Научная статья на тему 'Интеграция системы образования и работодателей важнейшее условие профессиональной социализации молодежи: региональный аспект'

Интеграция системы образования и работодателей важнейшее условие профессиональной социализации молодежи: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция системы образования и работодателей важнейшее условие профессиональной социализации молодежи: региональный аспект»

111!111Й1И1!Ш № 4,

ся в компетенции планового отдела, который осуществляет бенчмаркинговые проекты с национальными и зарубежными институтами, занимается мониторингом положения университета в рейтингах.

Целями бенчмаркинговых проектов, инициированных вузами, могут быть разработка новой бенчмаркинговой методологии; развитие сотрудничества с иностранными партнерами;интернационали-зация образовательных программ; определение международного уровня университета и создание стимулов к постоянному совершенствованию.

Бенчмаркинг часто становится мощным инструментом построения тесных партнерских отношений, способствующих интеграции вуза в другую образовательную культуру. Бенчмаркинговый проект может стать фундаментом для студенческих и преподавательских обменов, разработки совместных образовательных программ, выполнения совместных проектов.

У российских вузов уже есть небольшой опыт осуществления международных бенчмаркинговых проектов. Здесь можно отметить такие проекты, как Российско-британский «МАКЯи»; «Предпринимательский университет» (Е8Ми, Лондонский университет «Метраполи-тан», Нижегородский университет); «Внедрение принципов Болонского процесса в деятельность Нижегородского университета» (Е8МИ, Лондонский университет «Метраполитан», Дублинский университетский колледж, Нижегородский университет).

Таким образом, бенчмаркинг играет важную роль в процессах взаимного сближения образовательных систем и установления продуктивных взаимосвязей между вузами, что в перспективе должно обеспечить конкурентоспособность конкретного вуза, региональной и национальной системы образования, европейского образовательного пространства.

ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ — ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ:

региональный аспект

В. П. Букин, декан факультета инновационных технологий обучения Пензенского государственного университета, профессор

В последнее время в сфере образования Пензенской области активизировалась деятельность, направленная на повышение эффективности и качества профессионального образования как важнейшего условия профессиональной социализации молодежи. Под профессиональной социализацией молодежи мы понимаем процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Она предполагает обрете-

ние индивидом профессии, вхождение в профессиональную среду и реализацию накапливаемого профессионального опыта.

Реально оценив ситуацию в системе профессионального образования, Правительство Пензенской области определило три основных вектора развития интеграционных процессов и работодателей области.

1-й вектор — инновация организации управления — включает в себя:

— переход от существования локальных учреждений к интеграции в регио-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нальную систему профессионального образования;

— разработку моделей управления в условиях изменения нормативно-правовой базы;

— разработку и внедрение нормативного финансирования в учреждениях профессионального образования;

— внедрение современных механизмов и форм повышения квалификации преподавательского и управленческого состава.

2-й вектор — повышение качества профессионального образования. Его

составляющими являются:

— выполнение требований государственных и международных стандартов с учетом региональной специфики;

— переход от предметного типа программ к программам модульного типа, основанным на компетентностном подходе и рейтинговой системе оценивания;

— формирование культурно-образовательной среды, обеспечивающей участие обучающихся в образовательных и социальных проектах.

3-й вектор — ориентация на потребителя. Он охватывает:

— переход от профессий, ориентированных на сохранение учреждений, к заказам потребителей;

— учет программы социально-экономического развития Пензенской области, инвестиционных проектов и муниципальных программ;

— анализ, прогноз рынка труда и разработка механизмов, обеспечивающих установление социального партнерства с работодателями;

— анализ потребностей молодежи, населения и возможность выбора образовательно-профессиональных программ.

Существующая сегодня в Пензенской области система профессионального образования в некоторой степени смогла адаптироваться к сложным условиям социальных перемен. В целом сохранена сеть образовательных учреждений, стабилизировался преподавательский состав, реализуются новые образо-

вательные стандарты, создается база для дальнейшего развития.

Пензенский государственный университет на протяжении многих лет является лидером в системе профессионального образования области. Обладая развитой инфраструктурой, современной материально-технической базой, университет с высоким качеством реализует свыше 200 образовательных программ по 18 группам специальностей.

Структура подготовки специалистов включает в себя программы довузовской подготовки, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также программы профессиональной подготовки. По программам высшего профессионального образования в 2008/09 учебном году в университете и его филиалах обучается около 15,5 тыс. студентов.

За 65 лет работы университетом было подготовлено около 70 тыс. специалистов. Коллектив университета состоит из 2 800 сотрудников и преподавателей. На 77 кафедрах преподают около 150 докторов и свыше 660 кандидатов наук. Подготовка научных кадров ведется по 42 специальностям аспирантуры и 6 докторантуры. В рамках 14 официально зарегистрированных научных школ обучаются 450 аспирантов, 120 соискателей и 15 докторантов.

Пензенский государственный университет активно осуществляет целевую контрактную подготовку специалистов для предприятий и организаций региона. С этой целью им заключены договоры с Федеральными агентствами по промышленности, по атомной энергетике, аэрокосмическим агентством о приеме в 2008 г. 287 и в 2009 г. 196 студентов по 27 специальностям для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В 2003 г. по инициативе президента Ассоциации промышленников и товаропроизводителей Ю. А. Оленина (ФГУП ПО «Старт») и ректора Пензенского государственного университета В. И. Вол-чихина создан факультет инновационных технологий обучения (ФИТО). Эта мера

111!111Й1И1!Ш № 4,

была связана с переменами в стране и регионе, когда резко возрос дефицит в специалистах на промышленных предприятиях и появился государственный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных рынком труда.

На факультете в основном обучаются студенты, которые уже работают на промышленных предприятиях и в научных организациях Пензы и Пензенской области по специальностям, полученным в системе среднего профессионального или начального профессионального образования, и желают повысить свою квалификацию по приобретенной специальности.

Основные направления деятельности факультета

1. Образовательная деятельность

Организация образовательного процесса осуществляется по гибкому перечню специальностей и направлений подготовки (по 13 специальностям).

Перечень специальностей ФИТО формируется ежегодно в соответствии с заявками промышленных предприятий и научных организаций Пензенской области, а соответствующие подразделения и выпускающие кафедры ПГУ корректируют учебные планы и образовательные программы.

Обучение новым, перспективным и высокодефицитным специальностям, открытым на ФИТО, создает широкие возможности для реализации профессиональных устремлений каждого молодого человека.

Несмотря на то что с момента создания ФИТО прошло всего 5 лет, популярность этой формы обучения постоянно возрастает. Ежегодный прием на факультет составляет от 150 до 300 чел.

По состоянию на 1 ноября 2008 г. на ФИТО обучаются 847 студентов. Повышенным спросом со стороны абитуриентов и работодателей пользуются технические специальности.

Результаты деятельности ФИТО за 5 лет показали, что данная форма об-

учения является чрезвычайно выгодной для быстроразвивающихся и мобильных производств, обеспечивая предпосылки для дальнейшего динамического развития региона.

2. Социальное партнерство факультета

Развитие социального партнерства — одна из эффективных форм реализации государственной политики в сфере повышения качества профессионального образования Пензенской области.

По согласованию с Правительством Пензенской области в апреле 2006 г. между ПГУ и 10 крупными промышленными предприятиями было подписано соглашение о стратегическом социальном партнерстве с созданием консорциума «Учебно-научно-производственный комплекс содействия инновационному развитию региона», цель которого заключается в интеграции учебной, научной и производственной деятельности.

Основными задачами функционирования и развития системы социального партнерства являются:

— участие работодателей в подготовке рабочих кадров и специалистов (корректировка учебных планов и образовательных программ с учетом требований преподавателей);

— предоставление возможности специалистам, выпускникам УСПО и УНПО, работающим по приобретенным специальностям, повышения квалификации посредством получения высшего образования в ПГУ без отрыва от производства;

— улучшение материально-технической базы образовательного процесса (обеспечение учебного и научного процесса современным оборудованием);

— привлечение в систему образования ПГУ дополнительных внебюджетных финансовых средств.

Социальные партнеры ПГУ имеют возможность осуществлять целевую подготовку, заключая трехсторонний договор: предприятие — студент — университет.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно заключенным договорам предприятия взяли на себя обязательства по оплате от 50 до 100 % от общей стоимости обучения за направляемых студентов. Количество студентов, обучающихся за счет предприятий, возросло с 40 в 2003 до 458 чел. в 2008 г., что составляет 50 % от общего контингента факультета. При этом были заключены контракты, в соответствии с которыми направляемые студенты обязуются работать на данном предприятии по рабочим специальностям во время обучения в университете, а после получения высшего образования — отработать на этом предприятии в качестве специалиста 3 года (по ряду предприятий — 5 лет). В итоге к моменту окончания работником вуза предприятие получает не только выпускника ПГУ, но и сформировавшегося кадрового специалиста. Таким образом, оно решает болезненные для настоящего времени вопросы омоложения кадров и поддерживает перспективы их роста.

3. Профориентационная работа факультета

На факультете постоянно ведется профессиональная ориентационная работа с молодежью образовательных учреждений Пензенской области в целях повышения престижа факультета, привлечения к обучению в университете выпускников СПО и НПО для обеспечения высококвалифицированными кадрами предприятий и организаций региона.

Профориентационная работа проводится согласно ежегодно разрабатываемому плану по следующим направлениям:

— встречи и тематические беседы преподавателей и руководителей факультета с обучающимися и их родителями в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

— проведение совместных научнопрактических конференций и технических выставок;

— участие в деятельности Ассоциации промышленников и товаропроизводителей Пензенской области;

— участие в работе советов образовательных учреждений СПО и НПО и совете директоров;

— привлечение молодежи города к организационно-массовым мероприятиям университета («День открытых дверей», «Ярмарка вакансий» и т. п.);

— издание и распространение рекламных материалов (буклетов, информационных листов, презентаций, рекламных роликов и др.);

— размещение и постоянное обновление материалов о ФИТО на сайте университета.

4. Интегрированное образовательное пространство факультета

Главная цель создания интегрированного образовательного пространства — удовлетворение потребности предприятий региона в высококвалифицированных специалистах из числа выпускников учреждений среднего и начального профессионального образования.

Задачами его создания являются:

— реализация инновационной политики Российской Федерации и Федеральной программы развития образования;

— развитие социального партнерства с промышленными предприятиями и учебными СПО и НПО;

— широкое использование инновационных технологий и совместных образовательных проектов с учреждениями СПО и промышленными предприятиями;

— содействие социальной адаптации выпускников университета.

Направления деятельности:

— координация совместной деятельности системы «Университет — Поставщик — Потребитель» в подготовке специалистов, востребованных промышленностью региона;

— интеграция образовательной, научной и производственной деятельности в рамках консорциума «Учебно-научнопроизводственный комплекс содействия инновационному развитию региона»;

— создание учебного центра многоуровневой и многопрофильной подготовки специалистов на базе промышленных предприятий;

— трудоустройство выпускников образовательных учреждений СПО.

5. Основные поставщики абитуриентов факультета

Основным критерием по отбору образовательных учреждений СПО для интеграции их в единое образовательное пространство является соответствие направлений профессиональной подготовки учреждений специальностям факультета.

Главными поставщиками абитуриентов стали Пензенский государственный приборостроительный колледж, Заречен-ский многопрофильный колледж, Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина, Пензенский автомобильно-дорожный колледж, Пензенский машиностроительный колледж, Пензенский строительный колледж.

6. Специфика обучения на факультете

На обучение в университет принимаются выпускники УСПО и УНПО, имеющие дипломы о среднем профессиональном или начальном профессиональном образовании.

Обучение производится в третью учебную смену.

Молодые люди уже работают в сфере материального производства по приобретенной в УСПО или УНПО специальности.

Обучение в университете осуществляется по приобретенному ранее направлению подготовки с использованием инновационных технологий с сокращенным сроком.

Обучение ведется по востребованным специальностям в соответствии с заявками предприятий.

Образовательные программы специальностей факультета отличаются приоритетом самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Организация учебного процесса факультета характеризуется повышенной ответственностью преподавателей за

развитие у студентов навыков самостоятельной работы и креативного мышления.

Обучение осуществляется в основном за счет средств промышленных предприятий.

7. Перспективныге направления развития факультета

Расширение круга социальных партнеров в соответствии с программой стратегического развития Пензенской области до 2021 г.

Расширение поставщиков абитуриентов из числа образовательных учреждений СПО и НПО федерального и регионального подчинения.

Совершенствование деятельности Учебного центра многоуровневого и многопрофильного обучения для промышленных предприятий Пензенской области и создание новых моделей взаимодействия с образовательными учреждениями СПО и НПО, предприятиями и учреждениями.

Увеличение контингента обучаемых за счет повышения престижа подготовки кадров на факультете.

Улучшение качества подготовки специалистов за счет совершенствования образовательного процесса в рамках создаваемого университетского комплекса.

Совершенствование инновационных форм обучения и самостоятельной работы студентов за счет внедрения дистанционного обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование форм мотивационного стимулирования преподавателей и сотрудников факультета.

Непрерывное совершенствование реализуемой в университете системы менеджмента качества в предоставлении образовательных услуг.

Привлечение в систему образования университета дополнительных внебюджетных финансовых средств.

Повышение качества научно-методической и исследовательской деятельности факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.