиста, будет способствовать правильный выбор специальности, исходя из всех факторов, на него влияющих, а также получение качественного профессионального образования в условиях его модернизации, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональное самоопределение, выбор специальности, лица с ОВЗ и инвалидностью, ТОП - 60, ТОП - Регион.

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста одним из направлений государственной социально-экономической политики в настоящее время является создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест Модернизация российской экономики в этом направлении должна сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в свою очередь предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие её профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики [1].

Темпы развития экономики уже сейчас определяют дефицит квалифицированных рабочих, имеющих среднее профессиональное образование. При этом современное состояние рынка труда, особенности распределения рабочей силы по секторам экономики, растущая конкуренция на рынке труда и введение новых образовательных стандартов постоянно ужесточают требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов, особенно сложно соответствовать заданным требованиям лицам с ОВЗ и инвалидностью [2].

Отправной точкой в процессе получения профессионального образования является выбор специальности. Он определяет дальнейшие жизненные приоритеты и перспективы будущего специалиста. От его правильности зависят процесс профессионального становления, развития и самореализации личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда новым и перспективным профессиям определяет приоритеты подготовки кадров для экономики страны. В список ТОП-50 вошли пятьдесят наиболее востребованных на современном рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования [4]. В «ТОП - Регион», сформированном на основе анализа текущих перспективных кадровых потребностей экономики Ставропольского края и запросов региональных работодателей, определен перечень специальностей и профессий, актуальных непосредственно для Ставрополья. В число первостепенных специальностей вошли технические профессии (механик, слесарь, токарь, сварщик и пр.), профильные специальности в сферах АПК, машиностроения и сервиса.

Таким образом, одним из факторов, влияющих на выбор той или иной специальности в сфере среднего профессионального образования, будет именно ориентир на приоритеты развития экономики региона (См. рис. 1).

Из данных рисунка 1 видно, что в десятку наиболее востребованных как по данным статистических исследования в целом по России, так и по Ставропольскому краю в частности вошли следующие специальности (выборка произведена из 263 специальностей среднего профессионального образования): «Сестринское дело»; «Право и организация социального обеспечения»; «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям); «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; «Технология продукции общественного питания»; «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; «Преподавание в начальных классах»; «Лечебное дело»; «Программирование в компьютерных системах»; «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» (по данным РФ) и «Механизация сельского хозяйства» (по данным СК) (См. рис. 2).

Востребованность специальности «Механизация сельского хозяйства» в СК связана с запросами региональных работодателей, со спецификой развития аграрного региона. Также существует различие в распределение выбранных специальностей в СК и в целом по России по с первого по десятое место.

Наиболее востребованным в РФ оказались специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», «Сестринское дело», «Программирование в компьютерных системах». Что касается Ставропольского края, то здесь ситуация другая: лидирует с большим отрывом специальность «Медицинский массаж», затем «Право и организация социального обеспечения», «Информационные системы (по отраслям)». Так же на выбор абитуриентами определенной специальности, помимо её приоритетности для экономики страны, оказывает влияние и ряд других объективных и субъективных факторов. К субъективным можно отнести: личностные особенности и склонности (что играет особо важную роль для лиц с ОВЗ и инвалидностью), сформированность профессиональных интересов, наличие траектории получения выбранной профессии, к объективным - социальные условия, экономические возможности. Правильный выбор

Рис.1. Десттьнаиболеевостребованныхспециньносвей в 2017 поду, %

45,00 40,00 35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

,0е-' > ^ ^ „& ^ ^

Ж С сО ^ и есс

(0е- •?>

сг ^ oi" ^ " л

ре /^ пен <$0

¿Г

I Российская Федерация

¡Ставропольски й край

Рис. 2. УьеиьныУвесвыбййьемыкспециальностейсреди лиц сОВЗ и инвьлидностсю

специальности должен способствовать интеллектуальному, культурному, профессиональному раовттию чельвеса.его прсфессиональной уалорелннаьии в обществе, удовлетворенности полученной специальностью и осуществляемой проЮлсстонольтой дмяиильиостыо [3].

Так, по результатам статистических исследований удовлетворенности ра-ботий тньдйсононайсления РФ, втьмчисле раНстиющсхинвюлинов.сыиилдсо, что не удовлетворены в большей степени респонденты своим заработком, на-дею^е^с^тькз раЛооы и проЩннсиондмььей соеонеелитациеё(лич. 3).

Неудовлетворенность совей профессиональной деятельностью, неправильный личностный выбор сферы своих профессиональных интересов ведут в дальнейшем к высвобождению населения из категории занятых в экономики страныв категорию безработные[5].

По итогам 2017 года уровень занятых в общей численности населения трудоспособного возраста составил 77, 5%, имеющих инвалидность 17%. Уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте 5,4%, имеющих инвалидность 23,7% (рис. 4).

Jj

et

Вполне удовлетворены

Не вполне удовлетворены

Совсем не удовлетворены

Не определено

■ Заработок

■ Надежность работы

■ Выполняемые обязанности

■ Режим работы

■ Условия труда

п Профессиональная удовлетворенность

Рис. 3. Удовлетворенностьработой,%

| Доля занятых, имеющих инвалидность

¡Уровень безработицы лиц, имеющих инвалидность

| Доля занятых

I Уровень безработицы

Другое

Рис. 4. Показатели занятости и безработицы

Рис.5.Причиныотказаотпредложенийработы, %

Особо остро проблема безработицы и трудоустройства стоит перед лицами с ОВЗ и инвалидностью [6]. При этом инвалиды трудоспособного возраста представляют собой значительную долю потенциальных рабочих кадров, не использовать которую не только не гуманно, но и не рационально с экономической точки зрения. На рис. 5 представлена статистика причин отказа от предложений работы. На первом месте стоит низкая заработная плата - 36,5%, в том числе среди инвалидов - 51,5%, на последнем работа не по специальности - 3,5%, в том числесредиинвалидов-14,7%.

Несмотря на то, что профессиональная деятельность не по специальности не является одной из первостепенных причин отказа от работы, перепрофилировать её или получить иное образование желают лишь 8% опрошенных, инвалидов - 6,7%.

Библиографический список

Итак, формированию готовности к успешной профессиональной деятельности будущего специалиста, будет способствовать правильный выбор специальности, исходя из всех факторов, на него влияющих, а также получение качественного профессионального образования в условиях его модернизации, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

В целом развитие сферы образования, намеченное на период до 2030 года, должно быть ориентировано на повышение доступности и качества квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения.

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/

2. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Анализ состояния инклюзивного профессионального образования в Ставропольском крае. Современные тенденции развития науки и технологий: материалы ХХ Международной научно-практической конференции. Белгород, 2016; № 11-13: 126 - 130.

3. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Профессиональная социализация лиц с ОВЗ и инвалидностью. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 58 (4): 278 - 281.

4. Образовательныепрограммысреднегопрофессиональногообразования. Availableat: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/soobsch.htm

5. Занятость и безработица Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

6. Труд и занятость инвалидов Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/

References

1. Prognoz dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/

2. Hil'ko A.A., Filimonyuk L.A. Analiz sostoyaniya inklyuzivnogo professional'nogo obrazovaniyav Stavropol'skom krae. Sovremennye tendenciirazvitiya nauki i tehnologij: materialy ХХ Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod, 2016; № 11-13: 126 - 130.

3. Hil'ko A.A., Filimonyuk L.A. Professional'naya socializaciya lic s OVZ i invalidnost'yu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 58 (4): 278 - 281.

4. Obrazovatel'nyeprogrammy srednego professional'nogo obrazovaniya. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/soobsch.htm

5. Zanyatost' i bezrabotica Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

6. Trud i zanyatost' invalidov Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/

Статья поступила в редакцию 11.11.18

УДК 378.147

Khusainova G.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Giniyatullina D.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia),

E-mail: [email protected]

RECOMMENDATIONS FOR INITIATING CASE STUDIES ON NATURAL SCIENCES (ON THE MATERIAL OF THE US UNIVERSITIES). The experience of the National Center for Case Study Teaching in the Sciences created in 1994 in the United States, promoting the use of case studies or interactive stories, to reform the teaching of natural sciences was studied. The article deals with the recommendations of the professor at the State University of New York, Clyde Freeman Herreid, how to create a case study at the natural sciences classes. The author gives recommendations, steps to be followed by a person who decided to write his own case for his students. His recommendations are valuable, as they enable the teacher to develop his own case, adapting it to his own educational program.

Key words: case study, multimedia resources, natural sciences, guidelines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.