Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ / LABOUR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / КОМПРОМИСС МЕЖДУ ИНТЕРЕСАМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И РАБОТНИКАМИ / A COMPROMISE BETWEEN THE INTERESTS OF EMPLOYERS / КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / COLLECTIVE BARGAINING REGULATION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ENTREPRENEURS AND EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сошникова Тамара Аркадиевна

Автор обращает внимание на достоинства принятого в декабре 2001 г. и вступившего в силу 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса России, а также анализирует изменения, внесенные в ТК РФ, в частности в раздел 2 «Социальное партнерство в сфере труда», которые вызваны изменениями в экономической сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF LABOR LAW UNDER THE INFLUENCE OF CHANGES IN THE ECONOMIC SPHERE

The author draws attention to the virtues adopted in December 2001 and entered into force on 1 February 2002 of the Labour code of Russia, and also analyzes changes in the labour code, particularly in section 2 «Social partnership in employment», which are caused by changes in the economic sphere

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

УДК - 346 СОШНИКОВА Тамара Аркадиевна,

ББК - 67.405 доктор юридических наук, профессор,

заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета

12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения

РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Аннотация. Автор обращает внимание на достоинства принятого в декабре 2001 г. и вступившего в силу 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса России, а также анализирует изменения, внесенные в ТК РФ, в частности в раздел 2 «Социальное партнерство в сфере труда», которые вызваны изменениями в экономической сфере.

Ключевые слова: Трудовой кодекс РФ, компромисс между интересами работодателей - предпринимателей и работниками, коллективно-договорное регулирование, социальное партнерство.

SOSHNIKOVA Tamara Arkadievna,

doctor of juridical Sciences, Professor, head of Department of civil process and social branches of law Moscow University for the Humanities

THE DEVELOPMENT OF LABOR LAW UNDER THE INFLUENCE OF CHANGES IN THE ECONOMIC SPHERE

Abstract. The author draws attention to the virtues adopted in December 2001 and entered into force on 1 February 2002 of the Labour code of Russia, and also analyzes changes in the labour code, particularly in section 2 «Social partnership in employment», which are caused by changes in the economic sphere.

Keywords: Labour code of the Russian Federation, a compromise between the interests of employers, entrepreneurs and employees, collective bargaining regulation, social partnership.

Вступление в силу с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса России ознаменовало новый этап в регулировании трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений. В первую очередь это обусловлено развитием рыночной экономики в нашем государстве, систематическими кризисами, происходящими в экономической сфере, и необходимостью учета интересов бизнеса органами государства.

Из теории государства и права давно известно о самом серьезном противоречии в сущности государства, которое состоит в том, что государство должно учитывать общесоциальные и классовые интересы различных слоев населения [5, с. 75]. Со-

временное государство, регулируя отношения в сфере труда, должно находить компромисс между интересами работодателей — предпринимателей и работниками. Не случайно в статье первой Трудового кодекса в качестве главной цели трудового законодательства обозначена необходимость установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов как работников, так и работодателей.

Прежнее трудовое законодательство ставило иные задачи. В частности, ст. 1 КЗоТ РСФСР 1971 г., который действовал до принятия ТК РФ, гласила: «Кодекс законов о труде Российской Федерации ус-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

танавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников» [1, с. 123].

В правовом регулировании трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений изменения происходят систематически.

За 15 лет, которые прошли с момента вступления в юридическую силу Трудового кодекса РФ, изменения в него вносились 36 раз. Причем законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ из 424 статей Кодекса редактированию или изменению подверглась 421 статья. Все это свидетельствует о сложной экономической ситуации, в условиях которой принимался этот самый главный документ, регламентирующий отношения в сфере труда.

В истории регулирования трудовых отношений в России это уже четвертый кодифицированный акт трудового законодательства. Он коренным образом отличается от своих предшественников и по своей структуре, и, конечно, по содержанию. Общие положения, как преамбула, содержали все кодексы законов о труде, которые действовали ранее. Однако «Раздел I. Общие положения» рассматриваемого Кодекса имеет главу, которая именуется «Глава 1. Основные начала трудового законодательства». На наш взгляд, ее можно было бы назвать «Основополагающие начала трудового законодательства», поскольку содержание данной главы включает в себя не только основные принципы регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, но и основополагающие идеи и основополагающие начала правового регулирования труда. Среди них следует выделить такие основополагающие идеи, как приоритет Трудового кодекса РФ перед всеми другими нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения, расширение договорного и локального регулирования труда (ст. 5, 8, 9 ТК РФ).

К основополагающим началам, по нашему мнению, следует отнести ст. 6 ТК РФ, которая разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечивающие определенный уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, остаются и, на наш взгляд, должны оставаться за федеральным уровнем государственной власти. Эта норма дает право судам субъектов Российской Федерации признавать противоречащими Конституции РФ и ст. 6 ТК РФ законы отдельных субъектов РФ, устанавливающих дополнительные гарантии некоторым категориям работников, превышающие гарантии в сфере труда, установленные на федеральном уровне, что может привести к дискриминации в регулировании трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений [4, 7].

Что касается структуры Трудового кодекса России, нельзя не обратить внимание на появление в нем разделов, которых не было в прежних кодексах. Теперь ТК РФ регулирует труд спортсменов и тренеров, который раньше не относился к таковому. Появилось правовое регулирование труда дистанционных работников, трехсторонние договоры о предоставлении труда работников (персонала) и многое другое.

Появился «Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда», содержащий семь глав и 34 статьи (от ст. 23 до ст. 56 включительно). Это — полноценный институт трудового права с нормами, закрепляющими собственные принципы, понятия, правила и процедуры.

Все прежние российские кодексы содержали нормы о заключении коллективного договора. Декретом СНК РСФСР от 2 июля 1918 г. было утверждено специальное Положение «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда». Однако термин «социальное партнерство» появился лишь с принятием Указа Президента от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» [9], который положил начало разви-

тию социального партнерства на новом уровне. С 1992 г. в России стали заключаться генеральное и другие социально-партнерские соглашения. На основании этого Указа была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой вошли представители Правительства РСФСР, российских профсоюзов и предпринимателей-работодателей. Несмотря на то что деятельность РТК и условия генеральных соглашений не были идеальными, о чем вполне справедливо писала А.Ф. Нуртдинова [3], создание в то время (еще на республиканском уровне) трехсторонней комиссии, перед которой была поставлена задача участвовать в совершенствовании трудового законодательства и вместе с Правительством рассматривать вопросы расширения гарантий трудовых прав работников, имело существенное значение для обеспечения социального мира на начальном этапе становления рыночной экономики.

Следует заметить, что здесь сказалось влияние международного законодательства и зарубежной практики социального диалога между представителями работников и предпринимателей.

Появление указанного раздела в ТК РФ свидетельствует о заинтересованности государства в расширении не просто договорного, а именно коллективно-договорного регулирования труда.

На заседании Исполкома ФНПР от 26.05.2015г. № 4-10 отмечалось, что в настоящее время действуют заключенные членскими организациями ФНПР, их структурами шесть соглашений в федеральных округах Российской Федерации, 58 отраслевых соглашений на федеральном уровне, 1 352 отраслевых соглашения на региональном уровне, 3 697 отраслевых соглашений на территориальном уровне, 80 региональных трехсторонних соглашений, 1 494 территориальных трехсторонних соглашений, 144 133 коллективных договора. По отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений действуют 1 823 иных соглашения.

В настоящее время общая численность работников, на которых распространяется действие соглашений и коллективных договоров, составила 16,8 млн человек.

Как справедливо отмечает в одной из своих научных публикаций профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) К.Д. Крылов, «правовые вызовы в экономике и политике требуют правовых инноваций в деятельности профсоюзов» [2, с. 87]. В связи с этим необходимо отметить, что в ходе колдоговорной кампании 2017 г. профсоюзам во многом по-новому предстоит проводить работу по совершенствованию договорного регулирования оплаты и стимулирования и охраны труда, повышения квалификации и опережающего переобучения работников, разрешению других проблем защиты прав и интересов работников.

Социальное партнерство следует относить к инновационным способам регулирования социально-трудовых отношений, обеспечивающих превентивную защиту прав и интересов работников, в том числе права на достойную заработную плату, без которой не может быть достойного труда [8, с. 179].

Перед профсоюзами сегодня стоит задача — не допустить снижения покупательской способности заработной платы в условиях систематического роста цен на товары и услуги, особенно на продовольственные товары, предметы первой необходимости, увеличения тарифов ЖКХ и других платежей. Поэтому вопросы регулирования заработной платы через систему социального партнерства в современных условиях развития экономических отношений становятся ключевыми.

Анализ норм раздела ТК РФ о социальном партнерстве позволяет отметить, что в него внесено немало изменений и дополнений, которые, безусловно, вызваны изменениями, происходящими в сфере экономики.

Одни изменения вызваны совершенствованием структуры органов управления в нашей стране (ст. 28 ТК РФ), изменениями правового статуса некоторых юридических лиц (ст. 43 ТК РФ); другие на-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

правлены на совершенствование практики заключения соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях (ст. 45 ТК РФ).

Внедрение инноваций в общественное производство потребовало новых подходов к подготовке и переподготовке кадров. Поэтому в 2013 г. в ст. 46 ТК РФ было внесено дополнение, в соответствии с которым социальные партнеры должны были рассмотреть вопрос о возможности включения в соглашения обязательств сторон по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, в том числе, в целях модернизации производства.

Существенным образом скорректированы нормы о присоединении к заключенному на отраслевом уровне соглашению работодателей, не являющихся членами объединения работодателей.

Если прежняя редакция ст. 48 ТК РФ гласила: «В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению» (ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Иными словами, министру труда и социальной защиты предоставлялось безоговорочное право принять решение и направить работодателям, не участвующим в социальном партнерстве, предложение присоединиться к соглашению. Теперь же редакция этой статьи звучит следующим образом:

«По предложению сторон (выделено автором - Т.С.) заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования».

Систематические экономические кризисы, а также применение санкций по отношению к России и ее предпринимателям привели к значительному спаду в развитии российской экономики. Чтобы облегчить участь работодателей, снизить уровень конфликтности между профсоюзами и предпринимателями, в ст. 48 ТК РФ Федеральным законом от 24.11.2014 № 358-ФЗ дополнительно включена ч. 7, которая гласит: «Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя». Прежнее законодательство такого не допускало. В соответствии со ст. 3 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) «условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются». Ни о каком приостановлении принятых сторонами обязательств речь не шла.

Можно приводить и другие примеры влияния на развитие трудового законодательства изменений, происходящих в экономической сфере. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что все-таки для трудового права главной остается защитная функция. И, на наш взгляд, защита должна быть в большей степени направлена на

обеспечение прав и законных интересов более слабой стороны трудовых отношений - работника. Есть непреложная истина: «Не человек для экономики, а экономика для человека».

Список литературы:

[1] Кодекс законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971; ред. от 10.07.2001, с изм. от 24.01.2002) // Свод законов РСФСР. Т. 2. С. 123.

[2] Крылов К.Д. Вопросы теории, истории и методологии исследований прав человека // Права человека - индикатор современного развития России: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Т.А. Сошниковой. М.: Изд. Моск. гуманит. унта, 2015.

[3] Нуртдинова А.Ф. Российская трехсторонняя комиссия и генеральное соглашение // Право и экономика. 1998. № 12.

[4] Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2011 № 1-Г11-20 «Об отмене решения Архангельского областного суда от 09.08.2011 и признании недействующим пункта 1 статьи 9 областного Закона Архангельской области от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ».

[5] Общая теория права / Под ред. А.С. Пи-голкина. 2-е изд. М., 2001.

[6] О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов) // Российская газета. 1991. 19 ноября.

[7] Решение Новгородского областного суда от 13.10.2011 по делу № 03-25/2011 «О признании недействующей части 3 статьи 25 Областного закона Новгородской области от 03.11.2005 № 552-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области»».

[8] Сошникова Т.А. Основные направления деятельности профессиональных союзов по обеспечению социальной справедливости в трудовых отношениях // Социальная справедливость и право: проблемы теории и практики: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Т.А.Сошнико-вой. М.: Изд. Моск. гуманит. ун-та, 2016.

[9] Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212.

Spisok literatury:

[1]Kodeks zakonov o trude Rossijskoj Federacii (utv. VS RSFSR 09.12.1971; red. ot 10.07.2001, s izm. ot 24.01.2002) // Svod zakonov RSFSR. T. 2. S. 123.

[2] Kry'lov K.D. Voprosy' teorii, istorii i metodologii issledovanij prav cheloveka // Prava cheloveka - indikator sovremennogo razvitiya Rossii: Materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod red. T.A. Soshnikovoj. M.: Izd. Mosk. gumanit. un-ta, 2015.

[3] Nurtdinova A.F. Rossijskaya trexstoron-nyaya komissiya i general'noe soglashenie // Pravo i e'konomika. 1998. № 12.

[4] Opredelenie Verxovnogo Suda RF ot 12.10.2011 № 1-G11-20 «Ob otmene resheniya Arxangel'skogo oblastnogo suda ot 09.08.2011 i priznanii nedejstvuyushhim punkta 1 stat'i 9 oblastnogo Zakona Arxangel'skoj oblasti ot 22.10.2009 № 83-6-OZ».

[5] Obshhaya teoriya prava / Pod red. A.S. Pigolkina. 2-e izd. M., 2001.

[6] O social'nom partnerstve i razreshenii trudovy'x sporov (konfliktov) // Rossijskaya gazeta. 1991. 19 noyabrya.

[7] Reshenie Novgorodskogo oblastnogo suda ot 13.10.2011 po delu № 03-25/2011 «O priznanii nedejstvuyushhej chasti 3 stat'i 25 Oblastnogo zakona Novgorodskoj oblasti ot 03.11.2005 № 552-OZ «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Novgorodskoj oblasti»».

[8] Soshnikova T.A. Osnovny'e napravleniya deyatel'nosti professional'ny'x soyuzov po obespecheniyu social'noj spravedlivosti v trudovy'x otnosheniyax // Social'naya spra-vedlivost' i pravo: problemy' teorii i praktiki: Materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakti-cheskoj konferencii / Pod red. T.A.Soshnikovoj. M.: Izd. Mosk. gumanit. un-ta, 2016.

[9] Ukaz Prezidenta RSFSR ot 15.11.1991 № 212.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.