Научная статья на тему 'Социально-трудовые отношения в условиях внешних ограничений: проблемы и возможности социального партнерства в муниципальных образованиях'

Социально-трудовые отношения в условиях внешних ограничений: проблемы и возможности социального партнерства в муниципальных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФСОЮЗ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INVESTMENTS / ECONOMIC ACTIVITY / TRADE UNION / LABOR RELATIONS / COLLECTIVE BARGAINING / REGION / MUNICIPAL FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володин Александр Петрович, Малышев Максим Алексеевич, Татарникова Светлана Николаевна

Нынешний кризис будет длиться для России дольше, чем кризис 2008-2009 годов. Россия вынуждена заниматься решением давно назревших проблем в трудовой сфере в чрезвычайных условиях. В этих условиях необходимо усилить роль социального партнерства в сфере труда на всех его уровнях. Основная социально-экономическая нагрузка переложена государством на муниципалитеты как уровень власти, наиболее близкий к населению. Рост социальной напряженности требует от муниципалитета выстраивания партнерских отношений с бизнесом и общественными организациями с позиций равноправного диалога. На примере Вологодской области в статье рассматриваются проблемы и возможности развития социального партнерства в муниципальных образованиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and labor relations under the conditions of external constraints: the challenges and opportunities of social partnership in municipal formations

The current crisis in Russia will take longer than the crisis of 2008-2009. Russia is forced to deal with long-standing issues in labor relations in emergency conditions. In these circumstances, it is necessary to strengthen the role of social partnership in the labor issues at all levels. The main social and economic workload is shifted by the state to municipalities as the level of administration closest to the population. Growing social tension requires the municipality to form a partnership with business and public organizations based on equal dialogue. On the example of the Vologda region, the article examines the challenges and opportunities of social partnership in municipal formations

Текст научной работы на тему «Социально-трудовые отношения в условиях внешних ограничений: проблемы и возможности социального партнерства в муниципальных образованиях»

Государственное, региональное и муниципальное

управление

Володин А.П., Малышев М.А., Татарникова С.Н.

Социально-трудовые отношения в условиях внешних ограничений: проблемы и возможности социального партнерства в муниципальных образованиях

Володин Александр Петрович — председатель, Вологодский областной совет Горнометаллургического профсоюза России, Череповец (Вологодская область), РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 5178-7141

Малышев Максим Алексеевич — кандидат социологических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: Malishev @spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 8585-3400

Татарникова Светлана Николаевна — заместитель руководителя, Центр социального партнерства и трудовых отношений, Академия труда и социальных отношений (АТиСО), Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 3671-9395

Аннотация

Нынешний кризис будет длиться для России дольше, чем кризис 2008-2009 годов. Россия вынуждена заниматься решением давно назревших проблем в трудовой сфере в чрезвычайных условиях. В этих условиях необходимо усилить роль социального партнерства в сфере труда на всех его уровнях. Основная социально-экономическая нагрузка переложена государством на муниципалитеты как уровень власти, наиболее близкий к населению. Рост социальной напряженности требует от муниципалитета выстраивания партнерских отношений с бизнесом и общественными организациями с позиций равноправного диалога. На примере Вологодской области в статье рассматриваются проблемы и возможности развития социального партнерства в муниципальных образованиях.

Ключевые слова

Инвестиции, экономическая активность, профсоюз, трудовые отношения, коллективные переговоры, регион, муниципальное образование.

На своей большой пресс-конференции 18 декабря 2014 года президент России Владимир Путин признал, что «многое не сделано из того, что мы планировали сделать и говорили, что мы должны сделать по диверсификации нашей экономики в течение практически предыдущих 20 лет»1. Оценки Росстата показывают, что увеличение

1 Большая пресс-конференция Владимира Путина. 18.12.2014 // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/transcripts/47250 (21.10.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

отечественного ВВП в реальном выражении в 2014 году составило всего 0,6%2.

Замедление темпов роста ВВП в России началось задолго до внешних ограничений,

став следствием главным образом нерешенных внутренних проблем в России.

Оценки трех основных групп причин ухудшения экономической ситуации в стране высказал премьер-министр Дмитрий Медведев 14 января 2015 года на Гайдаровском форуме. Во-первых, последствия мирового кризиса 2008 года. Во-вторых, внешнее политическое и экономическое воздействие (прежде всего это цены на энергоресурсы и сырье, относительно свободный доступ к длинным и дешевым деньгам на зарубежных рынках). В-третьих, основная группа причин — это внутренние проблемы и ограничения, которые накопились в нашей экономике и с которыми нам пока не удается справиться так быстро, как хотелось бы3.

Российская экономика испытывает острый недостаток инвестиций. Темпы роста инвестиций в основной капитал упали с 13% в период докризисного роста 2000-2008 годов до 1% в посткризисный период 2009-2013 годов. Чистый приток частного капитала, наблюдавшийся накануне кризиса, сменился его устойчивым оттоком. За 2009-2013 годы из страны ушло 285 млрд долл.4 Сейчас, как, впрочем, и на всем протяжении постсоветского периода российской истории, как нельзя более актуален тезис В.И. Ленина о том, что «политика не может не иметь первенства над экономикой»5.

В России как стране, богатой природными ресурсами, требуется устойчивая институциональная среда и политическая приверженность прозрачности и предсказуемости, чем в экономиках, не наделенных сырьевыми ресурсами. Ресурсная рента приводит к снижению государственных инвестиций до уровня меньше оптимального и увеличению расходов на субсидии и трансферты. Этот вид «ресурсного проклятия» встречается только в странах, уровень институционального развития которых находится ниже определенного порогового значения6.

2 ВВП за I квартал 2015 г. // Федеральная служба государственной статистики. [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/rates/46880c804a41fb53bdcebf78e6889fb6 (21.10.2015).

3 МедведевД.А. Выступление на Гайдаровском форуме 14 января 2015 г. // Правительство России [Официальный сайт]. 14.01.2015. URL: http://government.ru/news/16508/ (21.10.2015).

4 Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 12. URL: http://www.vopreco.ru/rus/archive.files/n12 2014.html#top (21.10.2015). С. 5.

5 Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. ПСС. Т. 42 // Библиотека газеты «Революция». URL: http://revolucia.ru/lenin eshe raz o profsoyuzah.html (21.10.2015). С. 278.

6 Bhattacharyya S., Collier P. Public Capital in Resource-Rich Economies: Is There a Curse? CSAE Working paper WPS/2011-14 // Centre for the Study of African Economies [Website]. URL: http://www.csae.ox.ac.uk/workingpapers/pdfs/csae-wps-2011-14.pdf (21.10.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

Это подробно рассмотрено в социологическом исследовании «Изучение влияния мирового экономического кризиса на деятельность организаций нефтегазового комплекса России и разработка мер смягчения его социальных последствий для работников предприятий, входящих в структуру Нефтегазстройпрофсоюза РФ», проведенного в апреле — августе 2009 года Учебно-исследовательским центром Московской федерации профсоюзов по заказу Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства7.

Около половины российских предприятий рассматривают отечественные рынки в качестве основного рынка сбыта; это большая доля даже по сравнению с сопоставимыми по размеру и структуре экономиками, такими как Бразилия (около 35%)8. Подобные факторы, наряду с ограниченной транспортной инфраструктурой и большими расстояниями, приводят к тому, что цены для российских потребителей и предприятий на 20% выше, чем в сопоставимых экономиках. При этом региональные различия между ценами в ключевых отраслях (фармацевтика, услуги связи и розничная продажа бензина) превышают уровень, который можно было бы обусловить другими факторами, влияющими на цены, такими как расстояние до рынков и уровень экономической активности9.

Официально на международном уровне признано, что в России завершен переходный период и экономика стала рыночной. Правда, по классификации МВФ Россия включена в большую группу из 153 стран с общим названием «Развивающиеся и со становящимся рынком страны», куда входят и все остальные государства БРИКС10.

Мировая практика свидетельствует о том, что большинство стран, относящихся к группе развивающихся стран и стран с формирующимися рынками, использует режим таргетирования валютного курса (83 страны по состоянию на апрель 2014 года, еще 18 стран регулируют курсы своих валют11).

7 Татарникова С.Н., Малышев М.А., Малышева Н.С. Государственно-частное партнерство: влияние мирового экономического кризиса на деятельность организаций нефтегазового комплекса России // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 47. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/47 2014tatarnikova malyshev malysheva.htm (21.10.2015).

8 Доклад об экономике России // Всемирный банк [Официальный сайт]. 24.09.2014. № 32. URL: http://www.worldbank.org/ru/country/russia/publication/russian-economic-report-32 (21.10.2015). С. 49.

9 Russian Federation Export Diversification through Competition and Innovation: A Policy Agenda. 2013 // World Bank [Official website]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/15821/6844 70RU0ESW0P0Box377382B00PUBLIC00.pdf?sequence=1&isAllowed=y (31.10.2015).

10 World Economic Outlook (October 2014). Washington: IMF, 2014. P. 163.

11 Appendix II. Financial operations and transactions // International Monetary Fund. Annual Report 2014. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2014/eng/pdf/a2.pdf. P. 10-11. (21.10.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

Неконкурентные внутренние рынки — основная причина низкого уровня предпринимательства. При разнице в населенности стран число регистрируемых предпринимателями предприятий в Малайзии в два раза больше, а в Чили — в три раза больше, чем в России12. В результате в России меньше возможностей для ответных мер в условиях экономического спада.

Россия отстает от сопоставимых стран, богатых природными ресурсами и с высоким уровнем доходов, по всем показателям государственного управления и прозрачности, особенно по обеспечению правопорядка, уровню коррупции, качеству регуляторной среды и ответственности13.

Индекс развития человеческого потенциала — составной статистический показатель продолжительности жизни, образования и доходов — свидетельствует о том, что впечатляющий рост уровня доходов на душу населения, отмечавшийся в последние годы, сопровождался улучшением качества здравоохранения и образования. Вместе с тем налицо серьезный дисбаланс между достижениями в области образования и ожиданиями работодателей, по мнению которых качество образования ниже, чем в сопоставимых странах ЕС, при этом качество образования без отрыва от производства воспринимается как недостаточное14. Наряду с весьма малой долей трудоспособного населения, в том числе, в связи низким уровнем пенсионного возраста и ожидаемым дальнейшим сокращением численности работоспособного населения, развитие человеческого потенциала представляется крайне недостаточным — как в количественном, так и в качественном отношении15.

Профессора ведущих университетов США и Европы в коллективном исследовании «Промышленная политика и конкуренция», переизданном в январе 2015 года, сделали вывод о том, что «государственная поддержка отдельных секторов может ускорять рост производительности в наибольшей степени тогда, когда она нацелена на более конкурентные сектора, и особенно когда она концентрируется не на одной или небольшом числе фирм внутри сектора»16.

12 Доклад об экономике России. С. 41.

13 Там же. С. 46-47.

14 The Executive Opinion Survey: The Voice 69 of the Business Community // The Global Competitiveness Report 2012-2013 / World Economic Forum.

URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF GlobalCompetitivenessReport 2012-13.pdf (31.10.2015).

15 Рутковски М. Истинные проблемы, стоящие перед экономической политикой России // Мир перемен. Специальный выпуск. 2015. С. 221. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/mir.php (21.10.2015).

16 Aghion Ph., Dewatripont M., Du L., Harrison A., Legros P. Industrial Policy and Competition // NBER Working Paper. 2015. № 18048. P. 37.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

Лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц подчеркивает, что «успешная

деятельность экономики... связана не только с энергичным экономическим ростом, но

и с общим благосостоянием. Она предусматривает обеспечение работы экономики на

благо общества, а не работы общества на благо экономики. Преодолеть власть денег в

политике будет нелегко. Но если мы это не сделаем, то мы будем сталкиваться с

разочарованием в нашей экономике и в нашей демократии»17.

По данным мониторинга «Трудовые протесты в России», сделанного Центром

социально-трудовых прав (ЦСТП), за четыре месяца 2015 года количество протестов

увеличилось по сравнению с 2014 годом на 60% — всего прошло 134 протестных

акции. Как полагает ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП

П.В. Бизюков, «динамика макроэкономических показателей, рост стоимости жизни,

снижение реальной зарплаты и прежде всего увеличение безработицы позволяют

предполагать, что за сезонным снижением может опять возникнуть резкий рост числа

протестов. Количественный скачок уровня протестности 2015 года не позволяет

надеяться на то, что ситуация успокоится и вернется на прежний уровень»18. При этом,

начиная с 2014 года, в протестах отмечается нарастание стихийности и

неорганизованности. «Профсоюзы, которые неплохо контролируют ситуацию в

юнионизированных отраслях, вряд ли заслуживают упрека в том, что они снизили

активность или боятся включаться в активную борьбу, — отмечает П.В. Бизюков. —

Если их и можно в чем-то упрекнуть, то только в том, что они не осуществляют

экспансию в отрасли, где нет профсоюзов, не несут туда свой опыт и влияние»19.

В этих условиях повышается роль социального партнерства как

цивилизованного механизма разрешения проблем, существующих в социально-

трудовой сфере, и в особенности его территориального уровня.

«Повседневная реальная жизни людей зависит — на четыре пятых или

больше — не от общественных событий, а от событий местных, и поэтому — от

местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе», — отмечал

А.И. Солженицын20.

17 Грядущие проблемы. Пять лауреатов Нобелевской премии обсуждают то, что каждый из них считает наиболее серьезной проблемой, стоящей перед мировой экономикой будущего // Финансы и развитие.

2014. Вып. 51. № 3. С. 19. URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2014/09/pdf/nobels.pdf (21.10.2015).

18 Бизюков П.В. Мониторинг ЦСТП «Трудовые протесты в России» // Центр социально-трудовых прав.

2015. Апрель. URL: http://trudprava.ru/monitoring/1452 (21.10.2015).

19 Бизюков П.В. Аналитический отчет «Трудовые протесты в России в 2008-2014 гг.» // Центр социально-трудовых прав. URL: http://trudprava.ru/expert/analytics/protestanalyt/1357 (21.10.2015).

20 Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2006. С. 187.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

Вопрос муниципального экономического развития, договорного регулирования социально-трудовых отношений на территориальном уровне приобретает особую актуальность, когда речь идет о смягчении негативных последствий кризисных явлений в экономике для работающих граждан и в целом для населения.

Как справедливо отмечалось в научной литературе, «уровень территориальных соглашений — это тот уровень, на котором возможно комплексное решение социальных и экономических проблем, сочетание отраслевого и территориального подходов»21.

В научной литературе социальное партнерство исследуется в двух аспектах: межсекторном и социально-трудовом. Из современных российских ученых, занимающиеся межсекторным аспектом, следует отметить Л.Н. Коновалову, М.И. Корсакову, М.И. Либоракину, Л.И Никовскую, Н.Л. Хананашвили, В.Н. Якимца. Данные авторы исследуют муниципальный спектр проблем формирования межсекторного социального партнерства. Взаимодействие субъектов местного сообщества в ограниченном территориальном пространстве посвящены работы А. Мендера, Т. Шанина. Местное самоуправление рассматривается как часть государственного управления В.П. Безобразовым, Г. Елинеком, Н.М. Коркуновым, Н.И. Лазаревским; как форма народовластия — А. Градовским, М. Курчинским, К. Марксом, Б.Н. Чичериным; как часть государственного управления и форма народовластия — М. Свешниковым. Социальная ответственность бизнеса и его взаимодействие с властью и местными сообществами. раскрывается в трудах И.Ю. Беляевой, А. Керолла, Т. Китчина, М.А. Эскиндарова.

Рассмотрим на примере Вологодской области, с какими проблемами сталкивается развитие социального партнерства на уровне муниципальных образований и какие возможности оно в себе содержит.

Социальное партнерство — один из важнейших элементов социальной политики Вологодской области, призванных обеспечить социальную стабильность в регионе. По словам губернатора области О.А. Кувшинникова, «Россия испытывает мощное внешнеполитическое давление, что, безусловно, сказывается на всех регионах страны. В столь непростой ситуации мы можем выжить, консолидировав усилия на поддержке государственного курса, объявленного Президентом. Ситуация в Вологодской области, ее социально-экономическая устойчивость во многом зависит от

21 Актуальные проблемы развития социального партнерства в сфере труда на современном этапе и предложения по их развитию: аналитическая записка. М.: ИД «АТИСО», 2009. С. 34.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

наших договоренностей с политическими, парламентскими партиями, органами власти,

общественными организациями и профсоюзами»22.

Надо заметить, что если в 2014 году Вологодчина уверенно держалась в группе регионов с «высокой устойчивостью», о чем с гордостью сообщил губернатор в своем ежегодном отчете в законодательном собрании области23, то к апрелю 2015 года она заняла место в группе регионов со «средней устойчивостью»24.

Система социального партнерства в области начала формироваться с подписания в 1992 году двустороннего регионального соглашения между администрацией Вологодской области и областной Федерацией профсоюзов. В 2014 году на разных уровнях социального партнерства в области действовали 74 соглашения, в том числе региональное соглашение между областной Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и правительством области по вопросам социально-экономической политики, 28 районных трехсторонних, 11 областных отраслевых соглашений, 34 районных (городских) отраслевых соглашения. На локальном уровне социального партнерства в области заключено 2013 коллективных договоров с охватом более 194 тысяч работников.

Принятый в 1996 году закон «О социальном партнерстве в Вологодской области» определяет правовые основы организации, функционирования и развития социального партнерства, в том числе деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в которую вошли представители областного объединения работодателей, Вологодской областной федерации профсоюзов, правительства области (по 10 человек от каждой стороны).

Работа областной трехсторонней комиссии строится на регулярной основе, что позволяет сторонам социального партнерства оперативно решать возникающие проблемы и разногласия по широкому спектру вопросов социально-экономического развития региона — от реализации инвестиционных программ до лекарственного обеспечения населения. Ежегодно проводятся 10-11 заседаний комиссии, в том числе одно выездное — в муниципальное образование области. Эта форма работы, наряду с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Вологжанам будут прививать «санаторный патриотизм» // Губернатор Вологодской области Кувшинников Олег Александрович [Сайт]. 14.04.2015. URL: http://okuvshinnikov.ru/news/vologzhanam bu dut privivat sanatornyj patriotizm/ (21.10.2015).

23 Ежегодный отчет Губернатора Вологодской области в Законодательном собрании области // Губернатор Вологодской области Кувшинников Олег Александрович [Сайт]. 22.04.2015. URL: http://okuvshinnikov.ru/interview/ezhegodnvi otchet gubernatora oblasti v zakonodatelnom sobranii o blasti/ (21.10.2015).

24 Рейтинг фонда «Петербургская политика» за апрель 2015 года. Аналитический комментарий // Фонд «Петербургская политика» [Сайт]. URL: http://www.fpp.spb.ru/fpp-rating-2015-04 (21.10.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

проведением в муниципальных образованиях информационных дней областной

трехсторонней комиссии, призвана показать представителям сторон, что многие из

стоящих перед ними проблем можно и нужно решать на территориальном уровне

социального партнерства.

В социологическом срезе социальное партнерство — это система цивилизованных общественных отношений, направленных на согласование и защиту интересов представителей различных социальных групп, слоев, классов, объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих структур, государственных учреждений25.

Социальное партнерство в сфере труда складывается как многоуровневая система. И потому важное значение имеет организация системы социального партнерства на уровне муниципальных образований.

Основная роль в этом процессе принадлежит деятельности районных (городских) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, которые созданы во всех муниципальных образованиях области. Однако в настоящее время, за немногими исключениями, эту деятельность не назовешь активной. Зачастую она ограничивается заключением на новый срок территориального соглашения. Так, в 2014 году в двух районах Вологодской области заседания трехсторонних комиссий не проводились, в большинстве районов комиссиями проведено от одного до четырех заседаний, в Грязовецком и Тотемском районах — по пять заседаний, и только в городах: Череповце — девять и в Вологде — 10 заседаний соответственно. При этом, будучи приглашенными для участия в работе областной трехсторонней комиссии (а такая практика сформировалась с 2014 года), координаторы территориальных комиссий проявляют активность в обсуждении рассматриваемых там вопросов. Возможно, здесь играет роль типичная для России ментальная установка: все важные вопросы можно решить только «наверху», добившись устранения прорех в нормативно-правовом регулировании и дополнительных вливаний в скудный муниципальный бюджет.

Проблемы местного самоуправления давно известны, равно как и то, что эти проблемы не могут быть решены только извне, без наличия инициативы и усилий местного сообщества. Опыт работающих на постоянной основе территориальных

25 Малышев М.А. Уровень развития социального партнерства в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 34. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/34 2012malyshev.htm. С. 4. (21.10.2015.)

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (например, в Череповце)

показывает, что совместные усилия органов местного самоуправления, работодателей и

профсоюзов могут внести заметный вклад в социально-экономическое развитие

муниципального образования.

Череповецкая городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений осуществляет свою деятельность с 2003 года на основании «Положения о городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и в соответствии с принятым «Регламентом городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». В ее состав входят представители органов власти муниципального образования, городского объединения профсоюзов «Профцентр» (который объединяет около 80% работников крупных и средних предприятий города) и Череповецкого отделения Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области (представленного крупными и средними предприятиями города). Состав комиссии — 24 члена (по восемь от каждой стороны). Координирует работу комиссии первый заместитель мэра города и два сопредседателя от сторон работников и работодателей.

При городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создана и осуществляет всю текущую деятельность рабочая группа. В нее входят шесть человек (по два от каждой стороны социального партнерства).

Порядок согласования комиссией проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития и иных актов органов местного самоуправления в сфере труда утвержден постановлением мэра города от 02.02.2007 № 351.

В рамках полномочий городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматриваются вопросы заработной платы, производственного травматизма, тарифной политики, занятости, борьбы с преступностью, деятельности учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения, деятельности внебюджетных фондов и многие другие.

Комиссия разрабатывает проект соглашения между мэрией, Череповецким отделением Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области (представителем работодателей) и городским объединением профсоюзов «Профцентр» по вопросам социально-экономической политики (в настоящее время этот правовой акт заключен на 2015-2016 годы) и контролирует ход его выполнения.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

Для реализации соглашения в городе работают организованные при мэрии комиссии по различным направлениям деятельности, в которые входят представители сторон социального партнерства. Это: межведомственная комиссия по охране труда, координационный комитет содействия занятости населения, муниципальный совет по содействию в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов города Череповца, межведомственная рабочая группа по платежам в городской бюджет и комиссия по легализации заработной платы.

За 2012-2014 годы сторонам социального партнерства удалось добиться ликвидации задолженности по заработной плате во всех организациях города, за исключением организаций, в отношении которых проводится конкурсное производство. В целом по области эта проблема стоит довольно остро. По состоянию на 1 июля 2015 года просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, составила 109,033 млн руб.26

Предприятия, имеющие задолженность по заработной плате, регулярно приглашаются на заседания межведомственной рабочей группы по платежам в городской бюджет и комиссии по легализации заработной платы, также данный вопрос рассматривается на заседаниях городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В 2013 году было проведено 16 заседаний комиссии по легализации заработной платы, на которых рассмотрены дела 126 работодателей. В итоге поступление НДФЛ в консолидированный бюджет городского округа за 2013 год составило 621,725 млн руб.

В Череповце сохраняется превышение уровня среднегодовой заработной платы над уровнем среднегодовой заработной платы в Вологодской области более чем в 1,4 раза, в основном за счет крупных и средних предприятий города.

За время действия соглашения не зарегистрировано ни одного коллективного трудового спора, конфликтные ситуации разрешались на начальном этапе их возникновения.

Информация о заседании городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и принятых на ней решениях регулярно размещается на официальном сайте мэрии города.

26 Показатели уровня жизни населения и заработной платы на территории области // Департамент труда и занятости населения Вологодской области. [Официальный сайт]. URL: http://www.depzan.info/relations/s tandard-of-living/im/index.php (21.10.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

Развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на территории города является одной из главных задач сторон социального партнерства. По состоянию на 1 сентября 2014 года среднесписочная численность работающего населения составляла 130430 человек, из них: 90500 человек — работники крупных и средних предприятий; 39930 — работники организаций малого предпринимательства; 67903 работника были охвачены действием коллективных договоров.

На 1 января 2015 года в Череповце зарегистрировано 219 коллективных договоров с охватом 65633 работника.

В последнее время наблюдается планомерное снижение численности работников в связи с очередной реорганизацией и оптимизацией расходов крупнейших предприятий города: ОАО «Северсталь», ЗАО «ФосАгро АГ», а также компаний, взаимосвязанных с ними. В результате наблюдается ситуация снижения охвата численности работников, работающих в условиях коллективного договора при положительной динамике количества заключенных коллективных договоров (с 206 по итогам 2011 года до 219 по итогам 2014 года).

Высокий процент охвата работников на протяжении длительного периода времени остается в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающие производства (94,6%) и здравоохранение (86,1%). Положительная динамика, по сравнению с данными на 1 января 2013 года, отмечается в образовании (с 74,3% до 77,8%). Одновременно существенно снизился процент охвата в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (с 47,3% до 27,6%). Это объясняется в первую очередь реорганизацией МУП «Теплоэнергия», львиная доля сотрудников которой была присоединена к ОАО «Вологдагазпромэнерго», где не имеется коллективного договора и не планируется его заключение в будущем.

Как и в целом по стране, не высок охват коллективно-договорным регулированием таких отраслей, как оптовая и розничная торговля, строительство, а в таких отраслях, как гостиничный сервис и общественное питание, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, он полностью отсутствует. Причин тому несколько, в том числе правовой нигилизм и низкий уровень юридической грамотности работников в сфере трудовых отношений при полном бездействии работодателей, которые не стремятся закреплять какие-либо благоприятные для работников условия в договорных актах. Немаловажным фактором служит высокий уровень серых заработных плат в представленных сферах. Кроме того, основная масса «неохваченных» организаций является малыми и микропредприятиями,

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

с ограниченным набором персонала и минимальным объемом принятых локальных

актов, а другие — филиалами и представительствами предприятий,

зарегистрированных в других регионах, в связи с чем возникает ряд препятствий по

организации и продвижению процесса коллективных переговоров.

Поиск резервов для повышения роли коллективно-договорного регулирования является одной из основных задач, решаемых социальными партнерами, ведь прозрачные трудовые отношения, легальная заработная плата — важнейший источник наполнения местного бюджета и обеспечения социальной стабильности в муниципальном образовании. И, как показывает статистика, здесь удается добиться положительной динамики.

Приведенный пример Череповца показывает, что социальное партнерство на территориальном уровне может служить эффективным механизмом демократического решения проблем социально-экономического развития. Но в настоящее время, повторим, регулярное взаимодействие социальных партнеров в муниципальных образованиях является скорее исключением из правил.

Отметим основные проблемы, замедляющие развитие социального партнерства в Вологодской области как на территориальном, так и на региональном уровне.

Во-первых, это уменьшение количества профсоюзных организаций, действующих на предприятиях, потери в их рядах и, как следствие, снижение роли профсоюзов и их влияния на решение социально-трудовых вопросов. Доля заключенных в области коллективных договоров, представителями работников в которых выступают профсоюзы, составляет всего 59%. Это объективно снижает возможности взаимодействия между локальным и остальными уровнями социального партнерства, где сторону работников представляют исключительно профсоюзы.

Во-вторых, это проблема легитимности участия регионального объединения работодателей в заключении территориальных соглашений в областных районах. Дело в том, что сейчас Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области ставит свою печать на муниципальных трехсторонних соглашениях, которые подписывают от имени работодателей руководители предприятий в районах области. Однако эта процедура по сути не является легитимной. Развитие социального партнерства в сфере труда невозможно без четкой структуризации объединений работодателей. На областном уровне их более 20, но в них состоят около 2 тысяч работодателей из 40 тысяч существующих. У многих работодателей до сих пор присутствует недопонимание роли социального партнерства, коллективный договор

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

воспринимается как правовой акт, возлагающий на работодателя дополнительные

обязательства, и в силу этого содержит для него дополнительные риски в случае

ухудшения состояния дел в экономике.

В данный момент в области действуют только два территориальных объединения работодателей, которые можно назвать эффективными: в Череповце и Вологде, есть предпосылки для успешной работы в Соколе. В Череповце, например, городское отделение Союза промышленников и предпринимателей взяло курс на кооперацию малого и среднего бизнеса, решает вопросы импортозамещения и взаимодействия конкретных предприятий. В Вологде городское трехстороннее соглашение по вопросам социально-экономической политики в качестве приложения включает в себя программы, которые курирует объединение работодателей.

В-тетьих, на территориальном уровне крайне мало отраслевых объединений профессиональных союзов и работодателей, что сказывается на заключении отраслевых территориальных соглашений. В области зарегистрировано 34 таких соглашения. Из них большинство в сфере образования — 23; аграрно-промышленный комплекс — 6; культуры — 3; ЖКХ — 1; социального обслуживания населения — 1. Не имеется территориальных отраслевых соглашений в Белозерском, Нюксенском, Харовском районах и в Вологде. В Кадуйском же районе объединение работодателей отрасли культуры и комитет по делам культуры и искусства муниципального района при отсутствии в районе объединения профсоюзов заключили двустороннее отраслевое соглашение. Из-за проблем по созданию объединения работодателей до сих пор не заключены областные отраслевые соглашения по отрасли автотранспорта и дорожного хозяйства.

В-четвертых, теневая экономика и сокрытие работодателями реальных доходов в организациях малого и среднего бизнеса негативно влияют на наполняемость и без того скудных бюджетов муниципальных образований (среднее значение поступления собственных доходов в местный бюджет в среднем по области составляет 3,9 тыс. руб. на одного жителя)27, на моральный климат в коллективах, провоцирует социальную напряженность. Работодатели, выплачивающие серые зарплаты, никому не доверяют и не заинтересованы выходить из тени и объединяться с кем бы то ни было.

27 Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Вологодской области на 1 июня 2015 года // Правительство Вологодской области. [Официальный сайт]. 6.07.2015. URL: http://vologda-

oblast.ru/vlast/ispolnitelnaya vlast/departament strategicheskogo planirovaniya vologodskoy oblasti/makroek onomika i strategicheskoe planirovanie/ (21.10.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

В-пятых, отраслевые соглашения зачастую воспринимаются работодателями как формальность и не становятся по-настоящему действенным инструментом в регулировании трудовых отношений. Имеются примеры ущемления трудовых прав работников, которые допускаются не только на локальном, но и на территориальном и региональном уровнях. Так, установленная Отраслевым соглашением по жилищно-коммунальному хозяйству Вологодской области на 2014-2016 годы минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда, даже с учетом коэффициента особенностей работ, не соответствует минимальной ставке, установленной федеральным соглашением (от 6048 до 7560 руб. в зависимости от вида организации). Но даже «облегченные» обязательства соглашения представляются части работодателей неприемлемыми. Длительное время ведутся консультации с МУП «Коммунальные системы» (г. Сокол) по поводу отказа присоединения к Отраслевому соглашению по ЖКХ. Еще один пример: после подписания областного отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу Вологодской области на 2013-2016 годы ряд предприятий отказался от присоединения к данному соглашению. И подобных случаев достаточно много.

В-шестых, следует отметить, что недооценивается роль социального партнерства в социально-экономическом развитии территорий со стороны отдельных глав муниципальных образований области. Так, в областном центре два последних трехсторонних соглашения вместе с профсоюзами и работодателями подписывал не глава города Вологды, а его заместители, что является психологическим показателем «второстепенности» соответствующих вопросов для всей структуры муниципальной службы.

Не во всех муниципальных образованиях области территориальные трехсторонние соглашения по вопросам социально-экономической политики заключаются до внесения проекта соответствующего бюджета в представительный орган местного самоуправления, а трехсторонние комиссии, как уже отмечалось, работают несистемно, собираются, как правило, когда возникают кризисные ситуации.

Почти повсеместно в муниципальных образованиях вне системы социального партнерства создаются и уже действуют различные совещательные органы — общественные советы, комиссии и координационные комитеты, которые порой существенно снижают роль и значение трехсторонних комиссий, дублируя их работу.

В результате мониторинга, проведенного Департаментом труда и занятости населения Вологодской области в конце 2014 года в нескольких муниципальных

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

образованиях, выявлен низкий уровень охвата работников коллективными договорами

(менее 70% от среднесписочной численности работников организаций). Именно

поэтому на региональном уровне сейчас требуется:

- разрешить районным (городским) трехсторонним комиссиям рассматривать вопросы о мерах по стимулированию работодателей и работников к заключению коллективных договоров;

- проводить с помощью СМИ просветительскую работу о положительном влиянии коллективно-договорных отношений: на социальный климат в организациях, соблюдение гарантий и прав работников, улучшение условий и охраны труда, усиление авторитета работодателей и социальную защищенность работников.

В-седьмых, это многолетняя проблема отсутствия «законодательной и иной нормативно-правовой базы, определяющей взаимосвязи системы социального партнерства на уровне муниципальных образований в структуре страны в целом», отмечавшаяся в научной литературе еще в 2005 году28. Приведенный тезис одинаково верен как в отношении федерального законодательства, так и законодательств субъектов Российской Федерации. Например, региональная трехсторонняя комиссия, согласно закону Вологодской области о социальном партнерстве, имеет право на:

- взаимодействие с отраслевыми, территориальными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров;

- подготовку соглашений, заключаемых на отраслевом и территориальном уровнях;

- реализацию указанных соглашений;

- запрос у областного правительства, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях и коллективных договорах для того, чтобы комиссия по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений смогла выработать рекомендации;

- организацию деятельности отраслевых, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений29.

28 Коленков И.И. Муниципальное образование как основа территориального уровня системы социального партнерства // Труд и социальные отношения. Спецвыпуск «Соискатель». 2005. № 1(28). С. 38.

29 Закон Вологодской области от 29 ноября 1996 года № 120-03 «О социальном партнерстве в Вологодской области» // Департамент труда и занятости населения Вологодской области [Официальный сайт] URL: http://www.depzan.info/relations/partnership/nb/index.php (21.10.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

Решения трехсторонней комиссии, как и решения любого «вышестоящего» органа социального партнерства, не обязательны для органов «нижестоящих» (территориальных и территориальных отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, комиссий по заключению и контролю за выполнением коллективного договора в организациях).

Анализ проблем развития территориального уровня социального партнерства показывает, что часть из них может быть решена на федеральном, часть — на региональном и непосредственно на местном уровнях. На федеральном уровне это прежде всего борьба с коррупцией, последовательный курс на борьбу с теневой экономикой, на легализацию трудовых отношений в сочетании с комплексом мер по поддержке и развитию среднего и малого предпринимательства.

Назрели и определенные изменения в законодательстве. Очевидно, что эффективность работы комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в настоящее время снижена за счет отсутствия обязанности сторон выполнять принимаемые решения. Статью 35 Трудового кодекса РФ следует дополнить частью восьмой следующего содержания: «Решения комиссий, принятые большинством голосов представителей каждой из сторон, обязательны для сторон, образовавших соответствующую комиссию», а также установить в Кодексе об административных правонарушениях РФ санкции за невыполнение решений органов социального партнерства в объеме и порядке, предусмотренном за невыполнение коллективных договоров и соглашений.

В законах субъектов РФ может потребоваться более четкое, чем имеется в настоящее время, определение координирующей функции региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в системе социального партнерства, подобно тому как это установлено в Законе г. Москвы от 11 ноября 2009 года № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве».

Эффективная реализация целей и задач социального партнерства возможна лишь при условии создания на уровне городов, районов и организаций жизнестойкого саморазвивающегося механизма взаимодействия профсоюзов и работодателей (предпринимателей) при непосредственном участии органов местного самоуправления.

Опыт Вологодской области показывает, что создание такого механизма далеко от завершения. Органы местного самоуправления с помощью областных объединений работодателей и профсоюзов, используя имеющийся опыт партнерских отношений,

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

должны продолжить работу по формированию на своих территориях полномочных

представительных органов работодателей и наемных работников.

Профсоюзам как наиболее институционально сформировавшемуся субъекту системы социального партнерства необходимо сфокусировать цели на активизацию своей деятельности и на создание первичных профсоюзных организаций, в первую очередь на предприятиях малого бизнеса, в иных вновь создаваемых организациях на территории муниципальных образований. В решении этих вопросов нужно и можно привлекать местные органы власти и объединения социально ориентированных работодателей.

Необходимо завершить работу по созданию объединений (координационных советов) профсоюзных организаций в муниципальных образованиях. Постановлением Исполкома Федерации независимых профсоюзов России от 17 декабря 2003 года №8-3 утверждено «Типовое положение о Координационном совете организаций профсоюзов», которое дает право территориальному объединению организаций профсоюзов представлять интересы трудящихся в муниципальном образовании. Значимость документа очевидна, поскольку на уровне муниципальных образований интересы работников могут представлять в качестве субъекта социального партнерства только соответствующие профсоюзы или их объединения, в данном случае координационные советы.

Не менее важно убедить представителей бизнеса в муниципальных образованиях в необходимости создания территориальных объединений работодателей и обосновать им выгоды. Частных преференций не будет, но у бизнеса будет возможность влиять на ситуацию и дополнительный ресурс влияния на социально-экономическую политику. Объединение работодателей — официальная публичная площадка, где формируется их позиция. И позиция эта четко фиксируется: любые предложения в адрес муниципальной власти или любых региональных структур находят свое отражение в документах. Минимум три предприятия на территории муниципального образования должны официально войти в союз промышленников и предпринимателей области. После этого региональное объединение работодателей на заседании правления сможет утвердить территориальное объединение и включить его в реестр. При соблюдении такой процедуры участие работодателей в заключении территориальных трехсторонних соглашений будет полностью соответствовать законодательству. Создание региональных отраслевых объединений работодателей в

Государственное управление. Электронный вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

свою очередь позволит активизировать работу по заключению отраслевых

территориальных соглашений.

Отсутствие системности и регулярности в работе территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — одна из главных причин низкой эффективности их работы, слабости влияния на организации всех форм собственности и в целом на местное сообщество. Нормативно-правовая регламентация и четкое планирование работы комиссий — основные инструменты в преодолении данной проблемы, инициировать создание которых должны, на наш взгляд, органы местного самоуправления.

Исходя из важности проведения согласованной социально-экономической политики в городе, районе, организации, представляется необходимым создание в составе органов местного самоуправления подразделений по труду, координирующих (наряду с осуществлением других функций) работу по развитию социального партнерства. Решение этих вопросов возможно за счет перераспределения обязанностей среди специалистов действующих аппаратов. В этом направлении уже имеется хороший опыт городских округов городов Вологды и Череповца.

Успех в развитии партнерских отношений во многом зависит от обеспечения установленного законом порядка разрешения конфликтных ситуаций и возникающих трудовых споров. Это предполагает необходимость повышения роли комиссий по рассмотрению трудовых споров непосредственно в организациях и формирование при органах местного самоуправления городских и районных групп экспертов трудового права, посредников, трудовых арбитров по урегулированию коллективных трудовых споров.

Большую роль играет совершенствование научно-методического и информационного обеспечения социального партнерства. Особенно важной представляется разработка научно-методических подходов к формированию правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих работодателей вступать в партнерские отношения с представителями работников и органами местного самоуправления, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для осуществления мероприятий, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами.

Для информационного обеспечения субъектов трудовых отношений на стадиях переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, а также при их реализации следует шире использовать возможности средств массовой

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

информации: областных и городских (районных) газет, радио, местного телевидения,

интернет-сайты и порталы.

Органы исполнительной власти, в силу особой роли государства в российской модели социального партнерства30, должны регулярно создавать информационные поводы, свидетельствующие о важности социально-партнерских отношений. Примером в Вологодской области служит представительная конференция «Социальное партнерство в муниципальных образованиях области: опыт, проблемы, решения», состоявшаяся в ноябре 2014 года.

Дальнейшее развитие системы договорного регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне предполагает обобщение и использование опыта партнерской деятельности; формирование банка информации по социально-трудовым отношениям, включающего нормативно-правовые акты; анализ состояния и перспективы развития партнерства на соответствующем уровне; лучший опыт работы; списки групп экспертов, посредников, трудовых арбитров и т.д.

Требуется введение государственного статистического наблюдения в разрезе муниципальных образований по основным показателям их социально-экономического развития, а также по показателям развития социального партнерства на территориальном уровне и коллективно-договорной работы в организациях. Это открывает возможности для анализа структуры и количества элементов социального партнерства на территориальном уровне во взаимосвязи с территориальным и организационным устройством местного самоуправления, определения на этой основе масштабов распространения их функциональной юрисдикции.

Важное значение имеет подготовка кадров для системы социального партнерства, предполагающая разработку и осуществление согласованной сторонами программы различных форм обучения, повышения квалификации работников органов исполнительной власти (местного самоуправления), объединений работодателей, профсоюзов, занимающихся вопросами социального партнерства.

В целом современное состояние договорного регулирования социально-трудовых отношений на уровне муниципальных образований характеризуется недостаточной содержательностью соглашений и коллективных договоров, их необязательностью и отсутствием необходимых санкций за их несоблюдение, низкой

30 См.: КиселевВ.Н. Российская модель социального партнерства (теоретико-концептуальный анализ). М.: ИД «АТИСО», 2008; Малышев М.А. Государство в системе российского социального партнерства. М.: Прометей, 2011.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

финансовой обеспеченностью их положений. Очевидно, что стороны социального

партнерства должны уделять регулярному контролю выполнения принятых

обязательств соглашений и условий коллективных договоров, в необходимых случаях

принимать меры оперативного реагирования.

Многое в решении местных социально-экономических проблем зависит от

самих муниципальных образований, которые «в состоянии добиться улучшения

ситуации при условии отказа от иждивенческих настроений, развитии собственной

инициативы и предпринимательства»31, — это утверждение И.С. Пильман, сделанное в

2000 году, по-прежнему не потеряло своей актуальности.

Местное самоуправление не может существовать без постоянного

использования демократических форм выработки и принятия решений, поскольку оно

«представляет собой пограничное явление между государством и обществом,

соединяющее их между собой, в нем имеет место сочленение общественных форм и

властных полномочий»32.

Развитие социального партнерства на уровне муниципального образования

позволяет совмещать и регулировать, посредством соглашений, интересы работников и

работодателей, органов местного самоуправления и в силу этого влиять на социально-

экономическое развитие муниципальных образований, способствовать созданию

условий, обеспечивающих повышение качества жизни, снижение уровня социального

неравенства, повышение эффективности производства, стимулирование позитивных

трудовых и предпринимательских мотиваций.

Список источников и литературы:

1. Актуальные проблемы развития социального партнерства в сфере труда на современном этапе и предложения по их развитию: аналитическая записка. М.: ИД «АТИСО», 2009.

2. Басу К. По ту сторону невидимой руки. Основания экономической науки / пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014.

3. Бизюков П.В. Аналитический отчет «Трудовые протесты в России в 2008-2014 гг.» // Центр социально-трудовых прав.

URL: http://trudprava.ru/expert/analytics/protestanalyt/1357 (21.10.2015).

31 Пильман И.С. Муниципальное развитие: возможности социального партнерства. М.: Фонд «Институт экономики города», 2000. С.9.

32 Смольков В.Г. Муниципальное образование. М.: АТиСО, 2001. С. 3.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.

4. Бизюков П. Мониторинг ЦСТП «Трудовые протесты в России» // Центр социально-трудовых прав. 2015. Апрель. URL: http://trudprava.ru/monitoring/1452 (21.10.2015).

5. Большая пресс-конференция Владимира Путина. 18.12.2014 // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/transcripts/47250 (21.10.2015).

6. ВВП за I квартал 2015 г. // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rat es/46880c804a41fb53bdcebf78e6889fb6 (21.10.2015).

7. Вологжанам будут прививать «санаторный патриотизм» // Губернатор Вологодской области Кувшинников Олег Александрович [Официальный сайт]. 14.04.2015. URL: http://okuvshinnikov.ru/news/vologzhanam budut privivat sanatornyj patriotizm/ (21.10.2015).

8. Доклад об экономике России // Всемирный банк [Официальный сайт]. 24.09.2014. №32. URL: http://www.worldbank.org/ru/country/russia/publication/russian-economic-report-32 (21.10.2015).

9. Ежегодный отчет Губернатора Вологодской области в Законодательном собрании области // Губернатор Вологодской области Кувшинников Олег Александрович [Сайт]. 22.04.2015. URL: http://okuvshinnikov.ru/interview/ezhegodnyj otchet gubernatora oblasti v zakonodatelnom sobranii oblasti/ (21.10.2015).

10. Закон Вологодской области от 29 ноября 1996 года № 120-ОЗ «О социальном партнерстве в Вологодской области» // Департамент труда и занятости населения Вологодской области [Официальный сайт] URL: http://www.depzan.info/relations/partner ship/nb/index.php (21.10.2015).

11. Закон г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» // Гарант.ру [Информационно-правовой портал].

URL: http://www.garant.ru/hotlaw/moscow/214467/ (21.10.2015).

12. Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Вологодской области на 1 июня 2015 года // Правительство Вологодской области [Официальный сайт]. 6.07.2015. URL: http://vologda-

oblast.ru/vlast/ispolnitelnaya vlast/departament strategicheskogo planirovaniya vologodsko y oblasti/makroekonomika i strategicheskoe planirovanie/ (21.10.2015).

13. Киселев В.Н. Российская модель социального партнерства (теоретико-концептуальный анализ). М.: ИД «АТИСО», 2008.

14. Коленков И.И. Муниципальное образование как основа территориального уровня системы социального партнерства // Труд и социальные отношения. Спецвыпуск

«Соискатель». 2005. № 1 (28). С. 34-43.

15. Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 12. URL: http://www.vopreco.ru/rus/archive.files/n12_2014.html#top (21.10.2015).

16. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. ПСС. Т. 42 // Библиотека газеты «Революция». URL: http ://revolucia.ru/lenin_e she_raz_o_profsoyuzah.html (21.10.2015).

17. Малышев М.А. Государство в системе российского социального партнерства. М.: Прометей, 2011.

18. Малышев М.А. Уровень развития социального партнерства в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 34. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/34_2012malyshev.htm (21.10.2015).

19. Медведев Д.А. Выступление на Гайдаровском форуме 14 января 2015 г. // Правительство России [Официальный сайт]. 14.01.2015. URL: http://government.ru/news/16508/ (21.10.2015).

20. Пильман И.С. Муниципальное развитие: возможности социального партнерства. М.: Фонд «Институт экономики города», 2000.

21. Показатели уровня жизни населения и заработной платы на территории области // Департамент труда и занятости населения Вологодской области [Официальный сайт]. URL: http://www.depzan.info/relations/standard-of-living/im/index.php (21.10.2015).

22. Рейтинг Фонда «Петербургская политика» за апрель 2015 года. Аналитический комментарий // Фонд «Петербургская политика». 06.05.2015. URL: http://www.fpp.spb.ru /fpp-rating-2015-04 (21.10.2015).

23. Рутковски М.Истинные проблемы, стоящие перед экономической политикой России // Мир перемен. Специальный выпуск. 2015. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/mir.php (21.10.2015).

24. Смольков В.Г. Муниципальное образование. М.: АТиСО, 2001.

25. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2006.

26. Татарникова С.Н., МалышевМ.А., МалышеваН.С. Государственно-частное партнерство: влияние мирового экономического кризиса на деятельность организаций нефтегазового комплекса России // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 47. URL: http://e-

journal.spa.msu.ru/vestnik/item/47_2014tatarnikova_malyshev_malysheva.htm (21.10.2015).

27. Трудовой кодекс Российской Федерации // Гарант.ру [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/12125268/ (21.10.2015).

28. Грядущие проблемы. Пять лауреатов Нобелевской премии обсуждают то, что каждый из них считает наиболее серьезной проблемой, стоящей перед мировой экономикой будущего // Финансы и развитие. 2014. Вып. 51. № 3. С. 19. URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2014/09/pdf/nobels.pdf (21.10.2015).

29. Aghion Ph., Dewatripont M., Du L., Harrison A., Legros P. Industrial Policy and Competition // NBER Working Paper. 2015. № 18048.

30. Appendix II. Financial operations and transactions // International Monetary Fund. Annual Report 2014. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2014/eng/pdf/a2.pdf (21.10.2015).

31. Bhattacharyya S., Collier P. Public Capital in Resource-Rich Economies: Is There a Curse? CSAE Working paper WPS/2011-14 // Centre for the Study of African Economies [Website]. URL: http://www.csae.ox.ac.uk/workingpapers/pdfs/csae-wps-2011-14.pdf (21.10.2015).

32. Russian Federation Export Diversification through Competition and Innovation: A Policy Agenda. 2013 // World Bank [Official website]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/ bitstream/handle/10986/15821/684470RU0ESW0P0Box377382B00PUBLIC00.pdf?sequence =1&isAllowed=y (31.10.2015).

33. The Executive Opinion Survey: The Voice 69 of the Business Community // The Global Competitiveness Report 2012-2013. World Economic Forum.

URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-13.pdf (31.10.2015).

34. Van Empel С., Werna E. Labour oriented participation in municipalities: How decentralized social dialogue can benefit the urban economy and its sectors. Geneva: International Labour Office, 2010.

35. World Economic Outlook (October 2014). Washington: IMF, 2014.

Volodin A.P., Malishev M.A., Tatarnikova S.N.

Social and Labor Relations Under the Conditions of External Constraints: The Challenges and Opportunities of Social Partnership in Municipal Formations

Alexander P. Volodin — Chairman, Vologda region council of Mining and Metallurgic Workers Union, Cherepovets, Russian Federation. E-mail: petrovich@vo s gmpr. ru

Maxim A. Malishev — Ph.D., Associate Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Svetlana N. Tatarnikova — Deputy Director, Center for Social Partnership and Labor Relations, Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Annotation

The current crisis in Russia will take longer than the crisis of 2008-2009. Russia is forced to deal with long-standing issues in labor relations in emergency conditions. In these circumstances, it is necessary to strengthen the role of social partnership in the labor issues at all levels. The main social and economic workload is shifted by the state to municipalities as the level of administration closest to the population. Growing social tension requires the municipality to form a partnership with business and public organizations based on equal dialogue. On the example of the Vologda region, the article examines the challenges and opportunities of social partnership in municipal formations.

Keywords

Investments, economic activity, trade union, labor relations, collective bargaining, region, municipal formation.

References:

1. Aktual'nye problemy razvitiia sotsial'nogo partnerstva v sfere truda na sovremennom etape i predlozheniia po ikh razvitiiu: analiticheskaia zapiska. Moscow: ID "ATISO", 2009.

2. Basu K. Po tu storonu nevidimoi ruki. Osnovaniia ekonomicheskoi nauki / per. s angl. Moscow: Izd-vo Instituta Gaidara, 2014.

3. Biziukov P.V. Analiticheskii otchet "Trudovye protesty v Rossii v 2008-2014 gg.". Tsentr sotsial'no-trudovykh prav. URL: http://trudprava.ru/expert/analytics/protestanalyt/1357 (21.10.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Biziukov P. Monitoring TsSTP "Trudovye protesty v Rossii". Tsentr sotsial'no-trudovykhprav. Aprel' 2015. URL: http://trudprava.ru/monitoring/1452 (21.10.2015).

5. Bol'shaia press-konferentsiia Vladimira Putina. 18.12.2014. Prezident Rossii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://kremlin.ru/transcripts/47250 (21.10.2015).

6. VVP za I kvartal 2015 g. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/rates/46880c804a41fb53bdcebf78e6889fb6 (21.10.2015).

7. Vologzhanam budut privivat' "sanatornyi patriotism". Gubernator Vologodskoi oblasti Kuvshinnikov Oleg Aleksandrovich [Sait]. 14.04.2015. URL: http://okuvshinnikov.ru/news/vologzhanam budut privivat sanatornyj

patriotizm/ (21.10.2015).

8. Doklad ob ekonomike Rossii. Vsemirnyi bank [Ofitsial'nyi sait]. 24.09.2014. No 32. URL: http://www.worldbank.org/ru/country/russia/publication/russian-economic-report-32 (21.10.2015).

9. Ezhegodnyi otchet Gubernatora Vologodskoi oblasti v Zakonodatel'nom sobranii oblasti. Gubernator Vologodskoi oblasti Kuvshinnikov Oleg Aleksandrovich [Sait]. 22.04.2015. URL: http://okuvshinnikov.ru/intervi ew/ezhegodnyj otchet gubernatora oblasti v zakonodatelnom sobranii oblasti/ (21.10.2015).

10. Zakon Vologodskoi oblasti ot 29 noiabria 1996 goda № 120-OZ "O sotsial'nom partnerstve v Vologodskoi oblasti". Departament truda i zaniatosti naseleniia Vologodskoi oblasti [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.depzan.info/relations/partnership/nb/index.php (21.10.2015).

11. Zakon g. Moskvy ot 11 noiabria 2009 g. № 4 "O sotsial'nom partnerstve v gorode Moskve". Garant.ru [Informatsionno-pravovoi portal]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/moscow/214467/ (21.10.2015).

12. Monitoring sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia munitsipal'nykh obrazovanii Vologodskoi oblasti na 1 iiunia 2015 goda. Pravitel'stvo Vologodskoi oblasti [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://vologda-oblast.ru/vlast/ispolnitelnaya vlast/departament strategicheskogo planirovaniya vologodskoy oblasti/makroek onomika i strategicheskoe planirovanie/ (06.07.2015.).

13. Kiselev V.N. Rossiiskaia model' sotsial'nogo partnerstva (teoretiko-kontseptual'nyi analiz). Moscow: ID "ATISO", 2008.

14. Kolenkov I.I. Munitsipal'noe obrazovanie kak osnova territorial'nogo urovnia sistemy sotsial'nogo partnerstva. Trud i sotsial'nye otnosheniia. Spetsvypusk "Soiskatel", 2005, 1 (28), pp. 34-43.

15. Kudrin A.L., Gurvich E.T. Novaia model' rosta dlia rossiiskoi ekonomiki. Voprosy ekonomiki, 2014, 12. URL: http://www.vopreco.ru/rus/archive.files/n12 2014.html#top (21.10.2015).

16. Lenin V.I. Eshche raz o profsoiuzakh, tekushchem momente i ob oshibkakh tt. Trotskogo i Bukharina. PSS. T. 42. Bibliotekagazety "Revoliutsiia". URL: http://revolucia.ru/lenin eshe raz o profsoyuzah.html (21.10.2015).

17. Malyshev M.A. Gosudarstvo v sisteme rossiiskogo sotsial'nogo partnerstva. Moscow: Prometei, 2011.

18. Malyshev M.A. Uroven' razvitiia sotsial'nogo partnerstva v Rossii. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2012, 34. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/34 2012malyshev.htm (21.10.2015).

19. Medvedev D.A. Vystuplenie na Gaidarovskom forume 14 ianvaria 2015 g. Pravitel'stvo Rossii [Ofitsial'nyi sait]. 14.01.2015. URL: http://government.ru/news/16508 (21.10.2015).

20. Pil'man I.S. Munitsipal'noe razvitie: vozmozhnosti sotsial'nogo partnerstva. Moscow: Fond "Institut ekonomiki goroda", 2000.

21. Pokazateli urovnia zhizni naseleniia i zarabotnoi platy na territorii oblasti. Departament truda i zaniatosti naseleniia Vologodskoi oblasti [Ofitsial'nyi sait]. URL: http ://www. depzan. info/relatio ns/standard-of-living/im/index.php (21.10.2015).

22. Reiting Fonda "Peterburgskaia politika" za aprel' 2015 goda. Analiticheskii kommentarii. Fond "Peterburgskaiapolitika", 06.05.2015. URL: http://www.fpp.spb.ru/fpp-rating-2015-04 (21.10.2015).

23. Rutkovski M. Istinnye problemy, stoiashchie pered ekonomicheskoi politikoi Rossii. Mir peremen. Spetsial'nyi vypusk, 2015. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/mir.php (21.10.2015).

24. Smol'kov V.G. Munitsipal'noe obrazovanie. Moscow: ATiSO, 2001.

25. Solzhenitsyn A.I. Rossiia v obvale. Moscow: Russkii put', 2006.

26. Tatarnikova S.N., Malyshev M.A., Malysheva N.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: vliianie mirovogo ekonomicheskogo krizisa na deiatel'nost' organizatsii neftegazovogo kompleksa Rossii. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2014, 47.

URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/47 2014tatarnikova malyshev malysheva.htm (21.10.2015).

27. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Garant.ru [Informatsionno-pravovoi portal]. URL: http://base.garant.ru/12125268/ (21.10.2015).

28. Griadushchie problemy. Piat' laureatov Nobelevskoi premii obsuzhdaiut to, chto kazhdyi iz nikh schitaet naibolee ser'eznoi problemoi, stoiashchei pered mirovoi ekonomikoi budushchego. Finansy i razvitie, 2014, vyp. 51, no 3, p. 19. URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2014/09/pdf/nobels.pdf (21.10.2015).

29. Aghion Ph., Dewatripont M., Du L., Harrison A., Legros P. Industrial Policy and Competition. NBER

Working Paper, 2015, 18048.

30. Appendix II. Financial operations and transactions. International Monetary Fund. Annual Report 2014. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2014/eng/pdf/a2.pdf. pp. 10-11. (21.10.2015).

31. Bhattacharyya S., Collier P. Public Capital in Resource-Rich Economies: Is There a Curse? CSAE Working paper WPS/2011-14. Centre for the Study of African Economies [Website]. URL: http://www.csae.ox.ac.uk/workingpapers/pdfs/csae-wps-2011-14.pdf (21.10.2015).

32. Russian Federation Export Diversification through Competition and Innovation: A Policy Agenda. 2013. World Bank [Official website]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/15821/6844 70RU0ESW0P0Box377382B00PUBLIC00.pdf?sequence=1&isAllowed=y (31.10.2015).

33. The Executive Opinion Survey: The Voice 69 of the Business Community. The Global Competitiveness Report 2012-2013. World Economic Forum.

URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF GlobalCompetitivenessReport 2012-13.pdf (31.10.2015).

34. Van Empel S., Werna E. Labour oriented participation in municipalities: How decentralized social dialogue can benefit the urban economy and its sectors. Geneva: International Labour Office, 2010.

35. World Economic Outlook (October 2014). Washington: IMF, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.