Е.Ю. Дегтярева
ВАЛЬС. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Удивительное количество исторически сложившихся танцевальных стилей являются современными и в XX в., однако танец вальс уже существует не одно столетие. Курт Закс, историк танца, указывает на то, что «корни всех круговых танцев теряются в сумерках неолита» [4, с. 410]. Многие быстрые народные танцы, содержащие элементы вращения, описаны еще в XVII и XVIII вв. в Италии (Volta), в Германия (Weller), в Австрии (Landler). В связи с этим особую актуальность представляет собой исследование условий становления вальса, основных особенностей и предпосылок дальнейшего развития этого танца.
Ключевые слова: бальные танцы, европейская программа, латиноамериканская программа, вальс, венский вальс, танцевальная позиция.
Вольта (итал. - volta, от voltare - поворачивать) - старинный парный танец, разновидность гальярды, темп быстрый, размер трехдольный. Во второй половине XVI - начале XVII вв. этот танец был популярен в придворном быту многих европейских стран, особенно во Франции и Англии. Основное па танца состояло в том, что кавалер быстро и резко поворачивал высоко в воздухе танцующую с ним даму, поддерживая ее за талию. Нетрудно догадаться, что блюстителям морали этот танец казался излишне смелым, даже вызывающим. Тем не менее он был любим и исполнялся в XVI в. во всех европейских странах. Существовало мнение, что вольта была любимым танцем королевы Елизаветы Английской, но наибольший успех она имела при французском дворе. Некоторые исследователи усматривают в движениях вольты, связанных с подъемом дам в воздух, прообраз будущей поддержки в сложной технике сценического танца. В литературе первое упоминание о танце, ритм которого составлял 3/4, датируется 1559 г. и относится к народному танцу, который был популярен во Франции в провинции Прованс и назывался вольтой. Хотя по другим сведениям вольта являлась итальянским народным танцем, поскольку название танца произошло от итальянского слова «voltare» (поворот).
Таким образом, с самого своего появления этот танец ассоциировался с кружащейся парой. В XVI в. вольта стала одним из популярных танцев на королевских балах, проходивших в Западной Европе. Изначально музыкальный размер этого танца был 3/2, затем танец стал более медленным, его размер был уже 6/4. Партнеры танцевали в закрытом положении, партнерша должна была находиться слева от партнера. Партнер обнимал партнершу за талию, партнерша опускала свою правую руку на его плечо и держала подол платья в левой руке. Как и в любом другом круговом танце, вращение выполнялось вокруг партнера. Для этого партнерше нужно было делать более широкие шаги. Например, в «норвежском» вальсе партнер помогает партнерше делать широкие шаги, как бы приподнимая её в воздух, таким образом уравновешивая разницу в шагах мужчины и женщины. Для того чтобы выполнять такие па при исполнении вольты, партнеры должны были находиться друг от друга на столь маленьком расстоянии, что многими этот танец стал осуждаться, а некоторые моралисты даже объявили его безнравственным. Именно поэтому Людовик XIII (1601—1643) запретил исполнять вольту на балах.
В то время как в Италии и Франции получила распространение вольта, в Чехии был очень популярен веселый и задорный танец фурмант, что означает «франт», «гордец». Парень, подражая франтоватому богачу, сначала горделиво выступает, шествует, затем начинает бегать по кругу за своей партнершей и, поймав ее, обнимает за талию и кружится в веселом танце под одобрительную песню и притопывание остальных участников танца и зрителей.
В австрийской области Ландль танцевали степенный танец лендлер, в котором также использовались элементы вращения в паре: кавалер, выведя понравившуюся ему партнершу на круг, вращал ее вокруг себя. Была и немецкая разновидность лендле-ра — быстрый, стремительный вальцер (от немецкого слова walzen — кружиться).
В 1754 г. в Германии впервые появилась специальная музыка для исполнения waltzen (вальтзен). До настоящего времени
не установлена точная связь между вальтзен и вольтой. Но, согласно одной из версий, эти танцы связаны между собой, так как слово waltzen на немецком языке того времени означало «вращаться» или «вращение».
Вальтзен, как и вольта, был раскритикован светским обществом. В 1797 г. была даже издана брошюра под названием «Доказательства того, что вальсирование является главным свидетельством слабости тела нашего поколения».
Собственно вальс - такой, каким мы его знаем, - получил распространение в Вене в начале 1800-х гг. Его разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне подобающими.
В Англии вальс широко осуждался и считался аморальным, в связи с так называемой «закрытой» танцевальной позицией, а также в связи с тем, что он исполнялся в очень быстром темпе (под музыку 60 ударов в минуту по метроному) и с использованием постоянных вращений и поворотов, во время которых расстояние между партнерами, по мнению пуританской морали, было неприлично и недопустимо близким.
Для того чтобы понять возмущение английских пуритан, вызванное этим новым бытовым танцем, нужно вспомнить о величественных и медленных танцах предыдущих веков: менуэте, аллеманде, контрдансе и других придворных танцах. Эти бальные танцы французского высшего общества отличались изысканными и элегантными движениями с учтивыми поклонами, дистанцией между танцующими и аккуратными, точными шагами. Они были манерными, плавными, характеризовались строгостью отношений между партнерами и сложными схемами рисунков. Танцевались придворные танцы на расстоянии вытянутой руки, танцоры носили перчатки, и телесный контакт был невозможен. Поэтому диаметрально противоположный стиль танца - венский вальс - вызвал бурю негодования у ревнителей строгой морали.
Борьба против венского вальса велась очень активно, так, например, в 1833 г. в книге «Правила хорошего поведения» Мисс
Селбарт писала: «Этот танец - только для девиц легкого поведения!» [3, с. 31]. Узаконить этот танец смогло только вмешательство королевы Елизаветы. А после того как принцесса Виктория пригласила оркестр Иоганна Штрауса на день своей коронации - 28 июня 1838 г., вальс окончательно «поселился» в дворцовых бальных залах.
В английском журнале «Belgravia» (июнь 1866 г.) было предупреждение: «Когда мы видим нашу сестру или нашу жену, за которую ухватился странный человек, который страстно обнимает её и без малейшего стеснения кружит вокруг зала - мы едва можем удержать ужас, который охватывает нас при виде этого злого танца» [3, с. 32]. В пример можно также привести доклад, опубликованный на страницах лондонской «The Times» от 16 июля 1816 г. о бале принца-регента: «Мы с болью отметили, что в прошлую пятницу в английском королевском дворе был представлен неприличный иностранный танец под названием «венский вальс». Вполне достаточно бросить глаза на сладострастные переплетения конечностей и близкое взаимодействие тел в танце, чтобы увидеть, что это действительно далеко от скромных ограничений, которые до сих пор считались отличительной чертой английских женщин. Пока эта непристойная демонстрация приписывалась девушкам легкого поведения и прелюбодеям, мы не думали, что это заслуживает внимания, но теперь, когда она пытается быть навязанной респектабельным классам общества, мы считаем своим долгом предупредить каждого родителя, чтобы их дочь не подверглась цепной реакции» [3, с. 37].
Даже в Германии, отличавшейся достаточной свободой нравов, официальный запрет на вальс был снят лишь в 1888 г. В общественных местах, где он исполнялся, присутствовал специальный представитель власти, который при малейшем нарушении правил мог остановить танец. В ряде мест при попытке введения вращательных движений в другие танцы мужчину могли оштрафовать. Так, в одном из городов Германии специальным служащим разрешалось штрафовать и даже заключать
в тюрьму тех, кто будет в танце чрезмерно кружить женщину или девушку.
В России император Павел I издал предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемой», да и при Александре I вальс пользовался репутацией излишне вольного танца. М. Сперанский писал дочери: «Жаль только, что глупый вальс занял место французских кадрилей; но есть надежда, что и у нас он сделается столько же дряхл и смешон, как в некоторых государствах» [5, с. 43].
Но остановить распространение вальса было уже невозможно, и, когда в 1815 г. после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс.
В Америке вальс впервые был представлен в Бостоне в 1834 г. Темп венского вальса был достаточно быстрым, но вскоре композиторы стали писать аккомпанирующую музыку, которая была намного медленнее (40 ударов в минуту по метроному). Эта музыка дала рождение новому стилю вальса, называемого бостоном, с более медленными поворотами и более длинным, скользящими шагами. От классического венского вальса этот танец отличался и музыкой, и движениями, и сегодня считается самостоятельным танцем. В аккомпанементе вместо третьей доли используется пауза, что позволяет прихотливо менять ритм мелодии. Изменяются и техника исполнения танца, положения в паре, движения партнеров. В медленном вальсе движения пары - скользящие, мягкие, волнообразные.
Разновидности вальса
В настоящее время вальс имеет множество форм: медленный вальс, венский вальс, фигурный вальс, вальс-бостон, классический вальс, танго-вальс, american smooth вальс. Но вернемся к истокам вальса, к тем формам, с которых начиналось зарождение сегодняшнего вальса.
Вальс в три па (66 тактов в минуту)
Основные характеристики вальса, названного Вилсоном «французским медленным вальсом» и впоследствии превратившегося в «вальс в три па», или «à trois temps», заключались в исходном положении - кавалер спиной к центру зала, дама спиной к стене - и особенной динамике вращения пары за счет того, что дама вращается вокруг своего партнера. Для стороннего наблюдателя, то есть не вовлеченного во вращение пары, становится очевидным, что движение основано именно на шести разных движениях, выполняющихся за два музыкальных такта. Это придает вальсовому вращению особенность, при которой выполняющий первые три шага (боковой шаг влево, закрест в пятую заднюю позицию и пируэт) является как бы осью для того, кто выполняет вторые три шага, обходя ось, которая вращается на месте.
Вальс в пять па
Так называемый «вальс в пять па», придуманный танцмейстером Перотом для театра, был наполнен прыжками, сложными фигурами и перемещениями, но затем был адаптирован для широкой публики. Шаг этого вальса сам по себе несложный, основная сложность заключается в темпе. В этом вальсе, как и в остальных вариантах, есть и обороты, и прямой ход.
Вальс в два па (88 тактов в минуту)
Вальс в два па появился в Вене в 1830-х и стал очень популярным в 1850-х гг. Движения вальса в два па приходятся на первый и третий счет, пауза на второй счет, таким образом, счет - «раз-и-два». Музыка этого вальса так же на 3/4, как и для вальса в три па. Шаг очень простой - собственно, это галоп, который исполняется в поворотах, обеими ногами попеременно. Но важно, что вместо подскоков необходимо скользить. В отличие от вальса в три па, в котором двигаются по кругу, вальс в два па танцуется по прямой, и оборот делается на глиссаде.
Исходная позиция кавалеров не такая, как в вальсе в три па: он стоит не лицом к партнерше, а смещается немного правее относительно нее. Кавалер в вальсе в два па начинает с левой ноги, дама с правой.
Современный вальс
В настоящее время вальс в два па не исполняется в танцевальной практике. Этот пример интересен с исторической точки зрения, но примерно в начале XX в. он был заменен современным медленным вальсом, который танцевался вдвое медленнее венского вальса. В сущности, это решило проблему быстрого темпа вальса, уменьшив скорость в два раза, но не изменило основные шаги вальса.
Медленный вальс - бальный танец европейской программы. Его еще называют английским вальсом. Музыкальный размер 3/4, три доли в такте. Темп медленный, 30 тактов в минуту. Как правило, каждый шаг соответствует одной доле. Сильная доля -первая. При движении вперёд первый шаг в наибольшей степени определяет длину перемещения за данный такт, второй -угол поворота, третий - вспомогательный, смена свободной ноги, то есть перенос центра тяжести тела. Положение в паре для вальса такое же, как в других танцах европейской программы: закрытая позиция, в нижней части тела расстояние между партнёром и партнёршей минимально, выше партнёрша создаёт шэйп, задача партнёра - создать условия для партнерши, в которых она может двигаться. В медленном вальсе не допускаются открытые позиции в паре.
В современном вальсе вместо шагов «вперед, приставить, вперед», как было в вальсе в два па, исполняется «вперед, вперед, приставить». Кажется, что не произошло больших изменений, но общее впечатление значительно изменилось. Вальс в два па танцевался на одном уровне, ровно, в современном вальсе присутствуют изящные волнообразные взлеты и спуски в положении тела. Этот плавный подъем и падение, пожалуй,
является самой последовательной и характерной чертой современного вальса.
Музыка вальса, выступая в качестве аккомпанемента, создает эти взлеты и падения. Танцор чувствует это возвышение и снижение в каждом такте, сгибая колени и приставляя ногу в конце третьего акцента (это можно сравнить с проходящими шагами в фокстроте). Шаги «вперед, вперед, приставить» соответствуют подъему, положению вверху. Зачастую на счет «два» происходит некоторое фермато (затягивание), заимствуя немного времени у счета 1 и / или 3, задерживая и увеличивая подъем, используя зависание тела, сглаживая повороты во время исполнения фигур. Во время поворотов присутствует сильный наклон тела в сторону центра поворотов. Можно задержаться в статической позе на один или более тактов.
В медленном вальсе количество фигур гораздо больше, чем в венском вальсе: двойной левый спин, дрег-хезитейшн, лок-степ назад, внешний спин, недокрученный внешний спин, лок в повороте, телемарк, крыло, плетение, фоллевей виск, левый виск и др. [1, с. 254].
Конечно, до сих пор существует венский вальс, и его танцуют в два раза быстрее, чем медленный вальс. Это означает, что подъемы и опускание исполняются более резко, а шаги гораздо мельче и компактнее.
Венский вальс - бальный танец европейской программы. Он аналогичен медленному вальсу, отличается количеством тактов в минуту, то есть темпом исполнения. Музыкальный размер 3/4, три доли в такте. Темп в два раза быстрее, чем в медленном вальсе, 58-60 тактов в минуту. Сегодня классический «Венский вальс» насчитывает 6 фигур: правый поворот, левый поворот, перемена с правой ноги, перемена с левой ноги, флекер, чек.
Помимо вышеперечисленных вальсов, существуют еще такие его разновидности, как танго-вальс, фигурный вальс, american smooth вальс.
Танго-вальс - это социальный танец, основанный на принципах ведения и следования, как в аргентинском танго. Это, по
сути, и есть аргентинское танго, танцуемое по музыку быстрого вальса. Для танго-вальса, как и для аргентинского танго, характерна постоянная импровизация во время исполнения. Танго-вальс - это третий танец, исполняющийся на милонгах (танго-вечеринках). Танго-вальс - это великолепная смесь романтики вальса и аутентичности аргентинского танго. Музыкальный размер 3/4, темп немного быстрее венского вальса, примерно 6570 тактов в минуту.
Совсем недавно в Россию из Америки пришло такое направление в социальном танце, как American Smooth, где помимо основных движений вальса в закрытой позиции допускаются открытые позиции, повороты партнерши отдельно от партнера, различные раскрытия. По программе American Smooth проходят соревнования. В России такой вальс имеет название «фигурный вальс», и его танцуют больше на показательных выступлениях.
В настоящее время вальс составляет основу европейской программы спортивно-бальных танцев. Из пяти танцев европейской программы два - вальсы: медленный и венский. Медленный вальс является первым танцем, которым танцевальные пары открывают свое выступление. По первым движениям пары в вальсе можно определить их танцевальный уровень, который включает в себя ритмичность, музыкальность пары, умение держать «рамку» (танцевальную позицию), а также способность двигаться без остановки, используя сложные технические приемы, такие, как свинг и свей. Можно сказать, что вальс - это «визитная карточка» пары, от этого танца складывается первое впечатление о дуэте. Умение танцевать вальс легко и динамично, двигаясь в паре как одно целое, требует долгих лет тренировок, большого труда и терпения, которые доступны не каждому. В венском вальсе, помимо всего прочего, добавляется еще и быстрый темп. Для того чтобы станцевать венский вальс красиво и технично, нужно иметь хорошую физическую форму, поэтому не зря спортивные бальные танцы относят к разряду спорта. Вальс составляет почти половину конкур-
сной европейской программы, поэтому от умения танцевать вальс зависит результат пары. Недаром многие танцевальные пары часами оттачивают мастерство, вальсируя по кругу в танцевальном зале.
Что касается бытового танцевания, без вальса не обходится практически ни один исторический фильм, описывающий события XVI-XIX вв. Вальс - это часть культуры общества, а также красивейшее достижение бального танца.
Еще одним традиционным мероприятием, благодаря которому вальс не теряет своей популярности в обществе, является венский бал. История этого события уходит во времена венского конгресса, почти на 200 лет назад. В то время в бальный сезон проводилось до 250 балов за вечер. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. И до настоящего времени венские балы не теряют своей популярности. Они проходят каждых год во многих странах мира.
В Москве венский бал проводится с 2003 г. под патронатом Правительства Москвы, Магистрата Вены и Посольства Австрии в России. Каждый год на нем собирается около полутора тысяч гостей - представителей общественности и культуры, политики и бизнеса России, Австрии, Германии, США и других стран. Венский бал - это не только светское, но, прежде всего, значительное культурное и общественное событие международного уровня.
До сих пор вальс остается танцем современной массовой культуры. Элементы вальса используют в современной и классической хореографии, кроме того, большое количество показательных шоу-номеров ставятся под музыку в 3/4 и с использованием движений вальса.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Гай Говард. «Техника европейских танцев». - Москва, 2003.
2. Сильвестр Виктор, Дженкинс Герберт. «Танцы прошлого времени». -Лондон, 1949.
3. От Совета Южных штатов США по бальным танцам (DRDC): «Информационное письмо». - Кливленд, США, «Информационное письмо», 2005.
4. Закс Курт. «World History of the dance by Curt Sachs». - New York, 1937.
5. Петровский Людовик. «Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии». - Харьков, 1825.
Abstract
A surprising number of dance rhythms are as recent as the Twentieth Century, but the origins of the Waltz go way back. Curt Sachs, a dance historian, has said that «the roots of all turning dances are lost in the twilight of Neolithic vegetation cults,» and many fast and twirling folk dances are described from the seventeenth and eighteenth centuries in Italy (the Volta), Germany (the Weller), Austria (the Landler).
There is a lot of different modern form of dance: pop dance, break dance, folk dance, but at the same time ballroom dance becomes more popular in particular, Waltz. In this connection special importance is the study of the conditions of formation of Waltz, basic characteristics and prerequisites for further development.
Keywords: Ballroom dance, Standard, Latin, Waltz, Viennese Waltz, Dance position.