УДК 800:793.3
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ HISTORY OF ORIGIN OF DANCING TERMINOLOGY
В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко V.N. Karpenko, I.A. Karpenko
Белгородский государственный институт искусств и культуры, 308033, Россия, г. Белгород, ул. Королёва, 7 Belgorod State Institute of Arts and Culture, 7, Korolyov Str., 308033, Belgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают танец как культурное явление, отражающее тип и особенности культуры этноса в определенную культурно-историческую эпоху с помощью своего особого пластического языка. Появление любого танцевального стиля указывает на возникновение новой терминологии. Определенный танцевальный термин неразрывно сосуществует с методикой исполнения данного движения.
Abstract. In this article authors examine dance, as cultural phenomenon, reflecting a type and features of culture of ethnos in a certain cultural and historical epoch by means of the special plastic language. Appearance of any dancing style specifies on an origin to new terminology. A certain dancing term indissolubly coexists with methodology of execution of this motion.
Ключевые слова. Танец, танцевальная терминология, древнейшая цивилизация, культура Возрождения, хореографическое искусство.
Keywords. Dance, dancing terminology, most ancient civilization, culture of Revival, choreographic art.
Современная танцевальная терминология - это открытая, подвижная система наименований танцев, танцевальных движений, фигур, позиций. Для нее характерны лексико -семантические взаимосвязи с общелитературным языком и другими терминологиями. Большое значение имеет изучение ассоциативных отношений в лексике и установление специфики хореографической терминологии.
Любое направление в хореографии имеет свою терминологию. Народный танец разговаривает на языке своего народа. Так русский танец имеет русскоязычную терминологию, испанский танец - испанскую и т.д. А вот французская терминология используется не только в классическом танце, но и в историко-бытовом танце, частично в танцах современных направлений хореографического искусства.
Более ста лет развивается современный танец различных стилей, манер и направлений. Профессиональное изучение современного танцевального искусства требовало возникновения терминологии. Так как современный танец берет свое начало в Америке, то термины, использующиеся в преподавании современного танца, являются англоязычными. Англоязычную терминологию используют и в современной спортивной бальной хореографии. Большинство терминов современных направлений хореографии заимствованы из классического танца, но следует знать, что эти движения в большинстве случаев видоизменяются.
Многие термины - названия элементов, движений, композиционных приемов и т.д., возникшие еще в средневековье, плотно вошли в терминологию самых различных видов танца. С помощью них можно проследить как изменялись движения, как один и тот же термин имел разные обозначения в разные эпохи.
Исторически сложившиеся термины большинства движений носят описательный характер, также могут указывать определенные направления выполнения движения. Однако большинство терминов образовывались на фоне сравнения и многие термины напрямую связаны с методикой выполнения конкретных движений и элементов. В названиях некоторых терминов имеют место название частей тела.
Профессионализация танцевального искусства обусловила возникновение сценической хореографии, которая в свою очередь определила необходимость закрепления и дальнейшего развитияпрофессионального языка - терминологии в хореографическом искусстве.
Танец - это искусство пластических и ритмических движений тела, а также ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке [9, с. 789].
Возникновение танца связано, прежде всего, с видением человека окружающего его мира и его жизненной деятельностью. Сначала движения, мимика, жесты соединялись воедино, а потом все это подвергалось тщательной обработке на протяжении многих веков. Каждое движение или элемент приобретал свое название и назначение. Знания о развитии танца, законах хореографического искусства и его терминологии, как и о любом виде искусства, передавались из поколения в поколение.Так как с самых древнейших времен и до настоящего времени танец являлся неотъемлемой частью жизни общества. Во времена первобытного строя, человек осваивал обширные территории, и это накладывало свой отпечаток на его жизнедеятельность. Сначала танец вбирал в себя черты племени, а позже целой народности [14, с. 13].
К древнейшим танцам относятся:
• ритуальные, культовые пляски, обрядовые пляски-игры. Человек, чтобы добиться благоприятных условий для своего труда, старался всячески ублаготворять богов особыми магическими действиями - различными ритуалами и обрядами. А происходило это от необъяснимых для человека того времени природных явлений, которые он для себя объяснял «волей богов», каких-то высших неведомых существ. Обрядовые пляски-игры, отображающие трудовые процессы;
• охотничьи пляски, копирующие движения и повадки зверей и птиц и исполняющиеся обычно до и после охоты;
• военные пляски, борьба народов и столкновения между ними, само собой вели к сражениям между ними, что и привело к возникновению военных плясок. Тот кто уходил в поход, тот и участвовал в подобных плясках. В руках у танцующих воинов было оружие соответствующее определенному времени. В сюжетах таких военных плясок имело место отражение мифов и преданий о героях [6, с. 33-34]-
Истоки танцевального искусства берут начало в глубокой древности, предположительно в период неолита (8-5 тыс. лет до н.э.), этому свидетельствуют наскальные рисунки с изображением танцующих фигур. Танцующий человек на наскальных рисунках - высокий образец танцевальной культуры древнего человека, танец эпохи палеолита является прародителем всех видов современного танца. Палеохореография (Paleochoreography) - зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов. В конце ХХ века в Новосибирске на стыке дансологии и философии сформировалось новое научное направление в исследовании древнейших объектов искусства, получившее название Палеохореография. Каждый анализ палеохореографов давал неожиданные, сенсационные результаты, противоречащие традиционным представлениям историков, дансологов, культурологов, не вписывающиеся в философские концепции гносеологии культуры. К таковым относится фиксация на палеолитических объектах элементов и движений, традиционно считавшиеся прерогативой техники европейского классического танца.
Человек познавал природу, активно воздействуя на нее. У него возникали образы, которые находили выражение в музыкальных звуках, в слове, в рисунках, в движениях. Это не было бессознательным копированием окружающего мира, с помощью искусства человек закреплял результаты жизненного опыта, расширяя представление о действительности. Появление танца тесно связано с осознанием ритма. Ритмические телодвижения несли в себе различное содержание, это дало предпосылку для появления множества теорий о происхождении танца [5, с.
18-19]-
Изначально танец был неким способом самовыражения и общения. Человек отождествлял себя с явлениями природы и считал, что он имеет возможность воздействовать на них с помощью магии. Поэтому, важные события древние люди выражаличерез ритуальный танец.
С помощью танца люди обращались к богам, поднимали боевой дух перед сражением или охотой, а также танец являлся мощным оружием массового внушения и сплоченности. Танцы, инсценирующие сцены охоты, согласно представлениям первобытного человека, должны были обеспечить удачу на охоте. Так же часто встречались танцы, в которых люди копировали поведение животных. Первой музыкой для первобытных людей служили барабаны, шум амулетов и браслетов-
Следы возникновения древнейших цивилизации восходят к IV тысячелетию до н.э. Возникали они на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки. Анализируя танцы древнейших цивилизаций, можно увидеть их национальные особенности, своеобразие пластики и манеру движений, присущую тому или иному народу. Также, можно рассмотреть множество совпадений в исполнении движений разных народов, причем находящихся территориально далеко друг от друга [3, с. 19-22].
Культура Древнего Египта была насыщена танцами и музыкой, и ни одно событие не обходилось без них. Считается, что танец был для египтян основным из видов
времяпрепровождения. Следует подчеркнуть, что люди высокого социального ранга не участвовали в плясках, а только наблюдали за нанятыми танцорами. За время развития танцевальной культуры Египта сформировалось несколько видов хореографии: ритуальные и религиозные танцы, военные танцы, гаремные и танцы для развлечений. Часто танец превращался в театрализованную постановку, например, танец изгнания злых духов, театрализованный погребальный обряд и т.п. [1].
Танец в Древней Индии имел религиозное начало и является по сей день одним из главных достоинств страны. Прародителем древнеиндийского танца был Бог Шива, танцующие фигурки которого, почитают в Индии до настоящего времени. Танец считался одной из частей буддистских богослужений. Отношение к искусству как выражению божественной внутренней красоты в человеке, укрепило его на одной ступени с религией. Канонизация танца и его активное развитие привело к возникновению индийской классической школы танца. Эта школа основывалась на особенностях танцевального искусства разных областей страны. Содержание индийского танца раскрывается не только за счет особой пластики тела, но и каждое движение пальца, жест или взгляд имеет огромное значение [12].
Танцы Древнего Китая основывались на плясках шаманов и изображали обряды жертвоприношения. Такие танцы сопровождались громкими и резкими криками и заклинаниями. Постепенно культовые танцы канонизировались. Особое значение в танце имел рисунок. Танцоры образовывали композиции из иероглифов, тем самым объясняя содержание танца. Довольно часто для придания действу яркости и самобытности использовались дополнительные атрибуты - веера, шарфы и перья [14].
Расцвет древнегреческого искусства берет начало две с половиной тысячи лет назад. С тех пор мир изменился до неузнаваемости. Но слава и сила древнегреческого искусства оказалась вечной. Произведения греческого искусства отличались реализмом и гармонией и высоким нравственным началом. Греки придавали огромное значение доблести человека, и считали, что она проявляется в его поступках и облике.
Огромную роль в развитии эстетического начала играли общественные культовые празднества, а затем торжественные процессии и театральные представления. Древнегреческое искусство основывалось на религиозном культе и мифологии. Очеловечивание образов являлось характерной чертой мифологии Древней Греции. Представление о совершенном человеке греки выражали с помощью образов богов и героев [18].
Танец в Древней Греции несет не только эстетическую, но воспитательную функцию. Он был обязательным для преподавания во всех учебных заведениях. Первые хореографические термины были оставлены в трудах таких философов, как Аристотель, Плутарх и Платон. Они разделили танцы на несколько видов: общественные, культовые, сценические и воинственные. Древнегреческие танцы назывались хороводами, но не всегда требовали кругового построения. Богам Олимпа посвящались медленные и торжественные танцы. Быстрые и зажигательные пляски были предназначены богу Вакху. Греки называли его Дионисом. Его считали богом растительности, виноделия и вдохновения, культ которого был связан с неистовыми танцами, зажигательной музыкой и неумеренным пьянством, что было чуждо для греков.
Военные танцы приравнивались к общефизической подготовке и преподавались в школах Древней Спарты. Они отличались сложными постановками и насыщенностью движений. Зачастую, чтобы придать реализм танцевальному произведению использовались различные атрибуты: мечи, копья, факелы, дротики, луки, щиты и др. Сценические танцы были тесно связаны с театром и исполнялись в спектаклях свободными гражданами, их называли «хоревтами». Такой танец был основан на создании определенного ритма, который отбивался ногами с помощью специальных железных или деревянных сандалий, в качестве дополнения на средние пальцы рук надевались кастаньеты из устричных раковин [10, с. 9].
Одновременно с процветанием эллинистических центров возрастала огромная римская держава. Но непреклонный и суровый Рим преклонил голову перед греческим искусством. Танцевальное искусство Древнего Рима впитало в себя особенности древнегреческого танца в период эллинизма, когда для него было характерно развлекательное начало. Именно тогда в Древнем Риме возник один из распространенных на сегодня жанров - пантомима. Во времена императорского Рима начали возникать массовые зрелища - пиррихи, которые проводились в Колизее.
В Древнем Риме возникло такое понятие как «салийский танец». Специально для танца были подобраны представители знатных родов, в составе двенадцати жрецов. Исполнялся салийский танец в храмах, прославляя героев и богов. Ритуальный танец имел важное значение для римлян. Ритуальные танцы связаны с культом плодородия. Со временем они переросли в народные массовые гуляния, шествия и карнавалы [2, с. 59-60].
Средние века - это огромная эпоха человеческой истории. Она возникла и существовала на почве феодализма. Переход к феодализму осуществлялся у всех народов по-разному. Это было
отражено на искусстве средних веков. Средневековье оставило образцы первых бытовых танцев, несмотря на жестокий нрав инквизиции и запрет на светские и народные зрелища. Первые бытовые танцы делились на два вида: бассдансы - медленные и торжественные танцы, исполняемые знатью, и бранли, которые танцевались крестьянами. Они имели более трехсот видов. Несколько бытовых танцев, которые распространены сейчас, произошли от бранлей -гавот, менуэт, ригодон, паспье и бурре [10, с. 10].
Русский народный танец берет свое начало в обрядах и играх древнеславянских племен. Большинство танцев были связаны с культом земледелия, подражанием повадкам животных и природным циклом. Тогда танец был неразрывно связан с песней. Основной танцевальной формой, которая сохранилась до нашего времени, является хоровод, который исполнялся по кругу и линейно. Состав участников был либо смешанный, либо чисто женским. В танце большую роль играло драматическое начало, музыка и рисунок танца. Особенности русского народного танца вскоре повлияют на сценический танец и становление балетного искусства в России. Во-первых, манера исполнения и движения женского танца отличались от мужского, выразительность пластики всего тела сочетается с техничными движениями ног, эти особенности сохранились до сих пор.
Появляются новые танцевальные формы, такие как пляски. Они различались на массовые, парные и сольные. Танцы отличались по манере и технике исполнения, а костюмы орнаментом и цветовой гаммой в зависимости от территориального расположения народа. Во времена Киевской Руси танцевальное искусство отражается в творчестве скоморохов - бродячих актеров, которые внесли большой вклад в развитие и популяризацию русского народного танца. Важно отметить, что они являлись первыми профессиональными исполнителями русского танца. Труд скоморохов не оценим. Привнося в пляску новую лексику, они усложняли рисунок танца, порой сочиняли новые пляски и привносили туда яркий игровой элемент [7].
Возрождение - это эпоха расцвета всех искусств. Культура Возрождения берет свое начало в Европе, где раньше всего возникли условия для перехода от феодализма к капитализму. Культура Возрождения строится на принципе гуманизма, утверждении достоинства и красоты человека, его творческого начала. Эпоха носила светский характер и проявляла интерес к античной культуре.
Во времена эпохи Возрождения бытовой танец принял форму сценического танца. Тогда появились первые спектакли, называемые балетами. Но так назывались они условно, так как включали в себя не только танец, но и вокал, музыку и словесные монологи. Первый спектакль был поставлен в Италии в 1489 г. Появились первые учителя танца, которые стали его теоретиками. Тогда был написан труд Фабрицио Карозо «Иль Балерино», созданный в 1581 г. [2, с. 44].
Во времена классицизма происходит профессионализация танца, стремительное развитие которого требовало упорядочивание движений и их освещение в специальных словарях. Первый балетный словарь родился во Франции благодаря королю Людовику XIV, который любил танцевать и усердно обучался этому искусству. В 1661 году Людовик решил организовать Королевскую Академию танца, объединившая 13 лучших педагогов.
Людовик XIV приказал балетмейстеру Пьеру Бошану, руководителю данной академии, систематизировать балетные движения. Тогда были описаны основные балетные па, шаги, которые сохранились до сих пор, их изучают в балетной школе, их повторяют артисты балета на репетициях, их исполняют артисты на сцене [13].
Одним из ярких хореографов XVIII в. был Жан-Жорж Новерр - французский балетмейстер - реформатор. Он первый выделил главенство постановщика в спектакле и определил профессию «балетмейстер». В 1760 г. Жан-Жорж Новерр выпустил свой труд «Письма о танцах и балетах», где изложил принципы постановочной и педагогической работы, законы актерского мастерства, музыки, драматургии и анатомии. После французской буржуазной революции вернулся интерес к бытовому танцу, возобновляются красочные народные празднества. Ближе к XIX веку войдет в моду вальс [16].
В отличие от Западной Европы, в России танец, исполнявшийся в придворном быту, был запрещен до эпохи Петра I. В среде высших сословий танец считался греховным действом. И только при Алексее Михайловиче в 1673 г. появился первый придворный «Балет об Орфее», а при Петре I вводятся первые общественные балы. Появляются иноземные хореографы, и учебный репертуар строится на изучении гавотов, менуэтов и контрдансах, а русский народный танец уходит на второй план и исполняется только лишь среди крестьян. Россию начинают посещать европейские танцевальные труппы [8, с. 8-10].
Много новшеств было привнесено в танцевальную историю во времена романтизма. В XIX веке на профессиональной сцене было рождены знаменитые романтические балеты, такие как «Сильфида», «Жизель». Возникла новая танцевальная техника в балете - танец на пуантах. Система светского образования включает в себя обязательное обучение танцам, для этого
собирались специальные танцевальные классы и нанимались опытные педагоги. В репертуар входили полька, полонез, галоп, мазурка, кадриль и различные виды вальса.
Во второй половине XIX века Россия лидировала в области классического балета, а в Западной Европе появляется новый жанр - балет феерия, который включал в себя световые эффекты, трюки, театрализацию и носил больше развлекательный характер. Позже балет-феерия повлияет на возникновение новых жанров: водевиля, оперетты и мюзикла [17].
В Москве и Санкт-Петербурге открываются новые учебные заведения, которые позже станут хореографическими училищами. Создается первая русская балетная труппа, а бальный танец становится главным элементов дворянского воспитания. И так к началу XIX века в России, танец становится актуальным и активно развивающимся искусством.
Начало XIX века дарит нам первых отечественных балетмейстеров. В эпоху войны 1812 г. создавались музыкально-танцевальные спектакли на тему патриотизма. Русский народный танец начинает использоваться в спектаклях. Не смотря на исполнение под народную музыку, сам танец был весьма приукрашен и стилизован. Бурно развивается бытовой танец. Появляются вальс, мазурка, полька, французская кадриль и котильон [8, с. 28-29].
С началом XX века в Европе и Америке появляются новые танцевальные направления -ритмическое воспитание, свободный танец, танец-модерн и джаз-танец. Эмиль-Жак Далькроз стал основателем эуритмики. Он создал свою теорию ритмического воспитания, которая была направлена на развитие и координацию физических, эмоциональных и музыкальных возможностей. Теория нашла свое применение в специально созданном в Германии Институте ритма. Американская танцовщика Айседора Дункан проповедовала гармонию древнегреческого танца и была противником классического балета. Танцевала она босиком, поэтому ее последователей прозвали «босоножками». В связи с ограниченным объемом танцевальной лексики, Дункан так и не смогла создать свою танцевальную систему.
В Америке появляется новое танцевальное направление - джаз-танец, который формируется на основе африканского танцевального фольклора. Позже джаз-танец повлияет на классическую хореографию и танец-модерн.
Рудольф фон Лабан и Мэри Вигман становятся наиболее известными в истории танца модерн. Р. Лабан создает неповторимую теорию анализа и записи движений. М. Вигман становится основоположницей экспрессионистического танца. Марта Грэхем и Дорис Хамфри продолжают развивать танец-модерн в США. Во второй половине XX века появляется стремление соединить классическую хореографию и танец-модерн. В Англии появляется новое танцевальная форма - конкурсный бальный танец, который берет свои истоки в бытовом танце. Позже конкурсный бальный танец отдалился от хореографии и примкнул к спорту [15].
Наиболее значимым событием в развитии хореографического искусства не только в России, но и в мире стали «Русские сезоны», балетные спектакли русской труппы в Париже. В 20-е годы XX века в связи с поиском новой пластики открываются танцевальные студии - чечетка, спортивный и акробатический танец, свободная пластика в стиле Дункан. Хореограф Федор Лопухов обогатил классическую хореографию элементами акробатики. В это время появляются первые самодеятельные коллективы. Проходят всевозможные танцевальные смотры, конкурсы, олимпиады и фестивали. Создаются профессиональные ансамбли народного танца, первым из которых был «Государственный ансамбль народного танца»под руководством Игоря Моисеева, а позже «Березка» под руководством Надежды Надеждиной. На балетной сцене появляется жанр драматического балета [10, с. 17-19].
До настоящего времени танец - это активно развивающееся явление. Постоянно совершенствуясь, танец приобретает новые формы и качества, что свидетельствует о возникновении новых стилей. В зависимости от времени, географического расположения, контингента людей, среди которых образовался этот стиль, формируется и развивается танцевальная лексика. В любой стране наблюдается развитие не только национального танца, но и заимствованных танцевальных направлений, которые обычно видоизменяются и приспосабливаются к национальным особенностям региона. Появление любого танцевального стиля указывает на возникновение новой, присущей данному направлению, терминологии [11, с. 94].
При описании любого танцевального движения нельзя ограничиться одной терминологией, так как за ней следует методика исполнения движений. Поэтому все труды по хореографии включают в себя неразрывно терминологию и методику. Компетентность в области специальных хореографических терминов ускоряет процесс обучения и дает возможность общения с хореографами, кратко осуществить запись учебных комбинаций, этюдов, урока и понимание специальной литературы.
В 70-80-х гг. XX в. отечественная лингвистика упорно работала над упорядочением и стандартизацией научной и технической терминологии. Создавались государственные и международные стандарты на терминологию, а также составлялись терминологические словари.
Термины выполняют коммуникативную функцию языка, т.к. не только называют предмет, но и предоставляют информацию о нем. Они имеют высокую смысловую точность и краткость. Термины систематичны и склонны к терминообразованию, т.е. к созданию производных терминов и терминологических словосочетаний [4, с. 49].
Создание терминологических словарей всегда являлось актуальной проблемой. Развитие танцевального искусства и систематическое появление новых терминов требует создания универсальных терминологических словарей.
Вывод. Термин - это особая лексическая единица, являющаяся названием определенного понятия какой-либо науки, техники или искусства. В связи с увеличением объемов специальной лексики, с проблемой формирования и применения терминов сталкиваются специалисты и ученые разных областей знаний. Сегодня мы можем увидеть проблемы формирования и изучения танцевальной терминологии. Увеличивается интерес к танцевальному искусству, появляются новые виды хореографии, все это подразумевает возникновение новой терминологии, что дает толчок для ее подробного изучения.
Развитие танцевального искусства и систематическое появление новых терминов требует создания универсальных терминологических словарей, которые бы включали в себя перевод термина, его происхождение, анализ и методику исполнения движения, которое названо данным термином. В будущем создание единого танцевального словаря, включавшем в себя терминологию всех актуальных танцевальных направлений, ускорило бы процесс обучения и подготовки будущих специалистов. Ведь компетентность в области специальных хореографических терминов дает возможность общения с хореографами, понимания специальной литературы, а также осуществления кратких записей учебных комбинаций, этюдов и уроков.
Литература
1. Бороздина Т.Н. Древнеегипетский танец. / Т.Н. Бороздина. - М.: Д.Я. Маковский и Сын, 1919- -
36 с.
2. Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов. Выпуск I. / Н.Я. Вашкевич. - М.: Издательство Кнебель, 1908. - 85 с.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. 3-е изд., доп. / Н.А. Дмитриева. - М.: Искусство, 1985. - 319 с.
4. Зимин В.И. Лексическое значение как объект комплексного описания в словарях: Автореф. дис. док. филол. наук. / В.И. Зимин. - Краснодар: 1994. - 105 с.
5. История зарубежного искусства: Учебник НИИ теории и истории изобраз. искусств ордена Ленина Акад. художеств СССР/ Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. - 4-е доп. изд. - М.: Изобраз. искусство, 1984. - 504 с.
6. Карпенко В.Н. Хореографическое искусство и балетмейстер: Учеб. пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
7. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов хореограф. отд-ий ин-тов культуры, балетмейст. ф-тов театр. ин-тов и учащихся хореограф. училищ /А.А. Климов. - М.: Искусство, 1981. - 270 с.
8. Красовская В.М. История русского балета: Учебное пособие / В.М. Красовская. - Л.: Искусство, 1978. - 231 с.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. -4-е изд. доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
10. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: учеб. пособ. для студ. средн. проф. образ. / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004. - 254 с.
11. Ткачук МА. Культурные и идеологические факторы регионализации. К проблеме определения понятия «танец» / М.А. Ткачук / / Ойкумена. - 2011. - № 2 (17). - 214 с.
12. Диалекты танца Индии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.vkarp.com/ - (Дата обращения: 09.06.2016).
13. Документальный фильм «Абсолютный слух: о балетных терминах». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oPxh_wej5kI - (Дата обращения: 09.06.2016).
14. История китайского традиционного танца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.livejournal.com/ - (Дата обращения: 09.04.2016).
15. Ритм и пластика в танце начала XX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р:/Дапес-wiki.com/ - (Дата обращения: 15.06.2016).
16. Танцевальные жанры XVII-XVIII веков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://helpiks.org/ - (Дата обращения: 13.06.2016).
17. Танцевальные жанры XIX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.balletmusic.ru/dances_6.htm - (Дата обращения: 14.04.2016).
18. Хаммонд Н. История Древней Греции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://litresp.ru/ - (Дата обращения: 09.06.2016).