Научная статья на тему 'Структура и содержание контрольно-измерительных материалов для поступления на бакалавриат направления «Дизайн» на базе СПО'

Структура и содержание контрольно-измерительных материалов для поступления на бакалавриат направления «Дизайн» на базе СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРЯЖЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / БАКАЛАВРИАТ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / BACHELOR’S PROGRAM / LINKED EDUCATIONAL PROGRAMS / INSTRUMENTATION MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыков Сергей Николаевич, Коротаева Надежда Федоровна, Тимофеев Алексей Юрьевич

В работе сформулированы условия реализации образовательных программ в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования, а также требования к контрольно-измерительным материалам при организации приема на эти программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыков Сергей Николаевич, Коротаева Надежда Федоровна, Тимофеев Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and content of test materials for undergraduate admission to the direction of “design” based on the ACT

In this paper we formulate conditions for the implementation of educational programs within a shorter period on the basis of secondary vocational education, as well as the requirements for instrumentation materials while organizing admission to these programs.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание контрольно-измерительных материалов для поступления на бакалавриат направления «Дизайн» на базе СПО»

УДК 378.146:7.012

С. Н. Зыков, Н. Ф. Коротаева,

А. Ю. Тимофеев

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА БАКАЛАВРИАТ НАПРАВЛЕНИЯ «ДИЗАЙН» НА БАЗЕ СПО*

В работе сформулированы условия реализации образовательных программ в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования, а также требования к контрольно-измерительным материалам при организации приема на эти программы.

In this paper we formulate conditions for the implementation of educational programs within a shorter period on the basis of secondary vocational education, as well as the requirements for instrumentation materials while organizing admission to these programs.

Ключевые слова: сопряженные образовательные программы; бакалавриат; контрольно-измерительные материалы.

Keywords:linked educational programs, Bachelor's program, instrumentation materials.

В вузах Российской Федерации накоплен большой опыт реализации программ высшего профессионального образования (ВПО) в сокращенные сроки для выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) (см., напр., [1]). В рамках проекта «Научно-методическое обеспечение основных образовательных программ подготовки бакалавров по направлениям "Физическая культура", "Дизайн", реализуемых в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования. Компетентностный подход» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» в Сыктывкарском государственном университете исследованы несколько моделей взаимодействия учреждения среднего профессионального образования и вуза:

- когда учреждение СПО является самостоятельным образовательным учреждением;

- учреждение СПО является самостоятельным образовательным учреждением, взаимодействующим по договору с высшим учебным заведением;

- учреждение СПО является структурным подразделением вуза (скажем, на правах факультета).

* Статья подготовлена в рамках ФЦП «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2010 гг.», ГК№ 3.1.1/6545.

© Зыков С. Н., Коротаева Н. Ф., ¡Тимофеев А. Ю.|, 2011

При этом исследованы механизмы реализации образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на базе СПО ([2]), вопросы нормативно-докумен-тационного обеспечения этих образовательных программ высшего профессионального образования ([3]). В СыктГУ разработаны сопряженные учебные планы по отмеченным образовательным программам, а также программы дисциплин ([4]). Переход на уровневую систему высшего профессионального образования сопровождался изменениями в нормативной базе ([5]). Так, в соответствии с пунктом 36 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования ([6]) лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.

В [7] установлено, что срок освоения сокращенных образовательных программ подготовки специалистов (по ГОС-2) при очной форме обучения для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, рекомендуется устанавливать не менее 3 лет. При этом отмечено, что сокращение срока обучения осуществляется за счет переаттестации практики (учебной, технологической и частично преддипломной) и разделов общих гуманитарных и социально-экономических, а также разделов или в целом отдельных общепрофессиональных и специальных дисциплин ([8], п. 15). Отметим, что в указанном документе отсутствует срок освоения сокращенной программы подготовки бакалавра на базе СПО.

В соответствии с проектами нормативных документов, подготовленных в 2011 г. департаментом профессионального образования с участием экспертов Координационного совета УМО и НМС Минобрнауки России, срок обучения по сокращенным программам бакалавриата для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, рекомендуется устанавливать: не менее 2,5 лет при нормативном сроке освоения 3 года, не менее 3 лет при нормативном сроке освоения 4 года, не менее 3,5 лет при нормативном сроке освоения 5 лет.

Срок обучения по сокращенным программам бакалавриата для лиц, имеющих среднее профессиональное образование повышенного уровня, рекомендуется устанавливать: не менее 2 лет при нормативном сроке освоения 3 года, не менее 2,5 лет при нормативном сроке освоения 4 года, не менее 3 лет при нормативном сроке освоения 5 лет. В отмеченном проекте повторяется из [9] пункт о том, за счет чего может быть сокращен срок обучения. Правда, при этом термин «переаттестация» заменен на «аттестация». На наш взгляд,

С. Н. Зыков, Н. Ф. Коротаева, \А. Ю. Тимофеев Структура и содержание контрольно-измерительных.

это правильно, поскольку студенты впервые проходят в этом случае аттестацию по программе ВПО.

С учетом требований ФГОС сформулирован в проекте и пункт про аттестацию выпускников учреждений СПО. Аттестация отдельных видов учебной деятельности заключается в проверке знаний, умений, навыков и освоенных компетенций по дисциплинам (модулям) и практикам у студентов, окончивших образовательные учреждения среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ООП по соответствующему направлению подготовки бакалавров с нормативным сроком по очной форме обучения. Предполагается, что эта процедура будет проводиться вузами на первом курсе обучения.

Заметим также, что в отмеченном проекте отсутствуют пункты, регламентирующие проведение вступительных испытаний в вуз выпускниками учреждений СПО. Эта категория абитуриентов зачисляется по вступительным испытаниям, организуемым вузом самостоятельно.

Все это предполагает разработку требований к структуре и содержанию контрольно-измерительных материалов (КИМ) для вступительных испытаний выпускников СПО.

В рамках данной работы мы остановимся на некоторых требованиях к КИМ для вступительных испытаний в вуз по направлению «Дизайн» для выпускников учреждений СПО.

Структура и содержание контрольно-измерительных материалов вступительных испытаний, как и содержание всей сопряженной образовательной программы, должно быть направлено на обеспечение принципа непрерывности профильной профессиональной подготовки дизайнеров на всех этапах обучения [10]. В свете этого поиск оптимальных решений по проблематике формирования структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для поступления на бакалавриат студентов, имеющих базовую подготовку СПО, является на сегодняшний день актуальной задачей.

При определении структуры и содержания контрольно-измерительных материалов необходимо учесть и конкретизировать работы по следующим направлениям:

1. Согласование и переработка программ обучения СПО и ВПО по профилю дизайна.

2. Определение структуры обеспечения учебного процесса на этапе СПО педагогическими кадрами вуза.

3. Определение видов и структуры аттестационных испытаний при зачислении выпускников СПО в студенты ВПО.

Согласование и переработка программ обучения СПО и ВПО по профилю дизайна

Для соблюдения принципа сохранения непрерывности многоуровневого профессионального

обучения по направлению «Дизайн» является целесообразным проведение работы по адаптации программ обучения дисциплин СПО в части профессионального цикла. При этом адаптированные программы обучения должны подчиняться следующим требованиям:

• являться составной частью сквозного программного комплекса обучения «колледж - вуз» по направлению «Дизайн», в котором предусмотрена четкая методологическая связь профессиональных дисциплин в соответствии с принципами обучения «от простого к сложному» и «от общего к частному»;

• обеспечивать наполнение компетенциями, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению «Дизайн» в разрезе первого года обучения ВПО.

Определение структуры обеспечения учебного процесса на этапе СПО педагогическими кадрами ВПО

Для соблюдения принципа непрерывности профессионального обучения по направлению «Дизайн» является целесообразным:

• на завершающем этапе обучения при распределении учебной нагрузки предусмотреть привлечение профессорско-преподавательского состава ВПО в профилирующих дисциплинах профессионального цикла;

• в состав выпускных квалификационных комиссий СПО включать в определенной процентной доле преподавателей ВПО по профилю обучения «Дизайн».

Определение видов и структуры аттестационных испытаний при зачислении выпускников СПО в студенты ВПО

Квалификационный уровень выпускников СПО по дисциплинам обучения направления «Дизайн» определяет виды и структуру аттестационных испытаний при зачислении на второй курс обучения в ВПО. Структура аттестационных испытаний может быть принята в форме поэтапного тестирования.

Этапы тестирования предполагают качественные и количественные критерии оценки знаний и умений студентов в соответствии со структурой компетенций ФГОС. Важно определить следующие основные этапы тестирования:

• система проведения тематических олимпиад и творческих выставок на выявление уровня профессиональных навыков на старших курсах СПО и назначения преференций при поступлении в ВПО;

• балльно-рейтинговая система оценки выпускных квалификационных работ СПО с введением

критерия успешности и назначением преференций для поступления в ВПО;

• собеседование с целью выявления психоэмоциональных качеств для продолжения обучения по направлению «Дизайн»;

• вступительное тестирование в соответствии со структурой переаттестации в системе многоуровневой подготовки [11] (см. рисунок).

Этапы тестирования можно представить в виде последовательности, приведенной в таблице.

Этапы В структуре Вид тестирования Критерии оценки Форма контроля

1 СПО Коллегиальный просмотр по дисциплине «Рисунок» Критерии творческого испытания вступительного экзамена по профилю Экзамен

2 СПО Коллегиальный просмотр по дисциплине «Живопись» Экзамен

3 СПО Коллегиальный просмотр по дисциплине «Композиция» Экзамен

4 СПО Защита выпускной квалификационной работы Критерии курсовой работы, выполняемой в конце 2-го семестра I курса обучения Гос. экзамен

5 ВПО Собеседование с целью выявления психоэмоциональных качеств для продолжения обучения по направлению «Дизайн» Мотивация обучения по данному профилю Заключение

6 ВПО Переаттестация дисциплин, которые в стандартах ВПО (по отношению к СПО) имеют различные названия либо меньшие по объему часы обучения Критерии дисциплин, подлежащих переаттестации Зачет

7 ВПО Аттестация по дисциплинам первого года обучения ВПО, которые не входили в учебные программы СПО Критерии дисциплин, подлежащих аттестации Экзамен

Структура переаттестации в системе многоуровневой подготовки

С. Н. Зыков, Н. Ф. Коротаева, \А. Ю. Тимофеев. Структура и содержание контрольно-измерительных.

Сохранение непрерывности процесса обучения студентов при переходе из учебных заведений среднего профессионального образования в высшие учебные заведения является важным фактором, который влияет на качество подготовки бакалавров и магистров направления «Дизайн». Структура и содержание контрольно-измерительных материалов для поступления на бакалавриат на базе СПО позволит студентам, опираясь на набор знаний и умений, полученных в системе среднего профессионального образования, продолжить непрерывный образовательный процесс на более высоком профессиональном уровне в системе ВПО. Такой сквозной характер обучения (СПО - ВПО) позволяет в итоге сократить сроки обучения, не снижая качества подготовки бакалавров.

Примечания

1. Сквозные образовательные программы высшего и среднего профессионального технического образования по направлениям: «Радиотехника», «Автоматизация и управление». Сер. «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. 75 с.; Методическое пособие по оценке качества основных образовательных программ ВПО с сокращенным сроком обучения. М.: ГОУ ВПО «МГТУ им. А. Н. Косыгина», 2007. 112 с.; Система непрерывного многоуровневого профессионального образования Новгородского государственного университета / под ред. А. Л. Гав-рикова, В. В. Тимофеева. Сер. «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. 80 с.; Нормативно-методическое обеспечение программ высшего профессионального образования, реализуемых в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования / авт.-сост. А. Ю. Тимофеев, И. В. Минин, Е. В. Яковлева, А. Д. Романцова; под общ. ред. А. Ю. Тимофеева. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2009. 100 с.

2. Тимофеев А. Ю. О механизмах реализации образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на базе СПО // Разработка и реализация образовательных программ в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования: материалы республиканского семинара - науч. конф. / под общ. ред. А. Ю. Тимо-

феева. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2010. С. 115-121.

3. Тимофеева Г. Н. О нормативно-документа-ционном обеспечении образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в сокращенные сроки на базе СПО // Разработка и реализация образовательных программ в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования: материалы республиканского семинара - науч. конф. / под общ. ред. А. Ю. Тимофеева. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2010. С. 122-126.

4. Структура и содержание сопряженных образовательных программ по направлениям «Физическая культура» и «Дизайн»: учеб. пособие / авт.-сост.: С. А. Бочаров, Е. В. Гусельникова, Н. П. Заболотняя, Н. Ф. Коротаева и др. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. гос. ун-та, 2010. 232 с.

5. Федеральный закон № 232-Ф3 от 24 октября 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»; Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 года.

6. Типовое положение об образовательном учреждении ...

7. Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки: Приказ Ми-нобрнауки России от 13 мая 2002 г. № 1725.

8. Там же.

9. Там же.

10. Тимофеев А. Ю. Указ. соч.; Минин И. В. Включенное обучение как способ повышения эффективности обучения студентов СПО и ВПО // Материалы семинара-конференции «Разработка и реализация образовательных программ в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования». Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2010. С. 75-78.

11. Гурленова А. В., Зыков С. Н., Коротаева Н.Ф., Бочаров С. А. Современные решения в реализации системы подготовки дизайнеров по схеме колледж - вуз // Вестник Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Инновации в образовании: науч. журн. 2010. № 3. С. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.