Научная статья на тему 'Профсоюзы в системе социального партнерства'

Профсоюзы в системе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1042
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ПРОФСОЮЗЫ / TRADE UNIONS / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ / THE TRIPARTITE COMMISSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюменцева Ольга Васильевна

В статье анализируются нормативно-правовые положения в сфере развития системы социального партнерства. Определяется роль профсоюзов в современных условиях хозяйствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade unions in system of social partnership

In article are analyzed standard-legal status in sphere of development of system of social partnership. The role of trade unions in modern conditions of managing is defined

Текст научной работы на тему «Профсоюзы в системе социального партнерства»

мышленного консорциума; функциям и задачам, которым отвечают бизнес-единицы; методам соотнесения логики промышленного комплекса и консорциума как организационных структур; организационной кросс-матрице взаимодействия бизнес-единиц в консорциуме в рамках системы проектного управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гольдштейн Г.Я. Оценка качества сложных систем // Сб. докладов симпозиума «Методы представления и аппаратурный анализ случайных процессов и полей». Новосибирск, 1968.

2. Еськов М.С., Титов А.Б. Теория трансфера технологий. СПб.: ОЛЬКОР, 2005.

3. Тарутин A.B. Организация процесса поиска новой продукции российскими промышленными предприятиями // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2003. № 3. С. 4-9.

О.В. ТЮМЕНЦЕВА

Ольга Васильевна ТЮМЕНЦЕВА — аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПб ГУ ЭФ.

В 2009 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика сферы услуг.

^ ^ -Ф-

ПРОФСОЮЗЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА*

В современных условиях хозяйствования развитие экономики страны характеризуется расширением новых форм взаимодействия. Одной из таких форм стало социальное партнерство. Ведущее место в системе социального партнерства занимает Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений [4]. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие стороны Комиссии [5]. При этом численный состав каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Общероссийские объединения профессиональных союзов в составе Комиссии представлены десятью участниками:

Всероссийская конфедерация труда,

Федерация профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России, Конгресс российских профсоюзов,

Ассоциация российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности, Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, Федерация морского, речного и рыболовного флота, Конфедерация труда России,

ГРНТИ 06.71.51 © О.В. Тюменцева, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра социал. наук, проф. В.II. Сигова.

Федерация независимых профсоюзов России, Федерация профсоюзов работников морского транспорта, Объединение профсоюзов гражданской авиации.

Общероссийские объединения работодателей представлены следующими участниками: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Открытое акционерное общество «Рослегпром»,

Ассоциация совместных предприятий и международных объединений и организаций,

Союз работодателей машиностроения России,

Российское акционерное общество «Концерн "Росавтодор"»,

Российский союз строителей,

Российский союз химиков,

Конгресс российских деловых кругов,

Российский союз предприятий и организаций бытового обслуживания населения,

Российская ассоциация подрядных организаций в дорожном хозяйстве,

Союз углепромышленников России,

Агропромышленный союз России,

Российский автотранспортный союз,

Союз предпринимателей и арендаторов России,

Союз российских судовладельцев,

Российская топливная компания,

Лига промышленников и товаропроизводителей,

Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта,

Ассоциация промышленников горнометаллургического комплекса России,

Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России,

Концерн «Ростекстиль»,

Лига содействия оборонным предприятиям [там же].

Отметим, что согласно Трудовому кодексу РФ, комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон могут образовываться на следующих условиях:

— на равноправной основе по решению сторон,

— на всех уровнях.

Основными целями образования таких комиссий являются:

— обеспечение регулирования социально-трудовых отношений;

— ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров и соглашений;

— заключение коллективных договоров и соглашений;

— организация контроля за их выполнением.

На федеральном уровне деятельность Комиссии осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне трехсторонние комиссии могут формироваться на основании законов субъектов Российской Федерации, а также положений об этих комиссиях, утверждаемых представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии с разным уровнем социального партнерства — федеральным, межрегиональным, региональным и территориальным.

На локальном уровне может быть образована комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора [1].

Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» определены следующие принципы формирования Комиссии:

— добровольность участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности Комиссии;

— полномочность сторон;

— самостоятельность и независимость каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства Российской Федерации при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

Сформулированные в Законе о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений задачи соответствуют основным положениям, отраженным в Трудовом кодексе РФ. В ст. 4 рассматриваемого Федерального закона отмечено, что Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также определяет порядок подготовки проекта и заключения генерального соглашения.

Следует отметить, что в декабре 2010 г. состоялось заседание Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России, на котором рассматривался вопрос об утверждении проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 годы [3]. Соглашение является составной частью коллективного договорного процесса в системе социального партнерства. Оно служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений. В качестве приоритетной цели Соглашением выделена необходимость создания условий, содействующих:

— оживлению экономики в посткризисный период;

— повышению конкурентоспособности отечественной экономики;

— росту производительности труда;

— обеспечению стабильной занятости;

— развитию эффективной инфраструктуры рынка труда;

— подготовке квалифицированной рабочей силы;

— безопасности рабочих мест.

Кроме того, в документе определена значимость проведения социально-экономической политики, отвечающей современным требованиям рынка. В частности, необходима реализация мер, направленных на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержание социальной стабильности, обеспечение социальной защиты населения.

Указанные направления деятельности свидетельствуют о повышении значимости социальной составляющей в развитии экономики страны. В настоящее время роль профсоюзов как на рынке труда, так и в процессе развития народнохозяйственного комплекса страны в целом должна возрастать, что позволит достигнуть высоких показателей социального развития. Таким образом, реализуемые мероприятия будут способствовать планомерному развитию такой эффективной формы взаимодействия, как социальное партнерство.

ЛИТЕРАТУРА

1 ■ Трудовой кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

3. URL: http://profsouz-usi.org.ru/

4. URL: http://slovari.yandex.ru/

5. URL: http://www.vkt.org.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3 l&Itemid=45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.