flit
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
О^ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК - 346 КРЫЛОВ Константин Давыдович,
ББК - 67.405 доктор юридических наук, профессор кафедры
трудового права и права социального обеспечения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» e-mail: kodakr@list.ru +7(916) 679 37 77 Москва, 125993, ул. Садовая-Кудринская, 9 РОЖКО Галина Борисовна, кандидат юридических наук, заместитель руководителя Правового департамента Аппарата Федерации Независимых Профсоюзов России, доцент кафедры трудового права юридического факультета образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (ОУП ВО «АТиСО»)
e-mail: gala_r@inbox.ru +7 (495) 938 77 92, +7 (916) 946 52 74 Москва, 119119, Ленинский проспект, 42
12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся современного развития социального партнерства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования, его значение в повышении социально-трудовых прав и гарантий работников.
Ключевые слова: коллективно-договорное регулирование, социальное партнерство в сфере труда, профсоюзы, государство, образование.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
KRYLOVKonstantin Davidovich,
doctor of legal Sciences, Professor, Department of labor law and social security law Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Moscow state law University named after O. E. Kutafin (MSAL)» e-mail: kodakr@list.ru; +7(916) 679 37 77 Moscow, 125993, Sadovo-Kudrinskaya St., 9 ROZHKO Galina Borisovna, candidate of legal Sciences, Deputy head The legal Department of the Apparatus The Federation of Independent Trade Unions Of Russia, associate Professor of labour law, faculty of law educational institution
of trade unions of higher education «Academy of labour and social relations» (OUP VO «ATiSO») e-mail: gala_r@inbox.ru; +7(495) 938 7792, +7(916) 946 52 74
Moscow, 119119, Leninsky prospect, 42
SOCIAL PARTNERSHIP AND COLLECTIVELY-CONTRACTUAL REGULATION OF SOCIAL-LABOR RELATIONS IN EDUCATION
Abstract. The article discusses issues concerning the contemporary development of social partnership and collective bargaining regulation of social and labor relations in education, its value in improving social and labor rights and guarantees for workers.
Keywords: collective bargaining regulation, social partnership in the sphere of labor, trade unions, government, education.
Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации трудовое законодательство предусматривает сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данный метод трудового права характеризует договорные начала в управлении социально-трудовой сферой и включает в себя в качестве составной части механизм коллективно-договорного регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями и согласования их социально-экономических интересов. Для его реализации в Российской Федерации есть широкая правовая и социальная основа. Правовая регламентация договорного регулирования осуществляется Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), иными нормативными правовыми актами, правовыми актами социального партнерства.
Однако практика показывает, что возможность применения договорного регу-
лирования социально-трудовых отношений реализуется зачастую не в полной мере. Правовые акты социального партнерства не всегда становятся основой защиты, модернизации и оптимизации трудовых отношений [5, с. 25-33; 6, с. 82-90].
В связи с этим работники, представители науки, образования и практики в некоторых случаях не проявляют к ним большого доверия, полагаясь на государственное регулирование. Это лишь сохраняет и усиливает проблемы дальнейшего совершенствования и повышения эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, разрешение которых имеет большое практическое значение для профессиональных союзов, представляющих интересы работников, а также для работодателей и государства.
Особо можно отметить ряд сфер, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности граждан, выполняющих специфические функции в развитии общества и экономики страны (медицина, образова-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
ние, наука, ЖКХ и другие) и требующих повышенного общественного внимания.
Например, в сфере образования существует немало проблем обеспечения достойных условий труда работников данной сферы. Это касается низкого уровня оплаты труда и поэтапного повышения заработной платы педагогических работников, обеспечения их оптимальной занятости, инновационной модернизации их труда, соблюдения установленных для работников и студентов социальных гарантий. Их разрешение зависит не только от государства, но и от конструктивного диалога социальных партнеров.
Сфера образования вызывает разноплановый научный интерес, поскольку в системе образования возникают и функционируют общественные отношения, представляющие собой формы социального взаимодействия, регулируемые нормами разных отраслей права.
В данной сфере, как и в других, важную роль должен играть профсоюз, призванный не только быть представителем и защитником индивидуальных и коллективных прав и интересов работников — социальных, экономических, трудовых, профессиональных, — но и непосредственно участвовать в повышении качества их жизни.
Особенностью профсоюзного представительства в данной сфере является то, что наряду с профсоюзом, представляющим интересы работников значительного числа образовательных организаций страны, каковым является Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, чьи структуры есть во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях, интересы работников этой сферы должны представлять и многие другие профсоюзы, в состав которых входят работники так называемых ведомственных образовательных организаций, созданных в различных отраслях народного хозяйства. Однако у этих профсоюзов несколько иная специфика задач, и она прямо не связана с особенностями сферы образования. Поэтому им необходимо учитывать подходы и опыт указанного профсоюза для осуществления представительства работников «ведом-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017
ственных» образовательных организаций. Это обстоятельство усиливает значимость данного профсоюза, его правового опыта и принимаемых с его участием актов социального партнерства.
Профсоюз работников народного образования и науки РФ на федеральном уровне социального партнерства в качестве основных задач ставит достижение справедливого и достойного уровня оплаты труда, пенсий и социальных пособий, стипендий, социальной защищенности работников и обучающихся; представительство интересов работников в социальном партнерстве, ведение коллективных переговоров на всех уровнях власти, заключение коллективных договоров и соглашений от имени и в интересах членов Профсоюза, а также работников, уполномочивших Профсоюз на ведение коллективных переговоров, контроль над выполнением коллективных договоров, соглашений [7].
При этом следует отметить, что в данном Профсоюзе проявляется высокое членство, что свидетельствует не только об успешном функционировании механизмов взаимодействия социальных партнеров на соответствующих уровнях в рамках системы социального партнерства, но и об эффективном проведении профсоюзными активистами работы по привлечению работников к вступлению в профсоюз, следовательно, о реальном повышения социально-трудовых льгот и гарантий работников.
По итогам 2016 г. в структуре Профсоюза насчитывалась 2 421 территориальная профсоюзная организация, 80 798 первичных профсоюзных организаций, всего в Профсоюзе состояло 4 279 561 человек [4].
На федеральном уровне сложившаяся в сфере образования система социального партнерства осуществляется на основе Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы, регулирующего социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливающего общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы [2].
Новациями в социальном партнерстве являются соглашения, заключенные проф-
союзом с различными государственными структурами, например: соглашения о взаимодействии с Министерством образования и науки Российской Федерации на 2016-2018 гг., Федеральной службой по надзору в сфере образования от 30 декабря 2015 г. сроком на пять лет, Федеральной службой по труду и занятости от 29 октября 2014 г. сроком на три года, о взаимном сотрудничестве между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования на 2016-2021 гг. и о сотрудничестве и взаимодействии с Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию от 4 сентября 2012 г. на срок полномочий Государственной Думы VI созыва.
28 декабря 2016 г. было заключено новое Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации на срок полномочий Государственной Думы VII созыва.
На региональном уровне отмечается активное осуществление коллективно-договорного взаимодействия: в начале 2017 г. региональные отраслевые соглашения действовали во всех субъектах Российской Федерации [3].
На территориальном уровне социального партнерства в сфере труда в 2016 г. охват муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) заключенными территориальными отраслевыми соглашениями увеличился на 2,3% и составил 88,3% (в 2015 г. - 86,0%).
Выше среднего показателя по Российской Федерации (88,3%) охват муниципальных образований заключенными территориальными отраслевыми соглашениями в Южном (95,4%), Северо-Кавказском (94,4%), Приволжском (94,0%), Уральском (93,0%), Центральном (91,7%) федеральных округах, но ниже - в Сибирском (83,5%), Северо-Западном (80,2%), Дальневосточном (61,5%) федеральных округах.
С 33 в 2015 г. до 36 в 2016 г. увеличилось количество региональных (межрегиональ-
ных) организаций Профсоюза образования и науки, на территории которых профсоюзам удалось добиться полного охвата отраслевыми соглашениями всех муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов).
В 18 субъектах Российской Федерации отмечена положительная динамика охвата муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) территориальными отраслевыми соглашениями, но в 10 субъектах Российской Федерации произошло сокращение охвата муниципальных образований территориальными отраслевыми соглашениями.
Профсоюзными организациями Республики Ингушетии и Сахалинской области, как отмечается в профсоюзе, не принято мер к заключению отраслевых соглашений ни в одном муниципальном образовании.
Что касается локального уровня, то по состоянию на 31 декабря 2016 г. первичные профсоюзные организации работников, включая объединенные с обучающимися профсоюзные организации в учреждениях профессионального образования, функционировали в 86,5% образовательных и научных организациях (в 2015 г. - 86,1%).
Охват образовательных организаций, имеющих первичные профсоюзные организации работников, коллективными договорами в целом по Российской Федерации составил 96,8% (в 2015 г. - 96,3%), что свидетельствует о положительной динамике развития коллективных переговоров.
Выше среднего показателя по Российской Федерации охват коллективными договорами образовательных организаций, имеющих первичные профсоюзные организации, отмечен в Северо-Кавказском (99,6%), Южном (99,5%), Уральском (99,0%), Приволжском (98,3%) федеральных округах, ниже - в Сибирском (96,4%), Центральном (96,2%), Дальневосточном (92,0 %) и Северо-Западном (88,1%) федеральных округах.
Почти полного охвата (показатель выше 99,0%) образовательных организаций, имеющих первичные профсоюзные организации работников, заключенными коллективными договорами профсоюзам удалось добиться в 39 субъектах Российс-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
кой Федерации (в качестве сравнения в 2015 г. - в 38 субъектах Российской Федерации).
На низком уровне (ниже 70%) зафиксирован охват коллективными договорами образовательных организаций, имеющих первичные профсоюзные организации работников, в трех субъектах Российской Федерации - в Республике Коми (60,6%), Магаданской (32,1%) и Сахалинской (58,7%) областях.
Из 80 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза образования и науки в 24 отмечена положительная динамика охвата образовательных организаций, имеющих первичные профсоюзные организации, коллективными договорами (прирост более 0,5%); в 11 - произошло сокращение охвата образовательных организаций, имеющих первичные профсоюзные организации, коллективными договорами (сокращение более 0,5%); в 45 - охват образовательных организаций коллективными договорами сохранился на уровне показателей 2015 г. (колебания в пределах 0,5%).
Действие коллективных договоров распространялось на 96,5% работников образовательных и научных организаций, в которых созданы первичные профсоюзные организации, и на 98,1% членов Профсоюза образования и науки.
Как отмечается в Постановлении Исполнительного комитета Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 22.03.2017 г. № 8-1, причинами отсутствия территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров традиционно называются такие, как структурные преобразования в органах управления образованием, продолжающаяся реорганизация и оптимизация сети образовательных организаций, нарушение социальными партнерами сроков проведения коллективно-договорной кампании из-за неготовности принимать на себя конкретные обязательства с последующей их реализацией, отсутствие в муниципальных образованиях местных организаций Профсоюза и др.
По итогам коллективно-договорной кампании 2016 г. отмечена положительная
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
динамика по таким параметрам, как охват муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) заключенными территориальными отраслевыми соглашениями - с 86,0% в 2015 г. до 88,3% в 2016 г.; охват образовательных организаций первичными профсоюзными организациями работников - с 86,1% до 86,5%; охват заключенными коллективными договорами образовательных учреждений, имеющих первичные профсоюзные организации работников, - с 96,3% до 96,8%; удельный вес членов Профсоюза, на которых распространяется действие коллективных договоров, - с 97,5% до 98,1%.
Исходя из сказанного, можем сделать вывод, что в целом действующая в сфере образования система социального партнерства продолжает сохранять свою структуру, обеспечивая стабильное функционирование системы взаимоотношений профсоюзов и его организаций с исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями образовательных организаций.
Несмотря на динамичную практику заключения коллективных договоров и отраслевых соглашений в сфере образования и науки, посредством которых профсоюзам успешно удается повысить уровень социально-трудовых гарантий работников, остаются некоторые проблемы, разрешения которых социальным партнерам не удается найти на протяжении нескольких лет. Среди них отмечаются такие, как низкий уровень ответственности сторон за невыполнение взятых на себя обязательств, несоблюдение отдельных положений отраслевых соглашений, коллективных договоров; несовершенство механизмов текущего и итогового контроля за ходом выполнения отраслевых соглашений, коллективных договоров, сроками коллективно-договорной кампании; случаи несвоевременного внесения изменений и дополнений в территориальные отраслевые соглашения и коллективные договоры с учётом изменяющегося федерального, регионального законодательства, положений регионального отраслевого соглашения; отдельные случаи заключения отраслевых соглашений и коллективных договоров с неурегу-
лированными разногласиями сторон; несоблюдение в ряде случаев работодателем обязанности по осуществлению уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров в органах по труду либо нарушение сроков уведомительной регистрации и другие [1].
Однако следует отметить, что указанные нарушения имеют, скорее, не предметный, а процессуальный характер.
Социальным партнерам в сфере образования и науки удается согласовывать интересы, что, в свою очередь, демонстрирует успешную работу профсоюзов по реальному повышению социально трудовых льгот и гарантий работников.
В Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ разработаны и стали внедряться с 2017 г. две модели коллективных договоров образовательных организаций - для среднего образования и для высшего образования. В них обобщен опыт коллективно-договорного труда и обучения во многих образовательных организациях столицы.
Эти модели ориентируют профсоюзные организации и работодателей на то, чтобы они учитывали в качестве правовой основы для заключения коллективного договора: Трудовой кодекс РФ; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы; Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей; другие соглашения, действующие в отношении работодателя и работников.
Модель коллективного договора для высшего образования включает общие и специфические положения, характерные для образовательных организаций и содержащиеся в разделах, отражающих общие положения, трудовые отношения, ра-
бочее время и время отдыха, оплату труда, охрану труда и здоровья, социальную защиту, права и гарантии деятельности первичной профсоюзной организации, обязательства первичной профсоюзной организации, контроль над выполнением коллективного договора и ответственность сторон коллективного договора, а также заключительные положения.
В разделе, посвященном трудовым отношениям, предлагается указывать, что трудовой договор с работниками вуза заключается, как правило, на неопределенный срок. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (п. 2.5). С научно-педагогическими работниками трудовой договор может заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (2.6).
В коллективном договоре рекомендуется указывать необходимость распределять равномерно учебную нагрузку между педагогическими работниками кафедры, занимающими одинаковые должности, знакомить каждого педагогического работника с объемом учебной нагрузки на следующий учебный год до ухода работника в отпуск и определять конкретную дату, не позднее которой работника информируют об этом. Рекомендуется указывать количество часов, сверх которых не должно допускаться наличие свободных от учебных занятий промежутков в расписании в течение одного дня.
Работодателю предлагается обратить внимание на отдаленность учебных корпусов при составлении расписания. Не допускать в расписании преподавателя работу в один день в разных корпусах вуза либо не более одного перехода из корпуса в корпус (п. 2.15).
Рекомендуется включать положение о необходимости создавать условия для профессионального роста работников, предоставляя возможность повышения квалификации по специальности не реже одного раза в три года за счет средств вуза, указывая при этом устанавливаемый объем часов.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
Предлагается выплачивать работнику дополнительное выходное пособие в размере среднемесячной заработной платы в случае его отказа от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, как это указано в п. 4.2 Отраслевого соглашения.
В разных регионах страны есть немало позитивных примеров локального социально-партнерского регулирования социально-трудовых отношений в сфере высшего образования, которые могут быть использованы в других сферах.
Например, Коллективный договор ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» на 2017-2020 годы содержит положение о возможности перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, стремлении к достижению доли условно постоянной части заработной платы работников в виде окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в структуре их заработной платы не ниже 60% (абз. 3 подп. 4.1.1 п. 4.1 разд. 4).
В Коллективном договоре Сибирского федерального университета на 2017-2019 годы предусматриваются положения, в соответствии с которыми работникам Университета из числа категорий работников, установленных соглашением Университета и профсоюзной организации, - юбилярам, проработавшим в Университете более пяти лет и не имеющим нарушений трудовой дисциплины, по достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет единовременно выплачивается премия в размере, установленном приказом ректора по согласованию с профсоюзной организацией, в пределах общего объема средств на указанные цели, предусмотренного в плане финансово-хозяйственной деятельности Университета. Работникам, проработавшим в Университете 30 и 35 лет и не имеющим нарушений трудовой дисциплины, объявляется благодарность приказом ректора. Порядок поощрения работников, проработавших в Университете свыше 40 лет, определяется соглашением Университета и профсоюзной организации (п. 5.4-5.5 разд. 5).
В Коллективном договоре Федерального государственного бюджетного образова-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
тельного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» на 2017-2019 годы предусмотрен широкий перечень оснований для установления персональных надбавок, в частности: выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; доплата за совмещение профессий (должностей); доплата за увеличение объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения работника от работы, определенной трудовым договором надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием, рассекречиванием, а также за работу с шифрами и другие (п. 4.2 разд. 4).
Существенной особенностью коллективных договоров, заключаемых в высшей школе, является то, что в них ряд положений касаются студентов. Например, в коллективном договоре МГУ им. М.В. Ломоносова указывается, что рассмотрение заявлений обучающихся на получение материальной поддержки за счет 25% от фонда на оказание материальной поддержки обучающимся производится по согласованию с профсоюзным комитетом факультета (п. 7.2.8). Предусматривается организовать информирование студентов о программе Правительства Москвы «Социальная карта студента» и порядке ее оформления (п. 7.5.3). Закреплено положение о том, чтобы направлять средства экономии стипендиального фонда на оказание материальной помощи, поощрение студентов и аспирантов за успехи в учебе, спорте, научно-исследовательской деятельности и активную общественную работу (п. 7.2.6).
Несмотря на большую и разнообразную практику заключения коллективных договоров, имеющиеся в ней проблемы и трудности, в науке трудового права пока недостаточно уделяется внимания обобщению правового опыта коллективно-договорного регулирования труда в разных сферах и видах деятельности, в том числе в сфере образования. Поэтому представляется, что целесообразно уделить внимание в научной периодике практике его совершен-
ствования с регулярным отражением его проблем и их решением.
Список литературы:
[1] Аналитическая информация о коллективно-договорной кампании в Общероссийском Профсоюзе образования за 2016 год (приложение № 2 к постановлению Исполкома Профсоюза от 22 марта 2017 г. № 8-1) // Режим доступа: http://www.eseur.ru/ КевЬешуа_Рго£вои2а/.
[2] Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы, ч. 2 ст. 1 разд. I. Утв. Минобр-науки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22.12.2014 г. // Вестник образования России. 2015. № 12.
[3] Постановление Исполнительного комитета Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 22.03.2017 г. № 8-1 «Об итогах коллективно-договорной кампании за 2016 год» // Режим доступа: http://www.eseur.ru/ Resheniya_Profsouza/
[4] Публичный (открытый) отчет Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2015 год, п. 1.4-1.5 разд. 1 // Режим доступа: http://www.eseur.ru/public_reports/.
[5] Сошникова Т.А. Социальное партнерство как важный элемент Концепции достойного труда в современной России // Достойный труд и социальная справедливость / Отв. ред. Т.А. Сошникова: Материалы международной научной конференции. М.: Изд. Моск. гуманит. ун-та, 2013.
[6] Сошникова Т.А. Социально-партнерское регулирование оплаты и стимулирования труда // Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве: Материалы международной научно-практической конференции / Под общей ред. Т.А. Сошниковой. М.: Изд. Моск. гуманит. ун-та, 2015.
[7] Устав Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, ст. 4. Утвержден учредительным I Съездом Профсоюза 27 сентября 1990 г // Режим доступа: http://www.eseur.ru/ ustav_profsoyuza/.
Spisok literatury':
[1] Analiticheskaya informaciya o kollektiv-no-dogovornoj kampanii v Obshherossijskom Profsoyuze obrazovaniya za 2016 god (prilozhenie № 2 k postanovleniyu Ispolkoma Profsoyuza ot 22 marta 2017 g. № 8-1) // Rezhim dostupa: http://www.eseur.ru/Resheniya_ Profsouza/.
[2] Otraslevoe soglashenie po organizaciyam, naxodyashhimsya v vedenii Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, na 2015-2017 gody', ch. 2 st. 1 razd. I. Utv. Minobrnauki Rossii, Profsoyuzom rabotnikov narodnogo obrazovaniya i nauki RF 22.12.2014 g. // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2015. № 12.
[3] Postanovlenie Ispolnitel'nogo komiteta Professional'nogo soyuza rabotnikov narodnogo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22.03.2017 g. № 8-1 «Ob itogax kollektivno-dogovornoj kampanii za 2016 god» // Rezhim dostupa: http://www.eseur.ru/Resheniya_ Profsouza/
[4] Publichny'j (otkry'ty'j) otchet Central'-nogo soveta Profsoyuza rabotnikov narodnogo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii za 2015 god, p. 1.4-1.5 razd. 1 // Rezhim dostupa: http: //www.eseur.ru/public_reports/.
[5] Soshnikova T.A. Social'noe partnerstvo kak vazhny'j e'lement Koncepcii dostojnogo truda v sovremennoj Rossii // Dostojny'j trud i social'naya spravedlivost' / Otv. red. T.A. Soshnikova: Materialy' mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. M.: Izd. Mosk. gumanit. un-ta, 2013.
[6] Soshnikova T.A. Social'no-partnerskoe regulirovanie oplaty' i stimulirovaniya truda // Social'naya spravedlivost' i gumanizm v sovremennom gosudarstve i prave: Materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obshhej red. T.A. Soshnikovoj. M.: Izd. Mosk. gumanit. un-ta, 2015.
[7] Ustav Professional'nogo soyuza rabotnikov narodnogo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, st. 4. Utverzhden uchreditel'ny'm I S»ezdom Profsoyuza 27 sentyabrya 1990 g // Rezhim dostupa: http://www.eseur.ru/ustav_ profsoyuza/.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017