Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
685
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОДЕКС / LABOR CODE / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LABOR LEGISLATION / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крылов Константин Давыдович

В статье освещаются вопросы, связанные с пятнадцатилетием Трудового кодекса РФ и его реализацией в сфере юридического образования. Показана история создания Кодекса и совершенствования современного трудового законодательства, обращено внимание на актуальные вопросы преподавания трудового права с учетом различных уровней юридического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO HISTORY OF CREATION AND ENHANCEMENT OF THE LABOUR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the questions connected to the fifteenth anniversary of the Labour code of the Russian Federation and its implementation in the sphere of legal education are taken up. The history of creation of the Code and enhancement of the modern labor legislation is shown, attention to topical issues of teaching the labor law taking into account different levels of legal education is paid

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК - 346 КРЫЛОВ Константин Давыдович,

ББК - 67.405 доктор юридических наук,

профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье освещаются вопросы, связанные с пятнадцатилетием Трудового кодекса РФ и его реализацией в сфере юридического образования. Показана история создания Кодекса и совершенствования современного трудового законодательства, обращено внимание на актуальные вопросы преподавания трудового права с учетом различных уровней юридического образования.

Ключевые слова: Трудовой кодекс, трудовое законодательство, юридическое образование.

KRYLOV Konstantin Davydovich,

doctor of jurisprudence, professor of department of the labor law and rights of social security of the Moscow state legal university

of O.E. Kutafin (MGYuA)

TO HISTORY OF CREATION AND ENHANCEMENT OF THE LABOUR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Summary. In article the questions connected to the fifteenth anniversary of the Labour code of the Russian Federation and its implementation in the sphere of legal education are taken up. The history of creation of the Code and enhancement of the modern labor legislation is shown, attention to topical issues of teaching the labor law taking into account different levels of legal education is paid.

Keywords: Labor code, labor legislation, legal education.

Пятнадцать лет действует в нашей стране Трудовой кодекс Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря, подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 г., а 31 декабря был официально опубликован и 1 февраля 2002 г. введен в действие [12].

В связи с данным событием в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина 7 февраля 2017 г. состоялся Международный круглый стол «15 лет Трудовому кодексу РФ и его реализации в сфере юридического образования». В нем приняли участие представители научной общественности, преподаю-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

щие трудовое право и активно участвующие в правотворческой и правоприменительной практике.

Основное внимание было обращено на отражение в учебном процессе и научных исследованиях истории создания, принятия, совершенствования и реализации ТК РФ. Отмечалось, что за прошедшие годы в научной и учебной литературе дана общая характеристика ТК РФ, проведен анализ его структуры, частей, разделов, глав, статей, показано использование его принципов и норм при рассмотрении отдельных институтов трудового права и практики их применения [5, с. 5—29]. Это направление учебно-научной деятельности продолжает осуществляться [2, с. 20-26; 11].

Одновременно ведется разработка системы основных учебных дисциплин и спецкурсов по трудовому праву по уровням и формам юридического образования, тематики и содержания магистерских программ и магистерских диссертаций, тематики и содержания кандидатских диссертаций. Это связано с тем, что, в отличие от начала 2000-х гг., когда под воздействием Трудового кодекса РФ сформировалась в основном современная учебная программа по трудовому праву, ориентированная на подготовку специалистов юридического профиля в рамках высшего и среднего специального образования, в настоящее время в связи с введением трех уровней — бакалавриата, магистратуры и аспирантуры — возникла необходимость в разграничении названия и содержания учебных программ по трудовому праву для каждого из этих уровней.

Так, например, заслуживают поддержки предложения об осуществлении на уровне бакалавриата преподавания учебной дисциплины «Трудовое право», на уровне магистратуры — «Актуальные проблемы трудового права», на уровне аспирантуры — «Теория и история трудового права».

Особое внимание научной общественности обращается на реализацию в образовательных организациях норм ТК РФ и механизма социального партнерства с учетом специфики труда педагогических и научных работников и особенностей подготовки юридических кадров. Это связано с наличием специальных норм в законодательстве об образовании и трудовом законодательстве по регламентации труда в образовательных организациях. Кроме того, в образовательных организациях независимо от их профиля стоит задача формирования у обучающихся добросовестного отношения к труду в соответствии с нормами права, а применительно к юриспруденции специфика труда дополнительно отражена в законах, касающихся разных видов юридической деятельности.

Поэтому еще одно направление для научного обобщения и его внедрения в учебный процесс — это опыт взаимодействия преподавателей и студентов с государ-

ственными органами, профсоюзами и работодателями, юридическими структурами в совершенствовании и реализации норм трудового права.

Для совершенствования трудового законодательства и формирования высококвалифицированных специалистов весьма важен опыт сравнительного анализа ТК РФ, иных законов с международными и зарубежными актами в сфере труда.

Несмотря на постоянный и весьма обширный критический анализ норм действующего трудового законодательства, проявляющийся в диссертационных исследованиях и научных публикациях, содержащих многочисленные разнообразные предложения, направленные на дальнейшее совершенствование основного кодифицированного законодательного акта в сфере труда, важно особенно в преподавании формирование уважительного отношения к изучаемому отечественному законодательству, его позитивной роли в развитии труда и общества.

Трудовой кодекс создавался более десяти лет.

Первое официальное признание законодательным органом целесообразности принятия Трудового кодекса было сделано в Постановлении Верховного совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1029-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». В нем указывалось, что в связи с принятием Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» «Верховный Совет РСФСР постановляет: „.5. Признать целесообразным подготовить к началу 1992 г. проект нового трудового кодекса РСФСР, соответствующего интересам трудящихся и объективным потребностям производства в условиях многоукладности форм собственности». Подготовка проекта трудового кодекса РСФСР поручалась Комиссии Совета Республики по социальной политике и Комитету Верховного Совета РСФСР по законодательству.

В данном постановлении впервые вводилось новое обозначение основного кодифицированного законодательного акта в сфере труда - трудовой кодекс, вместо су-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

ществовавшего к тому времени более 70 лет российского кодекса, именовавшегося Кодексом законов о труде РСФСР (сокращенно - КЗоТ РСФСР). За эти десятилетия были приняты три кодекса с таким названием: первый — в 1918 г., второй — в 1922 г., третий — в 1971 г.

Первоначальное наименование кодифицированного акта в сфере труда, обозначенное как КЗоТ, отличалось от иных кодексов, но было не случайным. Во-первых, самим названием подчеркивалась для широких масс законодательная сила содержащихся в нем положений. Во-вторых, при принятии первого КЗоТ предполагалось, что данный акт объединит ряд правовых актов, принятых ранее, и будет дополняться новыми актами, которые все вместе будут составлять единый Кодекс Законов о Труде. Этот подход был обусловлен тем, что в 1917 — 1918 гг. было принято немало революционных актов, исторически принципиально по-новому регламентировавших сферу труда. В последующие годы при принятии новых советских кодифицированных актов о труде можно было бы изменить наименование кодекса, однако учитывалось привычное для народа обозначение и отдавалась дань первому названию кодекса революционного времени.

Принятие 19 апреля 1991 г. законодательных актов о повышении социальных гарантий для трудящихся и одновременно с ними закона о занятости населения явилось в значительной мере реализацией обращений профсоюзов России к органам государственной власти. 27 марта 1991 г. Всероссийское совещание представителей первичных профсоюзных организаций приняло Обращение к III Съезду народных депутатов РСФСР, Верховному Совету РСФСР, Совету Министров РСФСР «О социальной защите трудящихся и реформе трудового законодательства». В нем содержался обширный перечень новых законодательных актов, предлагаемых к разработке и принятию для регулирования сферы труда. Оно дополняло основные программные документы Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР, одобренные на Учредительном съезде профсоюзов РСФСР (втором заседании), состоявшемся

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

18—19 сентября 1990 г.: Обращение к Верховному Совету РСФСР, Декларацию прав трудящихся и проект Закона о правовых гарантиях профсоюзной деятельности — документы, ставшие основными ориентирами правовых требований российских профсоюзов к органам государственной власти в 90-е годы.

Позиции профсоюзов о законотворчестве в сфере труда были поддержаны Президентом РСФСР, что получило отражение в Указе Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. № 162 «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике» и Указе Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

Профсоюзное руководство, учитывая мнение научной общественности, считало, что до разработки и принятия Трудового кодекса, определения его концепции необходимо в первоочередном порядке принять законы по неотложным вопросам в сфере труда, создать новую редакцию действующего в то время КЗоТ РСФСР, а Трудовой кодекс разработать после принятия новой Конституции и нового гражданского кодекса. Поэтому последующая законодательная деятельность в сфере труда включила принятие закона об индексации, закона о коллективных договорах и соглашениях. С учетом профсоюзных предложений была осуществлена также коренная переработка КЗоТ и принят Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».

Новые вопросы о названии и содержании будущего кодифицированного акта о труде возникли в связи с тем, что Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г. установил, что трудовое законодательство относится к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации и что

по вопросам, отнесенным к совместному ведению, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов (подп. «и» п. 1 ст. 2). Кроме того, устанавливалось, что законопроекты по предметам совместного ведения направляются республикам в составе Российской Федерации, соответствующие предложения которых рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации (п. 2 ст. 2).

Исходя из новых правил законотворчества были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» (утв. ВС РФ 06.08.1993 № 5600-1) и Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 31.12.2014) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Указанные новшества вызвали обсуждение вопроса о том, как должен называться будущий акт о труде - Трудовой кодекс или Основы законодательства. Однако Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., указав в п. «к» ст. 72, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится трудовое законодательство, не выделила в качестве вида законодательного акта Основы законодательства. Поэтому в 1994 г. Министерство труда разработало первый вариант проекта Трудового кодекса. Он был опубликован в «Российской газете» в октябре 1994 г. Появление этого проекта, подготовленного «келейно», без участия профсоюзных представителей и сложившегося к тому времени механизма социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, вызвало резкие возражения и протесты профсоюзов по всей стране. Данный проект был отвергнут для дальнейшего обсуждения. Однако он был использован при создании и принятии в одном из субъектов Российской Федерации регионального кодифицированного акта о труде - Трудового кодек-

са Республики Башкортостана от 21 декабря 1994 г. ВС-26/181. Более того, стали появляться трудовые кодексы предприятий.

В 1995 г. внимание сосредоточивается на разработке и принятии двух законов — Федерального закона от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Одновременно было положено начало законодательному закреплению социального партнерства на региональном уровне с принятием Закона Свердловской области от 24 ноября 1995 г. № 34-03 «О социальном партнерстве в Свердловской области» — процесса, получившего в последующие годы распространение в других регионах.

В 1996-1997 гг. была разработана и утверждена Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 годов (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 годов».

В разделе III данной Программы были отражены намечаемые реформы в сфере труда и трудовых отношений, что имело концептуальное значение для разработки Трудового кодекса. Реформы в сфере защиты трудовых прав граждан предполагалось проводить по двум важнейшим направлениям: 1) коренное обновление действующего трудового законодательства и принятие нового Трудового кодекса Российской Федерации; 2) формирование системы специальных органов по рассмотрению трудовых споров. Впервые на правительственном уровне были определены основные контуры будущего Трудового кодекса. Он должен был, как указывалось, предусматривать: установление на федеральном уровне государственных минимальных гарантий в сфере труда; расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, поддержа-

1 Данный документ действовал более десяти лет и утратил силу на основании Закона РБ от 13 июля 2005 г. №196-з.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

ние определенного равновесия между интересами работников и работодателей; повышение уровня социальной защиты работников при структурной перестройке, банкротстве предприятий, приостановке производства по причинам экономического характера и некоторых других особых ситуациях. Указывалось, что в нем должно найти отражение изменение роли субъектов Российской Федерации в регулировании трудовых отношений исходя из того, что трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения России и ее субъектов.

При характеристике второго направления — формирования системы специальных органов по рассмотрению трудовых споров, было указано на разработку нового Трудового процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающего привлечение представителей сторон трудовых отношений к участию в рассмотрении дел (от работников и работодателей).

Разработка Концепции реформирования трудовых отношений и Трудового кодекса РФ активизировалась в 1998 г. Она получила отражение на парламентских слушаниях 3 февраля 1998 г., в ряде решений ФНПР и научных публикациях [3, с. 33—52; 7, с. 160—167; 8]. Этому способствовали разработки Трудового кодекса, проводившиеся в Министерстве труда и НИИ труда, обобщения опыта нового правового регулирования трудовых отношений в России и зарубежных странах, принятие Международной организацией труда Декларации об основополагающих принципах и права в сфере труда 1998 г., опубликование на русском языке широко распространенной Европейской социальной хартии. Началась ратификация Россией конвенций МОТ. Появились новые фундаментальные научные труды по трудовому праву. К проводившимся ранее ежегодным научно-практическим конференциям Академии труда и социальных отношений по вопросам трудового законодательства и круглым столам (конференциям) в других учебных и научных учреждениях (МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт законодательства и сравнительного правоведения,

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

Институт государства и права РАН и др.) добавились значительные всероссийские конференции в Академии государственной службы и МГЮА. Так, в декабре 1998 г. в МГЮА была проведена конференция, по-священная80-летию первого КЗоТ РСФСР, на которой был проведен анализ истории советского законодательства и были выдвинуты принципиальные научные предложения, касающиеся будущего Трудового кодекса. Она положила начало наиболее масштабным научно-практическим конференциям по трудовому праву и праву социального обеспечения.

С принятием Федерального закона от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» была создана законодательная основа для обязательности трехстороннего сотрудничества в разработке трудового законодательства, что уже сложилось к тому времени. На заседаниях этой комиссии и в ее рабочих группах неоднократно обсуждались вопросы Трудового кодекса и принимались соответствующие обращения и решения [1; 6, с. 1; 9, с. 29, 30; 10, с. 3—5].

Параллельно в Государственной Думе продолжалась разработка новой редакции действующего КЗоТ. Однако в конце 1999 г. стало очевидно, что нужен новый кодекс, а не редактирование стареющего законодательного акта. В создание Трудового кодекса включились различные политические партии и группы лиц. В итоге в начале 2000-х гг. оказалось восемь проектов кодекса, подготовленных за прошедшие годы различными структурами и группами лиц. Создание единого проекта на заключительном этапе было осуществлено специальной комиссией Государственной Думы во главе с первым заместителем Председателя Государственной Думы Л.И. Слизкой.

В регионах страны профсоюзы организовывали широкие обсуждения новаций, предлагавшихся ввести в кодекс. Принципиальные позиции в согласовании подходов государства и профсоюзов были определены Президентом РФ В.В. Путиным на специальном совещании профсоюзных представителей ФНПР в Вологде в апреле 2001 г. Достигнутые договоренности по-

зволили к концу года завершить работу по подготовке Трудового кодекса и принять его. В ноябре 2001 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ был в целом поддержан проект Трудового кодекса, представленного ко второму чтению, хотя одновременно было высказано немало замечаний и указывалось на необходимость его доработки.

За 15 лет после принятия Трудового кодекса РФ в него были внесены многочисленные изменения, что было осуществлено с 2002 г. по 2016 г. принятием ста федеральных законов, двух постановлений и двух определений Конституционного Суда РФ (для сравнения: в последний КЗоТ РСФСР изменения были внесены 29 законодательными актами за период с 1972 г. по 2001 г.). Наиболее значительные изменения (по сути, его новая редакция) произошли в 2006 г.

С момента введения в действие Трудового кодекса РФ в него внесены изменения в названия некоторых разделов, глав и статей, введены новые главы и статьи, дополнены и изменены многие статьи, некоторые статьи исключены.

Приняты новые законы в сфере труда: от 27.11.2002 № 156-ФЗ Федеральный закон «Об объединениях работодателей», от 28.12.2013 № 426-ФЗ Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Последними нововведениями с 2016 г. стали законодательные положения, направленные на запрещение заемного труда и регламентацию предоставления труда работников (персонала), расширение правовой основы внедрения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации, специальное регулирование труда лиц, работающих на микропредприятиях, усиление ответственности за нарушения оплаты труда.

Новые изменения в трудовом законодательстве для его совершенствования могут быть намечены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объе-

динениями работодателей и Правительством Российской Федерации, которое разрабатывается в этом году на предстоящий трехлетний период. В нем также будут содержаться предложения о новых ратификациях международных актов в сфере труда.

Развитие социально-трудовых отношений в Российской Федерации должно осуществляться в направлении достижения и реализации принципов достойного труда [4, с. 104-117], получивших отражение в Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2017-2020 гг. В качестве основных приоритетов намечено осуществить: расширение возможностей занятости и повышение производительности труда; обеспечение соблюдения норм на рабочих местах и достойных условий труда; сотрудничество в области социального страхования и пенсионного обеспечения, продвижение международных трудовых норм, укрепление социального диалога.

История создания современного трудового законодательства и практика его применения ориентируют на более основательную научную разработку законопроектных предложений и всесторонний учет интересов и позиций работников, профсоюзов, работодателей, их объединений, органов социального партнерства и государства в регулировании расширения разнообразия и постоянного обновления сферы труда. А подход к пониманию значения социального партнерства в разработке и реализации трудового законодательства должен быть воспринят на всех уровнях юридического образования в преподавании трудового права.

Список литературы:

[1]К правовой реформе в сфере труда: каким быть Трудовому кодексу России / К.Д. Крылов // Серия «Библиотечка Профсоюзного Активиста». 1999. Выпуск № 7. М.: Про-физдат, 1999.

[2] Крылов К.Д. Вопросы реализации прав и свобод личности в сфере труда и социального обеспечения // Актуальные вопросы российского права. 2017. № 1.

[3] Крылов К.Д. К разработке правовой идеологии трудового законодательства // Трудо-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

вые отношения и коллективные действия в современной России: политические, правовые и социальные аспекты / Отв. ред. А.М. Кацва, П.М. Кудюкин, С.В. Патрушев. М.: Эдиторил УРСС, 1999.

[4] Крылов К.Д. К созданию международного трудового кодекса и стратегических ориентиров совершенствования российского трудового законодательства // Материалы расширенного круглого стола, посвященного 10-летию Трудового кодекса РФ: Сб. тезисов / Отв. ред. К.Н. Гусов, сост. В.В. Федин. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА), 2013.

[5] Крылов К.Д. Новое трудовое законодательство: социально-правовая оценка и пути дальнейшего развития // Проблемы совершенствования трудового законодательства (по материалам парламентских слушаний «Проблемы совершенствования трудового законодательства и практики его применения»). М.: Профиздат. 2003.

[6] Крылов К.Д. Нужна идеология сотрудничества // Ваше право. 1999. № 9.

[7] Крълов К.Д. Перспективы реформирования трудового законодательства // Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Материалы научно-практической конференции. М.: Институт экономики РАН. 1998. - 233 с.

[8] Крылов К.Д. Цивилитарная концепция правовой реформы в сфере труда // В мире права. 2002. № 1.

[9] Крълов К.Д. Человек и реформы в сфере труда: некоторые проблемы создания Трудового кодекса XXI века // Профсоюзы. 1999. № 9.

[10] Основные предложения профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии к проекту Трудового кодекса РФ // Ваше право. 1999. № 9.

[11] Трудовое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2015.

[12] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256; Парламентская газета. 2002. № 2-5; СЗ Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

Spisok literatury:

[1] K pravovoj reforme v sfere truda: kakim by't' Trudovomu kodeksu Rossii / K.D. Kry'lov / / Seriya «Bibliotechka Prof soyuznogo Aktivista». 1999. Vy'pusk № 7. M.: Profizdat, 1999.

[2] Kry'lov K.D. Voprosy' realizacii prav i svobod lichnosti v sfere truda i social'nogo obespecheniya / / Aktual'ny'e voprosy' rossijskogo prava. 2017. № 1.

[3] Kry'lov K.D. K razrabotke pravovoj ideologii trudovogo zakonodatel'stva // Trudovy'e otnosheniya i kollektivny'e dejstviya v sovremennoj Rossii: politicheskie, pravovy'e i social'ny'e aspekty' / Otv. red. A.M. Kacva, P.M. Kudyukin, S.V. Patrushev. M.: E'ditoril URSS, 1999.

[4] Kry'lov K.D. K sozdaniyu mezhdunarod-nogo trudovogo kodeksa i strategicheskix orientirov sovershenstvovaniya rossijskogo trudovogo zakonodatel'stva // Materialy' rasshirennogo kruglogo stola, posvyashhennogo 10-letiyu Trudovogo kodeksa RF: Sb. tezisov / Otv. red. K.N. Gusov, sost. V.V. Fedin. M.: Izdatel'skij centr Universiteta imeni O.E. Kuta-fina (MGYuA), 2013.

[5] Kry'lov K.D. Novoe trudovoe zakonodatel'-stvo: social'no-pravovaya ocenka i puti dal'nej-shego razvitiya // Problemy' sovershenstvovaniya trudovogo zakonodatel'stva (po materialam parlamentskix slushanij «Problemy' sovershenst-vovaniya trudovogo zakonodatel'stva i praktiki ego primeneniya»). M.: Profizdat. 2003.

[6] Kry'lov K.D. Nuzhna ideologiya sotrudni-chestva // Vashe pravo. 1999. № 9.

[7] Kry'lov K.D. Perspektivy' reformirova-niya trudovogo zakonodatel'stva // Social'ny'e prioritety' i mexanizmy' e'konomicheskix preobrazovanij v Rossii: Materialy' nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: Institut e'kono-miki RAN. 1998. - 233 s.

[8] Kry'lov K.D. Civilitarnaya koncepciya pravovoj reformy' v sfere truda // V mire prava. 2002. № 1.

[9] Kry'lov K.D. Chelovek i reformy' v sfere truda: nekotory'e problemy' sozdaniya Trudovogo kodeksa XXI veka // Profsoyuzy'. 1999. № 9.

[10] Osnovny'e predlozheniya profsoyuznoj storony' Rossijskoj trexstoronnej komissii k proektu Trudovogo kodeksa RF // Vashe pravo. 1999. № 9.

[11] Trudovoe pravo: Uchebnik dlya baka-lavrov / Otv. red. K.N. Gusov. M.: Prospekt, 2015.

[12] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2001 g. № 197-FZ // Rossijskaya gazeta. 2001. № 256; Parlamentskaya gazeta. 2002. № 2-5; SZ Rossijskoj Federacii. 2002. № 1 (ch. I). St. 3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.