Научная статья на тему 'Развитие танцевальной культуры России'

Развитие танцевальной культуры России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6662
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / DANCE / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / DANCE CULTURE / РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / DEVELOPMENT OF DANCE CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ван Бо

В статье даётся исторический анализ развития танцевальной культуры России. Рассматривая историю России, автор показывает основные вехи развития танцевальной культуры. Наибольшее внимание уделяется эпохе Петра I, который ввёл в обиход иностранные танцы, часто насильственно, под страхом наказания. Отношение к танцам при Петре I было серьезным «государственным» делом. Неумение танцевать считалось плохим тоном, потому бояре выписывали из-за границы учителей танцев или танцмейстеров. Законодательно устанавливались правила поведения, манеры общения с дамами в танце и даже в поклоне. Танцы в XiX характеризуются романтической порывистостью, тяготением душевной неволей, устремлением к более высоким идеалам, характерным для настроения народа. В ХХ веке с возвращением Олимпийских игр происходит интеграция спорта и танца, растет динамичность и эмоциональность танцев, например, фокстрот, танго, твист, рок-н-ролл. Анализ литературных источников позволил автору выявить следующие этапы развития танцевальной культуры России: танцевальная культура Древней Руси (VI XI века), танцевальная культура XVII начала XX веков, танцевальная культура Советской эпохи (1920-е 1990-е гг. ХХ века) и современная танцевальная культура (конец ХХ начало XXI века).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE DANCING CULTURE OF RUSSIA

The article gives a historical analysis of the development of Russian dance culture. Considering the history of Russia, the author shows the main milestones of the development of dance culture. The greatest attention is paid to the era of Peter I, who introduced foreign dances, often violently, under penalty of punishment. Attitude towards dances under Peter I was a serious “state” affair. The inability to dance was considered a bad form, because boyars were prescribed from abroad dance teachers or dance masters. Legislation established the rules of conduct, the manner of communicating with the ladies in dance and even in a bow. Dances in the XIXth are characterized by a romantic impetuosity, gravitation of the soul's bondage, aspiration to higher ideals, characteristic for the mood of the people. In the twentieth century, with the return of the Olympic Games, the integration of sport and dance takes place, the dynamism and emotionality of the dances grow, for example, foxtrot, tango, twist, rock and roll. Analysis of literary sources allowed the author to reveal the following stages in the development of Russia's dance culture: the dance culture of Ancient Rus (VI-XI centuries), the dance culture of the 17th-early 20th centuries, the dance culture of the Soviet era (1920s-1990s) modern dance culture (late XX early XXI century).

Текст научной работы на тему «Развитие танцевальной культуры России»

Библиографический список

1. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования. Дополнительное образование. 2005; 7: 9 - 11.

2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. Москва, 2010: 73 - 74.

3. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.

References

1. Filatova L.O. Kompetentnostnyj podhod k postroeniyu soderzhaniya obucheniya kak faktor razvitiya preemstvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2005; 7: 9 - 11.

2. Shishov S.E., Kal'nej V.A. Shkola: Monitoring kachestva obrazovaniya. Moskva, 2010: 73 - 74.

3. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.

Статья поступила в редакцию 15.09.17

УДК 7.011

Wang Bo (China), postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: 1617465160@qq.com

DEVELOPMENT OF THE DANCING CULTURE OF RUSSIA. The article gives a historical analysis of the development of Russian dance culture. Considering the history of Russia, the author shows the main milestones of the development of dance culture. The greatest attention is paid to the era of Peter I, who introduced foreign dances, often violently, under penalty of punishment. Attitude towards dances under Peter I was a serious "state" affair. The inability to dance was considered a bad form, because boyars were prescribed from abroad dance teachers or dance masters. Legislation established the rules of conduct, the manner of communicating with the ladies in dance and even in a bow. Dances in the XlXth are characterized by a romantic impetuosity, gravitation of the soul's bondage, aspiration to higher ideals, characteristic for the mood of the people. In the twentieth century, with the return of the Olympic Games, the integration of sport and dance takes place, the dynamism and emotionality of the dances grow, for example, foxtrot, tango, twist, rock and roll. Analysis of literary sources allowed the author to reveal the following stages in the development of Russia's dance culture: the dance culture of Ancient Rus (VI-XI centuries), the dance culture of the 17th-early 20th centuries, the dance culture of the Soviet era (1920s-1990s) modern dance culture (late XX - early XXI century).

Key words: dance, dance culture, development of dance culture.

Ван Бо, магистрант 2 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гэрцена,

г. Санкт-Петербург, Е-mail: 1617465160@qq.com

РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

В статье даётся исторический анализ развития танцевальной культуры России. Рассматривая историю России, автор показывает основные вехи развития танцевальной культуры. Наибольшее внимание уделяется эпохе Петра I, который ввёл в обиход иностранные танцы, часто насильственно, под страхом наказания. Отношение к танцам при Петре I было серьезным «государственным» делом. Неумение танцевать считалось плохим тоном, потому бояре выписывали из-за границы учителей танцев или танцмейстеров. Законодательно устанавливались правила поведения, манеры общения с дамами в танце и даже в поклоне. Танцы в XIX характеризуются романтической порывистостью, тяготением душевной неволей, устремлением к более высоким идеалам, характерным для настроения народа. В ХХ веке с возвращением Олимпийских игр происходит интеграция спорта и танца, растет динамичность и эмоциональность танцев, например, фокстрот, танго, твист, рок-н-ролл. Анализ литературных источников позволил автору выявить следующие этапы развития танцевальной культуры России: танцевальная культура Древней Руси (VI - XI века), танцевальная культура XVII - начала XX веков, танцевальная культура Советской эпохи (1920-е - 1990-е гг. ХХ века) и современная танцевальная культура (конец ХХ - начало XXI века).

Ключевые слова: танец, танцевальная культура, развитие танцевальной культуры.

Впервые термин «танец» пришел от поляков, которые прибыли в Москву с Дмитрием Самозванцем в Смутное время. До этого времени танцев на Руси не было, однако девушки водили хороводы, а также практиковались народные пляски, к которым было настороженное отношения. Пляски вместе со «Скоморо-шенными забавами» слыли «бесовскими играми» или «душепа-губным изобретением дьявола».

Михаил Федорович Романов для царской потехи приглашал немцев и поляков для увеселений, в том числе и танцоров. Например, в Кремле, в комедийной палате, в 1673 году давали пьесу с пениями и танцами «Орфей», в конце главный герой восхвалял царя и танцевал с пирамидами. Со временем любовь к танцеванию проявилась не только при дворе, знатные московские люди также устраивали танцы в своих домашних театрах (князья Долгорукий и Голицын, боярин Морозов и другие). Сменивший своего отца Алексея Михайловича молодой царь Федор не очень любил развлечения. Любовь к танцам питала правительница Софья, собиравшая у себя в хоромах молодых женщин и «устраивала веселые пляски».

Однако при Петре I русские пляски постепенно ушли из придворного быта, как отмечают историки, это произошло из-за замены на короткие камзолы длинных мужских костюмов. Петром I вскоре были введены танцы иноземные. По его указу всем российским девушкам и молодым людям было приказано танцевать

под страхом наказания. Дамы и кавалеры должны были обучаться у шведских офицеров иноземным танцам: менуэт, полонез и контрданс. Царственные особы - Петр, Екатерина, его супруга, и Елизавета, его дочь, принимали активное участие в этих танцах, довольно грациозно танцуя, как указывали их современники. Отношение к танцам при Петре I было серьезным, почти «государственным» делом.

В то время в России на первый взгляд «безобидные» танцы, превращались «в своеобразное орудие социальной борьбы с реакционным боярством». Имели место и быстрые танцы, носившие импровизационный характер. Считалось позорным неумение танцевать, потому бояре выписывали из-за границы учителей танцев или танцмейстеров. Законодательно устанавливались правила поведения, манеры общения с дамами в танце и даже в поклоне. И даже сам царь Петр любил изменять правила, менять фигуры, потешаясь над тем, кто не умел танцевать.

Одним из факторов, которые характеризовали в то время отношение к танцу, являлось то, что исполнение танцевальных движений уже не обуславливались ритуалом или игрой, естественной человеческой телесностью, потому у людей старшего поколения начинает возникать некое чувство протеста против навязываемых извне танцам.

Петр I ввел в обиход балы, что вызывало недовольство людей старшего возраста, но они же вызывали огромную радость

и энтузиазм у молодых людей. Сложившийся в допетровскую эпоху русский быт был тоскливым: основное занятие - поход в церковь, а затем скучное времяпровождение в избе. Публичные развлечения осуждались и редко практиковались (свадьбы отличались особенным весельем). Интересно, что в России так и не родились танцы в паре, что многие историки объясняют православной верой, которая предъявляла строгие нравственные требования к человеку, а потому чувственная телесность в явной, открытой форме была невозможной.

Таким образом, Петровские реформы сделали быт людей более гармоничным, не было необходимости скрывать желания развлекаться, данное желание у обеспеченных людей становится в эту эпоху естественным и не осуждалось. Наиболее уважаемыми танцами на балах считались менуэт, павана, куранта и другие. Но сам Петр I считал весьма скучными и сочинил более оживленный танец, впоследствии, во времена Анны Ионовны, в моду вошли русские танцы: «бычок» или «камаринская».

XIX век предоставил человеку большую свободу в выборе своего жизненного пути, и даже на чисто духовном уровне. Церковная догма в это время начала постепенно угасать. Светская жизнь стала столь популярной, что вытеснила церковную настолько, что о Боге стали вспоминать только по воскресеньям. Танцы этой эпохи характеризуются романтической порывистостью, тяготением душевной неволей, устремлением к более высоким идеалам, характерным для настроения народа. Главенствующим становится вальс как способ раскрепощения от условностей, церковной догмы.

В это время наблюдается постепенное угасание танцевальной салонной школы: считавшиеся обязательными в XVIII веке легкие прыжки заменяются обычными шагами. В Петербурге балы проводили в Зимнем Дворце или в Аничковом дворце, они пользовались бешеной популярностью у знати. На балах появилась фигура танцевального распорядителя, который следит за последовательностью танцев в проведении бала: открывали бал вальсом, первый тур вальса предоставлялся самым почетным лицам из числа приглашенных. Не обходился бал и без мазурки, и, конечно же, полонеза, менуэта. Нельзя не указать, что в то время появился еще один зажигательный танец - полька, успех польки затмевал популярностью все остальные. Завершался бал обычно танцем-игрой котильоном, считавшийся прощальным танцем всех участников бала.

В начале XX века в России насчитывалось уже семнадцать танцев: знать обожала танцевать польку, венгерку, миньон, фанданго, фигурный вальс, мазурку и многие другие. К этому времени в танцевальной культуре многое изменяется, изменения произошли в качестве танцевального исполнения, изменилась основа, развитие мирового хореографического искусства пошло по другому пути. В ХХ веке возвратились Олимпийские игры, в итоге происходит интеграция спорта и танца, растет динамичность и эмоциональность танцев, например, фокстрот, танго, твист, рок-н-ролл.

После того как из обихода исчезли балы, их функции заменили рестораны, которые совместили и кухню, и танец, и часто театр, что оказало огромное влияние на хореографическую культуру начала XX века. Французские рестораны, например, гремели своими кабаре. Танцевальную культуру того времени характеризовали поиск стиля, т. к. всё старое разрушалось, а но-

Библиографический список

вое кажется туманным и неясным, своеобразным мостом между миром обыденного и миром фантазии. В начале XX века происходит перелом в мировой политике, что повлекло революцию творческой жизни данного периода. Революцию в танцевальной культуре того периода внес танец танго, который представлял собой и бальный, и салонный танец. Исполнитель этого танца напоминает «туго натянутую тетиву, со стабильной мимикой, максимальной неподвижностью тела». В этом искусствоведы видят основные отличия танца танго от своих предшественников, где неизменно присутствовали прыжки, подпрыгивания, что выводит тело из его сдержанного состояния. Танго характеризуется ритмизованным ходом, что является причиной бешенной популярности данного танца. Таким образом, танец танго явился критерием стиля всей хореографической культуры в первой половине XX века.

Многие культурологи отмечают ХХ век неоднозначным и парадоксальным в истории России, как и в истории российской культуры. Эта неоднозначность и парадоксальность коснулись и танцевальной культуры. Отмечают несколько периодов или эпох в развитии танцевальной культуры в ХХ веке: «эпоха танцплощадок» (30 - 60 годы), «эпоха дискотек» (середина 60 - 90 годы). Шестидесятые многими отмечаются переломными годами в развитии танцевальной культуры в России.

События конца XX - начало XXI веков предоставили человеку большую свободу волеизлияния, поведения, а также вариантов проведения досуга - ресторан или кафе, творческие судии и кружки, спортивные секции, караоке, боулинг, даже экстремальные развлечения. В этом списке хореография занимает достойное место, многие люди стали заниматься различными танцами: от традиционных народных и бальных, до специфических танцев модных молодежных субкультур. Благодаря своей популярности танец был и остается в русле модных трендов, выбор танца зависит от вкусов и предпочтений человека. Мы может увидеть в танцевальной студии или на танцевальном вечере рядом с молодежью людей среднего и даже зрелого возраста, чувствующих себя свободно и раскованно. Отдельные авторы отмечают, что массовый характер танцевальной культуры вызвал отрыв молодежной танцевальной культуры от культурной национальной идентичности. Отмечается также полифункциональность хореографической культуры, танец стал выступать способом проведения досуга, релаксации, средством коммуникации между людьми, средством реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья и т. д.

Немаловажную роль танец играет в воспитательном процессе школьников в связи с появлением в учебном плане школьников часов дополнительного образования [1]. Для обеспечения дополнительного образования необходимы подготовленные кадры, в связи с этим в учебном плане хореографических отделений художественных вузов появились такие современные танцы, как хип-хоп, брейк-данс и т. д., которые часто выбирают школьники для дополнительных занятий.

Таким образом, анализ литературных источников [2; 3] позволил нам выявить следующие этапы развития танцевальной культуры России: от танцевальной культуры Древней Руси (VI -XI века), танцевальной культуры XVII - начала XX веков, танцевальной культуры Советской эпохи (1920-е - 1990-е гг. ХХ века) до современной танцевальной культуры (конец ХХ - начало ХХ! века).

1. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

2. Хореография. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. 4-е изд. Москва: Советская энциклопедия, 1986.

3. Толстых И.Н., Грищук Г.Н. Культура танца. Available at: http://abc.vvsu.ru/Books/pr_kultura_tanca/

4. Морина Л.П. Танец в системе массовой культуры. Российская массовая культура конца ХХ века: материалы круглого стола. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

References

1. Brusnicyna A.N. Vospitanie tanceval'nojkul'tury shkol'nikov vhoreograficheskih kollektivah uchrezhdenijdopolnitel'nogo obrazovaniya detej: lichnostno-deyatel'nostnyjpodhod. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

2. Horeografiya. Sovetskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnyj redaktor A.M. Prohorov. 4-e izd. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1986.

3. Tolstyh I.N., Grischuk G.N. Kul'tura tanca. Available at: http://abc.vvsu.ru/Books/pr_kultura_tanca/

4. Morina L.P. Tanec vsisteme massovojkul'tury. Rossijskaya massovaya kul'tura konca HH veka: materialy kruglogo stola. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obschestvo, 2001.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.