Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4
Е.В. Жбанкова
ТРАДИЦИИ РУССКОГО БЫТА
(общественная жизнь и танцевальная культура)
Программа спецкурса
Программа лекционного спецкурса адресована студентам, обучающимся по специальности «регионоведение», и разработана в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. Курс призван дать студентам общее представление об эволюции мирового историко-бытового танца как издревле неотъемлемой части жизни человеческого общества, его важнейшей досуговой традиции. Спецкурс знакомит с культурой бального танца России на разных этапах ее развития, дает почувствовать настроение эпохи, определить ценностные ориентиры этикета, понять некоторые особенности национального характера и попытаться сравнить русские бытовые общественные привычки на разных временных отрезках.
Ключевые слова: русский быт, историко-бытовой танец, национальный характер, этикет, общественная жизнь.
The syllabus of the elective lecture course is designed for the students of the department of area studies and is elaborated in accordance with the third-generation FSES (Federal State Education Standard). The course outlines the evolution of world historical folk dance as an integral part of society and its leisure tradition. The elective course familiarizes the students with the culture of ballroom dance, captures the mood of the poque, defines the norms of etiquette, gives knowledge of some peculiarities of national character and attempts to compare Russian social habitsat different time intervals.
Key words: Russian way of life, historical folk dance, national character, etiquette, social life.
I. Организационно-методический раздел
Введение спецкурса «Традиции русского быта (общественная жизнь и танцевальная культура)» в учебную программу обусловлено необходимостью дать студентам-регионоведам основные в их будущей профессиональной деятельности знания в области истории мировой культуры, россиеведения и русского мира; выработать навык самостоятельного критического анализа явлений культуры; сформировать представления об особенностях отечественного бытового уклада на примере общественного танца. Поставленная цель предопределила следующие задачи изучения дисциплины:
• дать представление об основных периодах развития западноевропейского и русского историко-бытового танца как специфи-
Жбанкова Елена Васильевна — докт. ист. наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
ческой формы отражения нравственных устоев и общественных вкусов;
• разобраться в понятии «историко-бытовой танец» как части развлекательной культуры с ее многообразными концепциями и определенным местом в эволюции мировой культуры и социальном регионоведении;
• отнестись к понятиям и терминам, принятым в профессиональной хореографии, как к культурологическим и регионоведче-ским категориям;
• сформировать навыки грамотного осмысления процессов, происходящих в сфере бытовой танцевальной культуры с точки зрения современного регионоведения;
• ознакомить студентов со степенью национальной самобытности и русским вкладом в мировую культуру историко-бытового танца;
• содействовать развитию у студентов культуры научного мышления, в том числе умения самостоятельно мыслить и грамотно излагать свои суждения в устной и письменной форме;
• способствовать формированию у студентов уважительного отношения к мировому и отечественному культурно-историческому наследию.
Лекционный курс «Традиции русского быта (общественная жизнь и танцевальная культура)» адресован студентам III курса отделения регионоведения и международных отношений, обладающим базовыми знаниями по отечественной истории, мировой истории, истории русской и мировой культуры, регионоведению, русскому миру, культурологии, философии культуры и пр.
Спецкурс входит в блок курсов по выбору студентов (специализация) образовательного стандарта. Общая трудоемкость дисциплины «Традиции русского быта (общественная жизнь и танцевальная культура)» — одна зачетная единица (68 академических часов) в виде лекций. Согласно учебному плану формой аттестации является зачет в V семестре. Специфика курса допускает некоторые формы промежуточной аттестации: коллоквиум в середине семестра, написание самостоятельных исследований по заданной теме, оценивающихся во время зачета.
Сведения об эволюции историко-бытового танца, особенно в контексте русской культуры, очень важны для студентов, получающих гуманитарное образование. Помимо общих значимых знаний о политической, экономической и военной истории, которые они получают в общих курсах, необходимы представления об атмосфере различных эпох. Почувствовать эту атмосферу могут дать либо художественная литература, либо специальные курсы, освещающие разные стороны бытовой жизни. Через призму общественного танца как неотъемлемой части традиции проведения досуга
разных социальных групп в различные исторические периоды можно увидеть ценностные ориентиры общества и правила этикета, понять некоторые особенности национального характера и попытаться сравнить бытовые общественные привычки на разных временных отрезках. Все это необходимо для выделения специфических принципов взаимодействия различных культур с целью поиска путей межкультурного взаимопонимания, для целостного системного понимания социокультурных процессов прошлого и настоящего времени с регионоведческой точки зрения.
II. Структура и содержание курса
Тематический план и структура курса «Традиции русского быта (общественная жизнь и танцевальная культура)»
№ п/п Наименование тем дисциплины Аудиторная работа (лекции) Формы контроля
1. Танец как основная культурообразующая форма 8 Письменная работа
2. Танец древнего мира 8 Контрольная работа
3. Особенности античного общественного танца 8 Письменная работа
4. Танцевальное искусство средневековой Европы 8 Письменная работа
5. Приобщение России к культуре бального танца в ХУП—ХУШ вв. 8 Письменная работа
6. Русская «паркетная» эпоха XIX в. 8 Письменная работа
7. «Американизация» бытовой танцевальной культуры начала ХХ в. 8 Письменная работа
8. Бальный танец по-советски (способ физического воспитания трудящихся) 8 Письменная работа
Итоговая аттестация Промежуточный коллоквиум. Устный зачет по билетам. Оценка письменных работ
Содержание дисциплины по разделам и темам
Тема 1. Танец как древнейшая культурообразующая форма
Перед тем как говорить со студентами о русской традиции общественного танца, необходимо дать им самое общее представление о теории хореографии, попытаться ответить на вопрос «Что такое
танец?», поговорить о роли и месте хореографии в жизни человека с древнейших времен. Особое внимание в данной лекции уделяется тезису о том, что по одной из теорий происхождения словесного языка считается, что язык как средство коммуникации появился позже, нежели примитивные ритмические движения, при помощи которых передавалась необходимая информация друг другу членами первобытного общества. Танец в связи с этим выступает как более древняя и основополагающая культурообразующая форма. Выделяются четыре основные формы танца, эволюция которых в той или иной степени рассматривается в материалах лекций. Это такие классические формы танца, как религиозная, военная, бытовая и эротическая. Наибольшее внимание оказывается развитию религиозной и эротической форм танца, так как первая форма считается самой древней и всегда присутствовала в разных культурах при совершении различных религиозных обрядов, а другая — послужила основой для появления собственно бального танца.
Тема 2. Танец древнего мира
Следующий смысловой блок посвящен разговору о танцах древнего мира. Здесь дается характеристика танцам древнего Китая, древней Индии, древнего Египта и танцам древних евреев, так называемым ветхозаветным танцам.
При рассказе об особенностях хореографии древнего Китая подчеркивается особая роль танцевальных церемоний при дворе китайских императоров. За много веков до нашей эры древние китайцы использовали танцевальное искусство в качестве иносказания для выражения многих чувств, мыслей и намерений. Например, по количеству танцев, количеству исполнителей в них, данных императором в своем дворце в честь одного из наместников, приглашенных в столицу, наместник мог судить об отношении императора к нему, к его деятельности и мог представить себе меры, которые будут приняты в отношении него на следующий день. При императоре состояло 64 танцовщика, прошедших обучение в течение трех лет в специальной академии, руководили которой два великих музыкальных мандарина. Сам император и его окружение должны были обязательно знать все танцы и участвовать в их исполнении. Всего в древнем Китае было восемь основных танцев и шесть малых, посвященных, как правило, различным божествам.
Характеризуя танцы Древней Индии, необходимо остановиться на основных правилах индийского классического танца с пояснениями причин появления этого особого танцевального языка. Индийская мифология чрезвычайно богата легендами, действующие лица которых обязательно танцуют. И если одна из них рассказы-
вает о том, что три крупнейших индийских божества: Шива, Брама и Вишну появились на свет из яиц, которые вышли из чрева богини Бхавани, предававшейся хореографическим упражнениям, то становится понятной огромная роль хореографии в представлениях древних индусов. Уделяется внимание институту баядерок (девадази), само существование которых в индийской культуре увязывает понятия религиозного обряда и танца.
О хореографии древнего Египта известно несколько больше, нежели о хореографии других древних цивилизаций, так как сохранились настенные рисунки-изображения и иероглифические тексты — пояснения к ним. Кроме них имеются сведения в письменных источниках разных веков (Платон, Лукиан, Плутарх, Геродот и пр.) о том, что танцевальное искусство служило главной основой египетского религиозного культа. Кроме того, известно также, что в быту египтян танцы были важной страницей. В доказательства приводятся описания танцев, исполняющихся на весенних религиозных празднествах в честь бога Осириса, знаменитого «Астрального танца», танца «Четырех основ», танцев в честь праздника жатвы и пр. Даются представления об особенностях танцевальных движений египтян и о системе обучения хореографии в древнем Египте.
О хореографии древних евреев известно мало, основным источником, откуда можно почерпнуть сведения, является Священное Писание, в котором повествуется, например, о плясках древних иудеев вокруг Золотого Тельца, о пляске царя Давида, о танцах Саломеи и пр. Эти сведения крайне важны для воссоздания обстановки, в которой зародилась христианская религия, и для понимания существа христианских обрядов, в которых, особенно в период раннего средневековья, танец играл существенную роль при отправлении религиозного культа.
Тема 3. Особенности античного общественного танца
Следующая смысловая часть спецкурса посвящена анализу античного танца. Этот исторический период — самый значительный для истории общественного танца, так как именно в традициях древних греков и римлян было обязательным включать хореографические действа во все жизненные процессы. В Древней Греции существовало четыре вида танцев: религиозные танцы, общественные танцы, домашние танцы и сценические. Религиозные танцы традиционно посвящались разным богам и исполнялись священнослужителями, профессиональными танцовщиками и населением в храмах во время религиозных праздников. Общественные танцы — это такой вид массовых действий, в котором принимает
участие подавляющее большинство жителей города и в котором заключена какая-либо нравственная идея, долженствующая позитивно отразиться на умонастроениях греческих граждан. Так, во времена Ликурга (1Х—УШ вв. до н. э.), на улицах Спарты исполнялся массовый танец «Гормос», который был введен в обиход законодательно и должен был служить развитию мужества, добродетелей и величия души, а также презрения к предрассудкам. По всем правилам «Гормос» исполнялся полностью раздетыми людьми. К домашним относились многочисленные танцы, исполняемые во время празднования дней рождений, свадеб и пр., а также входивших в похоронные обряды. Сценические танцы Древней Греции делились на трагические, комические, сатирические и лирические. Кроме того, рассказ о хореографии греков был бы не полон без обращения к системе обучения танцевальному искусству, знакомства с основными способами преподавания.
Хореографическое искусство Древнего Рима представлено анализом эволюции греческого общественного танца в танец-зрелище, танец-пантомиму.
Тема 4. Танцевальное искусство средневековой Европы
После падения Римской империи и утверждения христианской религии танцевальное искусство в Европе продолжало развиваться. Христианство вначале признавало и допускало священные пляски, которые долгое время (вплоть до XVI—XVII вв.) были составной частью религиозных празднеств в практике католической церкви. Однако с утратой строгости характера и постепенного обмирщения эта традиция исчезает из европейского быта. Зато основное значение в качестве самых распространенных общественных танцев приобретают танцы бальные или салонные. Высшее европейское общество приобщилось к подобным публичным танцам к ХП—ХШ вв. В это время они имели групповой массовый характер и облекались, как правило, в хороводную форму. Начиная с XIV в. на феодальных балах появляются парные танцы, сопровождаемые инструментальной музыкой, называемые тогда «эстампи». В XV в. «главной» страной бального танца была Италия. Постепенно центр салонной хореографии перемещается во Францию, где хореографический текст многих танцев усложняется, и появляются совершенно новые многочисленные танцы. Довольно подробно о средневековой хореографии можно узнать из описаний XVI в., составленных французом Туано Арбо. В этих описаниях можно узнать о том, что к XVI в. на балах исполнялись две группы танцев: а) низкие или басдансы; б) шутливые или прыгающие. В их числе были такие танцы, как
бранль, фарандола, вольта, павана и др. В XVII в. европейская бальная культура достигает своего расцвета. В 1661 г. Людовик XIV издает указ об организации Парижской Академии танца. В специальном королевском документе говорится, что Академия призвана способствовать воспитанию хороших манер у привилегированных классов и хорошей выправке у военных. Возглавили эту Академию 13 лучших учителей, названных профессорами. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые.
Тема 5. Приобщение России к культуре бального танца
в ХУП-ХУШ вв.
Именно в том же XVII в. произошло знакомство русской знати с высокоразвитой бальной культурой Европы. Бальные танцы в Москве исполнялись польской знатью, которая была приглашена на свадьбу Лжедмитрия и Марины Мнишек. Надо отметить, что первое впечатление русского боярства от привычек европейцев подобным образом проводить досуг было чрезвычайно негативным, так как традиции общественных танцев в русском быту не было (за исключением, конечно, народных плясок). Против подобной практики общественных увеселений выступала русская православная церковь, так как, с одной стороны, в этом усматривались остатки язычества, а с другой — влияние «латинов» — католиков. Древние народные празднества, сопровождавшиеся плясками, церковь называла «сатанинскими», «треклятыми», «еллинскими». В XVI в., например, эти народные игрища квалифицировались как «мужем и отроком великое прельщение и падение, а женам мужа-тым беззаконное осквернение и девицам растление». Поэтому первые публичные балы в России появляются только в XVIII в., в период реформ Петра I. Хрестоматийным стало понятие петровских ассамблей, которые и положили начало приобщению России к европейским салонным традициям. Именно в петровскую эпоху появляются первые учителя «танцев, учтивостей и комплиментов», которые и обучили русскую знать неизвестной до той поры сложной науке телодвижений. Этими первыми учителями были пленные шведские офицеры, попавшие в Россию в результате Северной войны. Особенно знаменательным было то обстоятельство, что впервые к общественной жизни стали приобщаться русские женщины, ведущие до той поры замкнуто-теремной образ жизни. С XVIII в. в России на многочисленных и частых балах исполняются те же танцы, что и во всей Европе, а в казенных учебных заведениях об-
учение танцу вводится в качестве обязательного предмета. В этот период танцуются полонез, англезы, и, конечно же, менуэт, умением танцевать который определялась хореографическая искушенность.
Тема 6. Русская «паркетная» эпоха XIX в.
К XIX в. Россия становится во многом законодательницей мод в бальной хореографии, хотя по-прежнему главным авторитетом в этом вопросе остается Франция. Так, например, вальс и мазурка в той же Франции периодически называются «русским вальсом» и «русской мазуркой», хотя национальное происхождение этих танцев далеко не русское.
Первая четверть XIX в. вошла в отечественную историю под названием «танцующей» или «паркетной» эпохи, так как именно в этот период русская бальная культура переживает эпоху своего расцвета. В это время от умения танцевать и знания бального этикета в значительной степени зависели репутация в свете и положение человека в обществе.
В течение XIX в. сложилась и утвердилась система обучения бальным танцам. Можно было научиться танцевать у частного учителя, можно было ходить на публичные «учебные» балы, можно было освоить хореографические премудрости, пользуясь многочисленными самоучителями, в больших количествах издававшихся тогда. Самым верным способом было систематическое обучение танцу с детского возраста. В русских учебных заведениях во многих обязательным, а в некоторых дополнительным, предметом обучения были уроки «танцевания». Постепенно бальный танец из привилегии аристократического общества становится достоянием самых широких масс общественности. Получают широкое распространение балы в провинции, купеческие балы, студенческие балы, балы в училищах и гимназиях и пр. Несмотря на известную демократизацию правила поведения на балах остаются неизменными и поэтому во всех руководствах по этикету в обязательном порядке имеются главы, посвященные балу.
Тема 7. «Американизация» бытовой танцевальной культуры
начала ХХ в.
С началом XX в. характер общественного танца в России резко меняется, что, впрочем, происходит и в других странах. Роль французской (европейской) культуры в этом процессе ослабевает. Теперь основное влияние на бальные танцы оказывается из-за океана. На протяжении всего ХХ в. культура общественного танца формируется под влиянием латиноамериканских и афро-амери-
канских танцев. Эта тенденция сохраняется и поныне, хотя в настоящее время под культурой общественного танца понимается нечто иное, нежели вкладывалось в это понятие в течение многих веков. Начало ХХ в. в бальной хореографии характеризуется появлением так называемых степовых танцев и танца, иногда называемого символом той эпохи, — танго. В 1909 г. впервые в Париже проводятся соревнования по бальным танцам, что ознаменовало наступление нового этапа в судьбе историко-бытового танца. С началом Первой мировой войны традиция проведения балов в Европе прекращается и возобновляется после нее в совершенно ином виде широкодоступного массового развлечения. Европа и Америка танцуют танцы на основе фокстрота и джазовой музыки.
Тема 8. Бальный танец по-советски
(способ физического воспитания трудящихся)
В России после 1917 г. произошли, безусловно, серьезные перемены в отношении к бальному танцу — одной из самых «закоренелых привычек русского царизма». В 1920-е годы термин «бальный танец» даже не употреблялся. Однако желание танцевать всегда присуще молодежи, даже пролетарской, запретить его совсем как форму досуга было невозможно, поэтому танец в первые годы советской власти пытались рассматривать как один из способов физического воспитания трудящихся. Для исполнения на культурно-массовых мероприятиях рекомендовались некоторые классические бальные танцы (вальс, полька), а также те танцы, которые имитировали народные (казачок, русская, венгерка). Западные новинки танцевать советской молодежи не разрешалось.
В начале 1930-х годов ситуация в области общественного танца изменилась. Танцы вновь начинают называться бальными и выводятся из сферы общей физической культуры. Был значительно расширен репертуар бальных танцев. Вначале было разрешено исполнять дореволюционные отечественные бальные танцы, такие как падеграс, падекатр, падетруа и пр., затем были разрешены и современные зарубежные бальные танцы. Перед руководителями студий и профессионалами общественными органами сознательно ставилась проблема создания нового бального коллективного танца, который был бы и массовым, и простым в исполнении, и радостным, символизирующим идеи коллективизма, и лишенным какой-либо чувственности. Дальнейшая эволюция бального танца в нашей стране показала, что эта задача невыполнима, и развитие советского бального танца все равно оставалось в общем русле эволюции мировой культуры общественного танца под серьезным влиянием американской и европейской моды.
Самостоятельная работа студентов
Значительный объем содержания курса предусматривает активную самостоятельную работу студентов в виде:
• чтения и конспектирования рекомендованных научных и художественных текстов;
• просмотра рекомендованных кинофильмов и записей истори-ко-бытового танца;
• подготовки к коллоквиуму и зачету по конспектам лекций и рекомендованным источникам;
• творческой самостоятельной работы, предполагающей написание исследовательской работы по заданной преподавателем теме.
III. Учебно-методический раздел
Требования к уровню освоения содержания курса
По окончании курса студент должен:
• иметь представление об основных периодах развития западноевропейского и русского историко-бытового танца как специфической формы отражения нравственных устоев и общественных вкусов;
• владеть понятиями и терминами, используемыми в курсе (такими, как культура, цивилизация, аксиология культуры, культурная картина мира, динамика культуры; традиция, новация, прогресс; историко-бытовой танец, общественный танец, бальный танец; развлекательная культура, досуговая культура, салонный этикет; идеал, норма; физическая культура, массовая культура, идеология глобализации и др.);
• иметь четкие представления о процессах, происходящих в сфере мировой бытовой танцевальной культуры;
• осознавать степень национальной самобытности и объем русского вклада в мировую культуру историко-бытового танца;
• ориентироваться в тенденциях развития современной культуры бытового танца и понимать ее значение в реалиях жизни российского общества.
Образовательные технологии
Основными образовательными технологиями являются: установочная лекция, проблемная лекция, лекция-беседа. Отдельные лекции курса сопровождаются визуальным рядом (компьютерные презентации, показ видеофрагментов, иллюстраций). Текущая проверка знаний студентов осуществляется на коллоквиуме, итоговая —
на устном зачете. Основные формы самостоятельной работы студентов: анализ и конспектирование рекомендованных научных текстов; просмотр видеоматериалов, рекомендованных преподавателем; написание творческих работ; самостоятельный поиск и анализ материалов по теме.
Список литературы
Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. M., 1864.
Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. M., 1987. Воронина И.А. Историко-бытовой танец. M., 1980. Глушковский А.П. Записки балетмейстера. M.; Л., 1940. Иванов И.И. Новейший самоучитель бальных танцев. M., 1908. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI—XIX вв. M.; Л., 1948. Карташева Н.В. Программа лекционного курса «Культурология» // Вестн. Mоск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1. Кусков И. Танцевальный учитель, заключающий в себе правила и основания сего искусства к пользе обоего пола, со многими графи-рованными фигурами и частию музыки. СПб., 1794. Лоевская М.М. Образ женщины в византийской и русской литературе // Вестн. Mоск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. Михневич В. Исторические этюды русской жизни. Т. 1—2. СПб., 1882. Секрет танца / Сост. Т.К. Васильева. СПб., 1997. Сидоров А.А. Современный танец. M., 1922.
Стуколкин Л. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. СПб., 1890.
Танцевальный словарь / Пер. с фр. словаря Компана. M., 1790. Танцы, их история и развитие с древнейших времен до наших дней. СПб., 1902.
Худеков С.Н. История танцев всех времен и народов. Ч. 1—4. СПб.; Пг., 1913-1917.
Шлиффер Д.О. Современный танец. Руководство к изучению. M., 1937. Arbeau Thoinot (Tabourot). Orchesographie ou traite en forme de dialogue, par lequel toutes personnes peuvent facilement apprendre et pratiquer l'honneste exercice des danses. Paris, 1888. Sachs K. Worlds history of the dance. N. Y., 1937. Vaillat L. History de la danse. Paris, 1942.