Научная статья на тему 'Социальное партнёрство школы и попечительского совета как средство допрофессиональной подготовки обучающихся предпринимательской деятельности в условиях агробизнеса'

Социальное партнёрство школы и попечительского совета как средство допрофессиональной подготовки обучающихся предпринимательской деятельности в условиях агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGRIBUSINESS EDUCATION / AGRIBUSINESS COMPETENCE / CONTINUOUS EDUCATION / RURAL DEVELOPMENT / EDUCATION / TRAINING / EDUCATIONAL STANDARDS / PERSONAL RESULTS / METASUBJECT RESULTS / SUBJECT RESULTS / АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / АГРОБИЗНЕС-КОМПЕТЕНЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ СЕЛА / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

В статье рассмотрена проблема политехнизации содержания образования, способствующая профессиональному самоопределению сельских школьников путем вовлечения их в активный образовательный и производственный процессы, получению практического опыта в области агробизнеса в соответствии с Концепцией развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области и министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года №85-мпр/61-мпр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of polytechnic content of education, contributing to professional identity of rural students and involving them in active educational and production processes, obtaining practical experience in the field of agribusiness according to the Concept of development of a continuous agribusiness education in rural territories of the Irkutsk region for the period up to 2020 approved by the order of the Ministry of Education of the Irkutsk region and the Ministry of Agriculture of the Irkutsk region of July 18, 2014 No. №85.

Текст научной работы на тему «Социальное партнёрство школы и попечительского совета как средство допрофессиональной подготовки обучающихся предпринимательской деятельности в условиях агробизнеса»

АГРОБИЗНЕСОБРАЗОВАНИЕ — УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 373.1.013

ББК 74.200.52

Н 503

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛЫ И ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА КАК СРЕДСТВО ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ

АГРОБИЗНЕСА

Т. Н. Немирич

общеобразовательная школа 16 д. Кулиш Чунского района

д. Кулиш, Чунский район Иркутская область, Россия

В статье рассмотрена проблема политехнизации содержания образования, способствующая профессиональному самоопределению сельских школьников путем вовлечения их в активный образовательный и производственный процессы, получению практического опыта в области агробизнеса в соответствии с Концепцией развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области и министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года №85-мпр/61-мпр.

Ключевые слова: агробизнес-образование, агробизнес-компетенция, непрерывное образование, развитие села, воспитание, обучение, образовательные стандарты, личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.

SCHOOL SOCIAL PARTNERSHIP AND BOARD OF GUARDIANS AS A MEANS OF PRE-PROFESSIONAL STUDENTS EDUCATION FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF

AGRIBUSINESS

T. N. Nemirich The village of Kulish, the Chuna district the Irkutsk region, Russia

The article deals with the problem of polytechnic content of education, contributing to professional identity of rural students and involving them in active educational and production processes, obtaining practical experience in the field of agribusiness according to the Concept of development of a continuous agribusiness education in rural territories of the Irkutsk region for the period up to 2020 approved by the order of the Ministry of Education of the Irkutsk region and the Ministry of Agriculture of the Irkutsk region of July 18, 2014 No. №85.

Key words: agribusiness education, agribusiness competence, continuous education, rural development, education, training, educational standards, personal results, metasubject results, subject results.

В настоящее время во многих областях и во всей стране в целом

действуют программы по устойчивому развитию агропромышленного

комплекса, развитию сельских территорий, направленные на привлечение

молодежи работать на селе. Концепция развития непрерывного агробизнес-

образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020

года, утвержденная Правительством Иркутской области 18 июля 2014 года,

предполагает формирование новой культуры знаний и общения человека и

природы, правильного взгляда на природу Земли и на роль человека в ней

[Об утверждении Концепции развития непрерывного агробизнес-образования

на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года].

Содержание образования, согласно Концепции, должно быть подвергнуто

политехнизации - способствовать профессиональному самоопределению

227

школьников путем вовлечения их в активный образовательный и производственный процессы, получению практического опыта в области агробизнеса.

Нестандартный опыт организации допрофессиональной подготовки к предпринимательской деятельности в условиях агробизнеса можно увидеть в основной общеобразовательной школе 16 д. Кулиш Чунского района. Инновационный вектор развития образования школы имеет длительный плодотворный опыт агробизнес-образования. Более четверти века школа, потеряв партнера в осуществлении трудовой подготовки сельских школьников, самостоятельно, грамотно и успешно решает эту задачу. При школе создан производственный технопарк (хозяйство) и детско-взрослое образовательное производство. Реальная экономика школьного хозяйства с реальной производственной инфраструктурой в основании, в отличие от учебно-имитационных практик, позволило создать в свою очередь, образовательную среду принципиально нового типа, в которой произрастают продуктивные проектно-исследовательские практики.

Успешно действуют и развиваются производственные участки:

1. Мини-птицефабрика.

2. Производство био-овощей.

3. Производство мясомолочной продукции.

4. Производство биогумуса.

5. Производство хлебобулочных изделий.

Все перечисленные производственные объекты являются детско-взрослыми. Любые опасные или ответственные операции выполняются взрослыми или под контролем взрослых. Деятельность любого из названных производств вписана в соответствующую образовательную программу. В условиях школы-хозяйства детям предоставляется возможность включения в производственные процессы на 2 часа ежедневно на добровольной основе во внеурочное время.

Одним из сдерживающих факторов развития школы в данном направлении оставалась ограниченность финансовых, материально-технических ресурсов. Педагогам школы удалось организовать модель социального партнёрства школы и общественной организации попечительского совета школы, получившего статус юридического лица в 2014 г. В рамках работы Попечительского совета рассматриваются и принимаются к реализации перспективные образовательные проекты с привлечением дополнительных средств.

С момента получения статуса некоммерческой организации (НКО) стало возможным участие в социальных проектах с конструктивным продолжением.

2015 г. - эффективное участие в конкурсе социальных проектов в сфере молодежной политики Благотворительного Фонда имени Юрия Тена «Дело молодых» - проект «Лаборатория вермитехнологий и агробизнеса» - 200000 рублей.

2016 г. - конкурс Губернского собрания Иркутской области - проект «Молодые профессионалы селу Приангарья» - 28900 рублей.

2017 г. - конкурс Губернского собрания Иркутской области - проект «Школьная мини-пекарня «Биопай» - 324000 рублей.

2018 г. - конкурс Президента Российской Федерации - проект «Агростарт» - 752390 рублей.

Результатом реализации проекта стало создание на базе Кулишской школы структурного подразделения - Лаборатории биотехнологий и агробизнеса - инновационной формы организации агротехнического творчества и научно-исследовательской деятельности старших школьников.

Одно из завидных направлений в процессе агробизнес-образования

школы - с 2011 года - производство биогумуса путём

вермикультивирования, т. е. переработки органических остатков с помощью

специально выведенных дождевых червей «Старатель». Эффект применения

этого удобрения (без всякой химии) настолько значителен, что коллектив

229

школы конструктивно продолжил работу в этом направлении уже с учётом научного анализа. В рамках проектов закуплено оборудование: мини-лаборатории «Пчёлка-У/почва» для учебных экологических исследований, цифровые микроскопы, электронные измерители влажности почвы, температуры и освещённости почвы, современные теплицы, вибросито, сепараторы для биомассы червя, вермикомпостеры. Школьники получают навыки проведения научного анализа почвы на молекулярном уровне. Практически - это прогнозирование будущего урожая, создание модели научного растениеводства. Также на средства грантов закуплены: инкубатор Феникс-на 1200 яиц с СМС оповещением. брудеры для цыплят, мини-пекарня.

Современное высокотехнологическое производство обладает выраженным обучающим и мотивирующим действием. У школьников, вовлеченных в такую деятельность, резко возрастает познавательная активность и учебная мотивация.

Проект «Лаборатория биотехнологий и агробизнеса. Молодые профессионалы селу Приангарья» осуществлялся в четыре этапа:

На подготовительном этапе организована и проведена пресс-конференция с присутствием лидеров общественного мнения, администрации Чунского района, фермеров, педагогического сообщества, учащихся и молодежи с целью привлечения внимания широкой общественности к проекту, его практической значимости. В рамках пресс-конференции состоялась экскурсия на вермиферму. На данном этапе приобретено необходимое оборудование, изготовлены информационные баннеры и стенды, соответствующая научно-методическая литература, образовательные программы в системе экологического образования и агробизнеса. подготовлен раздаточный материал для участников проекта.

На основном этапе проходило обучение участников проекта в

Лаборатории биотехнологий и агробизнеса. Участвовали в проекте

обучающиеся 7-10 классов сельских школ Чунского района - пилотных

230

площадок по реализации непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области (Распоряжение министра образования Иркутской области), и сельских школ в рамках сетевого взаимодействия проекта. Процесс обучения проходил по отдельному графику работы секций Лаборатории биотехнологий и агробизнеса и состоял из 3-х ступеней:

- Агротехническое творчество (способы утилизации органических отходов, освоение технологии вермикультивирования для производства биогумуса, использование биогумуса для подкормки комнатных растений в школьных классах, выращивания плодово-ягодных и овощных культур на пришкольных участках образовательных организаций Чунского района).

- Научно-исследовательская деятельность (научно-экспериментальное исследование влияния биогумуса на рост и развитие плодово-ягодных и овощных культур). Обучение включало теоретическую часть, практическую часть и защиту индивидуальной научно-исследовательской работы. Успешно проведенные выпускниками Лаборатории научные эксперименты нашли свое отражение в печатном издании - «Лаборатория биотехнологий и агробизнеса: от идеи до реализации», которое было издано в рамках реализации проекта.

- Допрофессиональное ориентирование (профориентация, консультирование, тестирование, изучение основ экологического земледелия и агробизнеса).

На каждой ступени обучения был закреплен научный консультант (тьютор) и мастер производственного обучения, который разрабатывал и адаптировал программу своего курса.

Формат обучения на базе Лаборатории биотехнологий и агробизнеса подразумевал реализацию следующих видов деятельности:

- Стратегические игры.

- Лекции.

- Выполнение научно-исследовательских проектов.

- Экскурсии.

- Тренинги.

- Совместные просмотры научных фильмов.

- Вебинары.

В рамках основного этапа реализации проекта, на базе Лаборатории было проведено 2 мастер-класса для жителей Чунского района «Инновационные методы утилизации органических отходов».

На завершающем этапе состоялось подведение итогов: проведены итоговые мероприятия, основанные на совместной деятельности и носящие закрепляющий характер. Организован и проведен круглый стол «Агроперспектива» с участием ИРО «Российский союз сельской молодежи», Ресурсного центра агробизнес-образования Иркутской области, Областного Совета агробизнес-образования Иркутской области, представителей органов власти Чунского района, СМИ, сельхозпроизводителей. В рамках круглого стола состоялось поздравление участников проекта, вручение памятных подарков и удостоверений выпускника Лаборатории биотехнологий и агробизнеса. Завершающее мероприятие проекта - Благотворительная эко-ярмарка (выставка-продажа произведенного в Лаборатории биотехнологий и агробизнеса биогумуса, выращенной на биогумусе рассады, эко-овощей -подготовленная продукция имела эко-упаковку с дизайнерским решением, созданную участниками проекта на основе знаний основ маркетинга, приобретенных в процессе реализации проекта). В рамках Благотворительной эко-ярмарки проведен праздничный концерт, организованы развлекательные мероприятия для детей (при поддержке учреждений культуры Чунского района).

На контрольно-аналитическом этапе были проанализированы результаты проекта, осуществлена оценка качества проекта, согласно разработанным показателям, и намечены перспективы его дальнейшего развития.

Для оценки результатов и качества проекта был использован следующий оценочный инструментарий:

Опросы. Тестирование.

- Исследование.

- Интервью.

Количественные показатели успешности проекта:

- 200 учащихся сельских школ обучено на базе Лаборатории биотехнологий и агробизнеса.

- Лаборатория биотехнологий и агробизнеса оснащена 8 единицами инновационного агротехнического и научно-исследовательского оборудования.

- Проведено 2 уникальных мастер-класса (инновационные технологии утилизации органических отходов; выращивание эко-овощей на биогумусе). В общей совокупности в мастер-классах приняли участие 400 человек.

- Организована выездная экскурсия-погружение на фермерское хозяйство.

- Проведено для обучающихся 7-10 классов сельских школ:

• 40 часов лекционных занятий по основам агробизнеса и маркетинга;

• 40 процедур по профессиональному ориентированию;

• 80 часов научно-исследовательских занятий;

• 60 часов практических занятий по основам экологического земледелия и технологиям утилизации органических отходов.

Опубликовано 10 статей о проекте.

Более 500 человек приняли участие в Благотворительной Эко-ярмарке.

- 150 человек приняло участие в круглом столе « Агроперспектива».

Качественные показатели успешности проекта:

Экономические показатели:

- Сформирован инновационный сегмент биоэкономических технологий «переработка и утилизация отходов с помощью червя «Старатель».

- Обеспечена деятельность инновационной площадки в сфере агробизнес-образования.

Показатели социального развития личности:

- Обеспечена устойчивая мотивация школьников на самореализацию в условиях сельского социума, к осознанному выбору профессии, специальности, к продолжению образования и продуктивной трудовой деятельности.

- Сформирован комплекс допрофессиональных и предпринимательских компетенций в сфере АПК, способностей в сфере разработки и реализации проектов, новых социальных инициатив у обучающихся и молодежи.

Показатели общественного мнения:

- Население информировано о проекте, этапах его реализации, признает его актуальность и значимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Опыт реализации проекта описан и обобщён, представлен широкой общественности Иркутской области.

- Реализована концепция общественно-активной школы как центра развития социальной и экономической деятельности населения.

Технологические показатели:

- Созданы условия для повышения эффективности подготовки старших школьников к различным видам допрофессионального образования, профессиональному самоопределению.

Целью подобных долгосрочных стратегических проектов является создание мотивации в выборе профессии и развитие естественнонаучного и инженерно-технического мышления у будущих молодых специалистов.

Организация сохранила проект, расширив его содержание за счет

внедрения компонента «осенне-зимней школы» (обучение обучающихся в

234

Лаборатории биотехнологий и агробизнеса в осенне-зимний сезон) в рамках факультативных занятий. Продолжение развитие проекта на территории Чунского района Иркутской области осуществляется по следующим направлениям:

- Проектирование базы данных по оборудованию и методикам для использования другими лабораториями в целях развития междисциплинарных коллабораций.

- Информационная и методическая поддержка инициативных групп в регионе для распространения знаний, полученных в Лаборатории биотехнологий и агробизнеса.

- Коммуникационные площадки в сети Интернет - создание открытой системы молодежных инициатив и стартапов «Лифт идей» в аграрной сфере.

- Внедрение инноваций по утилизации органических отходов в агропромышленный комплекс Иркутской области.

Организация продолжит деятельное участие в конкурсах на грантовую поддержку социальных проектов как внутри региона, так и за его пределами.

В результате реализации проекта формируется позитивное отношение к сельскому производству и убеждение, что сельское хозяйство может быть рентабельным и даже сверхрентабельным, повышается престиж аграрных рабочих профессий. Школьники становятся носителями передовых агротехнологий, что позволит в недалеком будущем стартовать новейшим разработкам в области агропромышленного комплекса.

Библиографический список

1. Об утверждении Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года / Приказ министерства образования Иркутской области N 85-мпр и министерства сельского хозяйства Иркутской области N 61-мпр от 18.07.2014 // [Электронный ресурс]. -2014/ URL: http://irkut.info/2014/07/koncepcija4823.htm (дата обращения: 10.12.2018).

References

1. On approval the Concept of the development of continuous agribusiness education in rural areas of the Irkutsk region for the period up to 2020 / Order of the Ministry of Education of the Irkutsk Region N 85 and the Ministry of Agriculture of the Irkutsk Region N 61 July 18, 2014 // [Electronic resource] . - 2014 / URL: http://irkut.info/2014/07/koncepcija4823.htm (access date: 10.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.