Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы'

Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / УРОВНИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / СФЕРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копров Василий Михайлович, Сапир Елена Владимировна

Введение: в статье отмечается важность изучения интеграционных процессов в сфере высшего образования для их последующего использования при формировании инновационной среды высшей школы. Актуализированы моменты, определяющие значимость рассматриваемых вопросов при выработке государственной политики в сфере образования. Материалы и методы: основу исследования составили общенаучные методы, прежде всего, анализ научной литературы и эмпирических данных. Материалом для исследования послужили работы российских и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются вопросы интеграции сферы высшего образования, а также нормативно-правовая база высшей школы. Результаты исследования: проведенный анализ термина «интеграция» с позиции фундаментальной науки и применительно к практике высшей школы позволил разграничить указанную дефиницию как состояние и как процесс. Рассмотрение проходящих интеграционных процессов в сфере высшего образования позволило выделить три уровня их проявления. Подчеркивается особая важность дальнейшего исследования интеграционных процессов в высшей школе по уровням их проявления. Обсуждение и заключения: сделан вывод о необходимости применения разграничительного подхода к изучению интеграционных процессов в силу наличия различий между формами проявления интеграции по уровням, визуально показано разграничение понятия интеграция по уровням ее проявления, в качестве причины интеграционных процессов указано стремление выстоять в конкурентной борьбе, а как основная цель интеграции повышение конкурентоспособности участников интеграционных процессов, обеспечивающих их совместное продвижение вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копров Василий Михайлович, Сапир Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration Processes in the Innovative Environment of Higher School

Introduction: the article deals underscores the importance of research into integration processes in the field of higher education for their subsequent use in the formation of the higher school’s innovative environment. The authors highlight the points that define the importance of the issues in the formulation of the state policy in the sphere of education. Materials and Methods: the research methodology is based on the general scientific analysis of scientific literature and empirical data. The authors used the relevant works by Russian and foreign researchers, and legal documenta¬tion of the Russian higher education. Results: the analysis of the term “integration” from the perspective of fundamental science and in relation to the practice of the higher school allowed us to distinguish between the state and the process of the above term. Con¬sideration of the ongoing integration processes in the field of higher education allowed us to identify three levels of their manifestation. Discussion and Conclusions: the authors come to the conclusion about the necessity of distinguishing approach to the research of integration processes due to the differences between the forms of integration manifestations at various levels; present visual distinction of the notion “integration” in respect to levels of its manifestation; as the cause of integration processes the authors indicate the desire to win the competition, but as the main objective of integration to increase the competitiveness of the participants involved in integration processes, ensuring their joint progress.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы»

http://edumag.mrsu.ru ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ACADEMIC INTEGRATION

УДК 37.0:378 DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.382-392

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В. М. Копров1', Е. В. Сапир2

ФГКВОУ ВПО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль, Россия, *divaxon@yandex. ru 2ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», г. Ярославль, Россия

Введение: в статье отмечается важность изучения интеграционных процессов в сфере высшего образования для их последующего использования при формировании инновационной среды высшей школы. Актуализированы моменты, определяющие значимость рассматриваемых вопросов при выработке государственной политики в сфере образования.

Материалы и методы: основу исследования составили общенаучные методы, прежде всего, анализ научной литературы и эмпирических данных. Материалом для исследования послужили работы российских и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются вопросы интеграции сферы высшего образования, а также нормативно-правовая база высшей школы.

Результаты исследования: проведенный анализ термина «интеграция» с позиции фундаментальной науки и применительно к практике высшей школы позволил разграничить указанную дефиницию как состояние и как процесс. Рассмотрение проходящих интеграционных процессов в сфере высшего образования позволило выделить три уровня их проявления. Подчеркивается особая важность дальнейшего исследования интеграционных процессов в высшей школе по уровням их проявления. Обсуждение и заключения: сделан вывод о необходимости применения разграничительного подхода к изучению интеграционных процессов в силу наличия различий между формами проявления интеграции по уровням, визуально показано разграничение понятия интеграция по уровням ее проявления, в качестве причины интеграционных процессов указано стремление выстоять в конкурентной борьбе, а как основная цель интеграции - повышение конкурентоспособности участников интеграционных процессов, обеспечивающих их совместное продвижение вперед.

Ключевые слова: интеграция; интеграционные процессы; уровни интеграционных процессов; сфера высшего образования; инновационная среда высшей школы

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект «Модель интегрирования российского региона в мировую хозяйственную сферу через развитие и адаптацию новых организационных структур» № 15-32-01043.

Для цитирования: Копров В. М., Сапир Е. В. Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 382-392. DOI: 10.15507/19919468.084.020.201603.382-392

INTEGRATION PROCESSES IN THE INNOVATIVE ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL

V. M. Koprova', E. V. Sapirb

aYaroslavl Higher Military School of Air Defense, Yaroslavl, Russia *divaxon@yandex.ru bDemidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia

Introduction: the article deals underscores the importance of research into integration processes in the field of higher education for their subsequent use in the formation of the higher school's innovative environment. The authors highlight the points that define the importance of the issues in the formulation of the state policy in the sphere of education.

382

© Копров В. М., Сапир Е. В., 2016

Materials and Methods: the research methodology is based on the general scientific analysis of scientific literature and empirical data. The authors used the relevant works by Russian and foreign researchers, and legal documentation of the Russian higher education.

Results: the analysis of the term "integration" from the perspective of fundamental science and in relation to the practice of the higher school allowed us to distinguish between the state and the process of the above term. Consideration of the ongoing integration processes in the field of higher education allowed us to identify three levels of their manifestation.

Discussion and Conclusions: the authors come to the conclusion about the necessity of distinguishing approach to the research of integration processes due to the differences between the forms of integration manifestations at various levels; present visual distinction of the notion "integration" in respect to levels of its manifestation; as the cause of integration processes the authors indicate the desire to win the competition, but as the main objective of integration - to increase the competitiveness of the participants involved in integration processes, ensuring their joint progress.

Keywords: integration; integration processes; levels of integration processes; higher education; innovative environment of higher education

Acknowledgments: The research was carried out with the support of the Russian Foundation for Humanities. Project №№ 15-32-01043 "Model of integration of Russia in the region in the global economic sphere through the development and adaptation of new organisational structures".

For citation: Koprov VM, Sapir EV. Integration processes in the innovative environment of higher school. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 3(20):382-392. DOI: 10.15507/19919468.084.020.201603.382-392

Введение

На современном этапе развития высшей школы «интеграция» как понятие и реальный процесс используется все чаще, свидетельствуя о возрастающей тенденции к объединению не только организационных структур в сфере высшего образования, но и массива знаний и даже действий людей. Идеи интеграции все чаще возникают на самом высоком уровне, в частности, на последнем заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ был поддержан курс развития ведущих университетов (или схожих по замыслу структур - опорных вузов, центров превосходства, межотраслевых исследовательских центров), которые должны выступить «локомотивами» интеграционных процессов высшего образования и науки в регионах1. Всеобъемлющий характер этой тенденции вызывает необходимость глубокого научного осмысления сущности интеграции и ее роли в развитии природы, человека и общества. Без глубокого (правильного) понимания истинных причин, сущности и принципов феномена интеграции вообще (в природе и обществе) профессионально исследовать интеграцион-

ные тенденции в высшем образовании (истоки, цели, механизмы реализации, плюсы и минусы, способы оценки эффективности), а тем более эффективно реализовывать их и управлять ими невозможно.

Неоднозначное понимание причин, сущности и механизмов реализации «идеи интеграции» как сущности идеи развития ведет к неполному восприятию и «идеи образования», под которой, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», совершенно справедливо понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». Приведенная дефиниция аккумулирует в себе две «интеграции»: воспитания и обучения и интересов четырех сторон - че -ловека, семьи, общества, государства. Дальнейший ход исследования интеграционных процессов в высшей школе предполагает ответ на следующие вопросы: что дают эти интеграции интегрируемым элементам и друг другу? Как надо соединить воспитание и обучение, чтобы соблюсти интересы (и в чем они?)

1 Стенограмма заседания Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации 21 января 2016. [Электронный ресурс]. Официальный сайт администрации Президента РФ. URL: http://kremlm.ru/events/councüs/by-councü/6/51190 (дата обращения 2.02.2016 г.).

каждой из указанных сторон, и посредством каких механизмов? [1]

Последовательное раскрытие поставленных вопросов, а также других принципиальных моментов, напрямую или косвенно связанных с указанной проблематикой, позволит определить дальнейшую траекторию инновационного развития высшей школы на основе интеграционных процессов.

Материалы и методы

Ход дальнейших рассуждений предполагает раскрытие сущности термина «интеграция» и конкретизации понятия «интеграция в образовании». В современных энциклопедических словарях приведено множество определений термина «интеграция» по различным отраслям знаний. В частности, интеграция (от лат. integratio «восстановление, восполнение», integer «целый») - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке, экономическая интеграция)2.

С позиции философии как системообразующей науки, интеграция - процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства3.

В более ранней редакции философского энциклопедического словаря4 содержится несколько иное определение интеграции - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элемен-

тов. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействии между элементами, в частности, надстраиваются новые уровни управления. Иногда под интеграцией понимается интегрированность, т. е. некоторый результат процесса интеграции, состояние упорядоченного функционирования частей целого. Социальная интеграция означает наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями, государствами и др. При анализе интеграции различают уровень рассматриваемых систем интеграции (интеграция личности, группы, общества и т. д.). Интеграция общества или отдельных государств может осуществляться на основе принуждения, взаимной выгоды или сходства социально-экономического строя, интересов, целей и ценностей различных индивидов, социальных групп, классов, государств.

В экономике интеграция - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию компаний5.

Применительно к университетскому образованию интеграционный процесс

2 Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/19822 (дата обращения: 06.02.2016).

3 Новая философская энциклопедия : в 4-х томах / Под. ред. А. С. Степина [и др.]. М. : Мысль, 2010.

4 Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М. : Советская энциклопедия. 1983.

5 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2011. 479 с.

в высшей школе рассматривается в качестве процесса взаимного сближения различных сфер человеческой деятельности (образования, науки, бизнеса, финансов) путем диверсификации источников финансирования, создания новых организационных структур, объединения их материальных и нематериальных ресурсов, формирования инновационных взаимосвязей, обеспечивающих эффективность функционирования высшей школы и дальнейший экономический рост РФ [2].

Исходя из анализа приведенных дефиниций термина «интеграция», можно сделать вывод, что в общем понимании интеграция рассматривается как два диаметрально противоположных динамических понятия, а также выделить ряд ключевых слов в той или иной мере его определяющих [3]. С позиции общего понимания интеграции как состояния: целый, единый, нераздельный, связанность, связь. При понимании интеграции как процесса: объединение, связывание, сближение, приспособление, сотрудничество, единение, сплочение.

Результаты исследования

Дальнейшее изучение интеграции будет основываться на рассмотрении этого явления, прежде всего, как процесса, поскольку заявленной целью исследования выступают интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы.

Интеграция как объединение отображает основную тенденцию идеи развития, сущность которого - изменение с усложнением. Поскольку все сложное предполагает наличие структуры (как совокупности элементов и связей между ними), то идея развития неразрывно связана с понятием «система» (под которой понимается целостная структура) и ее усложнением.

Любое развитие системы, сопровождаемое изменением ее структуры, есть результат взаимодействия ее элементов между собой и внешним миром с образованием новых связей, а также при необходимости и новых элементов.

В традиционной экономической теории любые хозяйственные явления анализируются на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. При этом существующая граница между микро- и макроэкономикой весьма условна, поскольку некоторые вопросы могут рассматриваться как на микро-, так и на макроуровне. Для анализа таких явлений зачастую используется термин «мезоэко-номика»6.

Таким образом, по аналогии с устоявшейся моделью современной экономической науки в зависимости от направления взаимодействия элементов системы высшего образования РФ можно выделить следующие уровни интеграционных процессов:

- макроинтеграция - интеграция системы высшего образования РФ в мировое образовательное пространство (Болон-ский процесс, интеграционные явления в рамках глобального объединения стран БРИКС и др.);

- мезоинтеграция - внутрисистемная интеграция высшего образования РФ, проявляющаяся в создании федеральных или региональных интегрированных структур (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, региональные вузы и другие образовательные структуры);

- микроинтеграция - проявление интеграционных связей внутри образовательных организаций системы высшего образования РФ (проведение кроссдисциплинарных исследований; междисциплинарные (коэволюционные) связи; формирование межпредметного образовательного пространства; создание объединенных (интегративных) курсов; интеграция воспитательного и образовательного компонентов; объединение учебной, научной и методической деятельности и др.).

Макроинтеграция системы высшего образования Российской Федерации в качестве самостоятельного уровня начала проявляться с конца 2000-х гг.,

6Вечканов Г. С. Экономическая теория : учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб. : Питер, 2016. 512 с. (Серия «Учебник для вузов»).

когда была принята «Болонская декларация»7, к которой Россия присоединилась 19 сентября 2003 г. в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации8. В указанном документе стратегического планирования государство призвано обеспечить, во-первых, интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций; во-вторых, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ. С момента присоединения России к Болонскому процессу важнейшими для российского образования стали вопросы о путях его интеграции в европейское и мировое образовательное пространство. В связи с существенными отличиями системы высшего образования в России и мировой системы образования вопросы интеграции в мировое образовательное пространство включают в себя достаточно большой список направлений деятельности.

В последние годы в силу постоянно усиливающегося охлаждения взаимоотношений нашей страны с Европейским союзом и рядом других проамериканских стран на фоне постоянно расширяющихся санкционных мер все больше проявляются тенденции развития взаимоотношений в рамках других глобальных мировых объединений. Примером здесь могут служить интеграционные процессы в сфере высшего образования в рамках стран-участниц БРИКС [4].

В настоящее время в соответствии с картиной, представленной на Глобальном университетском саммите БРИКС в Москве, наметились две основные линии развития подобного сотрудниче-

ства: создание Сетевого университета БРИКС и организация Лиги университетов БРИКС. Это близкие, но в то же время отличающиеся по ряду параметров траектории, в частности, у них различны цели, задачи, формат сотрудничества, финансовые источники9.

Таким образом, макроинтеграция высшего образования России в мировую образовательную систему - это объективно развивающийся процесс, который нельзя не замечать [5].

Мезоинтеграционные процессы российской системы высшего образования начались с идеи формирования федеральных университетов, которая впервые воплотилась в реальность в 2006 г. с созданием в России первого федерального университета - Сибирского, на базе трех крупных вузов Красноярска (Красноярского государственного технического университета, Красноярской государственной архитектурно-строительной академии и Государственного университета цветных металлов и золота). В этом же году на базе трех вузов Ростова-на-Дону и Таганрогского государственного радиотехнического университета был создан Южный федеральный университет.

Главной целью создания федеральных университетов, согласно концепции Министерства образования и науки Российской Федерации, является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов [6]. Федеральные университеты способствуют формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализа-

7 Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования («Болонская декларация») (Болонья, 19 июня 1999 г.) [Электронный ресурс] // Справоч-но-правовая система «Гарант» (дата обращения: 11.02.2016).

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N° 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант» (дата обращения 11.02.2016).

9 Материалы Глобального университетского саммита БРИКС (26-28 октября 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://gusbrics.ru/ (дата обращения: 06.02.2016).

ции инновационных услуг и разработок. Данная миссия реализуется путем организации и координации работы по сбалансированному обеспечению квалифицированными кадрами, крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов в составе федерального округа, а также научными, техническими и технологическими решениями.

В последствии во исполнение Указа Президента РФ «О Федеральных универ-ситетах»10 и на основании Федерального закона Российской федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов»11 были созданы еще 8 федеральных университетов.

Так, в течение 2010-2012 гг. в пяти федеральных округах было создано 7 федеральных университетов: Северный (Арктический) федеральный университет и Балтийский федеральный университет в Северо-Западном федеральном округе, Северо-Кавказский федеральный университет в Северо-Кавказском федеральном округе, Казанский (Приволжский) федеральный университет в Приволжском федеральном округе, Уральский федеральный университет в Уральском федеральном округе, Дальневосточный федеральный университет и Северо-Восточный федеральный университет в Дальневосточном федеральном округе.

Последним из действующих к 2016 г. федеральных университетов был образован Крымский федеральный университет на базе 6 вузов вновь образованной в 2014 г. территориально-административной единицы Российской Федерации - Республики Крым.

В результате интеграционных процессов, прошедших в системе высшего образования Российской Федерации за последнее десятилетие, было создано 10 федеральных университетов12. Благодаря их успешному функционированию категория «федеральный университет» уверенно ассоциируется с одним из видов высших учебных заведений (наряду с институтом, академией и университетом), обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.

Еще одной формой проявления интеграционных процессов на мезоуровне можно с достаточной степенью уверенности считать присвоение отдельным университетам статуса национальных исследовательских, поскольку основная цель этого проекта в сфере высшего образования не только повысить эффективность процесса обучения, но и провести его интеграцию с научными исследованиями, проводимыми в том же университете. Тем самым, на лицо интеграция двух сфер высшей школы -науки и образования.

Важнейшими отличительными признаками национального исследовательского института являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансферт технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Практически национальные исследовательские институты являются интегрированными научно-образовательными центрами или включают ряд таких центров в виде со-

10 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №№ 716 «О Федеральных университетах» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант» (дата обращения: 03.03.2016).

11 Федеральный закон Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант» (дата обращения: 03.03.2016).

12 Материалы свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.03.2016).

вокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.

Присвоение отобранным на конкурсной основе вузам статуса национального исследовательского университета предполагает особую государственную поддержку, прежде всего, в виде дополнительных объемов бюджетного финансирования. Основной задачей государственной поддержки является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в России высоких технологий.

Первые два университета (Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ») приобрели свой статус вне конкурса в соответствии с Указом Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских уни-верситетов»13. В течение 2009-2010 гг. на конкурсной основе были отобраны еще 27 вузов, которые приобрели статус национальных исследовательских и соответствующую государственную поддержку в рамках проекта.

Следует отметить, что данная форма интеграции носит временный характер, поскольку статус вузам устанавливается сроком на 10 лет, с необходимостью предоставления регулярных отчетов о реализации программы национального исследовательского университета. Если ход исполнения программы будет признан неэффективным, статус может быть отозван.

Последним инновационным течением на уровне мезоинтеграционных процессов рассматривается процесс

создания региональных вузов путем интеграции существующих учреждений высшего образования по территориальному признаку [7]. Так, в Ярославской области планируется создание единого вуза в результате объединения Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова, Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского и Ярославского государственного технического университета. К настоящему моменту временной интервал от момента создания планов до их фактической реализации не определен, поскольку круг проблемных моментов по вопросам региональной интеграции вузов достаточно обширен и для их решения требуется проведение дополнительных научных исследований.

Таким образом, современная система высшего образования России включает достаточный спектр различных форм проявления мезоинтеграции, свидетельствующих о непрерывном процессе модернизации высшей школы.

К низшему уровню иерархии интеграционных процессов относится микроинтеграция как проявление интеграционных связей внутри самих образовательных организаций системы высшего образования РФ (проведение кроссдисциплинарных исследований; междисциплинарные (коэволюционные) связи; формирование межпредметного образовательного пространства; создание объединенных (интегративных) курсов; интеграция воспитательного и образовательного компонентов; объединение учебной, научной и методической деятельности и др.).

Микроинтеграция - это сближение и связи отдельных элементов внутри одной системы в единое целое, т. е. синтез - возникновение нового. Необходимость микроинтеграционных процессов в современном высшем образовании обусловлена рядом причин [8]. Во-пер-

13 Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант» (дата обращения: 03.03.2016).

вых, традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность. Во-вторых, в современной высшей школе учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-третьих, каждая из дисциплин сама по себе представляет узкий сегмент определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. Микроинтеграция позволяет сформировать межпредметное образовательное пространство [9].

С другой стороны, межпредметные связи значительно повышают требования к педагогу и ставят перед ним трудно-выполнимые задачи. Одно дело - иметь некоторые знания из смежных областей, другое - владеть содержанием и методологией других дисциплин. Педагог стремится минимизировать проблемное поле своей профессиональной деятельности. Научная специализация и умение качественно работать в русле одной

учебной дисциплины не позволяют ему в достаточной мере реализовать педагогическую концепцию межпредметных связей, количественный рост которых тормозит их систематическое и широкое использование в практике или даже приводит к невозможности этого использования [10]. Существующее противоречие между теорией и практикой стимулирует поиск новой, более простой системы. Количественный рост межпредметных связей приводит к новому качеству, и они трансформируются, например, в более приемлемые (с практической точки зрения) интегрированные учебные курсы.

Интегрированный курс - это учебная дисциплина, составленная из содержательных фрагментов разных предметов, а также дополнительного содержания, ранее не входившего в учебный процесс. Они легко вписываются в предметную систему обучения и не нарушают деятельности преподавателя. Такой подход не только существенно расширяет предметную область, но и сближает ее с другими учебными дисциплинами [11].

Обсуждение и заключения

Разграничение понятия «интеграция» по уровням ее проявления Differentiation of the notion "integration" in respect to the levels of its manifestation

Итак, исходя из рассмотренного деления интеграционных процессов в системе высшего образования РФ и в силу наличия вышеописанных различий между формами проявления интеграции по уровням (рис. 1), дальнейшее исследование должно строиться на применении разграничительного подхода к их изучению. При этом, на наш взгляд, особое внимание стоит уделить внутрисистемной интеграции как одной из наиболее актуальных и перспективных траекторий развития высшего образования в Российской Федерации на современном этапе, которая является в настоящее

время самым значительным инновационным движением в образовании.

Однако в независимости от уровня проявления интеграции причиной интеграционных процессов выступает стремление выстоять в конкурентной борьбе (российской системы образования в международной образовательной среде; вузов среди прочих; области знаний за преобладающую позицию), и как следствие, основная цель интеграции повышение конкурентоспособности участников интеграционных процессов, обеспечивающих их совместное продвижение вперед.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Царьков А. Н., Бугаков И. А. Интеграционные процессы в высшем образовании: исходные концептуальные основания // Тематический научно-технический сборник СВИ РВ. Серпухов : СВИ РВ, 2005. С. 8-11. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23526395 (дата обращения: 20.04.2016).

2. Гохберг Л. М., Китова Г. А., Кузнецова Т. А. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Экономика образования. 2009. № 1. С. 67-79. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=15139854 (дата обращения: 27.04.2016).

3. Стерлигова А. Н. Анализ значения термина «интеграция» в контексте управления организацией // Логистика и управление цепями поставок. 2005. № 6. С. 70-79. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=22616504 (дата обращения: 27.04.2016).

4. Сапир Е. В. Связь обучения с практикой как проблема высшей школы и задачи международного сотрудничества университетов // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. «Экономика». 2016. № 1 (27). С. 47-56. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25895344 (дата обращения: 27.04.2016).

5. Копров В. М. Сравнительный анализ оценки эффективности результатов деятельности научно-педагогического состава высших учебных заведений // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. № 4. С. 87-91. DOI 10.20339/AM.04-16.087

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ИзмайловаМ. А. Актуальные аспекты интегрированного взаимодействия государства и высшей школы в решении социально-экономических проблем // Экономика образования. 2016. № 2. С. 41-53. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25694183 (дата обращения: 27.04.2016).

7. Рогачева Е. Ю., Слепухин А. Ю. Региональные вузы и международная интеграция образования // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1. С. 6-12. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.006

8. Павлов И. С. Принципы и приоритеты при формировании новых интегрированных образовательных структур // Журнал правовых и экономических исследований. 2007. № 2. С. 42-52. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12849259 (дата обращения: 27.04.2016).

9. ПоваляеваМ. А. Интеграция образования в высшей школе // Интеграция образования. 2004. № 1. С. 75-77. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18260700 (дата обращения: 27.04.2016).

10. Измалкова С. А., Тронина И. А. Концепция управления инновационным развитием интегрированных образований в условиях системности, нелинейности и трансформации сущности экономики знаний // Дайджест-Финансы. 2015. № 4 (236). С. 40-52. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24343321 (дата обращения: 27.04.2016).

11. Иванова М. А., Кузьмин А. В. Интеграционные процессы в высшей школе в условиях новой модели «Экономики знаний» // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 73-79. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=17279698 (дата обращения: 27.04.2016).

Поступила 21.06.16; принята к публикации 06.07.16; опубликована онлайн 30.09.16.

Об авторах:

Копров Василий Михайлович, преподаватель кафедры автоматики и вычислительных средств ФГКВОУ ВПО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» (Россия, г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, д. 67 а), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-3732-9091, divaxon@yandex.ru

Сапир Елена Владимировна, заведующая кафедрой мировой экономики и статистики ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (Россия, г Ярославль, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), доктор экономических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-2754-0985, evsapir@yahoo.com

Заявленный вклад авторов:

Копров Василий Михайлович - теоретический анализ литературы, разграничение понятия интеграция высшего образования.

Сапир Елена Владимировна - анализ интеграционных процессов в сфере высшего образования в рамках стран-участниц БРИКС.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Tsarkov AN, Bugakov IA. Integratsionniye protsesy v vysshem obrazovanii: iskhodnyye kontsep-tualnyye osnovaniya [Integrative processes in higher education: initial conceptual bases]. Tematicheskiy nauchno-tekhnicheskiy sbornik SVIRV = Thematic scientific and technical proceedings. Serpukhov: RV SVI Publ.; 2005. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=23526395 (accessed 20.04.2016). (In Russ.)

2. Gokhberg LM, Kitova GV, Kuznetsova TA. Strategiya integratsionnykh protsessov v sfere nauki i obrazovaniya [Strategy of integrative processes in the sphere of science and education]. Ekonomika obra-zovaniya = Economics of Education. 2009; 1:67-79. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=15139854 (accessed 27.04.2016). (In Russ.)

3. Sterligova AN. Analiz znacheniya termina «integratsiya» v kontekste razvitiya upravleniya organi-zatsiey [The analysis of the term "integration" in the context of development of an organisation's management]. Logistika i upravleniye tsepyamipostavok = Logistics and supply chain management. 2005; 6:70-79. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=22616504 (accessed 27.04.2016). (In Russ.)

4. Sapir EV. Svyaz obucheniya s praktikoi kak problema vyshei shkoly i zadachi mezhdunarodnogo sotrudnichestva universitetov [Relation of academic studies with practical training as a problem of higher school and the tasks of international cooperation of universities]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Ekonomika» = Ivanovo State University Bulletin: Economics. 2016; 1(27):47-56. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=25895344 (accessed 27.04.2016). (In Russ.)

5. Koprov VM. Sravnitelnyy analiz otsenki effektivnosti rezultatov deyatelnosti nauchno-peda-gogicheskogo sostava vyssikh uchebnykh zavedeniy [Comparative analysis in the assessment of teaching staff's efficiency in higher education]. Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly) = Alma Mater (Bulletin of Higher School). 2016; 4:87-91. DOI 10.20339/AM.04-16.087

6. Izmailova MA. Aktualnye aspekty integrirovannogo vzaimodeiystviya gosudarstva I visshei shkoli v reshenii sotcialno-ekonomicheskikh problem [Topical aspects of integrated cooperation between the state and higher education in addressing socio-economic issues]. Ekonomika obrazovaniya = Economics of education. 2016; 2:41-53. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=25694183 (accessed 27.04.2016). (In Russ.)

7. Rogacheva EYu, Slepukhin AYu. Regionalnyye vuzy i mezhdunarodnaya integratsiya obrazovaniya [Regional universities and international integration of education]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015; 1(19):6-12. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.006

8. Pavlov IS. Princypy i prioritety pri formirovanii novikh integrirovannykh obrazovatelnykh struktur [Principles and priorities in the formation of new integrated educational structures]. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovaniy = Journal of Law and Economic Studies. 2007; 2:42-52. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=12849259 (accessed 27.04.2016). (In Russ.)

9. Povalyaeva MA Integratsiya obrazovaniya v vysshey shkole [Integration of education in higher school]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2004; 1:75-77. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=18260700 (accessed 27.04.2016). (In Russ.)

10. Izmalkova SA, Tronina IA. Kontseptsiya upravleniya innovatsionnim razvitiem integrirovannih obrazovaniy v usloviyah sistemnosti, nelineinosti i transformatsii sushnosti ekonomiki znaniy [The concept of management of educational integrated structures' innovative development in conditions of consistency, non-linearity and transformation of the essence of the knowledge economy]. Daydzhest-Finansy = Digest Finance. 2015; 4(236):40-52. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=24343321 (accessed 27.04.2016). (In Russ.)

11. Ivanova MA, Kuzmin AV. Integratsionniye protsesy v vysshey shkole v usloviyakh novoy modeli «Ekonomiki znaniy» [Integrative processes in higher school in conditions of new model "Knowledge-based economics"]. Chelovek i obrazovaniye = Man and education. 2011; 4(29):73-79. Available from: http:// elibrary.ru/item.asp?id=17279698 (accessed 27.04.2016). (In Russ.)

Submitted 21.06.16; accepted for publication 06.07.16; published online 30.09.16.

About the authors:

Vasiliy M. Koprov, lecturer, Chair of Automation and Computational facilities, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (67 a, Bolshaya Oktyabrskaya St., Yaroslavl, Russia), Ph.D. (Economy), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3732-9091, divaxon@yandex.ru

Elena V. Sapir, head, Chair of World Economy and Statistics, Demidov Yaroslavl State University (14, Sovetskaya St., Yaroslavl, Russia), Dr.Sci. (Economy), professor, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-2754-0985, evsapir@yahoo.com

Contributions of the authors:

Vasiliy M. Koprov - theoretical analysis of the literature, the distinction between the concepts of integration of higher education.

Elena V. Sapir - analysis of integration processes in the sphere of higher education in the countries participating in the BRICS.

All authors read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.