Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОДЕКС / LABOR CODE / ТРУДОВОЕ ПРАВО / LABOR LAW / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хныкин Геннадий Валентинович

В статье рассмотрены вопросы совершенствования Трудового кодекса РФ, повышения качества и методики преподавания трудового права, организации научных исследований, координации диссертационных исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хныкин Геннадий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF A TECHNIQUE OF TEACHING AND EFFICIENCY OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF THE LABOR LAW

In article questions of enhancement of the Labour code of the Russian Federation, improvement of quality and a technique of teaching the labor law, the organization of scientific research, coordination of dissertation researches are considered

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА»

УДК - 378 ХНЫКИН Геннадий Валентинович,

ББК - 74.04 доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права

МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: ghnikin@yandex.ru 119991, ГСП 1, Москва, Ленинские горы, д. 1, строение 13 (4-й учебный корпус)

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (трудовое право)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы совершенствования Трудового кодекса РФ, повышения качества и методики преподавания трудового права, организации научных исследований, координации диссертационных исследований.

Ключевые слова: Трудовой кодекс, трудовое право, преподавание, повышение квалификации.

HNYKIN Gennady Valentinovich,

doctor of jurisprudence, professor of department of the labor law

LomonosovMoscow State University

SOME QUESTIONS OF A TECHNIQUE OF TEACHING AND EFFICIENCY OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF THE LABOR LAW

Summary. In article questions of enhancement of the Labour code of the Russian Federation, improvement of quality and a technique of teaching the labor law, the organization of scientific research, coordination of dissertation researches are considered.

Keywords: Labor code, labor law, teaching, professional development.

В связи с 15-летием Трудового кодекса Российской Федерации целесообразно обратить внимание на три насущных вопроса.

Первый касается непосредственно Трудового кодекса и его «подросткового возраста». Проблемами его взросления занимается законодатель, который неоднозначно осуществляет его совершенствование. Если раньше Государственная Дума по резонансным законопроектам организовывала публичные и представительные дебаты, то ныне федеральный законотворческий орган действует по-иному. Он решил заменить профессиональное проектирование, во-первых, «экспертной панелью», представленной Общественной палатой и Общероссийским Народным фронтом. Во-вторых, предполагается внедрение новой технологии законотворчества, в основу ко-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2017

торой будут заложены некие социологические опросы, проводимые организациями, приближенными к Думе. И, наконец, третья новация — юридический аутсорсинг, который будет проводить бестендер-но МГЮУ имени О.Е. Кутафина. Иными словами, законопроизводство теперь возможно осуществлять узким кругом специалистов без привлечения более широкого круга научной общественности.

Другая проблема связана с недопустимой практикой непрерывного (по шесть раз в год) редактирования ТК РФ. Это не всегда способствует его реализации [1, с. 2026; 5, с. 89-96]. На мой взгляд, Кодекс должен быть «священным», а не модернизаци-онным механизмом, который переоснащается при каждом желании министерского уровня, что приводит подчас к полному исчезновению отдельных видов труда.

Например, в сельской местности в результате модернизации здравоохранения и подушевого финансирования муниципальных школ исчезают профессии медицинских и педагогических работников. В результате внедрения специальной оценки условий труда (ФЗ № 421 и 426 от 28 декабря 2013 г.) исключили из ТК РФ тяжелые работы. Одна из последних инициатив — подготовка законопроекта и очередная переделка Кодекса относительно запрета опасных условий труда 4 класса. Казалось бы, хорошо: прибавка здоровья работникам. Но новая модель управления охраной труда оставит без работы, по мнению экспертов, 40 тысяч тружеников в основном нефтехимических производств и строительства. Иными словами, не создавая новых рабочих мест, будем ликвидировать действующие, т.е. увеличивать безработицу. И, что самое печальное для нашего юбиляра, его все чаще подключают к ликвидационным процессам наемного труда.

Отдельная тема — «перекосы» ТК РФ в пользу работодателя и, следовательно, низкие «пороги» привлекательности, удовлетворения работников Кодексом. Примером является МРОТ, низко оценивающий производственный труд, а управленческий труд нередко не сопоставляющий с результатами.

Можно вспомнить ст. 142 ТК РФ, законодательно закрепляющую правило о допустимости задержки зарплаты на 14 дней и милостиво разрешающую на 15-й день отказаться от работы. Подобная разрешительная норма разрушает стабильность, обязательность выплаты зарплаты и порождает пагубную практику задержек оплаты труда, с которой государство в состоянии справиться. В результате ежемесячно одариваемая работодателям сумма почти в 4 млрд. руб. не уменьшается, но очень облегчает паразитирование держателей «голодных» рублей.

Второй тезис — о качестве преподавания, которое в значительной степени зависит от квалификации преподавателя. Никто не отменял роль индивидуальной креативности преподавателя, его пасси-онарности, пусть даже регионального характера.

Правы поэты, утверждающие: «настоящих буйных мало», «узок наш круг и безумно тесен». Преподавателей высшей школы условно можно разделить на две части: 1) занимающиеся, как правило, только преподаванием; 2) совмещающие учебные занятия с научными изысканиями. Уровень учебных, методических и научных знаний, умений и навыков первой группы педагогов — тайна за семью печатями. Есть областные города с региональными университетами и филиалами, где имеются юридические факультеты, преподаватели которых, ведущие учебные курсы трудового права и права социального обеспечения, почти не присутствуют на научных конференциях. Ранее при обязательном один раз в пять лет повышении квалификации (ПК) большинство этих коллег обучались на соответствующих четырехмесячных курсах или (как вариант) проходили месячные стажировки. Сейчас этот институт разрушен, но, несомненно, его надо возрождать. Поскольку методическая часть вузовского образования обеспечивается МГЮУ (МГЮА), то решение данной задачи, связанное с выработкой соответствующих рекомендаций для Министерства образования и науки, следует поручить этому уважаемому учреждению. В отличие от педагогов, подконтрольных профильному министерству, их коллеги вузов, входящих в систему отраслевых министерств, не только имеют возможность, но и обязаны совершенствовать свои знания. Например, в структуре ФСИН имеется семь вузов, три института повышения квалификации, два межрегиональных учебных центра, девять учебных центров территориальных органов и даже два НИИ с тремя филиалами.

Представляется, что повышение квалификации можно проводить не только в России. Неформальными центрами ПК стали вузы Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, но таковыми по факту являются также университеты Алма-Аты, Минска, Киева и Харькова.

Появились новые формы взаимообогащения и ПК, связанные с участием ученых-преподавателей различных государств в совместных научных проектах.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2017

Вот некоторые из них:

— совместная конференция российских и немецких ученых, приуроченная к 50-летию Рурского университета (2015 г.);

— проводимые в Екатеринбурге ЕвроАзиатские правовые конгрессы, являющиеся дискуссионными площадками для координации научных юридических исследований и проектов с активным участием представителей власти, бизнеса и ученых;

— ежегодные международные летние правовые школы преподавателей трудового права и права социального обеспечения, в которых принимают участие представители учебных заведений Италии, Болгарии, прибалтийских государств, Казахстана, РБ и РФ. Они проходят в форме интерактивных занятий, дискуссий и круглых столов.

Следует особо отметить Международный конкурс научных работ по трудовому праву Л.С. Таля, проводимый десяткой университетов бывшего Союза ССР при координации Центра трудового права МИТСО Республики Беларусь, Международный молодежный форум труда, Международный молодежный научный форум «Ломоносов».

Следует вспомнить и совместные проекты написания научной продукции, например учебно-методическое пособие «Трудовое право и право социального обеспечения в Беларуси, России и Украине (формирование и развитие)», изданное в Минске в 2011 г. при участии ученых трех государств. Или книга, подготовленная представителями кафедры трудового права МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с германскими учеными, посвященная немецкому и российскому трудовому праву и изданная пока только на немецком языке (2016 г.). Подготовлен силами ученых пяти стран и находится в печати учебник «Евразийское трудовое право».

К сожалению, не известно о конференциях, посвященных учебно-методическим проблемам преподавания трудового права. Возможно, в журнал «Трудовое право в России и за рубежом» следует ввести подобную рубрику.

В советский период совершенствование навыков преподавания осуществлялось на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2017

базе Методических указаний ВЮЗИ по той или иной дисциплине, которые были неплохим подспорьем и для студентов. Каждый вуз по-своему определял методику подачи учебного материала. Так, на юридическом факультете Ивановского госуниверситета ежегодно проводятся учебно-методические конференции с опубликованием соответствующих тезисов.

Ныне появились новые факторы и требования, влияющие на построение традиционной модели преподавания трудового права [3, с. 22-26]. Среди таковых можно отметить увеличивающийся объем нормативных актов и материалов судебной и локальной практики, кардинальное правовое переоснащение ряда отношений в сфере труда, появление новых правовых институтов и подынститутов, субъектов трудовых отношений. С учетом этих факторов и должны строиться комбинации лекционных курсов, семинаров и иных форм преподавания, а также самостоятельная работа студентов. И, конечно, особое внимание следует уделить выработке навыков научной работы бакалавров и магистров.

Что касается конкретики методов преподавания, то, на мой взгляд, следует обратить внимание на юридические клиники, существующие с 1998 г. в СПбГУ. В связи с этим следует назвать учебное пособие «Навыки юриста», подготовленное в 2006 г. коллективом авторов под редакцией Е.Н. Доброхотовой.

Если обратиться к вопросам науки трудового права, то можно напомнить, что в декабре 1974 г. в Звенигороде (Подмосковье) состоялась первое научно-координационное совещание, посвященное проблемам трудового права и права социального обеспечения, организованное ИГПАН, в котором списочно приняли участие 230 человек. В докладах было уделено внимание, в частности, актуальным вопросам трудового права европейских соцстран и новым явлениям в правовом регулировании труда при капитализме. При сравнении убедились, конечно, в преимуществах социалистического трудового права. На совещании обсуждались вопросы научных исследований. В частности, С.А. Иванов отмечал, что кодификация законодательства о тру-

де дала толчок развитию науки; появились интересные работы, но, к сожалению, и много работ, повторяющих старое, не содержащих новых идей, рекомендаций. Документами совещания стали «Основные направления научных исследований по трудовому праву и праву социального обеспечения на пятилетку (1975—80 гг.)» и примерная тематика диссертаций. Представляется, что начинание наших учителей должно быть поддержано и должно получить развитие в обобщении научных исследований [2, с. 170-173; 4, с. 48-52; 6].

Кроме того, была высказана идея о том, что ВНИИСЗ может провести систематизацию предложений, посвященных совершенствованию трудового законодательства, и их возможную реализацию, т.е. стать, по сути, координационным центром научных разработок и практики применения законодательства. Данная идея была воплощена в жизнь в Белоруссии: кандидат на научную степень обязан разработать предложения о внесении изменений и дополнений в ТК РБ, сформулированных в диссертации, и направить их в Национальный центр законодательства и правовых исследований РБ. Представляется, что организация подобного центра на базе Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, во-первых, способствовала бы концентрации готовых рецептов, связанных с совершенствованием трудового законодательства, а, во-вторых, отзывы или рекомендации столь уважаемого учреждения, несомненно, могли бы свидетельствовать об эффективности и ценности научного труда соискателя.

Коснусь еще одной проблемы научных изысканий. ТК РФ как источник вдохновения, как родник научных исследований в кандидатских и докторских диссертациях отражен, на мой взгляд, недостаточно. Поэтому особый интерес может представлять тема о соответствии норм ТК Конституции РФ. В частности, о соответствии шести статей ТК РФ договорного характера, посвященных основаниям прекращения трудового договора. Статья 55 ТК РФ говорит, что подобное возможно только посред-

ством федерального закона, а наш законодатель отдал такие снисхождения на милость работодателя. Большие сомнения вызывает содержание гл. 55 Кодекса, которая посвящена особенностям регулирования труда других категорий работников, по причинам игнорирования норм трудового и миграционного законодательства. Тем самым может снижаться доверие правоприменителей к ТК РФ, происходить его дискредитация.

В перспективе, видимо, могла бы быть проведена специальная научная конференция, посвященная структуре и содержанию ТК РФ, его роли в систематизации трудового законодательства.

Список литературы:

[1] Крылов К.Д. Вопросы реализации прав и свобод личности в сфере труда и социального обеспечения // Актуальные вопросы российского права. 2017. № 1.

[2] Крылов К.Д. Научное наследие и современные исследования в трудовом праве // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3 (52).

[3] Крылов К.Д. Новации общих требований к совершенствованию юридического образования // Высшее образование для XXI века: XIII Международная научная конференция. Москва, 8-10 декабря 2016 г.: Доклады и материалы. Секция 6. Проблемы юридического образования / Отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. - 107 с.

[4] Крылов К.Д. Новейшие научные подходы в развитии трудового законодательства, его реализации и защиты трудовых прав // Сборник материалов Шестой конференции Ассоциации «Юристы за трудовые права». 28-29 мая 2012 года. Москва / Под общ. ред. С.Г. Колгано-вой. М.: НП «Юристы за трудовые права», 2013. - 108 с.

[5] Крылов К.Д., Зыкина Т.А. К развитию теоретического исследования реализации прав работника // Актуальные вопросы российского права. 2016. № 5.

[6] Научные новации трудового права и права социального обеспечения: Сборник материалов участников секции трудового права и права социального обеспечения Московского юридического форума / Отв. ред. К.Д. Крылов, Э.Г. Тучкова, О.А. Шевченко. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2017

Spisok literatury:

[1] Kry'lov K.D. Voprosy' realizaeii prav i svobod liehnosti v sfere truda i soeial'nogo obespeeheniya / / Aktual'ny'e voprosy' rossijskogo prava. 2017. № 1.

[2] Kry'lov K.D. Nauehnoe nasledie i sovremenny'e issledovaniya v trudovom prave // Aktual'ny'e problemy' rossijskogo prava. 2015. № 3 (52).

[3] Kry'lov K.D. Novaeii obshhix trebovanij k sovershenstvovaniyu yuridieheskogo obrazova-niya // Vy'sshee obrazovanie dlya XXI veka: XIII Mezhdunarodnaya nauehnaya konfereneiya. Moskva, 8-10 dekabrya 2016 g.: Doklady' i materialy'. Sekeiya 6. Problemy' yuridieheskogo obrazovaniya / Otv. red. T.A. Soshnikova. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2017. - 107 s.

[4] Kry'lov K.D. Novejshie nauehny'e

podxody' v razvitii trudovogo zakonodatel'stva, ego realizacii i zashhity' trudovy'x prav // Sbornik materialov Shestoj konferencii Associacii «Yuristy' za trudovy'e prava». 28-29 maya 2012 goda. Moskva / Pod obshh. red. S.G. Kolganovoj. M.: NP «Yuristy' za trudovy'e prava», 2013. - 108 s.

[5] Kry'lov K.D., Zy'kina T.A. K razvitiyu teoreticheskogo issledovaniya realizacii prav rabotnika // Aktual'ny'e voprosy' rossijskogo prava. 2016. № 5.

[6] Nauchny'e novacii trudovogo prava i prava social'nogo obespecheniya: Sbornik materialov uchastnikov sekcii trudovogo prava i prava social'nogo obespecheniya Moskovskogo yuridicheskogo foruma / Otv. red. K.D. Kry'lov, E'.G. Tuchkova, O.A. Shevchenko. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2014.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.