Научная статья на тему 'Формирование агробизнес-компетенций личности на сельских территориях Иркутской области (к постановке проблемы)'

Формирование агробизнес-компетенций личности на сельских территориях Иркутской области (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / АГРОБИЗНЕС-КОМПЕТЕНЦИЯ / AGROBUSINESS COMPETENCE / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / РАЗВИТИЕ СЕЛА / DEVELOPMENT OF THE VILLAGE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / PERSONAL RESULTS / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / METASUBJECT RESULTS / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / SUBJECT RESULTS / AGROBUSINESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тыкшеева Сыжидма Цыденжаповна

В статье рассмотрена проблема формирования агробизнес-компетенций личности в соответствии с Концепцией развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утверждённой приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года № 85-мпр/61-мпр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGROBUSINESS-COMPETENCE OF THE PERSONALITY IN RURAL TERRITORIES OF THE IRKUTSK REGION (TO STATEMENT OF THE PROBLEM)

The article deals with the issue of agrobusiness competences of the personality according to the Concept of development of a continuous agrobusiness education in rural territories of the Irkutsk region for the period till 2020 approved by the order of the Ministry of Education of the Irkutsk region and the Ministry of Agriculture of the Irkutsk region of July 18, 2014 №85-мпр/61-мпр.

Текст научной работы на тему «Формирование агробизнес-компетенций личности на сельских территориях Иркутской области (к постановке проблемы)»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (05). Июнь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 372.853(075.8)

ББК 74.2

Т93

С. Ц. Тыкшеева

с. Хадай, Баяндаевский р-н, Иркутская область, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ АГРОБИЗНЕС-КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ

НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

В статье рассмотрена проблема формирования агробизнес-компетенций личности в соответствии с Концепцией развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утверждённой приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года № 85-мпр/61-мпр.

Ключевые слова: агробизнес-образование, агробизнес-компетенция, непрерывное образование, развитие села, воспитание, обучение, образовательные стандарты, личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.

S.C. Tyksheeva

(v. Hadai, Bayandai district, Irkutsk Oblast, Russia)

AGROBUSINESS-COMPETENCE OF THE PERSONALITY IN RURAL TERRITORIES OF THE IRKUTSK REGION (TO STATEMENT OF THE

PROBLEM)

The article deals with the issue of agrobusiness competences of the personality according to the Concept of development of a continuous agrobusiness education in rural territories of the Irkutsk region for the period till 2020 approved by the order of the Ministry of Education of the Irkutsk region and the Ministry of Agriculture of the Irkutsk region of July 18, 2014 №85-мпр/61-мпр.

© Тыкшеева С. Ц., 2015

Key words: agrobusiness education, agrobusiness competence, continuous education, development of the village, education, training, educational standards, personal results, metasubject results, subject results.

С 2014 г. по инициативе Губернатора Иркутской области С. В. Ерощенко реализуется инновационный проект «Развитие системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Иркутской области». Данная инициатива нашла своё продолжение:

1) в создании областного ресурсного методического центра агробизнес-образования на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт повышения квалификации работников образования»;

2) в приказе Министерства образования Иркутской области № 85-мпр и Министерства сельского хозяйства Иркутской области № 61-мпр от 18.07.2014 г. «Об утверждении Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года»;

3) в реализации системы непрерывного агробизнес-образования в 18-ти общеобразовательных организациях Иркутской области [Непрерывное агробизнес-образование в Иркутской области стартует на 18-ти площадках];

4) в проведении в 2015 году, в рамках XI Форума «Образование Прибайкалья - 2015» областного конкурса моделей агробизнес-школ. Лауреатами конкурса стали Шиткинская школа Тайшетского района, Русско-Янгутская школа Осинского района, школа села Верхний Булай Черемховского района, школа № 16 деревни Кулиш Чунского района, сетевая модель Усольского района, Оёкская, Уриковская, Хомутовская СОШ № 1 Иркутского района, Центр образования «Альянс» Куйтунского района, Хохорская школа Боханского района. Особо жюри выделило муниципальную сетевую модель комплексного развития агробизнес-образования в Усольском районе [Непрерывное агробизнес-образование будут развивать в Иркутской области].

Проблема возрождения и развития села в современных социально-экономических условиях России выступает одной из приоритетных задач на ближайшую и на отдаленную перспективу. Необходимость создания благоприятных условий для формирования и устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей современной политики Иркутской области.

С этих позиций, социальным заказом, перед сельскими образовательными учреждениями поставлен важный инновационный ориентир: создание условий для формировании агробизнес-компетенций. В рамках решения поставленных задач нами сделана попытка провести исследование феноменов «агробизнес-образование» и «агробизнес-компетенция».

В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] в статье № 2 дано понятие «образование», как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [Стефановская, 2014].

Исходя из этого определения, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Александровна Стефановская предлагает понимать под агробизнес-образованием «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие обучающихся на базе приоритетных ценностей: Человек. Природа (Земля). Сельскохозяйственный Труд (бизнес, предпринимательство)» [Стефановская, 2014]. Мы разделяем точку зрения автора Проекта Концепции развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, что агробизнес-образование в общеоб-

разовательной школе, согласно идеологии новых образовательных стандартов (статья 11), должно обеспечивать личностные, метапредметные, предметные результаты [Стефановская, 2014].

Отсюда, вслед за уважаемым учёным, миссию современной сельской школы мы видим в воспитании ученика как гражданина и труженика, способного к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, на основе знания современных агротехнологий и агробизнеса, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности как в агросфере, так и в социокультурной сфере сельских поселений с заботливым и бережным отношением к земле, технике, окружающей природе и к собственному здоровью [Стефановская, 2014].

Феномен - агробизнес-компетенция, рассматриваемый нами как результат целенаправленного воспитания и обучения, представляет собой сложную интегральную характеристику личности обучающегося образовательной организации. Агробизнес-компетенция представляет собой совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, умений, определенных моделей поведения. В ходе исследования мы выделили следующие характеристики гражданина-труженика (ведущими ценностными ориентирами которого являются: Человек, Природа (Земля), Труд): способен к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда; способен определять способы ведения дел в агробизнесе; готов к умелому сочетанию трудовой деятельности как в агросфере, так и в социокультурной сфере сельских поселений в процессе решения определенных бизнес-задач и достижения успеха; готов успешно решать различные проблемы кадрового обеспечения квалифицированными специалистами с инновационным мышлением и бизнес-подходом к сельскохозяйственному производству; может решать бизнес-задачи в условиях села и достигать высоких результатов деятельности.

Система непрерывного агробизнес-образования может быть представлена следующими уровнями образования:

Общего:

> дошкольное образование;

> начальное общее образование;

> основное общее образование;

> среднее общее образование.

Профессионального образования:

> среднее профессиональное образование;

> высшее образование - бакалавриат;

> высшее образование - специалитет, магистратура;

> высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительного образования (подвиды):

> дополнительное образование детей и взрослых;

> дополнительное профессиональное образование.

Непрерывное агробизнес-образование будет способствовать созданию условий для формировании агробизнес-компетенций с перспективой решения проблемы кадрового обеспечения квалифицированными специалистами с инновационным мышлением и бизнес-подходом к сельскохозяйственному производству в региональном агропромышленном комплексе (АПК).

Стержнем непрерывного агробизнес-образования является последовательность влияний на сознание, чувства, поведение личности, при этом технологической цепочкой организации непрерывного процесса является:

экономическое образование ^ аграрное образование ^ предпринимательское образование ^ бизнес-образование ^ агробизнес-образование. Серьезное внимание необходимо уделять как теоретической, так и практической агробизнес-подготовке [Муравьев, 2001]. Эта позиция даёт основание считать, что, применив данную схему относительно формирования агробизнес-компетенций, мы получим планируемый результат. Предполагается, что поочередно от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны агробизнес-образования в итоге даст нам возможность достигнуть общего целостного результата - агробизнес-компетенции. Такая подготовка на всех уровнях образования дает воз-

можность реализовать принцип системности и последовательности передачи знаний.

Вопрос агробизнес-компетенций год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдельно взятой страны или региона, так и мира в целом. В условиях села человек не может находиться вне сельского образа жизни, и потому, даже не занимаясь предпринимательской деятельностью или не работая в сельскохозяйственном производстве, он все равно постоянно включен в решение определенных агробизнес-задач.

В Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года особая роль отводится подготовке кадров для сельского производства, грамотных фермеров, хозяев приусадебного подворья, что задаёт ключевой ориентир для развития сельской школы: создание условий для формировании агробизнес-компетенций.

Библиографический список

1. Муравьев А. И. Предпринимательство: учебник / А. И. Муравьев, А. М. Игнатьев, А. Б. Крутик. СПб.: Издательство «Лань», 2001. 696 с.

2. Непрерывное агробизнес-образование будут развивать в Иркутской области // [Электронный ресурс]. - 2015. URL: http://www.irk.ru/news/20150420/business/ (дата обращения: 10.04.2015).

3. Непрерывное агробизнес-образование в Иркутской области стартует на 18-ти площадках // [Электронный ресурс]. - 2015.

URL: http://irkutskmedia.ru/news/society/20.04.2015/433468/neprerivnoe-agrobiznes-obrazovanie-v-irkutskoy-oblasti-startuet-na- 18-ti-ploschadk.htm (дата обращения: 10.04.2015).

4. Стефановская Т. А. Проект Концепции развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года. Иркутск: ИИПКРО, 2014. 11 с.

5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // [Электронный ресурс]. - 2012. URL: http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 10.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.