педагогические науки
Нестерова Людмила Викторовна, Степанова Галина Алексеевна, Демчук Анастасия Владимировна СТИМУЛИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ...
УДК 377(571.122)
СТИМУЛИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»)
© 2017
Нестерова Людмила Викторовна, директор
Югорский государственный университет, филиал в Нефтеюганске (628309, Россия, Нефтеюганск, ул. Строителей д.15, e-mail: [email protected]) Степанова Галина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор Югорский государственный университет (628012, Россия, Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16, e-mail: [email protected]) Демчук Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Сургутский государственный университет (628416, Россия, Сургут, пр. Ленина 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы формирования готовности обучающихся колледжа к непрерывному профессиональному образованию, обосновывается целесообразность применения модели формирования готовности к непрерывному профессиональному образованию еще на стадии получения среднего профессионального образования, что призвано усовершенствовать процесс подготовки будущих специалистов, отвечающих требованиям современного работодателя и общества в целом. Предлагается модель стимулирования такой готовности у будущих выпускников колледжа. Определены структурные компоненты модели - аналитический, содержательно-процессуальный, результативно-корректирующий. В статье приведены доказательства ее эффективности в процессе апробации в образовательном учреждении уровня среднего профессионального образования. Разработан алгоритм внедрения модели, определена ее результативность по выделенным критериям (гносеологическому, аксиологическому, рефлексивному). В практическом аспекте динамическая модель ориентирована на стимулирование непрерывной профессиональной подготовки будущих специалистов и обеспечение ее функционирования в условиях северного образовательного комплекса «колледж - вуз". Применение данной модели дает возможность конструирования индивидуальных образовательных траекторий подготовки будущих специалистов. Материалы статьи представляют практическую ценность для руководителей образовательных учреждений среднего профессионального образования, а также для учреждений высшего образования, реализующих программы уровня среднего профессионального образования в структурных подразделениях соответствующего уровня.
Ключевые слова: готовность, непрерывное профессиональное образование, будущие специалисты, северный образовательный комплекс, модель, уровни и критерии эффективности, динамическая модель стимулирования.
STIMULATION OF READINESS FOR CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE TECHNICAL SPECIALISTS (ON EXAMPLE OF THE NORTHERN EDUCATIONAL COMPLEX «COLLEGE - UNIVERSITY»
© 2017
Nesterova Lyudmila Viktorovna, Director
Ugra State University, branch in Nefteugansk (628309, Russia, Nefteyugansk, Stroiteley st., 15, e-mail: [email protected]) Stepanova Galina Alekseevna, Professor, doctor of pedagogical sciences Ugra State University (628012, Russia, Khanty-Mansiysk, ^ehova st., 16 e-mail: [email protected]) Demchuk Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor
Surgut State University (628418, Russia, Surgut, Lenin st., 1, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article questions of formation of readiness of students of college for continuous professional education are considered, the expediency of application of model of formation of readiness for continuous professional education at a stage of receiving secondary professional education, is proved. In communication with the fact that it will allow to improve preparation process of future experts meeting the requirements of the modern employer and society in general. The model of stimulation of such readiness at future graduates of college is offered. Structural components of model such as analytical, substantial procedural, productive correcting are defined. In article brought proofs of it's efficiency in the course of approbation in educational institution of secondary professional education level. The algorithm of introduction of model is developed, its effectiveness is determined by the marked-out criteria (gnoseological, axiological, reflexive). Feedback in the course of functioning of model is carried out by the system analysis of responses of all participants of educational process. In practical aspect the dynamic model is focused on stimulation of continuous vocational preparation of future experts and ensuring of it's functioning in the conditions of the northern educational complex "college-higher education institution». Application of this model gives the chance of planning and creation of individual educational trajectories of future experts preparation. Materials of article are of practical value for heads of educational institutions of secondary professional education and also for the institutions of higher education realizing programs of secondary professional education level in structural divisions of appropriate level.
Keywords: readiness, continuous professional education, future experts, northern educational complex, model, levels and criteria of efficiency, feedback, dynamic model of stimulation of continuous vocational training.
Актуальность вопроса стимулирования готовности к непрерывному профессиональному образованию в процессе подготовки специалистов технического профиля обусловливается возросшими требованиями современного работодателя к уровню подготовки выпускников - будущих специалистов, не только освоивших требуемые компетенции, но и имеющих навыки в их системном совершенствовании. Целесообразнее приступать к формированию этих навыков уже на ступени получения среднего профессионального образования (СПО). В со-
временном мире потребность в непрерывной профессиональной подготовке будущих специалистов весьма актуальна, но, к сожалению, не достаточно проработаны и внедрены теоретические, методологические аспекты обеспечения и управления процессом формирования, стимулирования готовности к таковой [1].
Основополагающие стратегические цели, задачи системы подготовки специалистов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Россия, определены положениями Послания Президента Российской Федерации
Nesterova Lyudmila Viktorovna, Stepanova Galina Alekseevna, Demchuk Anastasiya Vladimirovna pedagogical
STIMULATION OF READINESS FOR CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION ... sciences
Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г., программы социально-экономического развития округа на перспективу до 2020 г. Модернизация управления системой образования лежит в основе последующего эффективного функционирования процессов подготовки специалистов, повышении качества их подготовки [2].
Объективными средствами управления качеством подготовки возможно считать наличие действующей модели образовательного процесса, обеспечивающей достижение поставленных ориентиров, систему оценки результатов и действенную обратную связь [3]. Нами проведена экспериментальная работа по внедрению модели стимулирования непрерывной профессиональной подготовки обучающихся уровня СПО на базе Нефтеюганского индустриального колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ» среди обучающихся технических специальностей. На всех этапах исследования, проводимого с 2012 по 2017 годы, приняли участие 525 студентов. В ходе эксперимента на подготовительном этапе с 2012 по 2013 годы, была проведена теоретически проработан вопрос организации процесса стимулирования готовности к непрерывной профессиональной подготовке у будущих выпускников колледжа. Целью данного этапа было изучение существующих теоретических работ по данному вопросу, оценка у обучающихся уровня СПО потребности в непрерывной профессиональной подготовке в течение всего периода профессиональной подготовки в образовательном комплексе.
На основном этапе эксперимента, с 2013 по 2015 годы, выполнялись теоретическое обоснование и апробация модели педагогического стимулирования непрерывной профессиональной подготовки выпускников технического направления и педагогические условия ее реализации в образовательном комплексе «Колледж - ВУЗ». Проведение анкетирования, тестирования, моделирования способствовало определению у обучающихся уровня готовности к непрерывному образованию, потребности в реализации модели, проведена экспериментальная проверка педагогических условий ее ре-ализации[5,6]. На третьем этапе, с 2015 по 2017 годы, проводилась оценка эффективности предлагаемой модели в условиях северного образовательного комплекса «колледж - ВУЗ», на основе выбранных авторами критериев (гносеологического, аксиологического, нравственно-психологического, рефлексивного). На всех этапах исследования приняли участие основные потребители образовательных услуг: обучающиеся уровня СПО, представители работодателя из ряда ведущих работодателей (ООО-РН «Юганскнефтегаз», НФ АО «Сибирская сервисная кампания», завод «ЮКОРТ» и др). Модельная структура системы управления качеством подготовки специалистов в рамках действующей модели представляется тремя уровнями формализации: уровнем информационно-семантических моделей, уровнем математического и имитационного моделирования, уровнем принятия управленческих решений. Такая модельная структура позволяет нам исследовать систему управления качеством подготовки специалистов в трех измерениях: структурном, институциональном и содержательном [4, 6]. Конструирование составляющих процессов проводилось исходя из понимания, что составляющие компоненты разноуровневой системы непрерывной профессиональной подготовки технических специалистов изменяются в зависимости от действия текущих внешних и внутренних факторов, особенностей образовательного комплекса. Модель определена нами как динамическая также в связи с обеспечением возможности конструирования индивидуальных образовательных траекторий подготовки будущих специалистов. Так, в определении В.М. Ананишева, динамическая модель образовательного процесса - модель учитывающая фактор времени, рассматривает процесс во временном измерении, действует под воздействием неких динамических переменных, 116
представляющих собой, фазы (стадии) образовательного процесса, его продолжительность, интенсивность, темп, ритм, состояние, обратимость, направление) [8].
Модель стимулирования готовности к непрерывному профессиональному образованию будущих специалистов, рассматривается нами и как теоретическая, и как практическая конструкция процесса, обеспечивающая сопряжение потребностей общества и образовательного учреждения за счет эффективного взаимодействия составляющих ее структур, реализующих разноуровневое обучение и интегративность образовательных программ [11,12].
Предлагаемую модель можно охарактеризовать как мобильную, динамичную образовательную систему, выстраиваемую на основе системного, компетентностно-го, деятельностного, рефлексивно-средового подходов. Структурными компонентами модели определены аналитический, содержательно-процессуальный, результативно-корректирующий.
Эффективность стимулирования готовности к непрерывному профессиональному образованию будущих специалистов технического профиля может определяется интересом обучающихся к получению дополнительных профессиональных знаний и освоению смежных профессий в процессе обучения в колледже, мотивированность к дальнейшему обучению в вузе, трудоустройством выпускников по избранной специальности и др.
Невозможно регламентировать идеальную модель подготовки специалистов, особенно в условиях современных стремительных изменений, текущих как в России, так и в отдельно взятых ее регионах, в том числе в ХМАО-Югре.
Тем не менее, предлагаемая нами динамическая модель стремится к обобщению необходимых для эффективного ее функционирования понятий и педагогических условий для ее реализации.
Важнейшим показателем эффективного функционирования данной модели управления педагогическим стимулированием непрерывной подготовки будущих специалистов является грамотное управление внутренними и внешними взаимосвязями и процессами. [9,10,15,16].
На основании обобщения результатов исследования и выделенных нами критериев проведена оценка их достижения. Результаты представлены соответственно в таблицах 1-3.
Таблица 1 - Оценка уровня эффективности модели стимулирования готовности к непрерывному профессиональному образованию будущих специалистов на основе гносеологического критерия
Показатель Уровень (Оцо)
2012 г Уровень 2015 г Уровень 2017г Уровень
Реализация совокупности способов и методов приобретения знаний по оценке образовательной организации 0,59 средний 0,71 средний 0,86 высокий
Где Оцо - суммарный средневзвешанный показатель оценки гносеологического критерия, определенный образовательным учреждением по результатам итоговой государственной аттестации выпускников и определялся по (Ьоомулс:
Оцс = £(к1 + к2 + кЗ}/10[1,
где к1, к2, к3 качественные показатели итоговой государственной аттестации (%) по контрольным специальностям соответственно на начало, середину и конец эксперимента.
Гносеологический компонент основывается на знаниях, представлениях об особенностях и условиях будущей профессиональной деятельности. Как видно из таблицы данных динамика уровня эффективности модели.
Показатель эффективной реализации совокупности способов и методов приобретения знаний по оценке образовательной организации за период эксперимента, определяемый по результатам итоговой государственной аттестации выпускников, качественно вырос до
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Нестерова Людмила Викторовна, Степанова Галина Алексеевна, Демчук Анастасия Владимировна
СТИМУЛИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ...
показателя 86%. Знания, умения, навыки профессионального действия, оцениваемы в ходе эксперимента по результатам лабораторно-практических работ, изменили качественную составляющую до 80%.
Таблица 2 - Оценка уровня эффективности модели стимулирования готовности к непрерывному профессиональному образованию будущих специалистов на основе аксиологического критерия
Показатель Уро 5ень (Оак)
2012 г Уровень 2015 г Уровень 2017 г Уровень
Изменение ценностных ориентации выпускника в направленииразвития 0,49 низ кии 0,56 среднии 0,59 среднии
самообразования и осознанного планирования повышения квалификации
Пр о фе с сиональ ная напр авл енно сть траектории 0,44 низкии 0,61 среднии 0,66 среднии
Средняя оценка аксиологического критерия 0,57 среднии 0,59 среднии 0,67 среднии
Показатель У роБень (Оцр)
2012 г Уровень 2015 г Уроин. 2017 г Уровень
Показатель способности оценки своих действий, их 0,39 0,44 0,61 среднии
По к а за т е ль спо с о б но сти к принятию решений и их коррекции 0,37 низкии 0,35 НИЗКИИ 0,39 низкии
Средняя оценка рефлексивного критерия 0,38 низкии 0,54 среднии 0,60 среднии
Оцр =:
подтверждается положительной динамикой. Структура непрерывной профессиональной подготовки специалистов представлена на рисунке 1, выполненная на основе присущей данному процессу функциональной сущности педагогического стимулирования готовности к непрерывному профессиональному образованию.
Где Оак - суммарный средневзвешанный показатель оценки аксиологического критерия, определенный по результатам анкетирования выпускников технических специальностей и определялся по формуле:
Оцо = £(Х1 +Х2 + ХЗ)/100,
где х1, х2, х3 показатель выраженности критерия у респондентов (в %) соответственно на начало, середину и конец эксперимента.
В целом полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства выпускников имеется стимул к продолжению профессионального образования, оценка аксиологического критерия имеет средний уровень, однако отмечается тенденция к его росту.
В экспериментальной работе было проведено определение рефлексии, которая всегда предполагает наличие у будущего специалиста способностей к самоанализу, принятию решений по коррекции собственной образовательной деятельности.
Таблица 3 - Оценка уровня эффективности модели стимулирования готовности к непрерывному профессиональному образованию будущих специалистов на основе рефлексивного критерия
Где Оцр - суммарный средневзвешанный показатель оценки рефлексивного критерия, определенный по результатам анкетирования выпускников технических специальностей.
1рр '
где п - количество опрошенных выпускников, к - процентное значение выраженности критерия. В целом, полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства респондентов на начало эксперимента рефлексивный критерий находился на низком уровне. Тем не менее, на незначительном диапазоне возможно отметить тенденцию к увеличению эффективности рефлексии в результате внедрения модели.
Оценка эффективности модели стимулирования готовности к непрерывному профессиональному образованию будущих специалистов на основе гносеологического критерия на момент завершения эксперимента составляет 0,8, что говорит о высоком уровне. Оценка уровня эффективности модели на основе аксиологического критерия на момент завершения эксперимента составляет 0,63, что говорит о среднем уровне. Уровень рефлексивного критерия на момент завершения эксперимента так же имеет положительную тенденцию.
Эффективность модели управления стимулированием непрерывной профессиональной подготовки
Рисунок 1 - Структура непрерывной профессиональной подготовки специалистов технического профиля
Таким образом, обобщающий анализ и статистическая обработка полученных в ходе исследования данных показывают устойчивую положительную динамику изменения качественных показателей. Отмечается тенденция к практической ориентации деятельности образовательной организации, рост творческой и профессиональной активности у обучающихся, что способствует полноценному использованию личностных ресурсов человека, готовности к профессиональному росту и совершенствованию как педагогов, так и студентов [14, 17,18]. Разработанные нами педагогические условия способствовали реализации модели, построению разноуровневых индивидуальных образовательных маршрутов в течение всего периода обучения, в соответствии с предполагаемым профилем будущей трудовой деятельности, что позволило максимально коррелировать профессиональную подготовку выпускника с потребностью будущих работодателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова, Д.И. (2013) Динамическое моделирование непрерывной профессиональной подготовки в негосударственном образовательном комплексе. - дис. канд. пед. наук Москва: Московский государственный агроин-женерный университет имени В.П. Горячкина, 225 с.
2. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы».
3. Ломакина,Т.Ю.(2008) Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях Москва: Наука, 2008, 331 с.
4. Бурмистрова,Е.В.(2006) Исследование рынка образовательных услуг с целью оценки удовлетворенности потребителей. Экономика образования, № 1, 55-57.
5. Нестерова, Л.В., Степанова, Г.А. (2014) Теория и практика непрерывной профессиональной подготовки в системе многоуровнего образования (на примере ХМАО-Югры). Вестник академии энциклопедических наук, №3 (16), С.45-51.
6. Карминская,Т.Д.(2008) Особенности и проблемы создания региональной рефлексивной системы управления качеством образования. Ханты-Мансийск.: Полиграфист, 186 с..
7. Бермус,А.Г. (2014) Педагогический компонент многоуровневого профессионально ориентированного
Nesterova Lyudmila Viktorovna, Stepanova Galina Alekseevna, Demchuk Anastasiya Vladimirovna STIMULATION OF READINESS FOR CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION ...
pedagogical sciences
университетского образования. Непрерывное образование: XXI век, 5, 18-24. http://lll21.petrsu.ru/journal3
8. Колесникова,И. А. (2013) Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования. Непрерывное образование: XXI век, 1, 5-17. http:// lll21.petrsu.ru/journal.
9. Колесникова, И. А. Культура непрерывного образования: к обоснованию понятия [Электронный ресурс] / И. А Колесникова // Непрерывное образование: XxI век. - 2014 - № 5. - Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/ journal/atricle.php?id=1941
10. Васильева,Ю. Ю. (2014) Глубинный подход к образованию в зарубежных исследованиях: сущность, особенности, проблемы перевода. Непрерывное образование, 5, 29-33. http://lll21.petrsu.ru/journal.
11. Мищенко В.А. (2012) Региональная модель формирования профессиональной мобильности студентов. дисс. Д. пед. наук. Москва: Московский педагогический государственный университет, 436 с.
12. Колесникова, И. А. (2014) Культура непрерывного образования: к обоснованию понятия. Непрерывное образование: XXI век. 5, 23-30. http://lll21.petrsu.ru/jour-nal/atricle.php?id=1941.
13. Степанова,Г.А., Аксарина, Я.С. (2014) Педагогические инновации в условиях модернизации регионального образования. Сборник конференции Мир науки, культуры, образования (99-101) Горно-Алтайск, Россия.
14. Степанова, Г.А., Теория и практика непрерывной профессиональной подготовки в системе многоуровневого образования [Текст] / Г. А. Степанова, Л. В. Нестерова // Вестник Академии наук.- 2014.-№3 (16).- C. 46-51.
15. Трофимова, Н. Е. Проектно-развивающий подход к формированию профессионально-значимых личностных качеств у студентов ССУЗ в процессе освоения профессиональных модулей [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук:/ Н. Е. Трофимова.- Казань, 2014 г. - 26 с.
16. Ходякова, Н. В. Проектирование сред непрерывного образования личности [Текст] / Н. В. Ходякова // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - Вып. 4.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Утвержден приказом Минобрнауки от 17.03.2010 г. № 182.
18. Нагаева, С. Н. Формирование практико-ориенти-рованных умений будущего техника-технолога в кон-текстве компетентностного подхода [Текст]: автореф. дисс.. ..канд. пед. наук / С.Н. Нагаева. - Красноярск.
Статья поступила в редакцию 29.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
118
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)