Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
576
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗЫ / TRADE UNIONS / КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / COLLECTIVE-CONTRACTUAL REGULATION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / КЗОТ РСФСР / LABOR CODE OF THE RSFSR / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РСФСР № 212 ОТ 15 НОЯБРЯ 1991 Г / DECREE OF THE PRESIDENT OF THE RSFSR NO 212 OF NOVEMBER 15 / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / FEDERAL DISTRICTS / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / INTERREGIONAL AGREEMENTS / 1991-

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сошникова Тамара Аркадиевна

Автор анализирует историю развития социального партнерства в России, обращает внимание на проблемы, связанные с заключением межрегиональных и региональных социально-партнерских соглашений, и делает вывод, что профессиональные союзы должны еще активнее работать с органами исполнительной власти по развитию социального партнерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

The author analyzes the history of the development of social partnership in Russia, draws attention to the problems associated with the conclusion of interregional and regional social and partnership agreements, and concludes that trade unions should work even more actively with executive authorities to develop social partnership

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

с©^ ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ

УДК - 349.2 СОШНИКОВА Тамара Аркадиевна,

ББК - 67.405 доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета,

заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета

12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Автор анализирует историю развития социального партнерства в России, обращает внимание на проблемы, связанные с заключением межрегиональных и региональных социально-партнерских соглашений, и делает вывод, что профессиональные союзы должны еще активнее работать с органами исполнительной власти по развитию социального партнерства.

Ключевые слова: профсоюзы, коллективно-договорное регулирование, социальное партнерство, КЗоТ РСФСР, Указ Президента РСФСР № 212 от 15 ноября 1991 г., федеральные округа, межрегиональные соглашения.

SOSHNIKOVA Tamara Arkadievna,

Doctor of Law, Professor, Dean of the Faculty of Law, Head of the Department of Civil Process and Social branches of law of Moscow Humanitarian University

HISTORY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The author analyzes the history of the development of social partnership in Russia, draws attention to the problems associated with the conclusion of interregional and regional social and partnership agreements, and concludes that trade unions should work even more actively with executive authorities to develop social partnership.

Key words: trade unions, collective-contractual regulation, social partnership, Labor Code of the RSFSR, Decree of the President of the RSFSR No. 212 of November 15, 1991, federal districts, interregional agreements.

Так исторически сложилось, что 2018 год стал годом великих юбилеев. 10 июня этого года исполнилось сто лет со дня принятия первой Конституции РСФСР. 2 июля 1918 г. был принят первый в России нормативный правовой акт о коллективных договорах - «Положение о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда». В октябре 2018 г. исполняется сто лет со дня создания ВЛКСМ. В декабре 2018 г. представители науки трудового права, работники образования и практические работники будут отмечать сто лет со дня принятия первого кодифицированного законодательного акта о правовом регулировании труда - КЗоТ РСФСР. Его значение переоценить трудно. Именно с принятием пер-

вого Кодекса было положено начало становлению и развитию отрасли трудового права в России, а отношения между наемными работниками и нанимателями стали регулироваться не гражданским, а трудовым законодательством. Во введении КЗоТ РСФСР указано: « II. Постановления Кодекса законов о труде распространяются на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение. III. Все существующие и вновь издаваемые по вопросам труда постановления общего характера (распоряжения отдельных учреждений, инструкции, правила внутреннего распорядка и т. п.), а равно и отдельные дого-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

воры и соглашения впредь действительны лишь постольку, поскольку они не противоречат правилам настоящего Кодекса».

Статьи 7 и 8 Кодекса законов о труде 1918 г. [8] предусматривали, что условия труда в государственных (советских) учреждениях, а также во всех предприятиях и хозяйствах советских, национализированных, общественных и частных регламентируются тарифными положениями, вырабатываемыми профессиональными союзами по соглашению с руководителями или владельцами предприятий и хозяйств и утверждаемыми Народным Комиссариатом Труда. Причем в этих тарифных положениях, которые позднее трансформировались в коллективные договоры, подробно регулировался порядок оплаты труда, были прописаны тарифные ставки в зависимости от квалификации работника, надбавки за сложность работы, а минимальная заработная плата, ниже которой нельзя было оплачивать неквалифицированный труд, должна была составлять не менее 80% от стоимости продуктового набора, цена которого регулярно публиковалась Народным комиссариатом труда.

Принимая во внимание значимость коллективно-договорного, или, как говорят сегодня, социально-партнерского регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, представляется справедливым и целесообразным обратиться к историческому опыту такого регулирования и высказать некоторые предположения о его дальнейшем развитии.

Более века представители работников -профсоюзы в ходе переговоров с работодателями добиваются такого правового регулирования трудовых отношений, которое позволяет работникам обеспечить приемлемые условия труда и жизни.

В науке трудового права было высказано мнение, что правовой механизм социального партнерства начал формироваться в российской империи примерно 200 лет назад [4, с. 16].

С такой точкой зрения согласиться трудно, поскольку в это время в России существовало крепостное право. В связи с этим вряд ли можно предполагать, что отношения между холопами и их хозяевами могли строиться на основе учета интересов друг друга.

На наш взгляд, в этом смысле более предпочтительной представляется позиция В.Н. Толкуновой, которая связывала возникновение идей социального партнерства в России с заключением первого коллективного договора между бакинскими рабочими-нефтяниками и нефтепромышленниками, названного «Мазутной кон-

ституцией» [10, с. 64]. Этот коллективный договор вступил в силу с 1 января 1905 г. и стал распространяться на рабочих и мастеровых нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Заключению этого коллективного договора предшествовала грандиозная стачка рабочих-нефтяников. Нефтяная отрасль несла огромные потери. Поэтому в результате длительных переговоров в конце декабря представители рабочих, которые еще не были объединены в профсоюз, сумели добиться невиданных по тем временам финансовых уступок, которые составляли 150 тысяч рублей в месяц, или около двух миллионов рублей в год.

Таким образом, с 1 января 1905 г. были внесены изменения в условия труда рабочих нефтяной и газовой промышленности. Именно с того времени во главу угла были поставлены те основные составляющие социального диалога, о которых сегодня говорит МОТ, - коллективные переговоры, консультации и информация. Безусловно, при этом присутствовал взаимный интерес. Доведенные до отчаяния рабочие в ходе протестных действий сожгли 225 нефтяных вышек, добыча нефти упала на 30 пудов [6]. В связи с этим нефтепромышленники вынуждены были пойти на уступки рабочим и подписать коллективный договор, в котором предусмотрели установление девятичасового рабочего дня, а накануне праздников - восьмичасового, увеличения заработной платы и ее регулярной выплаты.

К сожалению, этот коллективный договор просуществовал лишь один год. В дореволюционной России не было специального регулирования социально-трудовых отношений, поэтому говорить о возникновении зачатков социального партнерства можно только, пожалуй, с точки зрения формирования субъектов этих отношений.

Исследуя историю возникновения и развития социального партнерства как способа регулирования трудовых отношений, А.И. Шеба-нова называет первый в России законодательный акт о коллективных договорах - «Положение о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда», от 2 июля 1918 г. В нем были сформулированы основные направления и методы правового регулирования отношений в сфере труда, которые получили отражение и в КЗоТ 1918 г.

В условиях новой экономической политики был принят второй кодекс - КЗоТ РСФСР 1922 г. [9] В нем также предусматривалось коллективно-договорное регулирование условий

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

труда. Нормы о коллективно-договорном регулировании содержались и в Кодексе 1971 г. [3]

Новый этап развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений был положен Указом Президента РСФСР № 212 от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)», которым было предусмотрено ввести в практику ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей. В этих соглашениях необходимо было определять обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ.

Признано целесообразным начиная с 1991 г. заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей), предусмотрев в них взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации, оплаты труда, социальных гарантий, найма и увольнения работников, обеспечивающие повышение эффективности производства, укрепление трудовой дисциплины, предотвращение трудовых конфликтов, а также соблюдение интересов трудящихся при проведении приватизации. Соглашения должны быть направлены на соблюдение экономически обоснованных соотношений между ростом оплаты труда с учетом реформы розничных цен и увеличением объемов выпускаемой продукции. Соглашения не должны ухудшать условий труда и нарушать социальных гарантий, установленных законодательством, и противоречить ему [11].

В развитие названного документа был принят Указ Президента РФ от 24.01.1992 № 45 «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отноше-ний»1. Ее предназначение состояло в подготовке и заключении Генерального соглашения на 1992 г., оказании содействия в заключении отраслевых тарифных соглашений и урегулировании

1 Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 20.05.1996 № 743 // СПС «Консультант Плюс».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

коллективных трудовых споров (конфликтов). В дальнейшем этой комиссии был придан статус постоянного органа системы социального партнерства РФ.

За указами Президента РСФСР последовало принятие законов, направленных на регулирование социально-трудовых отношений, таких, как Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ 2О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», и, наконец, Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ принят «Трудовой кодекс Российской Федерации», который вступил в силу 1 февраля 2002 г. Этой дате был посвящен международный круглый стол, который провели представители науки трудового права в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) [5, с. 99-129].

Следует подчеркнуть, что Трудовой кодекс РФ вопросам правового регулирования социального партнерства посвятил семь глав (с гл. 3 по гл. 9 включительно) и 34 статьи (со ст. 23 по ст. 54). Кроме того, о социально-партнерском регулировании социально-трудовых отношений говорится в более чем сорока статьях Трудового кодекса. Все это свидетельствует об огромной важности процедур согласования интересов сторон трудовых отношений, что в конечном итоге будет способствовать снижению социальной напряженности не только внутри отдельного коллектива работников, но и в государстве в целом.

Можно утверждать, что развитие социально-партнерского регулирования свидетельствует о достижении в российском государстве и обществе определенного уровня цивилизации, когда и власть, и предприниматели, и работники понимают, что без достижения социальной солидарности дальнейшее мирное существование и развитие общества невозможно, о чем справедливо пишет в своей диссертации И.А. Алеба-строва [1, с. 3].

В современной России система коллективных договоров и соглашений состоит из:

- Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы [2];

- шести соглашений, заключенных на уровне федеральных округов;

- 58 федеральных отраслевых соглашений, заключенных отраслевыми объединениями работодателей и профсоюзами;

- 74 региональных соглашений, заключенных на трехсторонней основе в субъектах Российской Федерации;

- 1 501 территориального трехстороннего соглашения, которые заключаются на трехсторонней основе в муниципальных образованиях;

- 1 240 отраслевых соглашений, заключенных на региональном уровне;

- 3 692 отраслевых соглашений, заключенных на территориальном уровне;

- 144 201 коллективного договора (действие которых распространяется на одну или несколько организаций);

- 1 695 иных соглашений2.

Несмотря на то что количество коллективных договоров в организациях год от года сокращается, ими охвачено почти 17 млн. работников. Это составляет около 23% от всего экономически активного населения (в настоящее время численность экономически активного населения России составляет примерно 75 млн. человек) [7].

Важность достижения взаимных договоренностей между представителями государства, бизнеса и профсоюзов, выражающих интересы работников, сомнений не вызывает. Но для обеспечения указанных целей необходимо определить перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации.

В связи с этим целесообразно остановиться на некоторых проблемах социально-партнерского регулирования трудовых и иных, непосредственно с ними связанных отношениях.

1. При отсутствии первичной профсоюзной организации у конкретного работодателя могут ли представлять интересы работников отраслевые территориальные органы профсоюзов (горкомы, обкомы и др.)? Практике известны такие претензии отраслевых профсоюзов.

В соответствии со ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работ-

2 Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 45 ТК РФ).

ников иной представитель (представительный орган). А если работники внутри организации не находят ответственных и активных людей и перечисляют профсоюзные взносы в горком профсоюза? Такой опыт имеется в стране, и суд признал право работников на такие действия. Видимо, настало время повышать роль территориальных организаций профсоюза в защите социально-трудовых прав своих членов через систему социального партнерства и разрешить им вступать в переговоры с работодателями, не имеющими первичных профсоюзных организаций.

2. В соответствии с ч. 8 ст. 48 ТК РФ «в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников». А какой орган наделен правом выбора соглашения, которое должно распространяться на работников организации в случаях, когда одновременно действуют отраслевое и региональное, может, и территориальное соглашение?

Как представляется, такими полномочиями необходимо наделить комиссии по разработке и контролю над выполнением коллективных договоров и соглашений.

В перспективе роль комиссий всех уровней, в том числе РТК, должна повышаться. Требуют изменения закон о РТК, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования отраслевых (межотраслевых) комиссий.

3. Каковы прогнозы на развитие социального партнерства в федеральных округах и субъектах РФ?

В настоящее время в РФ восемь федеральных округов, соглашения имеют шесть. Не заключалось никогда соглашение в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В некоторых округах срок действия соглашений истек.

В федеральных округах работают полномочные представители Президента со своим аппаратом. Основными задачами полномочного представителя являются организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации [12].

Как представляется, заключение социально-партнерских соглашений в федеральных округах вряд ли необходимо. В округах отсутствуют равноправные партнеры, которые могут стать сторонами соглашений, у них нет общего финансирования, поэтому они не могут выде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

лить средства для финансирования мероприятий, предусмотренных соглашением. Из анализа Межрегионального соглашения, заключенного в ЦФО, можно сделать вывод, что мероприятия, включенные в соглашение как обязательства сторон, имеют отсылочный характер и называют соисполнителями участников трехсторонних соглашений субъектов, входящих в состав федерального округа, в которых могут заключаться соглашения региональные, территориальные и отраслевые.

В России в настоящее время 85 субъектов Федерации, социально-партнерские соглашения имеют 74 субъекта. На наш взгляд, региональные соглашения должны заключаться в каждом субъекте РФ в обязательном порядке, их роль должна повышаться. Там имеются общие органы власти, обладающие финансовыми средствами и административным ресурсом. В каждом субъекте функционирует объединение профсоюзов. Однако не везде имеются надлежащие представители объединений работодателей, которые могут стать стороной социально-партнерских отношений. Представляется, что в таком случае соглашения могут быть двусторонними.

Профсоюзы должны более активно работать с органами исполнительной власти на местах, своевременно выходить с инициативой о заключении соглашений. Анализ действующих соглашений в субъектах РФ свидетельствует о том, что во многих из них срок действия очередного соглашения истек, новое соглашение не заключено, а действие прежнего соглашения не продлевалось. Так, в Центральном федеральном округе из 18 субъектов РФ, входящих в округ, имеют действующие региональные соглашения только шесть субъектов РФ, в остальных действие соглашений закончилось. Аналогичная картина и в других федеральных округах.

Имеются и другие проблемы с развитием социально-партнерского регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений.

В заключение хочется подчеркнуть, что альтернативы социальному партнерству в сфере труда нет. Благодаря актам социального партнерства, можно обеспечить надлежащие условия труда и социального развития не только на локальном, но и на более высоких уровнях. Главное, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления, профессиональные союзы и работодатели всегда помнили о своей ответственности перед гражданами страны и работниками, которые создают материальное благополучие каждому жителю российского государства.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

Список литературы:

[1] Алебастрова И.А. Принцип социальной солидарности в конституционном праве: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2017.

[2] Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2018. № 2.

[3] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.

[4] Лушникова М.В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений (сравнительно-правовое исследование): Авто-реф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997.

[5] Образование и право. 2017. № 2.

[6] Первые рабочие союзы нефтяников и «Мазутная конституция» // http://www. ourbaku.com/index.php5/.

[7] Приказ Минпромторга России от 22.02.2011 № 206 «Об утверждении Стратегии развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года».

[8] Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. № 87, 88. Ст. 905.

[9] Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.

[10] Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М.: Изд. «Проспект», 2002.

[11] Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» // СПС «Кон-сультантПлюс» (утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 20.05.1996 № 743).

[12] Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 20.03.2017) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

Spisok literatury:

[1] Alebastrova I.A. Princip social'noj solidarnosti v konstitucionnom prave: Dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2017.

[2] Byulleten' trudovogo i social'nogo zakonodatel'stva RF. 2018. № 2.

[3] Vedomosti Verxovnogo Soveta RSFSR. 1971. № 50. St. 1007.

[4] Lushnikova M.V. Pravovoj mexanizm social'nogo partnerstva v regulirovanii trudovy'x i social'no-obespechitel'ny'x otnoshenij (sravnitel'no-pravovoe issledovanie): Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 1997.

[5] Obrazovanie i pravo. 2017. № 2.

[6] Pervy'e rabochie soyuzy' neftyanikov i «Mazutnaya konstituciya» // http://www.our-baku.com/index.php5/.

[7] Prikaz Minpromtorga Rossii ot 22.02.2011 № 206 «Ob utverzhdenii Strategii raz-vitiya e'nergomashinostroeniya Rossijskoj Feder-acii na 2010-2020 gody' i na perspektivu do 2030 goda».

[8] Sobranie Uzakonenij i Rasporyazhenij Rabochego i Krest'yanskogo Pravitel'stva RSFSR. 1918. № 87, 88. St. 905.

[9] Sobranie Uzakonenij i Rasporyazhenij Rabochego i Krest'yanskogo Pravitel'stva RSFSR. 1922. № 70. St. 903.

[10] Tolkunova V.N. Trudovoe pravo: Kurs lekcij. M.: Izd. «Prospekt», 2002.

[11] Ukaz Prezidenta RSFSR ot 15.11.1991 № 212 «O social'nom partnerstve i razreshenii tru-dovy'x sporov (konfliktov)» // SPS «Konsul'tant-Plyus» (utratil silu v svyazi s izdaniem Ukaza Prezidenta RF ot 20.05.1996 № 743).

[12] Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2000 № 849 (red. ot 20.03.2017) «O polnomochnom pred-stavitele Prezidenta Rossijskoj Federacii v feder-al'nom okruge».

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ www. publish. law-books, ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; у/редактирование рукописи; Sпервая корректура рукописи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•/форматирование и подготовка рукописи к верстке; Jверстка рукописи;

S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ■Sсогласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), •Sсогласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ■Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.