Научная статья на тему 'Агробизнес-образование в школе как условие устойчивого развития села'

Агробизнес-образование в школе как условие устойчивого развития села Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБИЗНЕСОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ / COUNTRY SOCIAL ENVIRONMENT / РАЗВИТИЕ СЕЛА / COUNTRY DEVELOPMENT / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / COUNTRY SCHOOL / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LABOUR EDUCATION / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД / FARM-ORIENTED EDUCATION / FARMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

В данной статье представлен опыт организации агробизнес-образования в МОУ СОШ №16, д. Кулиш, Чунского района, Иркутской области, позитивно влияющий на характеристики социальной среды сельской местности. Сельская школа, являясь важным компонентом российской системы образования, сохраняет значительные возможности влияния на формирование всего сельского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Farm-oriented education as a condition of A country sustainable development

The article considers the experience of farm-oriented education at school № 16 located in the Kulish village, the Chuna district of the Irkutsk region. Such kind of education had a positive influence on the social characteristics of the country. Country school is considered to be an important element of the Russian educational system and has a considerable impact on the formation of the country society.

Текст научной работы на тему «Агробизнес-образование в школе как условие устойчивого развития села»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

ББК 74.200.52 УДК 373.1.013 Н503

Т. Н. Немирич д. Кулиш, Чунский район Иркутская область, Россия АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА* В данной статье представлен опыт организации агробизнес-образования в МОУ СОШ №16, д. Кулиш, Чунского района, Иркутской области, позитивно влияющий на характеристики социальной среды сельской местности. Сельская школа, являясь важным компонентом российской системы образования, сохраняет значительные возможности влияния на формирование всего сельского социума.

Ключевые слова: агробизнесобразование, социальная среда в сельской местности, развитие села, сельская школа, трудовое воспитание, сельскохозяйственный труд

* Данный текст был частично опубликован в научно-педагогическом журнале Восточной Сибири «Magister Dixit» (см. Немирич Т.Н. Система трудового воспитания в школе как условие оздоровления социальной среды села // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. № 1. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/nemirich.pdf).

© Немирич Т.Н., 2014

T. N. Nemirich

The village of Kulish, the Chuna district the Irkutsk region, Russia

FARM-ORIENTED EDUCATION AS A CONDITION OF A COUNTRY

SUSTAINABLE DEVELOPMENT**

The article considers the experience of farm-oriented education at school № 16 located in the Kulish village, the Chuna district of the Irkutsk region. Such kind of education had a positive influence on the social characteristics of the country. Country school is considered to be an important element of the Russian educational system and has a considerable impact on the formation of the country society.

Key words: farm-oriented education, country social environment, country development, country school, labour education, farming

Проблемы села в условиях современных масштабных преобразований имеют ярко выраженный, острый и многомерный характер, что объясняется, с одной стороны, исторически изначально «аграрным» типом Российского государства, высоким процентом жителей сельской местности, базовыми традициями, исторически исходящими из культуры и уклада крестьянского труда, с другой стороны, недостаточным учетом этого в процессе преобразований социально-экономической сферы, технической и наукоёмкой отсталостью многих сельскохозяйственных организаций, дотационным характером многих хозяйств на селе.

Сложившаяся ситуация негативно влияет в целом на комплекс характеристик социальной среды села: нарастающее чувство безысходности, вынужденная бедность, территориальная оторванность от культурных центров,

** The extract of the article has been published in the scientific journal "Magister Dixit" (See Немирич Т.Н. Система трудового воспитания в школе как условие оздоровления социальной среды села// MagisterDixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. №1. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/nemirich.pdf).

зачастую бесправие, распространение алкоголизма и др. Это влияние настолько велико и разрушительно, что позволяет говорить «о смерти села». Труд перестал быть ключевой категорией общественной жизни, перестал являться значимым и для подрастающего поколения. Последствия этого очевидны. Выпускники школ готовы идти куда угодно, заниматься чем угодно, либо совсем не работать и жить на пособия, только бы не идти работать «на землю» в селе, только бы не заниматься мало престижным для них сельскохозяйственным трудом. Одновременно с этим отказом от труда происходит резкое упрощение труда, пропадают ясные критерии труда, меняется и исчезает само понятие «труд».

Одним из базовых условий изменения сложившегося положения является перспективное, опережающее влияние на социальную среду села через усиление трудового воспитания в школе, введение непрерывного агробизнес-образования. Сегодня мы можем констатировать, что в обществе отсутствует адекватная современным условиям концепция трудового воспитания сельских школьников, агробизнес-образование остается уделом энтузиастов, и широко представлено лишь в Тамбовской области. Наблюдается резкий спад внимания к организации производственного труда школьников. Активно-позитивное отношение к труду как важнейшей духовной ценности и потребности личности в условиях смены образовательной парадигмы сегодня отодвинуто на периферию общественного и педагогического сознания. Отсюда появление и так называемых «имитаторов» труда с присущими им качествами инфантильности, иждивенчества, и увеличение преступности

и правонарушений, потребительского отношения к жизни. Бессмысленны стали любые мероприятия, построенные на идее о том, что любой труд — это благо. Но и уходить от вопроса о труде, сведя все к тому, что в условиях рыночных сил молодежь сориентируется, столь же бессмысленно. А значит, главная на сегодня всеобщая задача — восстановить уважительное отношение к труду. И надо начинать со школы.

Пора перестать смотреть на школу как непроизводственное бюджетное учреждение. Именно школа формирует ту уникальную среду, в которой происходит нравственная установка личности, закладываются жизненно важные навыки, необходимые для развития личности.

Несмотря на определенную сложность, организация производственного труда — один из самых интересных, экономически эффективных и педагогически значимых способов воспитания. Цель агробизнес-образования -сформировать готовность к добросовестному творческому труду в технологическом обществе, способствовать творческому развитию личности.

Экономическая составляющая трудового воспитания на селе актуализируется в связи с тем, что детям сельской местности часто «ждать помощи» не откуда, подсобное хозяйство сельской школы «кормит» учеников в течение всего учебного года, «оснащает» материально-техническую базу и «помогает» обновить ресурсы школы. Кроме того, труд на земле становится для детей частью учебного процесса, частью их жизни.

Наша школа находится в деревне Кулиш Чунского района Иркутской области, в 45 километрах от районного центра. Если из поселка Чунский поехать на юг по левобережью Уды, то можно добраться и до Алзамая, и до Нижнеудинска. Если же ехать дорогами правого берега, то все они заканчиваются тупиками. Вот и наша деревня Кулиш расположилась в таком тупике: от райцентра дорога идет до Кулиша и все, дальше — тайга.

Большинство населения — потомки прибывших когда-то, вначале прошлого века, переселенцев. Народ крепкий, трудолюбивый, но прибыл в таежную глухомань по Столыпинской реформе (премьер царского правительства ратовал за великую Россию). А вот события начала девяностых годов не обошли стороной и наше село. Не избежал исчезновения и некогда крепкий кулишский колхоз — главный союзник и помощник школы. В условиях экономического упадка сельского хозяйства наша школа потеряла партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников. А потому была вынуждена самостоятельно решать задачу трудового воспитания и трудовой подготовки учащихся.

Итак, что же из себя представляет наша школа? Это, во-первых, коллектив из 14 педагогов и 34 человек вспомогательного персонала. Это 49 учеников. Это деревянное одноэтажное здание, построенное 18 лет назад. Это пришкольный огород площадью 2,8 гектаров плюс сенокосные угодья 12 гектаров. Это, наконец, единственная школа в Чунском районе с огромным подсобным хозяйством.

В нынешних условиях открытой безработицы и упадка сельского хозяйства наличие школы порой выступает единственным и сдерживающим фактором, позволяющим сельским жителям мирится с тяжелым положением и приспосабливаться к сложившейся ситуации. В числе немногочисленных позитивных моментов в современной жизни на селе — возможность проявлять хозяйственную инициативу. Что и сделала наша школа, взяв на себя миссию, изменить демографическую ситуацию на селе, воспитать у сельских школьников любовь к земле, к сельскохозяйственному труду, укрепить традиции сельскохозяйственной жизни, повысить общую нравственную и экологическую культуру не только детей, но и взрослых.

Решить поставленные задачи было нелегко, так как политический, экономический и социальный кризис, поразивший российские деревни, не обошел стороной и нашу. Отсутствие финансирования на хозяйственные, учебные расходы, прекращение помощи от бывшего колхоза, с одной стороны, но с другой — желание хорошо жить и выжить в наше экономически нестабильное время, желание хорошо проводить праздники, поощрять учителей, учеников и работников школы, кормить бесплатно горячим обедом, привить интерес, желание трудиться заставили школу искать пути выживания.

За сравнительно короткий срок был полностью обновлен подход к процессу обучения и воспитания. Зная особенности сельской жизни, коллектив школы успешно готовит учеников к умению найти себя, не потеряться в сложном водовороте взрослой жизни. В вариативную часть учебного плана введены курсы: «Огородничество», «Птицеводство», «Машиноведение с основами сельскохозяйственной техники», «Хозяйка сельского дома», «Твое здоровье»,

«Основы животноводства», «Традиции татарского народа». В целях организации трудового обучения, профессиональной ориентации учащихся, а также производства сельскохозяйственной продукции для улучшения питания учащихся создано подсобное хозяйство.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на учеников и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые представляет сельская местность. С этой целью в школе разработана и внедрена образовательная программа «Я в хозяева пойду — пусть меня научат», определившая приоритетное направление в системе обучения и воспитания. На селе нужен крестьянин-интеллигент, способный понимать прекрасное, хорошо знать ведение сельского приусадебного, фермерского хозяйства способного общаться в любой среде. Мы, конечно, далеки от мысли, что все наши дети станут бизнесменами, предпринимателями или фермерами, но прожить на земле, прокормить себя и свою семью должны быть готовы.

Системные и деятельные подходы к воспитанию дали возможность выйти за рамки стен школы: активно участвовать в сельских, районных и областных мероприятиях. Наша школа — участник и победитель областных программ, реализуемых в загородных профильных лагерях, а также конкурса проектов «Юный птицевод» — составная часть мероприятий по развитию школы и пополнения учебно-материальной базы, позволившей ввести с первого сентября 2004 года предпрофильное обучение в основном звене и предопределившей предстоящее введение профильного обучения на старшей ступени школы согласно Концепции модернизации образования.

Проблему летнего отдыха и трудоустройства учеников школа решает совместно с отделом образования и с центром занятости населения. На базе школы ежегодно работает лагерь дневного пребывания, где труд, отдых и оздоровление неотделимы друг от друга. В результате проводимой работы школа достигла следующих результатов: охват горячим бесплатным питанием, сохранность контингента, занятость учащихся во внеурочное время. Растет

качество обучения, снижено до минимума количество пропусков без уважительной причины, отсутствует факт сокращения школьного коллектива. В школе последние несколько лет нет второгодников. Кроме того, все хорошисты и активисты по итогам года получают денежные премии по 100-150 рублей. Не каждая школа может себе это позволить.

Задача школы в этом направлении формулируется так: «Мы готовим детей к труду, чтобы они были хозяевами на земле». Как же выполняется эта задача?

Наша школа более тринадцати лет имеет свое подсобное хозяйство. Начинали с разведения кроликов и овец. На сегодня подобное хозяйство можно уже назвать мини-фермой. Это школьное стадо крупного рогатого скота в 6 голов, 90 кроликов, 13 овец, до 110 куриц, до 40 гусей, 2 поросят. Кроме того, это 2,8 га земли, на которой каждый год выращивается большой урожай картофеля, капусты, свеклы, моркови, лука, помидоров, перцев, огурцов и т. д. Часть собранного урожая идет в школьную столовую, часть реализуется. Продукция наша выгодно отличается от магазинной, так как выращена без использования различных химикатов, поэтому экологически чистая. За рассадой люди идут к нам, у них отпала необходимость ехать на базар за 45 километров в душном автобусе.

При реализации агробизнес-образования мы исходим из идеи: «Каждый предмет в сельской школе важно наполнить поэзией сельской жизни. Именно такой подход поможет нам сохранить село».

В 2008 году администрация Иркутской области подарила нам трактор «Беларусь МТЗ 83» и набор сельхозтехники к нему, это наш главный помощник в нелегком сельскохозяйственном труде: он и сено косит, и землю пашет, и дороги зимой чистит. Так же школа имеет свой грузовой автомобиль, который является незаменимым помощником в деревне. Вся техника выполняет еще и учебную функцию. В школе ведется факультатив «Машиноведение с элементами сельхозтехники».

Благодаря своему подсобному хозяйству факультативы имеют практическую направленность.

Ребята трудятся с удовольствием, так как труд является нормой сельской жизни, и, наверное, единственным средством выживания на селе.

Содержание образовательного процесса в школе максимально приближено к повседневной жизни детей и реальной практике, сельскохозяйственному производству и социальной жизни села. Каждый предмет в рамках школьной образовательной программы важно наполнить поэзией сельской жизни, сознанием необходимости и благородства крестьянского труда. Именно такой подход сельских школ к образованию детей поможет нам сохранить село.

Сегодня у нас уже нет необходимости убеждать детей выполнять ту или иную работу как было тринадцать лет назад, когда никто не верил в серьезность нашего проекта. Ситуация в корне изменилась. Учащиеся видят реальные итоги своей работы. Это является стимулом для дальнейших стараний. В условиях, когда сельским школам ждать помощи неоткуда, мы выгодно отличаемся от других школ района. Благодаря вырученным с подсобного хозяйства средствам приобретен спортивный инвентарь, морозильные камеры, компьютеры, покупаются книги в библиотеку, оргтехника и многое другое. В школе каждый год за счет школьных средств осуществляется косметический ремонт, проводятся праздники.

О влиянии внедрения агробизнес-образования в сельской школе на социальную среду села говорят следующие данные: у учащихся диагностируется ценностное отношение к сельскохозяйственному труду как фактору будущего материально-экономического благополучия, большее количество учащихся школы готовы остаться работать на селе и вести приусадебное хозяйство, часть ребят планируют получить образование и вернуться в свое село.

Таким образом, организация подсобного хозяйства в сельской школе является эффективным средством воспитания учащихся, позволяет успешно решать не только проблемы финансово-экономического развития самой школы, но и проблемы социальной защищённости учащихся. В целом агробизнес-образование способствует оздоровлению сельской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.