Научная статья на тему 'Музыкальность движения как один из критериев оценки дисциплин европейской и латиноамериканской программ'

Музыкальность движения как один из критериев оценки дисциплин европейской и латиноамериканской программ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1683
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BALLROOM DANCE / EUROPEAN PROGRAM / LATIN AMERICAN PROGRAM / MUSICALITY OF PERFORMANCE / CRITERIA OF ASSESSMENT OF SKILL / MUSICALITY OF MOVEMENT / БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГРАММА / ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МАСТЕРСТВА / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузовникова Т. Б., Багирова Е. В.

Статья посвящена вопросам оценки исполнительского мастерства танцоров бальных танцев, исполняющих европейскую и латиноамериканскую программу. Выявление критериев оценки определяет направление создания методик обучения и пути самосовершенствования танцоров. Понятия теории музыки рассмотрены в контексте хореографии и танцевального движения. Особое внимание уделено музыкальности исполнения хореографического произведения. Статья раскрывает содержание таких понятий, как «счет», «ритм», «музыкальная структура», их взаимосвязь с хореографической лексикой. В статье делается акцент на один из ключевых критериев оценки техника исполнения. Авторы подробно излагают суть данного критерия, заостряя внимание на технических особенностях и неразрывной связи этих особенностей с музыкальным сопровождением. В заключении авторами предложены методические рекомендации, которые могут помочь педагогам-тренерам в работе над музыкальностью исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOVE MUSICALITY AS ONE OF THE ASSESSING CRITERIA OF JEWISH AND LATIN AMERICAN DANCING PROGRAMMES

The article studies skills evaluation issues of the Dancers' performing Jewish and Latin American programme. Identifying criteria for assessing determines the direction for creating training methodology and ways of dancers' self-improvement. Theory of music notions discussed within the context of choreography and dance move. Special attention is paid to the musicality of the performance of the choreographic work. The article reveals the contents of such concepts as “score”, “rhythm”, “musical structure”, their relationship with choreographic vocabulary. The article focuses on one of the key evaluation criteria the technique of performance. The authors set out in detail the meaning of this criterion, focusing on the technical features and the inextricable connection of these features with music. The authors present recommendations as a conclusion of the research that can help teachers in their work on the musicality of the performers.

Текст научной работы на тему «Музыкальность движения как один из критериев оценки дисциплин европейской и латиноамериканской программ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет", (г. Москва)

УДК 793.38

Kuzovnikova T.B., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Bagirova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

THE MOVE MUSICALITY AS ONE OF THE ASSESSING CRITERIA OF JEWISH AND LATIN AMERICAN DANCING PROGRAMMES. The article studies skills evaluation issues of the Dancers' performing Jewish and Latin American programme. Identifying criteria for assessing determines the direction for creating training methodology and ways of dancers' self-improvement. Theory of music notions discussed within the context of choreography and dance move. Special attention is paid to the musicality of the performance of the choreographic work. The article reveals the contents of such concepts as "score", "rhythm", "musical structure", their relationship with choreographic vocabulary. The article focuses on one of the key evaluation criteria - the technique of performance. The authors set out in detail the meaning of this criterion, focusing on the technical features and the inextricable connection of these features with music. The authors present recommendations as a conclusion of the research that can help teachers in their work on the musicality of the performers.

Key words: ballroom dance, European program, Latin American program, musicality of performance, criteria of assessment of skill, musicality of movement.

Т.Б. Кузовникова, доц. в области искусств, каф. бальной хореографии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Е.В. Багирова, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДИСЦИПЛИН ЕВРОПЕЙСКОЙ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ ПРОГРАММ

Статья посвящена вопросам оценки исполнительского мастерства танцоров бальных танцев, исполняющих европейскую и латиноамериканскую программу. Выявление критериев оценки определяет направление создания методик обучения и пути самосовершенствования танцоров. Понятия теории музыки рассмотрены в контексте хореографии и танцевального движения. Особое внимание уделено музыкальности исполнения хореографического произведения. Статья раскрывает содержание таких понятий, как «счет», «ритм», «музыкальная структура», их взаимосвязь с хореографической лексикой. В статье делается акцент на один из ключевых критериев оценки - техника исполнения. Авторы подробно излагают суть данного критерия, заостряя внимание на технических особенностях и неразрывной связи этих особенностей с музыкальным сопровождением. В заключении авторами предложены методические рекомендации, которые могут помочь педагогам-тренерам в работе над музыкальностью исполнителей.

Ключевые слова: бальный танец, европейская программа, латиноамериканская программа, музыкальность исполнения, критерии оценки мастерства, музыкальность движения.

Музыка - основа хореографического произведения. Хореографическая лексика сочиняется балетмейстером, а затем, воплощается исполнителем, опираясь на такие понятия музыки как: размер, такт, предложение, фраза, период, мотив, пульсация, акценты, динамика [1, с. 59].

Вопрос музыкальности исполнения актуален как для педагогов, членов конкурсных жюри, судейской коллегии танцевального спорта так и для танцоров бального танца. Воспитывая танцоров, занимаясь собственным развитием, исполнители танцев европейской и латиноамериканской программ совершенствуют свое мастерство, находя все новые детали, нюансы, мелкие единичные действия. Точное понимание соотношения музыкальных длительностей и танцевальных движений, передача эмоции, настроения, образа отображающего музыку - путь к совершенствованию мастерства, которое будет высоко оценено зрителями, членами жюри, судьями танцевального спорта.

Согласно правилам вида спорта «Танцевальный спорт», критерии оценки мастерства исполнителей состоят из 4-х компонентов по европейской программе и 4-х компонентов латиноамериканской программы: техника исполнения; музыкальность движения; партнерство; хореография и презентация. Для достижения музыкального исполнения движений, качественного партнерского взаимодействия, выполнения хореографии различных уровней сложности, танцоры используют технику движения. Поэтому говоря о музыкальности, партнерстве, хореографии и презентации, мы подразумеваем, какими техническими действиями танцоры должны владеть, и собственно эти действия ценны и оцениваемы. Но здесь необходимо понимать, что техника ради техники не нужна. Она обретает ценность лишь при достижении исполнителями хорошего исполнительского уровня музыкальности, партнерства, хореографии и презентации.

Компонент «музыкальность движения» имеет три подкомпонента дисциплин европейской и латиноамериканской программ:

- счет (тайминг) - интерпретация его длительности;

- ритм - соответствие ритмическим акцентам музыки;

- музыкальная структура - фраза, мелодия, тема, пауза, интенсивность...

Таким образом, любому техническому действию-движению музыкальное сопровождение диктует темп, музыкальный размер, ритмические акценты, фразировку, характер и динамику. Организация звуков во времени, чередование их равными по времени долями образует равномерное движение - пульсацию. В этом движении некоторые звуки выделяются ударениями -акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями, доли, не имеющие акцентов - слабыми. Равномерное чередование сильных и слабых долей определяет музыкальный размер. Танцы европейской (медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп,) и латиноамериканской (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв) программ имеют определенный неизменный музыкальный размер. Медленный вальс и венский вальс 3/4. Самба, пасодобль, танго 2/4. фокстрот, квикстеп, ча-ча-ча, румба, джайв 4/4. Скорость движения тактов называют темпом, который измеряется количеством тактов в минуту. Для конкурсных пар, исполняющих танцы европейской и латиноамериканской программ, определены следующие темпы: медленный вальс - 28-30 тактов в минуту; танго - 31-33 такта в минуту; венский вальс - 58-60 тактов в минуту; фокстрот -28-30 тактов в минуту; викстеп - 50-52 такта в минуту; самба - 50-52 такта в минуту; ча-ча-ча - 30-32 такта в минуту; румба - 25-27 тактов в минуту; пасодобль - 60-62 такта в минуту; джайв - 42-44 такта в минуту.

Под ритмом понимают соотношение длительностей звуков в их последовательности. Чередование длительностей, объединенное в определенной последовательности, образует ритмический рисунок. Каждый ритмический рисунок имеет свои акценты, не всегда совпадающие с акцентом (сильной долей) такта. Для счёта ритма движений применяется два варианта: «медленно -быстро» или с использованием звуков «1и- 2а- 3иа...». Каждый из бальных танцев имеет свой характерный ритм со специфическими сильными и слабыми акцентами. Эти ритмы сложились традиционно, отображая природу и происхождения каждого из танцев. Ритмы фигур танца могут иметь добавленные или сглаженные акценты, которые имеют природу варьирования и отображают, обогащают характер каждого танца европейской и латиноамериканской программ.

Критерий «техника исполнения» включает в себя понятие «музыкальность», оценка которой основывается на соответствии основному ритму музыкального сопровождения, на соответствии динамики исполнения танцевальных движений темпу и характеру музыкального сопровождения, на соответствии исполнения танцевальной пары фразеологической концепции музыкального сопровождения, на гармоничном соответствии типичных ритмов, заданных хореографией, тексту музыкального сопровождения. Уровень сложности по данному критерию определяется темпом музыкального сопровождения, количеством и разнообразием исполняемых ритмов.

Танцы европейской и латиноамериканской программ относятся к сложно координированным видам спорта. На одну музыкальную долю танцор должен сделать большое количество различных действий. Наступить стопой, донести вес, использовать характерное движение телом (в зависимости от танца это может быть поворот бедра, маятниковое действие бедер, «баунс», наклон, поворот торса, движение рукой, головой и т. п.). Вальтер Лэрд описывая шаги румбы, предлагает следующее исполнение: половина музыкального удара - шаг, вторая половина - донос веса. Каждую музыкальную долю мы условно можем поделить на: собственно удар, и на длительность - время до следующего удара. Заполнение длительности движением и есть музыкальное исполнение. Высоко цениться быстрое наступание на стопу совпадающее с ударом в музыку, с последующими единичными действиями на всю длительность этого удара. Под единичным действием понимается мелкое движение какой-либо частью тела, рук, ног, головы. Из единичных действий складывается движение, из движений - фигура, а из фигур - хореографический текст. Говоря о единичных действиях в паре, мы подразумеваем импульс одного партнера другому, реакция на данный импульс, способы передачи импульса-взаимодействия партнеров друг другу. Чем больше различных действий со специфическими характеристиками, тем профессиональнее и выше уровень исполнения. Каждый из танцев европейской и латиноамериканской программ имеют характерные фигуры и, следственно, характер-

ные конкретному танцу движения и единичные действия. Овладевая техническими качествами исполнения движений, танцор демонстрирует их под музыку, соотнося единичные действия с музыкальной длительностью. Педагогу необходимо проконтролировать правильное исполнение деталей движения на удар и на длительность. Шаг, донос веса, движение корпуса, взаимодействие в паре. Данные действия должны быть не рефлекторными, а осознанными с самоконтролем силы, скорости, эмоции, соотношения силы взаимодействия в паре.

Рассмотрим собственно термины удар, и длительность -время до следующего удара на примере базовых шагов танцев европейской и латиноамериканской программ. Медленный вальс и венский вальс имеют схожую музыкально-танцевальную основу - музыкальный размер 3/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Базовые фигуры состоят из группы трех шагов, каждый шаг по счету (таймингу) соответствует одной музыкальной четверти. Хореографические акценты: сильный на первую долю такта, долгий - на вторую долю такта. Музыкальная фразировка в большинстве танцевальных мелодий медленного вальса состоит из 2 тактов, где первый такт «восходящая-во-прос» интонация, второй такт «нисходящая-ответ» интонация. Базовые фигуры занимают 1 (три шага) такт или 2 (шесть шагов) такта. Любой танцевальный шаг начинается с затактового действия. Как правило, это движение корпуса в направлении исполняемого шага. Если шаг вперед, то корпус начнет движение вперед, если назад, то корпус начнет движение назад. Далее на удар музыкальной четверти исполняется быстрый вынос ноги и наступание стопой. В этот момент вес тела находится на двух ногах, корпус вертикально между стоп. На длительность (время до следующего удара) музыкальной четверти доносится вес до ноги, происходит подъем-снижение, поворот, наклон корпуса и в конце этой длительности корпус движется в направлении следующего танцевального шага. Точное наложение единичных действий танцора на музыкальную четверть гарантирует музыкальное исполнение танцевального шага.

Танго - музыкальный размер 2/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Базовые фигуры состоят из разного количества быстрых и медленных шагов. Медленный шаг по счету (таймингу) соответствует одной музыкальной четверти, быстрый шаг по счету (таймингу) соответствует половине музыкальной четверти (одна восьмая музыкальная длительность). Хореографические акценты могут выпадать как на первую, так и на вторую долю такта. Разнообразие хореографических акцентов и их совпадение и несовпадение с музыкальными акцентами создают неповторимый музыкально-хореографический ритмический рисунок. Танцевальный шаг начинается с затактового действия - движения корпуса в направлении исполняемого шага. Далее на удар (медленный шаг) или половину удара (быстрый шаг) музыкальной четверти исполняется быстрый вынос ноги и наступание стопой. В этот момент вес тела находится на двух ногах, корпус между стоп. На длительность (время до следующего удара) музыкальной четверти доносится вес до ноги, происходит поворот, наклон корпуса и в конце этой длительности корпус движется в направлении следующего танцевального щага. Быстрый или медленный шаг это понятие относится не к удару (шаг-наступание всегда быстрый), а к длительности (время до следующего удара) т. е. собственно к доносу веса, работе корпуса и подготовке следующего шага. Совпадение музыкального и хореографического акцентов создают ожидаемый яркий эффект, не совпадение акцентов - эффект неожиданности, непредсказуемости, интриги.

Фокстрот и квикстеп - музыкальный размер 4/4. Оба этих танца имеют джазовую музыкальную основу. Даже простые песенные музыкальные формы имеют большое количество синкоп. В музыкальном материале, используемом для исполнения бальных танцев, преобладают акценты на сильную долю такта. Базовые фигуры состоят из разного количества быстрых и медленных шагов. Медленный шаг по счету (таймингу) соответствует двум музыкальным четвертям, быстрый шаг по счету (таймингу) соответствует одной музыкальной четверти. Ритмическое исполнение медленного шага разнообразно. Возможно наступание на удар первой четверти, наступание на длительность первой четверти, на удар второй четверти. Любой из вариантов будет являться правильным, и интерпретирован как музыкальное исполнение. Очень важен шаг, попадающий на третью четверть такта. В этом шаге наступание стопой должно точно совпасть с музыкальным ударом (третья четверть такта). Движение корпуса слитное, не прерывное. Явной смены быстрого и медленного

движения корпуса не должно быть видно. Интересный ритм создается наступанием ног и акцентированные повороты и наклоны корпуса. Фокстрот и квикстеп самые сложные в музыкально-ритмическом плане танцы европейской программы.

Самба - музыкальный размер 2/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Базовые фигуры состоят из разного количества быстрых и медленных шагов. Шаг по счету (таймингу) может соответствовать одной музыкальной четверти, половине музыкальной четверти (одна восьмая музыкальная длительность), четвертой части музыкальной четверти (одна шестнадцатая музыкальная длительность). Базовые фигуры имеют более десяти оригинальных ритмов, но хореографические акценты совпадают с сильной долей такта. Хотя современные тенденции исполнения самбы предполагают возможным акцентировать вторую долю второго или вторую долю четвертого такта четырех тактовой фразы.

Ча-ча-ча - музыкальный размер 4/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Базовые фигуры состоят из одного или нескольких тактов, где на каждый такт исполняется группа из пяти шагов, первые три шага соответствуют 1 - 3 музыкальной четверти, четвертый и пятый шаги соответствует половине музыкальной четверти каждый (одна восьмая музыкальная длительность). Хореографические акценты могут выпадать как на первую, так и на третью долю такта. Как правило, более сильный акцент - первая доля такта, более длинный и мягкий акцент - третья доля такта. Для передачи оригинального хореографического ритма педагоги используют счет: 2-3-4и-1, или 2-3-ча-ча-ча.

Румба - музыкальный размер 4/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Базовые фигуры состоят из одного или нескольких тактов, где на каждый такт исполняется группа из трех шагов, первый шаг исполняется на вторую музыкальную четверть, второй шаг на третью музыкальную четверть, третий на четвертую и первую музыкальную четверть. Первый и второй шаги по счету (таймингу) соответствуют одной музыкальной четверти каждый, третий шаг по счету (таймингу) соответствует двум музыкальным четвертям. Хореографические акценты совпадают со второй и четвертой долями такта. Для передачи оригинально-

Библиографический список

го синкопированного хореографического ритма педагоги используют счет: 2-3-41.

Пасодобль - музыкальный размер 2/4. Музыкальный акцент соответствует первой доле такта. Наиболее простой по ритмической структуре танец. Базовые фигуры состоят из разного количества быстрых и медленных шагов. Медленный шаг по счету (таймингу) соответствует одной музыкальной четверти, быстрый шаг по счету (таймингу) соответствует половине музыкальной четверти (одна восьмая музыкальная длительность). Хореографические акценты совпадают с первой долей такта. Музыка для конкурсного исполнения пасодобля имеет определенную структуру. Законченное музыкальное произведение, состоящее из трех частей с определенным количеством тактов каждой части. Хореографические фразы должны соответствовать музыкальным фразам.

Джайв - музыкальный размер 4/4. Музыкальные акценты могут быть на любой из четырех долей такта. В музыкальном материале, используемом для исполнения бальных танцев, обязательны акценты на сильную долю первого и третьего тактов четырех тактовой фразы. Базовые фигуры состоят из одного, полутора или нескольких тактов, где на каждый такт исполняется группа из пяти шагов, первые два шага соответствуют 1 - 2 музыкальной четверти, третий и четвертый шаги соответствует половине музыкальной четверти каждый (одна восьмая музыкальная длительность), пятый шаг соответствует одной музыкальной четверти. Хореографические акценты вторая и четвертая доля такта. Полутора тактовая группа состоит из восьми шагов. Для передачи оригинального хореографического ритма педагоги используют счет:1-2-3-и-4-3-и-4.

Бальный танец воспринимается как произведение искусства в единстве музыки, техники исполнительского мастерства, эмоции и взаимодействия партнеров на уровне единого целого.

Таким образом, под музыкальностью исполнения танцев европейской и латиноамериканской программ, понимается единство взаимодействия музыкального ритма и хореографических движений, создающих образ хореографического номера, рождающих у зрителя, педагога, членов конкурсных жюри, судейской коллегии танцевального спорта эмоцию, настроение.

1. Темлянцева С.Н. Мастерство хореографа. Сборник лекций. Барнаул: АлтГАКИ, 2011.

2. Рубштейн Н.В. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта. Часть III. Тренер. Севастополь: Экспресс-печать, 2007.

3. Темлянцев С.И., Темлянцева С.Н. Современные тенденции и пути развития подготовки специалистов бальной хореографии. Сборник трудов конференции, 19 апреля, Барнаул: АГАКИ, 2010: 227 - 229.

4. Лэрд Вальтер. Техника латиноамериканских танцев. Часть I, II. Перевод с английского А. Белогородского. Москва: Издательство «Артис», 2003.

5. Мур. Алекс. Техника бальных танцев, 1994.

References

1. Temlyanceva S.N. Masterstvo horeografa. Sbornik lekcij. Barnaul: AltGAKI, 2011.

2. Rubshtejn N.V. Chto nuzhno znat', chtoby stat' pervym. Psihologiya tanceval'nogo sporta. Chast' III. Trener. Sevastopol': 'Ekspress-pechat', 2007.

3. Temlyancev S.I., Temlyanceva S.N. Sovremennye tendencii i puti razvitiya podgotovki specialistov bal'noj horeografii. Sbornik trudov konferencii, 19 aprelya, Barnaul: AGAKI, 2010: 227 - 229.

4. L'erd Val'ter. Tehnika latinoamerikanskih tancev. Chast' I, II. Perevod s anglijskogo A. Belogorodskogo. Moskva: Izdatel'stvo «Artis», 2003.

5. Mur. Aleks. Tehnika bal'nyh tancev, 1994.

Статья поступила в редакцию 07.08.18

УДК 371

Karimova R.M., postgraduate, Methodist Center for Advanced Studies, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar,

Kazakhstan), E-mail: [email protected]

VOLUNTEERING IN KAZAKHSTAN. The purpose of the study is to analyze volunteer activities in Kazakhstan. The methods of investigation are determined. The definition of the notions of a volunteer and a volunteer's activity is given. The meaning of a volunteer's activity is revealed. The concept of development of the voluntary activity among the youth in educational organizations is analyzed. Basic principles of the voluntary activity are given. The basic characteristics of volunteer activity are determined. The rules of volunteer activity are justified. The article gives perspectives of volunteer activity in Kazakhstan. Volunteering in Kazakhstan is needed by state bodies and non-governmental organizations. In the long term it is expected to increase understanding of the role of volunteering in building stable and cohesive societies in the Republic of Kazakhstan.

Key words: voluntary activity, Kazakhstan, concept, principles.

Р.М. Каримова, аспирант, Павлодарский государственный педагогический университет, г. Павлодар, Казахстан,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.