УДК 658.336.8
Татьяна Дугина,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой, Светлана Попова,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой,
Татьяна Рудкова,
кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный агарный университет
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ — ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
Статья посвящена проблемам формирования и наращивания кадрового потенциала аграрной сферы Волгоградской области на современном этапе. Проанализированы показатели развития АПК Волгоградской области в динамике за 2001-2013 гг. Определены перспективные направления наращивания кадрового потенциала в процессе реализации мероприятий государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». S u m m a r y
The article investigates the formation and the capacity building of the agrarian sector of the Volgograd region at the present stage. Analyzed the performance of agribusiness development of the Volgograd region in the dynamics of the 2001-2013 period. Perspective directions of the capacity building in the implementation of the State Program of the Volgograd region «Sustainable development of rural areas in the 2014-2017 and for the period up to 2020».
Ключевые слова: кадровый потенциал, подготовка кадров, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, сельские территории, Волгоградская область, регион.
Keywords: human resources, training, agribusiness, agriculture, rural areas, Volgograd region, region.
• •
Сельские территории Волгоградской области обладают большим природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое диверсифицированное развитие, высокие уровень и качество жизни сельского населения.
В сфере АПК региона занято 216 тыс. человек, что составляет 18% от экономически активной численности населения. По итогам 2013 г.
• •
Волгоградская область в производстве основных видов продукции сельского хозяйства в России занимает: по зерновым культурам — 9 место; подсолнечнику — 4; овощам — 3; мясу — 23, молоку — 21; яйцам — 26 место. Объем продукции сельского хозяйства за первое полугодие 2014 г. вырос на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., что составило 9,6 млрд руб. в фактически действующих ценах (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Показатели развития АПК и сельского хозяйства Волгоградской области
Показатели 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г.
Стоимость валовой продукции АПК (в фактически действующих ценах), млрд руб. 31,0 42,5 53,9 79,6 102,6 120,2 149,6
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (в фактически действующих ценах), млрд руб. 22,7 30,0 36,2 53,3 65,7 76,1 92,0
Поголовье крупного рогатого скота, тыс. гол. 514,1 422,7 348,5 333,9 315,8 332,1 342,8
Поголовье свиней, тыс. гол. 448,0 497,2 437,7 489,2 507,4 473,4 334,3
Тракторообеспеченность в расчете на 1000 га пашни, ед. 4,4 4,2 3,8 3,4 3,5 3,3 3,3
Обеспеченность зерноуборочными комбайнами в расчете на 1000 га пашни, ед. 4,6 4,4 3,0 2,9 3,1 3,7 3,2
Уровень рентабельности от реализации сельскохозяйственной продукции, работ и услуг, %: -включая субсидии из бюджетов всех уровней 11,2 20,5 14,3 41,7 24,2 26,1 22,9
-без учета субсидий из бюджетов всех уровней 4,1 15,0 10,5 33,4 16,7 15,7 14,5
2001г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011г. 2013 г.
■Валовая продукция АПК Волгоградской области (в фактически действующих ценах, млрд. руб.)
■Валовая продукция сельского хозяйства (в фактически действующих ценах, млрд. руб.)
Сельское хозяйство, как базовая отрасль экономики сельских территорий, в значительной мере определяет уровень занятости и доходов сельского населения, которые поступательно возрастают в связи с началом реализации Стратегии по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО с учетом социально-экономических, природно-климатических особенностей [1].
Выполнение предложенных в Стратегии мероприятий по оптимизации посевных площадей позволило увеличить валовой сбор зерновых культур за отчетный период на 30%, подсолнечника — на 60%, горчицы — в 3,5 раза, плодов и ягод — на 20%. Объем производства сельскохозяйственной продукции за последние 5 лет вырос в 1,4 раза.
На 1 июня 2014 г. по сравнению с предыдущим годом поголовье птицы возросло на 24,4%, овец и коз — на 3,9%. Стадо крупного рогатого скота увеличилось в хозяйствах всех категорий в 15 районах
Рис. 1. Динамика валовой продукции АПК и сельского хозяйства в фактически действующих ценах (2001-2013 гг.)
Кадровый потенциал — основа эффективного развития АПК и сельских территорий региона
области. Объемы производства скота и птицы на убой за январь-май 2014 г. стали больше в хозяйствах всех категорий в 10 районах области, молока — в 18, яиц — в 15 районах. Зарплата работников сельского хозяйства выросла за последний год на 1,8 тыс. руб. (с 14,4 до 16,2 тыс. руб.), что составляет 65,7% от средней по экономике Волгоградской области (рис. 2).
Государственная программа Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» совместно с муниципальными программами выступает единым генерирующим инструментом мобилизации ресурсов для формирования продовольственной независимости региона через комплексное и сбалансированное решение экономических, социальных, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий.
24809,0
В целом по экономике
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
2011г. 2012г. 2013г. 2014г (январь-
июнь)
Рис. 2. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в Волгоградской области
Однако сложившийся уровень государственной поддержки недостаточен для перелома демографической ситуации на селе и решения проблемы обеспечения сельской экономики квалифицированными кадрами, способными к освоению инновационных технологий и модернизации агропромышленного производства. Стабильное развитие агропромышленного комплекса невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. Анализ демографической ситуации за последние 10 лет свидетельствует об уменьшении абсолютной численности трудоспособной части сельского населения, в том числе молодежи.
Высшее профессиональное образование имеют 56% управленческого персонала сельскохозяйственных предприятий, среднее профессиональное -32%, а 12% не имеют никакого профессионального образования. Основной состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий (около 60%) находятся в возрастной категории 40-59 лет. Специалисты в активной фазе профессиональной карьеры — от 25 до 39 лет — составляют всего лишь 34%.
Одним из главных факторов, повлиявших на текущую кадровую ситуацию в отрасли, является отмена системы государственного распределения молодых специалистов. Получив сегодня образование в городе, выпускники по объективным причинам не желают работать
Приоритетное право на улучшение жилищных условий имеют сельские граждане и молодые специалисты — работники АПК, проживающие в сельских поселениях, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в агропромышленном
по специальности на селе. В регионе подготовку специалистов для АПК ведут Волгоградский государственный аграрный университет и учреждения системы начального и среднего профессионального образования.
Волгоградский ГАУ готовит выпускников по 31 специальности и по 25 направлениям бакалавриата. Ежегодно ВолГАУ выпускает около 2000 специалистов по очной и заочной формам обучения аграрного профиля. Этого количества молодых специалистов вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности работодателей — сельхозтоваропроизводителей региона. Но, по результатам проводимого нами мониторинга выпускников ВолГАУ, 49% выпускников из сельской местности не хотят возвращаться в село на работу. Основные причины — низкая заработная плата, неразвитая инфраструктура и тяжелые условия труда. Средняя желаемая заработная плата составляет 34 тыс. руб.
Одной из эффективных форм закрепления специалистов на селе может стать заключение работодателями прямых договоров на подготовку специалистов с образовательными учреждениями. В них обязательно должны быть предусмотрены условия возврата затраченных средств на обучение, если специалист не вернулся на предприятие.
Приоритетная задача развития сельского хозяйства — это создание условий для привлечения в сельскую местность квалифицированных кадров массовых профессий. В качестве первоочередных мер по реализации Стратегии по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области должно стать законодательное регулирование вопросов кадровой политики. В связи с этим предлагается разработать региональный проект закона «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса».
Решить проблему закрепления молодых специалистов на селе невозможно без комплексного социального обустройства сельских территорий. Рост миграционных настроений, особенно среди сельской молодежи, вызван низким уровнем обеспеченности села объектами социально-инженерной инфраструктуры и является одним из основных факторов, обуславливающих непривлекательность сельской местности.
Решение проблемы обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, позволит снизить социальную напряженность в обществе, создать условия для формирования активной жизненной позиции молодежи, улучшить демографическую ситуацию на селе.
Государственная поддержка в форме предоставления молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома остается весьма востребованной. Это подтверждается ежегодным ростом числа молодых семей, желающих стать участниками программы по приобретению (строительству) жилья в сельской местности Волгоградской области [4].
Содействие решению проблемы притока молодых специалистов в агропромышленный комплекс Волгоградской области и закрепления их на селе предполагает целесообразность формирования базовых условий социального комфорта (табл. 2).
комплексе Волгоградской области [2, 3]. Развитие инвестиционных проектов, реализуемых в АПК в 2014-2020 гг., позволит улучшить жилищные условия 1238 молодых семей и молодых специалистов на селе. Предусматривается за семилетний период ввести в действие
Таблица 2
План-прогноз развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий Волгоградской области до 2020 г.
Индикатор 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности , тыс. кв. м 18 20 22 24 26 28 30
Общеобразовательные учреждения, мест 57132 57302 57 77 57452 57552 57652 57752
Фельдшерско-акушерские пункты и (или) офисы врачей общей практики, ед. 756 760 764 768 773 778 783
Плоскостные спортивные сооружения, ед. 1403 1406 1409 1413 1417 1421 1425
Учреждения культурно- досугового типа, ед. 578 578 579 580 582 584 586
Уровень газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности, % 66,8 66,9 67,0 67,1 67,2 67,3 67,4
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой, % 67,2 67,5 67,8 70,1 70,6 71,9 73,3
№ 6/2014
73
865 ученических мест в общеобразовательных учреждениях, 31 фельдшерско-акушерский пункт и (или) офис врачей общей практики, 8 тыс. кв. м плоскостных спортивных учреждений, 800 мест учреждений культурно-досугового типа, протянуть 385 км распределительных газовых сетей, 178,3 км локальных водопроводов. Уровень газификации сельских поселений региона должен возрасти до 67,4%, уровень обеспеченности питьевой водой — до 73,3%.
Все вышеперечисленные меры позволят создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи, повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, повысить инвестиционную привлекательность сельских территорий и стимулировать создание новых рабочих мест, обеспечить условия для улучшения демографической ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://ksh.volganet.ru/folder_3/folder_5/
2. Дугина Т.А. Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве России // Российское предпринимательство. 2014. № 2 (248). С. 78-85.
3. Попова С.А., Рудкова Т.А., Косицына Ф.П. Развитие сельских территорий Волгоградской области на основе государственного регулирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 1. С. 55-57.
4. Попова С., Колпакова Е. Социально-экономическое развитие сельских территорий Волгоградской области // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 1-2. С. 60-61.
УДК 338.43
Андрей Полтарыхин,
доктор экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Александра Тарасова,
ассистент, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, г. Барнаул
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОМ ОТРАСЛИ
МАРАЛОВОДСТВА
Так как в рыночных условиях особое значение приобретает стратегическое планирование, авторы предлагают стратегию развития регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай и методический подход на основе сценарного планирования. S u m m a r y
In this market environment is particularly important strategic planning. The authors proposed a regional development strategy maralovodstva Altai Krai and Altai Republic and methodical approach based on scenario planning.
Ключевые слова: мараловодческая отрасль, стратегия, стратегическое планирование, сценарное планирование. Keywords: maralovodcheskoe industry, strategy, strategic planning, scenario planning.
Состояние экономики российских регионов подтверждает слабость регионального уровня управления, а острота накопившихся проблем требует принципиально нового подхода к управлению, предусматривающего реализацию совершенно иных принципов, функций, методов и инструментов. В условиях рыночной экономики такой функцией управления выступает стратегическое планирование, позволяющее на основе предвидения изменений принимать гибкие неординарные решения, связанные с социально-экономическим развитием региона.
При разработке региональных стратегий развития отрасли, на наш взгляд, в методологическом аспекте следует опираться на то, что отрасль представляет собой компактное множество взаимосвязанных ресурсов, компактное множество рутин и компактное множество контрактов, что является результатом различных теорий стратегического управления.
В последние годы среди отраслей сельского хозяйства критическая ситуация сложилась в отрасли мараловодства, где предприятия не только не в состоянии обеспечить устойчивое развитие своего хозяйства, но и едва покрывают текущие финансовые потребности. Либерализация экономики, деструктивные процессы, происходящие на рынках юго-восточной Азии, отрицательно сказались на параметрах пантового рынка, что привело к значительному падению цен на пантовую продукцию. Особенно сильное падение цены произошло во время кризиса 1996-1997 гг., когда средняя цена снизилась в среднем на 250 долл. за 1 кг (рис. 1).
1991 1992 199В 1994 1995 199Б 1997 1998 1999 2000 2001 2004 2006 2010 2012
Рис. 1. Средняя цена консервированных пантов маралов в хозяйствах Алтайского края и Республики Алтай, долл./кг
Производство пантов сырых на одно животное с 1991 по 2013 гг. в Республике Алтай уменьшилось на 11,7%, а пантов консервированных — на 21,5%. При этом специалисты отрасли отмечают ухудшение таких показателей, как выход молодняка, который в последние годы составляет 32 теленка на 100 маралух, что в 2 раза ниже возможного. Высокими остаются потери животных от болезней. В 1995 г., например, в Республике Алтай падеж маралов составил 1500 голов, а пятнистых оленей — 600 голов.
Мараловодческая отрасль является одной из основных сфер занятости жителей сельских территорий Республики Алтай. Помимо большой социальной роли, которую играет мараловодство, оно обеспечи-