УДК 378.146:7.012
С. Н. Зыков, Н. Ф. Коротаева,
А. Ю. Тимофеев
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА БАКАЛАВРИАТ НАПРАВЛЕНИЯ «ДИЗАЙН» НА БАЗЕ СПО*
В работе сформулированы условия реализации образовательных программ в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования, а также требования к контрольно-измерительным материалам при организации приема на эти программы.
In this paper we formulate conditions for the implementation of educational programs within a shorter period on the basis of secondary vocational education, as well as the requirements for instrumentation materials while organizing admission to these programs.
Ключевые слова: сопряженные образовательные программы; бакалавриат; контрольно-измерительные материалы.
Keywords:linked educational programs, Bachelor's program, instrumentation materials.
В вузах Российской Федерации накоплен большой опыт реализации программ высшего профессионального образования (ВПО) в сокращенные сроки для выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) (см., напр., [1]). В рамках проекта «Научно-методическое обеспечение основных образовательных программ подготовки бакалавров по направлениям "Физическая культура", "Дизайн", реализуемых в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования. Компетентностный подход» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» в Сыктывкарском государственном университете исследованы несколько моделей взаимодействия учреждения среднего профессионального образования и вуза:
- когда учреждение СПО является самостоятельным образовательным учреждением;
- учреждение СПО является самостоятельным образовательным учреждением, взаимодействующим по договору с высшим учебным заведением;
- учреждение СПО является структурным подразделением вуза (скажем, на правах факультета).
* Статья подготовлена в рамках ФЦП «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2010 гг.», ГК№ 3.1.1/6545.
© Зыков С. Н., Коротаева Н. Ф., ¡Тимофеев А. Ю.|, 2011
При этом исследованы механизмы реализации образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на базе СПО ([2]), вопросы нормативно-докумен-тационного обеспечения этих образовательных программ высшего профессионального образования ([3]). В СыктГУ разработаны сопряженные учебные планы по отмеченным образовательным программам, а также программы дисциплин ([4]). Переход на уровневую систему высшего профессионального образования сопровождался изменениями в нормативной базе ([5]). Так, в соответствии с пунктом 36 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования ([6]) лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.
В [7] установлено, что срок освоения сокращенных образовательных программ подготовки специалистов (по ГОС-2) при очной форме обучения для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, рекомендуется устанавливать не менее 3 лет. При этом отмечено, что сокращение срока обучения осуществляется за счет переаттестации практики (учебной, технологической и частично преддипломной) и разделов общих гуманитарных и социально-экономических, а также разделов или в целом отдельных общепрофессиональных и специальных дисциплин ([8], п. 15). Отметим, что в указанном документе отсутствует срок освоения сокращенной программы подготовки бакалавра на базе СПО.
В соответствии с проектами нормативных документов, подготовленных в 2011 г. департаментом профессионального образования с участием экспертов Координационного совета УМО и НМС Минобрнауки России, срок обучения по сокращенным программам бакалавриата для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, рекомендуется устанавливать: не менее 2,5 лет при нормативном сроке освоения 3 года, не менее 3 лет при нормативном сроке освоения 4 года, не менее 3,5 лет при нормативном сроке освоения 5 лет.
Срок обучения по сокращенным программам бакалавриата для лиц, имеющих среднее профессиональное образование повышенного уровня, рекомендуется устанавливать: не менее 2 лет при нормативном сроке освоения 3 года, не менее 2,5 лет при нормативном сроке освоения 4 года, не менее 3 лет при нормативном сроке освоения 5 лет. В отмеченном проекте повторяется из [9] пункт о том, за счет чего может быть сокращен срок обучения. Правда, при этом термин «переаттестация» заменен на «аттестация». На наш взгляд,
С. Н. Зыков, Н. Ф. Коротаева, \А. Ю. Тимофеев Структура и содержание контрольно-измерительных.
это правильно, поскольку студенты впервые проходят в этом случае аттестацию по программе ВПО.
С учетом требований ФГОС сформулирован в проекте и пункт про аттестацию выпускников учреждений СПО. Аттестация отдельных видов учебной деятельности заключается в проверке знаний, умений, навыков и освоенных компетенций по дисциплинам (модулям) и практикам у студентов, окончивших образовательные учреждения среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ООП по соответствующему направлению подготовки бакалавров с нормативным сроком по очной форме обучения. Предполагается, что эта процедура будет проводиться вузами на первом курсе обучения.
Заметим также, что в отмеченном проекте отсутствуют пункты, регламентирующие проведение вступительных испытаний в вуз выпускниками учреждений СПО. Эта категория абитуриентов зачисляется по вступительным испытаниям, организуемым вузом самостоятельно.
Все это предполагает разработку требований к структуре и содержанию контрольно-измерительных материалов (КИМ) для вступительных испытаний выпускников СПО.
В рамках данной работы мы остановимся на некоторых требованиях к КИМ для вступительных испытаний в вуз по направлению «Дизайн» для выпускников учреждений СПО.
Структура и содержание контрольно-измерительных материалов вступительных испытаний, как и содержание всей сопряженной образовательной программы, должно быть направлено на обеспечение принципа непрерывности профильной профессиональной подготовки дизайнеров на всех этапах обучения [10]. В свете этого поиск оптимальных решений по проблематике формирования структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для поступления на бакалавриат студентов, имеющих базовую подготовку СПО, является на сегодняшний день актуальной задачей.
При определении структуры и содержания контрольно-измерительных материалов необходимо учесть и конкретизировать работы по следующим направлениям:
1. Согласование и переработка программ обучения СПО и ВПО по профилю дизайна.
2. Определение структуры обеспечения учебного процесса на этапе СПО педагогическими кадрами вуза.
3. Определение видов и структуры аттестационных испытаний при зачислении выпускников СПО в студенты ВПО.
Согласование и переработка программ обучения СПО и ВПО по профилю дизайна
Для соблюдения принципа сохранения непрерывности многоуровневого профессионального
обучения по направлению «Дизайн» является целесообразным проведение работы по адаптации программ обучения дисциплин СПО в части профессионального цикла. При этом адаптированные программы обучения должны подчиняться следующим требованиям:
• являться составной частью сквозного программного комплекса обучения «колледж - вуз» по направлению «Дизайн», в котором предусмотрена четкая методологическая связь профессиональных дисциплин в соответствии с принципами обучения «от простого к сложному» и «от общего к частному»;
• обеспечивать наполнение компетенциями, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению «Дизайн» в разрезе первого года обучения ВПО.
Определение структуры обеспечения учебного процесса на этапе СПО педагогическими кадрами ВПО
Для соблюдения принципа непрерывности профессионального обучения по направлению «Дизайн» является целесообразным:
• на завершающем этапе обучения при распределении учебной нагрузки предусмотреть привлечение профессорско-преподавательского состава ВПО в профилирующих дисциплинах профессионального цикла;
• в состав выпускных квалификационных комиссий СПО включать в определенной процентной доле преподавателей ВПО по профилю обучения «Дизайн».
Определение видов и структуры аттестационных испытаний при зачислении выпускников СПО в студенты ВПО
Квалификационный уровень выпускников СПО по дисциплинам обучения направления «Дизайн» определяет виды и структуру аттестационных испытаний при зачислении на второй курс обучения в ВПО. Структура аттестационных испытаний может быть принята в форме поэтапного тестирования.
Этапы тестирования предполагают качественные и количественные критерии оценки знаний и умений студентов в соответствии со структурой компетенций ФГОС. Важно определить следующие основные этапы тестирования:
• система проведения тематических олимпиад и творческих выставок на выявление уровня профессиональных навыков на старших курсах СПО и назначения преференций при поступлении в ВПО;
• балльно-рейтинговая система оценки выпускных квалификационных работ СПО с введением
критерия успешности и назначением преференций для поступления в ВПО;
• собеседование с целью выявления психоэмоциональных качеств для продолжения обучения по направлению «Дизайн»;
• вступительное тестирование в соответствии со структурой переаттестации в системе многоуровневой подготовки [11] (см. рисунок).
Этапы тестирования можно представить в виде последовательности, приведенной в таблице.
Этапы В структуре Вид тестирования Критерии оценки Форма контроля
1 СПО Коллегиальный просмотр по дисциплине «Рисунок» Критерии творческого испытания вступительного экзамена по профилю Экзамен
2 СПО Коллегиальный просмотр по дисциплине «Живопись» Экзамен
3 СПО Коллегиальный просмотр по дисциплине «Композиция» Экзамен
4 СПО Защита выпускной квалификационной работы Критерии курсовой работы, выполняемой в конце 2-го семестра I курса обучения Гос. экзамен
5 ВПО Собеседование с целью выявления психоэмоциональных качеств для продолжения обучения по направлению «Дизайн» Мотивация обучения по данному профилю Заключение
6 ВПО Переаттестация дисциплин, которые в стандартах ВПО (по отношению к СПО) имеют различные названия либо меньшие по объему часы обучения Критерии дисциплин, подлежащих переаттестации Зачет
7 ВПО Аттестация по дисциплинам первого года обучения ВПО, которые не входили в учебные программы СПО Критерии дисциплин, подлежащих аттестации Экзамен
Структура переаттестации в системе многоуровневой подготовки
С. Н. Зыков, Н. Ф. Коротаева, \А. Ю. Тимофеев. Структура и содержание контрольно-измерительных.
Сохранение непрерывности процесса обучения студентов при переходе из учебных заведений среднего профессионального образования в высшие учебные заведения является важным фактором, который влияет на качество подготовки бакалавров и магистров направления «Дизайн». Структура и содержание контрольно-измерительных материалов для поступления на бакалавриат на базе СПО позволит студентам, опираясь на набор знаний и умений, полученных в системе среднего профессионального образования, продолжить непрерывный образовательный процесс на более высоком профессиональном уровне в системе ВПО. Такой сквозной характер обучения (СПО - ВПО) позволяет в итоге сократить сроки обучения, не снижая качества подготовки бакалавров.
Примечания
1. Сквозные образовательные программы высшего и среднего профессионального технического образования по направлениям: «Радиотехника», «Автоматизация и управление». Сер. «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. 75 с.; Методическое пособие по оценке качества основных образовательных программ ВПО с сокращенным сроком обучения. М.: ГОУ ВПО «МГТУ им. А. Н. Косыгина», 2007. 112 с.; Система непрерывного многоуровневого профессионального образования Новгородского государственного университета / под ред. А. Л. Гав-рикова, В. В. Тимофеева. Сер. «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. 80 с.; Нормативно-методическое обеспечение программ высшего профессионального образования, реализуемых в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования / авт.-сост. А. Ю. Тимофеев, И. В. Минин, Е. В. Яковлева, А. Д. Романцова; под общ. ред. А. Ю. Тимофеева. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2009. 100 с.
2. Тимофеев А. Ю. О механизмах реализации образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на базе СПО // Разработка и реализация образовательных программ в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования: материалы республиканского семинара - науч. конф. / под общ. ред. А. Ю. Тимо-
феева. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2010. С. 115-121.
3. Тимофеева Г. Н. О нормативно-документа-ционном обеспечении образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в сокращенные сроки на базе СПО // Разработка и реализация образовательных программ в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования: материалы республиканского семинара - науч. конф. / под общ. ред. А. Ю. Тимофеева. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2010. С. 122-126.
4. Структура и содержание сопряженных образовательных программ по направлениям «Физическая культура» и «Дизайн»: учеб. пособие / авт.-сост.: С. А. Бочаров, Е. В. Гусельникова, Н. П. Заболотняя, Н. Ф. Коротаева и др. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. гос. ун-та, 2010. 232 с.
5. Федеральный закон № 232-Ф3 от 24 октября 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»; Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 года.
6. Типовое положение об образовательном учреждении ...
7. Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки: Приказ Ми-нобрнауки России от 13 мая 2002 г. № 1725.
8. Там же.
9. Там же.
10. Тимофеев А. Ю. Указ. соч.; Минин И. В. Включенное обучение как способ повышения эффективности обучения студентов СПО и ВПО // Материалы семинара-конференции «Разработка и реализация образовательных программ в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования». Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2010. С. 75-78.
11. Гурленова А. В., Зыков С. Н., Коротаева Н.Ф., Бочаров С. А. Современные решения в реализации системы подготовки дизайнеров по схеме колледж - вуз // Вестник Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Инновации в образовании: науч. журн. 2010. № 3. С. 20-26.