КРЫЛОВ Константин Давыдович,
доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» e-mail: [email protected], +7(916) 679 37 77
Москва, 125993, ул. Садовая-Кудринская, 9 РОЖКО Галина Борисовна, кандидат юридических наук, заместитель руководителя Правового департамента Аппарата Федерации независимых профсоюзов России -руководитель службы по правотворческой работе, доцент кафедры трудового права юридического факультета Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования
«Академия труда и социальных отношений»
(ОУП ВО «АТиСО»)
e-mail: [email protected], +7(495) 938 7792, +7(916) 946 52 74 12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА: СТАНОВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования системы социального партнерства в сфере труда как правового института трудового права России, его значения для совершенствования юридического образования.
Ключевые слова: социальное партнерство в сфере труда, объединения работодателей, профсоюзы и их объединения, государство, социальные партнеры.
KRYLOV Konstantin Davidovich,
doctor of law, Professor of labour law and social security law of the Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Moscow state law University named
after O.E. Kutafin (MGYuA)» Moscow, 125993, Sadovo-Kudrinskaya St., 9 ROZHKO Galina Borisovna, candidate of legal Sciences, Deputy head of the Legal Department of the Federation of independent trade unions of Russia -the head of legislative Affairs, associate Professor of the Department of labor law of the faculty of an Educational institution of the higher education trade unions «Academy of labour and social relations» (OUP VO «ATiSO»)
SOCIAL PARTNERSHIP IN THE LABOUR SPHERE: ESTABLISHING AND IMPROVING
Abstract. The article discusses issues concerning the formation of the system of social partnership in the sphere of labor law Institute labor law of Russia and its significance for the improvement of legal education.
Keywords: social partnership in the sphere of labor, associations of employers, trade unions and their associations, the state, social partners.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017
УДК - 340 ББК - 67.405
Современное совершенствование юридического образования должно включать теоретическое и практическое применение принципов социального партнерства, основанного на нормах конституционного, международного и трудового права.
Статья 37 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) провозглашает конституционные права и свободы в сфере труда, частью которых обладает каждый гражданин Российской Федерации независимо от рода его занятий, а частью - только граждане (физические лица), работающие по трудовому договору у конкретного работодателя. Данные конституционные права и свободы являются основополагающими правами, которыми наделяется лицо (работник) в сфере труда. Большинство прав и свобод указанной сферы включается в категорию социально-экономических прав, которые не принадлежат человеку от рождения, а приобретаются посредством вступления в трудовые отношения.
Нормами международных правовых актов закрепляется принцип самостоятельного установления объема социально-экономических прав гражданина каждым государством в соответствии с максимальными пределами имеющихся у государства ресурсов (ч. 1 ст. 2 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах»).
Некоторые социально-экономические права и свободы человека (гражданина) поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами, что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у государства экономическим и финансовым ресурсам (ст. 2 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах»). К таким правам относятся, в частности, право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; право на справедливое и удовлетворительное
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017
вознаграждение, обеспечивающее достойное существование человека для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения; право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск [2, 5, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 19].
Как известно, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Таким образом, и в условиях социально-экономического кризиса вопросы регулирования социально-трудовых отношений являются актуальными и необходимыми для их решения государством.
При этом, отвечая современным условиям социально-экономической ситуации в Российской Федерации, формируются новые формы регулирования отношений, связанных с трудом, в частности социальная ответственность бизнеса и государственно-частное (публично-частное) партнерство, которые хотя и удовлетворяют в некоторой степени современным потребностям общества, однако не всегда находятся в рамках правового поля. Российская Федерация, как правовое государство, нуждается в дальнейшем совершенствовании правовых механизмов регулирования отношений в социально-трудовой сфере. Таким механизмом является один из основных институтов трудового права России - социальное партнерство в сфере труда.
Выступая наиболее эффективной системой взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, обеспечивающей оптимальное согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отно-
шений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство получило отражение в многочисленных юридических, политологических, социологических, исторических и экономических исследованиях отечественных и зарубежных специалистов [4, 7, 15, 16, 17, 20, 23, 25, 26, 27, 28], показавших эффективность и одновременно необходимость совершенствования регулирования правовыми нормами социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
С одной стороны, в научных работах показано, что развитие системы социального партнерства не только создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, поиска компромисса, но и ведет к социальному консенсусу, служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. В связи этим отмечается уникальность данного института, который, в том числе, рассматривается как правовое, социальное, экономическое и политическое явление.
С другой стороны, отмечаются недостатки данного явления, его законодательного отражения и правового регулирования. Так, на разных уровнях законодательного регулирования закрепляются разные понятия социального партнерства. В частности, под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [24]; тип организации социально-трудовых отношений, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества согласование и реализацию основных интересов работников и работодателей, а также различных социальных групп, предусмотренных действующим законодательством [8].
При этом в правовых источниках раз-
ных уровней регулирования понятия «социальное партнерство» и «система социального партнерства» разграничиваются. Так, в Законе города Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве» под системой социального партнерства понимается совокупность трехсторонних (двусторонних) органов, формируемых работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами исполнительной власти города Москвы для реализации задач социального партнерства и заключаемых ими соглашений, коллективных договоров на различных уровнях регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в городе Москве, а также правовых актов, регламентирующих порядок и формы взаимодействия, соотношение указанных органов, последовательность разработки и сроки принятия соглашений, коллективных договоров [9].
В Законе Ленинградской области «О социальном партнерстве в Ленинградской области» под системой социального партнерства понимается совокупность элементов: субъектов, объекта (предмета), органов, правовых актов, форм, уровней и механизма реализации социального партнерства. На федеральном уровне законодательного регулирования подобное разграничение ныне отсутствует. Социальное партнерство предстает как правовой институт, формы, механизмы и элементы которого урегулированы нормами трудового законодательства Российской Федерации.
При исследовании многогранности социального партнерства интересно обратиться к истории его формирования в России. Институт социального партнерства относительно молодой по сравнению с другими институтами трудового права России в странах Запада, где социальное партнерство появилось в середине XX в. как инструмент регулирования отношений между работниками и работодателями. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что, несмотря на то, что социально-партнерские отношения в предмете трудового права России стали указываться сравнительно недавно, в предшествующий, советский
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2017
период были законодательно закреплены весьма широкие полномочия профсоюзов и трудовых коллективов. Так, Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде [21] содержали специальную главу (XII) о профессиональных союзах и об участии рабочих и служащих в управлении производством, которые получили конкретизацию в республиканских кодексах законов о труде. Среди общих прав советским трудовым законодательством было предусмотрено наделение профсоюзов правом законодательной инициативы. На различных этапах развития советского государства профсоюзы постоянно принимали активное участие в формировании законодательного регулирования трудовых отношений, зачастую являясь авторами многих трудовых нормативов [1, с. 6, 7]. Но основным работодателем (его представителем) в советский период выступало, как часто отмечается в научной литературе, государство (в лице соответствующих органов и уполномоченных структур).
Поэтому в обществе долгое время существовала проблема представительства стороны работодателей как одного из субъектов социально-партнерских отношений. Отсутствие одной их сторон социально-трудовых отношений мешало ведению полноценного социального диалога, формированию системы социального партнерства в трудовых отношениях и системы социально-партнерских отношений в целом.
Лишь в начале 1990-х гг. происходит специальное законодательное закрепление правового статуса профсоюзов (их объединений) и работодателей (их объединений) как самостоятельных сторон: в социально-трудовых отношениях и в правовых нормах реализуется идеология социального партнерства. Принимаются специальные законы о профсоюзах - Закон СССР от 10.12.1990 № 1818-1 «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» и Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; законы, касающиеся непосредственно взаимодействия профсоюзов и работодателей, - Закон РФ от 11.03.1992 № 24901 «О коллективных договорах и соглаше-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2017
ниях», Федеральный закон от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»; а затем, после введения в действие Трудового кодекса РФ, принимается специальный закон, касающийся работодателей, - Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», что завершило этап правового оформления социального партнерства, сопровождавшегося одновременно принятием ряда других федеральных законов, содержащих нормы о взаимодействии профсоюзов, работодателей и государства, а также законов о социальном партнерстве в субъектах Российской Федерации.
Крупнейшим объединением профсоюзов России с марта 1990 г. стала Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), а до этого координирующим профсоюзным органом был Всесоюзный Центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС).
Первым предшественником объединений работодателей стал созданный в СССР в июне 1990 г. Научно-промышленный союз, сформировавший в первый год своего существования областные и республиканские подразделения, а в декабре 1991 г. организация была преобразована в общероссийскую и учрежден Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Членами союза являлись руководители и директора крупнейших государственных и приватизированных предприятий основных видов экономической деятельности. Одновременно в июле 1991 г. в России был создан Конгресс российских деловых кругов, получивший правительственную поддержку и последующее профсоюзное признание. Именно с представителями этого объединения в октябре 1991 г. начались переговоры о заключении первого российского трехстороннего соглашения и создания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Позднее ведущую роль со стороны работодателей стали играть Российской союз промышленни-
ков и предпринимателей и Координационный совет объединений работодателей России (КСОРР).
Приобретая консолидированную силу, новые формы взаимодействия с органами государственной власти и профсоюзами, РСПП получил реальную возможность влияния на принятие законов, иных нормативных правовых актов, конкретные решения органов исполнительной власти. РСПП приобрел функцию представителя работодателей, промышленников, предпринимателей в сфере экономической и социальной политики.
Приобретение объединениями работодателей статуса представителя работодателей в социально-трудовой сфере, а также стороны в системе социального партнерства в сфере труда связано с началом законодательного признания и закрепления системы социального партнерства.
В 1991-1992 гг. были приняты три основополагающих подзаконных правовых акта, впервые закрепивших социальное партнерство как правовую систему, а также правовой статус ее сторон - профсоюзов (их объединений) и работодателей (их объединений): Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. № 162 «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике»1, Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»2 и Указ Президента РФ от 24 января1992 г. № 45 «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»3.
В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыноч-
1 Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.05.1996 № 690 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 31.10.1991. № 44. Ст. 1480.
2 Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 20.05.1996 № 743 // РГ. 1991. 19 ноября.
3 Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 20.05.1996 № 743 // Ведомости СНД и ВС РФ. 06.02.1992. № 6. Ст. 260.
ной экономике указанными правовыми актами впервые было введено в практику ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей, в которых определялись обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ.
Начиная с 1991 г. стали заключаться трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей), в которых предусматривались взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации, оплаты труда, социальных гарантий, найма и увольнения работников, обеспечивающие повышение эффективности производства, укрепление трудовой дисциплины, предотвращение трудовых конфликтов, а также соблюдение интересов трудящихся при проведении приватизации.
Для этого Правительству РСФСР было поручено образовать республиканскую комиссию для рассмотрения и заключения генерального и отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров в составе представителей Правительства РСФСР, профсоюзов и работодателей, определить правовой статус, порядок и условия деятельности комиссии, порядок представительства интересов сторон и привлечения независимых экспертов [22].
Таким образом, были сформированы механизмы, принципы, формы, органы социального партнерства в сфере труда, которые получили закрепление в Трудовом кодексе РФ, специальных федеральных законах и законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актах, социально-партнерских соглашениях и коллективных договорах.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017
В настоящее время активно предлагается дополнить действующее трудовое законодательство положениями, расширяющими распространение норм социального партнерства и устраняющих возможность уклонения от них. Таковы предложения о придании ряду норм ТК РФ императивного характера в регулировании института социального партнерства в сфере труда. В частности, предлагается дополнить принципы социального партнерства обязательностью заключения коллективных договоров и соглашений (п. 11 ст. 24 ТК РФ), а вопросы, которые в соответствии с действующим трудовым законодательством могут включаться в коллективный договор и соглашения, предлагается включать в обязательном порядке (ч. 2 ст. 41, ч. 2 ст. 46 ТК РФ).
В настоящее время происходит внедрение в социальное партнерство принципов достойного труда на основе ориентиров Международной организации труда. Социальные партнеры берут на себя определенные обязательства и договоренности посредством заключения Генерального соглашения, региональных и территориальных трехсторонних соглашений, отраслевых соглашений на федеральном, региональном и местном уровнях, иных соглашений, а на локальном уровне - коллективных договоров [3].
Нормами международных правовых актов предусмотрено предоставление услуг предпринимателям и трудящимся, их организациям в соответствии с национальным законодательством или правилами или практикой на национальном, региональном и местном уровнях, а также на уровне различных секторов экономической деятельности с целью содействия эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными органами власти и учреждениями и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между такими организациями, соответствующими государственными органами по регулированию вопросов труда [10]. Интегрированная в российское право Конвенции Международной организации труда № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978 г.) повлияла, в том числе, на формирование ос-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2017
новных принципов социального партнерства, закрепленных в ТК РФ, одним из которых является содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. В связи с этим необходимо соблюдение государством данного принципа, особенно в нестабильные периоды социально-экономической ситуации в стране, когда государство должно содействовать бизнесу, реально предоставляя необходимые преференции, что, в свою очередь, будет способствовать стабилизации финансово-экономического положения работодателей (предпринимателей), а значит, увеличению гарантий для работников. При таких условиях государство приобретет сильных социальных партнеров, а впоследствии - конкурентоспособную, устойчивую экономику страны.
Российская Федерация придает большое значение сотрудничеству с МОТ и поддерживает основные программные положения и практические подходы МОТ в сфере повышения качества жизни, определяющие достойный труд как важную цель для действий на национальном уровне. В рамках новой Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2017-2020 годы намечено осуществление комплекса мер по продвижению к достойному труду путем концентрации усилий в таких областях, как расширение возможностей занятости и повышение производительности труда; обеспечение соблюдения норм на рабочих местах и достойных условий труда; сотрудничество в области социального страхования и пенсионного обеспечения; продвижение международных трудовых норм, укрепление социального диалога. Именно на этих направлениях представляется целесообразным совершенствование практикоориентированного профессионального юридического образования по привитию компетентного подхода к развитию социального партнерства в сфере труда на современном этапе развития российского общества.
Список литературы:
[1] Волкова О.Н. История развития советского трудового законодательства М., 1986.
[2] Всеобщая декларация прав человека 1948 г., ст. 23.
[3] Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы // Российская газета. 30.12.2013. № 295.
[4] Гусов К.Н., Крылов К.Д., Лушников А.М. и др. Договоры о труде в сфере действия трудового права: Учебное пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2010.
[5] Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г., ст. 4.
[6] Европейская хартия об основных социальных правах трудящихся 1989 г., раздел второй «Труд и вознаграждение».
[7] Егоров С.А. Международно-правовое регулирование социального диалога в сфере труда: Монография / Под ред. К.Д. Крылова. М.: Элит, 2015.
[8] Закон Ленинградской области от 22 сентября 1998 г. № 34-оз «О социальном партнерстве в Ленинградской области» (принят Законодательным собранием Ленинградской области 22 сентября 1998 года) // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 1999. № 6. С. 21.
[9] Закон города Москвы от 11.11.2009 № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве», ст. 1 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 01.12.2009. № 67. Том 1.
[10] Конвенция Международной организации труда № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (Женева, 26 июня 1978 г.), ч. 2 ст. 6 // СЗ РФ. 10.12.2001. № 50. Ст. 4651.
[11] Конвенция МОТ № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (1948 г.).
[12] Конвенция МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.).
[13] Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.).
[14] Конвенция МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992 г.).
[15] Крылов К.Д. Правовое ноу-хау в социальном партнерстве // Социальное партнерство. 2003. № 2 // СПС «КонсультанПлюс».
[16] Крылов К.Д. Социально-партнерские соглашения в сфере труда // Труд и право. 2005. № 3.
[17] Лушникова М.В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.05 - трудовое право, право социального обеспечения. МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1997.
[18] Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., ст. 5.
[19] Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах», ст. 7.
[20] Нуртдинова А. Социальное партнерство в Трудовом кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 2002. № 4.
[21] Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утв. Законом СССР от 15 июля 1970 г. № 2^111 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 29. Ст. 265.
[22] РГ. 1991. 19 ноября.
[23] Рожко Г.Б. Правовой статус объединений работодателей в сфере социального партнерства по законодательству России и зарубежных стран (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2014.
[24] СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
[25] Снигирева И.О. О социальном партнерстве // Новое в законодательстве о коллективных договорах и соглашениях: практический комментарий. М., 1992.
[26] Сошникова Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда: Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02, 12.00.05. М., 2005.
[27] Сошникова Т.А. Социальное партнерство и его роль в решении социально-экономических проблем в современной России // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3.
[28] Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.05. Омский государственный университет. Омск, 2004.
8р1зок ШегаШгу:
[1] Volkova О.Ы. З^опуа га2уШуа зоуе1вк^о trudovogo zakonodatel'stva М., 1986.
[2] Vseobshhaya deklaraciya prav cheloveka 1948 g., st. 23.
[3] General'noe soglashenie mezhdu obshhe-rossijskimi ob»edineniyami profsoyuzov,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017
obshherossijskimi ob»edineniyami rabotodatelej i Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii na 2014 -2016 gody' // Rossijskaya gazeta. 30.12.2013. № 295.
[4] Gusov K.N., Kry'lov K.D., Lushnikov A.M. i dr. Dogovory' o trude v sfere dejstviya trudovogo prava: Uchebnoe posobie / Pod red. K.N. Gusova. M.: Prospekt, 2010.
[5] Evropejskaya social'naya xartiya (pere-smotrennaya) 1996 g., st. 4.
[6] Evropejskaya xartiya ob osnovny'x social'ny'x pravax trudyashhixsya 1989 g., razdel vtoroj «Trud i voznagrazhdenie».
[7] Egorov S.A. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie social'nogo dialoga v sfere truda: Monografiya / Pod red. K.D. Kry'lova. M.: E'lit, 2015.
[8]Zakon Leningradskoj oblasti ot 22 sentyabrya 1998 g. № 34-oz «O social'nom partnerstve v Leningradskoj oblasti» (prinyat Zakonodatel'ny'm sobraniem Leningradskoj oblasti 22 sentyabrya 1998 goda) // Vestnik Zakonodatel'nogo Sobraniya Leningradskoj oblasti. 1999. № 6. S. 21.
[9] Zakon goroda Moskvy' ot 11.11.2009 № 4 «O social'nom partnerstve v gorode Moskve», st. 1 // Vestnik Me'ra i Pravitel'stva Moskvy'. 01.12.2009. № 67. Tom 1.
[10] Konvenciya Mezhdunarodnoj organizacii truda № 150 «O regulirovanii voprosov truda: rol', funkcii i organizaciya» (Zheneva, 26 iyunya 1978 g.), ch. 2 st. 6 // SZ RF. 10.12.2001. № 50. St. 4651.
[11] Konvenciya MOT № 87 «Otnositel'no svobody' associacij i zashhity' prava na organizaciyu» (1948 g.).
[12] Konvenciya MOT № 98 «Otnositel'no primeneniya principov prava na organizaciyu i zaklyuchenie kollektivny'x dogovorov» (1949 g.).
[13] Konvenciya MOT № 95 «Ob oxrane zarabotnoj platy'» (1949 g.).
[14] Konvenciya MOT № 173 «O zashhite tre-bovanij trudyashhixsya v sluchae neplatezhe-sposobnosti predprinimatelya» (1992 g.).
[15] Kry'lov K.D. Pravovoe nou-xau v social'nom partnerstve // Social'noe partner-stvo. 2003. № 2 // SPS «Konsul'tan Plyus».
[16] Kry'lov K.D. Social'no-partnerskie soglasheniya v sfere truda // Trud i pravo. 2005. № 3.
[17] Lushnikova M.V. Pravovoj mexanizm social'nogo partnerstva v regulirovanii trudovy'x i social'no-obespechitel'ny'x otnoshenij (sravnitel'no-pravovoe issledovanie): Dis. ... dokt. yurid. nauk: 12.00.05 - trudovoe pravo, pravo social'nogo obespecheniya. MGU im. M.V. Lomonosova. M., 1997.
[18] Mezhdunarodnaya konvenciya o likvidacii vsex form rasovoj diskriminacii ot 21 dekabrya
1965 g., st. 5.
[19] Mezhdunarodny'j pakt ot 16 dekabrya
1966 g. «Ob e'konomicheskix, social'ny'x i kul'turny'x pravax», st. 7.
[20] Nurtdinova A. Social'noe partnerstvo v Trudovom kodekse Rossijskoj Federacii // Xozyajstvo i pravo. 2002. № 4.
[21] Osnovy' zakonodatel'stva Soyuza SSR i soyuzny'x respublik o trude, utv. Zakonom SSSR ot 15 iyulya 1970 g. № 2-VIII // Vedomosti Verxovnogo Soveta SSSR. 1970. № 29. St. 265.
[22] RG. 1991. 19 noyabrya.
[23] Rozhko G.B. Pravovoj status ob»edinenij rabotodatelej v sfere social'nogo partnerstva po zakonodatel'stvu Rossii i zarubezhny'x stran (sravnitel'no-pravovoe issledovanie): Dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.05. M., 2014.
[24] SZ RF. 07.01.2002. № 1 (ch. 1). St. 3.
[25] Snigireva I.O. O social'nom partnerstve // Novoe v zakonodatel'stve o kollektivny'x dogovorax i soglasheniyax: prakticheskij kommentarij. M., 1992.
[26] Soshnikova T.A. Pravovoj mexanizm zashhity' konstitucionny'x prav i svobod v sfere truda: Dis. ... dokt. yurid. nauk: 12.00.02, 12.00.05. M., 2005.
[27] Soshnikova T.A. Social'noe partnerstvo i ego rol' v reshenii social'no-e'konomicheskix problem v sovremennoj Rossii // Aktual'ny'e problemy' rossijskogo prava. 2015. № 3.
[28] Chucha S.Yu. Social'noe partnerstvo v sfere truda: stanovlenie i perspektivy' razvitiya pravovogo regulirovaniya v Rossijskoj Federacii: Dis. ... dokt. yurid. nauk: 12.00.05. Omskij gosudarstvenny'j universitet. Omsk, 2004.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017