Научная статья на тему 'Теоретические подходы к понятию агропредпринимательство и малый агробизнес'

Теоретические подходы к понятию агропредпринимательство и малый агробизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБИЗНЕС / МАЛЫЙ АГРОБИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АГРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / AGROBUSINESS / SMALL AGROBUSINESS / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахитова З. Т.

В статье представлены основные теоретические подходы к понятиям «предпринимательство», «агробизнес». Внесены авторские уточнения к трактовке терминов «малый агробизнес», «агропредприниматель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO CONCEPT AGROBUSINESS AND SMALL AGROBUSINESS

The main theoretical approaches to the concept «business», «agrobusiness» are presented in article. Author's specifications to interpretation of the terms «small agrobusiness», «agrobusinessman» are brought.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к понятию агропредпринимательство и малый агробизнес»

УДК 338

З. Т. Вахитова

старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита, ФГБОУВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»,

г. Тюмень

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ АГРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МАЛЫЙ АГРОБИЗНЕС

Аннотация. В статье представлены основные теоретические подходы к понятиям «предпринимательство», «агробизнес». Внесены авторские уточнения к трактовке терминов «малый агробизнес», «агропредприниматель».

Ключевые слова: агробизнес, малый агробизнес, предпринимательство, агропредприниматель-

ство.

Z.T. Vakhitova, Agrarian University of Northern Trans-Ural, Tyumen

THEORETICAL APPROACHES TO CONCEPT AGROBUSINESS AND SMALL AGROBUSINESS

Abstract. The main theoretical approaches to the concept «business», «agrobusiness» are presented in article. Author's specifications to interpretation of the terms «small agrobusiness», «agrobusinessman» are brought.

Keywords: agrobusiness, small agrobusiness, business, agrobusiness.

В современной аграрной экономической литературе появились такие термины как «агропредпринимательство», «агробизнес» и «малые формы агробизнеса». Их либо отождествляют, либо трактуют как самостоятельные понятия.

Новое понятие «агробизнес» в экономическую науку было введено заместителем министра сельского хозяйства США Джоном Н. Дэвисом в 50-е годы 20 века. В своих трудах он писал: «...агробизнес означает сумму всех фермерских операций плюс производство и распределение продукции, необходимой для снабжения фермерских хозяйств плюс сумма всех операций, осуществляемых в связи с транспортировкой, хранением, переработкой и распределением сельскохозяйственной продукции» [9].

Систематизируя и оценивая трактовку понятий «бизнес», «предпринимательство», нами было сформулировано понятие «агробизнес». Под агробизнесом мы понимаем особый вид деятельности экономического характера хозяйствующего субъекта в сфере аграрного производства, направленный на извлечение прибыли, путем создания, производства и продажи продукта (продукции) или различных услуг.

Если бизнес отождествлять с предпринимательством, то необходимо отметить, что о предпринимательстве, как социально-экономическом явлении ученые размышляли с давних времен. Эволюция понятия предприниматель связана с именами таких ученых как, Адам Смит, Кейнс Джон Мейнард, Йозеф Алоиз Шумпеттер.

Адам Смит рассматривал предпринимателя, как собственника капитала, полу-

чающего прибыль на свой капитал [6, с. 104].

Кейнс Джон Мейнард рассматривал понятие предпринимателя несколько шире, он писал: «между тем предприниматель (понимая под этим как того, кто непосредственно занимается производством, так и инвестора) должен стараться составить ... точные ожидания [о будущем], которые позволили бы ему судить о том, сколько потребители согласятся заплатить, когда удастся наконец предложить по истечении известного, может быть и долгого, периода времени готовый товар» [1, с. 74].

Йозеф Алоиз Шумпеттер писал ««Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. И, наконец, предпринимателями мы считаем тех, кто не имеет длительных связей с индивидуальным предприятием и использует таковые только для проведения новых комбинаций ...» [7, с. 142].

В определении предпринимательства ключевыми моментами является самостоятельность предпринимателя, его инициативность, ответственность, а также новаторство. Обобщая имеющиеся в научной литературе трактовки, полученные результаты настоящего исследования, нам удалось дать определение понятию агропредпринимательство. Агропредпринимательство - это, прежде всего, направленная на извлечение прибыли, особая форма экономической активности (на свой страх и риск), которая основана на самостоятельности, ответственности и новаторских идеях сельских предпринимателей.

С теоретической точки зрения понятие «агробизнес» шире, чем «агропредпри-нимательство», так как охватывает взаимоотношения между всеми участниками рыночных отношений в процессе производства, транспортировки, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции.

В последние десятилетия в экономической литературе все чаще стали встречаться словосочетания «малые формы агробизнеса», «малое предпринимательство». По справедливому мнению некоторых ученых, преимущества малого предпринимательства заключаются в объединении трех функций - предпринимателя, инвестора и управляющего - в одном лице; при разделении этих функций преимущества утрачиваются.

В авторской трактовке малый агробизнес - основанная на личных побуждениях, особая форма экономической активности в сельском хозяйстве, направленная на получение дохода и проявляющаяся в таких типах хозяйствования как К(Ф)Х, ЛПХ, ИП.

Мировой и отечественный опыт аграрных реформ показывает, что для наращивания продовольственных ресурсов в аграрном секторе экономике необходимо использовать возможности всех форм хозяйствования - как крупных и средних, так и малых форм агробизнеса.

Еще до октябрьской революции 1917 г. А.В. Чаянов изучал и продвигал идею многообразия форм хозяйствования на селе.

Согласно данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи по состоянию на 1 июля 2006 г. в России малые формы хозяйствования на селе представлены 253,1

тыс. крестьянских хозяйств, занимающих 26 млн га земли; 32,0 тыс. индивидуальных предпринимателей, занимающих 3,4 млн га земель, 22799,4 тыс. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств, занимающих 9,7 млн га.

В настоящее время можно с полной уверенностью сказать, что в аграрной сфере экономики сектор малых форм хозяйствования уже сложился и малые формы хозяйствования стали неотъемлемой частью агропромышленного комплекса.

Список литературы:

1. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег: избранное / Дж.М. Кейнс; вступ. ст. Н.А. Макашевой. - М.: Эксмо, 2008. - 960 с.

2. Милоенко Е. В. Методика комплексной оценки качества жизни населения Тюменской области // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 (56). -С.222-229.

3. Милоенко Е.В. Концепция и основные индикаторы устойчивого развития сельских поселений Тюменской области // Наука и бизнес: пути развития. - 2014. -№ 6 (36). - С. 56-59.

4. Морозова И.М. Региональное законодательство для предпринимателей Тюменской области // Символ науки. - 2016. - № 1. - С. 152-155.

5. Морозова И.М. Влияние улучшения инвестиционного климата на развитие предпринимательства в Тюменской области // Наука и мир. - 2016. - № 2 (30). -С. 64-66.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит; [пер. с англ.; предисл. В.С. Афанасьева]. - М.: Эксмо, 2009. - 960 с.

7. Шумпеттер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпеттер. - М.: Эксмо, 2008. - 864 с.

8. Davis J.H. From Agriculture to Agribusiness // Harvard business Review. - 1956. -Vol. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.